930 Греч. переводчик увидел игру слов между первым словом, которое он прочел в сопряженной конструкции мн.ч. вместо Духа МТ, и последним – Действительно, в оригинале, скорее всего, имела место перекличка омонимов, причем нерушимость засовов неба, заключение которых жители региона так чувствительно переживали при засухе и трепет которых при открытии «хлябей небесных» ясно угадывался в грозе, противопоставлена подвижности морского чудища, которая в LXX интерпретируется как его непослушание (отступничество). 931 Текст поэмы воспроизводим по Шифману, на авторитетные коммент. которого преимущественно и опираемся в этом раделе: О Ба‘лу. Угаритские поэтические повествования. М., 1999. С. 129,157–158. Транскрипция согласных иврита дана по учебнику Ламбдина. 932 «Перед нами, – пишет Шифман, – несомненно, поэтический штамп, общий для всего древнего сиро-палестинского региона» (Там же. С. 158). 933 Ср. араб. 934 Шифман. Цит. соч. С. 28. Ба‘лу (ср. евр. , букв, «господин», «обладатель») – хананейский бог плодородия. Муту (ср. евр. , «смерть») – хананейский бог смерти. 936 Версия LXX композиционно совершеннее: «В тот день воспоют песнь сию в земле Иудейской, говоря: вот, город крепкий спасение даст нам – стену и ограду... В тот день захотят воспеть о хорошем винограднике: я город крепкий, город осажденный. Напрасно Я поливаю его, захвачен будет ночью, а днем падет стена его, и нет такого, кто бы не взял его». Все это согласуется со стт. 27:10–11 «Ибо укрепленный город опустеет, жилища покинуты и заброшены, как пустыня... Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его». В МТ слова об укрепленном городе и винограднике звучат как похвала, оторванная от этого трагического сюжета. 938 МТ: и устыдятся ненавидящие (Син). LXX: ζλος λψεται λαν παδευτον охватит народ Пер. относится только к последним двум словам, так как первая пол. предложения отнесена к предыдущему: «...а когда уразумеют, постыдятся». Таким образом, означает, с точки зрения толковников, «ревность (вариант: зависть) народа», и своей интерпретацией LXX пытаются дать объяснение этим словам исходя из предшествующего текста: поскольку воли Бога народ не уразумел, а когда уразумеет, постыдится, то из-за своей необразованности он и будет жертвой зависти к тем, которые окажутся верными (ср. ст. 12 и далее). Возможно, этот текст был одним из источников апостола Павла: «Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» ( Рим 11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

9 929 Благ Господь ко всем живущим, исполнены милости деяния Его. 10 Да прославят Тебя, Господи, деяния Твои, и праведники Твои да благословят Тебя! 11 Славу Царства Твоего возгласят, о могуществе Твоем поведают, 12 И возвестят сынам человеческим силу Твою, великолепие славы Царства Твоего. 13 Царство Твое – Царство вовеки, владычество Твое – из рода в род. Верен Господь в словах Своих и Свят в деяниях Своих; 14 Укрепляет Господь падающих и поднимает низверженных. 15 930 Очи всех живых на Тебя взирают с упованием, и Ты даешь им пищу во время свое; 16 Отверзаешь Ты руку Твою и насыщаешь все живущее по благой воле Твоей. 17 931 Праведен Господь во всех путях Своих и Свят во всех деяниях Своих. 18 Близок Господь к призывающим Его, к призывающим Его в силе истины; 19 Желания боящихся Его исполнит Он, и молитвы их услышит и спасет их. 20 Хранит Господь любящих Его, а грешников истребит. 21 932 Изрекут уста мои хвалу Господу, и да благословит все живое во имя Его вовеки. Слава: Аллилуия, 146. 942 1 943 Восхваляйте Господа, ибо воспевать псалмы – благо для нас. Богу нашему да будет угодна хвала! 2 944 Господь созидает Иерусалим; рассеянный по земле Израиль соберет. 3 945 Исцеляет Он сокрушенных сердцем и врачует раны их; 4 946 Исчисляет множество звезд и всем нарекает имена. 5 Велик Господь наш, велика сила Его, и разуму Его нет предела! 6 947 Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли. 7 948 Начните прославлять Господа, пойте хвалу Богу нашему под звуки гуслей! 8 949 Одевает Он небо облаками, проливает на землю дождь, взращивает на холмах траву и злаки на пользу человеку; 9 Дарует пищу скоту и птенцам ворона, призывающим Его. 10 Ничто пред Ним сила конская, и к мужу, уповающему на силу голеней своих, не благоволит; 11 Благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его. Аллилуия, Аггея и Захарии, 148. 958 1 Восхваляйте Господа на Небесах, восхваляйте Его в обителях Небесных! 2 959 Восхваляйте Его, Ангелы Его; восхваляй Его, воинство Его! 3 Восхваляйте Его, солнце и луна! Восхваляйте его, звезды и свет!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

