Плотин. Эннеады ­­ Plotin. Enneades. Ed. E.Brehier. T.I-VI. Paris, 1924–1926. Порфирий. Жизнь Плотина ­­ Plotin. Enneades. T.I. Paris, 1924. P.l-31. Секст Эмпирик. Сочинения ­­ Sexti Empirici Opera. Ed. I.Mau. Vol.I-IV. Leipzig, 1958–1962. Сенека. Письма ­­ Lucii Annaei Senecae Ad Lucilium Epistulae morales. T.I-II. Oxford, 1965. Филон Александрийский. Сочинения ­­ Philonis Alexandrini Opera quae supersunt. Ed. L.Cohn, P.Wendland. Vol.I-VI. Berlin, 1896–1926. Фрагменты досократиков ­­ Die agmente der Vorsokra-tiker. Hrsg. von H.Diels, W.Kranz. Vol.I-H. Berlin, 1974. Фрагменты стоиков ­­ Stoicorum veterum agmenta. Hrsg. von I. von Arnim. Vol.I-IV. Leipzig, 1905–1924. Литература Асмус. Гимны ­­ Асмус В., диакон. Гимны преподобного Симеона Нового Богослова в богослужебных книгах Русской Православной Церкви. Доклад на 3-й международной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Ленинград, 1988. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Заметка ­­ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Заметка к «Слову о памяти смерти» пр. Симеона Нового Богослова .– Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, Париж, 1953. Сс.92–99. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Симеон ­­ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949 – 1022). Париж, 1980. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Симеон и Никита ­­ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат . Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, Париж, 1961, Сс.41–47. Василий (Кривошеин) , иеромонах. Афон ­­ Василий (Кривошеин) , иеромонах. Афон в духовной жизни Правосла­вия.– Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзар­хата, Париж, 1952. Сс.5–23. Дмитриевский. Описание, I, 1 ­­ А.Дмитриевский. Описа­ние литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. T.I. 4.1: Τυπικ. Киев, 1895. Иларион (Алфеев) , иеромонах. Жизнь и учение св. Григория ­­ Иларион (Алфеев) , иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова . М., 1998. Иларион (Алфеев) , иеромонах. Мир Исаака Сирина ­­ Иларион (Алфеев) , иеромонах. Мир Исаака Сирина . М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

94 Эта фраза некоторыми издателями (Геффкен, Убальди, Шёдель) признается позднейшей вставкой в текст. 95 Эти слова указывают на terminus post quem: краткий период мирного затишья продолжался с осени 175 до начала 178 г. 98 Диагор еще со времен Аристофана (Aves. 1072; Nubes. 831) считался расхожим образом безбожника. 100 Фрагмент Еврипида (Nauck., 900), известный только из Афинагора. Ср.: «Финикиянки», ст. 86 – 87. 101 Фрагмент Еврипида (Nauck., 941), часто цитируемый апологетами, ср.: Clem. Alex. Protr. П, 25, 3; VII, 74, 1. 102 Афинагор использует классическое противопоставление реальности ouoia и име- ни 6voua, ср., напр.: Plat. Crat 428е; Albin. Epitome. VI, 10. 103 Фрагмент Еврипида (Nauck., 480) приводится у Плутарха (Amat. 13, 756 с.) как относящийся к трагедии «Меланипп». Цитируется также в Псевдо-Иустиновой «О Монархии», 5. 105 Фрагмент Филолая (Diels-Kranz, 15. – Р. 414), известный только из настоящей цитаты у Афинагора. 106 Лисид и Опсим – ранние пифагорейские философы, о которых неизвестно почти ничего (Diels-Kranz. – P. 420f.). 108 Plat. Tim. 41а. В переводе отражена платоническая интерпретация этого фрагмента, содержащаяся в комментарии Прокла. 109 Докса Аристотеля, находимая только у Афинагора. Ср.: Diels. Doxographi Graeci (Aetius. Placita. I, 7, 32). – P. 305. 110 Стоические мнения цитируются nö Diels. Doxographi Graeci (Placita Aetii. 1,7,33). -P. 305 – 306. Тертуллиан цитирует это место, ссылаясь на Зенона (Apolog. XXI). Стоические этимологии имен античных богов широко использовались апологетами в критике многобожия. 