Ответ на возражение 2 . Высказывание нашего Господа относится не к тем, кто принимает участие только клятвенно, и кто иногда «ест и пьет недостойно» ( 1Кор. 11,29 ), но к тем, кто духовно вкушает Плоть и соединяется с Ним в делах милосердия, соединение это есть действие священного вкушения Плоти в тех, кто приближается достойно TP, Q AA Поэтому пока действует сила причастия/таинства, она дает нам вечную жизнь, хотя грех может нас лишить этого плода, даже после того, как мы получили его достойно. Ответ на возражение 3 . В этом отрывке апостола основание обозначает сформировавшуюся веру, на основе которой у человека образуются простительные грехи FS, Q A «потерпит урон», потому что он будет наказан за них Богом; «он спасется» и в конце «из огня», или от временного несчастья, или от наказания чистилища, которое будет после смерти. Раздел 5. Будут ли все, кто творит дела милосердия, наказаны навечно? Возражение 1 . Представляется, что все, кто творит дела милосердия, не будут наказаны на вечные муки, но только те, кто пренебрегает этими делами. Поскольку написано: «Ибо суд без милости не оказавшему милости» ( Иак. 2,13 ); и: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5,7 ). Возражение 2 . Далее, в Евангелии ( Мф. 25,35–46 ) мы находим описание разговора нашего Господа с проклятыми и избранными. Но этот разговор только о делах милосердия. Следовательно, вечное наказание будет уготовано только тем, кто не упражнялся в делах милосердия. Следовательно, следует тот же вывод, что и ранее. Возражение 3 . Далее, написано «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6,12 ) и далее «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф. 6,14 ). Следовательно, представляется, что милостивые, которые прощают своих обидчиков, сами получат прощение грехов, и, следовательно, не будут наказаны на вечные муки. Возражение 4 . Далее, толкование Амвросия на послание апостола: «Благочестие на все полезно» ( 1Тим. 4,8 ) говорит: «Общая сумма христианского принципа жизни состоит в милости и благочестии. Пусть человек следует этому, и хотя он должен страдать от непостоянства своей плоти, несомненно, он будет наказан, но он не умрет. Поэтому тот, кто не может похвастаться ничем, как только упражением в теле, будет страдать вечными муками». Следовательно, те, кто продолжает упорно упражняться в делах милости, хотя и обременены плотскими грехами, не будут наказаны навечно, и, таким образом, следует то же заключение, что и ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

