3362 Глубоковский H. H. Академические обеты и заветы... С. 66. Лекция «Настоящее и будущее», прочитанная студентам СПбДА 10 ноября 1916 г. 3373 Глубоковский H. H. Историческое положение и значение личности блаж. Феодорита... С. 10. Трудно удержаться от сравнения с высказыванием одного из ведущих представителей петербургской церковно-исторической школы И. Е. Троицкого : «Моей личности нет в моем сочинении» (Цит. по: Пальмов И. С. Памяти профессора Ивана Егоровича Троицкого //ХЧ. 1903. 5. С. 680). 3376 Цит. по: Ломоносов А. О письмах ближних и дальних//Роман-газета XXI век. 1999. 6. С. 83; ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 757. Л. 44 об., 46. Письма В. В. Розанова Η. Η. Глубоковскому. Получены 27 дек. 1911 г. и 15 апр. 1913 г. 3382 Профессор доктор H. H. Глубоковский. Надгробное слово, сказанное Митрополитом Софийским Стефаном... С. 15. 3388 Глубоковский H. H. Академические обеты и заветы... С. 64. Лекция «Настоящее и будущее», сказанная студентам СПбДА 10 ноября 1916 г. 3390 «...не отказываясь от своего места в мире и с достоинством охраняя свое международное положение, мы особенно должны сосредоточиться на созидании духовной культуры, дабы всюду властвовать животворностью притяжения нашего духовного света» (Там же. С. 43. «Сила христианского знания». Лекция, прочитанная студентам СПбДА 12 января 1906 г.). 3391 Глубоковский Н. Н. Академические обеты и заветы... С. 38. Лекция, прочитанная студентам СПбДА 17 января 1905 г. «...не отказываясь от своего места в мире и с достоинством охраняя свое международное положение, мы особенно должны сосредоточиться на созидании духовной культуры, дабы всюду властвовать животворностью притяжения нашего духовного света» (Там же. С. 43. Лекция «Сила христианского знания», прочитанная студентам СПбДА 12 января 1906 г.). 3394 По убеждению Глубоковского, «потребность в православно-церковном знании у русских есть потребность их как граждан русского православного государства, и удовлетворение ее должно принять в число главнейших своих функций всякое истинно русское правительство, которое остается верным государственному знамени» (Глубоковский H. H. Об организации школьного пастырского приготовления и об устройстве «богословско-пастырских училищ»//О реформе духовной школы. СПб., 1908. С. 37–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

23 и 24 апреля 1911 г. Флоренский принял сан сначала диакона, а потом священника. 28 сентября 1912 г. он был назначен редактором журнала «Богословский вестник». В этом качестве он предложил Флоровскому участие в журнале. В ноябрьском номере за 1912 г. появилась рецензия Флоровского под инициалами Г.Ф. на книгу: С.А. Аскольдов 393 . 1 января 1913 г. Флоровский пишет Глубоковскому письмо, в котором звучит радость и гордость молодого автора: «К моим печатным работам прибавилась еще одна ничтожная заметка в ноябрьской книжке «Богословского Вестника» – о книжке Аскольдова – А.А. Козлов. Хотя она ничтожна по размерам, да и по тому, что она дает каждому читающему, она для меня обширна и ценна, так как за каждой из произносимых мною фраз скрывается долгая работа в самой интимной области духа. И теперь я мало-помалу сознаю, что значит и что стоит быть автором, как это приятно и как это тяжко. Появление меня, как автора, в «Богословском Вестнике» (по приглашению его нового редактора ο. Π.А. Флоренского) для меня имеет ту ценность, что я чувствую себя членом определенной среды, одушевленной одной и мне дорогой идеей, одной из спиц одного из колес в машине, совершающей святую для меня работу. И вообще, читать напечатанным то, что стоило многих дней работы, что писалось давно и обдумывалось и т.д., и знать, что одновременно и многие другие люди читают и проделывают за мною умственную работу, – это побуждает в душе какие-то странные, трудно определимые чувства. И хотя то, что я пишу, малозначаще, я за ним вижу свою внутреннюю работу, след., который в печатях страданий моих» 394 . Предпоследней весточкой Флоровского к Флоренскому была визитка с Пасхальным поздравлением от 14 апреля 1913 г. Следующее письмо от 10 ноября 1914 г. – краткое, сугубо деловое – сопровождало рецензию Флоровского на одну из книг Глубоковского. Эта рецензия в «Богословском вестнике» не появилась. По всей видимости, отношения Флоровского и Флоренского охладели и почти прервались до этого последнего письма. В чем причина этого? Личная? Идейная? Здесь провал в наших знаниях. После отказа напечатать рецензию (из письма Флоровского видно, что он должен был быть) переписка и вовсе прекратилась. Причину недоброжелательного отношения Флоровского к Флоренскому, наверное, нельзя свести к этому отказу, но какая-то капля горечи у Флоровского могла и остаться.