750 Ст. 89–96. Двенадцатая строфа. На небе и на земле все подчинено Закону Божию (ст. 89–91); Псалмопевец согласует свою жизнь с волею Божией, и это избавляет его от гибели (ст. 92), дарует ему жизнь, надежду на спасение (ст. 93–94), обезвреживает козни противников (ст. 95). Ст. 89–91. Псалмопевец говорит о незыблемости Божественного порядка на небе, на земле и в видимом мире (ср.: Быт. 1 ). Ст. 89. ...слово Твое – имеется в виду слово, изъявление воли, которым Бог сотворил мир (ср.: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» [ Ис. 40:8 ]). 753 Ст. 96. Ограниченным, имеющим свой предел вещам и явлениям мира сего противопоставлена беспредельная, неисчерпаемая, не имеющая преград воля Божия. 754 Ст. 97–104. Тринадцатая строфа. Повествование о том духовном богатстве и мудрости, которые дает человеку исполнение Закона Божиего. 755 Ст. 99–100. В этих стихах противопоставлены человеческий и Божественный источники мудрости -ср.: «Да не хвалится мудрый мудростью своею... Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня. Что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле» ( Иер. 9:23–24 ). 757 Ст. 103. ...слова Твои – заповеди Божии. Человек, оживший для духовного чувства, испытывает неведомое ему дотоле наслаждение. 758 Ст. 105–112. Четырнадцатая строфа. Псалмопевец заверяет Бога в бесповоротной преданности Его заповедям. Ст. 105. Похожее сравнение со светильником находим в Притчах Соломона: «Заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» ( Притч. 6:23 ); ...свет его на путях моих – Закон Божий освещает тропу, по которой я иду, мой ум получает способность видеть духовные вещи при свете веры. 759 Ст. 106. ..хранить суды правды Твоей – выполнять Твои заповеди, ведущие к познанию истины; человек, просвещенный светом веры в Божий Закон, полон непоколебимой готовности не отступать от него. 763 Ст. 113–120. Пятнадцатая строфа. Псалмопевец порвал все связи с людьми лукавыми и беззаконными (ст. 113, 115), воля его решительно на стороне Закона Божиего (ст. 113), Бог помогает ему и охраняет его на этом пути (ст. 114), надежда на помощь Божию укрепляет его (ст. 116–117), он видит, как унижены нарушители воли Божией (ст. 118), и стремится усвоить себе страх Божий, чтобы он был ему поддержкой при исполнении заповедей Божиих (ст. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11. Ведь Даниил показал Навуходоносору, что в своем видении тот видел истукана, стоящего напротив него; голова истукана из золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра 89 его из меди, голени его и ноги его из железа и глины 90 . И сказал Даниил Навуходоносору: Ты – это золотая голова 91 . И почему он был назван «золотой головой»? Не потому ли, что исполнилось на нем слово Иеремии, ибо Иеремия сказал: (208) Вавилон был золотой чашей в руке Господа, напоявшего всю землю Своим вином 92 . И также главой всех царств был назван Вавилон, как написано: Главой царства Нимрода быгл Вавилон 93 . 12 . А сказав: Грудь и руки истукана из серебра 94 , – указал на царство меньшее [первого], то есть на [царство] Дария Мидянина, потому что тот принял царство отмеренное. Ибо взвешено было царство Нимрода, и оказалось неполным 95 . И поскольку неполным принял его Дарий, [Даниил] назвал царство его меньшим. И поскольку неполным было [царство], то не властвовали сыновья Мадая над всей землей. Чрево и бедра истукана из меди 96 , – и сказал [Даниил]: третье царство будет владычествовать над всей землей 97 , – это царство есть царство сынов Иавана, которые являются потомками Иафета 98 . И вышли сыновья Иавана против царства своих братьев, ибо Мадай и Иаван – сыновья Иафета. Мадай же был глуп и не мог управлять царством, пока не пришел его брат Иаван, который был мудр и искусен в управлении царством: ведь Александр, сын Филиппов, властвовал над всем миром. 13 . Голени и ноги истукана из железа 99 , – это царство потомков Сима, сынов Исава, которое крепко как железо. И сказал [Даниил]: (209) Как железо разбивает и раздробляет все, так и четвертое царство разобьет и растопчет все 100 . И он разъяснил, что ноги и пальцы частично из железа, и частично из глины 101 , ибо сказал: Они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиной 102 . Этим он указал на четвертое царство, потому что в царстве сыновей Исава не принято, чтобы царский сын был преемником царской власти, но, собравшись в столицу, сыновья Исава держат совет, и на нем поставляют главу государства: мужа мудрого, который будет править страной. Чтобы когда Владычествующий над их царством взвесит их, не оказались они неполными, и чтобы из-за этого не было отнято от них царство, подобно тому, как было отнято царство у сыновей гордого Нимрода и было отдано сыновьям глупого Мадая 103 . И правящий царь уничтожал семя предшествующего ему царя, и они не преемствовали друг другу. Поэтому действительно глина указывает на семя человеческое, ибо, когда царь избирается на царство, то смешивается он с корнем царства, что из железа 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

