Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНОН И ХРИСТОФОР [греч. Κνων κα Χριστοφρος], мученики (пам. греч. 5 июня). В ряде визант. Синаксарей XIII-XIV вв., напр. в рукописи Paris. Coislin. 223 и в т. н. Синаксаре Шиффле (муниципальная б-ка г. Труа, Cod. 1204), под 5 июня К. и Х. упоминаются по отдельности. В посвященных им двустишиях говорится, что они оба происходили из Рима и приняли мученическую смерть за Христа: К. был брошен в море, Х. усечен мечом. Однако из этих данных невозможно установить, где и в какое время пострадали К. и Х. В нек-рых др. Синаксарях под этим же числом указана общая память обоих святых (напр., Paris. gr. 1587), а в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) она обозначена под 6 июля. В одном из древнейших списков Типикона Великой ц. (Patm. 266; кон. IX - нач. X в.; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 78) Х. назван Кинокефалом, что, возможно, указывает на одноименного мученика (пам. 9 мая), который также был усечен мечом. Однако из-за отсутствия более подробных сведений о Х. нельзя с уверенностью отождествить этих святых. По предположению прп. Никодима Святогорца, Мученичество К. находится в одной из рукописей Великой Лавры на Афоне. Согласно А. И. Пападопуло-Керамевсу, этот же текст сохранился под 3 июля в рукописи IX-X вв. из Иерусалимской Патриаршей б-ки ( Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Πετροπολις, 1891. Τ. 1. Σ. 29). В XIV в. при переводе юж. славянами стишного Синаксаря память К. и Х. и посвященные им двустишия были внесены под 5 июня в слав. стишные Прологи ( Петков. 2000. С. 413), однако в ВМЧ имена мучеников обозначены под 6-м числом того же месяца ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 215). В совр. календаре РПЦ их память отсутствует. Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 423; SynCP. Col. 730-733; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 181. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 169; Т. 3. С. 211; Halkin F. Le Synaxaire de Chifflet//AnBoll. 1947. Vol. 65. P. 65; Sauget J.-M. Conone e Cristoforo//BiblSS. Vol. 4. Col. 155; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 256, 480; Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 413. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841976.html

В IX в., при папе Григории IV, ораторий во дворце на Палатине был перестроен в часовню при греч. монастыре, к-рый был основан на этом месте и носил название «in Palatio» или «Graecorum» («de Graecis»). Первое упоминание о мон-ре, связанное с событиями нач. IX в., содержится в соч. «Перенесение мощей и чудеса святых Маркеллина и Петра» (мучеников Римских) Эйнхарда, однако здесь не указано точное название обители (ActaSS. Iun. T. 1. P. 183). В X в. прп. Савва Младший († 995), монах с о-ва Сицилия, грек по происхождению, прибыл в Рим и остановился в мон-ре К., где впосл. и был похоронен. Под мон-рем К. в Риме, вероятно, следует понимать греч. обитель на Палатине ( Pitra. Analecta Sacra. 1876. Vol. 1. P. 311). Согласно Liber Pontificalis, в 1145 г. в мон-ре К. был избран папа Евгений III (LP. Vol. 2. P. 386). В булле папы Александра III (1105-1181) от 16 апр. 1166 г. мон-рь впервые назван дворцовым (S. Caesarii de Palatio). В перечне рим. церквей 1192 г. в последний раз зафиксировано наименование монастыря греческим (monasterium S. Caesarii Graecorum - Le Liber Censuum de l " Église romaine/Éd. P. Fabre. P., 1889. Vol. 1. Fasc. 3. P. 300-304, 309). Возможно, после XV в. мон-рь и часовня К., находившаяся в нем, прекратили существование. Остатки греч. мон-ря с небольшой капеллой обнаружены А. Бартоли при раскопках дворца Августов и идентифицированы благодаря фрагментам визант. фресок кон. VIII-IX в. Согласно Liber Pontificalis, при папе Льве III (795-816) в «monasterium de Corsas» также находился ораторий в честь К. (LP. Vol. 2. P. 24). По сообщению Дюшена, мон-рь располагался недалеко от базилики Сан-Систо-Веккьо, а ораторий К. из этого мон-ря был впосл. перестроен в церковь, известную в наст. время как Сан-Чезарео-де-Аппия, стоящую на пересечении Аппиевой и Латинской дорог (Ibid. P. 45). В перечне церквей Рима XIV в. она названа Сан-Чезарео-ин-Туррим ( Urlichs C. L. Codex urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P. 173). В нач. XIV в., согласно распоряжению папы Бонифация VIII, в ней должен был быть устроен странноприимный дом. В XV в. при храме нек-рое время существовал жен. бенедиктинский мон-рь. В 1517 г. папа Лев X возвел Сан-Чезарео-де-Аппия в ранг титульной церкви кардинала-пресвитера. При составлении документов в папской резиденции церковь была ошибочно названа церковью во дворце, что привело к дальнейшему отождествлению ее с Сан-Чезарео-ин-Палатио. В 1587 г., при папе Сиксте V, титул ц. Сан-Чезарео-де-Аппия был упразднен, однако в 1600 г. папа Климент VIII утвердил ее в статусе диаконии, которой она является и в наст. время. В 1597-1603 гг. под наблюдением кард. Цезаря Барония происходила реконструкция церкви «в раннехристианском стиле» ( Herz. 1988). После завершения реконструкции Сан-Чезарео-де-Аппия была передана конгрегации регулярных клириков Сомаски (1604).

