151 Переписка Велисария с готами относительно Лилибеи имела место зимой 533 – 534 гг. Излагая ее, историк, по всей видимости, сообщает истинную суть и смысл переговоров, передав их лишь в несколько переработанном в литературном отношении виде сообразно потребностям историографического жанра. Ср.: Rubin В. Prokopios von Kaisarea. Stuttgart, 1954. Kol. 144. Вместе с тем нельзя исключить и того факта, что письма от лица Велисария писались самим Прокопием и уже тогда могли подвергаться известной стилизации. 152 Здесь Прокопий дал прекрасную сравнительную характеристику образа жизни вандалов и маврусиев. Вместе с тем ради усиления контраста черты быта того и другого народа несколько утрированы историком. См., например: Gernet L. De l’origine des Maures selon Procope/Mélanges E.-F. Gautier. P., 1937. P. 234 – 244. 153 Переписка Фары и Гелимера несет на себе явный отпечаток стиля Прокопия. Вместе с тем она дала историку возможность дать великолепный образ вождя вандалов. 155 Велисарий, видимо, просился в Константинополь в надежде на триумф, на который он после столь быстрой и столь эффектной победы справедливо рассчитывал. 156 Здесь Прокопий, что характерно для его мировоззрения, совершенно пренебрег упоминанием о пехоте. 157 Соломон (ибо он был евнухом) и оказался тем безбородым вождем, о котором шла речь выше в § 14. 158 Новое устройство в завоеванной Северной Африке было введено законом Юстиниана от 534 г. См.: C.J. I. 27. 2. Ср.; Diehl Ch. L’Afrique byzantine. P., 1896. P. 97 – 111. 160 Поскольку в Риме триумфов удостаивались лишь императоры, со времени установления принципата Августа все триумфы справлялись от имени императора, а полководцу-победителю лишь вручались триумфаторские инсигнии. Первым полководцем, который отказался от триумфа, был Агриппа, совершивший успешный поход в Испанию примерно за 550 лет до того, как Велисарий покорил королевство вандалов. 162 Марк Ульпий Траян – римский император с 98 по 117 г., при котором Рим достиг максимального расширения своих границ и пережил период наивысшего расцвета.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Термин √ll, сравнительно малоупотребительный, по значению сходен с термином √pl. В Пс.76:11 и 77:7 мы встречаем его как параллельное выражение с √pl [напр., Суд.2:7, 10 ; Пс.89:16–17 (ср. F.Delitzsch, Commentar über die Psalmen, s.633; D.W.Nowack, F.Baethgen, s.280), 91:5–6. (F.Delitzsch, op.cit., s.636. D.W.Nowack, F.Baethgen, op.cit., s.283), 103:13, 24,31; 105:19; 106:22, 24; 110:27; 117:17; 138:14 и др.]. Оттеняемые здесь отличительные признаки взятых терминов необходимо иметь в виду при характеристике обозначаемого всеми ими общего понятия чуда как деяния. При употреблении в этом смысле все они направлены к одной цели – выяснить чудо как знаменательное действие. За неимением более точных, качественных определений, эти слова и употребляются для выражения всех качественных особенностей чуда как деяния. Должно, однако, оговориться, что предложенная здесь классификация терминов имеет условное значение. Слишком общее само по себе понятие «дело», приложимое к самым разнообразным фактам жизни, не позволяет точно формулировать различных их оттенков. Греческое ργον способно совместить в себе все указанные нами оттенки еврейских терминов. При этом само по себе обычное ργον пополняется особенностями библейского употребления. Основной корень ργον–varg (см. A.Vaniek, cit. Wörterbuch, bd.I, s.922), греч. – ργον–ργον др.