Кинота и трехчленной Комиссии, при содействии греч. Мин-ва образования (в наст. время финансирование осуществляется гл. обр. за счет гос-ва). Среди ее выпускников не только монахи, но и неск. мирян. Лит.: Χρυσστομος ( Παπαδπουλος ), ρχιεπ. Περ τν μετ τν λωσιν Κωνσταντινουπλεως Ελληνικν Ακαδημιν //Πρακτικ Ακαδημας Αθηνν. 1927. Τ. 2. Σ. 200-206; Χριστφορος (Κτενς), ρχιμ. Η σγχρονος Αθωνις σχολ κα ο ν ατ διδξαντες π το 1841 μχρι το 1916. Αθναι, 1930; Δημαρς Κ. Θ. Η Σχολ το Αγου ρδβλθυοτεΟρους στ 1800 //Ελληνικ. 1957. Τ. 15. Σ. 141-171; Ναθαναλ, π. Μιλητουπλεως. ρδβλθυοτεΑθως, Η Αθωνις Σχολ //ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 933-935. Библиотеки Упоминание рус. книг в описи имущества мон-ря Ксилургу. Декабрь 1142 г. (Actes de Saint-Panteleemon. 7. Pl. XV) Упоминание рус. книг в описи имущества мон-ря Ксилургу. Декабрь 1142 г. (Actes de Saint-Panteleemon. 7. Pl. XV) А. известен во всем христ. мире не только как один из древнейших центров монашеской жизни, но и как богатейшая сокровищница старинных рукописей. Первое упоминание о монастырской б-ке на А. восходит к 980 г.; одним из древнейших свидетельств о книжных хранилищах афонских обителей является сохранившийся в акте 1142 г. перечень рус. книг из мон-ря Ксилургу. На А. действовали книгописные мастерские (скриптории). Множество древних кодексов (с X в.), хранящихся в наст. время в различных б-ках мира, написаны монахами-святогорцами. Переписка рукописей считалась делом благочестивым. Немало книг попадало на А. в составе личных собраний приходивших сюда ученых мужей, среди к-рых особенно известны дидаскал Патриаршей академии Феофан Элеавулк († ок. 1555) и Максим Маргуний († 1602). Иллюминованная Псалтирь. IX в. (Cod. Pantokr. 61) Иллюминованная Псалтирь. IX в. (Cod. Pantokr. 61) Богатые собрания монастырских б-к привлекали к А. интерес европ. филологов и любителей древней письменности. Одним из первых среди них был Иоанн Ласкарис, к-рый в 1491 г. приобрел десятки древних манускриптов для флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Между 1540 и 1544 гг. на А. побывал Николай Софиан, доставивший ок. 300 рукописей для посла Карла V в Венеции Уртадо де Мендосы. В сер. XVII в. грек-униат Афанасий Ритор вывез более сотни манускриптов во Францию (большая часть хранится в Нац. б-ке в Париже). Наибольшее число рукописей было вывезено с А. в Россию Арсением (Сухановым) в 1655 г.; в наст. время в основном они хранятся в собрании ГИМ (см. разд. «А. и Россия»). В XIX в. немало драгоценных афонских рукописей оказались в б-ках Франции, Великобритании и России. Сокровища монастырских хранилищ не только вывозились за пределы А., но и расточались, погибая во время грабительских набегов и разорений или от небрежения. Особенно большой урон наносили пожары, уничтожившие мн. сотни рукописей.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

