При нашествии Иисуса Навина город должен был отойти колену Манассии, но, как сказано в Библии, «Манассия не выгнал жителей Беф-Сана и зависящих от него городов, и остались Хананеи жить в земле сей» (Суд. 1:27). В XI в. до P. X. город был завоеван филистимлянами, «народами моря», от которых и получила свое географическое название Палестина. В последний раз город упоминается в Ветхом Завете в годы царствования Соломона (965–928 до P. X.). Несколько веков мы ничего не слышим о нем, пока в ГГГ столетии до P. X. он не появляется в источниках уже с новым, греческим названием – Скифополис. Трудно сказать, почему греки, владевшие Галилеей во времена Селевкидской династии, именно Беф-Сан назвали «городом скифов». С памятью о скифском нашествии VIII-VII вв. до P. X. связаны многие археологические памятники и топонимы в Палестине и на Ближнем Востоке. Скифы прошли, в свое время, всю Переднюю Азию «до врат Египта». Этноним «скифы» хорошо известен клинописным памятникам Передней Азии в форме «скузи». В Библии он отразился в форме «аскеназ» (Иер. 51:27). Возможно, о них сказано в книге пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля» (Иер. 8:16). Некоторые ученые считают возможным производить от скифских (ираноязычных) корней даже само название Иордана. По мнению академика О. Н. Трубачева, крупнейшего современного лингвиста, корень «дан» – тот же самый, что и в названиях рек Причерноморья, также скифо-иранских по происхождению: Дон, Данепр, Данестр, Данай. Слово «иор» может, в свою очередь, соответствовать славянскому «яр», тогда «Иордан» означает не что иное, как попросту «русло». Так или иначе, именно отсюда скифы ушли в наши причерноморские степи, оставив в Палестине лишь память о себе в географических названиях. Царь Иоанн Гиркан, по сообщению Иосифа Флавия, в 107 г. до P. X. разрушил город до основания, но уже при его преемнике Александре Яннае (103–76 гг. до P. X.) он вновь был восстановлен. Помпей, завоевав Палестину, вывел Скифополь из-под власти Иудеи и включил в состав Десятиградия – объединения десяти греческих городов, составлявших своеобразный греко-римский анклав в регионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Созополь – один из городов южномалоазийской Писидии, резиденция епископа. Сокарий (сокарь) – дословно с греч. «веревка», мера длины, равная 10 или 12 оргиям. См.: линейные меры (табл.). Сократ Схоластик (ок. 380 – ок. 466 гг.) – адвокат, крупный церковный деятель, византийский церковный историк, автор «Церковной истории», в которой излагаются события от воцарения Константина Великого до 439 г. Солдайя – италийское название Сугдеи. Солемний – ежегодная выдача продуктов и денег из государственной казны (как правило, в пользу монастыря или иного духовного учреждения). С. мог осуществляться и как разрешенное василевсом отчисление точно определенной, зафиксированной суммы государственного налога, например, коммеркия, которое поступало в пользу облагодетельствованного таким образом лица, учреждения или города. В Византии С. получил распространение с Х в. Соленарий – механизм вроде самострела. Представлял собой деревянное направляющее, с помощью которого можно было стрелять из лука небольшими дротиками-болтами. Прообраз тзангры. Солея – в византийских церквах пространство перед алтарем или проход, иногда соединяющий виму и амвон, часто огражденный невысокой балюстрадой. Последняя служила барьером, который ограничивал линию процессий при входе в виму. Здесь во время службы