11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание. После её прославления её память стала со временем чтиться по всей Руси. Московский Собор в 1547 году подтвердил повсеместное почитание её на Руси еще в домонгольскую эпоху. Почитание Блж. княгиня Ольга. Икона (Европа, XX-XXI в.) Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке. " И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено - да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело. Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому - толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб " . В течение многих веков Ольга именовалась в Церкви «святой блаженной княгиней Российской» (такое именование до сих пор сохранилось в богослужебных книгах РПЦЗ ). Лишь с начала 1980-х годов по личной инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) в Служебниках (под 11 июля в месяцеслове и в тексте молитвы «Спаси, Боже, люди твоя...») стали печатать: «святая равноапостольная великая княгиня Российская» (однако в «зелёной» Минее, службы русским святым для которой готовил также о. Иннокентий, надписание службы 11 июля несколько иное: «Преставление святыя блаженныя и равноапостольныя Ольги, княгини Российския, во святом Крещении нареченныя Елены» ). Молитвословия Тропарь, глас 1 Крилами Богоразумия вперивши твой ум,/возлетела еси превыше видимая твари,/взыскавши Бога и Творца всяческих,/и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси:/древа животнаго наслаждающися,//нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная.

http://drevo-info.ru/articles/13380.html

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК Псковских Угодников Божиих, издревле во Пскове почитаемых, из коих иные внесены уже Российскою Церковию и в Месяцесловы Церковные, иных память творится только в Церквах при гробах их, а иные вписаны только во IIckobckue Синодики Церковные. 1 . Святая Благоверная и равно-Апостольная Великая Княгиня ОЛЬГА, супруга Великого Князя Игоря Рюриковича, основательница града Пскова, родилась во Псковской веси Выбутской, преставилась в Киеве 969 года июля и и там ее Мощи почивают. Во Пскове под Благовещенским Собором устроен во имя ее Храм, в коем празднуется день преставления ее. 2 . Святой Благоверный Князь ВСЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ, нареченный во Святом Крещении ГАВРИИЛ, Псковский Чудотворец, сын Великого Князя Мстислава, внук же Великого Князя Владимира Мономаха , сначала княжил в Великом Новгороде, потом изгнан был Новгородцами и пришел в Киев к дяде своему Ярополку, который дал ему княжение в Вышеграде; а оттуда призван на княжение во Псков и пребыв здесь лето едино, преставился в лето 6646, (1138) февраля в 11-й день. Обретены же Мощи его Святые по пятидесяти пяти лет ноября 27-го дня, и доныне под спудом почивают во Псковском Троицком Кафедральном Соборе в правом Приделе, устроенном во имя его. Служба ему сочинена вскоре по обретении Мощей: а память его празднуется на день преставления и обратения Мощей. 3 . Преподобный АВРААМИЙ, первый Игумен и создатель Спасомирожского Монастыря, преставившийся 6666 года (1158) сентября 24. Мощи его почивают в сем Монастыре под спудом. 4 . Преподобные Отцы ВАСИЛИЙ, Игумен Спасомирожский, ИОАСАФ, Игумен Снетогорский, и с ним 17 Монахов, ИОСИФ Пресвитер и многих других Монастырей Чернцы и Черницы, у6огие и малые дети, убиенные 6807-го (1299-го) марта 4 Лифляндцами при нашествии на Псков. Мощи Игумена Василия в Мирожском, а Игумена Иосафа в Снетогорском Монастыре в Соборной Рождества Богородицы Церкви за правым крылосом к стене, где над ним устроена и гробница; а в ковчеге оной открыто положена глава его и две кости. 5 . Преподобная ЕВФР0СИНИЯ, в Монашестве ЕВПРАКСИЯ, Благоверная Княгиня, супруга Псковского Князя Ярослава Владимировича, Княжна Полотская из рода Литовских Князей, дочь Князя Рогволъда Борисовича, тетка Князю Доманту, основавшая на Завеличье Псковский Св. Иоанна Предтечи женский Монастырь, а в 1243 году Мая 8 убиенная пасынком в Лифляндском городе Одемпе. Мощи ее почивают в сем Монастыре под спудом. Над ними того же года и месяца 18 дня через 10 дней по преставлении ее, было чудо от Спасителевой Иконы излиянием мира, как повествуется в Новгородской Летописи и в надписях на гробе ее и на древнем подсвечнике, находящемся при оном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