-инд. vardza (uorgô или uergô) (см. E.Boisacq. Dictionnaire, liv.IV, p.271), др.-верх.-нем. Wërk, Wërah, нов.-верх.-нем. Werk (см. W.Prellwitz, cit. Wörterbuch, s.99). 98 Слав.-рус. «дело» Ф.Миклошич переводит на значение глагола laborare, а Горяев сродняет с корнем «делить», откуда и «доля», греч. δαι-δλ-λ-ειν, лат. dol-re (ср. Н.В.Горяев, op.cit., с.101. Латинское opus, вероятно, от корня ap=op (ср. A.Vaniek, op.cit., bd.1, s.35); res – от ra, санскр. ras (A.Vaniek, op.cit., bd.2, s.767–768). Значение этих слов – самое разнообразное, соответственно греческому ργον (ср. A.Forcellini, op.cit., p.455 и 302). Французское oeuvre и английское thing – не отличаются от предыдущих значений синонимов в других языках.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

562, лл. 16—21. Единственным нарушением хронологических рамок этой части сборника Синод. 562 могли бы считаться грамоты на Вятку, помещенные на лл. 56—59 об., первая из которых (к воеводам) издана в «Актах исторических» (т. I, 98), как «Послание митрополита Геронтия» (1473—1489). Именно наличие этого «Послания» в Синод. 562, а также наличие в сборнике Увар. 512 вместо него «Послания» на Вятку митрополита Ионы (АИ, т. I, 261), дало Л. В. Черепнину основание предполагать, что в основе сборника Увар. 512 лежит более древний протограф, чем в основе сборника Синод. 562 (Л. В. Ч е р е п н и н, ук. соч., стр. 23). Однако в тексте грамот, помещенных в списке Синод. 562 на лл. 56—59 об., нет имени митрополита, и ничто в тексте этих грамот не дает основания приписывать их Геронтию; скорее — это иной, более сокращенный текст грамоты Ионы, помещенной в Увар. 512. Грамоты, помещенные на лл. 246—250 об. (послания греческих иерархов митрополиту Варлааму, ср. АИ, т. I, 121—123), в оглавлении сборника Синод. 562 отсутствуют и соответственно не имеют (в тексте) порядковых номеров. С другой стороны, в оглавлении сборника упомянуты (под 106 и 107) грамоты, изъятые из текста (на соответствующем месте, между л. 239 об. и л. 240, текст заклеен). Если принять во внимание, что одним из двух памятников, названных в оглавлении, является «дар Константина», то удаление его из текста едва ли можно считать случайным. Подробное описание сборника см.: ПСРЛ, т. IV, ч. 2, Пгр., 1917, стр. II—III. Ср.: М. Н. Тихомиров. Летописные памятники б. Синодального собрания. Исто - рич. зап., т. 13, стр. 270. См. Я. С. Лурье. Идеологическая борьба в летописании конца XV в. Тр. ОДРЛ, т. XI, 1955, стр. 175—178; ср. выше, стр. 117. См. выше, стр. 124. Послание патриарха Царяграда о протерех на поставлениа Благороднии честнии бояре, мужие псковичи, сын мой посадник, и сочьский, и вси дети мои и прочий христоименитии людие, подлежащии святей митрополии всея Руси, в руском граде Пьскове и в приделех его обретающейся, чадо о господе възлюбленная нашего смирениа.

