РНБ. Софийск. 122. Сводный каталог. 284. ГИМ. Син. 159–168. Сводный каталог. 78, 80, 81, 84, 85, 87, 89, 91, 94. РНБ. Софийск. 203 и, очевидно, Софийск. 188. Сводный каталог. 90, 63 (где датировка второй рукописи — нач. XII в.). ГИМ. Син. 319; ГИМ. Воскр. 27, перг. (одна из новоиерусалимских Триодей, упоминаемых митр. Макарием, трудно сказать, какая именно; другая не идентифицируется); очевидно, РНБ. Софийск. 85. Сводный каталог. 106, 136, 316. Рукопись отождествить не удалось. Вероятно, ГИМ. Воскр. 28, перг. Сводный каталог. 120 (но здесь рукопись датирована кон. XII в.). ГИМ. Син. 330. Сводный каталог. 138. Устав Студийский церковный. XII в. РНБ. Софийск. 1136. Сводный каталог. 107; Устав Студийский церковный и Кондакарь. Кон. XI — нач. XII в. ГТГ. К–5349. Сводный каталог. 50. ГИМ. Хлуд. 187; РНБ. Софийск. 1324. Сводный каталог. 177 (дату можно читать также как 1262 или 1282 г.), 162. Правильно: Ростислава Рюриковича († 1218), внука ошибочно названного митр. Макарием Ростислава Мстиславича. Ходатайство Верхуславы—Анастасии, дочери владимиро-суздальского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, относится, надо полагать, уже ко времени вдовства княгини, так как оно обращено к Владимирскому епископу. Ср. попытку пересмотреть эту традиционную датировку в пользу более ранней — ок. 1219 г.: Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания. С. 87–96. Ср. коммент. Не исключено, однако, что житие полностью принадлежит перу Нифонта и относится к 70–80-м гг. XVI в., тогда как имя Андрея позаимствовано Нифонтом из летописи (Фет Е. А. Житие Антония Римлянина//Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 245–247). Ср. также коммент. Принадлежность Слова о любви Клименту Смолятичу остается проблематичной. Уже после кончины высокопреосв. Макария в науку было введено достоверное сочинение Климента — послание к пресвитеру Фоме: Никольский Н. О литературных трудах митр. Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892. С. 103–136; Лопарев Хр. Послание митр. Климента к смоленскому пресвитеру Фоме. СПб., 1892 (Памятники древнерусской письменности и искусства. 90); Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980. С. 282–289. О приписываемых Клименту Смолятичу сочинениях см.: Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988–1237). München, 1982. S. 94–95.