111 В этом доказательстве можно увидеть применение аристотелевского формального метода, ср.: Ps.-Arist. Meliss. Xenoph. Gorg. III ­­ Xenophanes A28 (Diels-Kranz). 117 Л. Барнард понимает под словом Xoyoc. саму речь. Б. Пудрой считает, что имеется в виду «учение». Мы приняли сторону последнего. 119 Минос и Радамант, сыновья Зевса, по Платону (Gorg. 523с – 524а; Apol. 41а), судят людей в Аиде. 121 Расхожая фраза из Гомера (П, XIV, 231; XVI, 672; Od. ХШ, 79). Употребляется Афинагором также в трактате «О воскрешении мертвых» (XVI, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Таким образом, классическая эстетика создалась отнюдь не сразу. После натурфилософии она просуществовала еще не менее столетия. С наступлением эллинизма в конце IV в. до н.э. погибает вся греческая классика целиком – и ранняя, и средняя, и высокая. Но из всех этих периодов греческой классики та, что мы называем сейчас ранней, или восходящей, классикой, дала наиболее здоровые и наиболее оригинальные плоды. Им и посвящена настоящая книга. IX. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ РАННЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ 1. Античная философия 1. Источники античной философии Поскольку эстетика в античности еще не очень четко отделилась от философии и от прочих наук, приходится пользоваться общими источниками по античной философии, а также и общими научными трудами по истории античной философии и культуры, в которых содержится очень много историко–эстетических материалов, но которые потому и требуют специального изучения. Если миновать некогда весьма полезное, но в настоящее время устаревшее издание " Fragmenta Philosophorum grecorum " , ed. F. Mullach, I, Par., 1860, то основным собранием первоисточников по древнейшей греческой философии необходимо считать собрание Дильса–Кранца, выдержавшее много изданий и в своем последнем издании использованное в нашем труде, — Die Fragmente der Vorsokratiker. Criechisch und deutsch von H.Diels. 9 Aufl. herausgegeb. v. W. Kranz. I — III. Berl., 1959 — 1960. Редакция греческого текста и немецкий перевод фрагментов с точки зрения современной филологической науки кое–где требуют в этом издании некоторого уточнения и даже пересмотра. Тем не менее колоссальный труд Дильса, прослуживший огромную службу в течение нескольких десятилетий, несомненно, останется настольной книгой для всякого изучающего античную философию тоже еще на много десятилетий. Существенным добавлением к этому труду является другой труд Дильса — Doxographi Graeci, coll., recens. etc. H.Diels. Ed. 3. Berol. 1958. Этот труд, осуществленный еще в 1879 г., дает полностью текст греческих доксографов, т.е. тех писателей, которые излагали философские воззрения прошлого. Он необходим потому, что в своих фрагментах Дильс поневоле принужден был делать только выборку из этих доксографов, причем выборка эта не всегда отличалась объективным характером, поскольку у Дильса были свои собственные взгляды на развитие греческой философии и поскольку ему приходилось отбрасывать из доксографов многое такое, что теперь мы считаем правильным.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

