В рус. философии, отдающей предпочтение традиц. метафизике и онтологическим построениям, К. рассматривался как выразитель основной идеи Нового времени, рационалистического и индивидуалистического духа европейской культуры и цивилизации и нередко противопоставлялся «божественному» Платону. Образ К. в русской философской лит-ре был неоднозначным и спорным: с одной стороны, К. осуждали как проповедника тотальной рациональности и родоначальника кризиса европ. разума, обусловленного его претензией на тотальность; с др. стороны, К. превозносили как освободителя философии от метафизических пут и строгого «воспитателя разума». В советскую эпоху исследование философии К. было подчинено строгим правилам цензуры, распространявшимся и на издание его сочинений. Только в 1964 г. появилось 1-е многотомное собрание сочинений К. (6 т. в 7 кн.). Из работ о К., написанных в этот период, заслуживают специального упоминания труды В. Ф. Асмуса. В 1975-1980 гг. в Калининграде издавался сб. научных трудов «Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта» (Вып. 1-5); в 1981 г. сборник был переименован и стал выходить под названием «Кантовский сборник: Межвузовский тематический сборник научных трудов» (Вып. 6-26). В 2007 г. сборник был преобразован в ж. «Кантовский сборник»; с 2009 г. по наст. время он выходит 4 раза в год и издается Ин-том Канта при Балтийском федеральном ун-те им. Иммануила Канта. Соч.: собрания: Gesammelte Schriften: [Akademie-Ausgabe]/Hrsg. v. der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften. B. etc., Bd. 1–29. [=AA]; Idem. Bd. 1–23//www.korpora.org/kant/[Электр. ресурс]; Werke/Hrsg. E. Cassirer. B., 1912-1922. 11 Bde; Werke/Hrsg. W. Weischedel. Wiesbaden, 1956–1964. 6 Bde; Logik-Vorlesung: Unveröffentlichte Nachschriften. Hamburg, 1998. Bd. 1: Logik Bauch; Bd. 2: Logik Hechsel, Warschauer Logik; собрания на рус. языке: Соч./Общ. ред.: В. Ф. Асмус, А. В. Гулыга, Т. И. Ойзерман. М., 1963–1966. 6 т. (Филос. наследие); Собр. соч.: Юбилейное изд./Общ. ред.: В. А. Гулыга.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

Пока в мире есть христиане и пока существуют священные книги, у произведений К. не будет недостатка в читателях ( Prudent. Perist. 13. 1-8). До кон. IV в. К. был самым известным и авторитетным зап. богословом, его считали основателем лат. святоотеческой традиции и наставником более поздних церковных писателей ( Del é ani. 1988. P. 81). Сохранилось ок. 200 рукописей, в которых содержатся сочинения К.; древнейшие относятся к IV-V вв. (Lond. Brit. Lib. Add. 40165A 1) и к V-VI вв. (Taurin. G V 37 и др.). К авторитету К. обращались в богословских дискуссиях, напр. еп. Факунд Гермианский (ок. 550 - CPL, N 867; Maier. 1987-1989. T. 2. P. 344-345). О лит. деятельности и о мученической кончине К. говорится в Хронике Иеронима ( Eusebius Werke. B., 19562. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. S. 219-220); из нее эти сведения были заимствованы более поздними хронистами ( Prosperi Tironis Epitoma chronicon//MGH. AA. T. 9. P. 439-440; Isidori Iunioris Chronica//Ibid. T. 11. P. 463; Bedae Chronica//Ibid. T. 13. P. 292), а также авторами исторических сочинений ( Greg. Turon. Hist. Franc. I 32//MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 1. P. 24). В Африке Древнейшие памятники почитания К.- агиографические сочинения. О последнем годе жизни и о казни К. сообщается в Актах, или Мученичестве, святого (BHL, N 2037-2040; CPL, N 53). Поскольку в текст включены фрагменты протоколов допросов К., к-рые проводились проконсулами Африки, это произведение нередко именуется Проконсульскими актами (лат. Acta proconsularia). По мнению большинства исследователей, Акты были созданы вскоре после мученической кончины К. и являются ценным историческим источником. Благодаря исследованиям Р. Райценштайна выяснилось, что текст Актов сохранился в многочисленных версиях, которые можно объединить в 2 редакции (исследователь издал 7 версий: Reitzenstein. 