(12) Счастлив человек, которого наставляешь Ты, Бог, и Закону Своему обучаешь, (13) чтобы дать ему покой в дни бедствия, доколе выроется злодею яма. (14) Ибо не покинет Бог народа Своего, не оставит Он наследия Своего. (15) Ибо к правде возвратится суд, а за ним – все честные сердцем . (16) Кто постоит за меня против злодеев? Кто станет за меня против творящих кривду? (17) Если бы не Бог был мне в помощь, душа моя поселилась бы вскоре в могиле. (18) Когда я говорил: «Пошатнулась нога моя», – милосердие Твое, Бог, поддерживало меня. (19) При множестве скорбных мыслей моих внутри меня, утешения Твои радуют душу мою. (20) Сообщается разве с Тобою трон губителей, возводящих насилие в закон, (21) ополчающихся на душу праведника, кровь невинную обвиняющих? (22) Но Бог был оплотом моим, Всесильный мой – твердыня убежища моего. (23) Он обратит против них насилие их, злодейством их Он истребит их, истребит их Бог Всесильный наш. 95. (1) Идите, будем воспевать Бога, трубить будем твердыне спасения нашего . (2) Встретим Его с благодарением, с песнями восклицать будем Ему, (3) что Бог – великая сила, властелин великий над всеми силами. (4) В руке Его – тайны земли, высоты гор – Его же. (5) Море Его – Он создал его, сушу образовали руки Его. (6) Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Богом, Творцом нашим, (7) ибо Он – Всесильный наш, а мы, народ, – паства Его, ручное стадо Его, – если бы только вы сегодня послушали голоса Его: (8) «Не ожесточайте сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, (9) где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое. (10) Сорок лет раздражало Меня поколение то, и сказал Я: “Это народ, блуждающий сердцем. Не знают они путей Моих”. (11) Потому поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». 96. (1) Воспойте Богу новую песнь, воспойте Богу, вся земля! (2) Пойте Богу, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день спасение Его. (3) Рассказывайте народам о славе Его, всем племенам – о дивных делах Его. (4) Ибо велик Бог и достоин похвал беспредельных, Он страшнее всех богов .

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

148 . Единое действие Отца, Сына и Святого Духа мы находим не только в Петре – во всех апостолах проявляются единство божественного действия и изъявление высшей воли. Божественное действие повелевает, а не подчиняется. Бог созидает все и творит без труда и усилий: Он сказал, – и сделалось ( Пс. 32:9 ), Он повелел: Да будет свет, и стал свет ( Быт. 1:3 ). В самом повелении Божьем – исполнение действия. 149 . Если есть желание, мы можем рассмотреть свидетельства Писания о такой царственной власти Святого Духа. Мы легко увидим, что все апостолы были не только учениками Христа, но и служителями Отца, Сына и Святого Духа, как наставляет учитель языков 95 : Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы, также благодать исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор. 12:28 ), которые являются Его дарами. 150 . Итак, Бог поставил апостолов, пророков и учителей, даровал благодать исцелений, и ты уже прочитал 96 , что она подается Святым Духом, даровал разные языки. Однако не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все чудотворцы, не все имеют дары исцелений, не все говорят языками 97 . Действительно, если посмотреть внимательно, то в одном отдельно взятом человеке не могут обретаться все дары Божии, но каждый получает в соответствии со своими возможностями то, чего желает и заслуживает. Но эта ограниченность земная не касается могущества Троицы, щедро раздающей всякую благодать. 151 . Бог поставил апостолов, и тех, кого Бог поставил в Церкви, Христос избрал, утвердил и отправил в мир, говоря: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк. 16:15–18 ). Итак, Отец поставил учителей в Церкви, поставил их и Христос; Отец сообщает благодать исцелений, сообщает ее и Сын; Отец подает дары разных языков, наделяет ими и Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