в) Петр Ломбард и другие ревнители папства приводят из сочинения святого Амвросия о Пресвятом Духе следующее: “что от кого-либо, то или от существа его, или от власти; от существа, как Сын, который от Отца, и Дух Святой, который от Отца и от Сына исходит”. 925 Но ныне в творениях Амвросия. по всем изданиям, читается это так: “от существа, как Сын, который сказал: я (Премудрость) вышла из уст Всевышнего ( Сирах. 24:3 ), как Дух, который от Отца исходит, и о котором сказал Сын: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет”. 926 г) Два отступника от православия Векк и Калека, писавшие в защиту римского лжедогмата, приводят из третьего слова на молитву Господню святого Григория Нисского следующее изречение: “Дух Святой и называется Духом от Отца, и имеет свиде­тельство, что Он есть Дух от Сына ( κ το ιο)”. 927 Но даже иезуит Петавий должен был согласиться, что это место повреждено, и что его надобно читать так, согласно с составом речи: “Дух Святой и называется Духом от Отца, и имеет свидетельство, что Он есть Дух Сына, – ибо сказано: если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим. 8:9 )”. 928 д) Во всех изданиях творений блаж. Иеронима в его изъяснении символа веры , написанном к святому Кириллу, читается: “Дух Святой собственно и истинно от Отца и от Сына исходит”. 929 Но сами же римские богословы, пользовавшиеся творениями Иеронима еще до издания их в печати, приводят это место без прибавления: “и от Сына,” 930 а один из них (Петр Ломбард), приведя это и два другие подобные места из того же сочинения блаж. Иеронима, с недоумением спрашивает: почему Иероним, сказав, что Дух Святой исходит от Отца, не сказал – и от Сына? 931 е) Из сочинений блаж. Августина о Пресвятой Троице Петр Ломбард приводит слова: “Дух Святой есть дар Отца и Сына, потому что и от Отца исходит и от Сына”. 932 Но ныне во всех изданиях место это читается так: “Дух Святой есть дар Отца и Сына, потому что, как говорит Господь, Я пошлю вам от Отца, Дух истины, ( Иоан. 15:26 ), и потому, что сказанное Апостолом: если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим. 8:9 ), сказано о том же самом Духе”. 933

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Св. Писании мы нигде не находим ни одного указания на то, чтобы иудаисты ссылались на него, как некоторые на Апостола Петра, а другие более строгие на Ап. Иакова 929 . В первохристианской Церкви не было и ни одной партии с именем Иоанновой. Уже одно его молчаливое присутствие на Апостольском соборе, где так много было прений по поводу возникшего разногласия, ясно свидетельствует, что он не был строгим иудаистом и ни одного слова не сказал в пользу ревновавших не по разуму. Св. Дееписатель подтверждает это положительно 930 . Не иное что свидетельствует и Апостол языков, когда о нем говорит: „узнав о благодати, данной мне, Иаков, и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным“. Эти слова „показывают, что с их мнением согласно было и его мнение, а с его мнением согласно было и их мнение“ 931 . Есть некоторые основания даже полагать, что он действовал примиряюще на этом соборе 932 . Да и мог ли иначе поступать в данном случае Ап. Иоанн? Им записаны бессмертные слова Спасителя: „наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе“ 933 . Им записаны и другие Его слова: „Есть у Меня другие овцы, которые не от двора сего, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой и будет одно стадо и один пастырь“ 934 . Слышал он и заповедь воскресшего Спасителя: „идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа“ 935 . Слышал он и другие Его слова подобные этим: „и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли“ 936 . Видел он и то, как не один раз Спаситель говорил о некоторых из язычников: „велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему“, „истинно говорю вам и во Израиле Я не нашел такой веры“, „многие прийдут от востока и запада и севера и юга и возлягут в царствии Божием“ 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Вас