1913; Idem. 1919). В рукописях 1-я редакция содержится вместе с трудами К., 2-я редакция включена в средневек. легендарии под 14 сент. (описание рукописей см.: Lanata.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Отныне он обладает собственным достоинством и юридическим лицом, «общим всем верующим, сколько бы их ни было» (LG 32, 3). Это юридическое лицо выражается в совокупности прав и обязанностей, согласно тому фундаменталь ному принципу, что «в Церкви имеется различие служений, но единство миссии» (AA, 2); 4) Таинство крещения – необходимый конститутивный элемент «сакраментальных уз единства», и одновременно лишь их «начало и первый шаг. Ибо оно внутренне устремлено к стяжанию полноты жизни во Христе», и потому «подчинено целостному исповеданию веры» и «всецелому вхождению в церковное общение " (UR 22, 2); 5) Наконец, таинство крещения сообщает верующим «неизгладимый сакраментальный характер, который побуждает к совершению христианского богослужения» (LG 11, 1) и к осуществлению общего священства, – того «святого священства, которое позволяет приносить в духовную жертву все человеческие поступки христианина и возвещать чудеса Того, Кто из темноты призвал нас к чудесному свету» (LG 10, 1). Этот новый синтез католического учения о таинстве крещения оказал формирующее воздействие как на составление нового Ordo baptismi parvulorum (Порядка крещения младенцев), обнародованного 15 мая 1969 г., так и на совокупность кодексных норм, объединенных в титуле De baptismo (О крещении, каноны 849_878). б) Основные канонические нормы Попытка синтезировать в единственном вводном каноне все основные элементы соборного учения о крещении, одновременно согласуя их с необходимыми условиями действительности его совершения (единственным предметом канона 737 прежнего Кодекса), не могла не привести к неоднозначному и неполному результату. В самом деле, канон 849 гласит: «Крещение, будучи вратами таинств и необходимым условием спасения либо как факт, либо, по крайней мере, как обет, в силу которого люди освобождаются от грехов, получают второе рождение в качестве детей Божьих и, принимая неизгладимый образ Христа, сочетаются Церкви, сообщается действительным образом только через омовение истинной водой крещения и надлежащее произнесение слов».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава пятая. Харизма и формы объединения верующих В рамках соборной экклезиологии, сконцентрированной вокруг понятия communio, «charismata sunt necessaria pro vita Ecclesiae» (харизмы необходимы для жизни Церкви) 632 . В первой главе, посвященной богословскому обоснованию канонического права, была подробно показана их юридическая значимость, и в первую очередь значимость так называемой первичной харизмы 633 . Изучение ее конституционально-юридической роли дало современной канонистике возможность сделать первые шаги в направлении разработки подлинно общей теории харизмы в каноническом праве, а также, – и прежде всего, – переосмыслить богословские основания канонического права в том, что касается феномена ассоциации в Церкви 634 . Множественность и разнообразие новых ассоциативных форм, признанных Вторым Ватиканским собором и другими документами Магистерия 635 , а также множественность и разнообразие традицион ных форм церковных монашеских и секулярных объединений, требуют некоторых предварительных вероучительных разъяснений, прежде чем мы перейдем к рассмотрению кодексных норм относительно ассоциаций верующих (каноны 298_329), а также институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни (каноны 573_746). 