А. В. изображен на иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей. Афины), 2-я пол. XVI в., Крит (ГИМ), и др.; на миниатюрах рукописей из мон-ря Ставроникита на Афоне (43. fol. 10, X в.); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 90, 321, 327; 976-1025 гг.); в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 187, кон. XI в.); в Лекционарии (Vat. gr. 1156. fol. 187, XI в.); в Синаксаре Захария Валашкертского (Кекел. А. 648, 1030 г.); в Минологии 1034-1041 гг. (Baltim. Cod. 16) и др. Сцены из жития А. В. представлены: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. 976-1025 гг.), в сюжетах «Успение прп. Аммона» (fol. 90), «Успение прп. Павла Фивейского» (fol. 321), «Успение прп. Антония» (fol. 327); в атриуме ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в. (2 сцены «Искушение св. Антония»); в ц. Сант-Анджело ин Формис, посл. четв. XII в., «Искушение св. Антония», «Посещение св. Антонием прп. Павла Фивейского», «Преломление хлеба святыми Антонием и Павлом Фивейским», «Вознесение души прп. Павла Фивейского»; в ц. Сан-Сеполькро в Барлетте (Италия), XII в.; в ц. Богоматери в Матейче (Македония), 1355-1360 гг.; на житийной иконе работы Фрагиаса Кавердзаса, XVII в. (Коллекция П. Канелопулоса). В поствизант. искусстве А. В. часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой, напр.: на иконе работы Андреаса Павиаса, 2-я пол. XV в., из Кефалинии (Б-ка Коргиаленос); на иконе из мон-ря Дионисиат , XVII в.; на иконе «Святые Антоний, Евфимий и Савва» из мон-ря Новый Скит на Афоне, 1766 г. Иконография А. В. в древнерус. живописи следует визант. образцам: в ц. Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 гг.; в росписи прп. Андрея Рублёва, 1408 г., на столпе в зап. части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского мон-ря около Звенигорода, нач. XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.; на иконе 3-й четв. XVI в., Москва (ГИМ) и др. Изображение А. В. среди избранных святых часто встречается на рус. иконах, напр.: «СвятыеАнтоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и образ Богоматери «Знамение»», сер.- 2-я пол. XV в. (ГРМ); «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV в., Новгород (Музей-квартира П. Д. Корина); «Избранные святые», 1498 г., Новгород, провинция (ГРМ); «Святые Николай, Антоний Великий и Афанасий Афонский», сер. XVI в., Ростов-Новгород (ЦМиАР). Изображение А. В. представлено на подоле «малого» саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/116054.html

