Скачать epub pdf Радость духовная См. также: Подвиг . 733; Покаяние . 770. 932. О духовной радости насельников обители аввы Аполлония На лице иноков обители аввы Аполлония сияло дивное веселье н радость – некий божественный восторг, какого не увидишь у других людей на земле. Мы не видели там ни одного печального лица. Если же кто-либо иногда казался несколько омраченным скорбью, авва Аполлоний немедленно спрашивал о причине печали. Очень часто при желании со стороны брата скрыть причину скорби он сам открывал, что таилось у того в душе, и тогда приходилось сознаваться тому, кто испытал на себе прозорливость аввы. Тогда авва начинал увещевать его, говоря, что вовсе не должно быть места скорби у тех, для кого спасение – в Боге и надежда – в Царстве Небесном. Пусть предаются скорби язычники, пусть плачут иудеи, пусть любят все земное, радуются тленным и ненадежным предметам, нам же должно гореть восторгом, если только мы действительно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит нас Апостол: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” ( 1Фес. 5:16–18 ). (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 50). 933. На лице святого Григория Синаита отражалась радость жизни в Боге Однажды, видя преподобного Григория Синаита выходящим из своей келии с радостным лицом, я (жизнеописатель святого. – Ред.) в простоте сердца спросил его о причине такого явления. Приснопамятный муж как чадолюбивый отец отвечал мне так: “Душа, прилепившаяся к Богу и снедаемая любовью к Нему, восходит выше творения, живет выше видимых вещей и, наполнившись вся желанием Божиим, не может укрыться. Ведь и Господь обещал ей, говоря: ”…Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” ( Мф. 6:6 ), – и еще: ”…да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” ( Мф. 5:16 ), – ибо тогда сердце прыгает и веселится, ум бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно, по словам: веселое сердце делает лице веселым…” ( Притч. 15:13 . Афонский патерик. Ч. 1. С. 389). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное |
3 . Земля опустошена в конец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. 4 . Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная, поникли возвышавшиеся над народом земли. 5 . И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. 6 . За то проклятие поедает землю и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. Прежде всего эта картина относится к Палестине, даже до сего дня. Но она относится и ко всем странам, посещенным гневом Господнем. В особенности относится она к землям, обагренным кровию человеческою. Когда первый человек согрешил, Господь глаголал павшему Адаму: „проклята земля за тебя.... терние и волчцы произрастит она тебе“. ( Быт. 3:17–18 ). И Моисей угрожал народу в кн. Левит ( Лев. 26:14–22 ) и во Второзаконии ( Втор. 28:23–24 ), что земля, Богом данная Израилю, за грехи его обратится в пустыню 932 . Осквернение идолослужением и бесовскими страстями и кровию невинно-убитых, ведет за собою запустение страны и проклятие на народ, среди которого нет даже той малой доли праведных, о которых молил Авраам и присутствие которых могло бы спасти даже Содом и Гоморру от гибели (Быт. XVIII, 23 след.), или нет того порыва покаяния, которым спаслась Ниневия. (Ионы и см. Иер. 18:7–10 ). Проклятие падает на народ, но по закону, изреченному Адаму, оно переходит и на землю, данную в удел народу. Мы спрашиваем себя, не потому ли в местностях, когда-то принадлежавших жестоким властителям, „немного осталось людей“, говоря словами пророка? Не потому ли вся Месопотамия и передняя Азия почти пустынны? Не потому ли земли, занятые когда-то Мусульманскими завоевателями и доселе управляемые Турками 933 и Персами, представляют собою безрадостную пустыню? Это общий закон для всех народов. 7 . Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем. 8 . Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей; 9 . уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее. |
Итак, что Бог мог быть человеком, послушай своего пророка. «И Бог и человек, – говорит он, – и кто познает Его?» 932 . И в другом месте: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним; Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» 933 . О том же, что Он родился от Девы, послушай также, что говорит твой пророк: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» 934 , «что значит: с нами Бог» 935 . Что же до того, что Он должен был подвергнуться избиению, быть пригвожденным к кресту, быть преданным другим поруганиям и претерпеть их, другой пророк сказал: «Пронзили руки мои и ноги мои, разделили ризы мои между собой» 936 и прочее. И еще: «Дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» 937 . И что самим крестным древом Он возвратил во царствие свое гибнущий и сущий во власти диавола мир, об этом также говорит Давид: «Господь царил с дерева» 938 . Не потому, что