57 . Actes de Pantocrator/Publiés par le R. P. Petit L.//BB 1903. 10. Приложение 2. Amsterdam 1964. XIX, 77. (Actes de l’Athos. 2). [Bibl. 1. [XIII]-XVI]. 58 . Actes de Philothée/Publiés par Regel W., Kurtz E., Korablev В.//BB 1913. 20. Приложение 1. Amsterdam 1975. IV, 50. (Actes de l’Athos. 6). 59 . Actes de Prôtaton/Éd. Papachryssanthou D. 1–2. P. 1975. XIII, 320. XL pl. 1: Texte. 2: Album. Grosdidier de Matons J.//REG 1976 (Janv/.Déc.). 89:424/427. 181. (Archives de l’Athos. 7AB). [Bibl.: 1. [IX]-XIII]. 60 . Actes de Xénophon/Publiés par Petit L.//BB 1903. 10. Приложение 1. Amsterdam 1964. 113. (Actes de l’Athos. 1). изд.: Actes de Xénophon/Éd. diplomatique par Papachryssanthou D. 1–2. P. 1986. 1: Texte; 2: Album. (Archives de l’Athos. 15). [Bibl.: 1. XIII-XV]. 61 . Actes de Xéropotamou/Éd. diplomatique par Bompaire J. P. 1964. XIV, 298., atlas (54 facsims.) 28 cm. 1: Texte; 2: Album. (Archives de l’Athos. 3). [Bibl.: [XI]-XIV]. 62 . Bompaire J. Quelques problèmes de la paléographie des actes d’archives d’époque byzantine d’après les dossiers du Mont Athos//La paléographie grecque et byzantine. Actes du Colloque international organisé dans le cadre des Colloques internationaux du CNRS à Paris du 21 au 25 octobre 1974 par Glénisson J., Bompaire J. et Irigoin J. P. 1977. 417–422. (Colloques internationaux du CNRS 559). 63 . Dujev I. S. Observations méthodologiques sur l’édition des actes de l’Athos: déchiffrement et transcription des anthroponymes, des toponymes et des termes slaves//La paléographie grecque et byzantine. Actes du Colloque international organisé dans le cadre des Colloques internationaux du CNRS à Paris du 21 au 25 octobre 1974 par Glénisson J., Bompaire J. et Irigoin J. P. 1977. 475–483. (Colloques internationaux du CNRS. 559). 64 . Duiev I. S. Slavica dans les Acta Athoa I//Byzantinobulgarica. 1978. 5. 289–296. 65 . Fonki B. L. Les «Archives de l’Athos» et l’étude comparative des écritures personnelles des scribes de livres et de documents grecs//Philadelphie et autres études. P. 1984. 127–132.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В Карее находятся представительство мон-ря и 3 келлии, остальные - в лесу, к северо-западу от К. В Карее расположены келлии Успения Пресв. Богородицы при конаке, Всех святых (где действовала мастерская иконописцев-карпенисиотов; церковь построена в 1681 иером. Гавриилом из Карпенисиона), Рождества Пресв. Богородицы, или Макареев, названная так в честь жившей в ней в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. семейной артели художников из Галатисты мон. Макария (1746-1814) и его племянников мон. Вениамина († 1834), иеромонахов Захарии († 1822) и Макария († 1866). Церковь келлии Макареев расписана этими мастерами в 1819 г. Название келлии Введения Пресв. Богородицы, или Ставрудадико, связано с изготовлением крестов (от σταυρς - крест). В этой келлии прп. Никодим Святогорец принял постриг в великую схиму от старца Дамаскина и работал над своими сочинениями. В наст. время от келлии остались развалины. Ист.: Три древних сказания о Св. Горе Афонской и кр. описание Св. Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725-1726 гг.). М., 1882; Григорович-Барский В. Г. Странствование по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1. С. 237-238; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 110-118; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Actes de Kutlumus/Éd. P. Lemerle. P., 1945, 1988 2. 2 vol. (ArAth; 2); Actes de Xéropotamou/Éd. J. Bompaire. P., 1964. (ArAth; 3); Actes de Dionysiou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1968. 