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Колпинский Диодор Валерьянович (1893–1932), католический священник (с 1915 г.), с 1921 г. в эмиграции, жил в Польше, Германии, Австрии, Маньчжурии. Доклад: «О реформе Русской Церкви» (28 января 1916 г.). Кондурушкин Степан Семенович (1874/1875–1919), писатель, окончил Казанский учительский институт; его богоискательские настроения связаны с интересом к основателю религиозной секты трезвенников Ивану Чурикову и к иеромонаху Илиодору (Труфанову); во время Первой мировой войны – военный корреспондент газеты «Речь». Доклад: «О народной вере» (12 ноября 1912 г.). Кудрявцев Константин Дмитриевич, делопроизводитель канцелярии Петербургской Городской думы; заведующий редакцией «Известий Санкт-Петербургской Городской думы», секретарь Российского теософского общества; врач-оккультист; автор книг: «Мистицизм и гипнотизм, их сходство и различие» (СПб., 1911), «Целительная жизненная сила» (СПб., 1913). Кузьмин-Караваев Дмитрий Владимирович (1886–1959), юрист, поэт, сын политического деятеля, кадета В.Д. Кузьмина-Караваева, с 1922 г. в эмиграции. Участник прений. Кутыловский Богдан Фортунатович (1863–1922), юрист, адвокат, публицист, в 1906–1909 гг. редактор петербургской газеты «Край» на польском языке. Участник прений. Лосский Николай Онуфриевич (1870–1965), философ; окончил историко-филологический факультет Петербургского университета; с 1898 г. преподавал логику и психологию в гимназии М.Н. Стоюниной; с 1907 г. преподавал в Петербургском университете; в 1922 г. выслан из Советской России; жил в Чехословакии, Франции, США. Доклад: «Идея бессмертия души как проблема теории знания» (23 марта 1910 г.) Макшеева Наталия Алексеевна (1869–?), писательница, автор биографических очерков о русских писателях. Мейер Александр Александрович (1875–1939), религиозный мыслитель; в 1894 г. окончил 3-ю одесскую гимназию; в 1894–1895 гг. учился в Новороссийском университете в Одессе; неоднократно арестовывался за участие в марксистском движении; с конца 1906 г. поселился в Петербурге, где произошло его обращение «от марксизма к идеализму»; один из теоретиков «мистического анархизма»; с 1908 г. преподавал логику и философию в ряде учебных заведений; активный деятель РФО; в 1918 г. один из организаторов Вольфилы; в 1917–1928 гг. возглавлял религиозно-философский кружок (с 1923 г. известный под названием «Воскресение»); в 1928 г. арестован, отбывал срок заключения на Соловках и в Белбалтлаге; в 1935 г. освобожден досрочно «по зачетам», жил в Дмитрове, Калязине. Доклады: «Религия и культура» (16 декабря 1908 г.), «История и религия» (10 января 1910 г.), «Религиозный смысл мессианизма» (26 октября 1914 г.), «Новое религиозное сознание и творчество Н.А. Бердяева » (17 октября 1916 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

106, 123, 124, 125 Гундяев Михаил Васильевич; (6 января 1907 – 13 октября 1974). Окончил среднюю школу (1924). В 1926–1928 учился на Высших Богословских курсах в Ленинграде. В 1929–1930 служил в Красной Армии. В 1933 работал техником-конструктором на заводе им. Калинина. Окончил Ленинградский механический техникум. Арестован в Ленинграде в декабре 1933 по делу «евлогиевцев». Приговорен 25 февраля 1934 к 3 годам концлагерей. Отбывал срок на Дальнем Востоке. С 1938 учился в заочном машиностроительном институте, работал инженером в Ленинграде. Участник Великой Отечественной войны. С 1946 – главный механик на ленинградском заводе. С 16 марта 1947 – священник Смоленской церкви, с 1951 – Спасо-Преображенского собора, с 1960 – настоятель Александро-Невской церкви Красного Села, с 1970 – настоятель Серафимовской церкви, с 13 января 1972 – настоятель Никольской Большеохгинской церкви. Протоиерей. Окончил Ленинградскую ДА (1970, заочно). См.: Некролог.