С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

24 июля. День памяти святой княгини Ольги . [Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю русскому Володимеру» сохранил для нас дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года. По новому стилю — 24 июля. Ольга была похоронена по христианскому обычаю в земле. Ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, перенес ее нетленные мощи в построенную им Десятинную церковь в Киеве. Почитание великой княгини Ольги как христианской святой началось еще при ее внуках — Ярополке, а затем Владимире. Общецерковное прославление произошло в 1547 году - Ольга была причислена к лику святых в чине равноапостольных]. Ил.: Святая княгиня Ольга. Михаил Нестеров. 1893. - С.4; 8 июля. День семьи, любви и верности. [«Все может быть отнято у нас, кроме любви, и это делает любовь тем единственным, что мы можем давать. Все остальное — члены нашего тела, разум, имущество — можно отнять у нас силой; но любовь — нет средства добиться ее от нас, если только мы сами не дадим ее. В отношении нашей любви мы столь же вольны, сколь не вольны ни в одном из прочих проявлений нашей души или тела. И хотя в основе даже и любовь — дар Божий, потому что мы не можем сами вызвать ее в себе, однако, когда имеем ее, это единственное, в чем мы можем отказать или что можем дать». Митрополит Сурожский Антоний ]. Фото Анастасии Воскресенской. - С.5; 17 июля. День памяти святых царственных страстотерпцев. [Страстотерпец — один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих заповедей, и чаще всего - от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца - то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Это лик святых, убитых не за исповедание веры во Христа, а за их особую роль в общественном устройстве. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению. Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья]. Семья Романовых. Фото. - С.5. Даты июля: 28 июля. День Крещения Руси. [ Патриарх Кирилл: «Не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

Вторым святым, торжественно канонизированным Русской Церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г. Уже в 1091 г. обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского монастыря – начинается местное почитание святого. А в 1108 г., по просьбе великого князя Святополка, совершается его общецерковное прославление ( 23 , 53). Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Российских Феодора варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую княгиню Ольгу (+ 969) и, немного позднее, святого крестителя Руси – великого князя Владимира (+ 1015). О раннем почитании святых мучеников Феодора и Иоанна свидетельствует тот факт, что основанная в 989 г. и освященная в 996 г. известная Десятинная церковь 11 была воздвигнута святым князем Владимиром именно на месте их убиения ( 10 , кн. 2, 35; 23 , 40). В Десятинную же церковь в 1007 г. были торжественно положены обретенные мощи княгини Ольги. Вероятно, что с того же времени 12 было установлено праздновать память ее 11 июля – в день ее преставления; позднее была совершена и ее канонизация ( 10 , кн. 2, 52–53). Почитание равноапостольного князя Владимира в день его кончины, 15 июля, началось несомненно в первой четверти XI в., ибо похвальное " Слово " святителя Илариона в его честь, содержащее ряд молитвенных обращений к Владимиру, " естественно предполагает, что святость его была уже тогда признана Церковью " ( 10 , кн. 2, 55). Общецерковное же почитание его, предположительно, началось вскоре после Невской битвы, одержанной над шведами в день памяти святого князя ( 23 , 91). В том же XIII в., в некоторых рукописях, уже встречается служба святому Владимиру ( 10 , кн. 2, 58 и 440). Впоследствии, уже в XI–XII вв. Русская Церковь явила миру столько святых 13 , что, пожалуй, к середине XII в. могла бы праздновать их общую память. Однако, несмотря на последующее увеличение почитавшихся святых в XIII–XV вв., до начала XVI столетия о таком празднике в Русской Церкви не могло идти речи по следующим причинам:

