98 . Исследуй – и ты найдешь, что многое свершилось через Отца. Разве Отец слабее, если свидетельств о даровании или о происхождении «из Сына» мы встречаем часто, да и «через Отца» не меньше? 99 . Часто мы читаем в Писании о совершившемся через Духа, например: А нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:10 ), и в другом месте: Храни добрый залог Духом Святым ( 2Тим. 1:14 ), и к ефесянам: Крепко утвердиться Духом Его ( Еф. 3:16 ), и к коринфянам: Одному дается Духом слово мудрости ( 1Кор. 12:8 ), и еще: А если Духом умерщвляете дела плотские, то живы будете ( Рим. 8:13 ), и выше: Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим. 8:11 ). 100 . Если наши противники скажут: покажи нам строки, явно говорящие, что «всё от Сына» или «всё от Духа», то я тоже попрошу их показать мне, где говорится, что «всё через Отца». Но так как мы уже доказали, что все предлоги приложимы и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу и их использование не вводит никакого различия в божественную власть, несомненно, мы должны понимать, что «всё из Того, Которым всё», и «всё Тем, из Которого всё», и, наконец, «всё из Того и Тем, в Котором всё» 60 . Всякое творение происходит из воли, через действие и в силе Троицы, как написано: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) – и в другом месте: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – вся сила их ( Пс. 32:6 ). 10 101. Едино не только действие Отца, Сына и Святого Духа, но у Них одна и та же воля, одно призывание и одно учение. Это ясно открывается в великой и спасительной тайне Церкви. Отец призвал язычников в Церковь : Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною ( Рим. 9:25 ) 61 , и в другом месте: Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис. 56:7 ). Господь Иисус говорит Анании, что Павел был избран Им созвать и собрать Церковь : Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами ( Деян. 9:15 ). 102 . Итак, Отец призвал Церковь , призвал ее и Христос. Как призвал ее Христос, так призвал ее и Дух: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли Селевкию ( Деян. 13:2–4 ). Не только по велению Христа, но и по велению Святого Духа Павел, приняв апостольство, поспешил собрать язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

98. Но мы не можем Его отрицать, поскольку именно о Нем сказал Господь: Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:12–13 ). Говорит о нем и Давид: Дух Твой благий да наставит меня на путь правды ( Пс. 142:10 ). 99. Посмотри, что о Святом Духе провозгласил глас Господень: пришел Сын Божий и провозгласил, что без Духа мы живем подобно детям, так как Он еще не излил Духа. Он сказал, что придет Дух, Который соделает нас из младенцев более могучими, подразумевая, безусловно, возрастание в возрасте духовном. Апостол сказал это не для того, чтобы особенным образом выделить силу Духа, но чтобы показать, что в познании Троицы обнаруживается полнота силы. 100. Итак, необходимо, чтобы вы или назвали некое четвертое лицо, которое вам должно бы прийти на ум вместо Духа, или уверовали, что нет никакого иного Господа, кроме Духа. 101. Если вы требуете указать конкретные слова, в которых Писание указывает, что Дух является Господом, не могло остаться скрытым от вас следующее: Господь есть Дух ( 2Кор. 3:17 ). Что это сказано о Святом Духе, показывает весь отрывок. Рассмотрим апостольские слова: Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор. 3:15–17 ). 102. Апостол не только сказал, что Господь – это Дух, но и добавил: А где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор. 3:17–18 ). Иными словами, «мы, ранее уже обратившиеся к Господу, чтобы духовным умом, словно в зеркале, увидеть славу Господню, ныне этой славой, обратившей нас к Господу, преображаемся в славу небесную». Следовательно, поскольку Тот, к Кому мы обращаемся, является Господом, и Тот, Кем мы, обращенные к Господу, преображаемся, – Духом Господним, то Святой Дух назван здесь Господом. Именно Он принимает и преображает обратившихся к Нему. Иначе как бы Он мог преобразить тех, кого не принял?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