находились высокопоставленные лица, не имевшие доступ в алтарь, а также низшие клирики. См.: амвон, Артос. Солид – принятое в IV-X вв. название византийской золотой монеты. См.: номисма, денежные единицы (табл.). Соломон – царь Израильско-Иудейского царства в 965–928 гг. до н. э. Провел административную реформу. По Библии, славился необыкновенным богатством и мудростью, выстроил знаменитый Иерусалимский Храм, через тысячу лет разрушенный римлянами (ныне от него уцелела только так называемая «стена плача» из огромных камней); почитался как монарх, которому не было равных в истории. Соломонов трон – самый великолепный парадный трон в Большом императорском дворце, стоявший в центральной апсиде Триклина Магнавры. Представление о троне как о символе высшей власти укрепилось уже в античности, а впоследствии, с принятием христианства, оказалось связано с библейской традицией. Трон, названный по имени библейского царя Соломона, появился при василевсе Феофиле в 30-е гг. IX в. Его сооружение связывают с именем знаменитого ромейского ученого Льва Математика. Трон был снабжен пневматическим подъемником, позволявшим ему возноситься высоко вверх, почти до потолка зала. Сложные механизмы приводили в движение позолоченных львов по бокам трона, которые рычали и били хвостами, птиц, которые в определенный момент начинали петь, и фигурки зверей, поднимавшихся и опускавшихся на своих постаментах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси. Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен и странен от Бога: егоже ты подражала еси умом, о душе, сладострастьми скверными. Соломон — сын царя Давида, самый знаменитый из царей Израиля (965-928 гг. до н.э.). Славился своей мудростью, которую получил от Бога в награду за своё смирение. Автор ветхозаветных книг Притчей, Песнь Песней, Екклесиаст и Премудрость Соломона. Во времена Соломона царство Израильское достигло своего высшего расцвета. Но богатство и многочисленные жёны-язычницы развратили его и заставили забыть Господа. К концу своей жизни покаялся. Ровоаму поревновала еси, не послушавшему совета отча, купно же и злейшему рабу Иеровоаму, прежнему отступнику, душе, но бегай подражания и зови Богу: согреших, ущедри мя. Ровоам — сын царя Соломона, который наследовал престол после смерти отца (3 Цар. 11:43). Не послушался советов старцев быть милосердным к народу, и стал жестоким правителем. В его правление единое Израильское царство разделилось на северное и южное. Иеровоам — первый царь северного Израильского царства, из колена Ефремова. Его воцарение над десятью коленами израилевыми предсказал пророк Ахия. Узнав об этом, царь Соломон хотел умертвить Иеровоама, и тому пришлось бежать в Египет. После смерти Соломона Иеровоам возглавил израильтян, возмутившихся непомерными поборами нового царя Ровоама и стал править над десятью коленами, не пожелавшими принять власть Ровоама. Но после воцарения Иеровоам возгордился и забыл Бога, сделавшись идолопоклонником. Песнь 8 Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию.   Озия (Азария) — царь Иудеи, правивший в VIII веке до н.э. (4 Цар. 15:1-7, 2 Пар. 26). В начале своего правления был благочестивым. Вёл успешные войны с филистимлянами. Впоследствии возгордился, пожелал войти в Иерусалимский храм и совершить в нём богослужение вместо священников. «И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном доме» (4 Цар. 15:5). Престол перешёл к его сыну Иофаму.

http://pravmir.ru/kto-est-kto-v-kanone-a...