//ЖМП 1976. 6. С. 23–24. 363 Гуревич (Гурович; Гурвич) Яков Самойлович; (1 февраля 1869 (1870?) – 8 декабря 1936). Адвокат Присяжный поверенный. В 1914 приехал из Екатеринослава в С.-Петербург, занялся преимущественно кассационной практикой в сенате. Вместе с А. Ф. Кони основал институт ораторского красноречия. Защищал митрополита Вениамина. В 1922 эмигрировал в Париж. Член Объединения русских адвокатов во Франции (Париж). 273 Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович); (1 июля 1891 – 12 июля 1965). Родился в с. Опоченский посад Боровичского уезда Новгородской губ. в семье владельца артели ломовых извозчиков, осиротел в раннем детстве. Окончил Петровское коммерческое училище в С.-Петербурге (1911), учился в С.-Петербургской ДА (1912–1917), к. б. 14 ноября 1913 рукоположен во чтеца. В 1914 – феврале 1915, прервав обучение, служил на фронте братом милосердия. В феврале 1915 демобилизован по состоянию здоровья (болел туберкулезом), с осени вновь приступил к занятиям в Академии. 4 декабря 1915 пострижен в монашество, 5 декабря рукоположен в иеродиакона, 6 декабря 1915 – в иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пальмов Иван Саввич ; (30 января 1855 – 28 ноября 1920). Окончил Рязанскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1880). 13 июня 1881 магистр богословия; 20 августа 1881 – 15 августа 1884 командирован за границу. С 15 августа 1885 – сверхштатный преподаватель истории славянских церквей; с 20 ноября 1887 – доцент; с 16 декабря 1887 – экстраординарный профессор; с 22 декабря 1904 – доктор церковной истории и ординарный профессор; с 20 августа 1906 – заслуженный ординарный, с 20 августа 1911 – сверхштатный заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской ДА. С 7 декабря 1913 – член-корреспондент Академии наук, с 8 октября 1916 – академик. С 1888/89 учебного года по 3 мая 1902 безвозмездно заведовал хозяйством Академической церкви. Выпускник С.-Петербургской ДА А. Г. Ширяев вспоминал: «Яркою фигурою на академическом фоне был профессор Ив. Саввич Пальмов, читавший нам одногодичный курс истории славянских церквей. Этот курс читался только в одной нашей Академии и кафедра, если не ошибаюсь, создана была специально для Ивана Саввича. Это был убежденный славянофил правого уклона, мечтавший о всеславянской федерации с Россиею во главе. Свою веру он проповедовал с большим энтузиазмом, отдавал пропаганде и все свое время, и свой заработок, и всего себя вообще. Крайне умеренный в личной жизни, одинокий холостяк (в мое время ему было лет около 40), он вечно возился с „братьями славянами“ (мы полупрезрительно называли их „братишками“), приезжавшими в Петербург якобы для того, чтобы учиться. В большинстве своем это были бедняки и авантюристы, с сомнительным образованием, часто с темным прошлым, и очень слабым стремлением к знанию, идеалист И. С. принимал их всех с распростертыми объятиями, старался через посредство сановных синодских чиновников, особенно Вл. Карловича Саблера (тогда товарищ обер-прокурора Св. Синода, потом – обер-прокурор, после Победоносцева), устроить их на казенный счет или на стипендию (в явный ущерб русским) в Академию или Университет, ссужал их (разумеется, безвозвратно) из собственных скромных средств и т. д. Братушки перед ним, конечно, заискивали, льстили в глаза, притворяясь поборниками славянской идеи, но потом его обыкновенно надували самым возмутительным образом. Мы, находясь в более тесном общении с этими братушками, смотрели на них более трезвыми глазами и удивлялись доброте и наивности Ивана Саввича. Благодаря И. С., мы на первом же курсе довольно основательно познакомились со славянофильством и западничеством, – направлениями, о которых мы к стыду наших семинарских наставников, не имели никакого представления. В частности, я, благодаря И. С., при проработке семестрового сочинения на предложенную им тему ознакомился с соч. Хомякова (о которых раньше ничего не слыхал) и проштудировал объемистую книгу Данилевского „Россия и Европа“». (Ширяев А. Г. Мемуары..., сына дьячка Ярославской епархии, окончившего в 1896 г. Петербургскую Духовную Академию и получившего степень кандидата богословия. Рукопись в библиотеке СПб ДА. С. 125–126).