Кинота и трехчленной Комиссии, при содействии греч. Мин-ва образования (в наст. время финансирование осуществляется гл. обр. за счет гос-ва). Среди ее выпускников не только монахи, но и неск. мирян. Лит.: Χρυσστομος ( Παπαδπουλος ), ρχιεπ. Περ τν μετ τν λωσιν Κωνσταντινουπλεως Ελληνικν Ακαδημιν //Πρακτικ Ακαδημας Αθηνν. 1927. Τ. 2. Σ. 200-206; Χριστφορος (Κτενς), ρχιμ. Η σγχρονος Αθωνις σχολ κα ο ν ατ διδξαντες π το 1841 μχρι το 1916. Αθναι, 1930; Δημαρς Κ. Θ. Η Σχολ το Αγου ρδβλθυοτεΟρους στ 1800 //Ελληνικ. 1957. Τ. 15. Σ. 141-171; Ναθαναλ, π. Μιλητουπλεως. ρδβλθυοτεΑθως, Η Αθωνις Σχολ //ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 933-935. Библиотеки Упоминание рус. книг в описи имущества мон-ря Ксилургу. Декабрь 1142 г. (Actes de Saint-Panteleemon. 7. Pl. XV) Упоминание рус. книг в описи имущества мон-ря Ксилургу. Декабрь 1142 г. (Actes de Saint-Panteleemon. 7. Pl. XV) А. известен во всем христ. мире не только как один из древнейших центров монашеской жизни, но и как богатейшая сокровищница старинных рукописей. Первое упоминание о монастырской б-ке на А. восходит к 980 г.; одним из древнейших свидетельств о книжных хранилищах афонских обителей является сохранившийся в акте 1142 г. перечень рус. книг из мон-ря Ксилургу. На А. действовали книгописные мастерские (скриптории). Множество древних кодексов (с X в.), хранящихся в наст. время в различных б-ках мира, написаны монахами-святогорцами. Переписка рукописей считалась делом благочестивым. Немало книг попадало на А. в составе личных собраний приходивших сюда ученых мужей, среди к-рых особенно известны дидаскал Патриаршей академии Феофан Элеавулк († ок. 1555) и Максим Маргуний († 1602). Иллюминованная Псалтирь. IX в. (Cod. Pantokr. 61) Иллюминованная Псалтирь. IX в. (Cod. Pantokr. 61) Богатые собрания монастырских б-к привлекали к А. интерес европ. филологов и любителей древней письменности. Одним из первых среди них был Иоанн Ласкарис, к-рый в 1491 г. приобрел десятки древних манускриптов для флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Между 1540 и 1544 гг. на А. побывал Николай Софиан, доставивший ок. 300 рукописей для посла Карла V в Венеции Уртадо де Мендосы. В сер. XVII в. грек-униат Афанасий Ритор вывез более сотни манускриптов во Францию (большая часть хранится в Нац. б-ке в Париже). Наибольшее число рукописей было вывезено с А. в Россию Арсением (Сухановым) в 1655 г.; в наст. время в основном они хранятся в собрании ГИМ (см. разд. «А. и Россия»). В XIX в. немало драгоценных афонских рукописей оказались в б-ках Франции, Великобритании и России. Сокровища монастырских хранилищ не только вывозились за пределы А., но и расточались, погибая во время грабительских набегов и разорений или от небрежения. Особенно большой урон наносили пожары, уничтожившие мн. сотни рукописей.

