Прогимнасмата – прием обучения риторике, который заключался в создании свободных композиций, прозаических или стихотворных текстов на мифологические, исторические, свадебные, назидательные, надгробные и прочие темы. Наиболее популярные формы – эфопойя, экфрасис, энкомий, эпифалама, эпитафия, дигема, мифос, гном, хрия. Продолжатель Георгия Амартола – хронист середины Х в. См.: историки Византии. Продолжатель Феофана – сочинение нескольких анонимных составителей, продолживших «Хронографию» Феофана Исповедника в середине Х в., при дворе Константина Багрянородного (945–959 гг.), а затем при Никифоре II Фоке (963–969 гг). Сочинение написано в жанре истории и одновременно биографии по правлениям василевсов начиная с 813 г. и обрывается на событиях 961 г. На фоне ярких портретов византийских правителей даются характеристики нравов и образа жизни, а также бытовые детали византийского двора. См.: историки Византии. Проедр – высший гражданский титул, появившийся в Византии в 60-е гг X в. и жаловавшийся евнуху. Со второй четверти XI в. стал даваться нескольким лицам сразу. Последнее упоминание относится к середине XII в. В применении к духовным лицам слово П. означало «епископ», а позднее и «архиепископ». См.: протопроедр. Проедр синклита – председатель синклита, весьма почетная должность, введенная в середине Х в. Проексим – адъютант доместика тагмы. Проестос – с греч. «тот, кто во главе», к примеру, игумен монастыря. Проестот – 1) старшина корпорации, к примеру, аргиропратов или хрисохоев; 2) председатель, к примеру, секретов (синоним логофета). Прозекутор (лат.) – сопровождающий в перевозке золото, собранное у провинциалов поздней Римской империи в виде налога. Прозелит – человек, который принял новое вероисповедание. Проикс – перечень приданого невесты. Ср.: иповол. Прокафимен – 1) правитель города или крепости в средневизантийский период; 2) контролер, надзиратель паидевтира. Прокл – 1) философ-неоплатоник, живший в 412–485 гг. и преподававший в Афинах; 2) философ, изобретатель апирона в 513 г

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

142 Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая все земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата – 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500==6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 – 5508==889) (Наза­ренко 1993. С. 109. Коммент. 1). 145 Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8. 147 В том, что традиционный этноним Rugi (см. 4, примеч. 81) в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X–XI вв. именем – Rusci (см. 12/1, 18/1, 19/1, 21/1). 148 Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого (ср. 2, примеч. 30). 149 Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959–963 гг., а совместно с отцом – с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. Р. 594.15–598.12; см. также настоящую Хрестоматию, т. II) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145–158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114–118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219–310; здесь подробно и о других точках зрения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С появлением синаксарей и минологиев, содержащих краткие сведения о житиях святых, собранные из разных источников, подвергшихся редакции, начинается процесс унификации агиографической лит-ры и литургического календаря. Это постепенно приводит к формированию основного ядра месяцеслова, каталога общепочитаемых в Византийской империи святых. Древнейшим из сохранившихся греч. агиографических сборников является Синаксарь К-польской ц., составленный для имп. Константина VII Багрянородного (945-959) (SynCP), и Минологий имп. Василия II (976-1025). Эти сборники содержат на все дни года краткие жития святых всех чинов, почитавшихся в X-XI вв. в Византийской империи ( Albani A. Menologium graecorum iussu Basilii imperatoris graece olim editum... Urbinum, 1727. 3 t.; PG. 117. Col. 9-613). Древнейшие к-польские синаксари и минологии по существу лежат в основе месяцеслова устава Студийского мон-ря, принятого в XI в. Киево-Печерским мон-рем. VII Вселенский Собор. Роспись кафоликона мон-ря Преображения Господня в Метеорах, Греция. 1552 г. VII Вселенский Собор. Роспись кафоликона мон-ря Преображения Господня в Метеорах, Греция. 1552 г. Значительный вклад в унификацию агиографической лит-ры и, как следствие, календаря внес прп. Симеон Метафраст (X в.), занимавшийся составлением собрания житий святых и их переложением для целей богослужебного использования. Он обобщил ряд древних сказаний, устранил в них грамматические ошибки и исторические несоответствия; имея дело с единственным сказанием о святом, он старался сохранять его в подлинном изложении, хотя бы оно и не было достоверно ( H ø gel. 2002). Для агиографического корпуса, составленного Симеоном Метафрастом, характерно то, что подавляющее большинство святых, о которых идет речь, относятся к древности и лишь немногие - ко времени иконоборчества или более позднему периоду. Наряду с увеличением числа общепочитаемых святых продолжает развиваться культ святых местночтимых. Сообщения источников (достаточно редкие) о признании того или иного святого не всегда можно однозначно расценивать как факты К.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