Он раньше не царствовал у Отца, но потому, что теперь Он получил новое царствование над народом, который Он освободил от рабства диавола». Иудей на это ответил: «Зачем же Богу было нужно терпеть такое?» Ему я: «Тебе я уже сказал, что Бог сотворил человека невинным, но человек, соблазненный хитростью змия, нарушил заповедь, и поэтому он был изгнан из рая и обречен на мирские страдания. Но смертью Христа, единородного Божия, человек вновь примирился с Богом-Отцом». Иудей сказал: «Разве Бог не мог послать пророков и апостолов, которые наставили бы человека на путь праведный, не будучи самому униженным восприятием плоти?» На это я сказал: «С самого начала род человеческий всегда грешил, и его никогда не страшили ни потоп, ни пламя содомское, ни казни египетские, ни чудесное разделение моря и Иордана. Человек всегда сопротивлялся Божьему закону, не верил пророкам, и не только не верил им, но даже убивал тех, кто проповедовал покаяние. Посему если бы Он сам не сошел на землю для искупления человека, никто другой не мог бы исполнить этого. |
Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни; а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой. И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой! 1 Праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том 1. 580. Рекомендуем молитвы 7 комментариев Четверг, 2 мая 2024 г. (19 апреля ст.ст.) Страстная седмица Глас 6, Великий пост. Сухоядение Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери . прп. Иоанна Ветхопещерника, иеромонаха (VIII). блж. Матроны Московской (1952). мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). сщмч. Пафнутия, епископа Иерусалимского. свт. Георгия исп., епископа Антиохии Писидийской (813-820). свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). прп. Никифора Катавадского, игумена. свт. Виктора (Островидова), исп., епископа Глазовского (1934). Самое популярное Сейчас в разделе 4464 чел. Всего просмотров 290 млн. Всего записей 1878 ©2024 Молитвослов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки |
Господь в них (67/68:18), И в другом месте: творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими – огонь пылающий (Пс 103/104:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений (cruciatibus) 933 . Суд сел, и раскрылись книги. Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей, и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Откровении мы читаем: обвинитель братии наших ( Отк. 12:10 ). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: [имена] на прахе да напишутся ( Иер. 17:13 ). Видел я, что за изречение высокомерных слов, какие говорил тот рог… Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена Римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно. И видел я, как был убит зверь и тело его погибло. В одном Римском государстве за богохульства Антихриста будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно приидёт Сын Божий, о Котором говорится: И вот с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий. Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору, и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является в образе Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях апостолов: мужи галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же приидет, каким образом вы видели Его восходящим на небо (1:11). И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь, и царство. Все сказанное о том, что Он был приведён к всемогущему Богу и получил власть, честь и царство, должно понимать согласно со словами апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но умалил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:6–8 ). |
Муж сей, по имени Сурхан, происходил из народа тачиков, из прославленного, знатного и древнего рода. В годы правления великого Амазаспа 924 , сына Давида 925 Курапалата 926 , блаженный мученик Христов с арабскими войсками достиг страны Армянской, Айраратской области, Котайкской 927 земли. Он побывал в деревнях и селах, видел христианские порядки и благопристойную жизнь, богопочитания. По милости свыше и внушению Духа св. им овладела прекрасная мысль, и он постоянно, и днем и ночью, в сердце своем думал об истинной вере Христовой. Наконец он отлучился от близких, дабы обрести Христа, с его помощью спастись, обновиться вторичным рождением в Отце, Сыне и Духе святом и освободиться от служения бренности освящением купелью, и крещением своим он [хотел] утопить фараона в воде 928 и, не в силах более пребывать в [прежнем] служении, жаждал посвящения. И случилось это в [патриаршество] армянского католикоса Анастаса 929 и в правление достохвального армянского патрикия 930 Григора Мамиконяна 931 . И так как муж [сей] Сурхан был весьма любим и почитаем многими, армянский князь Григор подвел его к католикосу Анастасу и [просил] крестить. И тот с большой готовностью и с великой радостью совершил над ним