2 vol. (ArAth; 4); Actes de Lavra. P., 1970. Pt. 1: Des origines à 1204/Ed. P. Lemerle e. a. (ArAth; 5); Actes d " Esphigménou/Éd. J. Lefort. P., 1973. (ArAth; 6); Actes de Philothée/Publ. W. Regel, E. Kurtz, B. Korablev. Amst., 1975r. (Actes de l " Athos; 6); Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. Lemerle e. a. P., 1982. Vol. 1. (ArAth; 12); Actes de Docheiariou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1984. (ArAth; 13); Χρυσοχοδης Κ., Γουναρδης Π. Ιερ Μον Καρακλου: Κατλογος το ρχεου//Αθωνικ σμμεικτα. Αθναι, 1985. Τ. 1. Σ. 10-97; Actes du Pantocrator/Éd. V. Kravari. P., 1991. (ArAth; 17); Actes d " Iviron/Éd. J. Lefort et al. P., 1994. T. 3: De 1204 à 1328. (ArAth; 18); Actes de Chilandar/Éd. M. ivojinovi, Ch. Giros, V. Kravari. P., 1998. T. 1: Des origines à 1319. (ArAth; 20).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Ce qui nous arrive ensuite ne dépend pas seulement de la puissance divine, mais de notre réponse à la grâce reçue du Seigneur. Lui est prêt à transfigurer chacun de nous de Sa lumière céleste. Il offre à chacun la plénitude de Sa grâce, non pas une petite partie de Son Corps, mais Son Corps tout entier. Non pas une goutte de Son Sang, mais tout Son Sang, indépendamment de notre dignité ou de notre indignité. En même temps, le Seigneur attend que nous recevions Ses Saints Mystères avec pénitence, avec un cœur contrit, ayant le sentiment de n’avoir devant Dieu aucun mérite, sachant que seule sa grâce est capable de guérir les péchés, de récréer la nature humaine, de la remplir de la lumière et de la présence divines. Le Seigneur aidera toujours ceux qui s’approchent avec de tels sentiments de repentir et de contrition de Ses Saints Mystères, ayant confessé ses péchés et exprimé le désir et la résolution de se corriger. Prions saint Serge de nous aider à toujours sentir la présence du Dieu vivant, à communier aux Saints Mystères du Christ non pour notre jugement et notre condamnation, mais pour la vie éternelle et l’immortalité. Que le feu divin contemplé par le vénérable Serge et par son entourage, quand il célébrait la Divine liturgie, touche nos cœurs, sans les brûler, mais les réchauffant, nous portant la grâce divine salutaire. Que par les prières de saint Serge nous montions de puissance en puissance dans notre cheminement vers le Royaume céleste. Amen. » Ensuite, un office d’intercession a été célébré sur l’esplanade de la laure, devant une icône de saint Serge. Le métropolite Hilarion a présidé la célébration de l’office, assisté du métropolite Denis de Voskressensk, chancelier du Patriarcat de Moscou ; de l’évêque Antoine de Moravica, représentant de l’Église orthodoxe serbe auprès du Patriarcat de Moscou ; de l’archevêque de Kachira Théognoste, président du Département synodal aux monastères et au monachisme ; de l’évêque Eugène de Bronnitsa, président du Département synodal à l’enseignement religieux et à la catéchèse ; de l’évêque Thomas de Serguiev-Possad, supérieur de la laure ; de l’évêque Thomas de Pavlovo-Possad, président du Secrétariat administratif du Patriarcat de Moscou ; de l’évêque Stéphane de Klin, président du Département synodal aux relations de l’Église avec les forces armées et les organes du maintien de l’ordre ; de l’archimandite Séraphin (Chemiatovski), représentant de l’Église orthodoxe des Terres tchèques et de Slovaquie ; de l’archiprêtre Daniel Andreïuk, représentant de l’Église orthodoxe en Amérique, ainsi que d’autres évêques vicaires de la région de Moscou et de clercs de la laure de la Trinité-saint-Serge.