http://pravenc.ru/text/1684269.html

Свт. Митрофан I, еп. Византия. Мозаика кафоликона мон-ря Памманаристос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г. Свт. Митрофан I, еп. Византия. Мозаика кафоликона мон-ря Памманаристос (Фетхие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г. Свт. Фотий I , патриарх К-польский (858-867, 877-886), сообщает в своей «Библиотеке», что ему были известны «Деяния святых отцов наших Митрофана и Александра», в к-рых также содержатся подробные сведения об имп. св. равноап. Константине I Великом (306-337) (BHG, N 1280; Phot. Bibl. 256). Этот текст представляет собой компилятивное сочинение, состоящее из 3 частей. В 1-й части на основе сочинений «Жизнь Константина» и «Церковная история» Евсевия Кесарийского повествуется о периоде правления имп. Константина до его победы над Лицинием (324). Вторая часть посвящена I Вселенскому Собору, ее источником является «Церковная история» Геласия Кизического. Наконец, в заключительном разделе, излагающем историю арианства после Никейского Собора, материал заимствован из сочинения Сократа Схоластика. Однако в этом жизнеописании о М. не сообщается никаких новых сведений по сравнению с данными Псевдо-Дорофея и ранних историков. Упоминание в визант. источниках о присутствии М. на освящении К-поля (330) представляет собой явный анахронизм. В византийских минологиях X в. Житие М. помещено под 4 июня (BHG, N 1278y; изд.: Laty š ev. Menol. T. 2. P. 12-15). С XIII-XIV вв. М. стал восприниматься как 1-й патриарх К-польский, о чем сообщает, в частности, Никифор Каллист Ксанфопул в своем списке ( Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 452). Константин Акрополит составил в честь М. Похвальное слово (BHG, N 1278z). В Синаксаре К-польской Церкви указывается, что собор (синаксис) М. совершается в храме Св. Софии и в ц. мч. Акакия в Гептаскале (SynCP. Col. 727). Память М. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 223). Ист.: BHG, N 1278y - 1280; ActaSS. Iun. T. 1. P. 384-395; SynCP. Col. 727; MartRom. Comment. P. 223; Schermann Th. Propheten u. Apostellegen den nebst Jüngerkatalogen des Dorotheus u. verwandter Texte. Lpz., 1907. S. 187-194. (TU; Bd. 31. H. 3); Euseb. Vita Const. 3. 7; Gelas. Cyzic. Hist. eccl. 2. 5; Socr. Schol. Hist. eccl. 1. 8; Phot. Bibl. 256; Niceph. Callist. Catalog//PG. 147. Col. 452; Niceph. Const. Chronogr. P. 114.