С X в. Е. П. часто - как ни одного др. визант. святого - представляли в окружении членов его семьи (святой облачен в хитон и гиматий). Подобные изображения встречаются в капеллах, имеющих погребальное назначение, напр. на своде сев.-зап. капеллы кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.). В соборе Св. Софии в Киеве в росписи внешней галереи (40-е гг. XI в.) Е. П. в облике средовека, Феопистия - в серо-синей ризе и в коричневом мафории, с крестом в руке, на пилоне полностью сохранилось изображение одного из их сыновей - круглолицего отрока в изукрашенном коротком хитоне, от изображения 2-го сына уцелела только нижняя часть (неясно, кто из них Агапий, кто - Феопист). Образы Е. П. с сыновьями могли располагаться в ряду других воинов и святых: например, в росписи ряда церквей Каппадокии: св. Иоанна Крестителя 4) в Гюллюдере (между 913 и 920), Тавшанлы-килисе (между 913 и 945), Евстафия Плакиды в Гёреме (XI в.), Йыланлы-килисе (предположительно) в долине Ыхлара в Белисырме (X в.), а также в росписи внешней галереи Св. Софии в Киеве и в рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253v, 3-я четв. XI в.). Мученичество св. Евстафия Плакиды с семьей. Миниатюра из Минология Васи-лия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 63) Мученичество св. Евстафия Плакиды с семьей. Миниатюра из Минология Васи-лия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 63) Изображение Е. П. в окружении членов семьи широко распространено в греч. и балканской живописи в поствизант. период: в мон-ре Хурези, Румыния (1694),- с женой и детьми; в ц. вмц. Параскевы в Рымнику-Вылче, Румыния (XVII в.), в мон-ре в Мецово, Греция (XVII в.), на галереях (1649) ц. Рождества в Арбанаси, Болгария (1638),- с сыновьями. Мученическая кончина семьи изображена в мон-ре Воронец, Румыния (1547-1550); в соборе Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, Греция (1552). Одной из отличительных черт иконографии Е. П. стало изображение оленя в сфере, к-рую он держит перед собой, напр., в росписи мон-ря Хурези и нартекса (1681) ц. Рождества в Арбанаси.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Известно житие А. З. и Марии на сир. языке; имеющееся там указание на то, что его автором был прп. Ефрем Сирин (посвятивший А. З. 15 гимнов), в наст. время ставится под сомнение. Сохранилась также греч. версия жития в обработке Симеона Метафраста . Согласно сир. житию, А. подвизался в Кидуне близ Эдессы; греч. житие называет селение, жителей к-рого крестил святой,- Тения в епископии Лампсака (Геллеспонт). Повесть об А. З., приписываемая св. Ефрему Сирину, переведена на слав. язык в Х в. в составе Паренесиса. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. краткое житие и эта повесть помещены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120-121). Иконография А. изображается в ряду преподобных отцов старцем с длинной вьющейся бородой: на миниатюре Минология Василия II - представлен молящимся возле храма и источника (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 146); на мозаическом медальоне ц. Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.,- поясное изображение; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- с воздетыми в молении руками ( орант ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 13. 21), описывает преподобного как старца «с большой остроконечной бородой». Ист.: BHG, N 5-8; BHL. T. 1. P. 3; ActaSS. Mart. 1668. T. 2. Col. 741-748; Bedjan. Acta. T. 6. P. 380-401; 465-499; Lamy Th. Acta Beati Abrahae Kidunaiae monachi aramaice//AnBoll. 1891. T. 10. Fasc. 1. P. 5-49 [сир. житие; рус. пер.: Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93). С. 107-116]; PG. 115. Col. 43-77 [греч. житие]; S. Ephrem Syri Hymni et sermones/Ed. T. Y. Lamy. Malines (Mecheln), 1889. T. 3. P. XL-XLIII. Col. 749-836; T. 4. Col. 1-84; Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum/Ed. J. B. Abbeloos et T. Lamy. Louvain, 1872. T. 1. P. 86; Chronicon Edessenum/Trad. T. Guidi. Chronicon ad A. D. 846 pertinens/Trad. J. B. Chabot. Chronicon Jacobi Edesseni/Trad. E. W. Brooks//CSCO. Ser. 3. Syr. T. 4. P. 5, 150, 219; SynCP. Col. 173-174; PL. 72. Col. 281-294; Hrotsuita. Comoedia, IV//PL. 118. Col. 1013-1028.

