AA, Inland I-D, 4794. [xix] Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 1, оп. 3 (2), д. 144 (личное дело прот. Алексия Крыжко), л. 3, 23; Полчанинов Р. Русский православный приход в Сараево//Православная Русь. 2002. 20. С. 5-7. [xx] Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 1, оп. 3 (2), д. 144, л. 23, 38; Полчанинов Р. Указ. соч. С. 6-7. [xxvi] Архив Института за boehhyjy ucmopujy Cpбuje Београд, ф. Независна Држава Хрватска, кут. 313, папка 1, док. 14-4. [xxix] Шардт-Купчевский М.А. Архиепископ Гермоген Екатеринославский и Новомосковский//Православная Русь. 2002. 6. С. 6-7. [xxx] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 121/1942, 790/1942, 891/1942. [xxxiv] Косик В.И. К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена. С. 136. [xxxvi] Косик В.И. К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена. С. 137-138. [xxxviii] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 105/1942, 106/1942. [xl] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 380/1942. [xliii] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. б/н; В. Указ. соч. С. 194. [xlix] Krišto Ju. Katolicka crkva i Nezavisna Drava Hrvatska 1941-1945. Dokumenti. Knjiga druga. Zagreb, 1998. S. 272; Djuri V. Ustaše i pravoslavlje. Hrvatska pravoslavna crkva. Beograd, 1989; В. Указ. соч. С. 209-220. [l] Церковное обозрение. 1943. 8. С. 4; Das Evangelische Deutschland. 1.08.1943. S. 121; Za Dom (Kroatische Korrespondenz, Zagreb). 2.09.1943. S. 8. [liv] Косик В.И. К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена. С. 137. [lvi] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 1108/1943, 1109/1943; Glas pravoslavlja. 1. Zagreb. 15.04.1944. S. 16. [lix] ВА, R 901/69670. Bl. 15, 20, 40; AA, Inland I-D, 4740, 4781; Paveli A. Указ. соч. S. 97-98; Pozar P. Указ. соч. S. 199.

http://bogoslov.ru/article/2875423

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРИЕНЦИЙ [Лат. Orientius] (V в.), св. (пам. зап. 1 мая), еп. г. Августа Авсков (ныне Ош), лат. богослов и поэт. Источники Известны 3 источника, в к-рых упоминается О. Первый - найденное в XVII в. иезуитом историком Иоганнесом Гамансом Житие, созданное в VI-VII вв. (Brux. 207-208 (3132), XIII в.; Tandoi. 1984. P. 209; Gillet. 2003. P. 142). Второй - Житие в составе Буржского бревиария XV в. ( Orlandi. 1722. P. 304). Третий - группа памятников, в к-рых имеется ряд косвенных отсылок к О.: «Хроника» Проспера Аквитанского (MGH. SS. AA. T. 9. P. 476), «Трехчастная церковная история» (PL. 69. Col. 1125), «История готов» Кассиодора (MGH. SS. AA. T. 11. P. 277-278) и Житие св. Мартина Венанция Фортуната (Ibid. T. 4. Pars. 1. P. 293-370). Главный труд О.- «Commonitorium fidelium» (Увещание верных, или Наставление верующих) (ок. 430), дидактическая поэма в 1036 строк о морали в назидание верующим. Написана элегическим дистихом в подражание Седулию Скоту и Пруденцию (Orientius. 1945. P. XIV, 4, 13, 122). В поэме описаны эпизоды неск. вторжений вандалов в Галлию в нач. V в. Сохранились 2 молитвы, составленные О. Единственной рукописью, содержащей произведения святого, является Paris. Nouv. acq. lat. 457, созданная в X или XI в. ( Manitius. 1891. S. 192). Ряд творений О. издан Р. Эллисом в 1888 г. (CSEL. 16. P. 205-243, последнее изд.: Orientii Commonitorium. Carmina/Cur. C. Rapisarda. Catania, 1958). Жизнь О. род. в г. Оска (ныне Уэска, Испания) или в г. Ургелл (ныне Ла-Сеу-д " Уржель) в христ. семье (ActaSS. Mai. T. 1. P. 62). Его отец был дуксом Ургелла и рим. наместником в испан. Каталонии. Святой получил великолепное религ. образование в Бурдигале (ныне Бордо), Толосе (ныне Тулуза) и Тарраконе (ныне Таррагона). Унаследовав пост наместника от ушедших друг за другом из жизни отца и старшего брата, О. понял, что управление огромной провинцией не соответствует его идеалам христ. жизни. Раздав имущество бедным, он стал отшельником и подвизался в местности Левитания (ныне Лавдан), построил скит и мельницу у р. Изаврий (ныне Изаби). Когда проживавшие неподалеку крестьяне узнали о его убежище, к нему потянулись паломники. Желая избежать общения с ними, О. удалился в грот близ совр. Вильлонга. Там он строго постился и молился.

