Имя М. как митрополита при Киевском князе, крестившем Русь, отсутствует в начальном русском летописании XI - нач. XII в., где упоминаются только «попы царицины» и «корсунские». Наиболее ранние сведения исторической традиции о начале Киевской митрополии содержит т. н. Начальный летописный свод кон. XI в. (по А. А. Шахматову ) и Повесть временных лет (см. Летописание ). В этих памятниках сообщается, что св. Владимира крестил епископ Херсонеса и священники, приехавшие в Херсонес с царевной Анной. Они же крестили его дружину. Затем священники царевны и священники из Херсонеса направились вместе с Владимиром в Киев и крестили жителей города. В последующем повествовании как единственное действующее лицо выступает кн. Владимир. Он «нача ставити по градом церкви и попы», устроил в Киеве училище «на ученье книгом». Упоминаются «епископы», к-рые предлагают Владимиру карать разбойников, но глава правосл. духовенства - митрополит не назван. В 1-й пол. XV в. в этот рассказ было внесено важное изменение: после сообщений о Крещении Русской земли в традиционное повествование под 6497 г. (988/989) была включена запись о том, что Владимир «взя у Фотея патриарха перваго митрополита Киеву Леона» (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 90; Т. 5. С. 72), но о деятельности этого митрополита ничего не говорится. В дальнейшем повествование о княжении Владимира воспроизводилось в памятниках летописания 2-й пол. XV - нач. XVI в.: Ермолинской летописи, Типографской летописи, Московском своде кон. XV в., сводах 1497 и 1518 гг. В наиболее распространенной авторитетной редакции т. н. Устава Владимира (Синодальной Редакции) также сообщалось, что Владимир «взях перваго митрополита Леона Киеву, иже кръсти всю землю Роусьскоую святым крещеньем» (ДРКУ. С. 22 и др.). Т. о., в XV - нач. XVI в. в Сев.-Вост. Руси преобладало представление о том, что 1-м главой Киевской митрополии при Владимире был свт. Леон (Леонтий) . В списке русских митрополитов в сборнике с Комиссионным списком Новгородской I летописи М. указан как преемник Леона (НПЛ. С. 473).