    — это провинциализм философии (итал.).     С. 445 др.-греч. ### — создание, творение, основание; ктисеологическая система — это система, охватывающая творение во всей полноте.     Пир II. 14. Незавершенный перевод этого трактата Данте, выполненный Эрном (стихи в переводе Вяч. Иванова), сохранился в портфеле издательства М. и С. Сабашниковых (отдел рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина).     С. 450 имеет в виду Джамбаттиста Вико — см. прим. стр. 426.     С. 451 (др.-греч. мн. ч.) — начала. С. 452 прим. к стр. 36.     прим. к стр. 440.     С. 455 Теллурический мир — мир земной, преходящий (от лат. tellus — земля, земной шар).     Джакомо (1798—1837) — итальянский поэт-романтик, автор «Нравственных очерков» (опубл. в 1827—1845 гг). Соломон (ок. 965—928 до н. э.) — третий царь Израильско-Иудейского государства; в ветхозаветных книгах изображается величайшим мудрецом всех времен.     С. 457 прим. к стр. 436. Понятие древнегреческой философии, означающее «бесконечное» как онтологический принцип.     plus ultra (лат.) — «и не далее», «дальше нельзя», т. е. предел, крайняя степень, верх чего-либо или самая высокая степень.     С. 460 te ipsum (лат.) — превзойди себя самого. Тезис философии Августина, означающий, что в поисках истины необходимо восхождение от чувственного и изменчивого внешнего мира к миру внутреннему, душе, которая, однако, и сама является изменчивой в силу ее тварности, сотворенности «из ничего», из небытия. Будучи способностью души, изменчив и индивидуальный ум. Однако для Августина (как и вообще для средневековой философии) идея неизменности умопостигаемой истины является основополагающей, ибо вытекает из того положения, что истина пребывает в Боге, важнейшим атрибутом которого служит неизменяемость. Поэтому для достижения неизменной умопостигаемой истины человеку необходимо выйти за пределы изменчивой души, т. е. превзойти самого себя. «Не желай выйти вовне, возвратись в самого себя — во внутреннем человеке пребывает истина; а если найдешь свою природу изменчивой, превзойди и самого себя. Но. помни, что, превосходя самого себя, ты выходишь за пределы рассуждающей души. Поэтому стремись туда, откуда возгорается свет разума. Ведь к чему иному приходит всякий рассуждающий ум, как не к истине» (пер. М. А. Гарнцева). — Августин. Об истинной религии. XXXIX. 72.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Обычай торжественных песнопений в честь божества и его святилища, равно как и плачей, покаянных и благодарственных молитв, существовал и в Египте, и в Месопотамии, и в древнем Ханаане во втором тысячелетии до христианской эры; следовательно, едва ли можно приписывать евреям «открытие» псалма как поэтического и религиозного жанра. Но уже в древнейших, по суждению библеистов, частях Писания встречаются, так сказать, псалмообразные вкрапления («Песнь Моисея и сынов Израилевых» после перехода через Чермое море — «Исход», 15, 1—21; «Песнь Деворы и Варака» — «Книга Судей», 5). И — также по суждению библеистов — можно в целом доверять разбросанным по «Хроникам» сведениям о том, что регулярную службу певцов и музыкантов при Ковчеге Завета установил царь Давид в первой трети X в. до христианской эры. Во все существование Первого Храма, от построения его при сыне Давида, Соломоне (965—928 гг. до хр. э.), до разрушения вавилонянами (586 г. до хр. э.), священные обряды сопровождались пением и струнным аккомпанементом; храмовые музыканты и певчие объединялись в некое подобие корпораций, учрежденных, возможно, еще самим Давидом; все они были левиты, т. е. Принадлежали к колену (племени) Леви, исполнявшему низшие священнические функции при Храме. Их потомки, вернувшиеся из Вавилонского пленения, продолжали деятельность своих предков во Втором Храме (516 г. до хр. э.—70 г.хр.