710 Обзор дискуссий и предлагаемых решений проблематики до Второго Ватиканского Собора, см.: Y. CONGAR, “Morts avant l’aurore de la raison”, in Vaste monde та paroisse: Vérite et dimensions du Salut, Paris: Témoignage Chrétien, 1959, 174–183; G. DYER, Limbo: Unsettled Question, New York: Sheed and Ward 1964, 93–182 (с указанием большого числа публикаций на тему: 192–196); W. A. van ROO, “Infants Dying without Baptism: A Survey of Recent Literature and Determination of the State of the Question”, Gregorianum 35 (1954), 406–473; А. MICHEL, Enfants morts sans baptême, Paris: Téqui, 1954; C. JOURNET, La volonté divine salvifique sur les petits enfants, Paris: Desclée de Brouwer 1958; L. RENWART, “Le bapteme des enfants et les limbes”, Nouvelle Revue Theologique 80 (1958), 449–467; H. de LAVALETTE, “Autour de la question des enfants morts sans baptême”, Nouvelle Revue Théologique 82 (1960), 56–69; P. GUMPEL, “Unbaptized Infants: May They be Saved?”, " The Downside Review, 72 (1954), 342–458; IDEM, “Unbaptized Infants: A Further Report”, The Downside Review 73 (1955), 317–346; V. WILKIN, From Limbo to Heaven: An Essay on the Economy of Redemption, New York: Sheed and Ward, 1961. После Второго Ватиканского Собора: Е. BOISSARD, Réflexions sur le sort des enfants morts sans baptême, Paris: Éditions de la Source, 1974. 711 Об этом см.: G.ALBERIGO/J.A. KOMONCHAK (eds.), History of Vatican II, vol. 1, Maryknoll: Orbis & Leuven: Peeters, 1995, 236–245; 308–310. 714 Об этих богословских гипотезах и вызванных ими новых вопросах, ср.: G. J. Dyer, The Denial of Limbo, 102–122. 715 Пий XII, Обращение к итальянским акушеркам (Allocuzione alle ostetriche italiane): AAS 43 (1951) 841. 716 Ср. Пий XII, Энциклика „Humani generis“: AAS 42 (1950) 570: „Alii veram ,gratuitatem’ ordinis supematuralis corrumpunt, cum autument Deum entia intellectu praedita condere non posse, quin eadem ad beatificam visionem ordinet et vocet“. 719 Среди прочих авторов, ср. размышления Карла Ранера: К. Rahner, Die bleibende Bedeutung des II. Vatikanischen Konzils, in: Schriften zur Theologie, Bd. XIV, Benziger Verlag: Zürich, Köln, Einsiedeln 1980, 314–316. С несколько иной нюансировкой: J.-H. Nicolas, Synthèse dogmatique. De la Trinité à la Trinité, Fribourg, Paris: Editions Universitaires, Beauchesne 1985, 848–853. Ср. также размышления Йозефа Ратцингера, в которых он высказывается, как просто богослов:: Vittorio Messori a colloquio con il cardinale Joseph Ratzinger: Rapporto sulla fede, Cinisello Balsamo: Edizioni Paoline, 1985, 154–155.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

57). По поручению И. П. папский секретариат по делам нехристиан (с 1988 папский совет по межрелигиозному диалогу) разработал в 1984 г. документ «Отношение Церкви к последователям других религий: размышления и указания о диалоге и миссии» (L " Atteggiamento della Chiesa di pronte al seguaci di altre religioni: Riflessioni e orientamenti su dialogo e missione - AAS. 1984. Vol. 76. P. 816-828), которым установил основные формы межрелиг. диалога, в т. ч. добрососедские отношения между живущими на одной территории верующими, принадлежащими к разным религиям, сотрудничество в гуманитарной, социальной, экономической и политической сферах, защита социальной справедливости и равенства, изучение духовного опыта и наследия др. религий. Выпущенная папским советом и Конгрегацией по евангелизации народов инструкция «Dialogo e annuncio» от 19 мая 1991 г. (AAS. 1992. Vol. 84. P. 414-446) дополнила этот документ, в т. ч. указанием на возможность межрелиг. дискуссий, допускающих сомнение в отстаиваемых положениях христ. веры, что может способствовать очищению собственных взглядов и убеждений христиан (Dialogo e annuncio. 32). 19 мая 1990 г. папским советом по межрелиг. диалогу был основан фонд «Nostra Aetatae», выдающий стипендии для учебы в папских ин-тах и ун-тах в Риме молодым людям, принадлежащим к др. религиям. Личная дружба И. П. с нек-рыми евреями, которую он поддерживал с детства, и память о преследовании евреев во время нем. оккупации Польши сказались на отношениях католич. Церкви с иудаизмом в годы его понтификата. По мысли папы, евр. народ «по-прежнему носит знак избранничества Божия», поэтому основным стремлением иудейско-христ. диалога должно стать сближение «двух великих составных частей Божия избранничества - Ветхого и Нового Заветов» (Переступить порог надежды. 1995. С. 135). С 1-го офиц. приема представителей рим. евр. орг-ций (12 марта 1979) папа неоднократно проводил встречи с евр. религ. и общественными деятелями, в т. ч. с представителями Международной еврейской орг-ции «Бней-Брит», Антидиффамационной лиги, Американского евр.