http://pravenc.ru/text/2563448.html

Деяния мучеников выходят за пределы разумного понимания; даже 3-летний ребенок К. с Божией помощью проявил невероятную стойкость под чудовищными пытками, которым его подвергали гонители. Повествование Филиппа отличается возвышенным слогом и обилием риторических оборотов, но с т. зр. содержания в нем нет ничего нового. Датировка гибели К. и И. правлением имп. Александра Севера (у Филиппа - Аврелия Александра) и др. исторические детали заимствованы у Хукбальда. В X в. неаполитанский агиограф субдиак. Петр составил собственную версию Мученичества К. и И. (BHL, N 1814b; см.: Ughelli F. Italia Sacra. Venetiis, 17202. T. 6. Col. 111; AnBoll. 1911. T. 30. P. 167). По-видимому, текст субдиак. Петра сохранился не полностью (изд. фрагментов: Pietro Suddiacono napoletano. L " opera agiografica/Ed. E. D " Angelo. Tavarnuzze, 2002. P. 51-52). К XIII-XIV вв. относятся эпитомы «апокрифического» Мученичества в составе крупных доминиканских легендариев, самый ранний из них - «Сокращение деяний и чудес святых» Жана де Майи (30-е гг. XIII в.), в к-ром Мученичество К. и И. осуждается как недостоверное (см.: Maggioni G. P. La littérature apocryphe dans la Légende Dorée et dans ses sources immédiates//Apocrypha. Turnhout, 2008. Vol. 19. P. 157-158). Краткие сказания о К. и об И. включены в «Зерцало истории» Винцентия из Бове ( Vincentii Bellovacensis Speculum historiale. XI 26//Bibliotheca mundi, seu Speculum Maior Vincentii Burgundi. Duaci, 1624. T. 4. P. 421-422) и в «Золотую легенду» Иакова из Варацце , который опирался на эпитомы Варфоломея Тридентского (40-е гг. XIII в.) и Винцентия из Бове ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 19982. T. 1. P. 532-533). Иаков привел датировку гибели мучеников, по-видимому восходящую к Хукбальду (ок. 230, при имп. Александре Севере). Эта дата указана и в «Перечне святых» Петра Наталиса (ок. 1370 - Petr. Natal. CatSS. VI 101; ActaSS. Iun. T. 3. P. 17). Под 15 июля запись о поминовении К. и И., вероятно заимствованная из Иеронимова Мартиролога, внесена в Мартиролог Беды Достопочтенного (между 725 и 731; ркп.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Подробный рассказ о П., созданный на основе истории Сократа Схоластика, со вставкой о событиях арианских споров помещен в арм. Синаксаре Тер-Исраэла. Этот рассказ имеет ряд неточностей, напр., виновником 1-го изгнания П. назван еп. Евдоксий; мощи П. в К-поль переносятся из Кукуза, а не из Анкиры. В копт. Александрийском Синаксаре (XIV в.) присутствует краткое сказание об Анбе Булосе (т. е. о П.), восходящее также к Сократу. Здесь память П. приходится на 5-й день месяца паопи (2 окт.). Под предыдущим днем П. упомянут в календаре Абу-ль-Бараката (XIV в.). На Западе почитание П. также известно с IX в. В мраморном Неаполитанском календаре его память содержится под 6 нояб. Возможно упоминание о П. в Мартирологе блж. Иеронима (V в.). В его парижской рукописи XI в. (Paris lat. 12410 D) под 7 июня указана память «в городе Бизантии Павла». В одном из древнейших кодексов Мартиролога - Эхтернахском (нач. VIII в.) - П. назван епископом не Византии, а Бизацены (область в Сев. Африке). Уверенно можно сказать, что память П. под 7 июня была введена в Мартирологи Флора и Адона Вьеннского со сказаниями на основании «Трехчастной истории» Епифания и Кассиодора, в к-рых сведения также черпались из трудов Сократа и Созомена ( Quentin. 1908). Из Мартиролога Адона заметка о П. перешла в Мартиролог Узуарда и далее в Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (XVI в.) с добавлением заметок о вмешательстве папы Юлия в дело П., а также о перенесении его мощей в К-поль. Мощи П. находились в К-поле до разгрома города крестоносцами в 1204 г. Ок. 1200 г. их видел в к-польской церкви, посвященной П., рус. паломник Антоний , буд. еп. Новгородский (Добрыня Ядрейкович); мощи находились под спудом. Там же хранились омофор и стола святого. В период лат. правления, вероятно в 1226 г., мощи были перенесены из К-поля в Венецию и помещены в ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо). В 1686 г. была произведена рекогниция мощей. На ней присутствовал ученый-болландист К. Янник, к-рый констатировал, что мощи находятся в целости в драгоценной раке (ActaSS. Iun. T. 1. P. 23-24).