http://pravenc.ru/text/2563462.html

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 367; [Протопопов Я. Е.] О Космине мон-ре и Золотниковской пуст.//Владимирские ГВ. 1842. 8. С. 34; Миловский М. Козьмин мон-рь//Там же. 1848. 24. С. 135-137; Тихонравов К. Н. Замечательное Евангелие в Козьмине мон-ре//Там же. 1855. 1. С. 7; Владимирский сб.: Мат-лы для статистики [и др.]/Сост.: К. Н. Тихонравов. М., 1857. С. 116; С(ервиц)кий [А. И.]. Космин мон-рь и училище при нем: Из путевых записок//Владимирские ЕВ. 1870. 5. С. 206-210; Горчаков М., свящ. О земельных владениях Всерос. митрополитов, патриархов и Св. Синода (988-1738 гг.). СПб., 1871. С. 224; Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществе и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 71, 78, 240, 245 (То же: Рязань, 2010); Павлинский Ф. Краткая история Космина мон-ря//Владимирские ЕВ. 1883. 9. С. 257-260; Извольский Н., свящ. Приложение к краткой истории Космина мон-ря Владимирского у.//Там же. 1886. 18. С. 479-489; [Конобеевский И. А.] (псевд.: И. А. К.-С.). Прп. Косьма и Яхромский мон-рь//Рус. паломник. 1894. 9. С. 129-130; [Косаткин В. В.] Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 109-114; Николай Михайлович, вел. кн. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 438; Водарский Я. Е. Церковные орг-ции и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-94; Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского [Яхромского]//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 426-430; Справ. по фондам Гос. архива Владимирской обл. Владимир, 1979. С. 50-51; Николаева Т. В. Икона-мощевик Успенского Козьмина мон-ря на р. Яхроме//ПКНО, 1979. Л., 1980. С. 326-336; Щенникова Л. А. Богоматерь Яхромская: Визант. прототип и рус. иконы XIV-XVII вв.//РиХВ. 1997. Т. 1. С. 49-63; она же. Святыни и древности Яхромского Козьмина мон-ря//Макарьевские чт. М., 2000. Вып. 7: Мон-ри России: Мат-лы VII Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария. С. 165-176; она же. Свято-Успенский Яхренский Козьмин мон-рь - первая обитель игум. Митрофана (св. еп. Воронежского)//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 276-283; она же. Образ прп. Космы Яхренского в лицевом шитье и на иконах//Кадашевские чт. М., 2014. Сб. 15. С. 246-265; Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 151, 443-445; Ефимова А. И. Успенский Козмин мон-рь на р. Яхрени в док-тах XV-XVIII ст.//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 247-254; она же. Икона «Прп. Косма Яхренский с монастырем» из Владимиро-Суздальского музея//Там же. 2003. Вып. 7. С. 178-183; Св.-Успенский Космин мон-рь в с. Небылое: Старинные фотографии/Космин мон-рь. [Б. м.], 2008; Настоятели Космина Яхренского Св.-Успенского мон-ря XIV - нач. XX в./Сост.: А. В. Кукушкина, Ю. В. Фомин, Л. А. Щенникова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 357). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 472-474, 476, 525-526; Т. 2. Стб. 791, 792, 794, 809; ПДРКП. Стб. 83-99; НПЛ. С. 80, 84, 89, 304, 306, 309, 321, 323-324; ПРП. 1955. Вып. 3. С. 467-468; Щапов Я. Н. К истории болгарской рукописи, бывшей протографом Рязанской Кормчей 1284 г.//Studia Savico-Byzantina et mediaevalia europensia. София, 1988. Vol. 1. С. 309-316; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002. С. 323-325, 327, 330, 332, 333, 337-338. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 3 (по указ.); Голубинский. История РЦ. Т. 2. 1-я пол. С. 50-89; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 159-192; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. С. 33-47; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950. С. 226, 228, 237-238, 271-272; St ö kl G. Kanzler und Metropolit//Studien zur Geschichte Osteuropas. W., 1966. Bd. 3. S. 150-174; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978. С. 206-216; Щапов Я. Н. Визант. и южнославян. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 139-152, 159-185, 234-246; Жаворонков П. И. Никейская империя и княжества Древней Руси//ВВ. 1982. Т. 43. С. 84-85; Поппе А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси: X-XIII вв. М., 1989. С. 204-206 [Библиогр.]; То же// Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 468-471 [Библиогр.]; Творогов О. В. Кирилл//СККДР. Вып. 1. 1987. С. 225-227 [Библиогр.]; Лаушкин А. В. Митр. Кирилл II и осмысление ордынского ига во 2-й пол. XIII в.//БТ. 2002. Вып. 10. С. 211-224; Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания/Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003 (по указ.); Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков Русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских док-тов. СПб., 2004 (по указ.); Флоря Б. Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)//Исследования по истории Церкви: Русское и славянское средневековье. М., 2007. С. 202, 209; Печников М. В. К изучению соборных правил 1273 г.//ДРВМ. 2009. 4(38). С. 97-107; Майоров А. В. Русь, Византия и Зап. Европа: Из истории внешнеполит. и культурных связей XII-XIII вв. СПб., 2011. С. 460, 595, 702.

http://pravenc.ru/text/1840359.html

С. 32-34; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 211-215; Описание о российских святых. С. 8; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 34-36, 263-264, 269; Бережков М. Н. Блж. Игорь Ольгович, кн. новгород северский и вел. кн. Киевский: Ист. очерк. Чернигов, 1893; Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 185, 219-225; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исследования. М., 1969. С. 91-92, 100-107; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 266; Т. 3. С. 596; Голубинский. Канонизация святых. С. 58-59, 107; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 106-107, 109, 146, 221, 236; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 136, 140, 142, 176; Федотов Г. П. Святые Др. Руси. М., 1990. С. 96-97; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 171-172, 231, 236, 265, 270, 273, 332, 470, 492; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 166, 356, 363, 364, 371, 478, 484; Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 91-92; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 97-101, 105, 187-190, 363. А. В. Кузьмин, А. П. Пятнов Иконография Поход кн. Игоря Ольговича на Переяславль. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 172 об.) Поход кн. Игоря Ольговича на Переяславль. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 172 об.) В состав Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.) вошли миниатюры, иллюстрирующие военные походы Ольговичей 1135-1136 гг., в числе к-рых был И. О. (Л. 166-168 об., 169 - вверху); под 1142 г. помещена миниатюра с изображением похода И. О. на Переяславль (Л. 172 об.- внизу). История поражения И. О. открывается миниатюрой под 1146 г., где показано бегство войск князя и его брата от Изяслава (Л.

http://pravenc.ru/text/293519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