История канонизации святых в Русской Церкви может быть разделена на семь периодов: Для каждого периода мы приводим список святых, которым было установлено общецерковное празднование. Обзор местных канонизаций за всю историю был бы слишком велик, поэтому мы ограничились тем, что впервые привели список местных канонизаций за время после 1917 г.; имена местночтимых святых XI – нач. XX в. и подвижников благочестия XI–XX вв. можно найти в списках «Святая Русь», в приложениях к изд.: Макарий. Кн. 1–9. 1. Канонизация святых в XI в. – 1547 г. В данный период к общецерковному почитанию были прославлены следующие святые: 1–2) благоверные князья страстотерпцы Борис (в крещении Роман, † 24.07.1015) и Глеб (в крещении Давид, † 5.09.1015), пам. 24 июля. Празднование общецерковное установлено в 1072 г. 3) Прп. Феодосий, игум. Печерский († 3.05.1074). Празднование общецерковное установлено в 1108 г., местное – вскоре после кончины святого. 4) Равноап. вел. кнг. Ольга († 11.07.969). Празднование общецерковное установлено до сер. XIII в. (память указана в Прологах XIII–XIV вв.— РГБ. Рум. 319; РГАДА. Син. тип. 168). 5) Прп. Антоний Киево-Печерский († 7.05.1073, пам. 10 июля). Празднование общецерковное установлено ок. 1132–1231 гг., древнейший текст жития датируется не позднее 90х гг. XI в. 6) Равноап. вел. кн. Владимир Святославич († 15.07.1015). Празднование общецерковное установлено вскоре после 15.07.1240. 7–8) Блгв. кн. Михаил Черниговский (см. Михаил Всеволодович) и боярин его Феодор, мученики († 20.09.1246). Празднование общецерковное установлено до 70х гг. XIII в. 9) Свт. Леонтий, сщмч., еп. Ростовский († ок. 70х гг. XI в., пам. 23 мая). Празднование общецерковное установилось к нач. XIV в. (пам. указана в Уставах кон. XIV в.— ГИМ. Син. 332 и 333, в агиографическом сборнике XIV в.— РГБ. Троиц. 745 и более поздних), а местное празднование было установлено в 1190 г. еп. Ростовским Иоанном на день обретения мощей 23 мая (1164). 10) Петр, свт., митр. Киевский и всея Руси († 21.12.1326). Празднование общецерковное установлено митр. Киевским Феогностом по благословению Патриарха Кпольского Иоанна XIV Калики в 1339 г.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

М. Нестеров. Святая Ольга. 1892 Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сохранил для нас точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года. По новому стилю — 24 июля. Ольга была похоронена по христианскому обычаю в земле. Ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, перенес ее нетленные мощи в построенную им Десятинную церковь в Киеве. М. Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга. 1927 Почитание великой княгини Ольги как христианской святой началось еще при ее внуках — Ярополке, а затем Владимире. Общецерковное прославление произошло на Макарьевском соборе 1547 года: Ольга была причислена к лику святых в чине равноапостольных. Другие известные святые с именем Ольга: Святая царственная страсто­терпица великая княжна Ольга (Романова) Великая княжна Ольга — первый ребенок императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Родилась в 1895 году в Царском Селе. После Февральской революции находилась под домашним арестом. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляна вместе со всей царской семьей в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. Захоронена в Ганиной Яме. В 1998 году прах Ольги был перезахоронен в Петропавловской крепости. Канонизирована вместе с родителями, сестрами и братом в 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей, прославлена в сонме новомучеников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Новомученица Ольга Евдокимова В святцах Русской Церкви есть еще 5 святых с именем Ольга. Четыре из них — новомученицы, пострадавшие во время гонений на Церковь в начале XX века. Интересные факты о равноапостольной Ольге 1. Псков впервые упоминается в летописи в связи с именем Ольги, в «Повести временных лет» за 903 год: «В год 6411 (903 год) когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга». Сергей Кириллов. Фрагмент картины " Княгиня Ольга (Крещение). Первая часть трилогии " Святая Русь " 2. Вещий Олег — сподвижник Рюрика, Новгородский, а затем и Киевский князь. Будучи опекуном сына Рюрика Игоря, посватал за него Ольгу. Имя Ольга в скандинавской транскрипции звучит как Хельга и является женским вариантом скандинавского имени Хельг — Олег.