http://pravenc.ru/text/2581529.html

1374 Fontaine J. Isidore de Seville et la culture classique dans l’Espagne wisigotique. Paris, 1983. 1375 Chron. VII//Monumenta Germanie Historica. AA XI 466s. a. 334: «Constantinus autem in extremo vitae suae ab Eusebio Nicomediensi episcopo baptizatus in Arrianum dogma convertitur. heu pro dolor! bono usus principio et fine malo»; ср.: Ewig. Das Bild Constantins des Großen, cit. (сн. 3). 24s.; Aiello. La fortuna della notizia geronimiana su Costantino «eretico», cit. (сн. 1). P. 233; Grunewald Th. Constantinus novus, cit. (сн. 3). 471s. 1376 Св. Альдгельм, епископ Шерборнский, в конце VII в. представил крещение от Сильвестра в сочинении «De laudibus virginitatis» (XXV, в: Monumenta Germanie Historica, AA 15,1, р. 257 ss.). Аналогичное и современное представление пары Константин-Сильвестр присутствует у Беды Достопочтенного (Hist. eccl. gentis Anglor//PL. T. 0. Col. 556). 1377 L.P. 78 Vitalianus//Monumenta Germanie Historica. 187; ср.: Gregorovius Ε. Storia di Roma nel medioevo. Ediz. a cura Ε. Pais. Torino, 1926. Vol. 3, 1. 393 ss.; Maisano R. La spedizione italiana dell’imperatore Costante II//Siculorum Gymnasium. 1975. Vol. 28. 140 ss.; Corsi P. Costante II in Italia//Quaderni medievali. 1978. Vol. 5. 105s.; Ruggini Cracco L. Costante II, l’Anticostantino//Scritti in memoria di Fulvio Grosso. Roma, 1981. 543 ss.; 555; Aiello. Costantino, la lebbra e il battesimo di Silvestro, cit. (сн. 3). P. 18. 1378 Lamberz E. Studien zur Überlieferung der Akten des VII. Ökumenischen Konzils: der Brief Hadrians I. an Konstantin VI. und Irene (JE 2448)//Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1997. Bd. 53. S. 1−28, особ. 3: О письме, отправленном 26 октября 785 г., и о греческом переводе, внесённом в качестве первого документа на рассмотрение второго заседания собора, и о его многосоставном содержании (возвращение Patrimonium Petri в Южной Италии, возвращение Калабрии, Сицилии и Иллирии под юрисдикцию папы, утверждение превосходства Римской церкви, отказ в титуле патриарха Константинопольского Тарасию, восхваление Карла Великого) см.: Maccarrone M. Il papa Adriano I е il concilio di Nicea del 787//Annuarium historiae conciliorum. 1988. T. 20. 55 ss.; 82 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

зап. историографии, до нас не дошел. Сохранился лишь ее сокращенный вариант, сделанный в 551 г. в К-поле историком Иорданом (вероятно, первоначально светским лицом гот. происхождения - нотарием, который впосл. стал монахом и даже еп. Кротонским, см.: Mansi. T. 9. P. 60; Mommsen. Prooemium//MGH. AA. 5/1. P. XIII; Momigliano. 1960. P. 213) в его кн. «О происхождении и деяниях гетов» (De origine actibusque Getarum - CPL, N 913; PL. 69. Col. 1251-1296; MGH. AA. T. 5/1. P. 53-138). В предисловии к своему труду Иордан пишет, что книга К. была в его распоряжении всего 3 дня, на к-рые ему одолжил ее управляющий К., и хотя впосл. он не смог вспомнить все слово в слово, но в точности сохранил замысел автора и верный порядок исторических событий. Вместе с тем Иордан признается, что к повествованию К. он добавил много того, что показалось ему подходящим из книг греч. и лат. историков ( Iord. Get. Prol. 2-3). Поэтому, хотя, по мнению большинства исследователей, Иордан строго следовал повествованию К., остается до конца неясным, что именно он добавил и что изменил в изначальном тексте «Истории готов» ( Momigliano. 