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 Бог есть труположство! «...всякий боженька есть труположство... всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость... самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».» Ваш В.И. 13 или 14 ноября 1913 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226, 227, 228. Из ленинского письма М. Горькому. Отчитав выдающегося писателя за богоискательство, Ленин заканчивает письмо: «Зачем Вы это делаете? Обидно дьявольски».) 4 Пусть Германия победит Россию! Даешь Гражданскую войну! «...нельзя великороссам «защищать отечество» иначе, чем желая поражения во всякой войне царизму»; «неверен лозунг «мира», лозунгом должно быть превращения национальной войны в гражданскую войну»; «наименьшим злом было бы поражение царской монархии и ее войск». Ленин Сентябрь-декабрь 1914 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 108-109, 6; Ленинский сборник. Т. 2. С. 195. Налицо измена Родине, написанное Лениным направлено против интересов государства Российского. Отметим, что в Первую мировую войну погиб примерно 1 миллион наших соотечественников, в Гражданскую - от 12 до 14 миллионов, а голод, спровоцированный Гражданской войной, унес 3-5 миллионов (по другим данным, опубликованным при Сталине, 15 миллионов); в целом политическая деятельность Ленина повлекла за собой гибель 15-19 миллионов граждан России.) 5 Полоумному Николаю II отрубить голову! «... надо отрубить головы по меньшей мере сотне Романовых» (8 декабря 1911 г.); «в других странах... нет таких полоумных, как Николай» (14 мая 1917 г.); «слабоумный Николай Романов» ( 22 мая 1917 г.); «идиот Романов» (12 марта, 13 и 29 апреля 1918 г.); «изверг-идиот Романов» (22 мая 1918 г.) и т.д., и т.п. Ленин (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 17; Т. 32. С. 97, 186; Т. 36. С. 85, 215, 269, 362. Члены партии Ленина в ночь на 12 июня 1918 г. расстреляли первого Романова; в ночь на 17 июля 1918 г. расстреляли и зарезали семь Романовых, в ночь на 18 июля того же года сбросили умирать в шахту и расстреляли шесть Романовых, ночью 24 января 1919 г. расстреляли пять Романовых.)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

3  Бог есть труположство!  «…всякий боженька есть труположство… всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».»  Ваш В.И.  13 или 14 ноября 1913 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226, 227, 228. Из ленинского письма М. Горькому. Отчитав выдающегося писателя за богоискательство, Ленин заканчивает письмо: «Зачем Вы это делаете? Обидно дьявольски».)  4  Пусть Германия победит Россию!  Даешь Гражданскую войну!  «…нельзя великороссам «защищать отечество» иначе, чем желая поражения во всякой войне царизму»; «неверен лозунг «мира», лозунгом должно быть превращения национальной войны в гражданскую войну»; «наименьшим злом было бы поражение царской монархии и ее войск».   Ленин  Сентябрь-декабрь 1914 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 108-109, 6; Ленинский сборник. Т. 2. С. 195. Налицо измена Родине, написанное Лениным направлено против интересов государства Российского. Отметим, что в Первую мировую войну погиб примерно 1 миллион наших соотечественников, в Гражданскую – от 12 до 14 миллионов, а голод, спровоцированный Гражданской войной, унес 3-5 миллионов (по другим данным, опубликованным при Сталине, 15 миллионов); в целом политическая деятельность Ленина повлекла за собой гибель 15-19 миллионов граждан России.)  5  Полоумному Hukoлaю II отрубить голову!  «… надо отрубить головы по меньшей мере сотне Романовых» (8 декабря 1911 г.); «в других странах… нет таких полоумных, как Николай» (14 мая 1917 г.); «слабоумный Николай Романов» ( 22 мая 1917 г.); «идиот Романов» (12 марта, 13 и 29 апреля 1918 г.); «изверг-идиот Романов» (22 мая 1918 г.) и т.д., и т.п.   Ленин (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 17; Т. 32. С. 97, 186; Т. 36. С. 85, 215, 269, 362. Члены партии Ленина в ночь на 12 июня 1918 г. расстреляли первого Романова; в ночь на 17 июля 1918 г. расстреляли и зарезали семь Романовых, в ночь на 18 июля того же года сбросили умирать в шахту и расстреляли шесть Романовых, ночью 24 января 1919 г. расстреляли пять Романовых.)