http://pravenc.ru/text/2578509.html

Библиогр.: CPG, N 7352-7355, 7358-7360; BHGa, N 2117-2119; ИАБ, 4. 1407-1431. Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 591-613; Vita Dosithei//SC. 92. P. 122-146; Theod. Stud. Ep. 31//PG. 99. 1028AB; idem. Testamentum//PG. 99. Col. 1816; Tarasius. Ер. 5//PG. 98. Col. 1461-1465; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033А; Epistula de Dorothei vita et scriptis//PG. 88. Col. 1613-1617; Anonymi praefatio//PG. 88. Col. 1612-1613; Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance//SC. 450. Соч.: Изд.: Поучения: Gryneus I. J. Monumenta S. Patrum Orthodoxographa. Basileae, 1569. T. 1. P. 195–363; Auctarium Bibliothecae Patrum Ducaenum. T. 2. P. 742–869. P., 1624, 1644, 1654; Bibliotheca veterum Patrum/Ed. A. Galland. Venetiis, 1773, 1788. T. 12. P. 369–469; PG. 88. Col. 1617–1836; Dorothée de Gaza. OEuvres spirituelles/Ed. L. Regnault, J. de Préville. P., 1963. P. 146–486. (SC; 92); Письма: PG. 88. Col. 1793–1837; SC. 92. P. 488–525; Изречения: PG. 88. Col. 1808–1812; SC. 92. P. 526–531; Житие святого Досифея: Brun M. La Vie de saint Dosithée: Texte crit., introd., trad. franç. et not.//OrChr. 1932. Vol. 26. P. 87–123; SC. 92. P. 122–146. Пер.: лат.: [Hilarion Veronensis.] Sermones Sancti Dorothaei Abbatis de vita monastica. Venetiis, 1523; [Chrysostomus Calabrus.] Sancti Dorothaei Sermones XXI. Venetiis, 1564; Bibliotheca Cassinensis. Cassino, 1877. T. 3. P. 317– 329 (по пер. XI в.); груз.: Peradze G. Die altchristliche Literatur in der georgische Überlieferung//Oriens Chr. 1930. S. 80–85; Blake R. P. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Biblioteque de la Laure d’Iviron au Mont Athos//ROC. 1933/1934. Vol. 28. P. 230–235; Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont-Sinai. Louvain, P. 99, 259–260. (CSCO; 165); араб.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 405–406. (ST; 118); слав.: [ Берында П., свящ.] К., 1628; М., янв. 1652; М., сент. 1652; рус.: Орлов Ф. М., 1701; Вершинский Д. С.//ХЧ. 1826–1830; Климент (Зедергольм), иером. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М., 1856; ИАБ, 4. 1408, 1409–1412.

http://pravenc.ru/text/180299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ [греч. Δωρθεος τς Γζης; Дорофей Палестинский; авва Дорофей] († кон. VI в.), прп. (пам. 5 июня), подвижник, аскетический писатель, основатель и игумен мон-ря, располагавшегося недалеко от г. Газы , одного из важнейших монашеских центров в Палестине. Хотя издревле Д. Г. был известен как преподобный (σιος), в древних греч. Минеях и Синаксарях, так же как и в лат. мартирологах, его литургическое почитание не было зафиксировано. А. И. Пападопуло-Керамевс в соч. «Иерусалимская библиотека» упоминает греч. службу Дорофею, к-рая сохранилась в рукописи XIX в., написанной в Саввы Освященного лавре ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1891. Σ. 363). Жизнь Непосредственными источниками сведений о жизни Д. Г. служат его сочинения, Житие прп. Досифея, ученика Д. Г., окончательный вариант к-рого был создан не ранее кон. VI в., а также «Ответы» его духовных наставников прп. Варсонофия и Иоанна (см. ст. Варсонофий Великий ). Адресация большей части «Ответов», обращенных к Д. Г. (Отв. 249-335/Ep. 252-338; таблицу соответствия разных изданий «Ответов» см.: ИАБ. С. 230-232), устанавливается согласно примечанию, сохранившемуся в рукописи Ath. Iver. 1307: «Знак, что блаженный авва Дорофей начал вопрошать», а для 5 предшествующих (Отв. 244-248/Ep. 247-251) - на основании того, что в нек-рых рукописях они, как и следующие за ними, были адресованы тому же лицу. Неизвестный собиратель сочинений Д. Г., живший в VII в., не составил его пространное Житие, по-видимому, из-за того, что не располагал достаточными данными (ср.: Послание к брату. С. 16-17/Ep. ad fratrem. 4). Сведения из Acta Sanctorum (ActaSS. Iun. T. 1. P. 591-613) вторичны по отношению к этим источникам. Долгое время исследователи излагали различные гипотезы о времени жизни Д. Г., предлагая датировки от V до VII в. Иером. Климент (Зедергольм) в краткой заметке, предваряющей рус. перевод сочинений Д. Г., исходя из неправильной датировки затвора прп. Варсонофия Великого (см.: ПЭ. Т. 6. C. 686), предположил, «что преподобный Дорофей жил в конце VI и начале VII в.» (Душеполезные поучения. М., 2001. С. 5). Архиеп. Филарет (Гумилевский) относил время кончины Д. Г. к 620 г. ( Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 3. С. 157). Однако в нач. XX в. франц. патролог С. Веле, сравнив данные, содержащиеся в творениях Д. Г., со свидетельствами Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. 17. 22//PG. 147. Col. 273), блж. Иоанна Мосха ( Ioan. Moschus. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033) и одной из редакций лат. Жития прп. Варсонофия, установил наиболее вероятную хронологию, согласно к-рой Д. Г. родился в нач. VI в., основал мон-рь после 540 г. и умер между 560 и 580 гг. Предлагались также и более ранние датировки кончины святого (550-560; см.: Scouteris. 2000. P. 33).