http://sedmitza.ru/lib/text/433547/

В 1967 г. часть «освобожденных» общин вышла из состава РЦНО и образовала самостоятельную ортодоксальную орг-цию - «Нидерландские реформатские церкви» (Nederlands Gereformeerde Kerken). В наст. время эта организация насчитывает 33 тыс. верующих в 89 приходах. В 2003 г. часть общин откололась от РЦНО и образовала организацию «Новые освобожденные церкви» (Nieuwe Vrijgemaakte Kerken), в 2005 г. переименованную в «Реформатские церкви в Нидерландах (восстановленные)» (РЦНВ; Gereformeerde Kerken in Nederland (hersteld)). В наст. время эта орг-ция насчитывает 12 приходов. В 2009 г. нек-рые общины РЦНО и РЦНВ создали орг-цию под названием «Реформатские церкви - Нидерланды» (Gereformeerde Kerken Nederland). В наст. время в ней насчитывается 7 приходов. Крупнейшая пиетистская церковная орг-ция - «Реформатские общины» (Gereformeerde Gemeenten) - возникла в 1907 г. в результате объединения «Христианских церквей под крестом» и «Ледебуранских общин» (появились в 1841 в результате отделения части общин НРЦ под рук. пастора Л. Г. К. Ледебура). В 2017 г. «Реформатские общины» в Н. насчитывали 107,65 тыс. чел. в 152 общинах, в Сев. Америке - ок. 11,1 тыс. в 28 общинах, в Нов. Зеландии - 178 чел., в ЮАР - 129 чел. Кроме того, действуют миссионерские общины: 68 (ок. 10 тыс. чел.) - в Индонезии (Gereja Jemaat Protestan di Indonesia), 14 (ок. 2,5 тыс. чел.) - в Нигерии (Nigeria Reformed Church), одна (117 чел.) - в Боливии. Т. о., «Реформатские общины» являются 3-й по численности реформатской орг-цией в Н. (после НРЦ и РЦН). Число ее членов постоянно увеличивается (в 1930 - 26,4 тыс. чел., в 2000 - 98,5 тыс. чел.). В 1953 г. группа представителей «Реформатских общин» под рук. теолога свящ. К. Стенблока вышла из основной организации и создала самостоятельную пиетистскую структуру - «Реформатские общины в Нидерландах» (Gereformeerden Gemeenten in Nederland). В 2017 г. в этой церковной орг-ции насчитывалось 24,3 тыс. верующих в 49 общинах (в т. ч. одна община в Претории, ЮАР). «Дочерней» орг-цией «Реформатских общин в Нидерландах» на территории США и Канады являются «Реформатские общины в Северной Америке» (Reformed Congregations in North America).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

95 Слово в неделю о блудном сыне Димитрия, архиер. Волын. И Живот., в «Православном Обозрении» 1879 г., февраль. 96 Хотя здесь говорится о нравственном исправлении или воссоздании, об освобождении себя от пороков, а не об обращении к Богу, но в этом нет различия, по крайней мере важного. 98 См. Beck – Die christliche Liebeslehre. Zweite abtheilung: die Lehre von den Sacramenten. S. 63. 99 Напр., такой взгляд разделяет Бек, который старается доказать его ссылкой на 1Перт. 1, 23. См. упомянутое сочинение S. 63–66. 101 О, глубина Божественной любви и бесконечного милосердия! Восклицает в духовном восторге один из отечественных богословов, когда он размышляет о таинстве Евхаристии. См. Богословские сочинения Хомякова. Т. 2, стр. 117. 102 Из числа таинств, которые совершаются над известным лицом в отдельности, мы не упомянули о таинстве священства; но о нем речь будет ниже. 103 «Брак есть основа всякого общества. Брак – начало и венец всякой образованности. Человека грубого делает он кротким, и просвещенный не найдет лучшего случая доказать свою кротость.» Оттилия или Wahlverwandschaften, сочин. Гете. 104 Разговоры Платона в русск. переводе проф. Карпова. Изд. 2-е, т. 4, стр. 64 и друг. Разговор Федр. 108 Как любовь вообще, говорит Карус, есть сердце чувств и первочувств, так любовь половая может быть названа сердцем и центром всякой любви. Psysche. S. 298. Как психолог, Карус разумеет под всякою любовью» собственно любовь натуральную, но не говорит о любви благодатной (авт.). 114 Философским образом рассуждает об этом Фихте старший. «Человеческое я, говорит он, стоит в раздвоении с абсолютным я. Задача его состоит в том, чтобы выйти из этого раздвоения с Богом, дойти до единства абсолютного знания и чрез то до единения с Богом. Дальнейшая задача человеческого я состоит в том, чтобы оно это единство с абсолютным осуществляло как практическую любовь, что и составляет блаженную жизнь. Бог и есть именно чистая жизнь и любовь, и это единство с Богом абсолютно осуществлено на земле Христом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