http://mospat.ru/fr/news/45354/

Augustinus Hipponensis. Contra sermonem Arrianorum//PL. T. 42. Col. 683–708 . Augustinus Hipponensis. De civitate Dei//PL. T. 41. Col. 13–803 . Augustinus Hipponensis. De diversis quaestionibus octoginta tribus//PL. T. 40. Col. 11–100 . Augustinus Hipponensis. De fide et symbolo//PL. T. 40. Col. 181–195 . Augustinus Hipponensis. De libero arbitrio//PL. T. 32. Col. 1221–1310 . Augustinus Hipponensis. De Trinitate//PL. T. 42. Col. 819–1098 . Augustinus Hipponensis. Sermones//PL. T. 38. Col. 23 ; T. 39. Col. 1638 . Ayres L. Augustine and the Trinity. Camb., N.Y.: Cambridge University Press, 2010. 360 p. Boethius. Commentaria in Porphyrium//PL. T. 64. Col. 71–158 . Boethius. Contra Eutychen et Nestorium//PL. T. 64. Col. 1337–1354 . Boethius. De consolatione philosophiae//PL. T. 63. Col. 580–862 . Boethius. De fide catholica//PL. T. 64. Col. 1333–1338 . Boethius. De Trinitate//PL. T. 64. Col. 1247–1256 . Boethius. Dialogi in Porphyrium//PL. T. 64. Col. 9–70 . Boethius. In Categorias Aristotelis//PL. T. 64. Col. 159–294 . Boethius. Quomodo substantiae in eo quod sint, bonae sint, cum non sint substantialia bona//PL T. 64. Col. 1311–1314 . Boethius. The Theological Tractates/Ed. and transl. by H.F. Stewart, E.K. Rand, S.J. Tester. L.: William Heinemann LTD, 1918. 420 p. Boethius. Utrum Pater et Filius et Spiritus sanctus de divinitate substantialiter praedicentur (Utrum Pater)//PL T. 64. Col. 1299–1302 . Bradshaw D. The Opuscula sacra: Boethius and theology//The Cambridge Companion to Boethius/Ed. by J. Marenbon. Camb., 2009. P. 105–128. Chevalier I. Saint Augustin et le pensée grecque. Les relations trinitaires. Fribourg: Libraire de Université, 1940. 179 p. Courcelle P. Les letters grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore. P.: E. de Boccard éditeur, 1948. 434 p. Craemer-Ruegenberg I. Die Substanzmetaphysik des Boethius in den Opuscula sacra. Diss. Köln, 1969. 264 S. Cross R. Quid tres? On what precisely Augustine professes not to understand in «De Trinitate» 5 and 7//Harvard Theological Review. 2007. Vol. 100. P. 215–232.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

+ album de XLV pi.). Actes de Esphigmenou. (Archives de Г Athos, VI)/Ed. dipl. J. Lefort. Paris, 1973. (250 p. + album de XL pi.). Actes d» Iviron (Archives de I» Athos, XIV, XVII)/Ed. dipl. J. Lefort, N. Oikonomides, avec la collaboration d " H. Metreveil. T. I. Paris, 1985. (318 p. + album de LXIV pi.). Actes de Kutlumus (Archives de I» Athos, II)/Ed. dipl. P. Lemerle. Paris, 1962. (478 p. + album de LXXVI pi.). Actes de Lavra (Archives de Г Athos, V)/Ed. dipl. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachrysanthou. T.I. Paris, 1970. (447 p. + album deLXXX pl.). Actes de S.-Panteleemon. (Archives de I» Athos, XII)/Ed. dipl P. Lemerle, G. Dagron, et S.Cirkovic. Paris, 1982. (233 p. + album de LVI pi.). Actes de Xeropotamou (Archives de Г Athos, III)/Ed. dipl. J. Bompaire. Paris, 1964. (293 p. + album de LIV pi.). Actes de Zographou (Actes de I» Athos, IV)/Ed. W. Regel, E. Kurtz et B. Korablev. СПб., 1907. (Приложение к BB). Anne Котпёпе. Alexiade (regne de I» empereur Alexis I Comnene 1081–1118)/Ed. B. Leib. N. I-III. Paris, 1937–1945. Basilikorum libri LX. series A (textus)/Ed. H. J.Scheltema, N. Van der Wal. Vol.I-VIII. Groningen, 1955–1984. Bryennios Nicephore. Histoire/Introd., texte, trad, et notes par P. Gautier. Bruxelles, 1975. Codex Justinianus/Ed. P.Kruger. Berolini, 1959. 1877. 