http://pravenc.ru/text/180299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРИЕНА [Вриенна; греч. Βραινα, Βρυανη] († 318), прп. Нисибинская (пам. суббота сырная, пам. греч. 29 и 30 авг.), игумения мон-ря в г. Сиваполе (Нисибине) в Месопотамии. Сведения о ней содержатся в Житии прмц. Февронии , племянницы и воспитанницы В. При В. в обители подвизались 50 инокинь, монастырский устав отличался строгими постами и продолжительными бдениями. Согласно уставу первой игум. диаконисы Платониды, по пятницам все сестры оставляли свои послушания, собирались в церкви и с утра до вечера молились и читали Свящ. Писание. Когда в Сиваполь прибыли военачальники имп. Диоклетиана Селин и Лисимах, монахини бежали из города и скрылись в горах. В мон-ре остались только В., Фомаида и Феврония. В. укрепляла Февронию на мученический подвиг и после смерти святой погребла в своей обители ее мощи, от к-рых стали происходить чудотворения. В мон-рь стало стекаться множество паломников, но, когда свт. Иаков , еп. Нисибинский, захотел перенести мощи Февронии в кафедральный собор, святая через чудесные знамения показала, что хочет остаться в мон-ре, и только по молитве В. епископ смог взять частичку ее мощей. В. скончалась через 14 лет после мученической смерти своей ученицы. Память В. включена в греч. и слав. стишные синаксари под 29 и 30 авг. (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.; ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: BHG, N 659; ActaSS. Iun. T. 5. P. 17-35; SynCP. Col. 933; ЖСв. Июнь. С. 536-563. Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 129-139; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 264; Т. 3. С. 535; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 1049; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 84; Japund i M. Briene//BiblSS. Vol. 3. Col. 414. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/155440.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКЕНТИЙ [лат. Vincentius; франц. Vincent] (III в.), мч. Агинский (пам. зап. 9 июня). О мученической кончине В. рассказывают анонимные «Страсти св. Викентия» сер. VI в. Согласно этому памятнику, в окрестностях г. Агин (совр. Ажен, Юж. Франция), на берегу реки, находилось святилище друидов. Здесь во время празднеств, посвященных богу солнца, появлялся огненный круг, спускавшийся к реке и вновь поднимавшийся к храму, что привлекало в это место множество язычников. Христианин В. осенил этот огненный круг крестным знамением, после чего он исчез и не появлялся вновь. Исчезновение огня вызвало гнев и раздражение язычников. Присутствовавший на празднике правитель (praeses) города немедленно вызвал В. в суд. После того как В. исповедал христ. веру и отказался поклониться языческим богам, он был приговорен к смертной казни и обезглавлен. Спустя 150 лет мощи В. были обретены и перезахоронены в Каструм Помпеякум (вероятно, совр. Помпие), в районе Агина, где впосл. был воздвигнут храм в честь святого. В IX в., во время набегов норманнов, мощи В. были перенесены в Сент-Фуа-д " Ажен, а впосл. в аббатство Конк, в диоцезе Родез. Свт. Григорий Турский сообщает о диаконском сане В. (leviticae stolae) и о том, что он был замучен местными жителями (De gloria martyrum 104//PL. 105). Венанций Фортунат в 2 поэмах, посвященных св. Леонтию, еп. Бурдигальскому, упоминает о 2 базиликах в честь В. в окрестностях Агина, одна из к-рых была воздвигнута св. Леонтием между 542 и 545 г. в мест. Вернемет (вероятно, совр. Комон-сюр-Гарон к югу от совр. г. Марманд) на месте языческого храма и кончины В. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 164-170; Greg. Turon. Hist. Franc. 35//PL. 71. Col. 439-440; idem. De gloria beatorum martyrum//PL. 71. Col. 797-798; Venantius Fortunatus. Caput 8-9//PZ. 88. Col. 70-71. Лит.: Maillé A., de. Vincent d " Agen et St. Vincent de Saragosse: Étude de la Passio Sancti Vincentii martyris. Melun, 1949; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 142-144; Griffe É. La Gaul Chrétienne à l " époque romaine. P., 1964. T. 1. P. 137, 141, 147; Viard P. Vincenzo d " Agen//BiblSS. Vol. 12. Col. 1135-1138. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/158462.html