э.). Иными словами, псалмопение было в принципе исключительным правом и обязанностью левитов. Однако еще до разрушения Второго Храма римлянами возникает синагогальная форма богослужения и в самой Земле Израиля, и в диаспоре, и псалмы становятся всеобщим молитвенным достоянием, составляя необходимую и неотъемлемую часть повседневных и праздничных служб. В дальнейшем роль их, удельный вес непрерывно возрастали во всех разновидностях ритуала (нусах), принятого той или иной общиной в рассеянии. И не только в синагогальной литургии, но и в любом внесинагогальном обряде: молитва перед сном, перед дальней дорогою, погребение, освящение могильного камня и т. д. Псалмы неизменно включаются и во вновь возникающие молитвенные обряды, например по случаю Дня независимости Еврейского государства. Пожалуй, вся жизнь традиционного еврейства пронизана текстами «Псалтири». Перейдем же к текстам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

В последний раз город упоминается в Ветхом Завете в годы царствования Соломона (965–928 гг. до Р.Х.). Несколько веков мы ничего не слышим о нем, пока в III столетии до Р.Х. он не появляется в источниках уже с новым, греческим названием – Скифополис. Трудно сказать, почему греки, владевшие Галилеей во времена Селевкидской династии, именно Беф-Сан назвали «городом скифов». С памятью о скифском нашествии VIII – VII вв. до Р.Х. связаны многие археологические памятники и топонимы в Палестине и на Ближнем Востоке. Скифы прошли в свое время всю Переднюю Азию, «до врат Египта». Длительность их пребывания в Святой Земле историки оценивают по-разному – от пятидесяти до ста пятидесяти лет. Возможно, находящийся на стратегическом перекрестке Беф- Сан действительно стал на некоторое время Скифополем – центром и оплотом скифского присутствия в регионе. Сам этноним «скифы» хорошо известен клинописным памятникам Передней Азии в форме «скузи». В Библии он отразился в форме «аскеназ» (см. Иер. 51, 27 ). Возможно, о них сказано в книге пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем ( Иер. 8, 16 ). Некоторые ученые считают возможным производить от скифских (ираноязычных) корней даже само название Иордана. По мнению академика О.Н. Трубачева, авторитетнейшего лингвиста, корень «дан» (вода) – тот же самый, что и в названиях рек Причерноморья, также скифо-иранских по происхождению: Дон, Данепр, Данестр, Данай. Слово «иор» может, в свою очередь, соответствовать славянскому «яр», тогда Иордан означает не что иное, как попросту «русло реки». Так или иначе, именно отсюда скифы ушли в наши причерноморские степи, оставив в Палестине лишь память о себе в географических названиях. А город Скифополь при селевкидском царе Антиохе IV Епифане получил статус греческого полиса и новое название – Ниса. Это переименование связывают с именем греческого языческого бога Диониса: так называлось место, где младенец Дионис был воспитан нимфами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Согласно свидетельству Видукинда Корвейского (ок. 925 - после 973), О. был коронован после смерти Генриха I, в 936 г., в Ахене, однако более вероятно, что коронация состоялась еще при жизни отца, в 930 г., в Майнце (см., напр.: Keller. 1995). Хронология правления Первые годы правления прошли в борьбе с внешними врагами и в противостоянии представителям герм. знати, оспаривавшим его право на престол. В 936 г. О. направил саксон. военачальника Германа Биллунга († 973) в поход против восставшего слав. племени ротарей, благодаря чему удалось одержать верх и восстановить влияние герм. короля в регионе. Вскоре на землях, захваченных у полабских славян, О. создал 2 маркграфства, ставшие форпостом для дальнейшего распространения влияния герм. государя на восток: Герман Биллунг в 936 г. получил территории в нижнем течении Эльбы (впосл. именовались маркой Биллунгов), а др. представитель саксон. знати, Геро Железный († 965), в 937 г. стал маркграфом Восточной марки в среднем течении Эльбы и на р. Зале. К 940 г. О. подчинил себе слав. земли вплоть до Одера. С началом правления О. набеги на герм. земли возобновили венгры. В 937 г. они напали на Франконию, в 938 г.