358 . Bousset W. Komposition und Charakter der «Historia Lausiaca»//Nachrichten der Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen. B. 1917. 173–217. 359 . Bousset W. Zur Komposition der «Historia Lausiaca»//ZNW 1922. 21. 81–98. 360 . Buck D. F. The structure of the Lausiac History//Byz 1976. 46(2). 292–307. 361 . Butler A., Farmer D. H., Bums P. Butler’s Lives of the Saints. Новое полное изд.: Tunbridge Wells, Kent, Collegeville, Minn, 1995–2000. [Под 11 февраля]. 362 . Butler С. The Lausiac History of Palladius. Cambridge 1898. 1. (Texts and Studies. 6/1). 363 . Cataluccio E. М. Il Lausïakon di Palladio tra semiotica e storia/Intr. di Grégoire R. Roma 1984. 364 . Devos P. La «servante de Dieu» Poemenia d’après Pallade, la tradition copte et Jean Rufus//AB 1969. 87. 189–212. 365 . Devos P. Sylvie la sainte Pélerine//AB 1973. 91. 105–120; 1974. 92. 321–343. 366 . Devos P. Approches de Pallade à travers le dialogue sur Chrysostome et l’Histoire Lausiaque//AB 1989. 107(2). 243–265. 367 . Draguet R. L’ " Histoire Lausiaque», une oeuvre dans l’esprit d’Évagre//RHE 1946. 41. 321–364; 1947. 42. 5–49. 368 . Draguet R. L’inauthenticité du Prooemium de l’Histoire Lausiaque//Muséon 1946. 59. 529–534. 369 . Draguet R. Réminiscences de Pallade chez Cyrille de Scythopolis//RAM 1946. 321–364; 1947. 5–49. 370 . Fisher A. L. Women and gender in Palladius’ Lausiac History//StMon 1991. 33. 23–50. 371 . Flusin B. Pallade//DS 1984. 12. 113–126. 372 . Fokilidis I. Παλλδιος πσκοπος λενουπλεως κα Λαυσακ στορα// Να Σνν. 1912. 12. 398–419. 373 . Halkin F. L’Histoire Lausiaque et les vies grecques de St Pachome//AB 1930. 48. 257–301. 374 . Heussi K., Kurfess A.//Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertum-swissenschaft/Neue Bearbeitung hrsg. von Wissowa G. u. a. Stuttgart 1943. 18:3. 203–207. 375 . Hunt E. D. Palladius of Helenopolis: a party and its supporters in the Church of the late fourth century//JThS n. s. 1973. 24. 456–480. 376 . Isola A. Alle fond del monachesimo cristianö l’Historia Lausiaca tra peccato ed estasi//Siculorum Gymnasium. 1996. 49. 101–117.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Псалмы, употребляемые в суточном богослужении, попадаясь в «кафизме», опускаются, чем достигается значительное сокращение: именно вместо 150 псалмов, придется прочесть 150–37=113. Из них 60 на кафизмах, а 53 на часах в будни, вместо обычных или с ними, следующим образом: Нет возможности обязать клирика или всякого благочестивого христианина, желающего присутствовать на всех суточных службах, прочитать в них все кафизмы и все стихиры. Иначе не останется времени ни для какой иной деятельности. Стихиры сокращаются до одной, а для чтения Псалтыря, приходится изобретать комбинации. Вот мы и приводим одну из них, в которой (без ущерба рамками богослужения, к которым так все привыкли) вся Псалтырь вычитывается еженедельно: Дело грядущего всероссийского собора, предпочесть ее, или взять другую. Службы Воскр. Понед. Суббота Утреня. Шестопсалмие На 1-й кафизме 15, 17, 18 39, 41, 42 52, 55, 56 72, 74, 75 86, 88, 91 138, 139, 143 109, 110, 111 На 2-й кафизме 21, 22, 23 43, 46, 42 57, 58, 59 77, 78, 79 92, 93, 94 144, 146, 147 112, 113, 114 На хвалитне 144, 149, 150 одному псалму Часы первый 5, 89, 100 104, 105 третий 16, 24, 50 106, 107 Обычн. шестой 53, 54, 90 108, 115 Кафизм. девятый 33, 84, 85 12, 13, 14 31, 32, 34 48, 49, 51 71, 73, 76 98, 99, 101 117, 145 Вечерня Предначинательные Поются стихи Кафизма 12, 13, 14 124, 125, 126 127, 128, 130 131, 132, 134 135, 136, 137 Господи воззвах Одни стихиры Заключительный до: блага. Повечерие Полунощница 118, не порочны постави Твой есмь. Призри. 