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

Бриан попытался покорить обл. Осрайге на границе Мумана и Лагена, что стало причиной его конфликта с верховным правителем Маэл Сехналлом II. В нач. 80-х гг. X в. Бриан стремился подчинить Коннахт, в союзе со скандинавами Уотерфорда нападал на Лаген и на Дублин, в 987 г. взял заложников из влиятельных церковных общин Лес-Мор (ныне Лисмор), Корках и Имлех (ныне Имли). Его наступление на Коннахт в 988 г. было неудачным, а в 992 г. верховный правитель Маэл Сехналл одержал победу над войском Бриана. Прервав военную экспансию, Бриан укрепил власть в Мумане, построил крепости с гарнизонами на границе области. В 997 г. И. была разделена на 2 части: Бриан получил юж. часть страны, Маэл Сехналл - северную. Воспользовавшись восстанием в пров. Лаген (999), Бриан пленил правителя Маэл Морду, захватил Дублин и добился покорности от дублинского кор. Ситрика Шелкобородого. В последующие годы Бриан неоднократно совершал походы на север и принудил к подчинению Флатбертаха, правителя Северных И Нейлов из рода Кенел н-Эоган; независимость сохранили только Кенел Коналл на территории совр. графства Донегол. Бриан покровительствовал общине Ард-Маха, освободил от налогов церкви, основанные, по преданию, св. Патрикием. В 1005 г. правитель лично посетил Ард-Маху и подарил общине 20 унций золота. Запись об этом была внесена в Книгу из Арма, где Бриан назван «императором скоттов». По обычаю правителей Мумана, Бриан старался контролировать важнейшие церковные общины Юж. И.: его брат Маркан был аббатом Келл-Да-Луа (ныне Киллало), Тир-Да-Гласа (ныне Терригласс) и Инис-Келтры (ныне Холи-Айленд), а в 990 г. он получил кафедру Имлех, традиционно принадлежавшую роду Эоганахта. Евангелие из Арма. Писец Маэл Бригде О Маэлуанаг. 1138 г. (Lond. Brit. Lib. Harl. 1802. Fol. 128r) Евангелие из Арма. Писец Маэл Бригде О Маэлуанаг. 1138 г. (Lond. Brit. Lib. Harl. 1802. Fol. 128r) В 1013 г. Бриан вступил в конфликт с неск. подчиненными правителями. Маэл Морда заключил союз с Флатбертахом, скандинавы Дублина обратились за помощью к родичам на Оркнейских о-вах и в др.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Лит.: Б[утков] П. Г. Разбор трех древних памятников рус. духовной лит-ры//Современник. 1852. Т. 32. 4. Отд. 2. С. 85-106; Погодин М. П. Яков Мних, рус. писатель XI в., и его сочинения//ИОРЯС. 1852. Т. 1. Вып. 7. Стб. 326-334; Макарий (Булгаков), еп. Еще об Иакове Мнихе//Там же. 1853. Т. 2. Вып. 5. Стб. 145-157; Тюрин А. Ф. Мнение о Иакове Мнихе акад. П. Г. Буткова//Там же. Вып. 3. Стб. 81-95; Хрущов И. П. О древнерус. ист. повестях и сказаниях: XI-XII ст. К., 1878. С. 41-53; Соболевский А. И. В каком году крестился св. Владимир?//ЖМНП. 1888. Ч. 257. Июнь. Отд. 2. С. 396-403; он же. «Память и похвала» св. Владимиру и Сказание о св. Борисе и Глебе: По поводу статьи г. Левитского//ХЧ. 1890. 5/6. С. 791-795; Левитский Н. М. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные: По поводу мнения проф. Соболевского//Там же. 1890. 3-4. С. 370-421, 687-740; Никольский Н. К. Ближайшие задачи изучения древнерус. книжности. СПб., 1902 С. 29-31. (ПДПИ; 147); он же. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений, X-XI вв. СПб., 1906. С. 225-271; Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906. С. 16-24; он же. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908. С. 13-28; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915. С. 32-36, 43-51; Бугославский С. А. Жития//История рус. лит-ры. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 332-333; Тихомиров М. Н. Начало рус. историографии//ВИ. 1960. 5. С. 53-54; Poppe A. «Pami i pochwaa» ks. Wodzimierza//Sownik staroytnoci sowiaskich. Wrocaw, 1970. T. 4/1. S. 16-18; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 27-31; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерус. летописания. М., 1977. С. 272-273, 359-361; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962. С. 198-202 [Библиогр.]; Творогов О. В. Иаков (XI в.)//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 191-192 [Библиогр.]; Фет Е. А. «Память и похвала» кн. Владимиру//Там же. С. 288-290 [Библиогр.]; Мумриков А., диак., Белицкая А. «Память и похвала» Мниха Иакова и «Корсунская легенда»//БТ. 1989. Сб. 29. С. 41-58; Цыб С. В. О летописном источнике «Памяти и похвалы» князю Владимиру//Россия в X-XVII вв.: Проблемы истории и источниковедения: Тез. докл. и сообщ. 2-х чтений, посвящ. памяти А. А. Зимина. М., 1995. Ч. 2. С. 640-644; Щапов Я. Н. «Память и похвала» кн. Владимиру Святославичу Иакова Мниха и Похвала кнг. Ольге//Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннот. Кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 181-185.