154 § 9 См. Alcmeonem Crotoniatem ap. Diog. La. VIII, 83 (24 A 1 Diels-Kranz) et ap. Aetium IV, 2, 2 (Doxografi graeci 386; 24 A 12 DK) 155 §§ 7–10=Boethus fr. 1 Gifford (et Mras II, 443); Porphyrius, Ad Boethum de anima I fr. 2 Mras. В самом деле, Боэт смотрит на душу не как на постоянную и неизменную субстанцию, пребывающую в теле как в темнице; он понимает душу по аристотелевски, энтелехиально по отношению к телу, и, конечно, в связи с неизбежным расставанием души и тела, вывод остается один: душа смертна. 156 “Смертная часть души” – характерно аристотелевская формулировка. Напомним, что Аристотель утверждал смертность души; и даже ум, который, согласно Стагириту, двояк, бессмертен только в одной своей части: привходящий извне νος ποιον, который также и покидает человека после смерти (Аристотель, О душе III, 4. 5. c, 7 431 a, 14. b. 2. c. 8. 432 a 8 и сл.). Думается, что именно его имеет ввиду автор этих строк, когда говорит о бессмертной душе, тем более, что он постоянно подчеркивает ее деятельный характер. Вместе с тем, и у Платона в Тимее (61 d; 65 а 4; 69 c – 70 b) мы находим указания на наличие у души некоей смертной части: это наводит на мысль о том, что данное учение появилось в поздний период уже у самого основателя школы, и таким образом распространившись, позднее было более подробно разработано Аристотелем. Данная фраза наводит на мысль, что этот отрывок принадлежит все же Боэту. 161 Платоновский “космос” это прежде всего вращающееся “небо”. Круговое движение было для античной философии лучшим из движений, воплощением вечности и постоянства. Поэтому зримый космос, являвшийся для Платона образцом устройства чувственного мира, ассоциируется с вечными и правильными движениями небесного свода. 167 Евсевий последовательно проводит точку зрения, что Новый Завет это также Писание Евреев, поскольку Евреями, противопоставлением язычникам и иудеям, являются для автора хранители истинного богопочитания, духовный Израиль (см. Ев Приг. XI, 23, 11.) 176 У Евсевия и в большинстве кодексов здесь стоит: τπον , но уже у Прокла (in Tim. I, 179, 25 Diehl и in Alc., I, 34, 6 Creuzer; p. 15 Westerink), а затем и у Симпликия (in phys., p. 1122, 11 Diels) мы находим в этом месте рТптоп. Смотри об этом: É. des Places, Syngeneia, Paris 1964, p. 83–85.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Ист.: Doxographi Graeci/Hrsg. H. Diels. B., 1879; Die Fragmente der Vorsokratiker/Griechisch u. deutsch v. H. Diels, hrsg. W. Kranz. Bd. 1-3. B., 1951-19526 [DK]; Досократики/Пер. и подгот. изд.: А. О. Маковельский. Ч. 1-3. Каз., 1914-1919; Маковельский А. О. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-1941; он же. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946; Материалисты Древней Греции: Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/Ред.: М. А. Дынник. М., 1955; The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts/Ed. G. S. Kirk et al. Camb., 1957, 19832; Фрагменты ранних греческих философов/Пер. и подгот. изд.: А. В. Лебедев. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989 [ФРГФ]. Лит.: Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890, 2003п; Burnet J. Early Greek Philosophy. L., 1892; Мандес М. И. Элеаты. Од., 1911; Jaeger W. The Theology of the Early Greek Philosophers. Oxf., 1947; Vlastos G. Theology and Philosophy in Early Greek Thought//The Philosophical Quarterly. 1952. Vol. 2. N 7. P. 97-123; Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Camb., 1962. Vol. 1: The Earlier Presocratics and Pythagoreans; 1965. Vol. 2: The Presocratic Tradition from Parmenides to Democritus; Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1963; Лосев А. Ф. История античной эстетики: Ранняя классика. М., 1963; Studies in Presocratic Philosophy/Ed. D. J. Furley, R. E. Allen. L., 1970-1975. 2 vol.; Cherniss H. Aristotle " s Criticism of Presocratic Philosophy. N. Y., 1971; Fritz K., von. Grundprobleme der Geschichte der antiken Wissenschaft. B.; N. Y., 1971; West M. L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxf., 1971; Hussey E. The Presocratics. L., 1972; Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1972; The Presocratics: A Coll. of Crit. Essays/Ed. A. P. D. Mourelatos. Garden City (N. Y.), 1974. Princeton, 19932; Чанышев А. Н. Италийская философия. М., 1975; Barnes J. The Presocratic Philosophers. L., 1978-1979. 