Воспроизводя указанный состав, некоторые памятники XIII–XIV ст. – рукоп. Синайской библ. 965 и рукой. Афоно-Кутлумушскаго монастыря 491 представляют лишь ту особенность, что предписываютъ петь после Символа веры «κατανυκτικ и θεοτκια» и читать в заключение к освящению елея молитву над кандилом: «Безначально, вечне, святе святых». Только что изложенный порядок освящения елея встречается в некоторых памятниках XV 21 и даже XVI ст.: рукописи Синайской библ. 985, рукоп. Иерусалимской патриаршей библ. 375, рукоп. Афоно-Есфигменской библ. 208, 214, и рукой. Святогробской библ. в Константинополе 68 22 . Но для последнего столетия указанный состав является в полном, смысле анахронизмом, так как, еще в XV и даже XIV в. вторая часть елеосвящения претерпеваете новое изменение. Как было сказано выше, в данный период прекращается древний обычай соединить елеосвящение с вечернею и литургиею, а утреня утрачивает, свою обособ­ленность, её молитвы образуют первую часть последования. Это общее стремление к компактности, уничтожению дробления и обособленности частей отразилось и на составе освящения елея. Как самостоятельный отдел, оно начиналось до сих пор соответствующими начальными молитвословиями и предварялось замечание, что пред ним, бывает отпуст, а затем, собираются и облачаются в священные одежды священнослужители. Теперь же, – в XIV и особенно XV в под влиянием указанного стремления опускаются начальные молитвословия, исчезает замечание об, отпусте, и вторая часть последования – освящение елея утрачивает, прежнюю обособленность, сливается с, первою. В подобном, виде излагает её состав, рукоп. XIV в. Синайской бибп.. 994 и памятники XV ст.: рукописи Синайской библ. 968, 996, 972 и 988, рукоп. Афоно-Дионисиатской библ. 462 и рукоп, лавры преподобного Афанасия Афонского . 88, 103. Так, в рукоп. 994 после первой части последования произно­сится ектения и читается молитва: «Господи, милостями и щедротами твоими» 23 : в рукоп. 968 освящение елея начинается чтением, 60 пс., за которым следует та же самая молитва 24 ; в рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Однако с ростом политической независимости графств на востоке Пиренейского п-ова влияние Нарбонской кафедры ослабевало. В 886 г. при поддержке местной знати и вопреки воле архиепископа на Уржельскую кафедру был возведен еп. Эсклуа, к-рый провозгласил себя митрополитом Таррагонской пров. и низложил епископа Жироны. В сослужении епископов Барселоны и Вика он рукоположил нового епископа и по желанию знати восстановил древние кафедры в Эмпурьесе и Пальярсе. Это вызвало недовольство Вифреда I Волосатого, к-рый сначала поддержал Эсклуа. Опасаясь графа, сторонники еп. Эсклуа обратились к кор. франков Одо (888-898), чтобы тот утвердил учреждение новых диоцезов. Однако Нарбонский архиеп. Теотард I, заручившись согласием короля и поддержкой гр. Вифреда, созвал Собор 16 епископов, который осудил деятельность Эсклуа (890). На Уржельском Соборе 892 г. Эсклуа и его ставленники были низложены, а др. епископы Испанской марки выразили покорность митрополиту. Попытки создать в Каталонии независимую церковную провинцию возобновились в X в. В 970/71 г. по просьбе гр. Борреля II папа Римский Иоанн XIII (965-972) признал за Викским еп. Аттоном право носить титул архиепископа и тем самым утвердил его юрисдикцию над еп-ствами бывш. Таррагонской пров. на тот период, пока Таррагона остается во власти мусульман. Однако вскоре еп. Аттон был убит, а его преемники до 3-й четв. XI в. не поднимали вопрос об архиепископском статусе. В г. Памплоне, центре королевства Памплона, епископское преемство, вероятно, не прерывалось с вестгот. эпохи. Однако за VIII - 1-й пол. IX в. сведений о епископах Памплоны не сохранилось; после араб. завоевания 1-е достоверное упоминание о них относится к 851 г. Достаточно поздно (в XI в.) были восстановлены еп-ства с кафедрами в г. Арментия и в г. Калаорра. Важным духовным центром Памплоны был мон-рь Сан-Сальвадор-де-Лейре, существовавший уже в сер. IX в. В X в. значимые мон-ри возникают в Ла-Риохе, в то время относившейся к королевству Памплона,- Сан-Мартин-де-Альбельда и Сан-Пруденсио на горе Латурсе.