http://pravenc.ru/text/200333.html

Napoli., 1985; Caravaggio in Sicilia: Il suo tempo, il suo influsso. Palermo, 1985; Randolph Parks N. On Caravaggio " s «Dormition of the Virgin» and its Setting//The Burlington Magazine. L., 1985. Vol. 127. N 988. P. 438-448; Azzopardi J. Documentary Sources on Caravaggio " s Stay in Malta//Malta and Caravaggio. Malta, 1986. P. 43-68; Marini M. Caravaggio: Michelangelo Merisi da Caravaggio «pictor praestantissimus». R., 1987; idem. Caravaggio «pictor praestantissimus»: L " iter artistico completo di uno dei massimi rivoluzionari dell " arte di tutti i tempi. R., 2001; История искусств стран Зап. Европы от Возрождения до нач. XX в.: Искусство XVII в. М., 1988. С. 92-112; Cappelletti F., Testa L. E per me pagate a Michelangelo Caravaggio: Nuove date per i dipinti Mattei//Art e dossier. 1990. N 42. P. 4-7; iidem. I quadri di Caravaggio nella collezione Mattei: I nuovi documenti e i riscontri con le fonti//Storia dell " arte. 1990. Vol. 69. P. 234-244; Zuccari A. S. Felice e i luoghi d " arte Capuccini dal convento di S. Bonaventura ai Tuguri dipinti dal Caravaggio//San Felice da Cantalice: I suoi tempi, il culto e la diocesi di Cittaducale dalle origini alla canonizzazione del santo: Atti. Rieti, 1990. P. 175-199; Michelangelo Merisi da Caravaggio: Come nascono i capolavori/A cura di M. Gregori. Mil., 1991; Bologna F. L " incerdulima del Caravaggio e l " esperienza delle «cose naturali». Torino, 1992; Lapucci R. Documentazione tecnica sulle opere messinesi del Caravaggio//Come dipingeva il Caravaggio: Le opere messinesi. Messina, 1994. P. 54-59; Macioce S. Caravaggio a Malta e i suoi referenti: Notizie d " archivio//Storia dell " arte. 1994. Vol. 81. P. 207-228; La natura morta al tempo di Caravaggio. [Napoli], 1995; K ö nig E. Michelangelo Merisi da Caravaggio, 1571-1610. Köln, 1998; Свидерская М. И. Искусство Италии XVII в. М., 1999; она же. Караваджо - первый современный художник. СПб., 2001; La Flagellazione di Caravaggio: Il restauro/A cura di D. M. Pagano. Napoli, 1999.

http://pravenc.ru/text/1470379.html

В средневек. западносир. Минологиях под 16 окт. или 17 июля встречается память «мученика Лонгина» без указания на воинское звание, но иногда с добавлением места кончины - Каппадокия (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. P. 64, 82, 113. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) наряду с этими днями Л. С. поминается также 26 янв., причем указано, что он пострадал в Иерусалиме ( Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 140, 146, 156). В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии под 23 абиба/хамле (17 июля) значится память мученической кончины Л. С., а под 5 хатура/хедара (1 нояб.) - обретения его главы. Эти краткие синаксарные сказания в целом отражают ту же версию, что и Мученичество BHG, N 988, с той разницей, что Л. С. в них отождествляется с воином, пронзившим Спасителя копьем; кроме того, там сообщается, что он был наставлен в вере ап. Петром (SynAlex. Vol. 2. P. 252-253; Vol. 5. P. 673-675; Le synaxaire éthiopien: Mois de hamlê/Éd., trad. I. Guidi. P., 1911. P. 390-391. (PO; T. 7. Fasc. 3); Idem: Mois de heda  r/Éd., trad. G. Colin. Turnhout, 1988. P. 250-253. (PO; T. 44. Fasc. 3)). Араб. Мученичество в рукописи Sinait. arab. 482 (XIII в.) не исследовано. Гимнография Память Л. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. 16 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 68). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Л. С. не упоминается, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции служба Л. С. помещена под 16 окт. (напр., см.: ГИМ. Син. 160, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 19; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 116-121); богослужебное последование включает: анонимный канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов, 2 седальна. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, в день памяти Л. С. (16 окт.) совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря; указан отпустительный тропарь Л. С. 3-го гласа Αθλοφρε γιε («Святой страстотерпец...»); на « Господи, воззвах » стихиры Октоиха соединяются со стихирами-подобнами Л. С.; на стиховне вечерни на «Славу» поется самогласная стихира Л. С.; на утрене назначаются 2 канона Октоиха и 1 Л. С. авторства Иосифа 4-го гласа; по 3-й песни - седален Л. С., по 6-й песни - кондак Л. С.; также указан светилен; на утрене к стихирам Октоиха примыкает 1 подобная стихира Л. С.; на литургии - прокимен, аллилуиарий, причастен Л. С., Апостол и Евангелие дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 295).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Пржемысл-Отакар I, кн. чешский (1192–1193, 1197–1230, кор. с 1198 г.) VI Пржемысловичи (Пржемысловцы), династия чешских кн. (втор. пол. IX – нач. XIV в.) VI, 262, 265, 303, 358 «Притчей Соломоновых книга» 304–305 «Продолжение (хроники) Георгия Амартола» (сер. X в.) 39 «Продолжение (хроники) Регинона» (970-е гг.) 43–49, 106, 227, 277 Пру М., см. Prou М. Пруденций, еп. труаский (ок. 846–861), один из составителей «Бертинских анналов» 17 «Прюфенингское житие св. Оттона Бамбергского» (перв. пол. 1140-е гг.) 253 «Псалтирь» 23, 198, 207 «Псалтирь Одальрика», см. «Реймсская псалтирь» Пупардэн Р, см. Poupardin R. Пясты, династия польских кн. и кор. (сер. X втор. пол. XIV в.) IV, 173 Равеннский аноним, см. Аноним Равеннский Раевский Д. С. 23 Райнальд III, гр. верхнебургундский (1127–1148) 249 Райнальд, архиеп. кёльнский (1159–1164) 258, 258, 260 Райнальд (Райнхард), еп. мерзебургский (1143–1152) 280 Райнульф (Родульф) I, нормандский гр. Аверсы в Южной Италии (ум. в 1045 г.) 86, 86 Райнфельдены, знатный швабский род (XI в.) 189–190, 190, 337 Райнхард, см. Райнальд (Райнхард) Рапов О. М. 64 Расовский Д. А. 58 Ратибор I, кн. западнопоморский (1135–1155/6) 251 Ратибор, с. западнопоморского кн. Богуслава I (ум. в 1183 г.) IV, 309 «Раффелынтеттенский таможенный устав» (904/6 г.) 31–35 Рау Р, см. Rau R. Рахевин, немецкий хронист, продолжатель Оттона Фрайзингенского (ум. в 1170/7 г.) 238, 250–252 Регинольд, еп. айхштеттский (966–988/9) 277 Регинон, франкский хронист (ум. в 915 г.) (см. также: «Продолжение хроники Регинона») 44–45, 129, 238–239, 348–349, 354 Реглинда, ж. майсенского мгр. Херманна, д. польского кн. Болеслава I (ум. в 1038 г.) IV, 67 «Реймсская глосса» (сер. XI в.) 100–104 «Реймсская псалтирь» («Псалтирь Одальрика») 100 Рейнберн, еп. колобжегский, духовник ж. киевского кн. Святополка Владимировича (ум. ок. 1013 г.) 72, 73, 74, 228–229 Ретар, еп. падерборнский (983–1009) 85 Рёгнвальд, ярл вестъётский (ум., после 1019 г.) 136 Рикард (Ришар) I, герц, нормандский (942–996) VII, 133

