Изначально большая каппа была пурпурного цвета, в период «Авиньонского пленения пап» для нее был сделан капюшон из меха. В 1464 г. папа Римский Павел II заменил кардинальскую пурпурную большую каппу красной (рядовой) и фиолетовой (используемой в постные (покаянные) дни). Для К., принадлежавших к монашеским орденам, были установлены особые цвета каппы: камальдулы, мерседарии, тринитарии носили белую каппу; цистерцианцы и доминиканцы - черную. До сер. ХХ в. во время торжественных церемоний К. облачались в большую каппу, достигавшую 15 м в длину. Каппа символизировала величие К. и душевный покой, а длина - распространение власти К. на весь мир. Использовавшийся на каппе капюшон из меха горностая символизировал покаяние за грехи всех людей, изгнанных в лице Адама из рая и вынужденных облачиться в шкуры животных. Летом горностаевый капюшон заменялся шелковым. Согласно motu proprio папы Римского Пия XII от 30 нояб. 1952 г., размеры большой каппы были уменьшены вдвое (AAS. 1952. Р. 849-850), а после выхода инструкции от 13 апр. 1969 г. использование большой каппы позволялось лишь за пределами Рима и в особо торжественных случаях. К.-камерленго и К.-перводиакон традиционно получали особый кардинальский жезл - ферулу (ferula), покрытую красным бархатом и украшениями, длиной ок. 1 м. К.-камерленго использует ферулу крайне редко, К.-перводиакон держит ее в правой руке, когда руководит процессиями во время папских церемоний. Привилегии К. как высшие иерархи Римско-католической Церкви наделены привилегиями в церковной и в общественной жизни. В 1225 г. буллой папы Римского Гонория III К. была гарантирована неприкосновенность, любое посягательство на них приравнивалось к «оскорблению величества», как если бы таковое было совершено в отношении папы или коронованных особ. Наказание за посягательство на личность К. словом или делом было ужесточено решением папы Бонифация VIII в 1294 г. Буллой «Apostolicae Sedis moderationi» от 12 окт. 1869 г. папа Пий IX подтвердил прещения в отношении тех, кто осмелятся причинить вред К.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Congregatio de institutione Catholica, Ordinationes Universitatis vel facultatis ad Const. apost. «Sapientia christiana» rite exsequendam, 29 aprilis 1979; in AAS 71(1979) 500–521. – Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis, 6 ianuarii 1970; in AAS 62(1970) 321–384. Ex Actis Ss. Oecumenici Concilii Vaticani II: Notificationes: Nota explicativa praevia, facta ab EXC. MO Secretario Generali SS. Concili in Congegatione Generali CXXIII die XVI nov. MCMLXIV; in AAS 57 (1965) 72–75. IOANNIS PAULI PP. II, Constitutio apostolica Spirituali militum cura qua nova canonica ordinantio pro spirituali militum cura datur, 21 aprilis 1986; in: AAS 78 (1986) 481–486. – Constitutio apostolica Sapientia christiana de studiorum Universitatibus et Facultatibus eccklesiasticis, 15 aprilis 1979; in: AAS 71 (1979) 469–499. – Adhortatio apostolica post-synodalis Christifideles laici ad episcopus, sacerdotes et diaconos atque ad religiosos viros ac mulieres omnesque christifideles laicos: de vocatione et missione laicorum in eccklesia et in mundo, 30 decembris 1988; in: AAS 81 (1989) 393–521. – Constitutio apostolica Pastor Bonus de curia romana, 28 iunii 1988; in: AAS 80 (1988) 841–930. – Adhortatio apostolica Familiaris Consortio ad episcopus, sacerdotes et christifideles totius eccklesiae catholicae de familiae chistianae muneribus in mundo huius temporis, 22 novembri 1981; in AAS 73 (1981) 81–191. IOANNIS PAULI PP. II, Epistula Novo incipiente ad universos Ecclesiae sacerdotes, adveniente Feria V in Cena Domini, 8 aprilis 1979; in: AAS 71 (1979) 393–417. PAULUS PP VI, Litterae apostolicae motu proprio datae Pro comperto sane quibus njnnulli episcopi dioecesani uti membra in sacras romanae Curiae Congegationes cooptantur, 6 augusti 1967; in: AAS 59 (1967), 881–884. – Constitutio apostolica Regimine Ecclesiae Universae de romana Curia, 15 augusti 1967; AAS 59 (1967), 885–928. – Constitutio apostolica Romano pontifici eligendo de Sede apostolica vacante deque electione romani Pontificis, 1 octobris 1975; AAS 67 (1975), 609–645.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Агафангел (Гагуа), игумен. Клонирование: православный ответ на очередной вызов дегуманизации. Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/5706534.html . 2. Алтухов Ю.П. О клонировании человека//Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. С. 99-104. 3. Заявление Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике «О морально-этической недопустимости клонирования человека»//Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. С.105-107. 4. Кураев, Андрей, дьякон. Наша брань не против науки: клонирование и Церковь. Электронный ресурс:  http://halkidon2006.orthodoxy.ru/lk/kuraev30.htm . 5. О смысле жизни. Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни». М.: Издательский Дом «Русский Паломник», 2015. С. 88-91. 6. Папа Иоанн Павел II, Обращение к участникам 35-й генеральной ассамблеи Всемирной Медицинской Ассоциации, 29 октября 1983 г.: AAS 76 (1984), 390. 7. Папа Иоанн Павел II, Обращение к участникам 81-го Конгресса Итальянского общества медицины внутренних органов и 82-го Конгресса Итальянского общества общей хирургии, 27 октября 1980 г.: AAS 72 (1980), 1126. 8. Папа Павел VI, Обращение к Генеральной Ассамлее ООН, 4 октября 1965 г.: AAS 57 (1965), 878; Энциклика «Populorum progressio», 13: AAS 59 (1967), 263. 9. Папа Павел VI, Проповедь во время Мессы, завершающей Святой Год, 25 декабря 1975 г.: AAS 68 (1976), 145; Папа Иоанн Павел II, энциклика «Dives in misericordia», 30: AAS 72 (1980), 1224. 10. Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. 504 с. 11. «Donum Vitae» («Дар жизни»). Инструкция об уважении к человеческой жизни с момента её зарождения и о достоинстве процесса человеческого воспроизводства. Электронный ресурс:  . 12. Pontificia Accademia per la Vita ., Reflessioni sulla clonazinm. Citth del Vaticano, 1997. Комментарий к этому документу можно найти у Di Pietro M. L., «Riflessione sulla clonazione» Il documento delta Pontificia Accademia per la Vila,  «Camillianum», 1997, VIII (16), с 195-202.