http://pravenc.ru/text/674995.html

957 «Завещание иудео-христианства заключается в нравственном учении, лучшем наследии Ветхого Завета, получившим освящение в Иисусе Христе... В лице своих возглавителей церковное иудео-христианство сказало это последнее слово тогда, когда его уже ничто не отделяло от ап. Павла». – Кассиан, еп. С. 287. 958 «Послание Иакова – самая иудейская книга Нового Завета, в которой христианские черты весьма неотчетливы». – Данн Д.Д. С. 280. 959 Было время, когда среди критиков раздавались голоса, утверждавшие, что Иак. – писание изначально вовсе не христианское, а иудейское, и только благодаря немногочисленным христианским вставкам оно было принято в канон Нового Завета. Такое мнение сейчас мало кем разделяется, «но самая возможность такой гипотезы чрезвычайно характерна». – Безобразов С. С. 13; ср. Данн Д.Д. С. 280. 960 «О том, что думали ответственные деятели иудео-христианства, мы можем судить по тем двум памятникам, которых до нас дошли от них. Это – послание Иакова и Евангелие от Матфея». – Кассиан, еп. С. 274. 961 В древнейшей версии канона Нового Завета, которой следуют многие современные переводы (в т.ч. и ЕК) и согласно которой Соборные послания располагаются после Павловых (как в богослужебном календаре Православной Церкви; см. Приложение), Иак. оказывается сразу же за Евр., хотя «строго говоря, речь может идти не о месте Иак. в отдельности, а о месте соборных посланий, как целого». – См. Безобразов С. С. 30. Прим. 1. 964 «За гимном веры Евр. стоит учение о вере в Рим. и Гал. Без Рим. и Гал. само понятие «мертвых дел» в Евр. осталось бы для нас невразумительным». – Безобразов С. С. 51. 965 «Иаков нападает не на Павла как такового, а лишь на его односторонность, на его выдернутый из контекста лозунг». – Данн Д.Д. С. 281. 966 «Полемика Павла против закона могла легко быть использована в видах оправдания аморализма». – Безобразов С. С. 18. 972 1 Петр. наряду с 1 Ин. были двумя из семи Соборных посланий, которые очень скоро обрели широко признанный канонический статус. – См. Brown R. P. 722.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

К этому прародительскому греху люди стали еще прибавлять свои личные грехи 959 , и род человеческий мало помалу погрузился до такой степени в беззаконие, что отдал ему на служение все свои чувства душевные и члены телесные 960 . Но таким поведением он стал в страшное противоречие с Божеской волей и, как преступник Его законов, заслуживал справедливое наказание, по силе Божественной правды 961 . Тогда явился в мир Новый Адам, новый родоначальник человечества, Иисус Христос 962 . Будучи совершенно свят и безгрешен, Он уничтожил как грех 963 , так и наказание за него 964 , и Своей смертью и воскресением победил самую смерть 965 . Всем верующим в Него Он дарует Духа Своего 966 и посредством этого Духа тесно объединяет верующих с Собой 967 . Над верующими теперь уже не тяготеет наказание за грех 968 , потому что Иисус Христос принял это наказание на Себя, Сам умерши за них 969 . Точно так же они освободились теперь и от уз плена, рабства греховного 970 ; ибо Иисус Христос отдал жизнь Свою вместо выкупа за них 971 и даровал им такого Духа, который победоносно отражает силу греховную 972 . Как искупленные Иисусом Христом, христиане сделались Его достоянием, Его собственностью 973 , и силой Его Духа очищаются, освящаются и становятся способными к приношению плодов добрых дел, достойных Духа Христова 974 . Из этого изображения нашего спасения во Христе не трудно видеть, что то же учение о спасении в сжатых и кратких чертах представлено Апостолом и в рассматриваемом нами стихе. Также не трудно заметить, что и здесь искусная рука ап. Павла сумела изобразить немногими чертами столь великую картину спасения людей, каковая находится и в других местах его посланий 975 . Нельзя не заметить еще и того, что ст. 14-й со ст. 11–13 находятся во взаимной связи, друг друга пополняют и объясняют. Так, во-первых, в стихе 11-м говорится о явлении спасительной благодати Божией, под которой разумеется Сам Спаситель; в стихе же 14-м указывается, что Спаситель наш Иисус Христос для нашего спасения Самого Себя предал на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

