Скачать epub pdf Радость духовная См. также: Подвиг . 733; Покаяние . 770. 932. О духовной радости насельников обители аввы Аполлония На лице иноков обители аввы Аполлония сияло дивное веселье н радость – некий божественный восторг, какого не увидишь у других людей на земле. Мы не видели там ни одного печального лица. Если же кто-либо иногда казался несколько омраченным скорбью, авва Аполлоний немедленно спрашивал о причине печали. Очень часто при желании со стороны брата скрыть причину скорби он сам открывал, что таилось у того в душе, и тогда приходилось сознаваться тому, кто испытал на себе прозорливость аввы. Тогда авва начинал увещевать его, говоря, что вовсе не должно быть места скорби у тех, для кого спасение – в Боге и надежда – в Царстве Небесном. Пусть предаются скорби язычники, пусть плачут иудеи, пусть любят все земное, радуются тленным и ненадежным предметам, нам же должно гореть восторгом, если только мы действительно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит нас Апостол: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” ( 1Фес. 5:16–18 ). (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 50). 933. На лице святого Григория Синаита отражалась радость жизни в Боге Однажды, видя преподобного Григория Синаита выходящим из своей келии с радостным лицом, я (жизнеописатель святого. – Ред.) в простоте сердца спросил его о причине такого явления. Приснопамятный муж как чадолюбивый отец отвечал мне так: “Душа, прилепившаяся к Богу и снедаемая любовью к Нему, восходит выше творения, живет выше видимых вещей и, наполнившись вся желанием Божиим, не может укрыться. Ведь и Господь обещал ей, говоря: ”…Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” ( Мф. 6:6 ), – и еще: ”…да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” ( Мф. 5:16 ), – ибо тогда сердце прыгает и веселится, ум бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно, по словам: веселое сердце делает лице веселым…” ( Притч. 15:13 . Афонский патерик. Ч. 1. С. 389). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

3 . Земля опустошена в конец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. 4 . Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная, поникли возвышавшиеся над народом земли. 5 . И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. 6 . За то проклятие поедает землю и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. Прежде всего эта картина относится к Палестине, даже до сего дня. Но она относится и ко всем странам, посещенным гневом Господнем. В особенности относится она к землям, обагренным кровию человеческою. Когда первый человек согрешил, Господь глаголал павшему Адаму: „проклята земля за тебя.... терние и волчцы произрастит она тебе“. ( Быт. 3:17–18 ). И Моисей угрожал народу в кн. Левит ( Лев. 26:14–22 ) и во Второзаконии ( Втор. 28:23–24 ), что земля, Богом данная Израилю, за грехи его обратится в пустыню 932 . Осквернение идолослужением и бесовскими страстями и кровию невинно-убитых, ведет за собою запустение страны и проклятие на народ, среди которого нет даже той малой доли праведных, о которых молил Авраам и присутствие которых могло бы спасти даже Содом и Гоморру от гибели (Быт. XVIII, 23 след.), или нет того порыва покаяния, которым спаслась Ниневия. (Ионы и см. Иер. 18:7–10 ). Проклятие падает на народ, но по закону, изреченному Адаму, оно переходит и на землю, данную в удел народу. Мы спрашиваем себя, не потому ли в местностях, когда-то принадлежавших жестоким властителям, „немного осталось людей“, говоря словами пророка? Не потому ли вся Месопотамия и передняя Азия почти пустынны? Не потому ли земли, занятые когда-то Мусульманскими завоевателями и доселе управляемые Турками 933 и Персами, представляют собою безрадостную пустыню? Это общий закон для всех народов. 7 . Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем. 8 . Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей; 9 . уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, что Бог мог быть человеком, послушай своего пророка. «И Бог и человек, – говорит он, – и кто познает Его?» 932 . И в другом месте: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним; Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» 933 . О том же, что Он родился от Девы, послушай также, что говорит твой пророк: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» 934 , «что значит: с нами Бог» 935 . Что же до того, что Он должен был подвергнуться избиению, быть пригвожденным к кресту, быть преданным другим поруганиям и претерпеть их, другой пророк сказал: «Пронзили руки мои и ноги мои, разделили ризы мои между собой» 936 и прочее. И еще: «Дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» 937 . И что самим крестным древом Он возвратил во царствие свое гибнущий и сущий во власти диавола мир, об этом также говорит Давид: «Господь царил с дерева» 938 . Не потому, что Он раньше не царствовал у Отца, но потому, что теперь Он получил новое