Первые искушения святые иссушают воздержанием, а приражения вторых – терпением (см. amb. 10: PG 91, 1204С-1205С). Итак, под невольными искушениями, прп. Максим, очевидно, понимает такие, которые совершенно не зависят от нас, как, например, стихийные бедствия и тому подобное; к находящемся в нашей власти он, очевидно, относит искушения, связанные с телесными страстями, восстание которых, скажем, во время вольного поста, по прп. Максиму, может быть «иссушаемо». 288 Топоним Qanä созвучен глаголу qäna «покупать» (соотв. в пассиве «быть купленным»). Сходное толкование в: Epiph. Рапаг .: 2. 303. 6, ed. Holl. 289 Топоним Gälil созвучен слову gälil «то, что вращается», а также глаголу gäla «открывать». Существительное от этого глагола в значении «откровение» не засвидетельствовано в Писании. Однако в Талмуде (то есть уже по-арамейски) есть слова gataya и gallayyä с этим значением. 290 νος ζιν ποκαλυπτικν χων. Выражение встречается у прп. Максима в: qu. Theop.: PG 90, 1400D. 291 Может иметься в виду человеческий разум ( λγος), который прп. Максимом часто понимается как «практический разум», опосредующий между умом и жизненной силой (см., напр., Мистагогия гл. V). 293 Ср. в Thal. 40, где прп. Максим снова обращается к толкованию брака в Кане Галилейской: «Матерью же Слова является истинная и незапятнанная вера. Ибо как Слово в качестве Бога есть по природе Творец родившей Его по плоти Матери, которую Он соделал таковой через [Свое] человеколюбие, приняв от Нее рождение в качестве человека, так и в нас Слово, сначала сотворив веру, затем становится Сыном нашей веры, воплощаясь от нее в добродетелях соответственно [духовному] деланию. Благодаря этой вере мы и совершаем все [доброе], воспринимая от Слова харизмы для [своего] спасения. Ибо без веры, Богом по природе и Сыном по благодати которой является Слово, совсем невозможно иметь дерзновения для того, чтобы обращаться с прошениями к Нему» (PG 90, 400В-С, рус. пер. А. И. Сидорова , цит. по изд.: Максим Исповедник 1993, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Умозрит. и деятел. главы, 6, 88; ср. MG. t. 90, cap. alia 142. 2543 Capim. theol. et. oecon., 1, 81: γρ μ κρς αντο, κα πντων τν πωσον νοεσθαι δυναμνων, κα ες τν πρ νησιν σιγν καταστς, ο δναται τροπς εναι πμπαν λεθερος. 2546 Ibid. 2, 61: τν τς προσευχς κροττην κατστασιν, τατην εναι λγουσι, τ ξω σαρκς κα κσμου γενσθαι τ voν κα υλον πντη κα νεδεον ν τ προσεχεσθαι. ον τατην λβητον διατηρν τν κατστασιν. οτος ντως διαλεπτως προσεχεται. 2550 MG. t. 90, Capit. theol. et oecon., II, 49: λον χων τν πθον ναλσαι τς θικς διδασκαλας κα σν Χριστ γενσθαι, δι τς κατ νον περκοσμου κα πλς θεωρας. 2554 Атв. lib., 221А–222В. – Ср. характеристику философско-богословских воззрений пр. Максима у А. Бриллиантова op. cit., стр. 191–219. 2557 Dig. lib. 50, tit. 17, fr. 202. (Corpus juris civilis, ed. stereot. сига I. L. G. Beck, Lipsiae, 1829, p. 778). 2579 Виндельбанд, ibid. Конечно, употребление термина „метафизика“ у Виндельбанда в данном месте совсем не соответствует бэконовской терминологии: у Бэкона, как мы знаем, метафизика занимается не только конечными причинами, но и формами. 2683 Theoph. Cont. Lib. IV, cap. 33. Его повторил Cedrenus 173. (P. G. CXXI, 1057). У других хронистов, писавших до Константина Порфирогенета, мы ничего не находим о крещении Руси; см. места о нападении Руси, где можно было бы ожидать упоминания о крещении: Georg. Cont. р. 736 (Р. G. СХ, 1054).=Leo Gramm. 241 (Р. G. VIII, 1073). Pseudo-Symeon. 674 (Р. G. 730). У Генезия даже не упоминается о нападении руссов. 2689 Ассемани, Calendaria ecclesiae universae. Romae 1755 р. 238; 253 sq. Ср. Макария. История христианства в России до Равноапостольного князя Владимира. СПб. 1846, стр. 275. 2692 Pichler. Geschichte des kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident. München. В. II, S. 2–3. 2693 Хронисты и отмечают, что посольство прибыло вскоре (μετ’ ο πολ) после нашествия. Theop. Cont. Lib. IV, cap. 33. 2694 У Кедрина, Зонары и Ефрема Игнатий однако по имени не назван.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002