Выпускники гимназии с родителями и учителями в Богоявленском соборе ЖМП 11 ноябрь 2022 /  10 ноября 2022 г. 15:00 Почивать на лаврах некогда О РАДОСТЯХ И ТРУДНОСТЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЫ И ПЕРСПЕКТИВАХ ВЫПУСКНИКОВ Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-bepcuя. — Отец Олег, как начиналась гимназия? Какие задачи призвана была решить?  — В 1997 году прихожане Богоявленского собора города Ногинска выступили с инициативой создания православной школы. Они хотели, чтобы их дети получали православное образование, смотрели на мир глазами верующего человека. Но чтобы рассказать подрастающему поколению с православной точки зрения о литературе, истории, биологии и о других предметах, возможностей воскресной школы было недостаточно, поэтому возникла идея гимназии. Во главе организаторской группы был протоиерей Михаил Ялов, на тот момент благочинный Богородского округа. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил начинание. В этой команде я сначала был пре­подавателем различных дисциплин, в том числе и светских: истории, информатики, технологии труда и даже физкультуры, — образование позволяло. Потом стал заместителем директора гимназии по воспитательной работе, а с этого года назначен директором. 

http://e-vestnik.ru/db/interview_oleg_vo...

Движение в умственной жизни здорового общества совершает­ся всею массою его вечно и непрерывно; но давая себе отчет в его прошлом и даже настоящем, мы непременно приурочиваем ступени его развития нескольким выдающимся личностям. Старейший университет в России, истинная alma mater всех русских университетов, был так счастлив, что дал целый ряд таких деятелей, которые имеют крупное значение не толь­ко в истории русской науки, но и в истории русского прогресса. Всем вам известно, какое видное и почетное положение за­нимает в ней профессор всеобщей истории Тимофей Николаевич Грановский. Это самая чистая личность в интересную и плодови­тую эпоху сороковых годов, когда свет и тени русской жизни так ясно, так резко отделялись друг от друга. Тогда, как вы знаете, росли и воспитывались будущие деятели эпохи великих реформ, воспитывались под непосредственным влиянием одновременно появившихся талантливых и высоконравственных людей, которые, несмотря на крайне тяжелые условия, действо­вали такой плотной массой и с такой энергией, что примеров подобной не много насчитаешь и во всей истории человечества. Люди 40-хъ годов делились на партии, полемизировали друг с другом, “непримиримо” расходились в убеждениях, но в самом существенном, в том, что надо жить не для себя, а для идеи, не для личного блага, а для блага общего, что надо любить добро и ненавидеть зло, они были настолько же согласны между собою, насколько и в основном представлении о том, что такое добро и зло. Не было между ними ни ко всему равнодушных скептиков, ни защитников непротивления злу, ни сторонников сопротивления всякими, хотя бы и отвратительными средствами, ни крепостников, ни противников грамотности, ни сторонни­ков беспорядка и беззакония. Все грубое, злобное, бесчеловечное и явно нелепое возбуждало во всех их отвращение, и никакие софизмы, ни даже глубокая симпатия тому, кто впал в ошиб­ку, не могли в их глазах оправдать самой ошибки. Напомню трагическую историю “ Переписки с друзьями” Гоголя, за которую его осудили люди всех оттенков, поклонявшиеся его таланту.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Знать от слова " знание " 31.01.2009 304 Время на чтение 5 минут Второй десяток лет в России ведутся разговоры о том, что нужны собственные стратегические интеллектуальные центры. Но их нет. Все так называемые государственные «планы развития» создаются «на коленке» группами чиновников и являются просто акциями прикрытия для дележа бюджетов. В России между тем экспертное сообщество есть. Оно бескорыстно трудится во славу родины вдали от ярмарки тщеславия. Небольшая комната в глубине московского ресторана. Приглушенный свет, чай и десятка полтора мужчин с блокнотами за столами. Часовой доклад и двухчасовое отжимание смыслов из доклада, которое укладывается максимум в 10 строк для грядущих отчетов с театра военных действий в глобальной войне — Войне смыслов. Вот уже девять лет, как выпускники Военного института (ныне Военного Университета МО РФ) иностранных языков Красной армии (ВИИЯ КА) два раз в неделю собираются после работы, чтобы обсудить момент. На их экспертном языке это называется сделать замеры обстановки явного и не проявленного. Есть