царствование над народом, который Он освободил от рабства диавола». Иудей на это ответил: «Зачем же Богу было нужно терпеть такое?» Ему я: «Тебе я уже сказал, что Бог сотворил человека невинным, но человек, соблазненный хитростью змия, нарушил заповедь, и поэтому он был изгнан из рая и обречен на мирские страдания. Но смертью Христа, единородного Божия, человек вновь примирился с Богом-Отцом». Иудей сказал: «Разве Бог не мог послать пророков и апостолов, которые наставили бы человека на путь праведный, не будучи самому униженным восприятием плоти?» На это я сказал: «С самого начала род человеческий всегда грешил, и его никогда не страшили ни потоп, ни пламя содомское, ни казни египетские, ни чудесное разделение моря и Иордана. Человек всегда сопротивлялся Божьему закону, не верил пророкам, и не только не верил им, но даже убивал тех, кто проповедовал покаяние. Посему если бы Он сам не сошел на землю для искупления человека, никто другой не мог бы исполнить этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни; а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой. И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой! 1 Праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том 1. 580. Рекомендуем молитвы 7 комментариев Четверг, 2 мая 2024 г. (19 апреля ст.ст.) Страстная седмица Глас 6, Великий пост. Сухоядение Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери . прп. Иоанна Ветхопещерника, иеромонаха (VIII). блж. Матроны Московской (1952). мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). сщмч. Пафнутия, епископа Иерусалимского. свт. Георгия исп., епископа Антиохии Писидийской (813-820). свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). прп. Никифора Катавадского, игумена. свт. Виктора (Островидова), исп., епископа Глазовского (1934). Самое популярное Сейчас в разделе 4464  чел. Всего просмотров 290 млн. Всего записей 1878 ©2024 Молитвослов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-p...

Господь в них (67/68:18), И в другом месте: творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими – огонь пылающий (Пс 103/104:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений (cruciatibus) 933 . Суд сел, и раскрылись книги. Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей, и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Откровении мы читаем: обвинитель братии наших ( Отк. 12:10 ). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: [имена] на прахе да напишутся ( Иер. 17:13 ). Видел я, что за изречение высокомерных слов, какие говорил тот рог… Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена Римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно. И видел я, как был убит зверь и тело его погибло. В одном Римском государстве за богохульства Антихриста будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно приидёт Сын Божий, о Котором говорится: И вот с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий. Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору, и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является в образе Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях апостолов: мужи галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же приидет, каким образом вы видели Его восходящим на небо (1:11). И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь, и царство. Все сказанное о том, что Он был приведён к всемогущему Богу и получил власть, честь и царство, должно понимать согласно со словами апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но умалил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Муж сей, по имени Сурхан, происходил из народа тачиков, из прославленного, знатного и древнего рода. В годы правления великого Амазаспа 924 , сына Давида 925 Курапалата 926 , блаженный мученик Христов с арабскими войсками достиг страны Армянской, Айраратской области, Котайкской 927 земли. Он побывал в деревнях и селах, видел христианские порядки и благопристойную жизнь, богопочитания. По милости свыше и внушению Духа св. им овладела прекрасная мысль, и он постоянно, и днем и ночью, в сердце своем думал об истинной вере Христовой. Наконец он отлучился от близких, дабы обрести Христа, с его помощью спастись, обновиться вторичным рождением в Отце, Сыне и Духе святом и освободиться от служения бренности освящением купелью, и крещением своим он [хотел] утопить фараона в воде 928 и, не в силах более пребывать в [прежнем] служении, жаждал посвящения. И случилось это в [патриаршество] армянского католикоса Анастаса 929 и в правление достохвального армянского патрикия 930 Григора Мамиконяна 931 . И так как муж [сей] Сурхан был весьма любим и почитаем многими, армянский князь Григор подвел его к католикосу Анастасу и [просил] крестить. И тот с большой готовностью и с великой радостью совершил над ним обряд крещения святой купелью во имя Отца и Сына и Духа святого. И Григор Патрик с помощью патриарха и святой купели переименовал его, назвав