66) учит, чтобы и мы были благи и мило­серды к своим ближним: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лук. 6:36 ); вв) учит смело взывать к Нему о помощи во всех наших нуждах, с твердой уверенностью, что мы получим просимое ( Матф. 7:11 ), если только не просите не на добро ( Иак. 4:3 ); гг) наконец, учит тому, чтобы мы никогда не отчаивались в своем спасении, как бы ни были тяжки наши беззакония, а скорее обращались бы в чувствах истинного раскаяния к Отцу небесному, который говорит: Я не хочу смерти умирающего,…; но обратитесь, и живите! ( Иез. 18:32 ). г) Бог совершенно истинен и верен. Здесь aa) непоколе­бимое основание для нашей веры: все, что ни сообщил нам Го­сподь в своем откровении, мы должны принимать и содержать с безусловной покорностью, хотя многого и не постигаем. Здесь – бб) непоколебимое основание и для нашей надежды: Он, без сомнения, исполнит все то, что обетовал нам, – исполнит, если не здесь, то в вечности. Здесь же – живой урок для нас, чтобы и мы, отвергнув ложь, говорили истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу ( Еф. 4:25 ), и, давая другим обещания или обязательства, всегда свято исполняли свое слово. д) Бог бесконечно-правосуден: как много для нашей нрав­ственности могла бы сделать одна эта мысль, если бы мы живо и глубоко содержали ее в своем уме и сердце! Она – аа) удержи­вала бы нас от грехов и возбуждала бы к покаянию, представляя нам непрестанно грозный меч Божий, невидимо висящий над головой преступника, и тот огонь вечный, который ожидает нераскаянных грешников за гробом. Она – бб) возбуждала бы нас к добродетели, и утешала бы, подкрепляла и ободряла на скорбном пути ее, всегда напоминая нам те высочайшие и нескончаемые блага, какие уготованы для праведников в обителях Отца небесного. И наконец – вв) постоянно живописуя перед нами образ нелицеприятного Судии и Мздовоздаятеля, учила бы нас быть также справедливыми и нелицеприятными к своим ближним и воздавать всякому должное ( Рим. 13:7 ). Словом, если бы мы решились ходить во свете лица Твоего, Господи ( Пс. 88:16 ) и непрестанно памятовать бесконечные совершенства своего Господа; для нас всегда ясен был бы прямой путь ( Пс. 106:7 ), и в размышлении об этих совершенствах мы могли бы находить для себя вразумление и наставление среди всех, самых трудных и разнообразных обстоятельств нашей тре­вожной жизни. Не напрасно сказал Псалмопевец: во свете Твоем, Боже, мы видим свет ( Пс. 35:10 ). Глава 2. О Боге, троичном в лицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1-я серия «Собрания сочинений» озаглавлена «Труды» (Werke); в нее включены все работы К., издававшиеся при его жизни. Серия состоит из 9 т. (Bd. 1-9 по общей нумерации: AA. Bd. 1. 1902. 19102. Abt. 1. Bd. 1: Vorkritische Schriften I, 1747-1756; AA. Bd. 2. 1905. 1912 2. Abt. 1. Bd. 2: Vorkritische Schriften II, 1757-1777; AA. Bd. 3. 1904. 1911 2. Abt. 1. Bd. 3: Kritik der reinen Vernunft (2. Auflage 1787); AA. Bd. 4. 1903. 1911 2. Abt. 1. Bd. 4: Kritik der reinen Vernunft (1. Auflage 1781), Prolegomena, Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, Metaphysische Anfangsgründe der Naturwissenschaft; AA. Bd. 5. 1908. 1913 2. Abt. 1. Bd. 5: Kritik der praktischen Vernunft, Kritik der Urteilskraft; AA. Bd. 6. 1907. 1914 2. Abt. 1. Bd. 6: Die Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft, Die Metaphysik der Sitten; AA. Bd. 7. 1907. 1917 2. Abt. 1. Bd. 7: Der Streit der Fakultäten, Antropologie in pragmatischer Hinsicht; AA. Bd. 8. 1912. 1923 2. Abt. 1. Bd. 8: Abhandlungen nach 1781; AA. Bd. 9. 1923. Abt. 1. Bd. 9: Logik, Physische Geographie, Pädagogik). 2-я серия, «Переписка» (Briefwechsel) содержит сохранившиеся письма К.; в ее состав входят 4 т. (Bd. 10-13 по общей нумерации: AA. Bd. 10. 1900. 1922 2. Abt. 2. Bd. 1: Briefwechsel 1747-1788; AA. Bd. 11. 1900. 1922 2. Abt. 2. Bd. 2: Briefwechsel 1789-1794; AA. Bd. 12. 1902. 1922 2. Abt. 2. Bd. 3: Briefwechsel 1795-1803, Anhang; AA. Bd. 13. 1922. Abt. 2. Bd. 4: Anmerkungen und Register). В состав 3-й серии, «Рукописное наследие» (Handschriftlicher Nachlaß), издателями были включены все сохранившиеся рукописи К., не издававшиеся при его жизни, в т. ч. проекты и наброски различных сочинений и статей, заметки, размышления над сочинениями др. авторов, а также сочинение К., над к-рым он работал в последние годы жизни - «Opus postumum». Материал распределен между различными томами по тематическому принципу, а внутри каждого тома структурирован хронологически на основании специально разработанного издателями метода датировки рукописных фрагментов. Серия состоит из 10 т. (Bd. 14-23 по общей нумерации: AA. Bd. 14. 1911. 1925 2. Abt. 3. Bd. 1: Mathematik, Physik und Chemie, Physische Geographie; AA. Bd. 15. 1913. 1923 2. Abt. 3. Bd. 2: Anthropologie; AA. Bd. 16. 1914. 1924 2. Abt. 3. Bd. 3: Logik; AA. Bd. 17. 1926. Abt. 3. Bd. 4: Metaphysik (1. Theil); AA. Bd. 18. 1928. Abt. 3. Bd. 5: Metaphysik (2. Theil); AA. Bd. 19. 1934. Abt. 3. Bd. 6: Moralphilosophie, Rechtsphilosophie und Religionsphilosophie; AA. Bd. 20. 1942. Abt. 3. Bd. 7: [Bemerkungen zu den Beobachtungen über das Gefühl des Schönen und Erhabenen, Rostocker Kantnachlass, Preisschrift über die Fortschritte der Metaphysik]; AA. Bd. 21. 1936. Abt. 3. Bd. 8: Opus postumum (1. Hälfte); AA. Bd. 22. 1938. Abt. 3. Bd. 9: Opus postumum (2. Hälfte); AA. Bd. 23. 1955. Abt. 3. Bd. 10: Vorarbeiten und Nachträge).