1960. P. 215; Fridh. 1973. P. X; по вопросу о различиях между трудом Иордана и «Историей готов» К. см.: Sybel. 1838; Schirren. 1858; Cipolla. 1893). 5. «О душе» (De anima - CPL, N 897; PL. 70. Col. 1279-1308; Halporn. 1960. P. 39-110=CCSL. 96. P. 534-575), небольшой философский трактат, написан по просьбе друзей и коллег К. вскоре после сб. «Variae», к к-рому он поначалу присоединялся в качестве 13-й кн. ( Cassiod. Exp. ps. 145. 1; Varia. XI. Praef.). Т. о., время его написания следует относить к 537/8 г., еще до публикации «Variae», но после отставки К. с поста префекта претория (De anima. Praef.; Halporn. 1973. P. 505-506). Вместе с «Изъяснением псалмов» трактат «О душе» знаменует собой начало обращения К. от активной политической деятельности к духовной жизни ( Cappuyns. 1949. Col. 1356; Halporn. 1973. P. 506). В трактате разбираются 12 вопросов (см.: гл. 12 (17) или Recapitulatio): о названии души (гл.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

Здесь заключаются самые сильные поводы к войнам; здесь зло должно быть вырвано с корнем». 635 Благодаря такой дедукции прелиминарных статей вечного мира, сделанном Куно Фишером, т.е. благодаря тому, что он «логически развивает отрицательные условия вечного мира, те препятствия, которые, как политическое зло, нужно устранить для его утверждения» 636 , – без труда можно видеть, что Кантовские статьи действительно исчерпывают свою задачу. Таким образом, мы видим, что выставленные в прелиминарных статьях непременные условия, без которых вечный мир невозможен, касаются трех возможных отношений между народами. Они определяют: 1) Характер войны между народами, раз обстоятельства вынудили их к враждебному столкновение, – в ст. VI. 2) Характер мирных договоров между воюющими народами, гарантирующих им действительно прочный мир, – в ст. I. 3) Сохранение мира. Последнее должно состоять – a) в отказе от действий, на самом деле его нарушающих, т.е.: aa) от насильственного захвата других государств целиком или по частям, – ст. II, – и —421— bb) от вмешательства во внутреннюю жизнь другого народа, – ст. V; b) в отказе от предприятий, ведущих к его нарушению, т.е.: aa) от заведения и усиления постоянных войск, другими словами, от того, что теперь навивается системой «вооруженного мира» – ст. III, – и bb) от государственных долгов на нужды внешней политики – ст. IV. Из сделанного нами подробного обзора прелиминарных статей вечного мира и оценки их значения для современных международных отношений можно было заметит, что Кант предлагает вниманию цивилизованного мipa не какие-нибудь неосуществимый утопические мечтания, а требования самой элементарной справедливости, благоразумия и честности. Самоочевидная законность этих требований нагляднее всего иллюстрируется уже тем, что каждое из них в большей или меньшей черте (искренно или нет, – это другой вопрос) получило признание и в современной дипломатии всех цивилизованных стран. «Безыдейные эмпирики» – как называл Кант дипломатов за их постоянную склонность практическим соображениям выгоды, интересам данной минуты, приносить в жертву вечные интересы совести и справедливости, – эти «безыдейные эмпирики» все-таки оказались вынужденными подчиниться