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Данный летописный рассказ, именуемый в историографии «Сказанием об испытании вер», исследователи интерпретируют по-разному. Одни считают, что «Сказание...» представляет собой откровенный вымысел (М. Д. Присёлков, С. В. Бахрушин, Рапов и др.), другие полагают, что оно до нек-рой степени отражает историческую действительность (В. В. Мавродин, Лихачёв, В. Я. Петрухин, Назаренко и др.). Аргументом в пользу последнего мнения может служить сообщение араб. ученого аль-Марвази (кон. XI - нач. XII в.) о посольстве, к-рое отправил к хорезмшаху правитель Руси, носивший титул буладмира. Предполагают, что указанный титул является переосмыслением имени Владимир, а посольство, отправленное, согласно ПВЛ, в Булгар, уже оттуда проследовало на восток - в Хорезм ( Коновалова. 1999. С. 234-235). Сообщение о приходе к кн. Владимиру нем. проповедников может иметь в виду посольство герм. имп. Оттона II (973-983), к-рое предположительно посетило Русь ок. 983 г. По мнению Назаренко, «Сказание...» является лит. осмыслением «той активной внешней политики Владимира Святославича на западе, северо-востоке и юге от русских границ, которая предшествовала крещению князя и во многом обусловила его» ( Назаренко. 2001. С. 434). Рассказ ПВЛ о К. Р., получивший в историографии название «Корсунская легенда», читается под 6496 (988) г. Согласно его сведениям, Владимир совершил военный поход на визант. г. Херсонес (в рус. источниках - Корсунь) в Крыму, осадил его и через некоторое время принудил к сдаче благодаря предательству некоего Настаса Корсунянина. Сразу после этого киевский князь отправил посольство к визант. имп. Василию II Болгаробойце и его соправителю Константину VIII с требованием под угрозой захвата К-поля выдать за него царевну Анну . Греч. цари указали правителю Руси, что такой брак возможен только в случае принятия им христианства. Владимир дал согласие креститься. Но когда Анна прибыла в Херсонес, он внезапно, по Божественному Промыслу, потерял зрение. Византийская царевна посоветовала Владимиру как можно быстрее креститься. Когда иерей возложил на голову князя руку, тот прозрел. Это чудо сподвигло многих дружинников последовать примеру своего предводителя и принять крещение. Здесь же, в Херсонесе, состоялось бракосочетание Владимира и Анны, после чего город был возвращен царям в качестве свадебного дара - вена. В сопровождении супруги Анны, священников и дружины князь отбыл в Киев, забрав с собой мощи св. Климента , папы Римского, и его ученика Фива, церковные сосуды и иконы.