http://pravenc.ru/text/1470269.html

4-я серия была озаглавлена издателями «Лекции» (Vorlesungen). В ее рамках издаются конспекты университетских лекций К., делавшихся студентами и слушателями. Лекции распределены по томам тематически; ввиду значительного объема материала почти все тома 4-й серии выходили в 2 или 3 книгах. Серия состоит из 6 томов (Bd. 24-29 по общей нумерации: AA. Bd. 24: Vorlesungen über Logik. 1966. Abt. 4. Bd. 1. H. 1-2; AA. Bd. 25: Vorlesungen über Anthropologie. 1998. Abt. 4. Bd. 2. H. 1-2; AA. Bd. 26. 2009. Abt. 4. Bd. 3. H. 1: Vorlesungen über physische Geographie. Tl. 1; AA. Bd. 27: Vorlesungen über Moralphilosophie. 1974. Abt. 4. Bd. 4. H. 1; 1975. Abt. 4. Bd. 4. H. 2. Tl. 1; 1979. Abt. 4. Bd. 4. H. 2. Tl. 2; AA. Bd. 28: Vorlesungen über Metaphysik und Rationaltheologie. 1968. Abt. 4. Bd. 5. H. 1; 1970. Abt. 4. Bd. 5. H. 2. Tl. 1; 1972. Abt. 4. Bd. 5. H. 2. Tl. 2; AA. Bd. 29. 1980. Abt. 4. Bd. 6. H. 1. Tl. 1: Kleinere Vorlesungen und Ergänzungen; 1983. Abt. 4. Bd. 6. H. 1. Tl. 2: Ergänzungen). В нач. XXI в. группой нем. исследователей велась масштабная работа по переводу первых 23 томов AA в электронную форму и размещению их в открытом доступе в сети Интернет, завершившаяся к 2008 г. (см.: AA. 2008). В опубликованной в сети Интернет версии была сохранена пагинация оригинальных изданий, однако полностью опущен их критический аппарат. Дополнительную ценность электронному изданию придает возможность полнотекстового поиска, а также то, что в печатной версии мн. ранние тома AA были набраны готическим нем. шрифтом, непривычным для совр. читателя; это неудобство преодолено в электронной версии (см.: Lenders, Schmitz. 2007). В качестве вспомогательного средства для исследователей, работающих с корпусом сочинений К., в XX в. выпускались различные специальные указатели. 1-м серьезным научным изданием стал подготовленный в 30-х гг. XX в. «Словарь Канта» ( Eisler R. Kant-Lexikon. B., 1930. Hildesheim, 1961r), содержавший объяснение основных терминов кантовской философии. Попытка подготовить полный указатель-конкорданс к AA была предпринята в 60-х гг. XX в. нем. ученым Готфридом Мартином, который планировал осуществить многотомное изд. «Общий указатель к Собранию сочинений Канта» (Allgemeiner Kantindex zu Kants gesammelten Schriften). Однако вслед. преждевременной смерти Мартина издание было прекращено; всего было выпущено 2 тома: «Указатель слов к томам 1-9» (Wortindex zu Band 1-9. B., 1967. 2 Bde) и «Указатель лиц» (Personenindex zu Kants gesammelten Schriften. B., 1969). В 90-х гг. XX в. вышел «Кант-конкорданс» - общий алфавитный конкорданс к опубликованному наследию К., охватывающий содержание томов 1-13 и т. 23 AA (Kant-Konkordanz: Zu den Werken Immanuel Kants/Hrsg. A. Roser, T. Mohrs, F. R. Börncke. Hildesheim; Zürich; N. Y., 1992-1995. 10 Bde).