P., 1985-2000. 6 vol.; Burton-Christie D. The Word in the Desert: Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. N. Y., Oxf., 1993; Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ: The Monasteries of Palestine, 314-631. Oxf., 1994; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Пер. с нем. М., 1997; Sheridan M. Il mondo spirituale e intellettuale del primo monachesimo egiziano//L " Egitto cristiano: Aspetti e problemi in eta tardo antica/Cur. A. Camplani. R., 1997. (Studia Ephemeridis Augustinianum; 56); Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997; Сидоров А. И. Древнехрист. аскетизм и зарождение монашества. М., 1998; Синицына Н. В. Русское монашество и мон-ри. X-XVII вв.//ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 305-324; она же. Типы мон-рей и рус. аскетический идеал: (XV-XVI вв.)//Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв. М., 2002. С. 116-149; Андроник (Трубачев), игум., Бовкало А. А., Федоров В. А. Монастыри и монашество. 1700-1998 гг.//ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 325-345; Byzantine Monastic Foundation Document. Wash., 2000; Войтенко А. А. Формы монашеской организации в Египте IV - нач. V вв.//История древней Церкви в науч. традициях XX в. СПб., 2000. С. 57-61; он же. Эволюция егип. монашества в IV - нач. V в.: АКД. М., 2002; он же. Египетское монашество в IV веке: «Житие прп. Антония Великого», «Лавсаик», «История монахов». М., 2012; Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего средневековья: Германские земли II-III - сер. XI в. СПб., 2001; Бълхова М. И. Монастыри на Руси XI - сер. XIV в.//Монашество и мон-ри в России, XI-XX в. М., 2002. С. 25-50; Васильева О. Ю. Судьбы рус. мон-рей//Там же. С. 332-342; Емченко Е. Б. Женские мон-ри в России//Там же. С. 245-284; Зырянов П. Н. Русские мон-ри и монашество в XIX - нач. XX в.//Там же. С. 302-331; Клосс Б. М. Монашество в эпоху образования централизованного гос-ва: Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра//Там же.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) КОНЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Выборгской епархии С.-Петербургской митрополии), находится в Приозёрском р-не Ленинградской обл. на о-ве Коневец КУКША (Купша; † 1-я четв. XII в.), иером. Киево-Печерского мон-ря, сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) МАКАРИЙ (Кожин Матвей Васильевич; 1401 - 1483), Калязинский, чудотворец, основатель Макариева калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (пам. 17 марта, 26 мая, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121728_5.html

Лит.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 90, 91, 114; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 116, 137-138, 149-151, 181; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 123-127, 131, 193, 194, 198, 200; Творогов О. В. Кирилл (ум. 1262 г.)//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 223-225 [Библиогр.]; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962 (по указ.); Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 147-150, 155; Муравьёва Л. Л. Рогожский летописец XV в. М., 1998. С. 47, 48; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 231-232; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 112; Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Др. Руси (XI-XVI вв.). М., 2010. С. 220-222. А. В. Кузьмин Иконография Царевич приходит с еп. Кириллом II в Ростов. Клеймо иконы «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием». Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (ГМЗРК) Царевич приходит с еп. Кириллом II в Ростов. Клеймо иконы «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием». Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (ГМЗРК) Наиболее ранний известный в иконописи образ К. представлен на иконе «Прп. Петр, царевич Ордынский, с 18 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (ГМЗРК; из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Петровского мон-ря в Ростове - Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 20062. С. 374-380. Кат. 114). Святитель изображен в 4 клеймах: К. в Орде исцеляет сына хана Берке («[…] освяти воду и прише[д] в татары и изцели сына царева»); царевич приходит с К. в Ростов («[…] Господи святче Божий аз размышлях о бозех царевых и родительских»); царевич в Ростове молит К. о крещении (надпись не сохр.); крещение царевича с именем Петр («И крести сего отрока святый владыка Кирил и нарече ему имя Петр»). В клеймах верхнего ряда фигура К. доминирует в композиции: он выше всех ростом, широкая архиерейская мантия, красная ряса, черный клобук и большой золотой нимб придают образу монументальность. В последнем клейме К. в фелони, омофоре и митре, слева от купели, у него длинная узкая на конце темно-русая борода. Очевидно, икона была написана с более древней, к-рая могла появиться в ростовском Петровском мон-ре в сер. XVI в., после канонизации прп. Петра.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Не исключено также, если допустить многолетнее пребывание М. на кафедре, что именно М. вместе со свт. Иоанном (Илией) Новгородским составил небольшое по объему каноническое разъяснение («Илья, архиепискуп новгородьскыи, исправил с белогородьскымь епископомь») в отношении 2 особенных случаев при совершении Евхаристии: если священник или диакон забыл налить вино или воду в потир или если мышь начнет во время совершения таинства грызть агнца (ПДРКП. Стб. 75-78. 4). Первым анонимного Белгородского епископа с М. отождествил К. Ф. Калайдович (Памятники рос. словесности XII в., изд. с объяснением, вариантами и образцами почерков. М., 1821. С. 221), гипотезу к-рого поддержал С. И. Смирнов ( Смирнов С. И. Материалы для истории древнерус. покаянной дисциплины: Тексты и заметки. М., 1912. С. 340, 367-369). По мнению А. В. Поппе , сочинение было составлено «после смерти митр. Иоанна IV в 1166 г., когда впервые практически возник вопрос о местоблюстительстве до прибытия нового митрополита» ( Поппе А. В. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237. СПб., 19962. С. 458; ср.: Творогов. 1987. С. 208); Назаренко считает, что это могло произойти и летом 1169 г. ( Назаренко. 2015. С. 73-74). Вероятно, каноническое исправление было сделано на Соборе в Киеве, о к-ром имеется позднейшее свидетельство в Житии свт. Иоанна (Илии) XV в. (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. С. 329). Смирнов атрибутировал М. первые 4 статьи епитимийного содержания в обнаруженном им в 2 сборниках (принадлежавших Н. П. Никифорову, нач. XVI в., и ГИМ. Увар. 559, XVI-XVII вв.) каноническом памятнике «Апостольских заповедей правила святых отец» (нач.: «Максим рече: аще кто согрешит...»), к-рые назвал «Устав Максима». Кроме того, исследователь считал М. возможным автором домонг. рус. соч. «Святого Григория Богослова поучение попом», отрывок из которого в одной из рукописей (РГАДА. МГАМИД. 478/958, XVI в.) озаглавлен «Максимово» ( Смирнов С. И. Материалы для истории древнерус. покаянной дисциплины. М., 1912. С. 51-54, 332-341; см. также Григорий Философ). А. А. Турилов обосновал вопреки мнению Смирнова зависимость «Правила с именем Максима» от текстов в составе Кормчей книги , атрибутируемых св. Максиму Исповеднику ( Турилов А. А. Ответы Георгия, митр. Киевского, на вопросы игум. Германа - древнейшее рус. «вопрошание»//Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11: Слав. мир между Римом и К-полем. С. 230-231. Примеч. 23).