1 Aufl. Cedrenus Gregorius. Skylizae Ioannis Compendium historiarum/Ope ab J.Bekkero. Vol.I-II. Bonnae, 1838. Constantinus Porphyrogenetus. De administrando imperio/Ed. by G. Moravcsik. English translation by R. Jenkins. Budapest, 1949. Dolger F. Regesten der Kaiserurkunden des ostromische Reiches. Bd I. . Munchen; Berlin, 1924; Bd II. Mvinchen; Berlin, 1925. ., Gautier G. La diataxis de Michel Attaleiate//REB. 1981. T. 39. Gautier G. Le Tupicon du sebaste Gregoire Pacurianos//REB. 1984. T.42. Gautier G. Le Tupicon de la Theotokos Keharitomene//REB. 1985. T.43. Gautier G. Le Tupicon de la Theotokos Evergetis//REB. 1982. T. 40. Gregoras Nikephorus. Byzantina historia graeca et latina/Cura L.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Revenant sur le cheminement des deux saints, le président du DREE a souligné leur contribution à la connaissance scientifique de la langue et des coutumes des pays où le Seigneur les envoya prêcher Sa parole. « Saint Nicolas, dans une lettre à saint Innocent, écrivait : « La science m’a longtemps attiré ; l’histoire japonaise et toute la littérature japonaise sont des trésors absolument intouchés, il suffit de puiser à pleines mains, tout sera nouveau, intéressant pour les Européens, et ce travail ne sera pas perdu. » De fait, les ouvrages de saint Nicolas ont fait sensation dans le monde des sciences orientales russes et ont été un véritable évènement pour la recherche littéraire de son temps » a constaté Mgr Hilarion. Cependant, la mission était une priorité absolue, souligne le métropolite : « Saint Nicolas déployait tous les efforts possibles et imaginables pour que les Japonais créent leur propre monde spirituel, aient leur Église. Cette aspiration est directement inspirée de l’école missionnaire de saint Innocent (Veniaminov), lequel se distinguait par son ouverture, son accessibilité, sa simplicité dans les échanges, sa douceur et sa tolérance envers le gens, par sa volonté de donner à chacun un espace de créativité et d’initiative. » Le métropolite Hilarion a terminé sa communication en citant le patriarche Serge (Stragorodski) de Moscou et de toute la Russie, qui œuvra en son temps à la mission au Japon : « L’orthodoxie, c’est le christianisme dans toute sa plénitude et dans toute sa simplicité… Comme un don du ciel, et non de la raison humaine, elle est au-dessus du monde et n’est pas déterminée par lui. Au contraire, elle veut renouveler le monde. Par conséquent, ici, en Orient, l’orthodoxie peut certainement pénétrer dans la conscience nationale, comme elle a su pénétrer en Europe, et elle deviendra ainsi la foi japonaise, comme elle est devenue en Europe la foi grecque ou russe, etc., à condition seulement que rien ne trouble sa pureté originelle. » Ont ensuite présenté à leur tour un exposé sur différents aspects de la mission de saint Innocent de Moscou et de saint Nicolas du Japon : le métropolite Daniel de Tokyo et de tout le Japon, chef de l’Église orthodoxe japonaise autonome, l’archevêque Séraphin de Sendai, l’higoumène Jean (Roubine, recteur du séminaire Saint-Nicolas-d’Ougrecha, des clercs de l’Église orthodoxe japonaise autonome et des diocèses de la région de Moscou, de Saint-Pétersbourg, de Kasimov et de Rjev (Église orthodoxe russe), ainsi que des enseignants et des collaborateurs de l’Institut d’Extrême-Orient de l’Académie des sciences russe, de l’Université de Tokyo, de l’Institut des pays d’Asie et d’Afrique de l’Université Lomonosov de Moscou, du Conservatoire de Moscou, des séminaires de Saint-Pétersbourg et de Saint-Nicolas-d’Ougrecha.