Аббатство Корби. Гравюра из серии «Monasticon Gallicanum». 1677 г. Аббатство Корби. Гравюра из серии «Monasticon Gallicanum». 1677 г. В отличие от королевских грамот привилегия, полученная К. в 664 г. от Бертефрида, еп. Амбианского (Амьенского), является подлинной. Согласно этому документу, епископ отказался от притязаний на собственность монастыря и подтвердил право монахов выбирать аббата без вмешательства епископа, при условии что аббат будет утвержден королем. В обязанности монахов входила молитва за короля и королевство ( Ewig. 1973). Согласно подложной грамоте об основании К., монахи соблюдали Устав Бенедикта (sub sancta regula), но в грамоте епископа приводится более достоверная информация - в К. действовало т. н. смешанное Правило святых Бенедикта и Колумбана. Судя по унциальной рукописи эпохи Меровингов, хранившейся в монастырской б-ке (РНБ. F.v.I. 2), в К. использовалось также Правило свт. Василия Великого (совмещение неск. уставов было характерно для меровингского монашества). В К. хранилась также рукопись т. н. Устава Учителя (Regula Magistri), созданная в Юж. Италии в VI-VII вв. (Paris. lat. 12205). Вероятно, монахи К. считали этот текст полной или оригинальной версией бенедиктинского устава. Состав рукописей, хранившихся в монастырской б-ке, указывает на то, что аббатство К. поддерживало отношения с Италией, возможно через посредство аббатства Бобий (см. Боббио ), также принадлежавшего к монастырской традиции св. Колумбана. Среди манускриптов, привезенных в К. из Италии,- унциальная рукопись из мон-ря Виварий (РНБ. Q.v.I. 6-10, VI в.) и кодекс с сочинениями Тита Ливия (Paris. lat. 5730, 2-я пол. V в.). О контактах К. с Луксовием свидетельствует тот факт, что самые ранние созданные в К. рукописи выполнены почерком, схожим с т. н. люксёйским минускулом (напр., богато украшенная ркп. «Истории франков» св. Григория Турского - Paris. lat. 17655, VII в.). Согласно Житию Бальтхильды, в 673 г. аббат Теодефред стал епископом (скорее всего Амбианским). Его преемником кор. Теодорих III назначил Хродегария, а после его смерти (между 673 и 690) король разрешил монахам в соответствии с привилегиями избрать нового аббата самостоятельно. Избранный на эту должность Эремберт основал при мон-ре школу, в которой кроме монахов могли обучаться и миряне (гл. обр. дети аристократов, но бедным тоже не был закрыт доступ в школу). Аббат Эремберт установил в К. практику непрестанного чтения Псалтири, что не согласуется с Уставом Бенедикта и, по-видимому, указывает на влияние традиций ирл. монашества. Считается, что в VII в. К. посещали странствующие монахи из Ирландии - святые Адальгиз (ActaSS. Iun. T. 1. P. 222) и Гоббан (Ibid. T. 5. P. 19-22). К. в эпоху Каролингов

http://pravenc.ru/text/2057224.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010