http://pravoslavie.ru/2367.html

История канонизации святых в Русской Церкви может быть разделена на семь периодов: Для каждого периода мы приводим список святых, которым было установлено общецерковное празднование. Обзор местных канонизаций за всю историю был бы слишком велик, поэтому мы ограничились тем, что впервые привели список местных канонизаций за время после 1917 г.; имена местночтимых святых XI – нач. XX в. и подвижников благочестия XI–XX вв. можно найти в списках «Святая Русь», в приложениях к изд.: Макарий. Кн. 1–9. 1. Канонизация святых в XI в. – 1547 г. В данный период к общецерковному почитанию были прославлены следующие святые: 1–2) благоверные князья страстотерпцы Борис (в крещении Роман, † 24.07.1015) и Глеб (в крещении Давид, † 5.09.1015), пам. 24 июля. Празднование общецерковное установлено в 1072 г. 3) Прп. Феодосий, игум. Печерский († 3.05.1074). Празднование общецерковное установлено в 1108 г., местное – вскоре после кончины святого. 4) Равноап. вел. кнг. Ольга († 11.07.969). Празднование общецерковное установлено до сер. XIII в. (память указана в Прологах XIII–XIV вв.— РГБ. Рум. 319; РГАДА. Син. тип. 168). 5) Прп. Антоний Киево-Печерский († 7.05.1073, пам. 10 июля). Празднование общецерковное установлено ок. 1132–1231 гг., древнейший текст жития датируется не позднее 90х гг. XI в. 6) Равноап. вел. кн. Владимир Святославич († 15.07.1015). Празднование общецерковное установлено вскоре после 15.07.1240. 7–8) Блгв. кн. Михаил Черниговский (см. Михаил Всеволодович) и боярин его Феодор, мученики († 20.09.1246). Празднование общецерковное установлено до 70х гг. XIII в. 9) Свт. Леонтий, сщмч., еп. Ростовский († ок. 70х гг. XI в., пам. 23 мая). Празднование общецерковное установилось к нач. XIV в. (пам. указана в Уставах кон. XIV в.— ГИМ. Син. 332 и 333, в агиографическом сборнике XIV в.— РГБ. Троиц. 745 и более поздних), а местное празднование было установлено в 1190 г. еп. Ростовским Иоанном на день обретения мощей 23 мая (1164). 10) Петр, свт., митр. Киевский и всея Руси († 21.12.1326). Празднование общецерковное установлено митр. Киевским Феогностом по благословению Патриарха Кпольского Иоанна XIV Калики в 1339 г.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

3. Ответ на 2., Павел Тихомиров: княгиню Киевской Руси вдруг сделали российской княгинейЧто ж Вы не пошли дальше, и не сказали, что она, дескать, была, на самом деле, книягиней «Киевской Руси-Украины»? Ведь всем известно, что никакой «Киевской Руси» не существовало, а была просто Русь. Синонимом Руси и является Россия. Впрочем, украинствующие считают иначе. 1) Вас обманули, к сожалению. " Киевская Русь " наряду с " Русью Черниговской " , " Русью Ростово-Суздальской " , и т.д. сначала использовалась историками в георгафическом смысле, позже это стало хронологическим термином, обозначающим период, когда центром Руси было Киевское княжество, который сейчас в угоду политике потихоньку искореняют. 2) Вас обманули снова. Россия включает часть территорий, некогда бывших частью Руси, но не более. 2. Ответ на 1., firecat: княгиню Киевской Руси вдруг сделали российской княгиней Что ж Вы не пошли дальше, и не сказали, что она, дескать, была, на самом деле, книягиней «Киевской Руси-Украины»? Ведь всем известно, что никакой «Киевской Руси» не существовало, а была просто Русь. Синонимом Руси и является Россия. Впрочем, украинствующие считают иначе. 1. Re: «Благословенна ты в женах русских...» Автор, похоже, изобрел альтернативную историю. Например, хотелось бы узнать, как могла княгиня Ольга быть _РОССИЙСКОЙ_, если во времена ее княжения России не существовало? Так же Хотелось бы напомнить, что София Киевская была по официальным данным построена Ярославом, по неофициальным - строительство было начато Владимиром. " Повесть временных лет " утверждает, что в 1037 годы была заложена София. По другим версиям историков и летописям - 1017. Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года. Отсюда следует, что Ольга не имеет ни малейшего отношения к строительству Софии Киевской. Что касается храма Святителя Николая - вопросов еще больше. Если речь идет о храмя Святитетеля Николая Чудотворца на Подоле, то она постороена на месте вероятного захоронения Аскольда и Дира, то начало ее строительства датируется первой четвертью XII века, что существенно позже даты смерти Ольги.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/16/...