2 vol.; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; он же. Анаксагор. М., 1983; он же. Ранняя греческая философия//ФРГФ. 1989. С. 5-32; Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980; Богомолов А. С. Диалектический логос. М., 1982; The Presocratic Philosophers: An Annot. Bibliogr./Ed. L. E. Navia. N. Y.; L., 1993; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н. Ионийская философия. М., 1996; Трубецкой С. Н. История древней философии. М., 1997. 2 ч.; The Cambridge Companion to Early Greek Philosophy/Ed. A. A. Long. Camb., 1999; Греческая философия/Ред.: М. Канто-Спербер и др. М., 2006. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/180361.html

Kosmos quellenkritische Untersuchung zu den Vorsokratikern München, 1962. Интересно, что мировое абстрактное бытие во времени и пространстве, концептуализированное в понятии «космос» (порядок), формировалось изначально, по всей вероятности, на почве устройства дел человеческих – политического, военного и т. п. – институционализированной упорядоченности общественных форм и затем уже было перенесено на мироздание, ставшее впоследствии «эталоном» гармонии и законосообразности. Первоначальное значение термина «космейн» -деятельность правителя, полководца, затем – военное и политическое устройство, живой, наглядный, священный порядок. Возможно, что нормативно-регулируемое поведение граждан полиса как полная противоположность иррационально-импульсивному поведению богов Олимпа послужило прообразом для первой антропоморфной картины мира, связанной с именем Анаксимандра. Таким образом, первоначально космос мыслился по образу и подобию правовой общины-полиса (Diels Н., Kranz W. Die Fragmente der Vorsokratiker Bd 1 Berlin, 1935 S 12 Барг M А Указ соч. С 30). 210 Словарь античности М, 1989 С 288 Пути проникновения термина «космос» в философский лексикон остаются неясными. По данным Философского энциклопедического словаря, термин «космос» употребляется в космологическом контексте уже у милетских философов (несомненно, у Анаксимандра). Впервые «космос» как «мирострой», «мир» бесспорно засвидетельствован около 500 года до н. э. во фрагментах Гераклита и затем прочно входит в натурфилософский лексикон досократиков (Философский энциклопедический словарь М.1983 С 281) 213 Eusebius Historia Ecclesiastica I, 2, I, 5, I,3 10, I, 3, 19, I, 4, 14 II 13, II, 3, 1, II, 8, 1, II, 17, 7, III, 1, 1,III, 8,10–11, III, 24, 3, III, 37, 1, III, 37, 4, IV 15, 9, IV, 15, 15, V, 21, 1 V, 23, 1, V, 24, 7 VI, 8, 4, VII, 31, 2, VIII, 10, 12, VIII, 12, 11, VIII, 13, 7, IX, 7,9 X, 1, 8, X, 4, 17, X, 4, 60 X, 4, 69, X, 9, 6. 215 Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах//ТПЗС Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

62 Athenagoras. Legat. 10.3. В согласии с Афинагором пишет и св. Иустин: «И Сын Его, Который один только называется собственно Сыном, Слово, прежде тварей сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он все создал и устроил». Иустин. Апол. II, 6. Болотов считает, что учение Афинагора о вечном бытии Слова «яснее», чем у св. Иустина (см.: Болотов, 1879. С. 57 и прим. 4), но, кажется, что оба апологета принципиально согласны в том, что Сын совечен Отцу, оба говорят, что рожден Он прежде тварей, как образ и осуществление всего сущего. 64 Болотов, 1879. С. 57–58. В этом замечании В.В. Болотова угадывается попытка подчеркнуть различие александрийского (учитывая тот факт, что Афинаора связывают с Александрией и, даже, с Александрийским огласительным училищем) и антиохийского дискурса, т.