949. Книжица Петра Дамаскина , письменная в четверть; в ней же Псалтырь Еврейская, с приписми. 950. Книга Зерцало, письменная, в десть, бумага малая. 951–957. 7 книг Зерцал письменных в полдесть. 958–960. Три книги Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси вопросы и Соборные ответы письменные в полдесть, сиречь Стоглавники. 961. Тетрадь в коже Послание Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии в Кириллов монастырь, письменная, в полдесть. 962. Книга Максима Грека, письменная, бумага большая, в десть. 963. Другая книга Максима ж Грека, письменная в полдесть, Иоаникия Осокина. 964. Книга в начале Римским книгам Георгия мниха, письменная в полдесть о небеси сотворении. 965–967. Три книги Бытейских письменных в десть и с ветхими. 968–972. 5 книг Бытейских письменных в полдесть. 973. Книга Пророчества письменная, в десть. 974–975. Две книги Царства, одна бумага Касьяновская, а другая с деянием на харатье, в десть, обе письменные. 976–977. Две книги Иисус Сирахов, печатные в десть, бумага малая, ветха. 978. Книга Иисус Навин в полдесть, Селивестровская. 979. Книга Иисус Навин, в полдесть. 980. Книга Козма Индикоплов в лицах, в начале житие Князя Феодора Смоленского, письменная в десть. 981. Книга Козма Иидикоплов письменная в полдесть, в лицах же. 982. Книга Лапсаик письменный, в полдесть. 983. Книга Григория Самблака, письменная, в полдесть. 984. Книга Василия Нового в десть, бумага малая, письменная. 985. Другая книга Василия ж Нового на харатье, в четверть, письменная. 986. Книга Антиох письменный в полдесть. 987–989. Три книги Кирилла Иерусалимского письменные в полдесть. 990. Книга Пчела письменная в полдесть, а другая в четверть. 991. Книга Пандект Антиохийский письменный в десть. 992. Книга Иаков со Иосифом новокрещенным, в полдесть. 993. Книга Афанасия Александрийского на Арианы, в начала житие его, в полдесть. 994. Книга о Латынех, письменная в десть. 995. Книга о Латынех, како отлучишася Соборные церкви, в начале Григория Богослова , письменная в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Возможно, был издан императорский декрет, окончательно лишавший римский народ избирательных прав (есть лишь одна копия этой грамоты в весьма сомнительной редакции, относимой к XI в.). Император Оттон начал процесс восстановления авторитета папской власти. Его ставленник Лев VIII, восстановленный на престоле св. Петра, заслужил добрую репутацию своим аскетизмом, подзабытым за полвека разврата, но довольно быстро скончался. Римский народ не решился проявлять самостоятельность (конечно, многие хотели видеть папой изгнанного Бенедикта, но он умер в ссылке) и отправил послов к императору. Выбор императора пал на опытного в церковной и светской политике епископа Нарнийского, происходившего из рода графов Тускуланских и Кресцентиев, который и стал папой с именем Uoahha XIII (965–972). Таким образом, власть этих двух фамилий над Святым престолом, начавшаяся еще при Сергии III, сохранилась, и их представители сменяли друг друга (за редким исключением) на Святом престоле довольно долго. Однако в 996 г. император Оттон III поставил в Рим своего двоюродного брата Бруно, герцога Каринтии и внука Оттона I, – папу Григория V (996-­999). Григорий стал третьим за 250 лет, после сирийца папы Захарии, папой не римлянином и первым – не италийцем. Ему наследует назначенный из свиты императора известный ученый своего времени бургундец Герберт Орильякский, архиепископ Равеннский, – папа Сильвестр II (999–1003). Хотя после смерти папы Сильвестра Кресцентии вновь овладели Св. престолом, после папы Сергия IV (1009–1012) их доминирование прекратилось. Началась междоусобица, во время которой папами становились представители Тускуланского дома: Бенедикт VIII (1012–1024) до избрания был графом Тускуланским Феофилактом II, Иоанн XIX (1024–1032) – графом Тускуланским Романо, несколько раз появлявшийся на папском престоле Бенедикт IX (1032–1044, 10 марта – 1 мая 1045 г., 1047–1048)- графом Тускуланским Феофилактом III; в 1045 г. на несколько дней на Святой престол вступил Сильвестр III из рода Крешенци-Оттавиани (ряд исследователей считает его антипапой), а с 5 мая 1945 до декабря 1046 г. папой был крестный Бенедикта IX Иоанн Грациан (с именем Григория VI).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