I. Града Киева Святые 1. Святая великая княгиня Ольга во св. крещении Елена, крестися в лето 6463, преставися месяца июля в 11 день Супруга великого князя Игоря, мать великого князя Святослава. Родилась близ нынешнего Пскова, тогда еще не существовавшего; по смерти мужа управляла Русскою землею; приняла св. крещение в Царьграде в 957 году. Ум. 11 июля 969 годп. При внуке ее, равноапостольном князе Владимире, в 996 году обретены нетленные ее мощи и перенесены в созданную им Десятинную церковь в Киеве. Во время нашествия татарского на Киев, мощи св. Ольги были сокрыты под спудом, а потом, как гласит предание, вновь открыты Петром Могилою , при сооружении им, на развалинах Десятинной, новой церкви, гдн и почивали они до начала XVIII века, когда, вследствие несчастных обстоятельств, вновь сокрыты в неизвестном месте (Макарий, «Истор. Русск. церкви», 1, 61 и 62). В «Иконописном Подлиннике» под 11 июля: «святая праведная великая княгиня Российская Ольга, нареченная во святом крещении Елена, баба великого князя Владимира; подобием стара, лицем морщиновата и бела, на главе венец царский и платок, ризы на ней как у княшинь первых Российских, носивших платье княжеское; в руке свиток, а в нем написано: «попрах идолы и познах истинного Бога Иисуса Христа», (Филимонов, стр. 389). Житие и подвиги св. Ольги, по мнению И.И.Срезневского , написаны во второй половине XI века (Древн. пам. Р. письма и языка). История нарекла Ольгу мудрою, а православная Церковь – святою и равноапостольною. Память, празднуемая в день преставления, сохранилась и в преданиях основанного ею города Пскова: в Псковском Троицком соборе хранился Ольгин крест, сгоревший в 1509 году и замененный другим, доселе целым; деревня Перино зовется «Ольгин городок», а деревня Житник – «Ольгин дворец» (Н.П. Барсуков. Источники Русск. агиографии, стр. 412. Моя книга: «Святыни и древности Пскова», стр. 73, 76 и 78). 2. Святый и благоверный и равноапостольный великий князь Владимир Святославич, крестися в лето 6496, а преставися в лето 6524, а память его месяца июля в 15 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Мемориальный знак в память святого князя Владимира Святославовича будет открыт в Новгородском кремле в среду. Князь Владимир, известный также под именами Владимира Крестителя и Владимира Красное Солнышко княжил в 969(970)-977 и 980-1015 годах. В 988 (по другим данным, в 989) году он провозгласил на Руси христианство официальной государственной религией. Впоследствии Владимир был канонизирован Русской православной церковью. День равноапостольного великого князя Владимира верующие отмечают 28 июля. Предполагается, что в церемонии освящения знака примут участие губернатор Новгородской области Сергей Митин, мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, представители РПЦ и общественных организаций. «Мемориальный крест будет освящен в 12.00 мск в северо-восточной части Кремля, у Владимирской башни, где прежде располагалась церковь святого Владимира», — сказал собеседник, добавив, что на этом же месте откроется памятная доска. Летописные источники впервые упоминают о храме святого Владимира в 1311 году. Церковь из-за ветхости была разобрана в средине XVIII века. 1 июня 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». В перечне памятных дат России появилась новая памятная дата — День крещения Руси, который отныне будет отмечаться 28 июля, когда Русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира. Источник: РИА Новости Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/krest-v-pamyat-vladimi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена (+ 969) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 11 июля в день преставления, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерскихи всех святых, в Малой России просиявших, и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Древние летописи говорят, что св. княгиня Ольга была славянкой из Псковской земли и языческое имя ее было Прекрасна. Происходила она из рода Гостомысла, по совету которого были призваны на Русь князья-варяги. Однажды при переезде через реку Пскову она познакомилась с молодым князем Игорем и поразила его своей красотой и мудростью. После этого опекун Игоря князь Олег сам по ехал за ней, привез ее в Киев и выдал замуж за Игоря, причем ее славянское имя заменил своим собственным, варяжским, и назвал ее Ольгой. В 945 г. князь Игорь был убит древлянами. Так называлось славянское племя, жившее на Волыни. Ольга, по языческому обычаю, повелевавшему вдовам мстить за смерть своего мужа, жестоко отомстила им. И так как сын ее Святослав был еще мал, она стала управлять своим народом вместо него, и управляла с мудростью и милосердием. В Киеве было уже много христиан, и в христианство обратилась Ольга в Киеве, но она крестилась в Константинополе, причем Патриарх благословил ее крестом с надписью: «Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 г. В Константинополе св. Ольга была еще раз, причем посещение ее было описано императором Константином VII Порфирогенетом (или Багрянородным) — в книге его «Об обрядах и крещениях Византийской империи». С Ольгой была большая свита и племянник ее князь Глеб, который, по кончине ее, был убит, как христианин, князем Святославом. Крестившись, Ольга обошла всю Русскую землю с проповедью Христа и многих обратила к Нему. На своей родине — на реке Пскове — она основала город Псков, причем ей было явление трех светоносных лучей, сходивших на землю. На этом месте был воздвигнут впоследствии собор во имя Пресвятой Троицы, который существует до сих пор.