е. извечное стремление александрийских богословов настаивать на аспекте единства (как в триадологии, так и в христологии), и, напротив, антиохийских богословов на аспекте различия (Ипостасей в Троице и природ – во Христе), что, как известно, привело оба направления, в их радикальной установке, к гетеродоксальным мнениям (монархианство, арианство и несторианство). 66 Tatianus. Orat., 5.1. Анализ см. у Болотова: Болотов, 1879. С. 59, прим. 1 (продолжение на с. 60). 67 Μελτωνα τν ενοχον, τν ν γι ´ ω πvευ ´ ματι πα ´ ντα πολιτευσα ´ μενον… Eusebius. Eccl. Hist. 5.24.5. 72 Гераклит. О природе (фрагм.), 108 [Мудрое ото всех обособленно], 50 [Знает все], 41 [Оно есть Ум ( γνμην) всем и во всем правящий], 32 [Оно одно и единственное (??_???) безымянное, и именуется у людей Зевсом (букв. ­ не желает и желает называться именем Зевса)]. Нумерация фрагментов Гераклита дается по изд. Дильса – Кранца (DK): Die fragmente der vorsocratiker. Greichisch und Deutsch von H. Diels. Herausgegeben von V. Kranz. Bd. 1–3. 9 Aufl. Berlin, 1959 –1960. 73 Гераклит. О природе (фрагм.), 1, 72 [Хотя люди находятся с ним в непрестанном общении, но находятся с ним в раздоре], 137 [Логос правит судьбой, или Судьба – есть Логос], 45, 115 [Логос присущ и душе, или душа несет в себе свет логоса, который в ней возрастает], 2, 114 [Логос – это общий для всех разум ( φρνησιν); всеобщий божественный закон].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Разработка последовательной и стройной концепции доксографических свидетельств, проведенная Дильсом, позволила ему представить хронологически выверенное и обладающее должной научной строгостью изложение всех сохранившихся свидетельств о жизни и учении Д., представленное в фундаментальном и до наст. времени остающемся научно значимым труде «Фрагменты досократиков» (Die Fragmente der Vorsokratiker, 1903). Всего в собрании Дильса упомянуто неск. сот имен, в т. ч. греч. софистов, к-рых, однако, в совр. научной лит-ре не принято называть Д. Кроме того, Дильс включил в свой сборник фрагменты предфилософских теокосмогоний, а также свидетельства о древних математиках и медиках. Дильс трижды пересматривал, исправлял и дополнял текст «Фрагментов» в течение жизни; после его смерти дальнейшие исправления и дополнения в работу вносились В. Кранцем, к-рый также добавил особый (3-й) том, содержащий указатели. Значимость работы Дильса и Кранца очевидна уже из того, что вплоть до наст. времени подавляющее большинство отсылок на учение Д. дается по данному изданию в следующем виде: аббревиатура DK (Diels-Kranz), порядковый номер философа в собрании Дильса, буквенный код раздела и порядковый номер соответствующего фрагмента. Дильс придерживался убеждения, что дословные цитаты из Д. у древних авторов могут и должны рассматриваться отдельно от косвенных свидетельств об их учении. В связи с этим в каждой части собрания Дильса, посвященной тому или иному из Д., проводится деление на 2 раздела: A и B, в 1-м из к-рых приводятся все косвенные свидетельства о жизни и учении данного философа, а во 2-м - те фрагменты, к-рые Дильс рассматривал как дословные цитаты из несохранившихся сочинений философа. В ряде случаев Дильс добавлял и 3-й раздел (С), где помещал спорные и сомнительные фрагменты, имевшие важное историко-философское значение, а также позднейшие стилизации и имитации оригинальных высказываний Д. Подобный подход Дильса, несмотря на его научную плодотворность, привел к возникновению центральной проблемы изучения философского наследия Д., остающейся до наст. времени дискуссионной в историко-философской науке: могут ли некие фрагменты, рассматриваемые внеконтекстуально, быть адекватно поняты и сложены в аутентичную картину учения конкретного философа, либо исследователи обречены иметь дело лишь с собственными «додумываниями» и конструкциями?