будут презирать, вас будут преследовать, но «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» 931 . Вечный Судия не придет одних погубить, вторых спасти, действуя с полным произволом. Он придет вершить суд; добрые дела получат награду, плохие – наказание: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня 932 . «каждый получит награду по своему труду» 933 . Плата, о которой говорит св. Павел, не есть нечто, что Бог мог бы дать, но мог бы и не дать, действуя по желанию. Награда дело справедливости. Если Бог не дал бы награды, он не был бы – и на то указывает св. Павел, который так часто выделяет необходимость благодати для добрых дел – справедливый Бог: «а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». 934 Сравнение В вышеприведенных цитатах господствует юридический подход в ущерб рассмотрению параллельных мест, говорящих о том, что добрые дела не имеют самостоятельной ценности и Бог поступает по Своему желанию (см. выше в разделе православного вероучения). Несмотря на ряд положений католического вероучения, совпадающих с православным, выделяется момент, совершенно неприемлемый с православной точки зрения: – возможность заработать награду добрыми делами. Католицизм, по сути, выделяет два момента: освящение человека благодатью, после чего тот становится святым; добрые дела, могущие увеличить степень блаженства. Очень важно, что присутствуют оба момента – и необходимость благодати и добрых дел, но они воспринимаются как существующие сами по себе, не связанные необходимостью соделования личного спасения. Не делается необходимый акцент на состоянии души спасающегося человека. Протестантизм отбросил учение о добрых делах, а учение об освящении благодатью довел до абсурда. Необходимость освящающей благодати роднит учение православия и католицизма, но у католиков отсутствует акцент на необходимости соделования спасения, преобразования души, следствием чего являются добрые дела, которым придано совершенно иное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Глава XXIV 1 . Вот, Господь опустошает землю и делает ее безплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней. 2 . И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что с служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим рост. Земля опустошается: не одна земля Палестины, но и вся земля. Одна за другой падают могущественные монархии. Вслед за падением небольших царств Дамаска и Самарии, падают Ассур и царство Иуды, и Вавилон и Египет. Особенность читаемого нами пророчества заключается в том, что оно объемлет общим взором верховные законы, кои Господь установил для управления миром. Пророчество это не останавливается на частных исторических событиях, имеющих совершиться над каким-либо из народов в особенности: Господь Вседержитель зрит на весь мир; ближе к Нему народ обетования, но рядом с ним стоят все другия народы земли. Спасен будет избранный остаток Израиля, но спасутся и все те из всех других народов, которые примкнут к этому остатку. Израиль является представителем всех других народов, и его судьбы связуются навсегда с судьбами всего человечества, ибо из него изыдет вождь 931 , который спасет весь мир. Стих второй указывает на радикальный переворот в обществе всех народов и всех государств того времени, на сравнение всех людей всех сословий пред общим бедствием, на уничтожение всех каст и степеней общественной лестницы государственного и социального устройства; переворот этот и совершился, когда вдвинулся в переднюю Азию новый элемент, новая раса людей, прошедшее и предания которых были совсем иные, чем великого Кушито-Семитского племени, владевшего дотоле Азией и Египтом. И действительно весь строй жизни в VI столетии до Р. Хр. уничтожен, все классы общества нивеллированы не в одном только царстве Израильском при Ассирийских монархах, не в одном только царстве Иудейском при Вавилонянах; нет, этот громадный социально-государственный переворот совершился и в Ассирии при разрушительных ударах, нанесенных сначала Скифами в 625 г. до Р. Хр., потом окончательно Мидянами в 606 году; он совершился в Вавилонии при Кире, он совершился отчасти и в Египте при Камбизе. Но в первых двух монархиях он стер с земли государства и нации; остались только личности, совершенно подчиненные новым