http://bogoslov.ru/article/5845454

  См., например: Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. 504 с.; в частности: Алтухов Ю.П. О клонировании человека//Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. С. 99-104; см. также: Заявление Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике «О морально-этической недопустимости клонирования человека»//Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. М., 2017. С. 105-107.  Папа Иоанн Павел II, Обращение к участникам 35-й генеральной ассамблеи Всемирной Медицинской Ассоциации, 29 октября 1983 г.: AAS 76 (1984), 390.   Pontificia Accademia per la Vita. , Reflessioni sulla clonazinm. Citth  del Vaticano, 1997. Комментарий к этому документу можно найти у Di Pietro M. L., «Riflessione sulla clonazione» Ildocumento delta Pontificia Accademia per la Vila,  «Camillianum», 1997, VIII (16), с 195-202.   Папа Иоанн Павел II, Обращение к участникам 81-го Конгресса Итальянского Общества Медицины Внутренних Органов и 82-го Конгресса Итальянского Общества Общей Хирургии, 27 октября 1980 г.: AAS 72 (1980), 1126.   Папа Павел VI, Обращение к Генеральной ассамлее ООН, 4 октября 1965 г.: AAS 57 (1965), 878; Энциклика «Populorum progressio», 13: AAS 59 (1967), 263.   Папа Павел VI, Проповедь во время Мессы, завершающей Святой Год, 25 декабря 1975 г.: AAS 68 (1976), 145; Папа Иоанн Павел II, энциклика «Dives in misericordia», 30: AAS 72 (1980), 1224.   О смысле жизни. Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни». М.: Издательский Дом «Русский Паломник», 2015. С. 88-91. Комментарии ( 5): архимандрит Авель, Одесса 24 мая 2018г. 21:54 Спаси Господи, отец Агафангел за работу! Возник, при чтении, только один вопрос: " Да разве не лучше, не легче и не надёжней просто усыновить ребёнка и дать ему настоящую жизнь? " Зачем всё это клонирование и т.д., ведь столько детей страдает и мучается в соответствующих заведениях, не могу понять этого!? Никита, Донецк 08 июня 2018г. 04:56 Сколько рассуждений о душе, личности и прочем, а прямо посередине текста " Современные научные открытия в области биомедицины и геномных исследований доказывают, что на генетическом уровне зародышевые (эмбриональные) клетки передаются от поколения к поколению, то есть, по сути, являются потенциально бессмертными. С одной стороны, это косвенно подтверждает идею о жизни вечной, наследуемой после физической смерти человеческого организма. С другой — является также убедительным доказательством наследования человечеством в цепочке поколений проклятия «первородного греха», как сказали бы учёные — на уровне сохраняемой и транслируемой геномной информации. " Вот так вот, оказывается геномная информация кодирует первородный грех. Выходит это не душа повредилась, а гены. Так в чем дело-то, взяли бы да и поправили геном, сразу бы все люди святости достигли!