http://pravenc.ru/text/2459053.html

Вел. Новгород, 1996. Вып. 10. С. 147-155; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 103, 297, 299, 317, 318, 322, 325, 329-330, 333, 340, 388, 395, 399-400, 451, 498-500, 505, 518-520; Кн. 3. С. 159; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 162, 307-311, 510, 518; Где св. София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 71-74; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 279, 281-283, 294, 434, 436; Флоря Б. Н. К изучению Церк. устава Всеволода//Россия в Средние века и Новое время: Сб. ст. к 70-летию чл.-кор. РАН Л. В. Милова. М., 1999. С. 83-96; Lehfeldt W. Die altrussischen Inschriften des Hildesheimer Enkolpions//Nachrichten der Akademie der Wissenschaft in Goettingen. I. Philologisch-Historische Klasse. 1999. N 1. S. 1-54; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 86, 87, 116-117, 131, 144, 190, 229; Макарий (Миролюбов). Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 71-72, 106, 178, 184, 286, 301-302; Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 142-143, 203; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 1. С. 106-129; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 490-495. М. В. Печников Иконография В иконописных подлинниках кон. XVI - нач. XX в. под 7 сент. содержатся следующие описания облика И.: «Сед, брада Сергиева, исподь вохра» (Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в.//СбОДИ на 1873 г. Мат-лы. С. 7; Гусев. 1903. С. 3); «подобием стар, сед, брада аки Сергиева, на главе клобук белый, риза преподобническая, то есть мантия со источники, исподь дичь, рука благословенна, а в другой свиток» (Сводный иконописный подлинник XVIII в.//ВОДИ. 1876. Мат-лы. С. 53; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 147); «сед, брада Сергиева, на главе клобук белой, риза преподобническая, а по ней полосы бели в трех местех, испод дичь, рукою благословляет, а в другой свиток» (ИРЛИ (ПД).