некоторым идеям, отрицание которых грозило бы неизбежным образом вернуть цивилизованный мip к временам первобытного варварства и хронической истребительной воины. Такова сила истины! Идейная истина пробивает себе дорогу чрез все эмпирические препятствия жизни. И пусть теперь сторонники милитаризма ухищряются в изобретении софизмов в пользу спасительности нашего «вооруженного мира»; пусть говорят о громадных армиях, как надежнейшей гарантии мирного прогресса: неискренность и своекорыстное коварство такой проповеди отлично чувствуются всеми. Ее глашатаи, – вопреки надеваемой ими личине, – не суть пионеры

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом контексте еще одно получившее широкую известность положение К. из предисловия ко 2-му изд. «Критики чистого разума»: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере» (Ich mußte also das Wissen aufheben, um zum Glauben Platz zu bekommen - AA. Bd. 3. S. 19; Соч. 1964. Т. 3. С. 95), с одной стороны, свидетельствует против рационализма К., поскольку он ограничил знание и расширил область философии специальным исследованием религии (в этом смысле именно К. является создателем новой традиции - философии религии); с др. стороны, оно может толковаться вполне в рационалистическом смысле, поскольку «место», к-рое К. дал вере, оказалось в «пределах только разума». Важнейшей темой всей кантовской философии была задача найти объективное, т. е. истинное, основание для субъективного принципа в вопросе об обусловленности вещей человеческим познанием. Эта задача направляла развитие К. в докритический период его философского творчества и была решена в его теоретической и практической философии критического периода. Возможность решения открылась для К. в результате формирования у него представления о «скрыто заложенной в нас идее» разума (Соч. 1964. Т. 3. С. 681; AA. Bd. 3. S. 540), учение о к-рой разрабатывалось им впосл. в рамках сложной системы категорий и априорных основоположений, применительно к 3 познающим способностям: чувственности, рассудку и разуму, а также соответствующим им предметам теоретического и практического познания. Идея единства разума, получившая свое выражение в понятиях «мыслящее я», «сознание», «познающий субъект», «субъект свободы», «человек ноуменальный» (homo noumenon), «человек феноменальный» (homo phaenomenon), была связующей основой разделения мира на феноменальный и умопостигаемый. Парадоксы, обусловленные принадлежностью человека к миру феноменальному и миру умопостигаемому, К. сводил к непониманию различий между феноменами (явлениями) и ноуменами (вещами в себе). В предисловии к «Критике практического разума» К. писал, что «серьезные возражения... вертятся главным образом вокруг этих двух пунктов, а именно: с одной стороны, в теоретической философии отрицаемая, а в практической утверждаемая объективная реальность применяемых к ноуменам категорий, а с другой - парадоксальное требование считать себя как субъект свободы ноуменом и вместе тем - в своем собственном эмпирическом сознании - феноменом по отношению к природе» (Там же. 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 317; Ibid. Bd. 5. S. 6). Теоретическая философия К.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