http://bogoslov.ru/article/5845454

Конгрегация собора св. Петра перестала быть конгрегацией, войдя в число дворцовых служб. Была создана администрация церковного имущества Папского престола, к-рая объединила существовавшие до этого специальную администрацию и администрацию имущества Папского престола. Также были учреждены новые ведомства: префектура экономических дел Папского престола и центральная служба церковной статистики (Generale Ecclesiae Rationarium). В последующие годы понтификата П. новая структура Римской курии подверглась дальнейшему реформированию. 27 февр. 1973 г. была упразднена одна из древнейших дикастерий Римской курии - Апостольская канцелярия, ее функции переданы Гос. секретариату (motu proprio «Quo aptius» - AAS. 1973. Vol. 65. P. 113-116). Конгрегация обрядов была разделена на Конгрегацию богослужения и Конгрегацию по канонизации святых (апостольская конституция «Sacra Rituum congregatio» от 8 мая 1969 - AAS. 1969. Vol. 61. P. 297-305). 11 июля 1975 г. П. объединил Конгрегацию богослужения и Конгрегацию дисциплины таинств в единую Конгрегацию богослужения и таинств (апостольская конституция «Constans nobis» - AAS. 1975. Vol. 67. P. 417-420). Для координации деятельности каритативных католич. орг-ций 15 июля 1971 г. П. учредил папский совет «Cor unum» (Единым сердцем) (апостольское послание «Amoris officio» - AAS. 1971. Vol. 63. P. 669-673). 11 янв. 1973 г. был создан комитет по делам семьи (AAS. 1973. Vol. 65. P. 60). П. радикально обновил состав руководителей дикастерий, отправив на покой значительное число старых куриальных кардиналов, в т. ч. Оттавиани, под началом которого долго работал в Гос. секретариате, и Пиццардо, покровительствовавшего ему в начале карьеры. 30 апр. 1969 г. ушел на покой гос. секретарь кард. А. Дж. Чиконьяни. 2 мая на его место был назначен кард. Жан Вийо , который оставался на этой должности до конца понтификата П. и при его преемниках; вместе с занимавшим в 1967-1977 гг. пост субститута архиеп. Джованни Бенелли он стал одной из ключевых фигур в реализации реформ, проводимых в понтификат П.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