господам, не удержавшие и тени прежнего общественного устройства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Вновь Господь восхищается своей Невестой, избранным своим народом. Сначала указаны три черты: 1. прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца , 2. любезна как Иерусалим , 3. грозна, как полки со знаменами . По красоте, привлекательности и величию Невеста-Израиль сравнивается с двумя столичными городами Северного и Южного царства (Израиля и Иудеи) Фирцой и Иерусалимом . Однако разделение царства произошло уже после Соломона и Фирца была столицей Северного царства при царях от Иеровоама до Замврия (931–885 гг. до Р.Х.). Амврий (885–74 гг.) основывает Самарию и переносит туда столицу. Либо можно предположить, что Соломон пророчески предвидел грядущее разделение и дает понять, что возлюбленная Ягве – это именно весь объединенный Израиль, и в единении обеих царств их красота и благоволение перед Господом. «В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим (к Иерусалиму)» ( Иер. 3:18 ). Иначе можно объяснить согласно переводу LXX, где собственное имя Фирца переведено как благоволение (εδοκα). В таком случае город Фирца упомянут лишь в силу своей красоты и прекрасной местности как символ благоволения Божия. Либо даже вообще изначальное нарицательное слово «благоволение» было позднее обращено в собственное имя «Фирца» и получилось название известного города. К этому толкованию склоняется и Мидраш, когда в указанном тексте усматривает указание «на жертвы, через которые израильтяне приобретают благоволение» ( Лев. 1:4 ). Так или иначе – Суламифь прекрасна , обрела благоволение и любезна своему таинственному Жениху. Таков Израиль для Ягве-Господа. Но Суламифь не только прекрасна и любезна, но и грозна, как полки со знаменами , ужас яко вчинены. Таков действительно был Израиль, ведший «брани Господни», особенно при Иисусе Навине и царе Давиде. Трепетали в ужасе язычники, поражаемые в своем нечестии воинством Господним святого Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иисус настойчиво запрещал «нечистым духам» говорить о Нем вслух. На это у Него была простая и очень важная причина. Земная задача, жизнь и помощь людям, всё это находилось бы под угрозой, если бы люди уже теперь видели в Нем Сына Божия, Мессию. Да, Он был Мессия, помазанный Богом Царь, но Его представление о Мессии очень отличалось от народных представлений. И в тот момент весть о прибытии Мессии могла принести только вред и неприятности. Она могла бы привести к войне и бессмысленному кровопролитию. III. ПРИЗЫВ К ОБРАЩЕНИЮ (Мк.3,13–6,6) 1. Избрание Двенадцати (Мк.3,13–19) (Мф 10,1–4; Лк 6,12–16) 13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь , 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его. Настал очень важный момент в жизни и деятельности Иисуса Христа. Теперь Ему нужно было найти людей, которые обеспечили бы в будущем дальнейшую передачу Его благовестия. А это было непросто в отсутствии СМИ. Иисусу нужно было выбрать людей, в сердцах и в жизни которых Он мог бы записать Свое евангелие Царствия Божия, и которые пойдут от Него и понесут это евангелие дальше. Иисус избрал, «кого Сам хотел», 12 человек. Всем в Израиле было понятно, что означает «12». Это напоминало не только о 12 сыновьях, но и о 12 коленах Израиля, об их несчастной истории. Ведь уже при Соломоне (931 г. до Р.Х.) десять северных колен отделились от двух южных (Иуды и Вениамина). Так союз 12 колен распался на два царства – Израиль на севере и Иудея на юге. А в 722 году пришла новая катастрофа: Царь Ассура завоевал Северное царство Израиля и депортировал значительную часть израильтян в Ассирию. Но и царству Иуды пришлось не лучше. В 586 году оно было завоевано Вавилоном. Все видные люди Иудеи были увезены в плен в Вавилон. Многие оставшиеся иудеи бежали в Египет. Позднее обратно в Палестину вернулись далеко не все из них. И те, кто вернулся, уже не имели общности с теми, кто так или иначе оставался в Палестине. Короче говоря, народ вот уже много веков был разделен и рассеян.