605 Предания и рассказы о былых временах оказали на него по-видимому сильное влияние и воспитали его фантазию, которую он проявил и в своем агиографическом труде. 550 AA. SS. Boll. окт., VIII. 856–864; IX. 360–362 (по-латыни); Μαρτριον τν γων ξκοντα νων μαρτρων, κδ. π . Παπαδοπολου-Κεραμως с русским переводом Г. С. Дестуниса в Правосл. Палест. Сборнике XXXIV (по cod. Coislin. 303, X в., f. 177–181; копия с него XVIII в. в Брюсселе: Omont. Cat. des mss. grecs de la bibl. de Bruxelles. Gand. 1885 p. 37). 551 πως συναναστραφσιν ο μποροι τας μφοτρων ξουσαις τε κα παρχαις νενχλητοι κα περσπαστοι, κα ο βουλμενοι προσκυνσαι τος θεοστιβες Χριστο το Θεο μν τπους νεπηραστοι κα λβητοι σονται. 552 τν μακαρων νδρν πολιτεα (Прав. Палест. Сборн. изд. Пападопуло-Керамевса, вып. LVII, т. XIX. 3) стр. 136–163, с русским пер. В. В. Латышева, стр. 153–183. 555 ξιν στι τος μηδεπς (ΑΑ. SS. Boll., март, III, 2–14, в конце, ср. p. 166– 179, и в «Правосл. Палест. Сборнике», 1907, LVII, 1–41; рец. в «Сообщениях Имп. Пр. Палест. Общ.», 1908, XIX, 184–186). 556 τν ον γουμενιρχην τοι τν ες ποδοχν τεταγμνον τν ες τ γουμνιον καταλυντων ξνων. 560 В выражении: πρς δλωσιν δ κα πστωσιν τς θεοτερπος τν μακαρων λσεως κα πρς τν Σωτρα νδξου ποδοχς κα παρρησας, болландисты читали: φσεως и переводили: Deo gratus transitus. Конъектура рискованная; осторожнее было бы чтение λσεως, то есть: дли уверения приятной Богу неразрывной связи мучеников и их дерзновения у Него. 561 Во втором указателе ученый русский агиолог приводит имя Христофора 14 апреля, говоря, что оно находится во втором приложении; однако здесь нет этого имени. Таким образом и второе издание «Полного месяцеслова Востока» все еще далеко от совершенства. 562 AA. SS. Boll, июль, III, 531–613 (καθς φης τ πρτερον); русский перевод И. В. Помяловского в «Палестинском патерике», изд. Палест. Общества, XI. Спб. 1900. 569 Βος κα θλησις το σου κα νου μρτυρος Βκχου μαρτυρσαντος ν τος χρονοις μν ν Παλαιστν π Ερνης κα Κωνσταντνου τν φιλοχρστων κα ρθοδξων μν βασιλων (Ο τν ππικν γνων φιλοθεμονες), изд. Fr. Combefis: Christi martyrum lecta trias (Parisiis 1666) p. 61–126. В виду редкости этого издания мы пользовались cod. Synod. Mosqu. 379 (Владимир, 571), XI в., по копии, приготовленной нами для проф. В. Г. Васильевского и хранящейся в Имп. Акад. Наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

апр. 456, 464, май 114). Но меня удивляет, особенно в „образованном“ человеке, как этот страх не рассеялся после от соприкосновения с книжным миром? Г. Виноградов возвещает нам: „Автору, как университетскому профессору, полезно знать, что совершенно исключительная страсть к внешней систематизации... при современном состоянии научного метода совершенно исчезла“, – и далее сообщается, что и параграфы теперь отошли в область предания, как несомненное достояние одной лишь схоластики (?!) (457 и д.). То, что здесь называется у меня „исключительною страстью“, т. е. употребление параграфов, есть однако обычное явление в учёных книгах, где и §§, и другие знаки систематического деления вызываются требованием ясности, строгости, раздельности и стройности в изложении сложного научного содержания мысли. „Образцы классической схоластики с её страстью ко всевозможным дистинкциям“ (456) – в изобилии даются самыми высокопробными учёными книгами, не требующими рекомендаций. Доказательство этого найдётся для г. Виноградова