16 . Что же, рассмотрим сами заслуги апостола Павла, за которые, по его словам, праведный Судия должен воздать ему венец, и узнаем, его ли самого по себе это заслуги, то есть сам ли он приобрел их себе, или же это – дары Божии. Вот что он говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил 91 . И прежде всего, не было бы вовсе всех этих добрых дел, если бы не предшествовали им добрые помышления. Теперь посмотрите, что говорит он об этих самых помышлениях. Вот как сказал он, когда писал к коринфянам: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя самих, но способность наша от Бога 92 . Теперь будем разбирать все по отдельности: Я, – говорит апостол, – подвизался подвигом добрым. Спрошу я: какой силой подвизался он, той, которая была у него от самого себя, или той, которая дана была свыше? Но ведь не может быть, чтобы столь великий Учитель не знал закона Бога, говорящего во Второзаконии: Да не скажет кто в сердце своем: «Моя крепость и мощь руки моей создали для меня эту великую силу», но да помнишь Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе крепость, чтобы создать силу 93 . А какую пользу имеет добрый подвиг, если не следует за ним победы? И кто дает победу, если не Тот, о Ком сам апостол говорит: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом 94 ? О том же он говорит и в другом месте, когда вспоминает свидетельство из псалма: Ибо за Тебя умерщвляют нас весь день, считают нас за овец, обреченных на заклание 95 , и тут же продолжает: Но во всем этом мы одерживаем победу силою Возлюбившего нас 96 – итак, не своей силой, но силой Возлюбившего нас. Далее говорит [апостол]: Течение совершил, но ведь это говорит тот, кто в другом месте сказал: Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от Бога милующего 97 . Это изречение никоим образом не может быть обращено так, чтобы [можно было] сказать: « [Это зависит] не от милующего Бога, но от желающего и старающегося человека»: ибо всякий, кто отважится сказать подобное, ясно покажет, что он противоречит апостолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

18. Плод правды (ср. Евр. 5:13 : слово правды), истинное семя небесной мудрости, заключает апостол, сеется там, где он сеется в мире, и приносит благо тем, которые хранят мир 95 . 7. Обличение любви к миру и наставление обращаться к Богу 4:1–10. В конце предшествующего отдела апостол изобразил состояние христианской общественной жизни, где мудрость свыше плод правды сеет в мире и приносит благо, потому что слушающие его сохраняют мир. Теперь он в противоположность этому изображает состояние жизни общества, где господствовала мудрость с завистью и рвением, где разрушался мир, низвергался порядок, и совершалось всякое худое дело. 1. Откуда у вас вражды и распри? 96  – спрашивает апостол. Не отсюда ли, не от вожделений ли ваших, воюющих в членах ваших против духа? 97 Апостол не желает сказать, что отсутствие мира, вражда и распри были в то время господствующим состоянием христианского общества, к которому он писал, но только объясняет христианам, откуда возникало такое состояние там, где оно встречалось. Далее апостол изображает, как это происходило. 2. Если вы страстно желаете (πιϑυμετε) и не имеете, то вы нападаете на ближнего, который имеет то, чего вы желаете и не имеете, и, стремясь удовлетворить своей похоти, преследуете его до смерти; или, не доходя до такой крайности, если вы завидуете и не можете получить желаемого, то вступаете в препирательства и вражды. Ср. Сир. 31, 21 и сл. 98 Вразумляя их, почему они не имеют то, чего желают и из-за чего поднимают вражды и распри, апостол говорит им: И не имеете, потому что не просите. 3. Если просите и не получаете, то потому что просите на зло, чтобы употребить для ваших вожделений, (прелюбодейцы! 99 ). Итак, где господствует мудрость земная, плотская, там вожделения, воюющие в членах тела, производят, по апостолу, разрушение мира, распри и вражды, препятствуют обращаться к Богу с молитвой и препятствуют молитвам доходить до Бога, так что они остаются неуслышанными и неисполненными. Далее, указывая источник такового состояния христиан в любви к миру и обращаясь к их самосознанию, апостол указывает им, что они в любви к миру делаются врагами Богу, Который любит их до ревности:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