http://pravenc.ru/text/77102.html

+ album de XLV pi.). Actes de Esphigmenou. (Archives de Г Athos, VI)/Ed. dipl. J. Lefort. Paris, 1973. (250 p. + album de XL pi.). Actes d» Iviron (Archives de I» Athos, XIV, XVII)/Ed. dipl. J. Lefort, N. Oikonomides, avec la collaboration d " H. Metreveil. T. I. Paris, 1985. (318 p. + album de LXIV pi.). Actes de Kutlumus (Archives de I» Athos, II)/Ed. dipl. P. Lemerle. Paris, 1962. (478 p. + album de LXXVI pi.). Actes de Lavra (Archives de Г Athos, V)/Ed. dipl. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachrysanthou. T.I. Paris, 1970. (447 p. + album deLXXX pl.). Actes de S.-Panteleemon. (Archives de I» Athos, XII)/Ed. dipl P. Lemerle, G. Dagron, et S.Cirkovic. Paris, 1982. (233 p. + album de LVI pi.). Actes de Xeropotamou (Archives de Г Athos, III)/Ed. dipl. J. Bompaire. Paris, 1964. (293 p. + album de LIV pi.). Actes de Zographou (Actes de I» Athos, IV)/Ed. W. Regel, E. Kurtz et B. Korablev. СПб., 1907. (Приложение к BB). Anne Котпёпе. Alexiade (regne de I» empereur Alexis I Comnene 1081–1118)/Ed. B. Leib. N. I-III. Paris, 1937–1945. Basilikorum libri LX. series A (textus)/Ed. H. J.Scheltema, N. Van der Wal. Vol.I-VIII. Groningen, 1955–1984. Bryennios Nicephore. Histoire/Introd., texte, trad, et notes par P. Gautier. Bruxelles, 1975. Codex Justinianus/Ed. P.Kruger. Berolini, 1959. 1877. 1 Aufl. Cedrenus Gregorius. Skylizae Ioannis Compendium historiarum/Ope ab J.Bekkero. Vol.I-II. Bonnae, 1838. Constantinus Porphyrogenetus. De administrando imperio/Ed. by G. Moravcsik. English translation by R. Jenkins. Budapest, 1949. Dolger F. Regesten der Kaiserurkunden des ostromische Reiches. Bd I. . Munchen; Berlin, 1924; Bd II. Mvinchen; Berlin, 1925. ., Gautier G. La diataxis de Michel Attaleiate//REB. 1981. T. 39. Gautier G. Le Tupicon du sebaste Gregoire Pacurianos//REB. 1984. T.42. Gautier G. Le Tupicon de la Theotokos Keharitomene//REB. 1985. T.43. Gautier G. Le Tupicon de la Theotokos Evergetis//REB. 1982. T. 40. Gregoras Nikephorus. Byzantina historia graeca et latina/Cura L.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РосС. 3). С другой стороны, вызывают недоверие издателей слова текста подлинника, не подтвержденные в поздних копиях 5, 65–66). Многочисленные ошибки в чтении греческого текста издателями очевидны. Поразительно и фантастическое толкование некоторых реалий (в частности, о византийских монетах). Встречаются и другие ошибки: неправильный перевод дат на современное летосчисление, путаница в византийской титулатуре и должностях, беспомощный нумизматический комментарий и т. д. К настоящему времени уточнены и некоторые датировки (напр., 19). Конечно, в начале XXI в. легко критиковать первые опыты такой работы более чем столетней давности, однако важно сейчас иметь четкое представление о недостатках этого труда не только потому, что пока он является единственной сводной публикацией актов Русского монастыря, но и в связи с тем, что ошибки издателей повторяются даже в относительно новых специальных работах по истории Русского монастыря на Афоне. 