- на Саксонию, но оба раза их натиск удалось отразить. В 943 г. близ г. Вельс крупную победу над венграми одержали войска герц. Бертольда Баварского († 947), после чего набеги на нек-рое время прекратились. В 938-939 гг. против О. выступили его старший брат Тангмар, младший брат Генрих, Эберхард, герцог Франконии (918-939), и Гизельберт, герцог Лотарингии (925 или 928-939). Тангмар был убит в 938 г., Эберхард и Гизельберт погибли в 939 г. Генрих сначала бежал ко двору западнофранк. кор. Людовика IV Заморского (936-954), но потом вернулся в Германию и примирился с братом, к-рый передал под его управление Лотарингию. В 941 г. Генрих поднял новый мятеж и организовал покушение на О. в Кведлинбурге. После подавления мятежа Генриха поместили под арест в Ингельхайме (ныне Ингельхайм-ам-Райн); герцогом Лотарингии по распоряжению О. стал Оттон I († 944), граф Вердена. После его смерти герцогство Лотарингское получил женатый на его дочери Конрад Рыжий († 955), граф Вормсгау и Шпайергау (во Франконии), к-рый, овдовев, в 947 г. женился на Лиутгарде, дочери О.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

255 ...наченшю Михаилу цесарьствовати... – Византийский император Михаил III вступил на престол в 842, а не в 852 г. 256 ...от Адама ...лт 542. – В этой хронологической выкладке упоминаются библейские персонажи: первый человек Адам, праотец Авраам, Моисей, возглавивший «исход» евреев из Египта, а также исторические деятели и события: цари Израильско-Иудейского царства Давид (1004–965 гг. до н. э.) и его сын Соломон (965–928 гг. до н. э.), завоевание Иерусалима Навуходоносором (597 г. до н. э.), Александр Македонский (336–323 гг. до н. э.), римский император Константин Великий (306–337 гг.), Михаил III, византийский император (842–867 гг.). Как видим, расчеты источника (им был, как полагают, «Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора) весьма неточны. 257 ...до смерти Святополчи лт 60. – Святополк Изяславич умер в 1113 г. Следовательно, эта часть ПВЛ не могла быть написана ранее этого времени. В И ошибочно «Ярополчи» вместо «Святополчи». 258 Цесарь же крести ...съ болгары. – Принятие христианства болгарским царем Борисом датируется 865–866 гг. Ошибка летописца (858 вместо 866 г.) объясняется, вероятно, следованием за болгарским источником, в котором летоисчисление велось по «александрийской системе», отличавшейся от принятой в Византии и на Руси на 8 лет. См.: Зыков Э. Г. Известия о Болгарии в «Повести временных лет» и их источник//ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. С. 49. 259 ...на всхъ, кривичахъ. – В этом и других случаях переписчики поняли этноним «весь» (вепсы) как местоимение. 260 ...по бл и вверици.... – Это чтение вызывало споры: идет ли речь о «бл» и «вверице», т. е. о серебряной монете и беличьей шкуре, или же их следует читать «по блй вверице» – т. е. по зимней шкурке белки. Обоснование первого варианта см.: Лихачев. Комментарии. С. 233. 261 Сице бо звахутъ ты варягы ...тако и си. – В науке не прекращаются споры о том, насколько соответствует действительности объяснение летописца, что «русь» – это название одного из скандинавских народов. См., например: Горский А. А. Проблема происхождения названия русь в современной советской историографии//История СССР. 1989. N 3. С. 131–136. См. также: Трубачев О. Н. Русь, Россия//Русская речь. 1987. 3. С. 131–134.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повелеваем также быть им обузданными нашей силой и быть им изгнанными из ваших земель, дабы одна больная овца не заразила бы всего стада.» (ЛИБИ, т. II, с. 298.) [Папы Иоанн X (914–928 гг.), Иоанн XIII (965–972 гг.), Венедикт VII (974–983 гг.), Александр II (1061–1073 гг.) и Григорий VII (1073–1085 гг.) тоже запрещали богослужение на словено-болгарском языке, а у папы Александра прорвалось назвать св. Мефодия еретиком.] Зима 885/6 гг. Гонения в Великоморавии, организованные Епископом Вихингом, против Епископа Горазда и учеников Святых братьев с обвинениями их в государственной измене и посягательстве на власть Святополка (Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский и Охридский, Житие св. Климента Охридского, IX, 29). Ученики Святых братьев устремляются в Болгарию. Свв. Климент и Наум, Ангелярий, Савва и Горазд добираются до Болгарии. Свв. Климент и Наум пешком доходят до гор. Белграда на Дунае. Боритаркан (комендант) Белградской крепости Радислав принимает их и отправляет к св. Царю Борису в Плиску, так как знает, что св. Царь Борис разыскивает и ждет необходимых ему людей, которые владеют словено-болгарской грамотой и у которых есть богослужебные книги на болгарском языке (Пространное греческое житие св. Климента Охридского блаж. Феофилакта, Архиепископа Болгарского и Охридского). В столице болгарского государства Плиске св. Царь Борис принимает учеников Святых братьев (Пространное житие св. Климента Охридского). Свв. Климент и Наум по происхождению болгары (Димитрий Хоматиан, Краткое житие св. Климента Охридского; Второе житие св. Наума Охридского). После г. Письмо св. Патриарха Фотия св. Царю Борису (ГИБИ, т. IV, с. 105–106). 29.VIII.886 г. Император Василий I умирает. Начало декабря 886 г. Второе низложение св. Патриарха Фотия с патриаршества его воспитанником Императором Львом Мудрым. 888/9 г. Св. Царь Борис-Михаил принимает монашество и передает власть своему старшему сыну Владимиру-Расате. 889–893 гг. Царь Владимир-Расате. Проводит откровенно антихристианскую политику с возвратом к язычеству и с гонениями против христианских священнослужителей. В то же время заигрывает с Германией и проявляет склонность к католическому Риму. †6/19.II.891 г. Кончина св. Патриарха Фотия. 6.X.891–4.IV.896 гг. Папа Формоза. Сентябрь 892 – май 893 гг. Германо-болгарский союз против Великой Моравии. Возобновление германо-болгарского договора 883 г. †Осень 893 г. Св. Царь Борис выходит из монастыря, свергает с престола своего сына Владимира и ослепляет его, возводит на престол своего младшего сына Симеона и созывает Первый болгарский церковно-народный собор (Reginonis Chronicon, 2; ЛИБИ, т. II, с. 307), который принимает следующие решения:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антенор – у Гомера самый разумный из старейшин Трои. Приютил Одиссея и Менелая, приезжавших требовать выдачи Елены Прекрасной. После падения Трои дом его не тронут победителями. Эней – один из защитников Трои, легендарный родоначальник римлян, бежавший после падения Трои в Италию. Герой «Энеиды» Вергилия. От Энея и его сына Иула вели свой род Кай Юлий Цезарь и Октавиан Август. Иисус Навин – слуга и сподвижник Моисея. Книга Иисуса Навина – шестая в каноне Ветхого завета. Гедеон (по Библии) – один из Судей израильских; умер, оставив от многих жен 70 сыновей, в т. ч. Авимелеха. Авимелех (Авимелах, по Библии) – после смерти отца убил всех своих братьев и был избран царем жителями г. Сихема. Иеффай (по Библии) – один из Судей израильских. Лишенный братьями наследства, стал предводителем разбойничьей шайки. Приглашен главой израильского ополчения и сверг иго аммонитян. Совершая жертвоприношение, сжег собственную дочь. История Иеффая изложена в Книге Судей Ветхого завета. 79 Саул (по Библии) – основатель Израильско-Иудейского царства в конце XI в. до н.э. Под его предводительством израильтяне освободились от ига филистимлян. После поражения на горе Гильбоа покончил с собой. Соломон (по Библии) – царь Израильско-Иудейского царства в 965–928 гг. до н. э. (по другим данным, в 970–931 гг.). Сын царя Давида и его соправитель. Ему приписывается авторство Песни Песней, Экклесиаста и др. 80 Стефан Баторий (1533–1586) – сын трансильванского воеводы Стефана; в 1574 г. избран князем Трансильванским. В 1576 г. на польском сейме избран королем. Продолжил Ливонскую войну против Ивана Грозного, в 1579 г. взял Полоцк, в 1580 г. – Великие Луки, в 1581 г. осадил Псков, но потерпел неудачу. В 1582 г. заключил Ям-Запольский мир с русским государством. 83 Алексей Михайлович Романов (1629–1676) – царь с 1645 г., сын царя Михаила Федоровича. Женат первым браком на Марии Ильиничне Милославской (дети – Алексей, Федор, Софья, Иван и др.), вторым – на Наталье Кирилловне Нарышкиной (дети – Петр, Наталья). При нем Земский собор принял «Уложение» 1649 г., были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы, произошло воссоединение Украины с Россией (1654), завершившееся Андрусовским перемирием с Польшей (1667 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010