http://pravenc.ru/text/1470269.html

Учение К. о религии, получившее разнообразную и противоречивую оценку в протестант. богословии, оказало значительное влияние на его последующее развитие. В философии нем. идеализма учение К. стало отправной точкой для построения философии религии у Фихте, Гегеля и Шеллинга. Издание сочинений К. и изучение его наследия В 1900 г. под эгидой находившейся в Берлине Прусской Королевской Академии наук было начато академическое издание «Собрания сочинений» К. (офиц. название: Kant " s gesammelte Schriften; в лит-ре чаще встречается позднейшее условное название: Akademie-Ausgabe=AA). В редакционный комитет издания входили мн. известные филологи и философы нач. XX в.; возглавлял редколлегию В. Дильтей (1833-1911), им же было написано редакционное предисловие к 1-му т. (AA. Bd. 1. S. V-XV). 1-е изд. AA выходило до 1914 г. (всего было издано 14 томов из разных серий); еще до его завершения, с 1910 г., вышедшие тома стали выпускаться 2-м изданием. При этом осуществлялся перенабор текста, в результате к-рого вслед. недостатка редакторской работы в нек-рых томах 2-го издания присутствуют погрешности и опечатки, отсутствующие в 1-м издании. Вместе с тем во 2-м издании был исправлен и расширен критический аппарат. Нумерация страниц и строк в томах 1-го и 2-го изданий совпадает (за исключением 3-й серии, «Переписка»). Первоначально тома печатались в берлинском изд-ве «Georg Reimer»; после первой мировой войны это изд-во было приобретено нем. издательством «De Gruyter», в к-ром AA выходит до наст. времени. В 1968 г. изд-вом была репринтно переиздана 1-я серия («Труды») AA; при этом текст сочинений был взят из 1-го издания, а аппарат - из 2-го издания. Это издание 1-й серии впосл. перепечатывалось без изменений и на сегодняшний день является лучшим. С 1914 по 1922 г. в рамках AA выпускались лишь переиздания ранее вышедших томов; в 1922 г. издание было продолжено. В 1955 г. было завершено издание первых 3 серий; тома 4-й серии выходили во 2-й пол. XX - нач. XXI в. с большими перерывами. Общую координацию издания осуществляла Академия наук в Берлине (офиц. наименование с 1946 г.- Германская Академия наук в Берлине; с 1972 г.- Академия наук ГДР; c 1993 г.- Берлинско-Бранденбургская Академия наук); редакционная подготовка 4-й серии («Лекции») была поручена Академии наук в Гёттингене. К наст. времени AA насчитывает 29 томов (в 36 книгах), распределяющихся по 4 сериям. Неизданным остается лишь один полутом 4-й серии, к-рый должен включать часть кантовских «Лекций по физической географии». Редакция AA в Берлинско-Бранденбургской Академии наук планирует в дальнейшем осуществить переиздание тех томов, к-рые не отвечают совр. научным стандартам или содержат ряд погрешностей; в частности, к переизданию готовятся «Критика чистого разума» и «Opus postumum» ( Gloyna e. a. 2008).