именем своего отца Давида. Вскоре он превратился в обитель всесвятой Троицы, во исполнение обещания Христа: «Я с Отцом моим придем обитель у него сотворим» 932 . И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного» 933 и что «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 934 . Также Исайя говорит: «И назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» 935 . И, наполнившись из семи родников благодати Духа св., сбрасывает он имя рабское и, покинув гору Синай, сиречь Агарь, которая вместе с детьми своими в услужении, возносится в вышний Иерусалим к сыновьям свободной [Сарры], которая всем нам мать, [мать] не Измаила, а Исаака, сына свободной. И восклицает вслед за Павлом: «Я сын не слуги, а свободного» 936 . Свобода , которой Христос освободил нас из рабства бренности, [приобщив] к свободе славы Сына Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Разочарование в религии, в которой важную роль играет наличие сложной системы вероучений может привести к развитию негативного отношения к учению вообще, к взгляду о том, что значима только любовь, а все остальное неважно. Познание и чтение Писания, размышление над ним, частично, если не полностью, теряют свою актуальность. Это может происходить из–за того, что слово «учение» у многих ассоциируется с официально принятыми догматами, которые бывают весьма запутанными и связанными со сложными толкованиями, а между тем, изначальный смысл этого слова – «обучение». В Библии это понятие включает не только обучение верованиям или убеждениям, но и обучение поведению и образу жизни 933 . Заповедь «люби ближнего твоего, как себя» сама по себе является учением Божьего Сына. Иногда люди идут в противоположном направлении и начинают придавать основное значение доктринам в ущерб любви. В этих случаях они просто не понимают, что учение является лишь средством для достижения цели, но не самой целью. Слова Спасителя о том, что всей сутью еврейских Писаний было научить людей любить Бога и ближнего, позволяют придти к очевидному выводу: смысл существования христианства состоит в этом же 934 . Наставления Иисуса о том, какой образ жизни мы должны вести и как нам обходиться с ближними – все это есть «здравое учение», хотя в общепринятом понимании это «учением» не считается. Знания могут (и должны) высоко цениться. Обучение ставит своей целью наши знания увеличить и расширить. Но само по себе знание не может являться конечной целью. Писание «полезно для обучения, для обличения, для исправления, для вразумления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью приготовлен ко всякому доброму делу » 935 . Обширный багаж знаний полезен не только нам самим, он может существенно увеличить наши возможности помогать другим людям. А ценность наших знаний определяется именно этим: как и для чего мы используем и применяем их. Апостол заметил: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто 936 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Ст. 10–14. Второе зло, которое нашел в народе Неемия, по своем возвращении из Персии, – это расстройство богослужебного порядка и оставление левитами и певцами своих служебных постов, за прекращением взноса, узаконенных в пользу их, десятин. Можно думать, что взнос этот прекратился от того, что алчные иноплеменники, и во главе их – Товия Аммонитянин, завладели кладовыми при храме, куда собирались левитские десятины от народа 930 . Народ, таким образом, увидел, что цель этих десятин совершенно извратилась; ибо не левиты, а какие-то пришельцы и иностранцы стали пользоваться десятинным взносом, – и потому, эти взносы прекратились вовсе. Неемия сделал за это выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? Вследствие обличения Неемии, и по его настоянию, все Иудеи опять стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые 931 , а к этим кладовым приставлены самые надежные люди из священников и левитов 932 . Ст. 14. …Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!.. В этих словах слышится не самомнительность какая-нибудь, а, напротив, глубочайшее смирение праведника, боящегося опереться на свои дела и заслуги, и предоставляющего всю цену их на милосердный суд Божий. Ст. 15–19. Третье зло, с которым пришлось бороться Неемии по возвращении из Персии и которое особенно бросилось в глаза своим общественным неприличием, – это было забвение и попрание святости субботнего дня. Евреи без зазрения совести занимались в этот день своими житейскими делами и отвозили всякие товары в Иерусалим для продажи и купли 933 . Можно догадываться, что и это зло развилось вследствие неразумного общения и противозаконных связей с язычниками. Ибо Тиряне, напр., – этот меркантильный и развращенный народ, – …жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме 934 ... Строго обличивши своих соотечественников 935 , Неемия употребил следующую энергическую меру: Он приказал затворять и запирать городские ворота с вечера субботнего, до утра после