http://mospat.ru/fr/news/48047/

Marius Mercator. Nestorii blasphemiarum capitula XII. PL. 48. Col. 907–932. Monumenta vetera ad Arianorum doctrinam. PL. 13. Col. 557–593. (Niceta Remesianensis. Opera). Burn A. E. Niceta of Remesiana, His Life and Works. Cambridge, 1905. Olympiodorus. Fragmenta. Photius. Bibliotéque. Vol. I. P. 1959. P. 166–187. Opus Imperfectum in Matthaeum. PG. 56. Col. 611–946. Origenes. De principiis. PG. 11. Col. 111–413; SC. 252. P. 1978. Passio s. Irenaei. AASS. Martii T. III. Antverpiae, 1668. P. 556–557. Paulinus. Vita S. Ambrosii. PL. 14. Col. 27–46. Paulinus Nolanus. Poemata. XVII. PL. 61. Col. 437–709. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. PL. 31. Col. 661–1174 . Philostorgius. Historia ecclesiastica. PG. 65. Col. 459–638. Phoebadius. Liber contra arianos. PL. 20. Col. 13–30. Possidius. Vita S. Augustini. PL. 32. Col. 33–66. Prisca. PL. 56. Col. 745–816. Sermo Arrianorum. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 160–175; PL. 42. Col. 677–684. Sermons ariens inédits. Recherches Augustiniennes. 1992. Vol. 26. P. 143–179. Siricius, papa. Epistulae et decreta. PL. 13. Col. 1151–1196. Socrates. Historia ecclesiastica. PG. 67. Col. 29–842; SC. 477. P. 2004; 493. P. 2005; 505. P. 2006; 506. P. 2007. Sozomenus. Hismoria ecclesiastica. PG. 67. Col. 843–1630; SC. 306. P. 1983; 418. P. 1996; 495. P. 2005; 516. P. 2007. Sulpicius Severus. Chronicon. PL. 20. Col. 95–160; SC. 441. P. 1999. Sulpicius Severus. De vita beati Martini liber unus. PL. 20. Col. 159–176. Tertullianus. Adversus Praxeam. PL. 2. Col. 153–196. Tertullianus. Apologeticus. PL. 1. Col. 257–536. Theodoretus. Historia ecclesiastica. PG. 82. Col. 881–1280; SC. 501. P. 2006; 530. P. 2009. Vetus interpretatio latina canonum Nicaenorum, Sardicensium et Chalcedonensium. PL. 56. Col. 823–864. Victor Vitensis. Historia persecutionis Africae provinciae. PL. 58. Col. 179–260. Victorinus Petavionensis. De fabrica mundi. PL. 5. Col. 301–316. Victorinus Petavionensis. Scolia in Apocalypsin beati Joannis. PL. 5. Col. 317–344.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

95 A. Papazôtos, ‘Recherches topographiques au Mont Athos’, Géographie historique du monde méditerranéen (Paris, 1988), pp. 154–5, 162–3 (fig. 2). 96 Archives de l’Athos VII, Actes du Prôtaton, ed. D. Papachrysanthou (Paris, 1975), p. 167, no. 7; Papachrysanthou, θωνικς μοναχισμς, pp. 240–1 (notes 276–7); K. Pavlikianov, ‘Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου’, Σμμεικτα, 12 (Athens, 1998), 109; idem, Σλβοι μοναχο στ γιον ρος, pp. 32–7; idem, Istorija na blgarskija svetogorski manastir Zograf ot 980 do 1804 g. (Sofia, 2005), pp. 17–23. 97 Actes de l’Athos IV, Actes de Zographou, ed. W. Regel, E. Kurtz, and B. Korablev, Vizantijskij Vremennik, 13 (1907), Priloenie (Appendix) 1 to vol. 13 (repr. Amsterdam, 1969), no. 1; Ivanov, Blgarski starini, pp. 526–35, no. 63. 101 Archives de l’Athos IX, Actes de Kastamonitou, ed. N. Oikonomidès (Paris, 1978), p. 3 (note 14). See also Actes du Prôtaton, 93 (note 336); Archives de l’Athos II2, Actes de Kutlumus, ed. P. Lemerle (Paris, 19882), p. 4. 102 Cf. Ivanov, Blgarski starini, pp. 527, 533–5; Boilov, Blgarite vv Vizantijskata imperija, p. 82. 103 See also Pavlikianov, Σλβοι μοναχο στ γιον ρος, pp. 32–3; idem, Istorija na blgarskija svetogorski manastir Zograf, pp. 17–18. 