18. Теологические основания и критерии различения 18.1 Конституциональный характер различных форм aggregationes fidelium (объединений верующих) Первое разъяснение касается различения, не вполне адекватного в каноническом праве, между конституциональным правом и правом, регулирующим разнообразные формы церковных объединений. Уже несколько лет назад анализ дискуссий вокруг систематики нового Кодекса канонического права позволил сформулировать это непростое различие следующим образом: если ключевым концептом конституционального права является соборное понятие communio, то право ассоциаций всецело сконцентрировано вокруг понятия consociatio (объединения, сообщества) 636 . В историко-экклезиологическом аспекте в первую очередь следует указать на тот факт, что многие церковные объединения, как древние (например, монашеские ордены и братства), так и новые (церковные движения), родились не из одного только человеческого желания объединиться, но благодаря объединяющей силе, полученной их основателем или основательницей как дар первичной харизмы. Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что такие формы церковной жизни, согласно учению Второго Ватиканского собора, часто не имеют специфических особых целей, но «преследуют общую цель всей Церкви» (AA 19,1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

2) Un santo in movimento: il Romualdo di Pier Damiani//San Romualdo. Storia, agiografia e spiritualità: Atti del XXIII convegno del Centro di studi Avellaniti, Fonte Avellana 2000. Verona, 2002. P. 97−129; 3) In-troduzione aile lettere 41−67//Pier Damiani. Lettere. Roma, 2002. Vol. 3. P. 7−38. 1445 Богатый архив аббатства, содержащий около 7.500 единиц, находится в Архиве архиепископской курии Сполето. Были изданы самые древние документы, а именно первая серия: Vol. I: Documenti degli anni 1023−1115. Firenze, 1973; Vol. 2: Documenti degli anni 1116−1165. Firenze, 1975. Vol. 3: Document! degli anni 1166−1200. Firenze, 1983; Vol. 4: Documenti degli anni 1201−1214. Firenze, 1976; Vol. 5: Documenti degli anni 1215−1222. Firenze, 1979; Vol. 6: Documenti degli anni 1223−1227. Firenze, 1976; Vol. 7: Documenti degli anni 1228−1231. Firenze, 1974. Аннотированная библиография: AA.W. L’abbazia di Sassovivo a Foligno. Foligno, 1992. P. 155−157. 1446 См. обстоятельную словарную статью: Boesch Gajano S. Domenico di Sora, santo//Dizionario Biografico degli Italiani. 1991. Vol. 40. P. 673−678; а также: Dolbeau F. Le dossier de saint Dominique de Sora, d’Alberic du Mont Cassin a Jacques de Voragine//Mélange de l’Ecole Française de Rome. Moyen Age. 1990. Vol. 102, N 1. P. 7−78; Franklin C.V. The restored «Life and miracles of St. Dominic of Sora» by Alberic of Monte Cassino//Medieval Studies. 1993. Vol. 55. P. 285−385; Martini A. Le fondazioni monastiche di san Domenico di Sora e poteri locali tra fine X e XI secolo//Società e storia. 1999. Vol. 86. P. 693−713. 1447 Cowdrey H.E.J. The Age of Abbot Desiderius. Montecassino, the Papacy, and the Normans in the Eleventh and Early Twelfth Centuries. Oxford, 1983 (на итал. яз.: L’abate Desiderio e lo splendore di Montecassino: Riforma della Chiesa e politica nell ‘Xl secolo. Milano, 1986). См. также: Howe J. Church reform and social change in eleventh-century Italy: Dominic of Sora and his patrons. Philadelphie, 1997. 1448 Sansterre J.M. 1) Recherches sur les heremites du Mont-Cassin et l’érémitisme dans l’agiographie cassinienne//Agiographica. 