http://pravenc.ru/text/62878.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМЕТИЙ ПЕРСИЯНИН († 363), прмч. (пам. 7 авг.), пострадал вместе с 2 учениками при имп. Юлиане Отступнике. Происходил из Персии, будучи в раннем возрасте обращен в христианство неким Уаром (Аваром), оставил родителей и отправился в г. Нисибин (совр. Нусайбин, Турция), где принял Крещение, а затем и постриг в одном из окрестных мон-рей. Однако зависть монахов заставила Д. П. бежать в Феодосиополь (совр. Телль-Халаф или Рас-эль-Айн, сев.-вост. Сирия), где его духовным отцом стал архимандрит мон-ря святых Сергия и Вакха по имени Нурвел. Д. П. был посвящен в сан диакона, но, узнав, что игумен намерен рукоположить его во пресвитера, счел себя недостойным сана и покинул обитель. Отправившись на Запад, Д. П. остановился в окрестностях г. Кир (греч. Агиополь, сев.-зап. Сирия), взошел на пустынную гору и соорудил пещеру, в к-рой уединился. Вскоре к пещере Д. П. стало приходить множество людей, желавших получить наставление или избавиться от недугов. Мученичество св. Доментия Персиянина. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (vat. пк. 1613. Р. 89) Мученичество св. Доментия Персиянина. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (vat. пк. 1613. Р. 89) В греч. источниках существует неск. версий мученической кончины Д. П. В соответствии с поздним анонимным Житием (BHG, N 560) и Синаксарем К-польской ц. (X в.) имп. Юлиан Отступник узнал о Д. П., проезжая окрестности Кира во время военного похода в Персию (выступил в поход весной 363). Отправившиеся по его приказу к пещере солдаты застали святого молящимся вместе с 2 учениками и по распоряжению императора забросали их камнями. В «Хронографии» Иоанна Малалы (VI в.) мученичество описано иначе: Юлиан, проезжая окрестности Кира и увидев большое стечение народа у пещеры святого, предложил ему прекратить проповедь и не привлекать к себе людей, на что Д. П. ответил, что действует согласно Божией воле. Тогда Юлиан приказал заложить пещеру с находившимся там Д. П. камнями. Вероятно, Д. П.- один из последних христиан, пострадавших во время гонений Юлиана Отступника, поскольку император был смертельно ранен на войне с персами и умер 27 июня 363 г.

http://pravenc.ru/text/178835.html

Начиная с V в. легенда о Е. благодаря сюжетным линиям, заимствованным из фольклора, получила широкое распространение во всем христ. мире. Мученичество прмц. Евгении и с ней пострадавших. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 270) Мученичество прмц. Евгении и с ней пострадавших. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 270) В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) отмечено, что Е. была похоронена «в Риме, на Латинской дороге, на кладбище Апрониана». Рим. итинерарии VII в. сообщают, что над могилой была построена базилика, к-рая перестраивалась папами Иоанном VII (705-707), Адрианом I (772-795) и Львом III (795-816), а затем исчезла. Место, где было расположено кладбище Апрониана и находилась могила святой, установить не удалось. В наст. время мощи Е. пребывают в ц. Двенадцати апостолов в Риме. Частицы мощей Е. имеются в мон-ре вмц. Варвары (о-в Кипр) и на территории Греции, в мон-рях Живоносного Источника на о-ве Андрос и Св. Троицы в Коропи ( Meinardus. 1970. P. 176). Изображения Е. на мозаиках в Греции, Италии (Равенна, Неаполь) и Хорватии (Пореч) свидетельствуют о распространении ее почитания за пределами Рима. Культ святой укрепился во времена еп. Авита Вьеннского (ок. 450 - ок. 518 или 525). Гимны в честь Е. писали Венанций Фортунат (VI в.), Адельман (? в.), Флодоард (X в.). В Зап. Церкви день памяти Е. отмечается 25 дек., за исключением Испании, где он приходится на 27 дек. Визант. синаксари помещают день памяти святой накануне Рождества - 24 дек. Е. посвящен самый большой из поэтических текстов в составе греч. стишного синаксаря (т. н. стостишие), вошедший затем в слав. стишной Пролог ( Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска литература: Археография, текстология и издание на проложни стихове. Пловдив, 2000. С. 311-314). Календарь РПЦ указывает время мученической кончины Е. ок. 262 г., однако достаточных оснований для данного утверждения нет. Ист.: BHG, N 607w - 608b; BHL, N 2666-2670; BHO, N 281-284; MartHieron. P. 8-9, 501-502; MartRom. P. 600-601; PL. 21. Col. 1105-1122; Ibid. 73. Col. 605-620 редакция Мученичества]; PG. 116. Col. 609-652 [Житие, составленное Симеоном Метафрастом]; Ibid. 117. Col. 225-226 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 339-344; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 398; ЖСв. Дек. С. 644-669; Жития Византийских святых. СПб., 1995. С. 451-485.