http://pravenc.ru/text/1470269.html

В диссертации К. проводил различие между низшей способностью души - чувственностью, предметом к-рой является чувственно воспринимаемое, и высшей способностью души - рассудком (разумом), имеющим отношение только к умопостигаемому. Это разделение, предполагающее у К. особого рода связь между способностями души, но отнюдь не учение о синтезе, с т. зр. представлений о предметах познания соответствует разделению феноменов и ноуменов. Отличая чувственное познание (феномены) от рассудочного и умопостигаемого (ноуменов), Кант ссылался на «античные школы» и «обычай древности рассуждать о природе феноменов и ноуменов» и определял различие между ними следующим образом: «Чувственно познанное - это представление о вещах, как они нам являются, а представления рассудочные - как они существуют [на самом деле]» (Соч. 1964. Т. 2. С. 390; AA. Bd. 2. S. 392). В диссертации К. излагал учение о материи и форме; материей чувственного представления он называл ощущение, а формой - «вид чувственно воспринимаемого», «некоторый присущий уму закон для координирования между собой ощущений, возникших от присутствия объекта» (Там же. С. 390-391; Ibid. S. 392-393). В разделе о методе метафизики относительно чувственного и рассудочного знания К. делил созерцания на чувственные и рассудочные и отмечал, что необходимо «всячески остерегаться того, чтобы принципы чувственного познания выходили за пределы и касались рассудочных [познаний]» (Там же. С. 415; Ibid. S. 411). Помимо этого он разрабатывал чувственные аксиомы пространства и времени и исследовал предрассудки (подставные аксиомы), относящиеся к проблеме соединения чувственности с рассудочными понятиями. Обсуждая тему души, К. отмечал, что «нематериальное (immaterialia) совершенно свободно от всеобщего условия для извне воспринимаемого чувствами, а именно от пространства» (Там же. С. 425; Ibid. S. 419). После защиты диссертации начался продолжавшийся почти 11 лет период длительного «молчания» К., т. е. отсутствия к-л. его лит. активности. В это время он обдумывал основные идеи своего главного сочинения - «Критики чистого разума», пытаясь, исходя из найденных им основоположений, исследовать всю совокупность вытекающих из них следствий применительно к проблемам метафизики и познания, чтобы сделать свое построение неуязвимым для любой внешней критики. По словам самого К., он писал свое главное сочинение более 12 лет (см.: Трактаты и письма. 1980. С. 544; AA. Bd. 10. S. 338). Рукописные материалы к «Критике чистого разума» были изданы в составе нескольких томов AA (AA. Bd. 17, 18, 28, 29) и частично переведены на рус. язык (Из рукописного наследия. 2000. С. 13-320).

http://pravenc.ru/text/1470269.html

Что же касается второго пункта, то он его категорически опровергает. " Ни во время этой поездки, ни в продолжение предшествующих, я не имел никакого контакта: ни письменного, ни устного - с кем-либо из начальников или служащих Наркоминдела. Ни для одной из этих поездок, равно как и последней, я не получал от Святого престола дипломатической или политической миссии... Более того, я избегал всякого контакта с православными иерархами, которых один разговор со мной мог скомпрометировать " . Без сомнения. Но Д " Эрбиньи встречался со Смидовичем. Который был, как известно, из комиссариата юстиции. " Говорят также, что советские руководители не знали, что я стал епископом " . Они действительно этого не знали во время его приезда в апреле-мае 1926. И м-р Д " Эрбиньи ограничивается замечанием, что, предупрежденный о третьем приезде, советский консул подчеркнул, что в данном случае руководству СССР детали не важны. " Мой паспорт с первого приезда свидетельствовал о моей церковной принадлежности, и Правительство Москвы, в соответствии с Конституцией, совершенно не интересовалось моим местом в иерархии " . М-р Д " Эрбиньи становится знаменитым в церковных кругах. Доверие, оказанное ему Пием XI, и уважение, засвидетельствованное кардиналом Гаспарри, было высочайшим. Перевод с французского Владислава Томачинского (От переводчика) Так его именует, несмотря на епископское рукоположение, автор. - Пер. Письмо от 15 апреля 1926, Архивы AA, 2 EQ 156 (под этим номером хранятся различные " московские " документы: переписка м-ра Невё и др.). М-ра Скальски вскоре, 9 июня 1926, арестуют. Но визит о. Д " Эрбиньи в деле фигурировать не будет. Archives AA, 2 EB 1 (переписка Невё - Д " Эрбиньи 1926-29 гг.). Archives AA, 2 EQ 152 (см. выше), текст на русском, написанный рукой Невё (с карандашными отметками). Существует итальянский перевод, сделанный Д " Эрбиньи с изменением смысла на противоположный: " Мы должны любить своих братьев " , - где о.Невё говорил: " Мы должны любить своих врагов " (Archives AA, 2 EQ 153).

http://pravoslavie.ru/archiv/rome_msk4.h...