http://pravenc.ru/text/471418.html

Там же, п. 15: «Quare illi qui benedictionem Dei per Ecclesiam expostulant, dispositiones suas ea fide confirment, cui omnia sunt possibilia; spe innitantur, quae non confundit; caritate praesertim vivificentur, quae mandata Dei servanda urget». Там же, п. 13: «Semper ergo et ubique occasio praebetur Deum per Christum in Spiritu Sancto laudandi, invocandi eique gratias reddendi, dummodo agatur de rebus, locis, vel adiunctis quae normae vel spiritui Evangelii non contradicant». Франциск, «Ответы на Dubia, предложенные двумя кардиналами», ad dubium 2, d. Там же, ad dubium 2, e. Франциск, Апостольское обращение C’est la confiance (15 октября 2023 г.), пп. 2, 20, 29. Конгрегация богослужения и дисциплины таинств, Справочник по народному благочестию и литургии. Принципы и руководящие указания, Libreria Editrice Vaticana, Vatican City 2002, п. 12. Там же, п. 13. Франциск, апостольское обращение Evangelii gaudium (24 ноября 2013 г.), п. 94, AAS 105 (2013), 1060. Франциск, «Ответы на Dubia, предложенные двумя кардиналами», ad dubium 2, e. Там же, ad dubium 2, f. Франциск, Катехетические наставления о молитве: благословение (2 декабря 2020 г.), L’Osservatore Romano, 2 декабря 2020 г., стр. 8. De Benedictionibus, п. 258: «Haec benedictio ad hoc tendit ut ipsi senes a fratribus testimonium accipiant reverentiae grataeque mentis, dum simul cum ipsis Domino gratias reddimus pro beneficiis ab eo acceptis et pro bonis operibus eo adiuvante peractis». Франциск, «Ответы на Dubia, предложенные двумя кардиналами», ad dubium 2, g. Ср. Франциск, послесинодальное апостольское обращение Amoris laetitia (19 марта 2016 г.), п. 250, AAS 108 (2016), 412–413. Конгрегация богослужения и дисциплины таинств, Справочник по народному благочестию и литургии, п. 13: «Объективное различие между практиками народного благочестия и практиками поклонения в Литургии должны находить четкое различие в культурном выражении […] акты набожности и благочестия являются внешними по отношению к священнопразднованию Евхаристии и других таинств».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Карпини и Рубруквис, как мы видели, также отожествляют Аланов с Асами. Первый упоминает об их поселениях на юг от Комании (р. 748). Рубруквис говорит (р. 246): «In has solebant pascere Commani, qui dicuntur Capthat; a Teutonicis vero dicuntur Valani, et provincia Valania. Ab Isidoro vero dicitur, a flumine Tanay (Don) usque paludes Meotidis et Danubium, Alania». На стр. 252 читаем: «Habebamus autem ad meridiem montes maximos, in quibus habitant, in lateribus versus solitudinem illam, Cherkis et Alani, sive Aas, qui sunt christiani et adhuc pugnant contra Tartaros». На стр. 243 Рубруквис говорит: «In vigilia Pentecostes venerunt ad nos quidam Alani, qui ibi dicuntur Aas, christiani secundum ritum Graecorum, et habentes litteras graecas et sacerdotes graecos. Tamen non sunt schismatici sicut Graeci, sed sine acceptione persone venerantur omnem christianum». Марко Поло (vol. II, р. 421 изд. Юла) упоминает Аланию между подвластными Монголам странами, а в другом месте (vol. II, р. 140) посвящает целую главу рассказу о резне известных Алан-христиан, составлявших особый отряд в армии Кубилая. Резня эта произошла в Чингинджу (Шан-шу-фу в Кьянгсу). Мариньолли (в полов. XIV в.) пишет об Аланах (Jule’s Cathay р. 373): «Они в настоящее время самый великий и благородный народ на свете, самые красивые и храбрые люди. Благодаря их помощи Татары овладели востоком и без них никогда бы не одержали ни одной важной победы. У Чингис-хана, первого царя татарского, состояло на службе семьдесят два аланских князя, когда этот бич Божий отправился карать миры». Клапрот (Asia polyglotta, р. 82) отожествляет Аланов или Асов с Осетами, народом еще находимым на Кавказе на север от Грузии. Он говорит, что они известны Грузинам под именем Осов. Вивьен де С. Мартен возражает против такого отожествления, хотя он считает Аланов и Асов первоначальными членами одного великого племени Асов, которые различными путями и во времена значительно отдаленные появились из средней Азии в странах прикавказских. По словам этого ученого Грузины различают Аланетов от Осетов и помещают первых внутри Абхазии (Jule р. 317).