629–639 Правление короля франков Дагоберта 675–753 Объединение франкского королевства Пипином II Геристальским (битва при Тертри) 715–741 Правление майордома франкского государства Карла Мартелла 717–867 Исаврийская династия в Византии 717–741 Правление византийского императора-иконоборца Льва III Исавра 718–1472 Период отвоевания Испании у арабов (Реконкисты) 726–843 Иконоборческое движение в Византии Сражение арабов и франков при Пуатье 741–768 Правление майордома франкского государства Пипина III Короткого 741–775 Правление византийского императора-иконоборца Константина V Копронима Коронование Пипина III в Суассоне, основание династии Каролингов 751–843 Династия Каролингов 768–814 Правление короля франков Карла Великого Битва франков и басков в Ронсельванском ущелье 772–804 Франко-сакские войны Съезд в Падерборне, присяга саксов Карлу Великому Седьмой Вселенский собор в Никее, «Капитулярий о науках» Карла Великого 25.12.800 Коронование Карла Великого Верденский договор, раздел империи Карла Великого Поход Аскольда на Константинополь 867–1056 Македонская династия в Византии X-XI вв. Клюнийское движение Первый поход князя Олега на Константинополь, заключение договора Второй поход князя Олега на Константинополь, заключение договора 919–1024 Саксонская династия в Германии 936–973 Правление германского короля Оттона I Великого Первый поход князя Игоря на Константинополь Второй поход князя Игоря на Константинополь, заключение договора 945–959 Правление византийского императора Константина VII Багрянородного Первое посольство княгини Ольги в Константинополь Второе посольство княгини Ольги в Константинополь и принятие крещения Миссия Адальберта на Руси Участие русского войска в войне Византии с арабами Образование германской («Священной римской») империи, Оттон I становится императором 963–973 Правление германского императора Оттона II Поход Святослава на болгар Третий поход Святослава на Константинополь Созыв Оттоном II съезда католических посольств 983–1002 Правление германского императора Оттона III

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР Послы болгарского царя Симеона перед имп. Александром. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Мадрид. Национальная б-ка) Послы болгарского царя Симеона перед имп. Александром. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Мадрид. Национальная б-ка) (ок. 870-6.06.913), имп. Византии (с 11 мая 912). Младший сын имп. Василия I Македонянина (867-886) и Евдокии Ингерины, коронован отцом в качестве соправителя (879), во время опалы его брата Льва оставался единственным наследником престола (883-886). В царствование Льва VI (886-912) А., формально бывший его соправителем, не имел реальной власти и подозревался в интригах против брата и даже в организации покушения на его жизнь. По воцарении А. отстранил от власти ближайших сподвижников Льва, включая, по всей видимости, Патриарха Евфимия (907-912), вместо к-рого на кафедру был возвращен Николай Мистик (901-907; 912-925). Враждебная позиция императора по отношению к евфимианам предопределила негативное отношение к нему в большинстве сохранившихся совр. источников (Житие Патриарха Евфимия, сочинения Арефы Кесарийского и др.). А. также удалил из дворца 4-ю жену Льва VI Зою Карвонопсину, чем объясняется тенденциозное изображение А. в историографических сочинениях, создававшихся при дворе имп. Константина VII Багрянородного (945-959), сына Зои: в них А. характеризуется как ленивый, развратный и вероломный человек. Правление А. было омрачено вторжениями арабов и болгар, к-рым он не смог противостоять - возможно, потому, что вступил на престол уже тяжело больным человеком. Иконография Иконография. В сев. галерее собора Св. Софии в К-поле сохранился самый известный мозаичный портрет А., относящийся ко времени его правления. Мозаика была скрыта под слоем штукатурки и расчищена лишь в 1958 г., что явилось крупным реставрационным открытием XX в. А. представлен человеком средних лет со светло-карими глазами, темными длинными волосами и короткой круглой бородой, в рост.