1995. Vol. 2. P. 57−92;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изд.: Notkeri Balbuli Martyrologium//PL. 131. Col. 1025-1164; Martyrologium Hieronymianum/Ed. G. B. De Rossi, L. Duchesne//ActaSS. Nov. Antverpiae, 1894. T. 2. Pars 1. P. 1-199=MartHieron.; Félire húi Gormáin: The Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895; Die drei ältesten Martyrologien/Hrsg. H. Lietzmann. Bonn, 1903; Chronographus anni CCCLIIII/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 9. P. 13-148; Félire Óengusso Céli Dé=The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905; Martyrologium Romanum scholiis historicis instructum/Ed. H. Delehaye//Propylaeum ad ActaSS. Dec. Brux., 1940=MartRom.; Le martyrologe d " Usuard: Texte et comment./Éd. J. Dubois. Brux., 1965. (SH; 40)=MartUsuard; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme Lyonnais et de Florus. P., 1976; Le Martyrologe cistercien de 1173-1174 d " après le manuscrit Dijon 114 (82)/Éd. H. Rochais. Rochefort, 1976. 2 vol.; Rabani Mauri Martyrologium. De computo/Ed. J. McCulloh. Turnholti, 1979. (CCCM; 44)=MartRaban; Das altenglische Martyrologium/Hrsg. G. Kotzor. Münch., 1981. 2 Bde.; Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions: Texte et comment./Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984; Martyrologium Romanum ex decreto sacrosancti oecumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Ioannis Pauli PP. II promulgatum. Vat., 2001=MartRom (Vat.); Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. 3 Bde. (MGH. Libri memoriales; 2); Four Irish Martyrologies: Drummond, Turin, Cashel, York/Ed. P. Ó Riain. L., 2002; Rauer C. The Old English Martyrology: Ed., Transl. and Comment. Camb., 2013; Das Kalenderhandbuch von 354: Der Chronograph des Filocalus/Hrsg. J. Divjak, W. Wischmeyer. W., 2014. 2 Bde. Лит.: Wright W. An Ancient Syriac Martyrology//J. of Sacred Literature and Biblical Record. N. S. 1865. Vol. 8. N 15. P. 45-56; 1866. N 16. P. 423-432; L ä mmer H. De Martyrologio Romano. Regensburg, 1878; Duchesne L. Les sources du Martyrologe Hieronymien//MArHist.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Dublin, 1979. P. 126-127). В «Collectio Canonum Hibernensis» вслед за св. Исидором Гиспальским говорится о 7-ступенчатой иерархии: остиарий, экзорцист, чтец, субдиакон, священник, епископ (Collectio Canonum Hibernensis. 8. 1. 2//Die irische Kanonensammlung/Hrsg. F. W. H. Wasserschleben. Lpz., 1885. S. 226). Однако в ряде источников упоминается о том, что в церковную иерархию, видимо под влиянием галликанской традиции («Statuta ecclesiae antiqua» и др.), могли включать аколита (аколуфа), псалмиста и клирика, имеющего тонзуру. Гилберт, еп. Лимерика, опиравшийся на сочинения Амалария Мецского и рукописи Понтификала, причислял к церковной иерархии остиария, чтеца, экзорциста, аколита, субдиакона, диакона и пресвитера (см. пролог и сочинение: Gilbertus Lunicensis. De usu ecclesiastico//PL. 159. Col. 995-996; Idem. De statu ecclesiae//Ibid. Col. 997-1004). Епископское служение он рассматривал, с одной стороны, как особое и выделяющееся из иерархии, с другой - как идентичное пресвитерскому. Псалмиста и кантора (певца) епископ не включал на том основании, что их функции может исполнять любой мирянин. В Англии и на франк. землях отношение к ирл. клирикам было настороженным, поскольку многие считали, что они не имеют правильной хиротонии, но в чем заключалось отличие, неясно. Скорее всего речь идет о рукоположении нового епископа только одним епископом, что противоречило древним церковным правилам (во 2-м Житии св. Самсона (Vita II S. Samsonis. 14) говорится об участии 3 епископов, но это уже IX-X вв.). Гильда приводит те чтения из Свящ. Писания, к-рые звучали во время ординации (1 Петр 1-2; Деян 1. 15-21; 1 Тим 3; Мф 21. 13-19), и отмечает, что руки поставляемого неким образом освящались ( Gildas. De excid. Brit. 106//MGH. AA. Bd. 13. S. 82-83). При этом он не говорит о возложении рук. В Житии св. Бригиты авторства Когитоза (VII в.) упомянуто помазание елеем головы епископа ( Cogitosus. Vita Brigidae. Prolog. 2//ActaSS. Febr. T. 1. P. 135-141). Этот обряд в ранней рим. традиции не встречается.