едва уловимые общие черты в облике этих однокашников. Выправка, привычка к подтянутости и особой выделки удаль. Что естественно, ведь все они - военные, хоть и в отставке. Есть и другая сторона, отличающая их от обычных отставников: сложная речь, способность к месту цитировать древних философов на языках оригинала, умение выражать мысль без бранных слов, чрезвычайная обходительность и невероятная жажда интеллектуального обмена знаниями, не иссякающая ни на втором часу насыщенного общения, ни на четвертом. Это — Клуб Товарищей ВИИЯ КА, легендарного института военных переводчиков и спецпропагандистов. Минобороны избавляется от военных переводчиков Институту 1 февраля 2009 года исполнится 69 лет. Клубу в августе 2009 года исполнится 10 лет. Клуб будет существовать, пока живы выпускники ВИИЯ КА. А вот будет ли существовать их alma mater - вопрос к военному министру, в планах которого пока что стоит расформирование абсолютно уникального учебного заведения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сумерки богов, людей и культов Потерявшаяся Россия: взгляд из СИЗО. Часть 4 16.06.2019 1047 Время на чтение 20 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Говоря о потерявшихся детях нашего времени и возвращаясь к заданной мною первично тематике, в том числе тюремной субкультуры, коли уж промыслительно оказался на какое-то время в заточении, в стенах следственного изолятора, где нельзя не оглянуться по сторонам и не рассказать любознательным соотечественникам о том, о чём вряд ли они смогут узнать сами (не дай Бог, хотя теперь точно могу сказать, что от сумы и от тюрьмы не зарекаются) и о тех, с кем им вряд ли удастся, как мне сейчас - поговорить в доверительной обстановке, что называется, душа в душу, как есть - начистоту. История седьмая : дети угольного бассейна. Город Белая Калитва, Ростовская область. Один из тех населенных пунктов, некогда благополучного региона, где основным средством заработка был угледобывающий бассейн, отстроивший вокруг себя инфраструктуру. Так было в советское время, в послевоенный индустриальный расцвет СССР с 1960-х до начала 90-х годов прошлого столетия. Последним «хозяином» этой отрасли был ОАО «Гуковуголь». Как-то раз, это был 1999 год, ехал из своего родного Новочеркасска, что граничит с шахтёрским бассейном Дона, на учебу в свою alma mater - Ростовский государственный медицинский университет. Ловил попутные авто на стандартном для этого действия месте в городе. Проезжавший мимо водитель, решил немного подзаработать в этот момент на весьма «упакованной» по тем временам черной «Волге» с солидными госномерами с определённым, не всем доступным, набором цифр и букв, которым в то время отдавали под козырёк местные сотрудники госавтоинспекции. В процессе диалога по пути в Ростов выяснилось, что это оказался личный шофёр генерального директора «Гуковуголя». Разговорились. В том числе о судьбах региона и перспективах его жителей в недалёком и отдалённом будущем. Интересную историю пересказал тогда со слов своего начальника мой попутчик. Когда остро встал вопрос о финансировании проекта реконструкции долгов предприятия, а это шахты в десятках населённых пунктах Ростовской области, возникших не за год и не за два вследствие определённой разрушительной политики электросетей и «Горгаза» во всех добывающих уголь городах области, руководство «Гуковугля» поехало в Москву в профильное министерство. В ответ им сообщили прямым текстом - денег не «подъём» предприятия нет, а вот на начало процедуры банкротства и её завершение без проблем - средства предоставим. Так незавидно и молниеносно решилась судьба сотен тысяч дончан и десятков крупных и малых городов области, почти трети Донского края: Новошахтинска, Миллерово, Шахт, Гуково, Зверево, Белой Калитвы, Донецка (Россия) и ряда других.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что добьет образование или зачем нужны инженеры-троечники? Ответ на статью Владимира Букарского 22.06.2012 1063 Время на чтение 11 минут 31 мая на сайте РНЛ появилась статья Владимира Букарского с характерным названием «Неизвестный Ливанов, или Нужны ли стране инженеры-троечники?» . Как следовало из названия, ожидался анализ предполагаемой деятельности вновь назначенного министра образования Дмитрия Ливанова, сменившего на этом посту одиозного Фурсенко. Однако по мере знакомства, текст вызвал недоумение, если не шок. Автор рассматривает два высказывания нового министра: о сокращении бюджетных мест в технических ВУЗах и о