http://pravenc.ru/text/64240.html

7) Наконец то самое место, на основании которого можно предполагать, что блаженный Андрей был современником преподобного Даниила, стоящее одиноко среди жития и судя по всему поврежденное или интерполированное, говорит за то, что святой Андрей подвизался в X веке, между прочим и при жизни святого Трифона, в год поставления коего патриарха была жестокая зима, а после того сильнейший мор в Царьграде. Писатель славянских четиих миней святой Димитрий Ростовский так начал свое житие святого Андрея: «при великом царе гречестем Льве Премудром, сыне царя Василиа Македона, бе муж в Константине граде именем Феогност; сей купи рабы многи, с ними же купи и сего Андреа» и прочее. И это действительно было тогда 71 . Таким образом явление Богоматери в храме Влахернском Андрею и ученику его Епифанию было в X веке и, вероятно, во второй четверти этого века, незадолго, судя по житию, до кончины святого Андрея, последовавшей около 936 года. Так и преподобному Сергию Матерь Божия явилась незадолго до кончины его при ученике его Михее. Явилась Богоматерь и святому Андрею при свидетеле Епифании, с которым был один из слуг его. Явилась Богоматерь молящаяся со слезами. Состояние константинопольской империи и церкви поистине было слез достойное. Во весь этот век престол греческой империи был предвосхищаем разными честолюбцами, начиная с Романа Лакапена (919–944), во время коего было явление Богоматери. Он отстранил от управления империей законного царя Константина, женив его на своей сестре Елене и оставив ему одно имя императора, кроме того короновал при своей жизни и троих своих сыновей, но старший из них Христофор вскоре умер, а другие два Стефан и Константин в декабре 944 г. заточили отца своего на остров Прот, но и сами вскоре, – 27 января 945 года, заточены на два разные острова законным императором Константином, который был отравлен в 959 году; и последующее время омрачено было возмущениями и злодеяниями над царями, как показано выше. Состояние константинопольской церкви было также очень печальное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В третьих, некоторые статьи духовных журналов предлагают опыты раскрытия нравственных воззрений какого-либо отдельного представителя святоотеческой письменности: напр., Климента Александрийскаго 937 , св. Амвросия Медиоланскаго 938 , преп. Макария Египетскаго 939 , св. Григория Богослова 940 , св. Иоанна Златоустаг о 941 , св. Василия Великаго 942 ... К сожалению, таких статей сравнительно немного. В четвертых, встречаются статьи, освещающие особенности католической или протестантской морали 943 , благодаря чему тем выпуклее выступает мораль православно-христианская с её отличительными чертами. Наконец, в пятых, имеется немало статей, характеризующих нравственное учение или отдельных мыслителей-моралистов, или целых философских направлений. Из первых могут быть названы: Кант 944 , Шопенгауер и Гартман 945 , Д. С. Милль 946 , Спенсер 947 , Вундт 948 , Киркегор 949 , Нитцше 950 ..., а затем русские: Гоголь, Достоевский, Толстой, В. С. Соловьев 951 и друг. Из вторых могут быть отмечены направления – социалистическое 952 , коммунистическое 953 , материалистическое и др. 954 Из существенных элементов нравственности на первом месте стоит – человеческая нравственная свобода, на втором – нравственный закон и на третьем – совесть. Выяснение сущности нравственной свободы посвящено несколько статей, иногда довольно обширных. Одни из них сравнительно общего характера: напр., огромная статья Г. В. Малеванского («Опыт о свободе воли») 955 . Другие рассматривают вопрос специально «с нравственной точки зрения» 956 , что для наших целей ближайшим образом и важно. Третьи имеют в данном случае в виду модную ныне «нравственную статистику» и её выводы по вопросу о нравственной человеческой свободе 957 . Иные стараются выяснить «свободу и необходимость» 958 и т. д. 959 Нравственное чувство, лежащее, так сказать, в основе нравственного закона, до некоторой степени выясняется проф. В. А. Снегиревым 960 . Затем для характеристики особенностей самого нравственного закона имеют значение статьи, с одной стороны, выясняющие вопрос о так называемой «обязанности» его, «для всех» людей тождественной, с другой, помогающие разобраться в вопросах «казуистики» и, с третьей, освещающие «чистоту» и «бескорыстие» требований христианского нравственного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