на полках даже моей маленькой библиотеки. Перед нами: Шлейермахер и Ричль, не устаревшие и для современной науки (не правда-ли?). Гарнак, Шюрер, Липсий, Вебер, Дорнер, Эбрард, Драйвер, Дильман, Газе, Ган, Гасс, Б. Вейсс, Гагенбах и др. 1756 – все имена, веско звучащие для нечуждых науке —550— ушей. И что же? Моя „исключительная страсть к систематизации“ выражается употреблением единиц деления –: часть, отделение, §, и в них 1, 2..., а однажды – А, Б... и I, II... А у Гарнака –: §, Theil, Buch, Kapitel, А, B... а, 6..., I, II... Дорнер: Theil, 1-te, 2-te Hätfte, 1-es, 2-es Hauptstück, A, B, C..., I, II..., §, 1-er, 2-er Abschnitt, 1-es, 2-es Lehrstück, 1-te, 2-te Abtheilung, § Гагенбах: Theil, 1, 2..., Aa.., §. Дильман – Theil, Abtheilung, Abschnitt, I, II..., 1, 2..., §. Вейсс, Эбрард, Вебер: Theil, Abtheilung, Kapitel, §. И т. д., и везде все эти „неназидательные“ параграфы! Сообщу ещё к ужасу г. Виноградова, что как раз именно в настоящее время при совершенном послушании современному научному методу входит всё в большую силу хороший обычай сплошного подразделения всего содержания сочинения, без перерыва по томам на §§, так что, напр., у Werner’a в 5 томах 1–912 §§, Ebrard в двух – 152 §§, Шантепи-де-ля-Соссей 140 §§, Schürer 34 §§, Dorner 155 §§.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начиная с 1986 г. под общей ред. Н. Хинске и Л. Краймендаля при участии ряда др. исследователей в рамках раздела «Указатели» серии «Исследования и материалы к истории немецкого Просвещения» (Forschungen und Materialien zur deutschen Aufklärung. Abt. 3: Indices) издаются подробные указатели к опубликованным сочинениям, рукописям из наследия и лекциям К. (Kant-Index=KI). К наст. времени из запланированных 47 томов издано 14 томов указателей, распределяющихся по 3 сериям: «Указатели к логическому корпусу» (Indices zum Logikcorpus; опубл.: KI. Stuttg., 1986. Bd. 1: Stellenindex und Konkordanz zu George Friedrich Meier «Auszug aus der Vernunftlehre»; KI. 1986. Bd. 2: Stellenindex und Konkordanz zu «Immanuel Kant " s Logik» (Jäsche-Logik); KI. 1989-1990. Bd. 3: Stellenindex und Konkordanz zur «Logik Blomberg». H. 1-3; KI. 1999. Bd. 5: Stellenindex und Konkordanz zur «Wiener Logik». H. 1-2; KI. 1995. Bd. 6: Stellenindex und Konkordanz zur «Logik Pölitz». H. 1-2; KI. 1991. Bd. 14. Personenindex zum Logikcorpus); «Указатели к этическому корпусу» (Indices zum Ethikcorpus; опубл.: KI. 2000. Bd. 15: Stellenindex und Konkordanz zur «Grundlegung zur Metaphysik der Sitten»; KI. 1995. Bd. 16: Stellenindex und Konkordanz zur «Kritik der praktischen Vernunft». H. 1-2; KI. 2007. Bd. 24: Stellenindex und Konkordanz zu Kants «Bemerkungen zu den Beobachtungen über das Gefühl des Schönen und Erhabenen». H. 1-3; KI. 2010. Bd. 30: Stellenindex und Konkordanz zum «Naturrecht Feyerabend». H. 1); «Указатели к корпусу докритических сочинений» (Indices zum Corpus der vorkritischen Schriften; опубл.: KI. 2012. Bd. 36: Stellenindex und Konkordanz zu den «Gedanken von der wahren Schätzung der lebendigen Kräfte». H. 1-2; KI. 2009. Bd. 37: Stellenindex und Konkordanz zur «Allgemeinen Naturgeschichte und Theorie des Himmels». H. 1-2; KI. 2003. Bd. 38: Stellindex und Konkordanz zu «Der einzig mögliche Beweisgrund zu einer Demonstration des Daseins Gottes»; KI. 2006. Bd. 39: Stellenindex und Konkordanz zur Preisschrift von 1762/64, zu den «Negativen Grössen» und zur Vorlesungs Ankündigung für 1765/66. H. 1-2). В этих указателях не только дается перечень всех слов, встречающихся в определенном произведении (с указанием частоты употребления), но и предлагается полный контекстуальный конкорданс по AA.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