64, 65, 66 каф. об. 118, 133, обычн. Эта комбинация может быть расширена и сужена. Расширена на две недели. Тогда кафизменные псалмы, указанные на часах, читаются во вторую неделю на утрени и на вечерни, и тогда Псалтырь прочитывается в две седмицы. Съужена: кафизменные псалмы, указанные на часах, читаются на вечернях и утренях той самой седмицы, что, конечно, удлинит службу. Практически это исполняется очень просто. Читаются все кафизмы по уставу, только все псалмы, входящие в состав суточного богослужения, при чтении опускаются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

98 См. ниже. Но вообще надо сказать, что если и в древнее-то время бесстрастных в том смысле, какой придается этому понятию на последних страницах моей книги, немного было, и во всяком случае, не в миру их надо искать, то что говорить о наших временах. 100 Так, одних чревосечений знаменитый гинеколог проф. В. Снегирев сделал (с 1875 г. по 1900 г.) более 2000! (Нива. 1901. 1.) При известном акушере и гинекологе проф. А. Лебедеве за 25 лет в приютах, где он служил, было принято 10000 родильниц (там же. 16). Иные профессора за всю жизнь вскрывали до 20000 трупов!.. 104 Μαφοριον – епанечка, монашеская короткая мантия, в виде капюшона или фелони, покрывавшая только шею и плечи у древних монахов. См.: преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. С. 11. О постановлениях киновитян. Кн. 1. Гл. 7: Об одеянии монашеском. 108 См.: Косман Р. Внебрачные половые отношения/Мужчина и женщина. Т. 2. СПб.: Просвещение, 1911. С. 383–385; Реклю Э. Человек и земля. Т. 4. СПб., 1909. С. 484–489. 110 Страницы, на которых описываются рост, расшатывание и утрата веры, особенно интересны. См.: там же. С. 95–112. Гл. IV. Исповедь современного молодого человека. § 2. Идеи, в которых я вырос. 112 Фонвизин Д. Полное собрание сочинений. М., 1888. С. 855. Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях. 115 Чего не мог не отметить даже Бредт Е. В. (Нравственность и безнравственность в искусстве. С. 19.) 116 Нилус С. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей, Николаем Алексеевичем Мотовиловым. Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова. М., 1903. С. 18. (См. также: Нилус С. Великое в малом. Царское Село, 1905. С. 188.) 117 Вот их полный отзыв и сведения о картине: «Giulio Cesare Procaccini, abilissimo se non sempre molto originale, raggiunse un elevato grado di dolcezza specialmente quando – come nelle Nozze mistiche di Santa Caterina delia pinacoteca di Breza – rivela lo studio sulle ориге del Corregio e del Parmigianino» «Джулио Чезаре Прокаччини, будучи очень искусным, хотя и не всегда очень оригинальным , достиг высокой степени нежности, особенно когда-как в «Мистической свадьбе св. Екатерины» из пинакотеки Брезы – обнаруживает изучение произведений Корреджо и Пармиджанино» (итал.)) (Collezione di monografie illustrate. Serie Iä Italia artistica. 26. Milano. Bergamo, 1906. P. 113, 116. Part. lia.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   F. Boström. Studier till den Grekiska Teologins Frälsningsiära med särskild hänsyn till Methodius af Olympus och Athanasius af Alexandria. Lunds Universitets Arsskrift. N. F. Avd., I, B. 28, No. 3.    G. _Lazzati. La tecnica dialogica nel Simposio di Metodio d’Olimpo; M. Margueritis. L’influenza di Platone sul pensiero e sul arte di Metodio d’Olimpo. Memoria di Paolo Ubaldi. Milano, 1937, p. 117—124, 401—412.    