(18) Если говорил я: “Пошатнулась нога моя!” – милость Твоя, Гсподи, поддерживала меня. (19) Когда много тревог у меня, утешения Твои ободряют душу мою. (20) Станет ли другом Тебе (сидящий) на престоле нечестивости, делающий беззаконие законом (себе)? (21) Толпами собираются они на душу праведника и кровь невинную обвиняют. (22) Но был Гсподь оплотом мне, и Бг мой – скалой защиты моей. (23) И Он воздал им за беззаконие их и за злодейство их истребил их, истребил их Гсподь Бг наш. 95 (1) Идите, петь будем Гсподу, восклицать радостно скале спасения нашего! (2) Предстанем пред Ним с благодарностью, с песнями восклицать будем Ему, (3) Потому что Бг великий Гсподь и Царь великий над всеми божествами, (4) В чьей руке глубины земли, и выси горные – Его; (5) Кому (принадлежит) море – и Он создал его, и сушу сотворили руки Его. (6) Придите, поклонимся и склонимся, преклоним колена пред Господом, (7) Создателем нашим, Ибо Он – Бг наш, а мы народ, паства Его, овцы руки Его. (О), если бы ныне вы послушались голоса Его! (8) Не ожесточайте сердца своего, как в Мериве, в день Массы в пустыне, (9) Когда испытывали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели деяние Мое. (10) Сорок лет надоедало Мне поколение (это), и сказал Я: это народ с заблудшим сердцем, и не знают они путей Моих, – (11) Так что поклялся Я в гневе Своем, что не войдут они в покой Мой. 96 (1) Пойте Гсподу песню новую, пойте Гсподу – вся земля! (2) Пойте Гсподу, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день помощь Его. (3) Расскажите в народах о славе Его, среди всех племен – чудеса Его. (4) Ибо велик Гсподь и прославлен весьма, страшен Он – над всеми божествами. (5) Ибо все божества народов – идолы, а Гсподь небеса сотворил. (6) Слава и великолепие пред Ним, сила и красота в святилище Его. (7) Воздайте Гсподу, семьи народов, воздайте Гсподу славу и силу (Его хвалите) (8) Воздайте Гсподу, славу – имени Его, несите дар и приходите во дворы Его. (9) Поклонитесь Гсподу в великолепии святыни, трепещите пред Ним – вся земля! (10) Скажите среди народов: Гсподь – Царь, и (потому) утверждена вселенная, не пошатнется.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

(18) Если говорил я: " Пошатнулась нога моя! " – милость Твоя, Г-споди, поддерживала меня. (19) Когда много тревог у меня, утешения Твои ободряют душу мою. (20) Станет ли другом Тебе (сидящий) на престоле нечестивости, делающий беззаконие законом (себе)? (21) Толпами собираются они на душу праведника и кровь невинную обвиняют. (22) Но был Г-сподь оплотом мне, и Б-г мой – скалой защиты моей. (23) И Он воздал им за беззаконие их и за злодейство их истребил их, истребил их Г-сподь Б-г наш. 95 (1) Идите, петь будем Г-споду, восклицать радостно скале спасения нашего! (2) Предстанем пред Ним с благодарностью, с песнями восклицать будем Ему, (3) Потому что Б-г великий Г-сподь и Царь великий над всеми божествами, (4) В чьей руке глубины земли, и выси горные – Его; (5) Кому (принадлежит) море – и Он создал его, и сушу сотворили руки Его. (6) Придите, поклонимся и склонимся, преклоним колена пред Господом, (7) Создателем нашим, Ибо Он – Б-г наш, а мы народ, паства Его, овцы руки Его. (О), если бы ныне вы послушались голоса Его! (8) Не ожесточайте сердца своего, как в Мериве, в день Массы в пустыне, (9) Когда испытывали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели деяние Мое. (10) Сорок лет надоедало Мне поколение (это), и сказал Я: это народ с заблудшим сердцем, и не знают они путей Моих, – (11) Так что поклялся Я в гневе Своем, что не войдут они в покой Мой. 96 (1) Пойте Г-споду песню новую, пойте Г-споду – вся земля! (2) Пойте Г-споду, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день помощь Его. (3) Расскажите в народах о славе Его, среди всех племен – чудеса Его. (4) Ибо велик Г-сподь и прославлен весьма, страшен Он – над всеми божествами. (5) Ибо все божества народов – идолы, а Г-сподь небеса сотворил. (6) Слава и великолепие пред Ним, сила и красота в святилище Его. (7) Воздайте Г-споду, семьи народов, воздайте Г-споду славу и силу (Его хвалите) (8) Воздайте Г-споду, славу – имени Его, несите дар и приходите во дворы Его. (9) Поклонитесь Г-споду в великолепии святыни, трепещите пред Ним – вся земля! (10) Скажите среди