сохранение ЕГЭ. О втором сказано и написано, в основном, в критическом ключе, уже достаточно. На первой же мысли нового министра, и к чему может привести ее реализация, стоит остановиться подробнее. Владимир Букарский, известный как толковый эксперт по Молдавии и Приднестровью, в рассматриваемом вопросе проявляет очевидную некомпетентность, чтоб не сказать больше. Вот, например, его характеристика технических ВУЗов и принцип отбора туда абитуриентов: «Технические вузы как явление уже на протяжении более 25 лет (ещё в 80-х - это точно) являются средством не приобретения необходимых для страны специальностей, а инструментом «закоса» от армии. Не хочу обидеть всех, но туда, в значительной части, шли поступать, в лучшем случае, «инвалиды пятой графы», опасавшиеся, что эта графа в советском паспорте станет препятствием для их поступления в престижные вузы, а в худшем - посредственность, боящаяся не пройти по конкурсу в более «модный» вуз в силу своих скудных дарований. Большинство «инвалидов» уехало в другие страны, воспользовавшись этой «пятой графой». Остались вторые. Не хочу сказать, что их везде большинство. Но тенденция малопрестижности техвузов, низкого конкурса и убежища от армии сохранилась» (курсив мой – Ю.Б.). Да простят меня за длинную цитату, но именно она характеризует уровень понимания автором серьезной проблемы. Позволю себе оставить ее без комментариев. Также, видимо, следует попросить прощения у выпускников технических ВУЗов России, среди которых известные ученые, академики, конструкторы, изобретатели, производственники, директора заводов, министры и т.д. и т.п. Золотыми буквами в историю российской науки вписаны такие ВУЗы как МВТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, МАИ, МАДИ, СТАНКИН, МИИТ, ЛГИ (СПбГА), ЛИИЖТ (ПГУПС), УПИ и многие другие, которые всегда были и, отчасти, остаются поныне, сверхпрестижными для абитуриентов не только России, но также ближнего и дальнего зарубежья. Именно они, в большей части, являются alma mater для тех, кто во все времена и при всех режимах творил промышленную и оборонную мощь России.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/23/...

поиск:   разделы   рассылка Речь Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии присуждения степени honoris causa Московского государственного университета " При слове " традиция " современные люди, особенно молодые, нередко выражают недоумение и даже скептицизм " 28 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в конференции " От Древней Руси к Российской Федерации – история российской государственности " , организованной Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова совместно с Отделением историко-филологических наук РАН. В ходе первого пленарного заседания состоялась церемония присуждения Его Святейшеству звания почетного доктора МГУ. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с докторской речью. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Виктор Антонович! Профессора, студенты, все высокое собрание! Я сердечно приветствую вас в связи с проведением конференции, которая является очень актуальной в связи с годом, на который выпало так много важных юбилеев, касающихся истории нашей Родины. Я приношу глубокую благодарность ученой корпорации Московского университета за ту высокую честь, которой вы меня удостоили. Поскольку сам я начал свое продвижение в Церкви с академической деятельности и в течение десяти лет был ректором духовной академии, то, наверное, нет более высокой награды для меня, чем награда от научного сообщества. Я хорошо знаю атмосферу высшего учебного заведения, атмосферу заседаний Ученых советов, я знаю, как в этом коллективе оттачивается мысль, останавливаются неразумные речения, знаю, как дисциплинируется ум человека и дисциплинируется его слово. И, пожалуй, нет никакой другой среды, кроме академической, которая бы так влияла на формирование личности, в том числе на способность человека несколько раз подумать перед тем, как сказать. Мы проводим эту конференцию в стенах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, что тоже является как бы символическим действием, потому что Московский университет – это лидер в нашей стране, это подлинный научный, интеллектуальный, образовательный центр, с именем которого связаны огромные достижения в нашей науке, в образовании, в культуре. Очень большое количество людей, которые прославились своей деятельностью, относились именно к Московскому университету, для них это была alma mater.