До ХХ в. К.-епископы являлись правящими епископами субурбикарных еп-ств. Ко времени понтификата папы Стефана III (IV) (VIII в.) относится 1-й список 7 субурбикарных рим. кафедр (Остия, Санта-Руфина, Порто, Сабина, Палестрина, Фраскати, Альбано). В 1088 г. папа Римский Урбан II сделал субурбикарными кафедры Непи и Лабико, но его преемники не назначали на них К.-епископов. Впоследствии также предпринимались неудачные попытки учреждения др. субурбикарных кафедр - Пармы (папой Пасхалием II в 1099), Пизы, Модены, Орте и Тиволи (папой Иннокентием II в 1130) и Риети (папой Львом Х в 1513). В 1119 г. папа Каллист II объединил кафедры Порто и Санта-Руфины (это положение сохр. до наст. времени). В 1150 г. папа Римский Евгений III объединил кафедры Остии и Веллетри (до 1914). Апостольской конституцией «Suburbicariae Sabinae» от 3 июня 1925 г. папа Пий XI объединил субурбикарную кафедру Сабины с кафедрой Поджо-Миртето (AAS. 1926. Р. 36-37). Папа Иоанн Павел II апостольской конституцией «In illius patris» от 20 окт. 1981 г. объединил кафедру Веллетри с кафедрой Сеньи (AAS. 1982. Р. 8). Ныне имеется 7 субурбикарных кафедр (Остия, Альбано, Веллетри-Сеньи, Фраскати, Сабина-Поджо-Миртето, Палестрина, Порто-Санта-Руфина). Кодекс канонического права 1917 г. закрепил за К.-епископами юрисдикцию над их субурбикарными кафедрами (CIC (1917). 240 § 1), а также предоставил К.-епископам право уезжать из Рима в свои епископства без особого папского разрешения (CIC (1917). 238 § 2). 11 апр. 1962 г. motu proprio «Suburbicarius sedibus» папа Иоанн XXIII установил, что субурбикарными кафедрами должны управлять назначенные в них правящие епископы, а для К.-епископов они являются только титулярными кафедрами (AAS. 1962. Р. 253-256). Данная норма вошла и в Кодекс канонического права 1983 г., за К.-епископами сохранилось право «содействовать благу этих диоцезов советом и покровительством», но не вмешиваться в управление имуществом и дисциплинарные вопросы (CIC. 357 § 1). Традиционно старейший по пребыванию в чине К.-епископ становился деканом коллегии К. (утверждено буллой папы Павла IV «Quam venerabiles» от 1 сент. 1555), при этом он получал субурбикарную кафедру Остии. До нач. ХХ в. существовала практика оптации К.-епископов, но, согласно motu proprio «Edita a Nobis» папы Пия Х от 5 мая 1914 г., все кафедры были уравнены в правах, а на Остийскую назначался декан коллегии К., сохранявший при этом прежнюю субурбикарную кафедру (AAS. 1914. Р. 219-220). Принятые папой Пием Х нормы были включены в Кодексы канонического права 1917 и 1983 гг. (CIC (1917). 236 § 4; CIC. 350 § 4). 24 февр. 1965 г. папа Павел VI выпустил motu proprio «Sacro Cardinalium Consilio», согласно которому должность декана коллегии К. становилась выборной: К.-епископы выбирали декана из своего чина и представляли выбранную кандидатуру на утверждение папе (AAS. 1965. Р. 296-297); эта норма была закреплена в Кодексе канонического права 1983 г. (CIC. 352 § 2).

http://pravenc.ru/text/1681025.html

17//AAS. 2000. Vol. 92. P. 758), а вселенскость любой поместной Церкви обеспечивается «лишь через общение с одной из них: с Римской Церковью, «которая первенствует в любви»» (ККЦ. 834). Употребление в отношении древних вост. Патриархатов понятия «Церкви-сестры» (Ecclesiae sorores) (см., напр.: CVatII. UR. 14; Ut unum sint. 56, 60//AAS. 1995. Vol. 87. P. 954-955, 957-958) оговаривается тем, что в точном экклезиологическом смысле оно допустимо только по аналогии со структурными образованиями внутри К. (Ecclesiae particulares) и не может применяться в эквивалентном значении к католич. Церкви как целому, поскольку она в полноте и конкретным образом являет собой «единую, святую, соборную и апостольскую Церковь», тогда как правосл. Церквам для достижения универсального уровня недостает одного из конститутивных внутренних моментов церковного бытия - общения с «преемником Петра» (см.: De aliqiubus aspectibus Ecclesiae prout est communio. 17//AAS. 1993. Vol. 85. P. 848-849; Sull " espressione «Chiese sorelle». 10-11 (an. 2000): [Замечание Конгрегации вероучения]//L " Osservatore Romano. 2000. 28 ottobre; Ad quaestiones de aliquibus sententiis ad doctrinam de Ecclesia pertinentibus. 2-4 (an. 2007): [Ответы Конгрегации вероучения]//AAS. 2007. Vol. 99. P. 606-608). В рамках такой логики католическая Церковь усваивает себе статус «Церкви-матери» для всех Церквей. Эсхатология Догматические положения К. относительно конечных судеб мира и человека - о смерти, телесном воскресении, Страшном Суде , воздаянии, преображении твари и наступлении вечного Царства Божия ,- с одной стороны, в главном согласуются с преданием древней Церкви, с др. стороны, отражают в нек-рых моментах специфику интерпретации данных Откровения западнохрист. богословием. Официальное католич. учительство XX-XXI вв., в целом оставаясь в вопросах эсхатологии на традиционных вероучительных позициях, принимает во внимание отдельные важные результаты актуальных научных исследований в области апологетики, экзегезы и герменевтики.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