http://pravenc.ru/text/468947.html

Расшифровка кондакарной нотации К. Флоросом, несмотря на согласие с ней ряда ученых (К. Ханник, Н. Д. Успенский), не является общепринятой (аргументы против см. в работах И. А. Гарднера, Т. Ф. Владышевской), поэтому в исследованиях и справочниках можно встретить утверждение, что эта нотация остается нерасшифрованной. Изд.: Амфилохий. Кондакарий; Благовещенский кондакарь: Фотовоспроизв. рукописи. Л., 1955; Contacarium palaeoslavicum mosquense/Ed. A. Bugge. Copenhague, 1960. (MMB; 6); Der altrussische Kondakar: Auf d. Grundlage d. Blagovšenskij Niegorodskij Kondakar "/Hrsg. v. A. Dostál, H. Rothe. Giessen, 1976. Bd. 2: Blagovšenskij Kondakar. Facsimileausgabe; 1977. Bd. 3: Das Kirchenjahr 1: September bis November; 1979. Bd. 4: Das Kirchenjahr 2: Dezember bis März; 1980. Bd. 5: Das Kirchenjahr 3: April bis August; 1990. Bd. 6: Triodion, Pentekostarion; 2004. Bd. 7: Oktoechos. (BGLS; 8/2-6; 19); The Lavrsky Troitsky Kondakar/Comp. by G. Myers. Sofia, 1994. (Monumenta Slavico-Byzantina et Mediaevalia Europensia; 4); Типографский Устав. Устав с Кондакарем кон. XI - нач. XII вв./Под ред. Б. А. Успенского. М., 2006. 3 т. Лит.: Levy K. The Slavic Kontakia and their Byzantine Originals//Queens College of the City University of New York, Dep. of Music: 25th Anniversary FS (1937-1962)/Ed. A. Mell. N. Y., 1964. P. 79-87; idem. Die slavische Kondakarien-Notation//Anfänge der slavischen Musik/Ed. L. Mokrý. Bratislava, 1966. P. 77-92; Zuntz G. The Romanos Papyrus//JThSt. 1965. Vol. 16. N 2. P. 463-468; Успенский Н. Д. Древнерус. певческое искусство. М., 19712; Keller F. Die russisch-kirchenslavische Fassung des Weihnachtskontakions und seiner Prosomoia. Bern, 1977. (Slavica Helvetica; 9); idem. Die Leningrader Kondakar " -Blätter//Colloquium Slavicum Basiliense: Gedenkschrift für H. Schröder. Bern, 1981. S. 315-323. (Slavica Helvetica; 16); Rothe H. Südslavische Kontakien in ihrem Verhältnis zum ostslavischen Kondakar//Slavistische Studien zum X. Intern. Slavistenkongress in Sofia 1988/Hrsg. R. Olesch, H. Rothe. Köln; W., 1988. S. 489-504; idem. Ost- und südslavische Kontakien als historische Quellen//Millenium Russiae Christianae=Tausend Jahre Christliches Russland, 988-1988/Hrsg. G. Birkfellner. Köln, 1993. S. 239-261; Момина М. А. Проблема правки слав. богослужебных гимнографич. книг на Руси в XI в.//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. C. 200-219; Brunner Th. F. P. Amst. I 24: A Romanus Melodus Papyrus//ZfPE. 1993. Bd. 96. S. 185-189; R ö mer C. E. Romanus Melodus auf einem Wiener Pergament//Ibid. 1995. Bd. 109. S. 298-300; Успенский Б. А. Древнерус. кондакари как фонетический источник// Он же. Избр. тр. М., 1997. Т. 3: Общее и слав. языкознание. С. 209-246; Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Др. Руси. М., 2006; Floros C. The Origins of Russian Music: Introd. to the Kontakarian Notation. Fr./M.; Oxf., 2009.

http://pravenc.ru/text/1841900.html

О законе Моисеем даннем ему и о благодати и истине Иисусом Христом бывшим, и како закон отыде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера во вся языки простреся и до нашего языка Руского. И похвала Кагану нашему Владимиру, от него же крещени былом, л. 930–953. Нач. «Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианске, яко посети и сотвори избавление людем своим.» Житие св. блаженного и равноапостольного благоверного Великого Князя Владимира, крестившего Русскую землю св. крещением и наречённого во св. крещении Василия, л 954–969 об. Нач. «Павел великий Апостол, церковный учитель и светило всего мира.» Слово похвальное св. равноапостольному Князю Владимиру, л. 965. Нач. «Похвалим, братие, по силе нашей малыми похвалами.» В 16-й день. Мучение св. мученика Афиногена Епископа, л. 970–975 об. Нач. «При Диоклитиане царе бяше велика пора на христианы, якоже страсть имели всем о Бозе живущим.» Мучение св. Антиоха, л. 976–987. Нач. «Андрияну воеводе сущу губителю и лютый без милости к диаволю делу.» Св. Кирилла Архиеп. Александрийского беседа о Пресвятой Богородице и свв. отцех, иже во Ефесе соборе на Нестория нечестивого, л. 988–997 об. Нач. «Светло нам слово и благодати наполнено сила и светел святых отец собор.» В 17-й день. Мучение св. великомученицы Марины, л. 998–1023. Нач. «Воскресению Господню бывшу Иисуса Христа, Избавителя Господа нашего и преславному взятию бывшу на небо.» В 18-й день. Страсть и мучение св. Емелияна, л. 1026–1033. Нач. «Царствующу нечестивому Иулияну, горку гонению вихор на Христовы воины творяшеся.» Мучение св. мученика Иакинфа, л. 1034–1041 об. Нач. «Спаса нашего семенный мир по всей вселенней возглубися и возрасте и до небес ветви простре.» В 19-й день. Житие и жизнь Преп. Макрины, сестры Великого Василия; списано Григорием Епископом Нисийским, л. 1042 – 1067 об. Нач. «Макрина бо имя деве сей, словущи же тогда в нашем роде Макрина.» Житие Преп. отца нашего Дия, сведено вкратце, л. 1068 – 1087 об. Нач. «Иже во святых треблаженный отец наш Дий, от Антиохийския веси бяше.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010