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

323 Секретариат христианского единства, Nota sulle alcune interpretazioni della «Istruzione sui casi particolari di ammisssione di altri cristiani alla comunione eucaristica nella chiesa cattolica», в: AAS 65 (1973), сс. 616_619, здесь с. 616 (п. 3а). 324 По этому вопросу см. R. Ahlers, Communio Eucharistica. Eine kirchenrechtliche Untersuchung zur Eucharistielehre in Codex Iuris Canonici, Regensburg 1990, особенно сс. 81 и 185. 325 Углубленный комментарий ко всей второй главе догматической конституции Lumen Gentium см. в: G. Philips, La Chiesa e il suo mistero nel Concilio Vaticano II. Storia, testo e commento della Costituzione Lumen Gentium, 2 Voll., Milano 1969, здесь Vol. I, сс. 119_196. 326 Giovanni Paolo II, Novo incipiente. Ad universosEcclesiae sacerdotes feria V in coena Domini (8 апреля 1979), в: AAS 71 (1979), сс. 392_417, здесь цитируется по EV, Vol. VI, n. 1296. Также Международная теологическая комиссия в своем документе «Themata selecta de ecclesiologia», опубликованном 7 октября 1985 г. всвязи с XX годовщиной завершения Второго Ватиканского собора, прямо утверждала: «Evidens est utrumque habere suus fundamentum et fontem in unico sacerdotio Christi» (Ибо оно очевидно имеет своё основание и исток в едином священстве Христа) (EV, Vol. IX, n.1731). 327 E. Corecco, Riflessione giuridico-istituzionale su sacerdozio comune e sacerdozio ministeriale, в: Popolo di Dio e sacerdozio, под редакцией ATI, Padova 1983, сс. 80_129, здесь с. 80. 328 На уровне догматики наиболее убедительная попытка объяснить этот важнейший аспект соборного учения о священстве Иисуса Христа принадлежит H.U. von Balthasar, Christlicher Stand, Einsiedeln 1977, сс. 145_202. 329 Commissio Theologica Internationalis, Themata selecta de ecclesiologia, в: EV, Vol. IX, п. 1734. 330 S. Danich, Teologia del ministero ordinato. Una interpretazione ecclesiologica, Roma 1984, с. 87. 331 См. J. Ratzinger, Der Heilige Geist als «communio». Zum Verhaltnis von Pneumatologie und Spiritualitat bei Augustinus, в: Erfahrung und Theologie des Heiligen Geistes, hrsg. von C. Heitmann-H. Muhlen, Munchen 1974, сс. 223_238, здесь с. 226.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

По Motu Proprio «De Episcoporum muniribus» («Об обязанностях Епископов») От 15-го июня 1966 года за Апостольским Престолом сохраняется диспенсация от канонической формы (IX, 17): «Мы сохраняем за Нами следующие диспенсации: От формы, предписанной законом для действительного заключения брака». (Nobis expresse reservamus dispensationes quae sequuntur: A forma iure praescripta ad valide contrahendum matrimonium (AAS LVIII (1966) 467–472). Декрет «Crescens matrimoniorum» от 22-го февраля 1967 года, применяющий пункт 18 декрета «Orientalium Ecclesiarum» в отношении браков между католиками латинского обряда и не католиками восточного обряда: «Святейший Господин Наш Павел, Божьим Провидением Папа VI, зрело обдумав и тщательно исследовав этот вопрос, счёл необходимым уступить обращённым к нему просьбам и пожеланиям и великодушно позволил, чтобы повсюду на Земле ради предотвращения недействительных браков между верующими