http://pravmir.ru/ekstremizm-v-rabotax-l...

В номере 12 «ЖМП» за 1958 г. (получен вчера) с большою радостью прочел статью А. Казем-Бека 526 «На юбилейных торжествах во Владимире» (стр. 8–10). Увидал в ней и дорогое моему сердцу имя епископа Афанасия. Смиренно ожидаю от Вас обещанное живое слово об этих торжествах. Если Вам доведется лично встретиться с А. Казем-Беком и если Вы найдете это уместным, – пожалуйста, передайте ему мой привет. Мы с ним были противниками, – но в каком-то смысле и соратниками. Владыка святый! Получены ли Вами мои письма от 17 декабря и 5 января? Мне было бы дорого, если бы Вы отозвались на них хотя бы одним словечком. – Очень страдаю без календаря на текущий год. Но вышел ли он в свет вообще? С волнением жду весточки о ходе дальнейшей работы над «Опытом русской агиографии». При всем моем недостоинстве эта работа ближе моему сердцу, чем любой мой собственный труд. Все мои сердечно Вас приветствуют. Испрашивая Ваших молитв, остаюсь с любовью и преданностью духовный сын Ваш П. Савицкий. Д. 38. Л. 65–66. Подлинник. Автограф. 35. 12 марта 1959 г. Прага, 12 марта 1959 г. Преп. Тита Печерского, воина. Ваше Преосвященство, владыка святый, дорогой и неоценимый наставник. Вы балуете меня неслыханным образом. Я очень, очень благодарен Вам за календарь и за альбом «Троице-Сергиева Лавра». Знакомством с этим альбомом я обязан всецело Вам: в Праге он не появлялся. Скорблю, как я уже писал Вам, по поводу отсутствия на этот год настоящих «Богослужебных указаний». Я мирянин, в миру и грехах пребывающий, – и все же отсутствие «Богослужебных указаний» столь знакомого и дорогого мне духовного почерка я переживаю как лично свое обеднение – и не скрою, страдаю. С альбомом «Троице-Сергиева Лавра» я не расстаюсь вот уже вторую неделю. Даже в трамвае не могу читать газету (как я делал это раньше), а все любуюсь таблицами этого альбома. Как дивно хороши памятники русского благочестия! Каждая таблица доставляет мне духовную радость. Иконостас Троицкого собора. Вот он – вышний мир, зримый нашими глазами! Поистине «богословие в красках», как удачно сказал в свое время Е. Н. Трубецкой 527 . Должен отметить, что иконостас сейчас в значительно лучшем виде, чем он был в 1911–1913 годах, когда я его видел. Тогда позднейшие записи скрывали ту полноту боговденья, которую раскрыл пред нашим взором Рублев и его ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Преподавательская карьера Глубоковского складывалась на редкость быстро и успешно. Указом Св. Синода от 4 ноября 1894 г. он был утвержден в должности экстраординарного профессора, 28 января 1898 г., через неделю после присвоения степени доктора богословия, стал ординарным профессором, а в ноябре 1916 г., по исполнении 25 лет академической службы, – заслуженным ординарным профессором. Глубоковский прошел путь от надворного (1892 г.) до действительного статского советника (1910 г.), имел ордена св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Станислава 2-й и 1-й степени, св. Владимира 4-й и 3-й степени 591 . В феврале 1913 г. награжден светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых и имел четыре Высочайшие благодарности (в 1906, 1908, 1911, 1916 гг.) за поднесенные (через обер-прокуроров) труды свои (более 20) 592 . Причем при втором подношении (8 февраля 1908 г.) Николай II повелел передать Глубоковскому, что «интересуется» трудами его, «которые держит при себе на этажерке, где он ему [обер-прокурору Π. П. Извольскому] и указал их стоящими подряд» 593 . Вспоминая свое вхождение в корпорацию С.