F. Badurina. Doctrina S. Methodii d’Olimpo de peccato originali. Roma, 1942.    V. Buchheit: 1) Homer bei Methodios von Olympos. Rheinisches Museum, 1956, В. XXIX, S. 17—36; 2) Studien zu Methodios von Olympos. Texte und Untersuchungen.LXIX. Berlin, 1958; 3) Die Echtheit der griechisch überlieferten Schriften des Methodios v. Olympos. Athen, 1958. В. Бухгейт не согласен с выводами Ф. Дикампа о месте епископского служения св. Мефодия.    М. Pellegrino. L’inno del Simposio di Metodio Martire. Università di Torino. Publicazioni d. Facoltà di Lettere e Filosofia, 1958, v. X, fasc. 1.    H. Musurillo. St. Methodius. The Symposium — a Treatise on Chastity. Ancient Christian Writers, No. 27. Westminster, 1958.    %Г [H. Musurillo et V. Debidour. Methode d’Olympe — Le Banquet. Introduction et texte critique. Sources Chrétiennes, No. 95. Paris, 1963.    K. Quensell. Die Wahre kirchliche Stellung und Tätigkeit des fälschlich so genannten Bischofs Methodius von Olympos. Handschrift. Heidelberg, 1953.    L. Atzberger. Geschichte der christlichen Eschatologie innerhalb der vornicänischen Zeit. Freiburg, 1896, S. 484 ff.    R. Devreesse. Anciens Commentateurs grecs de l’Octateuque. Revue biblique, 1935, p. 166—191.    G. Bardy. La vie spirituelle d’après les Pères des trois premiers siècles. Paris, 1935, p. 301—316.    E. Mersch. Le corps mystique du Christ. Louvain, 1936, p. 276 sqq.    H. Chadwick. Origen, Celsus and the Resurrection of the Body. Harvard Theological Review, 1948, p. 82—102.    J. Daniélou. Message Evangélique et culture Hellénistique aux II et III siècles. Tournai, 1961, p. 98—101, 265—278.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из всего сказанного не трудно заметить, что доселе язычники пользовались против христиан законами, запрещавшими не прямо христианство, которое, действительно, могло находить себе зациту под сенью 148 дозволенной веры иудейской, но те преступления, которые несправедливо почитались соединенными с исповеданием его. Наконец, когда успешное распространение христианства сделалось уже весьма заметным, так что обратило внимание языческого правительства, явился закон, направленный против него непосредственно. В 110 году по Рождестве Христовом, в царствование Траяна (98–117 г.), Плиний Младший был правителем Вифинии и Понта, стран, в которых христианская вера, утвердившись со времен апостольских, распространилась успешно. Язычники приводили к нему на суд большое множество христиан; но, не имея никакого определенного закона касательно христианства и не зная поэтому, как должно поступать с обвиняемыми в исповедании его, он обратился к императору с просьбой разрешить свое недоумение. Письмо его представляет собой единственный памятник внешнего состояния христиан в то время, и, кажется не излишним будет привести его здесь. «Считаю честью, государь, – писал Плиний, – относиться к тебе за разрешением моих сомнений. Я никогда не был при дознаниях и производстве дел о христианах; поэтому не знаю, что и в какой мере подлежит наказанию, или следствию. Надобно ли обращать внимание на различие возрастов, или судить и детей равно с возрастными? Давать ли за раскаяние прощение, или за оставление христианства не избавлять от наказания? Казнить ли за одно имя, хотя бы оно не было соединено с преступлением, или за преступления, оказывающиеся в связи с именем? Между тем, когда приводили ко мне обвиняемых в христианстве, я поступал так: спрашивал их самих, действительно ли они христиане? Сознающихся спрашивал в другой и третий раз, угрожая наказанием. Не изменяющих показания повелевал казнить, так как не сомневался, что во всяком случае, – что бы такое ни было то, что они исповедуют, – одно упрямство и непоколебимая непреклонность заслуживают казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010