104 Actes du Prôtaton, no. 7, l. 167; Papachrysanthou, θωνικς μοναχισμς, pp. 240–1 (notes 276–7); Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, 109; idem, ‘ νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους – ο περιπτσεις τν μονν Ζωγρφου κα Ζελινου’, Göttinger Beiträge zur byzantinischen und neugriechischen Philologie, 2 (2002), 64. 105 Actes de Zographou, pp. 150–7, no. 66, 169–74, Slavic act no. 5; See also A. Stoilov, ‘Svoden hrisovul za istorijata na Zografskija manastir’, Sbornik v est na V. Zlatarski (Sofia, 1925), pp. 452–4; Ivanov, Blgarski starini, pp. 537–40. 106 This act is preserved in a Greek and Slavic version. For the Greek text cf. Actes de Zographou, no. 67, l. 27–8; F. Dölger, Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges (Munich, 1948), no. 48, l. 21–2; idem, Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reiches von 565–1453. 4. Teil: Regesten von 1282–1341 (Munich-Berlin, 1960), no. 2119. For the Slavic text see Actes de Zographou, pp. 163–5, Slavic act no. 2, l. 24–5; K. Tchérémissinoff, ‘Les archives slaves médiévales du monastère de Zographou au Mont-Athos’, Byzantinische Zeitschrift, 76 (1983), 18, no. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

В кон. XV - нач. XVI в. К., очевидно, переживал период расцвета. Все его постройки поддерживались в хорошем состоянии и часто обновлялись: так, в 1483 г. в К. шли строительные работы, в 1500 г. монахи получили от османских властей разрешение отремонтировать монастырскую церковь (неизданные турецкие акты от 3-12 окт. 1483 и 18-27 июля 1500). По свидетельству Исаии Хиландарского, в 1489 г. община К. состояла из 90 монахов (Три древних Сказания о Св. Горе Афонской и краткое описание Св. Горы, составленное в первое посещение оной В. Барским (1725-1726 г.). М., 1882. С. 4). В 1520 г. мон-рю пришлось отдать в залог некоему турку из Фессалоники неск. серебряных предметов, чтобы получить 14 тыс. аспр (неизданный тур. акт от 8-15 авг. 1526). В 20-х гг. XVI в. К. переживал тяжелый кризис, причиной которого, по мнению Икономидиса, мог стать упоминаемый в легендарной истории К. пожар ( Oikonomid è s. 1978. P. 9-10). В 1542 г. серб. ктитор К. Йован Вуин обустроил в мон-ре источник питьевой воды ( 2000. C. 237). По сведениям 1569 г., К. принадлежал чифтлик св. Илии с виноградниками, водяными мельницами и храмом в бывш. уделе султанши Марии Бранкович в Ежево, сельскохозяйственные угодья и рыбные ловли в Комитиссе, между Провлакой и границей Афона (Там же. C. 276, 282, 387). По подсчетам А. Фотича, основанным на средневек. известиях, в 1530/31 г. в К. проживал 41 инок, в 1561 г.- 50 монахов, 4 иеромонаха и игумен, в 1569 г.- 26 насельников, в 1582/83 г.- 50 иноков в мон-ре и 18 в скитах и келлиях (Там же. C. 99). Ист.: Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Actes de Zographou/Ed. L. Petit, W. Regel//ВВ. 1911. T. 17. Прил.; Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 1988 2. (ArAth; 2); Actes de Dionysiou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1968. (ArAth; 4); Actes d " Esphigménou/Ed. J. Lefort. P., 1973. (ArAth; 6); Actes de Chilandar/Publ. par L. Petit et B. Korablev. Amst., 1975r. 2 Pt.; Actes de Lavra. Pt. 2: De 1204 а 1328/Ed. P. Lemerle e. a. P., 1977. (ArAth; 8); Actes de Kastamonitou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. (ArAth; 9); Actes de Docheiariou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. (ArAth; 13); Actes du Pantocrator/Ed. V. Kravari. P., 1991. (ArAth; 17); Actes de Vatopédi/Ed. J. Bompaire e. a. P., 2001. T. 1. (ArAth; 21).

http://pravenc.ru/text/1681303.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010