98 С точки зрения библейского подхода к происхождению живых существ, включая человека, их психика появилась в момент их создания, а не постепенно в процессе, так называемой, эволюции. 99 См.: Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972. С. 44. 100 «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» ( 1Петр. 1:24 ). 101 «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор. 4:17, 18 ). «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ). 102 Прп. Серафим Саровский, которому неоднократно открывались небесные тайны, поведал о себе следующую историю: «Усладился я словом Господа моего Иисуса Христа: в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ). И остановился я, убогий, на сих словах, и возжелал видеть оные небесные обители, и молил господа Иисуса Христа, чтобы Он показал мне их, и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Вот я и был восхищен в эти небесные обители, — только не знаю, с телом, или кроме тела, Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал — сказать тебе невозможно … Ах, если бы ты знал, какая сладость ожидает праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы самая эта келлия была полна червей, и они бы всю жизнь нашу ели нашу плоть, то и тогда надо бы на это со всяким желанием согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости» (105:53). 103 Здесь использована терминология блж. Августина. 104 «Интеллект — способность решать возникающие в настоящем проблемы на основе прошлого опыта с точки зрения возможных будущих последствий» (Шибутани Т. Социальная психология).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

99.  Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 100. Мф. 22 11–13. 101.  Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23). 102. Рим. 5. 5. 103. Ин 12. 48. 104.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18) 105. Лк. 5. 24. 106. Ин. 9. 39–41. 107. Мф. 9. 13. 108. Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d " Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский. 109.  Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21). 110. 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16. 111.  На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2). 112.  Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 113. Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4. 114.  Господь с неба (1 Кор. 15. 47). 115.  Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36) 116.  С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27). 117. Лк. 16 9. 118. 1 Кор 1. 10. 119. Преподобный Нил Сорский Правила 120. Алфавитный патерик. 121. Притч. 11. 15. 122. «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3. 123. При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

99. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 100. Мф. 22 11–13. 101. Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23). 102. Рим. 5. 5. 103. Ин 12. 48. 104. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18) 105. Лк. 5. 24. 106. Ин. 9. 39–41. 107. Мф. 9. 13. 108. Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d " Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский. 109. Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21). 110. 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16. 111. На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2). 112. Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 113. Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4. 114. Господь с неба (1 Кор. 15. 47). 115. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36) 116. С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27). 117. Лк. 16 9. 118. 1 Кор 1. 10. 119. Преподобный Нил Сорский Правила 120. Алфавитный патерик. 121. Притч. 11. 15. 122. «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3. 123. При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

(99) «И бесы, говорится, просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите» 172 . Промышлять обо всем и спасать его кому может быть свойственно, кроме одного только сущего по природе Бога? Так и Спаситель говорил: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без (воли) Отца вашего, Который на небесах 173 ; у вас же и волосы на голове все сочтены» 174 . И вот же какой промысл Христос совершал относительно сущего, что нечистым демонам нельзя было иметь власти даже над стадом свиней. Но выслушав моление, Он едва позволил это не потому, что исполнял их просьбу, но дабы нас склонить к осознанию того, что Он промышляет обо всем как Бог. Тогда каким образом не Бог – Тот, Кто принимает на Себя приличное Богу могущество и власть над всем и сохраняет то, что сотворено Им как Свое собственное? (100) «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» 175 . Он знает, что Господином жатвы является Бог всего, ведь Его – и умозрительное гумно, то есть человечество, и жатва. Но вот, приказав молить Господина жатвы, Он тотчас показал, что это Он Сам, выслав делателей, то есть святых апостолов, которым как Бог Он дал и власть над нечистыми духами. Ведь состоянию человечества несвойственно передавать кому-либо действие Святого Духа, а Христос его дал. Тогда каким образом не Бог Он по природе и по истине, хотя Слово и стало плотью? (101) «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» 176 . Многие из святых были призваны к славе мученичества и достигли совершенства через страдания и смерть, исповедав Христа. Так были ли они увенчаны, настаивая на том, что Он – простой человек, или напротив, почтя Его исповеданием как Бога? Но последнее очевидно. Ведь те, которые отреклись от этого, и славы мученичества лишились, и в день суда обнаружат, что Сам Христос отрекается от них. Тогда каким образом не Бог – Он, увенчивающий славой мученичества тех, которые исповедуют, что Он таков поистине?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