T. Mommsen//MGH. AA. T. 12. P. V–VI; Introductio//CCSL. 1973. Vol. 96. P. V–VI; O’Donell J. J. Cassiodorus. Berkeley, 1979. P. 260–261; Viscido L., ed. Ordo generis Cassiodororum: Excerpta. Napoli, 1992); Historia Gothica= Iord. Get.; Chronica/Ed. T. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 120–161; Orationes/Ed. L. Traube//MGH. AA. T. 12. P. 465–484; Donelin P. F. Cassiodori Senatoris Complexiones in Epistulis Sancti Pauli: A crit. text with introd. and comment.: Diss. [Wash.], 1970; рус. пер.: Послания// Стасюлевич М. М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. СПб., 19134. Т. 1. С. 294–296; Безрогов В. Г., Варьяш О. И., ред. Наставления в науках божественных и светских. Кн. 2//Антология пед. мысли христ. средневековья. М., 1994. Т. 1. С. 243–294; Фрагменты: («Разное», «Об изучении наук божественных и человеческих»)//ПСЛЛ, IV–VII вв. С. 358–366. Описания рукописей: Hasenstab B. De codicibus Cassiodori Variarum Italicis. Münch., 1879; Mommsen T. Conspectus codici//MGH. AA. T. 11. P. LXXVIII-CXV; Halporn J. W. The Manuscripts of Cassiodorus " «De Anima»//Traditio. N. Y., 1959. Vol. 15. P. 385-387; idem. Further on the Early English Manuscripts of Cassiodorus " «Expositio Psalmorum»//CPh. 1985. Vol. 80. P. 46-50; Jacob W. Die handschriftliche Überlieferung der sogenannten Historia tripartita des Epiphanius-Cassiodor. B., 1954. (TU; 59); Orlandi G. Testi cassiodorei e moderni editori//Atti della settimana di studi su Flavio Magno Aurelio Cassiodoro: (Cosenza-Squillace 19-24 settembre 1983)/A cura di S. Leanza. Soveria Mannelli, P. 135-153; Troncarelli F. I codici di Cassiodoro: Le testimonianze più antiche//Scrittura e civilità. Torino, 1988. Vol. 12. P. 47-99. Справочники и библиографии: Lehmann P. Cassiodorstudien//Philologus. B., 1912. Bd. 71. S. 278-299;1913. Bd. 72. S. 503-517; 1914. Bd. 73. S. 253-273; 1917. Bd. 74. S. 351-383 (Idem//Erforschung des Mittelalters. Stuttg., 1959. Bd. 1. S. 38-108); Bibliographia selecta//CCSL. 1973. Vol. 96. P. XV-XXXIV; Bibliography// O " Donnell J.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

Клавдиан Мамерт приводит неск. фраз из проповедей Е. в виде иллюстрации учения отцов Церкви о воплощении Бога Слова. Также Е. приписывался ряд произведений, к-рые, как доказано, являются более поздними подделками, как, напр., послание к Филону (PL. 50. Col. 1413-1414), палестинский итинерарий «О местоположении Иерусалима» (De situ Hierosolymitana urbis//PLS. 3. Col. 45-48), «Увещание к монахам» (Exhortatio ad monachos), «Изречения к монахам» (Sententiae ad monachos), «Увещание к девам» (Admonitio ad virgines), к-рое в действительности является проповедью свт. Кесария Арелатского ( Caes. Arel. Serm. 237). Из эпистолярного наследия Е. сохранилось лишь послание к Сальвиану Массилийскому о воспитании сыновей Салония и Верана. Соч.: Formulae spiritalis intelligentiae. Instructionum libri duo. Passio agaunensium martyrum. Ep. de laude heremi/Ed. K. Wotke. Vindobonae, 1894. (CSEL; 31); Formulae spiritalis intelligentiae//PL. 50. Col. 727-772 [интерполированная версия]; Ep. paraenetica ad Valerianum cognatium de contemptu mundi et saecularis philosophiae//Ibid. Col. 711-726; Passio Acaunensium martyrum//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 20-41; De laude eremi/Ed. S. Pricoco. Catania, 1965; Il rifiuto del mondo/Ed. S. Pricoco. Firenze, 1990. (Bibl. Patristica; 16). Ист.: Ioan. Cassian. Collat. XI/Ed. M. Petschenig. Vindobonae, 1886. P. 311. (CSEL; 13); Claudianus Mamertus. De statu animae. III 9// Idem. Opera/Ed. A. Engelbrecht. Vindobonae, 1885. P. 135-136. (CSEL; 11); Gennad. Massil. De vir. illustr. 64/Ed. E. C. Richardson. Lpz., 1896. P. 83. (TU; 14); Hilarius Arelatensis. Vita S. Honorati. 22// Hilaire d " Arles. Vie de S. Honorat/Éd. M.-D. Valentin. P., 1977. P. 65. (SC; 235); idem. Ep. ad Eucherium// Eucherius. Formulae.../Ed. K. Wotke. Vindobonae, 1894. P. 197-198. (CSEL; 31); Honoratus Massiliensis. Vita S. Hilarii. 6, 8, 14// Honorat de Marseille. Vie de S. Hilaire/Éd. P.-A. Jacob. P., 1994. P. 86, 87, 93. (SC; 401); Paul. Nol. Ep. 51// Idem. Epistulae/Ed. W. Hartel. Vindobonae, 1894. P. 423-425. (CSEL; 29); Polemius Silvius. Laterculus//MGH. AA. T. 9. P. 518; Rusticus. Ep. ad Eucherium// Eucherius. Formulae.../Ed. K. Wotke. Vindobonae, 1894. P. 198-199. (CSEL; 31); Sidon. Apol. Ep. IV 3. 8//MGH. AA. T. 8. P. 55; idem. Carm. 16//Ibid. P. 241; Salvianus. Ep. 2, 8// Idem. Opera omnia/Ed. F. Pauly. Vindobonae, 1883. P. 204, 216. (CSEL; 8); Chronica Gallica an. 452//MGH. AA. T. 9. P. 662; Vita S. Consortiae//ActaSS. Iun. T. 4. P. 250-253; MartHieron. Comment. P. 601; MartRom. Comment. P. 526.