http://religare.ru/2_97016.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 110  голосов:  3.9 из  5) Часть третья. Летопись мужицкого царства Глава 14. Фролка Гунявый Эту правдивую повесть недолговечного Уренского царства рассказывал мне урывками в долгие зимние вечера мой сотоварищ по вязке плотов на Соловецком взморье – Алексей Нилович. Фамилии он не имел, писался Ниловым по батюшке. Рассказывал он мастерски, пересыпая свою плавную, струящуюся, как ручеек, певучую северную речь цветистыми оборотами, присказками, древними русскими словами, пахнущими смолою бора и цветением луговых трав. Тогда я не мог записать его рассказов: при освобождении с Соловецкой каторги делали тщательный обыск и всё рукописное или забирали в следственную часть или просто уничтожали. Вывозить книги и тетради можно было только после просмотра, с особого разрешения административной части. Я не мог записать их и после: на советской «свободе» всегда ожидал обыска и ареста, а тогда эта запись дала бы мне не меньше трех лет концлагеря. Теперь, спустя двадцать пять лет, многое, конечно, позабыто, но вместе с тем, здесь, на берегу нежного, голубого Неаполитанского залива, обрамленного темною зеленью апельсиновых рощ, в моей памяти с необычайною силой и яркостью встали суровые, молчаливые северные сосны, белесое, льдистое море и он – Нилыч. Вероятно, это произошло в силу контраста: «прекрасное издалека». И вот, что вспомнил – записал, стараясь по возможности восстановить узорную вязь его речи. Пересказать ее полностью, со всеми оттенками и переливами, конечно, не смог. В познании красоты и величия нашего языка Нилыч дал мне не меньше, чем сама московская Alma mater в ее блестящем расцвете начала ХХ века. Ростом Нилыч был невелик, но необычайно соразмерен: в меру широк, в меру полон. Бывают такие огурчики, крепенькие, гладенькие, на русском севере их называют окатными. Эта гармония, соразмерность была основной чертой всего его существа. Она была в его лице, немножко скуластом, финском, в его голосе, не тихом и не громком, но переливчатом и певучем. Когда он рассказывал, то чудилось, что не то старый раздобревший кот мурлычет на тёплой лежанке, не то пузатый самовар завел вечернюю песню в комнатке с геранями и вязаными скатерками. Становилось тепло и уютно даже в холодном сумраке обращенного в тюремную казарму Соловецкого собора.

http://azbyka.ru/fiction/neugasimaya-lam...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) Путь ложных солнц «Мы живем в таком политическом климате, в котором слова утрачивают свою ценность и свой смысл. Мы живем в условиях словесной инфляции, которая создала черную биржу слов», – сказал на Берлинском конгрессе «борьбы за свободу культуры» один из самых смелых, самых честных и самых свободных внутренне людей современности – Артур Кестлер. На английском языке это утверждение было ново, но на русском оно было уже много раз повторено И. Л. Солоневичем и рядом других журналистов, главным образом, «новых», смогших раскрепостить себя от трагического для мировой интеллигенции «гипноза левизны». Почти буквально совпали даже такие детали, как «духовное родство между прогрессивными либералами и поклонниками тирании и ужаса на основе общей левизны» в речи А. Кестлера, «левая вертячка» И. Солоневича, «общие боги» Б. Башилова и «единая alma mater» в моих статьях. Совпадают и сами политические термины, подвергнутые А. Кестнером глубокому, смелому и объективно-свободному анализу. Эти слова: «право и лево», «социализм», «свобода», «демократия»… бедные, утратившие в наши дни свой смысл слова, пустые орехи с полинявшей, стертой с них позолотой. Даже не погремушки, т. к. в них нечему уже греметь. Но А. Кестлер все же не совсем прав. Подобные слова, принявшие в себя множество, порой противоречивых, значений, теряют каждое из них в отдельности и все вместе, но, взамен их, приобретают одно новое. Это новое их значение – бессмыслица. Начнем с политической семантики «права и лева», А. Кестлер называет эти термины «вредным анахронизмом, порожденным парламентами XIX века». Неоспоримо, что коммунисты занимали и занимают в представительных органах мира крайний, «левый» фланг. Неоспоримо и то, что, действуя беспрерывно в «левом» направлении, те же «левейшие среди левых» марксисты построили в Европе и Азии беспримерную по целостности и стройности систему реакционного полицейского государства, об осуществлении каковой не смели и мечтать «правейшие из правых» идеологи XIX b. типа Аракчеева и Меттерниха.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Разделы портала «Азбука веры» ( 27  голосов:  4.5 из  5) Последний год Выше я говорил, что все годы, оканчивающиеся на «0» и на «5», для меня счастливые. 