99. Монофелиты: получили начало от Кира Александрийского, благодаря же Сергию Константинопольскому утвердились. Они признают две природы во Христе и одну ипостась, но учат об одной воле и одном действии, отвергая через это двойственность природ и сильно приближаясь к учению Аполлинария. 100. Есть еще и доныне имеющая силу, вводя народ в заблуждение, религия измаилитов, предтеча антихристова. Она происходит от Измаила, рожденного Авраамом от Агари, поэтому они называются агарянами и измаилитами. Саракинами же их называют, потому что Агарь сказала ангелу: Сарра отпустила меня пустой. Они были идолослужителями и поклонялись утренней звезде и Афродите, которую на своем языке называли Хабар, что значит великая. Итак, до времен Ираклия саракины явно служили идолам; от его же времени и доселе у них появился лжепророк, называемый Мамедом (Магометом). Тот, познакомившись с Ветхим и Новым Заветом, а также пообщавшись с арианским будто бы монахом, составил собственную ересь. Расположив к себе это племя видом благочестия, он распускал молву, что ему ниспослано с неба писание. Записав в своей книге некоторые смехотворные сочинения, он передал ее им для почитания. Магомет говорит, что единый Бог есть творец всего, что Он и не рожден и родил никого. Он говорит, что Христос есть Слово Божие и Дух Его, но творение и раб, что Он родился бессеменно от Марии, сестры Моисея и Аарона. Ибо, говорит он, Слово Божие и Дух вошел в Марию и родил Иисуса, пророка и раба Божия. Беззаконные иудеи восхотели распять Его и, схватив, распяли тень Его. Сам же Христос, говорит Магомет, не был распят и не умер. Ибо Бог взял Его к Себе на небо, потому что любил Его. И это говорит Магомет: когда Христос вошел на небеса, Бог спросил Его, говоря: " Иисус, Ты говорил, что " Я есмь Сын Божий и Бог? " И ответил, сказано, Иисус: " Будь милостив ко Мне, Господи! Ты знаешь, что Я не говорил, и Я не стыжусь быть Твоим рабом. Но грешные люди написали, что Я говорил это слово и солгали обо Мне и впали в заблуждение " . И сказал Ему Бог: " Знаю, что Ты не говорил этого слова " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

99. Псалом Давида. Хвалебный.    Воскликните Богу, вся земля! Работайте Господу с веселием, входите пред Ним с радостью. Знайте, что Господь – Он есть Бог Наш, Он сотворил нас, а не мы, мы же народ Его и овцы пажити Его. Входите во врата Его с исповеданием, во дворы Его с песнопениями, исповедайтесь Ему, хвалите имя Его. Ибо благ Господь, во век милость Его, и в род и род истина Его. 100. Псалом Давида.    Милость и суд воспою Тебе, Господи! Пою и разумею о пути непорочном: когда придешь ко мне? Я ходил в незлобии сердца моего среди дома моего, Не полагал пред очами моими дела законопреступного, творящих преступление я возненавидел. Не было близко мне сердце строптивое, уклоняющегося от меня лукавого я не знал. Тайно клевещущего на ближнего своего — сего я изгонял; со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем – с сим я не ел. Глаза мои (обращены) на верных земли, чтобы сидели они со мною; ходящий непорочным путем – сей служил мне. Не жил внутри моего дома поступающий гордо; говорящий неправду не был прав пред глазами моими. Поутру избивал я всех грешников земли, чтобы истребить из города Господня всех делающих беззаконие.     По 13-й кафисме, Трисвятое. Таже тропари, глас 8:    Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение, яко помале жизнь моя иждивается, и от дел несть мне спасения. Сего ради молюся: оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение и спаси мя.     Яко Судии предстоящу, попецыся, душе, и страшнаго дне час помышляй, суд бо немилостив есть не сотворшым милости. Возопий убо Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши, помилуй мя.    И ныне: Страшнаго Твоего и грознаго, и неумытнаго суда, Христе, во уме прием день и час, трепещу, яко злодей, студа дела и деяния имеяй лютая, яже един аз содеях прилежно. Темже страхом припадаю Тебе, вопия болезненно: молитвами Рождшия Тя, Многомилостиве, спаси мя.    Господи, помилуй (40) и молитва:    Господи Святый, Иже в вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком Призираяй на всю тварь. Тебе приклонихом выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны: и аще что к Тебе согрешихом волею и неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог прости, даруяй нам и мирная благая Твоя. Твое бо есть, еже миловати и спасати, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