933 Иов. 10, 21–22. 934 Пс. 15, 9–10. 935 Ис. 66, 24. 936 Мк. 9, 44, 46. 937 Мф. 25, 41. 938 Слово 1. К Феодору падшему. 939 Часть 2, поучение 2 на Вход во Иерусалим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 940 Келейные письма. Том 14, письмо 2. 941 Том 15, письмо 62. 942 Так называется сочинение блаженного Августина, написанное им в старости. В этом сочинении блаженный пересматривает прежние свои сочинения и исправляет их. И святые не вдруг получали о всех предметах откровенного Богопознания точное понятие, но достигали этих понятий постепенно, соответственно жительству своему. 943 Мф. 24, 30. 944 Деян. 7, 55. 945 Мф. 18, 19. 946 Ин. 1, 18. 947 Ин. 21, 18. К речи архимандрита Игнатия 948 Пс. 54, 8–9. 949 Выражение это заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 28 гл. 51 по московскому изданию 1851 г. 950 Пс. 105, 25. 951 1 Кор. 2, 10. 952 Исаак Сирский. Слово 55. Преподобный Варсонофий Великий. Ответы 2, 108, 311, 342 и другие; преподобный Иоанн Лествичник. Слово 4, гл. 35, 36, 74, Слово 28, гл. 1; преподобный Нил Сорский Слово 11. 953 Преподобный авва Дорофей. Поучение 5. 954 Дан. 13, 22. 955 Втор. 23, 7. 956 Так, например, вещество, из которого составлена земля, доступно для наших чувств. Но кора земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования. К слову о человеке 957 Кол. 2, 8. Преподобный Макарий Великий, беседа 49, 4. 958 Мф. 12, 43. Лк. 11, 24. См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также в Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу (Аскетич. опыты, т. II, изд. 1865 г.) 959 Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27. 960 Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися. 961 Sanct. Chrysost., pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4, с. 820. 962 Sanct. Chrysost., I, pag. 915. Contra iudeoi sermo VI. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1, с. 718.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