обряд крещения святой купелью во имя Отца и Сына и Духа святого. И Григор Патрик с помощью патриарха и святой купели переименовал его, назвав именем своего отца Давида. Вскоре он превратился в обитель всесвятой Троицы, во исполнение обещания Христа: «Я с Отцом моим придем обитель у него сотворим» 932 . И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного» 933 и что «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 934 . Также Исайя говорит: «И назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» 935 . И, наполнившись из семи родников благодати Духа св., сбрасывает он имя рабское и, покинув гору Синай, сиречь Агарь, которая вместе с детьми своими в услужении, возносится в вышний Иерусалим к сыновьям свободной [Сарры], которая всем нам мать, [мать] не Измаила, а Исаака, сына свободной. И восклицает вслед за Павлом: «Я сын не слуги, а свободного» 936 . Свобода , которой Христос освободил нас из рабства бренности, [приобщив] к свободе славы Сына Божьего. |
Разочарование в религии, в которой важную роль играет наличие сложной системы вероучений может привести к развитию негативного отношения к учению вообще, к взгляду о том, что значима только любовь, а все остальное неважно. Познание и чтение Писания, размышление над ним, частично, если не полностью, теряют свою актуальность. Это может происходить из–за того, что слово «учение» у многих ассоциируется с официально принятыми догматами, которые бывают весьма запутанными и связанными со сложными толкованиями, а между тем, изначальный смысл этого слова – «обучение». В Библии это понятие включает не только обучение верованиям или убеждениям, но и обучение поведению и образу жизни 933 . Заповедь «люби ближнего твоего, как себя» сама по себе является учением Божьего Сына. Иногда люди идут в противоположном направлении и начинают придавать основное значение доктринам в ущерб любви. В этих случаях они просто не понимают, что учение является лишь средством для достижения цели, но не самой целью. Слова Спасителя о том, что всей сутью еврейских Писаний было научить людей любить Бога и ближнего, позволяют придти к очевидному выводу: смысл существования христианства состоит в этом же 934 . Наставления Иисуса о том, какой образ жизни мы должны вести и как нам обходиться с ближними – все это есть «здравое учение», хотя в общепринятом понимании это «учением» не считается. Знания могут (и должны) высоко цениться. Обучение ставит своей целью наши знания увеличить и расширить. Но само по себе знание не может являться конечной целью. Писание «полезно для обучения, для обличения, для исправления, для вразумления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью приготовлен ко всякому доброму делу » 935 . Обширный багаж знаний полезен не только нам самим, он может существенно увеличить наши возможности помогать другим людям. А ценность наших знаний определяется именно этим: как и для чего мы используем и применяем их. Апостол заметил: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто 936 . |
Ст. 10–14. Второе зло, которое нашел в народе Неемия, по своем возвращении из Персии, – это расстройство богослужебного порядка и оставление левитами и певцами своих служебных постов, за прекращением взноса, узаконенных в пользу их, десятин. Можно думать, что взнос этот прекратился от того, что алчные иноплеменники, и во главе их – Товия Аммонитянин, завладели кладовыми при храме, куда собирались левитские десятины от народа 930 . Народ, таким образом, увидел, что цель этих десятин совершенно извратилась; ибо не левиты, а какие-то пришельцы и иностранцы стали пользоваться десятинным взносом, – и потому, эти взносы прекратились вовсе. Неемия сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? Вследствие обличения Неемии, и по его настоянию, все Иудеи опять стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые 931 , а к этим кладовым приставлены самые надежные люди из священников и левитов 932 . Ст. 14. …Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!.. В этих словах слышится не самомнительность какая-нибудь, а, напротив, глубочайшее смирение праведника, боящегося опереться на свои дела и заслуги, и предоставляющего всю цену их на милосердный суд Божий. Ст. 15–19. Третье зло, с которым пришлось бороться Неемии по возвращении из Персии и которое особенно бросилось в глаза своим общественным неприличием, – это было забвение и попрание святости субботнего дня. Евреи без зазрения совести занимались в этот день своими житейскими делами и отвозили всякие товары в Иерусалим для продажи и купли 933 . Можно догадываться, что и это зло развилось вследствие неразумного общения и противозаконных связей с язычниками. Ибо Тиряне, напр., – этот меркантильный и развращенный народ, – …жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме 934 ... Строго обличивши своих соотечественников 935 , Неемия употребил следующую энергическую меру: Он приказал затворять и запирать городские ворота с вечера субботнего, до утра после субботы, дабы никакая ноша не проходила в день субботний 936 ; а на стражу у ворот поставил сначала своих собственных слуг, а потом – левитов, так как эта стража имела, собственно говоря, религиозную цель и религиозный характер, и, так как к людям священного сана народ, естественно, должен был оказывать больше уважения и повиновения в делах, касающихся религии 937 . |