По результатам работы Синода 8 дек. 1975 г. П. выпустил апостольскую экзортацию «Evangelii nuntiandi» (AAS. 1976. Vol. 68. P. 5-76). Четвертая генеральная ассамблея (30 сент.- 29 окт. 1977) была посвящена катехизации , но П. не успел подготовить заключительный документ ассамблеи (это сделал папа Римский Иоанн Павел II в 1979). Другие нововведения П. начал использовать телеобращения (nuntius radiotelevisificus). В самом начале понтификата, 26 сент. 1963 г., он записал 1-е такое послание - «Each year», адресованное ректору, преподавателям и студентам Джорджтаунского ун-та в Вашингтоне (текст см.: AAS. 1963. Vol. 55. P. 881-882). 13 нояб. 1964 г., во время заседания II Ватиканского Собора, в базилике св. Петра в присутствии соборных отцов П. покинул папский трон и перенес принадлежавшую ему тиару на алтарь. Генеральный секретарь Собора кард. Перикле Феличи объявил, что этот акт представляет собой благотворительное пожертвование папы, направленное на привлечение мирового внимания к проблемам бедности. Пожертвованная тиара была изготовлена по заказу Миланского архидиоцеза в связи с избранием П. на Папский престол. Выставленная на продажу тиара выкуплена амер. католиками и в наст. время хранится в Вашингтоне. Революционным для католич. епископата стало папское motu proprio «Ecclesiae Sanctae» от 6 авг. 1966 г. (AAS. 1966. Vol. 58. P. 757-787). Документ предписывал всем диоцезальным епископам подавать в отставку по достижении 75 лет. Принимая этот закон, П. указал, что лишь исполняет предписание соборного декрета «Christus Dominus». Однако декрет предусматривал отставку епископов только в том случае, если они из-за преклонного возраста или по др. причине не справлялись со служебными обязанностями (CVatII. CD. 21; практика ухода с кафедры по немощи не была принята до II Ватиканского Собора: ранее неспособный к управлению епископ оставался на кафедре, но, как правило, получал епископа-коадъютора, к-рый и занимался всеми делами). Решение П. об отставке всех епископов, достигших возраста 75 лет, независимо от состояния здоровья, имело целью усиление контроля за епископатом со стороны Папского престола. 75-летний возрастной лимит устанавливался и для настоятелей приходов. Данный закон был введен в действие 11 окт. 1966 г. Была проведена реформа папского дома (Casa Pontificia), определены новый состав и порядок функционирования папской капеллы (Capella Pontificia), упразднены многие традиционно существовавшие должности (motu proprio «Pontificalis Domus» от 28 марта 1968 - AAS. 1968. Vol. 60. P. 305-315).