-Петербургской духовной академии, Глубоковский писал в автобиографии: «Опять я «дивлюсь в себе» бывшему тогда. Без моего ведома действовали в мою пользу в большинстве не знавшие меня люди, а хорошо осведомленные энергично орудовали в обратном направлении (...). Могу ли я, имею ли разумное основание и нравственное право не видеть тут великую милость Божию к моему недостоинству, несомненному и беззащитному? Положительный ответ для меня бесспорен (...). Гораздо страшнее для меня другой вопрос: насколько сам я старался оправдать спасительное благоволение? (...) Не хочу ничего предугадывать, но знаю только одно, что был верен принявшей меня Санкт-Петербургской Духовной Академии до конца ее живота и свою преданность ей доказал фактически» 594 . И несмотря на разные «лестные» предложения со стороны Московского (в 1894 г.) и Петербургского (в 1901 и 1906 гг.) университетов и Московской духовной академии (в 1897 г.), Глубоковский отказывался покинуть СПбДА 595 . Предложение занять кафедру церковной истории в Московском университете исходило (не первый раз) от прот. А. М. Иванцова-Платонова, давно мечтавшего видеть Глубоковского своим преемником. Как вспоминал сам Николай Никанорович, смущенный духом («сразу получить привилегированное и обеспеченное место») 596 , он обратился за советом к В. В. Болотову и к епископу Антонию (Вадковскому) . Оба они одобрили этот шаг. Причем последний усматривал в подобной настойчивости «выражение воли Божией», призывающей Глубоковского «быть Его благовестником в «иных градах и весях " », и письмом от 11 февраля 1894 г. благословил его 597 . «Искушение было огромное, – пишет Глубоковский, – но потом я раздумался: мне показалось коммерчески-эгоистичным и научно-вредным такое стрекозиное попрыгунство с предмета на предмет» 598 , и он отказался. §2. Чиновники из Учебного комитета

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

203 Богословский вспоминает известную «университетскую историю 1911 г.», когда новый министр народного просвещения Л. А. Кассо допустил вмешательство полиции для пресечения студенческих митингов и сходок в Московском университете. В ответ, ректор университета А. А. Мануйлов и два его помощника – профессора М. А. Мензбир и П. А. Минаков – подали в отставку. На занимаемые должности они были избраны Советом университета, Совету же надлежало и переизбрать их. Однако, Л. А. Кассо принял отставку ректора и его помощников, нарушив, таким образом, автономию университета. В знак протеста университет покинула большая группа профессоров и преподавателей. В их числе были К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев, Н. А. Умов, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин, В. И. Вернадский, В. П. Сербский, А. А. Кизеветтер, П. Н. Сакулин и др. 205 Для большей объективности работы, представляемые на премию, поступали под девизами. Автором работы о крестьянской общине был В. К. Яцунский, получивший за нее в 1915 г. премию им. Володи Павлова. 206 В конце ноября 1915 г. Сербия была полностью оккупирована. Отступающая сербская армия численностью до 150 тысяч человек перешла границу с Албанией, вышла к Адриатическому побережью и в начале января 1916 г. была эвакуирована союзниками на остров Корфу и в Бизерту. 207 Речь идет о действиях англо-французского экспедиционного корпуса под командованием ген. Саррайля. В середине октября 1915 г. корпус продвинулся на территорию Сербии, но через месяц, под давлением четырех болгарских дивизий, вынужден был вновь отступить к Салоникам, не оказав практически никакой помощи Сербии. 208 После оккупации Сербии, образовался сплошной фронт Центральных держав от Балтийского до Средиземного моря, и Германия смогла установить прямое железнодорожное сообщение с Турцией. 209 Имеется в виду Московское археологическое общество (1864–1923), основанное графом А. С. Уваровым. После его смерти (1884 г.) председателем общества стала его жена, графиня П. С. Уварова. 210 См.: Лебедев И. А. Николай Александрович Найденов, 1834–1905: Очерк жизни и деятельности. М., 1915. Вып. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010