http://foma.ru/svyatyie-s-imenem-olga.ht...

Николы на Оскольдовой могиле постави». Св. Ольга преставилась в 969 году; память ее в Прав. Церкви 11 июля 1239 . Господствующая в России вера Христова Солнце, которому Ольга предтекла, как денница, был Владимир, которого Церковь за равноапостольные подвиги в просвещении России христианством именует равноапостольным. При нем вера Христова сделалась господствующею в России. Как в начале христианства для озарения язычников св. верою Господь преимущественно избрал ап. Павла ( Гал.2:7 ) и потом для торжества веры в Римской империи – св. равноапостольного Константина Великого , так в конце X столетия по Р. Х. Господь, видя «обветшавшую страну Российскую грехом», избрал Владимира для просвещения ее св. верою и, по словам Прав. Церкви, «послал в душу его Духа Своего, дабы порученные ему люди познали Единого от Троицы Христа Бога, – просветились Св. Крещением Его 1240 . Великий князь Владимир от природы был человек мудрый. предприимчивый, отважный и воинственный. До принятия христианства история представляет его честолюбивым, мстительным, сластолюбивым и усердно преданным идолопоклонству. Промысл Божий, уготовляя Владимира высоким орудием – соделать через него Россию сокровищницею Прав. веры, сблизил его с нею в детских его летах, через бабку его Ольгу, возвел его на высокую степень земного величия и могущества, на которой он познал ничтожность идолослужения, ощутил нужду поклонения Богу истинному, Единому и всемогущему, и всем сердцем взыскал Его. «Когда вырос Владимир, – говорит о нем Киевский митрополит Иларион (1051–1054) в похвальном ему слове своем 1241 , – и после детской юности укрепился, или лучше, возмужал крепостию, усовершенствовался в силах и преуспевал в мужестве и смысле; когда сделался единодержцем земли своей в 980 году и покорил себе соседние народы, одних – миром, а других, непокорных – мечом; когда землею своею управлял с правдою, мужеством и смыслом – на него пришло посещение Вышнего, на него призрело всемилостивое око благого Бога, и воссиял в сердце его разум; он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Как сказано в решениях Поместного Собора 1917-1918 годов, «прежде прославления святого чудеса его, записанные чтущими его память и священнослужителями, проверяются особой комиссией с благословения Высшей Церковной Власти». В настоящее время такой комиссией является Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви. В октябре 2011 года для координации деятельности Синодальной и епархиальных комиссий по канонизации святых Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил документ «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви» . В этих рекомендациях говорится, что «для рассмотрения вопроса о канонизации подвижника, необходимо собрать документы, убедительно свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом необходимо обратить внимание на то, что все случаи исцелений, по молитвам представляемого к канонизации лица, должны быть убедительным образом документированы» . Таким образом, обязательным условием канонизации должно быть наличие чудес, и главной задачей при подготовке прославления является сбор информации о них и удостоверение их подлинности. Доказательством того, что эти требования действовали на протяжении всей истории Русской Православной Церкви, а не являются какой-то «новизной» последних лет, могут служить многочисленные примеры прославления подвижников при наличии чудес или отказа от прославления при их отсутствии. Приведем некоторые примеры. Е. Е. Голубинский так пишет о канонизации равноапостольной княгини Ольги: «На пятом месте между нашими святыми со всею вероятностью должна быть поставлена равноапостольная великая княгиня Ольга, скончавшаяся 11-го июля 969-го года. Внук ее великий князь Владимир вынул мощи ее из земли, - что, как заметили мы выше, было у нас первым случаем открытия мощей, и перенес их из неизвестного места, где были они погребены, в Десятинную церковь. Чаяние Владимира, с которым он, по всей вероятности, перенес мощи в церковь, что Господь прославит их даром чудотворений, не исполнилось на его глазах, но потом в неизвестное нам время до нашествия Монголов Бог прославил мощи даром чудотворений, и Ольга была причислена к лику святых.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/21/...