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Чтобы эти предписания строго соблюдались, Святой Собор определил, что никому не позволено помещать или требовать помещения на каком-либо месте или в церкви необычного образа, если он не был одобрен епископом. Пусть не признаются новые чудеса, не принимаются новые мощи без проверки и одобрения епископа. Если он узнает, что подобного рода вещи происходят, он должен, после созыва совета богословов и других благочестивых людей, сделать то, что посчитает нужным согласно благочестию и истине. Если встречается злоупотребление, сомнительное или трудное для искоренения, или по этому поводу возникает более серьезная проблема, прежде чем разрешить спор, пусть епископ прибегнет к совету митрополии и епископам своей провинции, чтобы никоим образом ничего нового или необычного не было узаконено в Церкви без обращения к Верховному Римскому Понтифику. 229 В действительности, этот текст повторяет в сокращенном виде формулу папы Гормизды [ХВ 416–416/1]. IV Константинопольский Собор процитировал только конец этого документа. 248 Ср. ЛЕВ XIII, Энц. Divinum illud, 9 мая 1897: ASS 29 (1896–97), с. 650. ПИЙ XII, Энц. Mystici Corporis, указ. место, сс. 219–220: Denz. 2288 (3808). Св. АВГУСТИН, Слово, 268.2: PL 38, 1232, и в др. местах. Св. ИОАНН ЗЛАТОУСТ , На Еф., гом. 9.3: 62, 72. ДИДИМ АЛЕКС., О Троице, 2. 1: PG 39, 449сл. ФОМА АКВИНСКИЙ, На Кол 1, 18. чтен. 5; изд. Marietti, II, 46: «Как составляется одно тело из единства души, так и Церковь – из единства Духа...». 249 Ср. ЛЕВ XIII, Энц. Sapientiae Christianae, 10 янв. 1890 г.: ASS 22 (1889–90), с. 392. Он же, Энц. Satis cognitum, 29 июня 1896: AAS 28 (1895–96), сс. 710 и 724сл. ПИЙ XII, Энц. Mystici Corporis, указ. место, сс. 199–200. 250 Ср. ПИЙ XII, Энц. Mystici Corporis, указ. место, с. 221 сл. Он же, Энц. Humani generis, 12 августа 1950 г.: AAS 42 (1950), с. 571. 255 Ср. ПИЙ XI, Энц. Miserentissimus Redemptor; AAS 20 (1928), 171сл.: ПИЙ XII, Речь Vous nous avez: AAS 48 (1956), 714. 260 Ср. АВГУСТИН, De Baptismo contra Donatistas, 1, 5, с. 28, 39: PL 43, 197; cp. ibid. 1. 3, с. 19, 26: PL 43, 152: 1. 5, c. 18, 24: PL 43, 189: In Ioannem tractatus 61, 2: PL 35, 1800.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

После избрания на Папский престол кард. Э. Пачелли (март 1939) О. сохранил все свои должности в Римской курии; в том же году стал также цензором Папской академии Непорочного Зачатия. Настаивая на необходимости консолидировать антикоммунистические силы, 6 июля 1939 г. О. представил новому папе проект декрета о снятии наложенного при Пии XI осуждения орг-ции «Action Française» (орг-ция имела националистический характер; документ обнародован 10 июля - AAS. 1939. Vol. 31. P. 303-304). В период второй мировой войны и оккупации Рима немцами О. укрывал в своих апартаментах на территории Ватикана неск. евреев, помогая им спастись от депортации и уничтожения. В эти годы он был одним из ближайших советников папы Пия XII. О. продолжал работу по выявлению и внесению в Индекс запрещенных книг опасных для католиков печатных изданий; в 1948 г. было осуществлено полное издание Индекса запрещенных книг с предисловием кард. Рафаэля Мерри дель Валя (до наст. времени это последнее издание Индекса). В условиях послевоенного времени мн. католики склонялись к политическим компромиссам с левыми политическими силами, влияние к-рых сильно возросло. С целью оградить католич. Церковь от прямого участия в политической борьбе было принято решение о запрете освящения политической символики (6 марта 1947 О. представил Пию XII проект документа, обнародованного 20 марта - AAS. 1947. Vol. 39. P. 130). Большой общественный резонанс получил декрет от 1 июля 1949 г. о церковном отлучении коммунистов. Католикам запрещалось вступать в коммунистические партии и оказывать им поддержку: читать, публиковать и распространять издания, где пропагандировалось коммунистическое учение или защищались интересы коммунистов (AAS. 1949. Vol. 41. P. 334). В кон. 40-50-х гг. XX в. верховной Конгрегации Sanctum Officium пришлось заниматься проблемой католич. епископата в европ. странах, где были установлены коммунистические режимы. Чтобы избежать епископских посвящений, к-рые совершались бы без ведома Папского престола, декретом от 9 апр. 1951 г. за подобное нарушение вводилось максимально возможное каноническое наказание - церковное отлучение, особым образом зарезервированное за Папским престолом (specialissimo modo reservatam) (AAS. 1951. Vol. 43. P. 217-218).

http://pravenc.ru/text/2581735.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010