http://pravenc.ru/text/187019.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ И МАКАРИЙ [греч. Εγνιος κα Μακριος] († 362/363), преподобные, исповедники Антиохийские, Мавританские (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.). История Е. и М. имеет 2 традиции изложения. Первая связана с Мученичеством вмч. Артемия (BHG, N 169 y-z), где рассказывается, что, когда имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию, к нему привели пресвитеров Е. и М. На допросе они не только не отреклись от христ. веры, но и обличили императора в нечестии, за что их подвергли пыткам. Вмч. Артемий, пришедший в Антиохию в числе др. военачальников, стал свидетелем мучений пресвитеров и упрекал Юлиана в жестокости и языческих заблуждениях. Артемия, Е. и М. бросили в темницу. Наутро Юлиан повелел отправить пресвитеров в место под названием Авгасис (Αγασις), где не было воды. Там святые пребывали 40 дней и скончались 20 дек. Мон. Иоанн Родосский в поздней переработке Мученичества вмч. Артемия (BHG, N 170) называет место изгнания Е. и М. «Оасис Аравийский» (Οασις τς Αραβας) и добавляет, что через 40 дней пресвитеры были обезглавлены. Преподобные Евгений и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 259) Преподобные Евгений и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 259) Вторая традиция представлена в греч. Мученичестве Е. и М. и его кратких переводах на лат. язык (не позднее IX в.). Автор греч. жития рассказывает, что во время правления имп. Юлиана были схвачены братья-христиане Е. и М. Они предстали перед императором на суде. За отказ поклониться языческим богам братья были подвергнуты мучениям: их жгли огнем, подвесив вниз головой и связав ноги, затем положили на раскаленное железо. Юлиан хитростью, уговорами и обещаниями богатства пытался заставить Е. и М. поклоняться идолам. Когда братья отказались принести жертвы, император пригласил заклинателей змей. Но и змеи не устрашили Е. и М. Разгневанный Юлиан не казнил братьев, как они того желали, а отправил их в Мавританию, в г. Диндон (Δινδν). Е. и М. первыми проповедовали Евангелие местным жителям и совершили много чудес. Они поднялись на высокую гору, где в пещере жил огромный змей, причинявший вред обитателям этой страны. По молитве Е. и М. змей сгорел в огне, сошедшем с неба. Святые поселились на том месте и ничего не вкушали в течение 30 дней. После этого небесный свет в виде 12 лампад осветил пещеру и из камня, распавшегося на 2 половины, обильно потекла вода. Проведя 4 месяца в изгнании, Е. и М. с миром почили 22 февр.

http://pravenc.ru/text/187013.html

Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 г. (Vat. gr. 1613. Р.18) Мученики Евдоксий, Зинон и Макарий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 г. (Vat. gr. 1613. Р.18) В Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) сообщается, что Е. был комитом при имп. Траяне. Он находился в Галлии вместе с 11 тыс. солдат. Препозит Ромил советовал принудить воинов-христиан во главе с Е. принести жертвы языческим богам. За отказ выполнить приказ солдат сослали в Мелитину. Ромил раскаялся, уверовал во Христа и был усечен мечом. После этого стал править имп. Максимиан , к-рый приказал убивать христиан. Правитель Мелитины подверг жестоким мучениям, а затем приказал обезглавить Е. и воинов, находившихся с ним. В этом кратком сказании З. и М. не упоминаются. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), служба Ромилу, Е., З. и М. совершалась 6 сент. в приделе св. Прокопия, в ц. мч. Мины в К-поле. В К-поле в честь святых Филимона и Е. префектом Евдоксием при имп. равноап. Константине I Великом был построен храм. Возможно, церковь была посвящена только Филимону, а имя Е. было присоединено ошибочно, по аналогии с упоминаемым префектом Евдоксием, основателем храма. Поскольку в др. источниках не содержится никаких сведений об этой церкви, существование ее вызывает сомнения ( Janin. P. 115-116). Свт. Димитрий Ростовский разделил Мученичества Ромила и Е., З. и М., поместив их под одной датой - 6 сент. В календаре РПЦ время мученической кончины Е., З. и М. указано между 311 и 312 гг., что не согласуется с их Мученичеством, где сказано, что они пострадали при имп. Диоклетиане. Цезарь Бароний относил кончину Е., З. и М. к 311 г., день их памяти в Римском Мартирологе находится под 5 сент. Ист.: BHG, N 1603x, 1604; ActaSS. Sept. T. 2. P. 512-517; SynCP. Col. 20-21; PG. 115. Col. 617-634 [Мученичество, сост. Симеоном Метафрастом]; PG. 117. Col. 33-36 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 93-95; ЖСв. Сент. С. 146-153. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 273; Т. 3. С. 360-361; Εδξιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1024; Astruc C. Un fragment palimpseste d " une Passion prémétaphrastique inconnue de S. Eudoxius et de ses compagnons//AnBoll. 1959. Vol. 77. P. 42-54; Janin. Églises et monastères. P. 443-444; idem. Eudoxe//DHGE. T. 15. Col. 1337; Spadafora F. Eudossio, Zenone, Macario//BiblSS. Vol. 5. Col. 153; Gordini G. D. Romolo//Ibid. Vol. 11. Col. 349-350; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 143.