http://pravenc.ru/text/2561602.html

Иоанн XV, папа Римский, передает привилегии епископу Тиволи в присутствии епископа Непи. Миниатюра из «Regestum Tiburtina» (ASVat. AA. ARM. I–XVIII. 3658. Fol 10v). XI–XII вв. Иоанн XV, папа Римский, передает привилегии епископу Тиволи в присутствии епископа Непи. Миниатюра из «Regestum Tiburtina» (ASVat. AA. ARM. I–XVIII. 3658. Fol 10v). XI–XII вв. При И., стороннике клюнийской реформы , мн. мон-ри были взяты под защиту Папского престола. Охраняя привилегии мон-рей от светских государей, папа прибегал к крайним мерам. Так, он пригрозил графам Фландрским Арнульфу II и Балдуину IV отлучением от Церкви, если они не откажутся от претензий к мон-рю св. Рихария (Сен-Рикье) ( Jaffé. RPR. N 2953). И. утвердил решения Собора в Лиможе (994), состоявшегося в рамках движения «Божиего мира» , где идея реформы Церкви нашла широкую поддержку. В кон. 988 или в нач. 989 г. в Рим приехал изгнанный из еп-ства сщмч. Адальберт , еп. Пражский. По совету папы он принял монашеский постриг и поселился в мон-ре святых Алексия и Вонифатия на Авентине. В сер. 992 г. прибывшие в Рим послы чеш. кн. Болеслава II (967-999) от лица правителя и паствы при поддержке архиеп. Виллигиза Майнцского (Пражский епископ являлся суффраганом архиепископа Майнцского) обратились к И. с просьбой вернуть епископа в Прагу. Дело обсуждалось на Соборе, по решению к-рого Адальберту надлежало отправиться в свое еп-ство, однако в случае дальнейших притеснений ему разрешалось вернуться в мон-рь. Во время 2-го пребывания в Чехии Адальберт по поручению И. основал 1-й на чеш. землях бенедиктинский мон-рь Бржевнов , к-рый получил от папы широкие привилегии. В 994 г. Адальберт, удрученный состоянием нравов в епархии и потерей в ходе усобицы 4 братьев, вернулся в Рим. Согласно поздней легенде, папа назначил Адальберта своим капелланом. В 996 г. по просьбе Виллигиза Майнцского папа (И. или, вероятно, уже новый папа Римский Григорий V ) повелел Адальберту возвратиться в еп-ство или заняться миссионерской деятельность среди язычников (спустя год сщмч. Адальберт принял мученическую кончину от язычников-пруссов, живших к востоку от устья Вислы).

http://pravenc.ru/text/469700.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010