http://pravenc.ru/text/187945.html

«Об орфографии» ( Cassiod. De orth. Praef.), а другой - в «Истории рода Кассиодоров» (Ordo gen. 26-30), а также отдельные упоминания в сб. «Variae» (Varia. Praef., IX 25) и «Наставлениях» (De inst. div. lit. 4. 1 и др.). Др. сочинения К., не упоминаемые в этих источниках, известны из рукописной традиции. Все лит. труды К. принято делить на светские (созданные до 538) и богословские (написанные в мон-ре Виварий). 1. «Похвальные речи» (Orationes - CPL, N 898; MGH. AA. T. 12. P. 465-484). По свидетельству К., начиная с 506 г. он регулярно произносил похвальные речи (laudes) в честь остгот. королевских особ: Теодориха, Эйтариха, Аталариха, Амаласунты и Матасунты ( Cassiod. Varia. Praef., IX 25; Ordo gen. 23-24). Вероятно, большая часть из них была утрачена; сохранились лишь фрагменты из похвальной речи на назначение Эйтариха консулом в 519 г. и на свадьбу Витигеса и Матасунты в 536 г. 2. «Хроника» (Chronica - CPL, N 899; PL. 69. Col. 1213-1248; MGH. AA. T. 11. P. 120-161), написана в 519 г. по просьбе Эйтариха по случаю назначения его консулом ( Cassiod. Chron. Praef., Epilog.). Представляет собой длинный список рим. консулов, к-рый предваряет краткая всемирная история (начиная от Адама ), включающая перечисление царей Ассирии, Израиля, Персии, Италии и всех рим. императоров - от Юлия Цезаря до визант. имп. Анастасия I . Основными источниками «Хроники» К. была «Хроника» Евсевия и Иеронима, исторические труды Тита Ливия, Ауфидия Басса и Виктория Аквитанского (Ibid. Epilog.), а также предположительно «Хроника» Проспера Аквитанского и «Бревиарий от основания Города» Евтропия (см.: Mommsen T. Prooemium//MGH. AA. T. 11. P. 111-114). К. не придавал большого значения своей «Хронике», к-рую он, по-видимому, считал неудачной пробой пера и нигде более не упоминал ее и даже не включил в список исторических сочинений, рекомендованных для чтения монахам Вивария (см.: Cassiod. De inst. div. lit. 27. 2). «Хроника» К. имела хождение в X-XI вв., но затем след ее теряется вплоть до XVI в., когда известный гуманист Иоганн Куспиниан обнаружил ее в рукописи IX в.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010