http://pravenc.ru/text/187108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННА, ПИННА И РИММА Мученики Инна, Пинна и Римма. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 337) Мученики Инна, Пинна и Римма. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 337) [греч. Ινν (Ιν), Πιν (Πινν), Ρημ (Ριμ)] (ок. сер. IV в.), мученики Готские (пам. 20 янв., 20 июня). Первоначальный текст Мученичества (вероятно, 2-й пол. IV в.) не сохранился; в рукописи XI в. (Paris. gr. 1488) содержится краткое извлечение из него (эпитома); также известны сказания в визант. стишных синаксарях кон. X - XIII в. (см., напр.: SynCP. Col. 407; Paris. gr. 1617; Ambros. B. 104). Согласно эпитоме, И., П. и Р. происходили «из северной варварской страны» и были учениками ап. Андрея Первозванного . Они успешно проповедовали и мн. язычников обратили ко Христу. Узнав об этом, правитель уговорами и угрозами пытался убедить И., П. и Р. поклониться идолам, но они отказались. Была суровая зима, и реку сковало льдом. Правитель приказал вбить посреди реки колья и привязать к ним мучеников. Колья постепенно уходили под лед, и, когда вода достигла шей мучеников, они предали души Богу. Христиане похоронили их останки. Спустя 7 лет еп. Годда перенес мощи И., П. и Р. в порт Алиск. В заглавии эпитомы указано, что И., П. и Р. пострадали в Готии (в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) употреблено архаичное название - Скифия). Христианство среди готов стало активно распространяться только с IV в., а ок. сер. IV в. у этих племен за Дунаем происходила борьба между язычниками и христианами, сопровождавшаяся массовым гонением на последних (ср.: Lenski N. The Gothic Civil War and the Date of the Gothic Conversion//GRBS. 1995. Vol. 36. N 1. P. 51-89). Т. о., указание на связь И., П. и Р. с ап. Андреем, по всей видимости, является анахронизмом. Проф. Е. Е. Голубинский предположил, что И., П. и Р. пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, к-рый находился на месте совр. Алушты.