http://pravenc.ru/text/1684161.html

П. Б. Вигилянский из прежних наставников академии, священник, определен бакалавром исторических наук, по предложению пр. м. Амвросия; но в 1810 г. янв. 1-го уволен от академической службы. Греческий язык. При открытии академии кафедру греческого языка и словесности занял, по приглашению г. товарища министра юстиции, М. М. Сперанского, Д. Е. Скинас и отлично оправдал оказанное ему доверие: к сожалению, домашние обстоятельства увлекли его к другому роду жизни и службы. На его место, по его же рекомендации определен был, с званием учителя, служивший переводчиком в государственной Коллегии иностранных дел Апостол Александр. Клендо, но не показал усердия и деятельности, каких желало от него начальство для пользы заведения, и потому скоро был уволен. Комиссия озаботилась приисканием на его место нового наставника и выбор ее весьма счастливо пал на знаменитого впоследствии Христиана Фридриха Грефе. Он был сын пастора в саксонском городе Хемнице и приготовлялся сперва к тому же званию: но любознательность увлекла его в другую сторону – в область исключительных занятий наукой. Грефе обучался сперва в Хемницком лицее, потом в Лейпцигской академии, историческим и математическим наукам, древним языкам, философии и богословию; в 1803 году поступил членом в Королевское Греческое общество в Лейпциге и, под руководством знаменитого президента его, профессора Готфрида Германа, начал свое образование в классической филологии. Сам знаменитый филолог считал его способнейшим и наиболее созревшим между своими слушателями: «Si quis eorum, писал Герман, qui mea disciplina utuntur, quem ob excellens ingenium, ob accuratam doctrinam, ob animi honestatem moresque cultissimos, dilectum habeam, est is Chr. Fredericus Graefe, Chemnitzensis, Ph. D. et AA. LL. M. Qui, cum esset in Societatem graecam, qui me praesidem habet, receptus, hanc in mentem eo esse cognovi, quae, mediocritatem, qua plerique contenti sunt, contemnens, ea tantum, quae quoque in genere perfectissima sunt, consectaretur. Itaque quum indefessa diligentia litteris operam daret, eos fecit progressus, ut inter sodales suos facile princeps haberetur.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

«Variae», так и в качестве отдельного сочинения; его влияние прослеживается в сочинениях о душе Алкуина, Рабана Мавра , Гинкмара Реймсского и др. 6. «История рода Кассиодоров» (Ordo generis Cassiodororum - CPL, N 909; Usener. 1877. S. 80-81; с эмендациями: MGH. AA. T. 12. P. V-VI; CCSL. 96. P. V-VI; O " Donell. 1979. P. 260-261; Dolbeau. 1982/1983. P. 397-399; Viscido. 1992), сочинение, вероятно, представляло собой краткую генеалогию К. и обзор его учено-лит. деятельности; адресовано другу К.- Флавию Руфию Никомаху Кетегу, консулу 504 г., патрикию и магистру оффиций ( Cassiod. Ordo gen. 1-5); сохранился фрагмент. В 1875 г. А. Хольдер обнаружил в б-ке в Карлсруе рукопись X в. из мон-ря Райхенау (Codex Augiensis. N 106. Fol. 53v.