http://sedmitza.ru/lib/text/437441/

Век IX 1 . Св. КИРИЛЛ, до монашества именовавшийся Константин, Епископ Моравский, учитель Славянский, преставился в 6377, от Р. Х. 869 году, Февраля 14. Смотри Пролог и Месяцесловы Февраля 14 и Четьи Минеи Февраля 14 и Мая 11. 2 . Св. МЕФОДИЙ, Епископ Моравский, учитель Славянский, брат вышеупомянутого, преставился в 888 году, Мая 11. Смотри Пролог и Четьи Минеи Мая 11 и Месяцеслов Киевский. Примечание. Сии первые два Святые не в РОССИЙСКОЙ Церкви прославились, но за обращение единоплеменных России народов Славянских, почитаются и в России, а потому и внесены в Пролог и Четь Минею, в Греческих же Месяцесловах не находятся. 3 . Св. ОЛЬГА, Великая Княгиня Российская, преставилась в 6477 году, или от Р. Х. в 969 году, Июля 11, в который Церковь и память её совершает. Св. мощи её почивают в Киеве в Десятинной церкви. Смотри Пролог и Четьи Минеи и Месяцесловы Июля 11. Век Х 1 . Св. ФЕОДОР Варяг, мученик Киевский, и 2 . ИОАНН сын его, преставились страдальчески в X веке, Июля 12; где же погребены тела их, того неизвестно. Смотри Пролог и Четьи Минеи Июля 12. 3 . Св. МИХАИЛ, первый Митрополит Всероссийский, преставился в 992 году, Сентября 30, в который церковь и память его совершает. Святые же мощи его почивают в Киеве. Смотри Месяцесловы Сентября 30. 4 . Преп. ИЕРЕМИЯ, прозорливый, Печерский, преставился 5 Октября. Святые мощи его почивают в пещерах преп. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею Октября 5. 5 . Св. ЛЕОНИЙ, Епископ Ростовский, преставился в 993 году. Св. мощи его обретены в 1164 году, Мая 23, и почивают в приделе соборной церкви под спудом. Церковь память его совершает Мая 23. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Июля 23. Век XI 1 . Пр. АВРААМИЙ, Архимандрит Ростовского Богоявленского монастыря, преставился в 1010 году, Октября 29. Св. мощи его почивают в оном монастыре. Церковь память его совершает Октября 29. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Октября 29. 2 . Св. БОРИС, Князь Российский, во св. крещении РОМАН, преставился страдальчески в 1015 году, Июля 24. Св. мощи его почивают в Вышгороде в каменной церкви. Церковь память его совершает Июля 24 и Мая 2. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский Июля 24, Пролог и Четь Минею Мая 2 и Июля 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В Киеве было уже много христиан, и в христианство обратилась Ольга в Киеве, но она  крестилась в Константинополе, причем Патриарх благословил ее крестом с надписью: «Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 г. В Константинополе св. Ольга была еще раз, причем посещение ее было описано императором Константином VII Порфирогенетом (или Багрянородным) — в книге его «Об обрядах и крещениях Византийской империи».  С Ольгой была большая свита и племянник ее князь Глеб, который, по кончине ее, был убит, как христианин, князем Святославом. Крестившись, Ольга обошла всю Русскую землю с проповедью Христа и многих обратила к Нему. На своей родине — на реке Пскове — она основала город Псков, причем ей было явление трех светоносных лучей, сходивших на землю. На этом месте был воздвигнут впоследствии собор во имя Пресвятой Троицы, который существует до сих пор.  В отсутствие своего сына Святослава, занятого походами, св. Ольга воспитывала трех его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Двое старших были склонны к христианству, а Владимир был еще мал. Но окрестить их она не могла, так как отец их был убежденный язычник. В 969 г. св. Ольга заболела предсмертной болезнью и сделала последнюю попытку обратить его в христианство. Но он решительно отказался. Тогда св. Ольга предсказала обращение всей Руси ко Христу, а сыну своему плохой конец и вечную погибель. Скончалась она 11 июля 969 г. и была погребена по-христиански, без языческих обрядов. А сын ее, Святослав, был убит через три года печенегами, которые сделали из его черепа чашу своему князю. Внук св. равноапостольной Ольги вел. князь Владимир (память его 15 июля), став христианином, перенес  ее святые мощи в Десятинную церковь, но во время частых разорений Киева они были скрыты в неизвестном месте. •  Иоакимовская летопись описывает, что княгиня Ольга принадлежала к роду древнерусской княжеской династии Изборских, родословие ее восходит к Гостомыслу. Родилась она в селении Выбуты под Псковом, в 903 г. стала женой князя Игоря, давшего ей варяжское имя Хелъга, произносимое по-русски — Ольга. В 955 г. княгиня Ольга посетила Константинополь и вскоре приняла там христианство, получив во святом Крещении имя Елена. Восприемником ее стал византийский император Константин VII Багрянородный (913-959) 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010