Конечно, не мука сама по себе могла быть противоядием вредным последствиям ядовитого растения, а молитва человека Божия, который всыпает муку в котел, призывая святое имя всеисцеляющего Господа. Пятое чудо, IV, 42–44 Богобоязненные, верные Господу Израильтяне после удаления из царства Израильского законных священников из колена Левитина 930 считали однако долгом своим, – как мы упоминали уже выше, – отдавать Господу через пророков часть своих доходов, которая бы но закону Моисееву причиталась священникам и левитам 931 . Пример этому мы видим в сказании 4 Ц. IV, 42–44; а именно, один человек из Ваал Шалиша 932 приносит, – по-видимому тоже в Галгал, – человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. «И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят». «И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят. Ибо так говорить Господь: насытятся и останется. Он подал им, и они насытились, и еще осталось по слову Господню». Кого не поразит мысль, что это чудо есть древнее пророчество и прообразование грядущего события умножения хлебов и рыб Господом, насытившим многие тысячи народа. Но если мы правильно понимаем чудо Елисеево, – то малое количество пищи разделено было между сотнею людей и насытило каждого из них, между тем, как в чуде евангельском куски хлеба и рыбы таинственно множились в руках учеников по мере того, как они отдавали их каждому из лиц, составлявших многотысячную толпу. Но в новозаветном чуде есть более важное указание. И в ветхозаветном чуде конечно главная цель – есть прославление святейшего имени Бога Творца и Промыслителя, но в нем мы видим только телесное насыщение. Не так в Евангельском чуде: из сближения текстов евангелий Mapka VI, 34 и сл.; Mamф. XIV, 14 и сл.; Uoah. VI, 5 и сл. видно, что Господь наш Иисус Христос прежде всего учил народ и преподал людям благодатное учение о царствии Божием и потом только по милосердию Своему, соболезнуя немощной природе человеческой и предвидя, что они ослабнуть от голода на обратном пути, совершил чудо напитания нескольких тысяч народа немногими хлебами и рыбами. «Тогда, – говорит св. Иоанн Богослов, – люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали 933 : это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир» ( Uoah. VI, 14 ). |
Между тем, в саду за деревьями скрывались двое старцев, решившихся теперь воспользоваться случаем и привести в исполнение свои гнусные намерения; до времени они запрятались так искусно, что ни служанки, ни сама Сусанна не заметили их и последняя думала, что она одна. Как только служанки вышли, старцы выбежали из своей засады, подбежали к ней и сказали: «вот двери сада заперты и никто нас не увидит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами; если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих» 933 . Сусанна, очутившись в таком безвыходном положении, испугавшись и ужаснувшись после таких слов бесстыдных старцев, застонала от внутренней муки и сильного нравственного потрясения и сказала: «тесно мне отовсюду; ибо если я сделаю это, смерть мне 934 , а если не сделаю, то не избегну от рук ваших; лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом». Боясь, чтобы старцы, после такого категорического отказа с её стороны, не употребили над нею насилия, так как страсть их разжигалась все более и более, а она была в саду одна и совершенно беззащитна, Сусанна накричала громким голосом, призывая к себе на помощь; старцы же, сообразивши и свое положение, решили обратить дело в свою пользу и жестоко наказать Сусанну за её непреклонность, – наказать тем, чем они угрожали ей за отказ. Делая вид, как будто они, в самом деле, застали Сусанну с юношей и вопиют против такого беззакония, оба подняли крик со своей стороны, а один из них побежал и отворил двери в сад, чрез которые будто бы убежал мнимый юноша. Домашние Сусанны, услышав крик в саду, побежали туда боковыми дверьми; когда же старцы стали обвинять Сусанну в мнимом прелюбодеянии, слуги её сильно смутились, так как никогда не слышали и не замечали за своей госпожой не только такого гнусного греха, в каком её обвиняли уважаемые старейшины народа, но и вообще ничего предосудительного. Дело было после полудня, когда народ разошелся уже по домам; старцы же хотели придать своему беззаконному предприятию как можно большую гласность и торжественность и потому окончательное обвинение отложили до утра, до следующего общенародного собрания в доме самого Иоакима. |
| |