http://pravenc.ru/text/180361.html

336 Речь идет ο Беседе с хионами (Γρηγορου το Παλαμ, Διλεξις πρς τος θους Χινας, συγγραφεσα παρ ατρο το Ταρωνετου, πα­ρντος κα ατηκου γεγοντος, в ΓΠΣ , τ. 4, σ. 109–165), представляющей собой не собственноручное писание Паламы, а стенограмму диспута, сделанную неким врачом Таронитом. 337 В оригинале здесь игра слов, основанная на омонимии: ξ πει ­ρ ας («по неопытности») – περους («бесчисленные»). 343 Отсылка к фантастическому рассказу Лукиана Самосатского о жителях Луны, у которых нет женщин, так что мужчины между собой заключают браки, от которых и рождаются дети, вынашиваемые не в животе, а в икрах. См.: Lucianus, Verae historiae, 1,22. 344 В орфической космогонии Хронос создает Мировое яйцо, из которого появляется андрогинный первородный бог Фанес (Фанет, греч. Φνης), он же Эрос. См.: Orphica , Fragment 12, в: Die Fragmente der Vorsokratiker, hg. H. Diels und W. Kranz , vol. 1 (Berlin, 1951 6 ; repr. Dublin–Zurich, 1966), S. 6–20 (TLG 0579 010). 345 Здесь речь o рождении Зевсом Диониса. У беременной от него Семелы (греч. Σεμλη) Зевс вырвал из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и, доносив его, родил. Исходя из последующих слов про «выкидыши Диониса и Семелы» можно предположить, что Агафангел не точно помнит содержание мифа. 347 Корибанты (греч. Κορβαντες) – мифические жрецы великой Матери богов, приходившие во время служения в дикое исступление. 354 Тир (греч. Τρος), ныне Сур – финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана. 355 Сидон (греч. Σιδν), ныне Сайда (араб. Сайда – букв. «рыбный промысел»), в древности) – один из древнейших городов Финикии, третий по величине город современного Ливана, расположенный на побережье Средиземного моря, в 40 км к северу от Тира и в 48 км к югу от Бейрута. 358 Καστλιον или Καστλλιον – от латинского (castellum) – «крепостца», маленький замок. Известен форт Касте[л]лион в Галате, но здесь имеется в виду какое-то другое строение, так как Галата находится на другом берегу Золотого Рога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследователи до сих пор спорят, насколько Григорий Нисский опирается на античную греческую и раннехристианскую мысль в своем представлении о бесконечности. Откровенно противоположные позиции отстаивают два автора монографий на эту тему – Эккегард Мюленберг (Ekkehard Mühlenberg) и Джеймс Эммет Хеннесси (James Emmet Hennessy). Если Мюленберг усматривает в представлении бесконечности у Григория некое революционное завершение греческой метафизики 37 , то Хеннесси, напротив, считает его вполне естественным подведением итогов и более глубоким осмыслением предыдущего философско-богословского развития 38 . Между тем оценка понятия бесконечности у Григория современными исследователями заслуживает более глубокого освещения. 4 В данном обзоре я опираюсь преимущественно на следующие работы: J. Е. Hennessy, The Background, Sources and Meaning of Divine Infinity in St Gregory of Nyssa (Fordham University, New York 1963, микрофильм Ann Arbor 1963) и E. Mühlenberg, Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa, Göttingen 1966. 5 Интересна попытка Анны Тумаркин выводить греческое выражение τ πειρον не только из ионического τ περαρ (=граница, предел) и понимать его как «безграничное, беспредельное», но и из περα (=проба) и толковать его как «то, о чем у нас нет опыта, неиспытуемое». См. А. Tumarkin, «Der Begriff des πειρον in der griechischen Philosophie»//Jahrbuch der Schweizerischen Philosophischen Gesellschaft. Annuaire de la Société Suisse de Philosophie, 3,1943, 55–71, особенно 56. 10 См. Симпликий, Phys. 29, 22; 109, 20; 109, 29; 110, 2; 110, 5; его же, De coelo 557,14: Diels-Kranz 30 В 2–6. 17 «Естественное место» – концепция аристотелианской физики, согласно которой каждая сущность (стихия) имеет свое место в кос­мосе относительно его центра. – Прим. ред. 19 См. Эпикур, Ер. ad Herodot. 41–45, 60: Krautz 8 и ниже, 22; Тит Лукреций Кар, De rerum nat. I, 958–1051: Buchner 37 и ниже. См. об этом D. J. Furley, «The Greek Theory of the Infinite Universe»//Journal of the History of Ideas, 42, 1981, 571–585.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

  001     002    003    004    005    006