Усилиями капитула базилики была издана книга «Чудесное обретение драгоценных мощей св. Илария, еп. Пуатье» (Miraculeuse découverte des précieuses reliques de St. Hilaire, évêque de Poitiers... 1657). В этой книге была предпринята попытка объяснить наличие в Ле-Пюи подлинных мощей И. По предположению каноников, святыня была вывезена из Пуатье в IX в., во время нападений скандинавов. Впоследствии часть мощей была возвращена в базилику, др. часть осталась в Ле-Пюи, где память об этом была утрачена. Укрытие святыни в Ле-Пюи каноники связывали с родственными отношениями между графами Пуатье и Оверни, а также с тем обстоятельством, что еп. Норберт I (упом. между 880 и 915), вероятно, был сыном гр. Пуатье Бернарда I и братом гр. Оверни Бернарда II (см.: Cubizolles. 2005. P. 77). Отсутствие сведений об этих событиях в письменных источниках можно объяснить спешным вывозом святынь из Пуатье, которому угрожали скандинавы, а также упадком монастыря св. Илария после разорения. Напр., в 868 г. из Пуатье были вывезены мощи св. Радегунды, к-рые были временно помещены в мон-ре Кенсе, затем перенесены в неизвестное место и считались утраченными. В 1001 г. святыня была случайно обнаружена в базилике св. Бенигна в г. Дижон, после чего возвращена в Пуатье ( Aigrain. 1918). В наст. время часть мощей И. хранится в крипте базилики Сент-Илер-ле-Гран в Пуатье, реликварий с главой - в ризнице кафедрального собора в Ле-Пюи. Н. Гайар указывал, что частицы мощей И. хранились также в др. церквах во Франции, в Италии и Германии, однако высказывал сомнения в их подлинности ( Gaillard. 1861. P. 264). Ист.: BHL, N 3885-3909; ActaSS. Ian. T. 1. P. 782-803; Venant. Fort. Carm. II 15; III 7; VIII 3, 163; X 14; idem. Vita S. Hilarii//MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 1-11; Greg. Turon. Hist. Franc. IV 18; V 24, 44, 49; VII 6; MartHieron. Comment. P. 38-39, 581-582; Fredegarius Scholasticus. Chronicae//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 1-193; [ Florus]. Martyrologium//PL. 94. Col. 809-810; Ado. Martyrologium//Ibid. 123. Col. 214; MartUsuard//Ibid. Col. 645; Miracula S. Hilarii//AnBoll. 1889. T. 8. P. 183, 186-188; Catalogus codicum hagiographicorum bibliothecae regiae Bruxellensis. Pars 1: Codices Latini membranei. Brux., 1886. T. 1. P. 137-139, 157-158; 1889. T. 2. P. 414-415, 419-421; Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saec. XVI qui asservatur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1889. T. 1. P. 5-11; 1890. T. 2. P. 103-121; Recueil des historiens des Gaules et de la France/Éd. M. Bouquet. P., 1877. Vol. 14. P. 108-109; The Irish Liber Hymnorum/Ed. J. H. Bernard, R. Atkinson. L., 1898. Vol. 1. P. 35-36; Vol. 2. P. 18, 125; Chronicon S. Maxentii Pictavensis//Chroniques des églises d " Anjou/Éd. P. Marchegay, E. Mabille. P., 1869. P. 351-433.

http://pravenc.ru/text/389089.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010