субботы, дабы никакая ноша не проходила в день субботний 936 ; а на стражу у ворот поставил сначала своих собственных слуг, а потом – левитов, так как эта стража имела, собственно говоря, религиозную цель и религиозный характер, и, так как к людям священного сана народ, естественно, должен был оказывать больше уважения и повиновения в делах, касающихся религии 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Конечно, не мука сама по себе могла быть противоядием вредным последствиям ядовитого растения, а молитва человека Божия, который всыпает муку в котел, призывая святое имя всеисцеляющего Господа. Пятое чудо, IV, 42–44 Богобоязненные, верные Господу Израильтяне после удаления из царства Израильского законных священников из колена Левитина 930 считали однако долгом своим, – как мы упоминали уже выше, – отдавать Господу через пророков часть своих доходов, которая бы но закону Моисееву причиталась священникам и левитам 931 . Пример этому мы видим в сказании 4 Ц. IV, 42–44; а именно, один человек из Ваал Шалиша 932 приносит, – по-видимому тоже в Галгал, – человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. «И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят». «И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят. Ибо так говорить Господь: насытятся и останется. Он подал им, и они насытились, и еще осталось по слову Господню». Кого не поразит мысль, что это чудо есть древнее пророчество и прообразование грядущего события умножения хлебов и рыб Господом, насытившим многие тысячи народа. Но если мы правильно понимаем чудо Елисеево, – то малое количество пищи разделено было между сотнею людей и насытило каждого из них, между тем, как в чуде евангельском куски хлеба и рыбы таинственно множились в руках учеников по мере того, как они отдавали их каждому из лиц, составлявших многотысячную толпу. Но в новозаветном чуде есть более важное указание. И в ветхозаветном чуде конечно главная цель – есть прославление святейшего имени Бога Творца и Промыслителя, но в нем мы видим только телесное насыщение. Не так в Евангельском чуде: из сближения текстов евангелий Mapka VI, 34 и сл.; Mamф. XIV, 14 и сл.; Uoah. VI, 5 и сл. видно, что Господь наш Иисус Христос прежде всего учил народ и преподал людям благодатное учение о царствии Божием и потом только по милосердию Своему, соболезнуя немощной природе человеческой и предвидя, что они ослабнуть от голода на обратном пути, совершил чудо напитания нескольких тысяч народа немногими хлебами и рыбами. «Тогда, – говорит св. Иоанн Богослов, – люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали 933 : это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир» ( Uoah. VI, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Между тем, в саду за деревьями скрывались двое старцев, решившихся теперь воспользоваться случаем и привести в исполнение свои гнусные намерения; до времени они запрятались так искусно, что ни служанки, ни сама Сусанна не заметили их и последняя думала, что она одна. Как только служанки вышли, старцы выбежали из своей засады, подбежали к ней и сказали: «вот двери сада заперты и никто нас не увидит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами; если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих» 933 . Сусанна, очутившись в таком безвыходном положении, испугавшись и ужаснувшись после таких слов бесстыдных старцев, застонала от внутренней муки и сильного нравственного потрясения и сказала: «тесно мне отовсюду; ибо если я сделаю это, смерть мне 934 , а если не сделаю, то не избегну от рук ваших; лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом». Боясь, чтобы старцы, после такого категорического отказа с её стороны, не употребили над нею насилия, так как страсть их разжигалась все более и более, а она была в саду одна и совершенно беззащитна, Сусанна накричала громким голосом, призывая к себе на помощь; старцы же, сообразивши и свое положение, решили обратить дело в свою пользу и жестоко наказать Сусанну за её непреклонность, – наказать тем, чем они угрожали ей за отказ. Делая вид, как будто они, в самом деле, застали Сусанну с юношей и вопиют против такого беззакония, оба подняли крик со своей стороны, а один из них побежал и отворил двери в сад, чрез которые будто бы убежал мнимый юноша. Домашние Сусанны, услышав крик в саду, побежали туда боковыми дверьми; когда же старцы стали обвинять Сусанну в мнимом прелюбодеянии, слуги её сильно смутились, так как никогда не слышали и не замечали за своей госпожой не только такого гнусного греха, в каком её обвиняли уважаемые старейшины народа, но и вообще ничего предосудительного. Дело было после полудня, когда народ разошелся уже по домам; старцы же хотели придать своему беззаконному предприятию как можно большую гласность и торжественность и потому окончательное обвинение отложили до утра, до следующего общенародного собрания в доме самого Иоакима.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010