386 Напр.: Флоринский Т. Афонские акты и фотографии с них в собраниях П. И. Севостьянова. СПб., 1880; Меует Ph. Haupturkunden für die Geschichte der Athoskloster. Leipzig, 1894; Regel W. Χρυσβουλλα κα γρμματα τα τς ν τ γψρει θψ " Ιερας κα σεβασμας Μονς το Βατοπεδου. St. -Ptb., 1898. 393 Goudas М. Βυζαντιακ γγραφα τς ν θω ερς Μονς το Βατοπεδου//πετηρ " ις Εταιρεας τν Βυζαντινν Σπουδν. 1927. Τ. 3. Σ. 113–134; 1927. Τ. 4. Σ.211–248. 394 Ktenas Ch. Χρυσβουλλοι λγοι τς ν Αθω ερς... Μονς το Δοχειαρου//πετηρ " ις Εταιρεας τν Βυζαντινν Σπουδν. 1927. Τ. 4. Σ. 285–311; 1929. Τ. 6. 395 Мошин В. Акти из светогорских архива//Споменик Српске АН. 91. Београд, 1939. С. 153–260; Mosin V., Sovre A. Dodatki h grckim listinam Hilandarja. Ljubljana, 1948. 396 Dölger F. Aus Schatzkammern des Heiligen Berges. München, 1948; Idem. Sechs byzantinische Praktika des 14. Jh. für das Athoskloster Iberon//Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. N. F. München, 1949. Bd. 28. 403 Акт. Прот. ; Oikonomidès N. Actes de Kastamonitou. Paris, 1978; Actes de Laura. Paris, 1977. T. 2 (1240–1326); Paris, 1979. T. 3 (1329–1496); Paris, 2006. T. 4 (1357–1452); Actes de Saint Panteleemon. Paris, 1982; Actes de Xenophon. Paris, 1987; Actes d’lviron. Paris, 1987. T. 1; 1990. T. 2; 1994. T. 3; 1995. T. 4; Actes de Kutlumus. Paris, 1988; Actes du Pantocrator. Paris, 1991; Actes de Docheiariou. Paris, 1998; Actes de Chilandar. Paris, 1998. T. 1; Actes de Vatopédi. Paris, 2002. T. 1; 2006. T. 2. 404 Règles à suivre pour ledition des actes byzantines//Revue des Etudes Byzantines. 1952. T. 10. P. 124–128. 405 Напр., досконален анализ грамот у Н. Икономидиса; аппарат нового издания актов Лавры не столь скрупулезен. 407 Напр.: Dölger F. Zur Textgestaltung der Laura-Urkunden und ihrer geschichtlichen Auswertung//Byzantinische Zeitschrift. 1939. Bd. 39. S. 23–66; Guillou A. Actes de Laura 1 (Supplement)//Bulletin de Correspondance Héllènique. 1957. Vol. 81. P. 722–724.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубеж X-XI в. Vaticanus Gr. 1595, f. 190v-199v. XI в. Athous Laurae Г 44 (Eustratiades 284), f. 169–175. Cambridge, Trinity College, B. 8. 7., f. 230–234. Bodleianus ROE. 28, f. 142v-144. Bodleianus Laudianus Gr. 82, f. 158–167 (приписано папе Григорию). Oxford, St. Mary Magdalene College, Gr. 4, f. 260–276v. Athous Panteleemonis 87 (Lambros 5593), f. 79v-89v. Athous Laurae Г 120 (Eustratiades 360), f. 290–298. Scorialensis Gr. 166 (T. III. 6.), f. 36v-65. XII в. Ambrosianus Gr. 366 (F 124 sup. olim О 140), f. 149–160v XIII в. Vindobonensis Theol. Gr. 123 (olim 151), f. 44v-52. Vindobonensis Hist. Gr. 62 (olim 32), f. 69–82. Marcianus Gr. VII, 29, f. 193v-201 (первая треть века). Athous Batopedii 422, f. 106–114. Parisinus Gr. 767, f. 117v-126v. Parisinus Gr. 1181A, f. 135–144. XIII –XIV в. Atheniensis 2083, f. 55–64. XIV в. Bodleianus Selden. arch, supra 9, f. 5м-13м. Oxford, Lincoln College, D.GR. I., f. 106–116. Athous Iberorum 592 (Lambros 4712), Athous Laurae H 179 (Eustratiades 834), f. 174–189. Athous Laurae K81 (Eustratiades 1368), f. 219–224. Athous Laurae I 63 (Eustratiades 1147), f. 110–122. Ambrosianus Gr. 192 (C 92 sup. olim N 155), f. 182V-187 (конец века). Parisinus Coislinianus 304, f. 