И созерцательную способность называют умом (νος), способность же действовать – разумом (λγος); и также созерцательную способность называют мудростью; способность же действовать – благоразумием. Итак, всякий совещающийся человек, потому что выбор того, что должно быть сделано, находится в его власти, совещается о том, чтоб избрать то, что вследствие совещания было признано лучшим, и, избрав, привести в исполнение». Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение.. Кн. II. Гл.27. С. 109. См. также: Григорий Богослов . Цит. соч. С. 16. 923 Последование Святые Четыредесятницы. В среду первой седмицы вечера. Первое «зри». Типикон. ТСЛ., 1992. Л. 419–419 об. 939 «...через сакраментальное единение хлеб является Телом Христовым» (Формула согласия. Детальное изложение. § VII. О Святом Причастии. П. 14). 941 Медимн – «аттическая мера вместимости». Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь. – М, 1993. С. 301. 945 Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. ТСЛ, 1995. С. 177. 946 Определение Халкидонского Собора//Деяния Вселенских Соборов: В 4-х т. – СПб., 1996. T. III. IV Собор (Часть вторая). С. 48. 954 Сразу обратим внимание на то, что подразумевать здесь под словами «небесный Хлеб» Бога Отца, к которому направлена молитва , неправильно, поскольку и существительное («Хлеб»), и прилагательное («небесный»), стоят в винительном падеже. Если бы сим именем был назван Бог Отец, к которому священник возносит эту молитву, то данное словосочетание должно было стоять в звательном падеже. Тогда оно звучало бы так: «Небесный Хлебе». 959 Феодор Студит, прп. Послание Платону о почитании икон. Приложение к кн.: Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. ТСЛ., 1993. С. 2–4. 970 В примечании к данному слову издатели текстов Игнатия Богоносца пишут: «Иные относят слово γαπαν к соблюдению Евхаристии». Н.И. Сагарда перед словом γαπαν, для сохранения смысла и соотнесения его с Евхаристией, вставляет слово «Вечеря»: «Им надлежало бы держаться (Вечери) любви, чтобы воскреснуть» (Сагарда И.И.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

(Перевод М. В. Бибикова) Речи О, Амастрида 465 , око Пафлагонии, а лучше сказать – почти всей вселенной! В нее стекаются, как на общий рынок, скифы, как населяющие северные берега Эвксина, так и живущие южнее. Они привозят сюда свои и забирают амастридские товары. (Перевод М. В. Бибикова) Похвальное слово славному и всехвальному апостолу Христову Андрею Первозванному и повесть о его хождении на божественную проповедь и совершенных им чудесах 466 ...Он [Андрей] достигает города Воспора 467 , который лежит по ту сторону Эвксинского Понта, близ страны тавроскифов 468 , и недалеко отстоит от Меотидского озера... Соименный мужеству Андрей, посеяв в Воспоре божественные словеса и сделав многих годными к плодоношению, спускается в соседний с ним город под названием Феодосия, где был царь по имени Савромат 469 . Тогда многолюдный, наполненный множеством язычников и расцветавший философами, теперь он совершенно предан запустению и до того обезлюдел и захирел, что ни следа человека в нем не видно, кроме очень немногих тогда и там уверовавших. И оставив их, он прибывает в Херсон 470 , город Скифии, жители которого проводят жизнь по-варварски и неразборчиво, легко вращаемые всяким ветром, легковерные и легко переменчивые, любящие во всем ложь, в вере нетвердые по сей день и непокорные в отношении любого повиновения. Пробыв у них достаточно дней, божественный апостол снова вернулся в Воспор. (Перевод А. Ю. Виноградова. С. 195–197) Константин Багрянородный Большинство исторических и литературных памятников X в. в той или иной степени связаны с именем императора Константина VII Багрянородного (905–959), номинально ставшего правителем в 913 г. после смерти в 912 г. своего отца Льва VI и принявшего после него власть Александра (912–913). Но период самостоятельного правления Константина Багрянородного начался лишь в 945 г. после длительного периода, когда властью в государстве распоряжались регенты, один из которых, Роман Лакапин, стал полновластным императором в 920 г. Для одних дошедших до нас произведений император был вдохновителем и инициатором исторических сочинений, в других случаях, вероятно, «редактором», в-третьих – имя Константина претендует на авторство. Фигура просвещенного монарха, каким традиционно представляется Константин Багрянородный, во многом определила характер и особенности так называемого «македонского ренессанса» конца вв. Василевс покровительствовал Магнаврской школе, которую в наше время ученые поспешили назвать университетом; он задумал и осуществил ряд проектов энциклопедического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010