959 См.: Ответ Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимира Патриарху Алексию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 4. 961 Краткая история возникновения раскола в Западно-Европейском Экзархате после смерти митрополита Евлогия//Там же. Л. 3 об. 964 Зосима (Валяев), архим. Сообщение о Епархиальном Собрании Западно-Европейского экзархата. 20.10.1946//Архив Русской духовной миссии в Св. Земле (РДМ). Дело без но­мера. 965 См.: Ответ Высокопреосвяшеннейшего Архиепископа Владимира Патриарху Алексию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 2. 969 Ответ Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимира Патриарху Алексию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 2, 4. 970 Зосима (Валяев), архим. Доклад митрополиту Анастасию 30.09.1946//Архив Архиерейско­го Синода РПЦЗ (далее Архив АС). Дело 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 971 См.: Ответ Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимира Патриарху Алексию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 2. 972 Зосима (Валяев), архим. Сообщение о Епархиальном Собрании Западно-Европейского эк­зархата. 20.10.1946//Архив РДМ. Дело без номера. 975 Грамата Вселенского патриарха Максима//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1947. 6. С. 1–3. 976 Послание Епархиального Собрания//Церковный вестник Западно-Европейского Пра­вославного Русского Экзархата. 1949. 21. С. 3; Резолюции по докладу о каноническом положении Православной Церкви в Западной Европе//Там же. С. 21. 979 Гуревич А. Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви Франции и Западной Европы: уроки истории//Проблемы истории Русского зару­бежья: материалы и исследования. М., 2008. Вып. 2. С. 135–139, 142–143. 982 Архиепископия. (Справка о состоянии дел Экзархата приходов русской традиции от мар­та 2005 г.) Архив ОВЦС. 985 См.: Переписка Святителя Тихона Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского). 1921–1922/Публ. Н. Ю. Лазаревой//Ученые записки российского Право­славного университета ап. Иоанна Богослова. 2000. Вып. 6. С. 96, 101; Следственное дело Патриарха Тихона. С. 401.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«О том, что думали ответственные деятели иудео-христианства, мы можем судить по тем двум памятникам, которых до нас дошли от них. Это — послание Иакова и Евангелие от Матфея». — Кассиан, еп. С. 274. 961 В древнейшей версии канона Нового Завета, которой следуют многие современные переводы (в т.ч. и ЕК) и согласно которой Соборные послания располагаются после Павловых (как в богослужебном календаре Православной Церкви; см. Приложение), Иак. оказывается сразу же за Евр., хотя «строго говоря, речь может идти не о месте Иак. в отдельности, а о месте соборных посланий, как целого». — См.  Безобразов С. С. 30. Прим. 1. 962 Телушкин Й. С. 96. См. также § 5. 1. 963 См.  Безобразов С. С. 24 слл.; Кассиан, еп. С. 274. 964 «За гимном веры Евр. стоит учение о вере в Рим. и Гал. Без Рим. и Гал. само понятие «мертвых дел» в Евр. осталось бы для нас невразумительным». — Безобразов С. С. 51. 965 «Иаков нападает не на Павла как такового, а лишь на его односторонность, на его выдернутый из контекста лозунг». — Данн Д.Д. С. 281. 966 «Полемика Павла против закона могла легко быть использована в видах оправдания аморализма». — Безобразов С. С. 18. 967 См.  Безобразов С. С. 27. 968 Безобразов С. С. 49. 969 Взято из Brown R. P. 734-5. 970 См.  Brown R. P. 735-6; Гатри Д. С. 562-3. 971 Вот почему на отпусте Таинства Елеосвящения упоминается апостол Иаков. 972 1 Петр. наряду с 1 Ин. были двумя из семи Соборных посланий, которые очень скоро обрели широко признанный канонический статус. — См.  Brown R. P. 722. 973 В Деян. он именуется «Сила». 974 См. подробнее, например, Dalton W.J., S.J. The First Epistle of Peter.//NJBC. P. 903; Kümmel W.G. P. 423-4; Гатри Д. С. 588-604. 975 См. §§ 42. 2; 43. 3; Ключ... С. 344. 976 См.  Brown R. P. 718. 977 Также предпринимались попытки локализовать «Вавилон» в Египте и Антиохийской области. — см.  Кассиан, еп. С. 292; Гатри Д. С. 613-4. 978 После 72-го года восточный Понт, Галатия и Каппадокия были объединены в одну провинцию. — см.  Brown R. P. 708. N 11. 979