140–150. Atheniensis 278, f. 83v-91v. Atheniensis 992, f. 173–183. Atheniensis 242, f. 104–117v. XV в. Marcianus Gr. 575, f. 259–264v (1426 г.). Athous Iberorum 560 (Lambros 4680), Athous Panteleemonis 92 (Lambros 5598), f. 22v-28. Athous Panteleemonis 191 (Lambros 5698), f. 272–277v. Ambrosianus Gr. 730 (S 18 sup.), f. 96–113 (начало века). Parisinus Gr. 773, f. 191v-201. Atheniensis Metochii 48, f. 337v-345. Meteoron Hagiou Stephanou 145, f. 29v-45v. Patmiacus 634, XVI в. Mosquensis Syn. Gr. 303 (Vladimir 395), f. 67–89v. Marcianus Gr. VII, 41, f. 140–153. Athous Philothei 83 (Lambros 1847), Athous Dionysii 231 (Lambros 3765), Madritensis Gr. 195 (olim O-15), f. 8–16 (ок. 1553 г.). Parisinus Gr. 1013, f. 86V-106. Atheniensis 457, f. 153–167. Meteoron Hagiou Stephanou 126, f. 94–104.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В качестве самого общего практического вывода можно констатировать, что пока ни один из вышеуказанных жанров надлежащим образом не представлен на русском языке. Но перевод далеко не единственная задача. Уставы, жития, богослужебные, а также богословские и мистические тексты требуют глубокого комплексного прочтения с тем, чтобы, подобно пчеле, извлечь из них  мед афонской аскетической традиции. Перед исследователем – неисчерпаемое море работы, а у русского монаха, стремящегося на Афон, появляется простое рукоделие – выучить греческий – как новый, так и древний – что порой бывает не так уж просто в строгом ритме монастырской жизни. Конечно, заявленная тема доклада «В поисках афонской аскетической традиции» ни в коей мере не ставит под сомнение саму эту традицию. Косвенно она указывает на крайнюю удаленность любого научного или псевдонаучного дискурса от подлинных высот богопознания, на которые восходили афонские святые. В то же самое время удаленность предполагает стремление к обретению утерянного, проникнутые которым монахолюбивые русские паломники и представители русского монашества приходили и продолжают приходить к афонским святыням.    ________________________________________ О связи студийской традиции с Афоном см.: Lerou . P. 101–120. Μαμαλκης 1971 . Σ. 159. Анонимное житие св. Афанасия Афонского 45 (изд. J. Noret,. Turnhout: Brepols, 1982). Кирилл Кастанофилл. Стихи о монашеском жительстве. Келлья Акафиста. Библиотека о. Харитона.1858 г. (P. 1089–1090). Изд. Отдельным выпуском Косьмой из Нового Скита  Нач.: μοναχ μναχε σντροφε δικ μου (Kourilas 1930. 258, 22). Помимо этих жанров существовали и другие, включая так называемую хризмологическую письменность, т. е. речения о последних судьбах мира в эсхатологической перспективе с элементами народной психологии. См. монографию Кириотоглу А. «Ислам и христианская хризмология» (Афины, 2000), большая часть которой основывается на афонских памятниках. ACTA MONASTERII LAVRAE (TLG 5309), PROTATORUM (5310), VATOPEDII (5313), XEROPOTAMI (5311), IVIRON (5303), CHILANDAR (5314), XENOPHONTIS (5304), PANTELEEMONIS (5306), ACTA MONASTERII DOCHEIARII (5307), ESPHIGMENI (5312), PANTOCRATORIS (5300), CASTAMONITI (5301), DIONYSII (5305), CUTLUMUSII (5308).

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=20&iid=2...