народов: Г-сподь – Царь, и (потому) утверждена вселенная, не пошатнется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(19) При множестве скорбных мыслей моих внутри меня, утешения Твои радуют душу мою. (20) Сообщается разве с Тобою трон губителей, возводящих насилие в закон, (21) ополчающихся на душу праведника, кровь невинную обвиняющих? (22) Но Бог был оплотом моим, Всесильный мой – твердыня убежища моего. (23) Он обратит против них насилие их, злодейством их Он истребит их, истребит их Бог Всесильный наш. 95. (1) Идите, будем воспевать Бога, трубить будем твердыне спасения (2) Встретим Его с благодарением, с песнями восклицать будем Ему, (3) что Бог – великая сила, властелин великий над всеми силами. (4) В руке Его – тайны земли, высоты гор – Его же. (5) Море Его – Он создал его, сушу образовали руки Его. (6) Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Богом, Творцом нашим, (7) ибо Он – Всесильный наш, а мы, народ, – паства Его, ручное Его, – если бы только вы сегодня послушали голоса Его: (8) «Не ожесточайте сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, (9) где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое. (10) Сорок лет раздражало Меня поколение то, и сказал Я: " Это народ, блуждающий сердцем. Не знают они путей Моих " . (11) Потому поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». 96. (1) Воспойте Богу новую песнь, воспойте Богу, вся земля! (2) Пойте Богу, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день спасение Его. (3) Рассказывайте народам о славе Его, всем племенам – о дивных делах Его. (4) Ибо велик Бог и достоин похвал беспредельных, Он страшнее всех (5) Ибо все боги народов – никчемны, а Бог небеса сотворил. (6) Слава и величие пред Ним, могущество и краса в святилище Его. (7) Воздайте Богу, семьи народов, воздайте Богу славу и мощь. (8) Воздайте Богу славу имени Его, несите приношение, приходите во дворы Его (9) Поклонитесь Богу в священном трепете, благолепии, трепещите пред Ним, все [жители] земли! (10) Возвестите между народами: «Бог царствует, потому вселенная устроена – не поколеблется. Он будет судить народы по справедливости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

1. В Мк 3:7–12 начинается новый раздел Евангелия 91 . Последующие повествования углубляют и расширяют понятие божественной Власти. Данный раздел представляет собой синоптический обзор, дающий представление о сверхъестественной власти Иисуса. Обратим внимание на то, что всюду, куда приходит Христос, собираются огромные толпы 92 . Выражение «множество народа» использовано здесь дважды. Ученикам велено держать лодку наготове «по причине многолюдства, дабы не теснили Его» (3:9) 93 ; надо полагать, натиск толпы был нестерпимым. Марк замечает, что собрались люди, услышав о творимых Иисусом чудесах (3:8), в особенности, о Его исцелениях. Живость сцены хорошо передает комментарий Марка: «Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его» (3:10). Здесь видна животворящая и милосердная сила, которую Христос дарует всем безотказно. То же впечатление создают многочисленные географические ссылки в стихах 7 и 8. В них речь идёт о различных регионах – от Идумеи на юге до Тира и Сидона на северо-западе и до областей «за Иорданом». В Евангелии от Марка впервые упомянут Иерусалим. Этот географический перечень охватывает всю Палестину с её многообразным населением: отовсюду стекаются к Иисусу люди, слыша о Его чудесах 94 . Скорее всего, евангелист также намекает, что среди признававших власть Иисуса были и язычники. Однако наиболее явно и предельно недвусмысленно власть Иисуса признавали злые духи: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты – Сын Божий» (3:11). Как показывают параллельные места у Марка, здесь заключено признание богосыновства и божественной власти Иисуса 95 . Это исповедание имеет тем большее значение, что оно не носит абстрактный характер, а сопровождается полным подчинением. И всё же Иисус не хочет, чтобы злые духи разглашали Его божественность: «Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» (3:12). Иисус отвергает их невольное участие в Его служении (ср. также Мк 1:34 ). Скорее всего, Иисус требует молчания потому, что несвоевременное откровение о Его богосыновстве могло ускорить развязку. Если эта гипотеза правильна, то перед нами – ещё один намек на грядущие Страсти 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010