латинского обряда и верующими христианами – не католиками восточных обрядов, для содействия прочности и святости брака, ради более и более лелеемой любви между верующими-католиками и верующими не католиками восточного обряда, когда католики латинского или восточного обряда заключают брак с верующими не католиками восточного обряда, каноническая форма бракосочетания для таких браков обязательна лишь для их законности; для действительности же достаточно присутствия священнослужителя, если соблюдено то, что следует соблюдать по закону.» (SS.mus Dominus Noster Paulus, Divina Providentia Papa VI, re mature perpensa ac diligenter pervestigata, precibuset optatis Sibi porrectis concedendum censuit ac benigne indulsit ut ubique terrarum, ad praecavenda matrimonia invalida intra fifeles latini ritus et fideles christianos non-catholicos rituum orientalium, ad consulendum firmitati et sanctitati nuptiarum, ad magis magisque fovendam caritatem inter fideles catholicos et fideles orientales non catholicos, quando catholici sive orientales sive latini matrimonia contrahunt cum fidelibus orientalibus non catholicis, formam canonicam celebrationis pro his matrimoniis obligare tantum ad liceitatem; ad validitatem sufficere praesentiam ministri sacri, servatis de iure servandis (AAS LIX (1967) 165–166).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Темам защиты человеческой жизни, ее достоинства и прав с момента зарождения до естественной смерти были посвящены инструкция Конгрегации вероучения «Donum vitae» от 22 февр. 1987 г. и энциклика папы «Evangelium vitae» от 25 марта 1995 г. В энциклике И. П. особо отметил глубокий нравственный упадок совр. общества, где получила распространение «культура смерти» - стремление к успеху и материальному благополучию за счет избавления от любых проблем, связанных с заботой о детях, о больных, об инвалидах и о стариках, что выражается в распространении абортов, контрацепции, стерилизации, в требованиях законодательного разрешения эвтаназии . Для исследования и этического анализа проблем медицины и биоэтики 11 февр. 1994 г. И. П. основал папскую академию в защиту жизни (см. ст. Академии папские ). В связи с ростом в кон. ХХ в. общественно-политических движений, основывавшихся на идеологии феминизма, в апостольском послании «Mulieris dignitatem» от 15 авг. 1988 г. И. П. счел нужным изложить взгляд на равное достоинство женщин и мужчин. Признав равные с мужчинами права женщин в социальной сфере, папа, основываясь на различии между муж. и жен. природой (особенно в свете материнства), назвал ошибочной совр. тенденцию к «маскулинизации» женщин, присвоению ими характерных муж. черт, противоположных жен. «своеобразию». Об особой роли женщины в жизни и миссии Церкви говорится и в апостольском послании «Ordinatio sacerdotalis» от 22 мая 1994 г., в котором папа подтвердил учение Церкви о предназначении священнического сана только для мужчин. Отдельные аспекты семейных отношений и разнообразного служения мирян в Церкви и в современном мире были затронуты в посланиях «К семьям» (от 2 февр. 1994), «К детям» (от 13 дек. 1994), «К женщинам» (от 29 июня 1995), «К людям искусства» (от 4 апр. 1999), «К пожилым людям» (от 1 окт. 1999). 1 окт. 1986 г. Конгрегация вероучения посланием «Homosexualitatis problema» осудила попытки оправдания гомосексуализма , заявив о его абсолютной недопустимости с нравственной т. зр. (AAS. 1987. Vol. 79. P. 543-554). 31 июля 2003 г. Конгрегация вероучения призвала исключить «всякую несправедливую дискриминацию» лиц, имеющих гомосексуальную направленность, но указала, что юридическое признание гомосексуальных союзов противоречит принципам защиты брака и семьи (AAS. 2004. Vol. 96. P. 41-49).