550 Указано С. Манго, который, тем не менее, отзывается о гипотезе Маркопулоса одобрительно; Mango, The Tradition of the Byzantine Chronography, p. 370. 556 Cambridge, Trinity College, B. 8. 7; Bodl. ROE. 28; Bodl. Laud. Gr. 82; Oxford, St. Mary Magdalene College, Graec. 4; Vatic. Gr. 1595; Athous Panteleemonis 87 (Lambros 5593); Athous Laurae Γ 120 (Eustratiades 360); Scorial. Gr. 166 (T. III. 6.). 558 Narratio historica in festum restitutionis imaginum, 739B: ς ον κοομεν κα ς παρ τν ρχαων πιατθημεν. 561 Ath. Laurae Γ 44, St.Mary Magdalene College, Grace. 4; Vatic. Gr, 1595. Об остальных пока нет данных. 564 ντως γρ ληθς οτοι συυλαβον πνον κα τεκον νομαν, πειδ τ τ ερωσν κα τος θεοις κανσι νακεμενα λακος χαριζμενοι πτρεψαν πιτελεν. 565 ...κα οπυτε ν λλ ξουσα νθα       χριστιανο, τ κθεσμον κενο κα παρνομον... παραφυν καταλαμβνεται θεοστυγες δγμα,...λλ μνον κατ τν δολην τατην κα νδρακοδισμενην κα τ θεα κατ ξουσαν παζουσαν, ν τ μπαθς κα πρσυλον τν περ γν στρεφμενων κα λυσπωμνων γνον κα λαζονικν κα πτερφανον πρυτανεει φρνημα, νθα τ φλαρχον, τ φλαυτον, τ φιλδονον, τ φιλδοξον κενδοξον, πντων καταθυμων πλαυσις, τ πντων θλειν ρχειν κα μηδ πρς ατο θεο ρχεσθαι κα τς νθρωπνης δξης, ασχνης μλλον επεν, κτσις κα προσποησις. ντεθεν κατ το θεο κα τν γιων βρις κα τς κκλησας διωγμς, ντεθεν κατακυριευμενον κυραννομενον τ πκοον τος κεθεν δγμασι κα θελμασι ποκπτειν κβιζεται... 566 Nicephori Refutatio el Eversio, 207,26–50. Часть данного фрагмента цитируется " Коннелом: O " Connel, Ecclesiology, ρ, 148. 567 Более развернутый анализ этой проблематики см. в Афиногенов, Представления Георгия Амартола об идеальном нмператоре. 572        Для сравнения: все царствование Константина VI занимает 4 страницы,       Ирины – 1, Никифора – 4, Феофила – 3,5. 575 λλ’ σθι ς φθαρτς ν κα ευστς φθαρτν σου κα ευστν πρχει τ κρτος κα δυναστεα, περ ς μικρν στερν λγον ποδσεις τ βασιλε τν βασιλευντων. Интересно, что изображение Христа именно с таким титулом (в латинском варианте, Rex regnantium) появляется на византийских монетах при Юстиниане II и затем вновь при Василии I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Gieb, Allmächtiger, Gedeihen der Erde, und vermehre ihre Fruchtbarkeit, thue deine Hand auf und erfülle Alles, was da lebt, mit Wohlgefallen. Befestige unsern gläubigen und gottesftirchtigsten Zaren N.N. durch deine starke und wohlwollende Rechte, und rüste ihn mit der Rüstung deiner Gerechtigkeit und gieb ihm Frieden und hilf ihm, wohlzuthun und unterwirf ihm alle gottlosen kriegsdurstigen Völker, gieb ihm ein langes und glückliches Leben, damit auch wir dabei führen stille, gute und schuldlose Jahre unsers Lebens, durch die Gebete unserer allerreinsten Gebieterin, der Gottesgebärerin und Immerjungfrau Maria, durch die Kraft des ehrwürdigen Kreuzes, der Heiligen himmlischen Kräfte, der immateriellen Erzengel, des ehrwürdigen Propheten, Vorläufers und Täufers Joannes, und der Heiligen Gottesahnen Joakim und Anna, der Heiligen, ruhmreichen und hohen Apostel und der Heiligen und Wunderthäter Christi, Basilios des Grossen, Gregorys des Wunderthäters, des grossen Joannes Chrystostomos, Joannes des Mildthätigen und Athanasios des Grossen und Nikolaos des Wundertäters, und unserer ehrwürdigen und gotttragenden Väter Symeon und des Hohenpriesters Sahes und der Heiligen lind ruhmreichen Martyrer Christi, Georgios und Demetrios, Prokopios, Panteleemon und der Heiligen Teodor (es dürften gemeint sein Th. Tyron und der Stratelates) und all deiner Heiligen. Denn du bist Spender des Gnten und Erlöser unserer Seelen und dir senden wir die Lobpreisung empor, dem Vater und dem Sohne und dem Heiligen Geiste jetzt und immerdar, und in die Ewigkeitan der Ewigkeiten. Amen. Господи, Боже наш, Иже несущих в существо