1940 год был удачливый. Окончил институт. Хотел поступить в аспирантуру при своей «alma mater», Василий Алексеевич отсоветовал. Сказал: «Отрежьте полу. Получайте диплом и сматывайтесь. На всех кафедрах Вас знают как идеалиста. Скажите спасибо, что не вытряхнули». Но в то время было легче куда-нибудь устроиться, чем сейчас. Иду я как-то по Исакиевской площади. Вижу на дверях одного из бывших особняков доска: «Научно-исследовательский институт театра и музыки». И тут же объявление: «Прием в аспирантуру». Зашел, справился. А через два дня подал заявление и стал готовиться к экзаменам. Экзамены: история русского театра, история западно-европейского театра, неизменный диамат и немецкий язык. Театр знаю с детства. Еще подчитал кое-что. Экзамены сдал на пятерки. Выдержал. Самое трудное было — немецкий. Сдавал плохо, но простили: все остальные знали не лучше. Этот последний предвоенный год был интересен: он дал мне, скромному учителю, возможность присмотреться к нашей тогдашней высокой интеллигенции: профессорам да театралам. Институт Театра и Музыки (ныне Институт Театра, Кино и Музыки) имел своеобразную историю. И опять приходится начинать с матушки Екатерины. Особняк, в котором институт помещался, был построен императрицей для небезызвестного графа Платона Зубова. Правда, Зубов не успел еще в него въехать, когда его высокая покровительница умерла. Но Павел I, которому были иногда свойственны великодушные порывы, на свои средства завершил отделку великолепного дворца и подарил его своему старому врагу и одному из будущих своих убийц. Потомки фаворита Екатерины II были, не в пример своему блестящему предку, людьми тихими и мирно жили в особняке на Исакиевской площади вплоть до самой революции. Однако последний Зубов был своеобразным человеком: эстет, любитель живописи, меценат, он объездил всю Европу. Собрал ценнейшую коллекцию древних гравюр; его библиотека до сих пор считается одним из лучших в Советском Союзе собраний по искусствоведению. В начале XX века граф открыл в своем особняке лекторий для великосветской публики. Сам он читал историю античного искусства. Барон Врангель, талантливый искусствовед, безвременно умерший в 28 лет еще до революции, читал историю итальянского возрождения. Князь Волконский (драматург и романист) — историю театра. Но вот наступил 1918 год. Граф нашел ход к Луначарскому и добился того, чтоб его лекторий объявили сначала Институтом Живого Слова, а потом преобразовали в Государственную Академию Искусств (ГАИС). Граф, впрочем, вскоре уехал за границу, а ГАИС, сменив несколько названий, перед войной функционировал как «Научно-исследовательский институт театра и музыки».

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Сергей Александрович Шумский Заслуженный артист РСФСР С. А. Шумский принадлежал к славной плеяде советских дирижеров-хоровиков «старой школы», которую получил в стенах «высшего специального музыкально-хорового Синодального училища» – так не без гордости называл Шумский свою alma mater в анкетах. Сергей Александрович родился 25 сентября 1892 года в Москве. Его мать была крестьянкой, приехавшей в Москву из деревни Новоселок Калужской губернии. По рождении мальчик был помещен в Московский воспитательный дом, откуда его забрали и усыновили ревизор Московской контрольной палаты Александр Ильич Шумский и его жена Зиновия. Они стали мальчику заботливыми родителями, и после их смерти Сергей Александрович писал, что остался последним представителем дворянского рода Шумских. Десяти лет от роду Саша Шумский был отдан на обучение в Синодальное училище церковного пения, где он своим живым характером доставил немало хлопот учителям. За то, что у него «шалостей больше, чем у других», а голос «слабо пригоден» для хора, маленький Шумский навлек на себя гнев регента Орлова. (По воспоминаниям «синодалов», Саша даже однажды осмелился свистнуть во время репетиции хора, которую проводил Василий Сергеевич.) Был поставлен вопрос о его исключении из училища, и только благодаря ходатайству отца мальчик продолжил обучение, правда, теперь уже в числе «своекоштных» учеников. В 1911 году Сергей Александрович завершил полный курс Синодального училища, оставив по себе память не только как о большом озорнике, но и как об отличном музыканте – прекрасном скрипаче, организаторе и участнике ученического струнного квартета (ученики Н. Вьюгин, Д. Орлов и преподаватель В. Н. Якимов). По окончании училища молодой музыкант начал преподавать в московских гимназиях, а в 1912 году поступил помощником к известному дирижеру И. И. Юхову. В 1915 году Шумский был призван на военную службу и отбывал ее в Москве, исполняя обязанности капельмейстера 192-го запасного пехотного полка. В 1917 году он вновь вернулся к Юхову, хор которого в октябре 1918 года был национализирован и в 1919-м переименован в Первый государственный. Будучи заместителем управляющего (дирижера), Шумский участвовал в подготовке к исполнению Девятой симфонии Бетховена, Реквиема Моцарта и других сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010