http://pravenc.ru/text/471418.html

Богочеловек Иисус Христос - ставший человеком Сын Божий - являет Собой исключительную полноту и завершенность божественного Откровения, поскольку Он «есть единственное, совершенное и непревосходимое Слово Отца. В Нем Он говорит все, и не будет иного Слова, кроме этого» (ККЦ. 65). В подписанной кард. Йозефом Ратцингером (впосл. папа Бенедикт XVI) декларации Конгрегации вероучения «Dominus Jesus» (AAS. 2000. Vol. 92. P. 742-765) также подчеркивается уникальный, «окончательный (definitiva) и полный характер (indoles) Откровения Иисуса Христа» (Dominus Jesus. 4, 5). Истинность и божественную полноту Своего свидетельства Он подтвердил «всем Своим присутствием и явлением, словами и делами, знамениями и чудесами, особенно же Своею смертью и славным воскресением из мертвых и, наконец, ниспосланием (misso) Духа Истины…» (CVatII. DV. 4). Тем самым в событии Боговоплощения открывается новая мессианская эра и достигается вершина истории (см.: Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 163-164). Поэтому авторитетом церковного учительства в К. предписано: «Необходимо твердо верить в то, что в тайне Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, нашем «пути, истине и жизни» (Ин 14. 6), явлена полнота божественной Истины» (Dominus Jesus. 5; ср.: CVatII. DV. 2). Догматические тексты К. содержат учение о двуприродности Христа - Бога и Человека - и о безусловной полноценности как Его божества, так и Его человечества: «единый Христос, совершенный Бог и совершенный человек в единстве Личности (in unitate personae unus)» (CToletXI. Symbolum// Denzinger. Enchiridion. N 534). При этом подлинность и полнота воспринятой Ипостасью Сына безгрешной человеческой природы Спасителя (см.: Idem//Ibid. N 533) иллюстрируются конкретными характеристиками духовного и телесного порядка. Так, среди прочего папой Римским Пием XII в энциклике «Haurietis aquas» (1956) называется наделенность «разумом (intellegentia) и волей», «внешними и внутренними способностями познания», «чувственным влечением, как и всеми природными побуждениями» и аффектами, внешне находившими естественное выражение в чертах лица и волнениях (pulsando excitabant) «святейшего сердца» Спасителя ( Denzinger. Enchiridion. N 3923). Также в К. утверждается, что факт реальной принадлежности воплощенного Слова к мужскому полу является не случайным обстоятельством, а неотделимой частью домостроительного замысла (consilium) Божия (см.: Inter insigniores. 5 (an. 1976): [Декларация Конгрегации вероучения]//AAS. 1977. Vol. 69. P. 110). При понимании служения Христа как первообраза священнического служения это утверждение может быть догматическим аргументом в полемике против возможности рукоположения в священство женщин.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Напряженность и богословские трения между вероучительными положениями католич. догматики и разработками альтернативной, сообразной с духом и языком нового времени христологии отчетливо проявляются в К. в XIX-XX вв. В результате это привело к принятию ряда офиц. постановлений, осуждающих заблуждения «модернистов» относительно природ, Божественной Личности и спасительной миссии Иисуса Христа (см.: Eximiam tuam (an. 1857): [Бреве папы Пия IX]// Denzinger. Enchiridion. N 2828; Post obitum. 27 (an. 1887): [Декрет Конгрегации святого служения]//Ibid. N 3227; Lamentabili. 27-38 (an. 1907): [Декрет Конгрегации святого служения]//Ibid. N 3427-3438; De scientia animae Christi. 1-3 (an. 1918): [Декрет Конгрегации святого служения]//Ibid. N 3645-3647; Sempiternus Rex//AAS. 1951. Vol. 43. P. 625-644; Mysterium filii Dei. 3 (an. 1972): [Декларация Конгрегации вероучения]//Ibid. N 64. 1972. P. 238; De operibus P. Jon Sobrino S. J.: Jesucristo liberador: Lectura histórico-teológica de Jesús de Nazaret (Madrid, 1991) y La fe en Jesucristo: Ensayo desde las víctimas (San Salvador, 1999): [Нотификация Конгрегации вероучения]//Ibid. N 99. 