создание Свое преложен вся, Иже чини различные сотворил на служение великия и неизреченныя славы Твоея, Иже земное архиерейство по чину мысленных и божественных показал еси слуг, Иже нас недостойных, и неизреченных и божественных Твоих повелений (в) великое сие архиерейское призвав достояние, и спасти люди Твоя сие произволивый Господи! Ты убо, Человеколюбче, всемысльне свыше призри от святаго жилища Твоего и услыши смирение наше и благоугодники сотвори нас достойни быти службы Твоея, подати тело Твое святое и кровь Твою честную христолюбивым и благочестивым сим людем чистым сердцем и нескверными рукама, и укрепи нас предати нам слово учения Твоего несогрешенно и безленостно и православно, и наставляти их в завет живоноснаго, славнаго и блаженнаго сего онаго живота, и сподоби их быти овчате избраннаго Твоего стада, и достойны одесною Твоею предстояния сподоби их чувствия, и благо сотвори их сердце на благолепие и на услышание Божественных Твоих и неизреченных повелений и благослови предстоянием смирения нашего, иже на земли волею Своею изпленив человечество и укрепи град наш сей непрезримою Твоею Божественною силою и порази облежащие нас враги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Вып. 7. С. 137-156; Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-визант. отношения в XI-XII вв.//Bsl. 1947. Т. 9. С. 55-85; 1950. Т. 12. 1. С. 32-60 (То же//Из истории рус. культуры. М., 2002. Т. 2. Кн. 1. С. 309-357); Lefort L.-T. Un martyr inconnu S. Olympios//Le Muséon. 1950. Vol. 63. P. 1-23; Dallegio D " Alessio E. Le tombeau de S. Pantéléémon à Nicomédie//CIEB, 6. 1951. T. 2. P. 95-100; Tarchni vili M. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur: Auf Grund der ersten Bandes der georgischen Literaturgeschichte von K. Kekelidze. Vat., 1955. (ST; 185); Quispel G., Zandee J. Some Coptic Fragments from the Martyrdom of St. Pantoleon//VChr. 1962. Vol. 16. N 1. P. 42-52; Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. 1965. Т. 26. С. 110-136; Sauget J.-M. Pantaleone//BiblSS. Vol. 10. Col. 108-118; Холостенко Н. В. Мощеница Спаса Черниговского//Культура средневек. Руси. Л., 1974. С. 199-202; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 373; Августин (Никитин), архим. Афон и РПЦ: (Обзор церк.-лит. связей)//БТ. 1997. Сб. 33. С. 77-109; Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в Ср. века и новое время: Сб. ст. к 70-летию Л. В. Милова. М., 1999. С. 50-82; Sinkevi I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi: Architecture, programme, patronage. Wiesbaden. 2000; Demoen K. John Geometres Iambic Life of St. Panteleemon: Text, Genre and Metaphrastic Style//Philomathestatos: Studies in Greek Patristic and Byzantine Texts Presented to J. Noret/Ed. B. Janssens e. a. Leuven, 2004. P. 165-184. (OLA; 137); Luongo G. San Pantaleone in Occidente//Pantaleone da Nicomedia: Santo e taumaturgo tra Oriente e Occidente: Atti del conv. Ravello, 24-26 luglio 2006/Ed. C. Caserta, M. Talalay. Napoli, 2006. P. 19-40; Pantaleone da Nicomedia Santo tra cielo e terra: Reliquie, culto, iconografia (Ravello, 23-24 luglio 2005); I santi venuti dall " Oriente: Trifone e Barbara sul cammino di Pantaleone (Ravello, 24-25 luglio 2006)/Ed.