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его ( Иов. 32:1–5 ). С точки зрения Златоуста, Елиуя более всего раздражает в предшествовавших речах Иова именно то, что, как ему кажется, Иов «считал себя праведнее Бога». Конечно же, по замечанию святителя Иоанна, Иов не вкладывал подобного смысла в им сказанное. Страдалец, разумеется, не ставил себя выше Бога, отнюдь не почитая себя более совершенным, чем Господь; однако именно так – ошибочным образом – интерпретирует слова Иова Елиуй 931 . Святитель Григорий Великий видит в том, что Елиуй вступает в спор с Иовом сразу же вслед за Елифазом, Вилдадом и Софаром, значимый типологический символ. Он вновь напоминает нам о том, что друзья Иова прообразуют еретиков, а Елиуй – высокомерных и горделивых христиан, надмевающихся собственной ученостью, а также внешне кажущейся безупречной в нравственном отношении жизнью. А ведь из истории Церкви мы знаем, что на смену вражде против Церкви со стороны еретических движений, когда эти движения – будучи побеждаемы – затихают и обессиливаются, очень часто приходит новый (теперь уже внутренний) враг. Этот враг порой может появиться даже из среды прежних защитников веры от угрозы только что поверженной ереси: из числа тех христиан, что никогда не погрешали против догматической истины и даже самоотверженно боролись с еретиками. Такие новые противники Церкви – недостойные своего имени православных христиан гордецы, «воспламененные высокомерием учености», – подтачивают жизнь христианских общин уже изнутри. Внешне они могут казаться искренними, пылкими и талантливыми, оставаясь также и вполне безупречны в отношении своего исповедания веры. Однако такие гордецы, настойчиво привлекая к себе внимание единоверцев и стремясь вызвать у них восхищение своими многообразными способностями, ищут отнюдь не славы Божией, но личной славы в глазах окружающих. По слову святителя Григория, «они правильно считают относительно Бога, но они ищут не Божью славу, а свою собственную». Именно подобных людей и прообразует гордый и самовлюбленный Елиуй, который теперь вступает в спор с типом Церкви – Иовом, приходя на смену прообразовавшим еретиков друзьям страдальца 932 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Конечно, не мука сама по себе могла быть противоядием вредным последствиям ядовитого растения, а молитва человека Божия, который всыпает муку в котел, призывая святое имя всеисцеляющего Господа. Пятое чудо, IV, 42–44 Богобоязненные, верные Господу Израильтяне после удаления из царства Израильского законных священников из колена Левитина 930 считали однако долгом своим, – как мы упоминали уже выше, – отдавать Господу через пророков часть своих доходов, которая бы но закону Моисееву причиталась священникам и левитам 931 . Пример этому мы видим в сказании 4 Ц. IV, 42–44; а именно, один человек из Ваал Шалиша 932 приносит, – по-видимому тоже в Галгал, – человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. «И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят». «И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят. Ибо так говорить Господь: насытятся и останется. Он подал им, и они насытились, и еще осталось по слову Господню». Кого не поразит мысль, что это чудо есть древнее пророчество и прообразование грядущего события умножения хлебов и рыб Господом, насытившим многие тысячи народа. Но если мы правильно понимаем чудо Елисеево, – то малое количество пищи разделено было между сотнею людей и насытило каждого из них, между тем, как в чуде евангельском куски хлеба и рыбы таинственно множились в руках учеников по мере того, как они отдавали их каждому из лиц, составлявших многотысячную толпу. Но в новозаветном чуде есть более важное указание. И в ветхозаветном чуде конечно главная цель – есть прославление святейшего имени Бога Творца и Промыслителя, но в нем мы видим только телесное насыщение. Не так в Евангельском чуде: из сближения текстов евангелий Mapka VI, 34 и сл.; Mamф. XIV, 14 и сл.; Uoah. VI, 5 и сл. видно, что Господь наш Иисус Христос прежде всего учил народ и преподал людям благодатное учение о царствии Божием и потом только по милосердию Своему, соболезнуя немощной природе человеческой и предвидя, что они ослабнуть от голода на обратном пути, совершил чудо напитания нескольких тысяч народа немногими хлебами и рыбами. «Тогда, – говорит св. Иоанн Богослов, – люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали 933 : это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир» ( Uoah. VI, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010