2007. P. 181-194). Сотериология Учение об искуплении Сотериология как учение об искуплении и спасении Богом человека традиционно (не позднее чем с XII в.) рассматривалась в К. в значительной степени отдельно от учения о Личности и природах Христа, т. е. христологии в узком смысле слова, и выделялась, т. о., в самостоятельный раздел догматики. В новейшее время в К. заметна тенденция к преодолению такого рода строгой схоластической градации. В соответствии с тезисом о том, что «Воплощение и, значит, само ипостасное единение должны быть раскрыты как внутренний момент искупления, а не только с точки зрения конституции Личности» ( Lachenschmid R. Christologie und Soteriologie//Bilanz der Theologie im 20. Jahrhundert. 1970. Bd. 3. S. 83, 111-112), ставится ясный акцент на исконное органическое единство христологии и сотериологии: «Христология как учение о Личности Иисуса и основанная на ней сотериология как учение о деяниях Иисуса неотделимы друг от друга» ( Kessler. 2002. S. 320). Одним из примеров такого единства может служить догматическая конституция II Ватиканского Собора «Lumen gentium» . В целом, следуя догмату нераздельного ипостасного единства двух природ во Христе, католическое учительство рассматривает искупление как богочеловеческий акт: «С момента воплощения все спасительные деяния (opera salvifica omnia) Слова Божия всегда творимы (efficiuntur) в единстве с Его человеческой природой, которую Оно приняло во имя спасения человечества» (Dominus Jesus. 10//AAS. 2000. Vol. 92. P. 751).

http://pravenc.ru/text/1683907.html

490 См. Erklarung der Deutschen Bischofskonferenz zur Krankenpastoral (20.11.1978), в: ABI Eichstatt 9 (1979), сс. 170_174. 491 Тот факт, что эта позитивная норма не препятствует на будущее возможности того, что и диакон сможет действительным образом преподавать елеосвящение, подтверждается той же Комиссией по пересмотру Кодекса канонического права. См. Communicationes 9 (1977), с. 342. 492 В этом отношении см. Y. Congar, Die Idee der «sacramenta maiora», в: Concilium 4 (1968), сс. 9_15. 493 Данное выражение предстает почти как догматическое определение в: J. Nicolas, Synmhuse dogmatique, Paris 1985, с. 1072. 494 Таково окончательное определение елеосвящения, предложенное G. Greshake, Estrema unzione o unzione degli infermi?, op. cit., с. 44. По данному вопросу см. также G. Lohfink, Der Ursprung der christlichen Taufe, в: ThQ 156 (1976), сс. 35_54. 495 Giovanni Paolo II, Salvifici doloris, n. 3; текст апостольского послания см. в: AAS 76 (1984), сс. 201_250. 496 См. DS 1694. Из обширной литературы по данному вопросу см. B. Poschmann, Busse und Letzte Olung, в: Handbuch der Dogmengeschichte, Bd. IV/3, hrsg. von M. Schmaus-J.R. Geiselmann-H. Rahner, Freiburg 1950, сс. 125_138; J. Auer-J. Ratzinger, Kleine Katholische Dogmatik, Bd. VIÏ Die Sakramente der Kirche, Regensburg 1979/2, сс. 197_202. 497 Более подробное описание жизненного статуса паломника см. в: Guida del pellegrino di Santiago. Libro quinto del Codex Catilinus (XII в.), под редакцией P. Caucci Von Saucken, Milano 1989, сс. 31_46; сравнение правового статуса паломника и верующего, принявшего елеосвящение, см. в: L. Gerosa, Krankensalbung, в: Ecclesia a Sacramentis, op. cit., сс. 71_82, особенно сс. 76_80. 498 Хотя в том, что касается данного вопроса, только в Кодексе канонов Восточных Церквей содержится прямая отсылка к нормам партикулярно го права (кан. 867 § 2); в принципе такая отсылка действительна и для Кодекса канонического права. В каноне 1167 § 2 последний предписывает тщательно соблюдать в преподании таинств обряды и формулы, одобренные авторитетом Церкви. Таким аворитетом, несомненно, может быть Конференция епископов или диоцезальный епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010