10. Положение ризы Господа нашего Иисуса Христа в городе Москве (1625) Тропарь, глас 4 В сей день прибегнем, верные,/к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога,/благоволившего ее на теле Своем носить/и на Кресте святую Свою Кровь излить,/которою искупил нас от рабства врагу./Потому с благодарностью взываем Ему:/«Спаси отечество наше, и архиереев, и град,/и всех людей священной Твоею ризою защити/и спаси души наши, как Человеколюбец!» Кондак, глас 4 Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение,/всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище/– священную ризу, то есть хитон,/которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил./Ее с усердием принимая, торжественно празднуем,/и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе:/«Сохрани в мире отечество наше, и архиереев, и всех людей/по великой Твоей милости. 11. Преставление равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во святом крещении Елены (969) Тропарь, глас 1 Крылами богопознания оперив твой ум,/взлетела ты выше видимых творений;/взыскав Бога и Творца всего и Его найдя,/возрождение Крещением ты стяжала;/древом жизни услаждаясь,/бессмертною ты вовеки пребываешь,/Ольга вечно славная! Кондак, глас 4 Воспоем в сей день Благодетеля всех Бога,/прославившего в России Ольгу Богомудрую,/да подаст Он по молитвам ее/душам нашим грехов прощение. В воскресенье между 13 и 19 июля. Память святых отцов шести Вселенских соборов Тропарь святых отцов, глас 8 Препрославлен Ты, Христе Боже наш,/ как светила на земле отцов наших утвердивший/и ими на путь истинной веры всех нас направивший,/Многомилостивый, слава Тебе! Кондак, глас 8 Проповедь Апостолов и отцов догматы/веру единую для Церкви утвердили;/и она, нося одежду истины,/сотканную из небесного богословия/правильно преподает и славит благочестия великое таинство. 15. Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия (1015) Тропарь, глас 4 Уподобился ты купцу, ищущему хороших жемчужин,/славный властитель Владимир,/восседая на высоком престоле/матери городов, богоспасаемого Киева:/ибо испытывая и посылая в Царьград,/узнать о православной вере,/обрел ты бесценный жемчуг – Христа,/избравшего тебя, как второго Павла;/и, как он, стряхнул ты слепоту во святой купели,/душевную, и вместе телесную./Потому мы, люди твои, празднуем твое успение;/моли о спасении в державе твоей Российской начальствующих/и множества ее граждан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Так она переселилась от земных к небесным и сподобилась войти в чертог Бессмертного Царя — Христа Бога, и как первая святая из земли Русской была причтена к лику святых. Преставилась св. равноапостольная Ольга, во святом крещении Елена, в 11-й день июля месяца 969 года, всех лет жизни ее было около девяноста. «И плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание. По преставлении святой Ольги сбылось ее пророчество о злой кончине сына и о добром просвещении земли Русской. Замечательный полководец Святослав (как сообщает об этом летописец) был убит не в славном походе, а в коварной засаде печенегов в 972 году. Князь печенежский отсек Святославу голову и из черепа сделал себе чашу, оковав ее золотом и написав следующее: «Имущий чужого, губит свое». Во время пира с вельможами своими князь пил из этой чаши. Так великого князя Святослава Игоревича, храброго и доселе непобедимого в битвах, по предречению матери, постигла злая кончина за то, что он не слушал ее. Исполнилось пророчество блаженной Ольги и о земле Русской. Спустя девятнадцать лет по ее кончине внук ее кн. Владимир (память 15/28 июля) принял святое крещение и просветил святой верой землю Русскую. Бог прославил святую труженицу Православия, «начальницу веры» в Русской земле чудесами и нетлением мощей. Иаков Мних († 1072) через 100 лет после ее смерти писал в своей «Памяти и похвале Владимиру»: «Бог прослави тело рабы Своей Елены, и есть в гробе тело ее честное, и неразрушимое пребывает и до сих дней. Блаженная княгиня Ольга прославила Бога всеми делами своими добрыми, и Бог прославил ее».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