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

John " s voice is in some sense linked with that of the Paraclete. Such a connection is not surprising; both classical studies and ethnographic research «on oral poetic performance traditions» shows that the voice of a poet «becomes traditionally identified with the Voices» of the heroes quoted by the poetic performance.» 964 This provides context for the narrativés reliable characters sharing the same voice as the narrator in this Gospel and for the liberties characteristic of poetic retellers he takes. 965 Although there are close connections between the implied author and the inspiring Paraclete, some scholars have overplayed the connection. Kragerund essentially identifies the «beloved disciple» with the Paraclete, and so argues that this disciple represents for John the charismatic ministry of the Johannine church in opposition to the more institutional, Petrine churches. 966 But the parallelism between this disciple and the Spirit indicates a parallel mission, not that the disciple represents the Paraclete himself. 967 The Spirit inspires the community, whose ideal representative this disciple is. Further, the Gospel " s polemic is hardly against the rest of Christianity; by John " s definition of discipleship, it is unlikely that he would have regarded other true Christians (and Peter is a true Christian; see above) as deficient in the Spirit. 968 Instead, the polemic is against the Jewish authorities who oppose the Christians, and therefore oppose the Spirit who inspires their proclamation of Jesus. Even if the beloved disciplés functions are equivalent to those of the Paraclete, 969 most scholars recognize that it goes too far to suggest that the author actually embodies the Paraclete (as Sasse 970 did as early as 1925). 971 Wilckens is closer to the truth when he recognizes the distinction between the beloved disciple and the Paraclete, but sees the former as a representative of the community and parallel to the Paraclete: «Der Paraklet und der «Lieblingsjünger» sind also nicht identisch, wohl aber aufeinander bezogen. Der »Lieblingsjünger» repräsentiert die Gemeinde, die der Paraklet neu begründet; und der Paraklet gibt und bewahrt der nachösterlichen Kirche ihr Bild im vorösterlichen «Lieblingsjünger.»» 972 The parallel mission of the Paraclete and the community (14, 15–16), of which the beloved disciple is the ideal model, does suggest a prophetic role for the disciple. 973 The Paraclete guarantees the disciplés traditioning as an inspired transmitter. 974 2. Prophetic Composition of Discourses?

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ [лат. Gregorius] († 996), прп. (пам. зап. 8 нояб.), 3-й аббат мон-ря Айнзидельн (Швейцария). О деятельности Г. известно гл. обр. из юридических документов кон. X в., к к-рым относятся дипломы и привилегии герм. императоров Оттона I , Оттона II и Оттона III . Небольшие заметки о святом имеются также в Житиях его современников - свт. Вольфганга , еп. Регенсбургского, и свт. Гебхарда II , еп. Констанцского. Отлох Санкт-Эммерамский в написанном им Житии свт. Вольфганга сообщает, что Г. происходил из Англии; позднейшие народные легенды приписывают ему королевское происхождение, что не подтверждается более ранними источниками. В 949 г. Г. стал монахом мон-ря Айнзидельн, в 961 г.- помощником аббата, с 964 г. аббат обители. Г. пользовался расположением 3 императоров из династии Оттонов, благодаря к-рым он существенно увеличил монастырские владения, получая от них богатые пожертвования. В X в. на фоне общего упадка бенедиктинского монашества в Айнзидельне придерживались строгой дисциплины, и это привлекало людей, ищущих подвижничества. Среди них был свт. Вольфганг, подвизавшийся с 965 по 972 г. в Айнзидельне под рук. Г. Свт. Гебхард, еп. Констанцский, основавший в 983 г. мон-рь Петерсхаузен, в качестве первых насельников обители пригласил монахов из Айнзидельна (Vita Gebhardi. 18). В 987 г. Г. перестроил монастырскую церковь, т. к. прежняя уже не могла вместить всех монахов. Правила (consuemudines) мон-ря, введенные Г., были близки к правилам реформированного бенедиктинского устава аббатства Горце . Дата смерти Г. записана в поминальных книгах мон-рей Айнзидельн и Санкт-Галлен. Преемник Г. аббат Вирунт поместил над его могилой эпитафию, прославлявшую добродетели святого. Мощи Г. первоначально находились в специальной усыпальнице, позднее были перенесены в аббатскую церковь. В 1798 г. они были осквернены и уничтожены солдатами, когда революционная армия Франции заняла Швейцарию. Ист.: Othlonus Sancti Emmeramni Ratisponensis. Vita Sancti Wolfgangi Ratisponensis. 10//PL. 146. Col. 401; MGH. SS. T. 4. P. 530. Лит.: Henggeler R. Gregorio di Einsiedeln//BiblSS. Vol. 7. Col. 177-178. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: ВАРИН († 856), аббат мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия), прп. (в католич. церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.) ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая)

http://pravenc.ru/text/166553.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010