- Carlsruhe. Grand-Ducal Grossherzoglichen Bibliothek), содержащую помимо 2-й кн. «Наставлений» фрагмент утраченного сочинения К. под названием «История рода Кассиодоров», к-рый был впервые опубликован Г. Узенером в 1877 г. Во фрагменте упоминаются родственники К., отличившиеся на лит. поприще - Меммий Симмах и Боэций, и их сочинения (8-20), а также перечисляются занимавшиеся К. гос. посты, его почетные звания и нек-рые лит. труды: сб. «Variae» и «История готов» (21-30). Время написания «Истории рода Кассиодоров» остается предметом дискуссий ( Siniscalco. 1996. P. 225); наиболее вероятным представляется 538 год, после написания сб. «Variae» и до трактата «О душе» ( Cappuyns. 1949. Col. 1368; Fridh. 1981. S. 661; Vessey. 2004. P. 13); или 550 год, во время пребывания К. в К-поле ( Momigliano. 1958. P. 266; O " Donnell. 1979. P. 261). По своему жанру это сочинение наиболее близко к известному труду блж. Иеронима Стридонского «De viris illustribus» ( Milazzo. 1993. P. 179). Следующую группу представляют богословские труды: 7. «Изъяснение псалмов» (Expositio psalmorum - CPL, N 900; PL. 70. Col. 9-1056; CCSL. 97-98), главный богословско-экзегетический труд К. и единственное полное толкование Псалтири на лат. языке после «Enarrationes in Psalmos» блж.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

Ист.: Ekkehardi Chronicon//MGH. SS. Scr. 1844. T. 6. P. 33-265; Ebbonis Vita Ottonis episcopi Babenbergensis//Ibid. 1856. T. 12. P. 822-883 (Idem: Ebonis Vita Ottonis episcopi Bambergensis/Ed. Ph. Jaffé//Monumenta Bambergensia. B., 1869. S. 580-692. (Biblioth. rerum Germanicarum; 5); Ebonis Vita S. Ottonis episcopi Babenbergensis=ywot w Ottona biskupa Bamberskiego/Ed. I. Wikarjak, C. Liman. Warsz., 1969); Herbordi Vita Ottonis episcopi//MGH. SS. Scr. 1856. T. 12. P. 746-822 (Idem: Herbord. Dialogus de vita S. Ottonis. Warsz., 1974; Herbordi Dialogus de vita Ottonis episcopi Babenbergensis/Ed. R. Köpke. Hannover, 1868. (MGH. SS. Script. Rer. Germ.; 33)); Monachi Prieflingensis Vita Ottonis episcopi Babenbergensis//MGH. SS. Scr. 1856. T. 12. P. 883-903 (Idem: Die Prüfeninger Vita des Bischofs Otto von Bamberg/Hrsg. A. Hofmeister. Greifswald, 1924; Die Prüfeninger Vita Bischof Ottos I. von Bamberg nach der Fassung des Grossen Österreichischen Legendars/Hrsg. J. Petersohn. Hannover, 1999. (MGH. SS. Script. Rer. Germ.; 71)); Commendatio pii Ottonis//MGH. SS. Scr. 1856. Т. 12. P. 910-911; Miracula et elevatio sancti Ottonis auctore incerto//Ibid. P. 911-919; Relatio de piis operibus Ottonis episcopi Bambergensis//Ibid. 1888. T. 15. Pars 2. P. 1151-1166; MGH. Leg. Const. T. 1. P. 144-146; Pia dictamina/Ed. G. M. Dreves. Lpz., 1905. T. 7. (AHMA; 46); Die Urkunden Lothars III./Hrsg. E. Ottenthal, H. Hirsch//MGH. Dipl. Reg. Imp. 1927. Bd. 8. S. 13-14, 27-30, 102-103; Die Urkunden Heinrichs IV./Hrsg. D. Gladiss//Ibid. 1952. Bd. 6. Tl. 2. S. 647-650; Die Urkunden Konrads III.//Ibid. 1969. Bd. 9. S. 291-293; Laudage M.-L. Die Urkunden Bischof Ottos I. von Bamberg (1102-1139)//Vera lex historiae: Studien zu mittelalterlichen Quellen: FS f. D. Kurze zu seinem 65. Geburtstag. Köln etc., 1993. S. 457-493; Das Nekrolog des Klosters Michelsberg in Bamberg. Hannover, 2004. (MGH. AA. Mem. NS.; 6); Codex Udalrici/Ed. K. Nass. Wiesbaden, 2017. P. 339-675. (MGH. Epp. Briefe; 10). Лит.: Петров А.

http://pravenc.ru/text/2581737.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010