2) Вас обманули снова. Россия включает часть территорий, некогда бывших частью Руси, но не более. 2. Ответ на 1., firecat: княгиню Киевской Руси вдруг сделали российской княгиней Что ж Вы не пошли дальше, и не сказали, что она, дескать, была, на самом деле, книягиней «Киевской Руси-Украины»? Ведь всем известно, что никакой «Киевской Руси» не существовало, а была просто Русь. Синонимом Руси и является Россия. Впрочем, украинствующие считают иначе. 1. Re: «Благословенна ты в женах русских...» Автор, похоже, изобрел альтернативную историю. Например, хотелось бы узнать, как могла княгиня Ольга быть _РОССИЙСКОЙ_, если во времена ее княжения России не существовало? Так же Хотелось бы напомнить, что София Киевская была по официальным данным построена Ярославом, по неофициальным - строительство было начато Владимиром. " Повесть временных лет " утверждает, что в 1037 годы была заложена София. По другим версиям историков и летописям - 1017. Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года. Отсюда следует, что Ольга не имеет ни малейшего отношения к строительству Софии Киевской. Что касается храма Святителя Николая - вопросов еще больше. Если речь идет о храмя Святитетеля Николая Чудотворца на Подоле, то она постороена на месте вероятного захоронения Аскольда и Дира, то начало ее строительства датируется первой четвертью XII века, что существенно позже даты смерти Ольги. Если же речь идет о храме Святителя Николая Чудотворца на водах, то к его строительсву Ольга так же не имеет отношения, т.к. часовню, на месте которой впоследствии появился храм, построили только в 1900 году, не говоря о самом храме. Церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле - еще более поздняя, т.к. упоминания о Никольском монастыре на Аскольдовой могиле появились только в XV веке. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске, согласно хроникам Стрыйковского и Быховца, возведена в XIV веке, что опять-таки, " немного " позже времени княжения Ольги.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/16/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена (+ 969) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 11 июля в день преставления, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерскихи всех святых, в Малой России просиявших, и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Древние летописи говорят, что св. княгиня Ольга была славянкой из Псковской земли и языческое имя ее было Прекрасна. Происходила она из рода Гостомысла, по совету которого были призваны на Русь князья-варяги. Однажды при переезде через реку Пскову она познакомилась с молодым князем Игорем и поразила его своей красотой и мудростью. После этого опекун Игоря князь Олег сам по ехал за ней, привез ее в Киев и выдал замуж за Игоря, причем ее славянское имя заменил своим собственным, варяжским, и назвал ее Ольгой. В 945 г. князь Игорь был убит древлянами. Так называлось славянское племя, жившее на Волыни. Ольга, по языческому обычаю, повелевавшему вдовам мстить за смерть своего мужа, жестоко отомстила им. И так как сын ее Святослав был еще мал, она стала управлять своим народом вместо него, и управляла с мудростью и милосердием. В Киеве было уже много христиан, и в христианство обратилась Ольга в Киеве, но она крестилась в Константинополе, причем Патриарх благословил ее крестом с надписью: «Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 г. В Константинополе св. Ольга была еще раз, причем посещение ее было описано императором Константином VII Порфирогенетом (или Багрянородным) — в книге его «Об обрядах и крещениях Византийской империи». С Ольгой была большая свита и племянник ее князь Глеб, который, по кончине ее, был убит, как христианин, князем Святославом. Крестившись, Ольга обошла всю Русскую землю с проповедью Христа и многих обратила к Нему. На своей родине — на реке Пскове — она основала город Псков, причем ей было явление трех светоносных лучей, сходивших на землю. На этом месте был воздвигнут впоследствии собор во имя Пресвятой Троицы, который существует до сих пор.

http://sedmitza.ru/lib/text/437441/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010