99. Рождество Христово было в 5508 году от сотворения мира. А Пасха и седмица страданий являет время седмицы творения и образ осьмого дня воскресения – дня незаходимого и вечного, и это по воле Божией после равноденствия весеннего, после полнолуния, после пасхи ветхозаветной и в день воскресный. 100. И этот Свой день великий Господь освящает в Великую Субботу дарованием благодатного огня в Иерусалиме. Огонь первое время не жжет, а только светит и всех радует и утешает. Православная пасхалия являет Божественную правду и разум богодухновенных апостолов, Вселенских Соборов и отцов Церкви. А сущность святости в том, чтобы воля человеческая сливалась с волей Божией. Тогда мир Божий, и любовь, и вера правая призывают благословение Господне и делается мир всему миру, и изобилие плодов земных, и сохранение от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани, подаются все блага для всего мира. Из книги пророка Исаии Сотница первая 1. Слушайте, небеса, и внимай, земля, говорит Господь: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (1, 2). 2. Вол и тот знает хозяина своего, и осел ясли господина своего, а люди забыли Бога, Подателя всех благ (1, 3). 3. Увы, народ грешный, люди исполненные беззакония, племя злодеев, сыны беззакония! Оставили Господа (1, 4). 4. Господь за беззакония много наказывал людей, и все терпят болезни, и сердца их в печали, и земля за грехи опустошена, плоды земные поедают чужие; и осталась дщер Сиона – Церковь Божия, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город (1, 7–8). 5. Говорит Господь народу: не терплю грехов ваших, ибо руки ваши исполнены крови, омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло (1, 16). 6. Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту и оправдайте вдовицу (1, 17). 7. Если народ послушает Бога, то будут наслаждаться благами земными и даром мира, и если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю (души); если будут красны, как пурпур, – как волну убелю, – говорит Господь, – если же будете ожесточаться и не послушаете, то меч погубит всех (1, 18–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

99. Я докажу вам – после того продолжал я, – что весь псалом относится ко Христу, и для этого снова изъясню его. Начальные слова Его: «Боже, Боже мой! Воззри на Меня; зачем Ты оставил Меня?» предсказывали издревле то, что имело быть сказанным во время Христа. Будучи распят на кресте, Он сказал: «Боже, Боже, за чем Ты оставил Меня?» 499 . Дальнейшие слова: «… слова о прегрешениях Моих далеки от спасения Моего; Боже Мой, я буду взывать к Тебе днем и Ты не услышишь Меня, и ночью – и не в незнание Мне» предсказывали то, как и что имел сделать Христос. Ибо, в тот день, когда Ему предстояло быть распятым, Он взял с собою трех учеников Своих на гору, называемую Елеон, находящуюся напротив храма иерусалимского, и молился так: «Отец! Если возможно, да минует Меня эта чаша», и потом продолжал Свою молитву: «впрочем не как Я хочу, но как Ты хочешь» 500 , показывая этими словами, что Он по истине сделался человеком способным к страданию. Но, чтобы кто не сказал: вот Он не знал, что будет страдать, – тотчас в псалме присоединяется: «… и не в незнание Мне». Как не по незнанию Бог спрашивал Адама, где он, или Каина, – где Авель, но чтобы обличить каждого, каков он, и чтобы познание обо всем этом дошло до нас через Писание: так и здесь Христос указывает не на Свое собственное незнание 501 , но на незнание тех, которые думали, что Он не Христос, а полагали, что они умертвят его, и Он останется в аду как обыкновенный человек. 100. Следующие слова: «Ты живешь во святом месте похвала Израилева», показывали, что он совершит дело, достойное похвалы и удивления, именно на третий день после распятия воскреснет из мертвых. Исполнить это дал Ему Отец. Я уже показал, что Христос называется Иаковом и Израилем и что не только таинственно предуказанно о Нем в благословении Иосифа и Иуды 502 ; даже и в Евангелии написано, что Он сказал так: «… все предано Мне Отцом и никто не знает Отца, только Сын, ни Сына, только Отец и те, кому Сын откроет» 503 . Итак, Он открыл нам все, что мы по благодати Его узнали и из Писаний; мы признаем Его Первородным Бога, сущим прежде всех тварей, и Сыном патриархов, потому что Он воплотился от Девы из их рода, и благоволил сделаться человеком без вида и славы и страждущим. От того Он, рассуждая в беседе о будущем Своем страдании, так говорил: «Сыну человеческому должно много пострадать, и быть отверженному фарисеями и книжниками, быть распяту и в третий день воскреснуть» 504 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010