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Credo illum codicem cum reliquis vel e Graecia, vel a monte Atho huc translatum esse. Rossi certe non solum in illo monte suum S. Panteleemonis monasterium habent, sed monasterium Iberorum. quod ibi est, hic quoque Moscuae monasterium habet S. Nicolai, quod vicissim per archimandritas inde missos curatur. Superioribus temporibus varii etiam Monachi a Patriarcho Hierosolymitano Dositheo huc legati sunt, in his Chrysanthus ipse, qui isti successor fuit, per quos multi libri graeci in Rossiam venerunt. Res ergo incerta est. Hactenus Cl. Matthaeus. Cum sic mihi «constaret, Matthaeum esse Codicis possessorem, verendumque esset, ne unicum antiquitatis monumentum, mutato post Matthaei mortem domino, periret, illud 25 ducatis Bibliothecae publicae comparavi, nt ibi stabilem et sempiternam sedem haberet». Paulo plenius dedimus verba Matthaei et ipsa eius Epistola ad Ruhnkenium, scripta die 8 Febr. 1783, quaeque servatur in Bibl.L.Bat. Ibi haec quoque leguntur: «Hunc codicem antea decreveram Tibi, quamprimum eum emissem, dono offerre. Nunc vero invitus illum retinere cogor, postquam tu in praefatione scripsisti, servari illum in Bibliothecis Moscuensibus publicis, ut si forte malevoli fidem meam suspectam velint reddere, monstrare possim. Si certas essem, me hic mansurum esse, dudum dedicassem Bibliothecae Sanet. Synodi. Nunc, cum adhuc dubius sim, annon melius sit, reverti me in Germaniam, Heynio praesertim studiose id agente, ut revocer, cogito eum interim retinere.» – Vendidit autem Matthaeus codicem Ruhnkeniotunc Bibi. L. B. praefecto, anno 1786. Vid. Epist. Ruhnk. ad Wyttenb. ed. a Mahnio, p. 53, et huius Suppl. ad Epist. Ruhnkenii et Wyttenbachii, p. 24 sq. В Лейденской библиотеке находятся также 11 подлинных писем Маттеи к Рункену, копия гимна Церере и сличение Московской рукописи, сделанные Маттеи. См. в этом же каталоге Geel’я под 23 (XXIII. Ru. 28. Fascilus 24 fol. in q. Содержание писем здесь не излагается). 12 Биографич. сведения о проф. Маттеи самые подробные и лучшие у митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Нови резултати од на црквата Св. Nahmeлejмoh во Нерези//Годишен зб. на филоз. фак-т на Ун-т во Ckonje. Ckonje, 1982. 8(34). С. 146-197; Витларски Т. Бuблuorpaфuja за црквата Св. Nahmeлejмoh-Hepeзu//Ликовната уметност: Списание на Друштвото на историчарите на уметноста. Ckonje, 1985/1986. 12/13. С. 83-122; Поп-Атанасов Велев И., М. Скрипторски центри во средновек. Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 231-237; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000; Sinkevi I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi: Architecture, Programme, Patronage. Wiesbaden, 2000; Patterson- Š ev enko N. The Five Hymnographers at Nerezi//Χρυσα Πλαι=Златая врата: Essays presented to I. Ševenko on his 80th birthday by his collegues and students/Ed. P. Schreiner, O. Strakhov. Camb., 2002. Vol. 2. P. 55-68. (Palaeoslavica; 10/2); Д. Св. Nahmeлejмoh Нерези: Живопис. Ckonje, 2004; Нерези: Цртежи на фрески. Ckonje, 2004; Овчарова О. В. Образы монахов и гимнографов во фресках ц. св. Пантелеймона в Нерези (1164)//ВВ. 2004. Т. 63 (88). С. 232-241; она же. Изобразительное искусство и монастырское богослужение в Византии сер. XI - нач. XIII вв.//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 35-36; eadem. (Ovcharova) Images of the Holy Hymnographers in the Iconographical Programme of the Church of St. Panteleemon in Nerezi, Macedonia (1164)//Al-Masaq: Islam and the Medieval Mediterranean. 2004. Vol. 16/1. P. 131-146; она же. Образ апостольского целования в программе алтарных росписей ц. св. Пантелеимона в Нерези (Македония, 1164 г.)//ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 59-64; она же. Фрески Нерези: Образ и стиль//Лазаревские чт.: Искусство Византии, Др. Руси, Зап. Европы: Мат-лы науч. конф. М., 2009. С. 79-120; она же. Три типа образа и 2 индивидуальные худож. манеры во фресках Нерези (1164)//Там же. 2012. С. 97-122; она же. История изучения фресок Нерези (иконогр. аспект)//Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. ст. СПб., 2012. Вып. 2. С. 108-116; она же. Стиль Нерези (Македония, 1164) в оценках зарубежных и рус.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

  001     002    003