http://pravenc.ru/text/389611.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНАИДА И ФИЛОНИЛЛА [греч. Ζηνας κα Θιλωνλλη (Θιλονλλη)] (I в.), мученицы Тарсийские (пам. 11 окт.). Согласно пространному анонимному греч. Житию (BHG, N 1883), З., оставив сестру, поселилась в пещере на горе, находившейся на севере Деметриады близ г. Тарс (ныне Тарсус, Турция), где вела отшельническую жизнь, исцеляла больных и одержимых нечистыми духами, помазывая их елеем. Когда молва о З. распространилась по окрестностям, к ней за наставлениями пришли 3 благочестивых мужа - Папп, Патер и Филокир. Поселившись недалеко от З., отшельники молились и исцеляли людей. Затем вместе с З. они отправились проповедовать в соседние деревни (автор Жития приводит слова проповеди и 2 молитв, произнесенных З.). Однажды З. услышала, что некие люди хотят донести на них властям, и стала отговаривать своих спутников от путешествия в Тарс, однако те не послушали ее. Тогда З., вернувшись к себе, начала молиться о спасении от язычников и получила от Господа уверение, что не будет схвачена. Выйдя из дома, она уколола ногу терновником, отчего тотчас же скончалась. З. была похоронена неким благочестивым мужем; на ее могиле совершались исцеления. Мученицы Зинаида и Филонилла. Миниа-тюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 106) Мученицы Зинаида и Филонилла. Миниа-тюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 106) Имя Ф. впервые появляется в греч. синаксарных сказаниях, где о сестрах сообщается, что они родом из Деметриады близ Тарса и были родственницами ап. Павла . З. занималась врачеванием и проповедовала язычникам. После ухода сестры на гору Ф. осталась в доме, вела благочестивую жизнь, удостоилась дара чудотворения. Она пережила З. и почила в мире. Мц. Зинаида. Фрагмент иконы «Минея на октябрь». XIX в. (частное собрание) Мц. Зинаида. Фрагмент иконы «Минея на октябрь». XIX в. (частное собрание) В более поздних греч. памятниках (напр., в стишном Синаксаре 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 369(353). Л. 130 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 520)) З. и Ф. названы мученицами. Согласно слав. Прологу, они были побиты камнями (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 932). В Житиях святых, составленных свт. Димитрием, митр. Ростовским , сведения о мученичестве и мирной кончине З. и Ф. смешаны.

http://pravenc.ru/text/199811.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМНИКА Прп. Домника. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 308) Прп. Домника. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 308) Домника [греч. ομνκα, ομνκη, ομννα] († ок. 474), прп. (пам. 8 янв.). Родом из Карфагена (Сев. Африка). Д. во время правления имп. Феодосия Великого (379-395) вместе с 4 девами приехала в К-поль. К-польский архиеп. Нектарий (381-397), получив откровение от Бога, принял Д. и крестил. Затем она удалилась в мон-рь. Преуспев в духовных подвигах, Д. взошла на вершину подвижничества и удостоилась от Господа дара чудотворений. Д. скончалась в правление имп. Зинона (474-491). В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) память Д. находится под 10 янв. Здесь Нектарий назван патриархом. Он не только ввел Д. в монастырь, к-рый она основала во имя прор. Захарии, но и посвятил в диакониссы. Д. предсказывала будущее императорам и патриархам, за что и почиталась ими. Прп. Никодим Святогорец сообщает, что Д. пришла в К-поль вместе с 40 девами. В греч. «Энциклопедии религии и этики» (ΘΗΕ) говорится, что Д. жила при имп. Феодосии II (408-450), а не при Феодосии I Великом. Вначале она поселилась в Александрии, а затем приехала в К-поль. Архиеп. Филарет (Гумилевский) в «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» пишет, что Д. была знатного происхождения. Вместе с прп. Маврой (пам. 31 окт.) и еще 3 девами-язычницами она пришла в К-поль. Имп. Феодосий подарил Д. и Мавре земли за чертой города. Д. основала мон-рь прор. Захарии, а Мавра - обитель мц. Мавры. Д. подвизалась в посте и трудах и достигла духовного совершенства: исцеляла больных, предсказывала будущее, повелевала природным стихиям. Ее жизнь была весьма продолжительной, и она с миром отошла ко Господу. Прп. Иосиф Песнописец составил канон в честь Д. Ист.: BHG, N 562, 562c-f; PG. 117. Col. 249-252; ActaSS. Ian. T. 1. P. 483, 1098; SynCP. Col. 377; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 43; ЖСв. Янв. С. 262-263; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 218-219.

http://pravenc.ru/text/178877.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010