К пятой группе относятся письма ( πιστολα) преп. Феодора Студита . Биографы св. отца говорят, что в их время ( ΙΧ– Χ в.) в Студийском монастыре хранилось полное собрание его писем, разделённое на пять книг. 928 На основании самой ранней рукописной редакции (Paris 894) можно заключать, что это полное собрание состояло минимум из 849 писем. 929 Но в настоящее время в печати издано лишь около 560 писем. 930 Эти письма представляют весьма большой исторический интерес и ярко характеризуют аскетическую, пастырскую и общественную деятельность преп. Феодора. Как известно, св. отец в течение троекратного своего изгнания вёл обширную корреспонденцию, которой он не прекращал и в спокойные периоды своей жизни. Эти письма в полноте и отразили его деятельность за свободу Церкви и за точность канонов, в защиту иконопочитания и против беззаконного царского брака, а равно – в положении игумена, организатора и руководителя Студийской киновии. Одни из этих писем свидетельствуют о необыкновенной энергии, смелости и ревности св. отца в делах церковно-религиозного значения, о его непоколебимости в страданиях за правду и бесстрашном перенесении испытаний и напастей, постигавших его почти в течение всей жизни, другие раскрывают глубину и основательность его богословского ведения в вопросах догматического и аскетического характера. Иные полны священной ревности о нравственном преуспеянии, отечески назидают в делах веры и морального совершенства, проникнуты пламенной любовью к монашеству и содержат драгоценные руководственные указания для ищущих своего спасения. Язык писем отличается особой выразительностью, местами является художественным по правильности и чистоте, блещет изяществом и красотой лучших памятников византийской эпистолографии. Вообще, «кто имеет не совсем каменное сердце, тот без слёз не может читать ни одного из писем» преп. Феодора. 931 Наконец, многие из творений преп. Феодора не сохранились. Так, по вопросу о беззаконном браке утратились два произведения св. отца, а именно « Τετρδες», в которых содержались изречения св. отцов Церкви относительно этого предмета, 932 и другое – под заглавием « Περ τς καθλου οκονομας». 933 Затем, биографы сообщают, что св. отец написал ямбическими стихами весьма полезную книгу, в которой рассказал о сотворении и падении прародителей, изобразил зависть Каина и убийство Авеля, прославил Еноха, Ноя и других праотцов, а также исчислил и опроверг все ереси. 934 И это творение остаётся науке неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Исаак 11(1185–1195), внук Константина Ангела и порфирородной Феодоры, был во всем противоположностью властного Андроника. Процессам, с которыми энергично насильственными мерами боролся Андроник, он дал свободно развиваться. Старые пороки, скрытые при великих Комнинах блеском внешнего могущества, теперь без прикрас выступили наружу, и обветшалость византийского государственного организма проявилась с пугающей ясностью. Никто больше не пытался обуздать злоупотребления в центральном и провинциальном управлении: продажа должностей, взяточничество чиновников, вымогательства сборщиков налогов достигли вопиющих размеров. Об императоре Исааке II говорили, что он продавал чины и должности, как овощи на рынке 930 . Для покрытия расходов на торжества по случаю собственной свадьбы, которая справлялась с большой роскошью, он ввел в провинциях особый налог. Империю, которую отдал ему в руки счастливый случай, Исаак, кажется, рассматривал в качестве личного владения и распоряжался ею как патриархальный помещик своим имением. При его брате Алексее III (1195–1203) положение оказалось еще печальнее. Население провинций изнывало от бремени налогов, поскольку злоупотребления налоговых чиновников все увеличивались, а запросы правительства росли 931 . Огромные суммы поглощались страстью к роскоши беззаботного двора и выплатами другим народам, в которых слабое правительство видело средства защиты от превосходящего противника. Тем не менее провинции постоянно подвергались нападению врагов, а приморские области – грабительским налетам корсаров. Против бедствий, причинявшихся пиратами, находившееся в состоянии разложения государство было бессильно. Не помогало и то, что в некоторых округах подчас в течение года по три раза взимались подати на постройку и оснастку кораблей 932 . Но в то время как налоговое бремя населения становилось все более тяжелым, влиятельные крупные землевладельцы сохраняли и приумножали свои привилегии. Все старания государственных органов положить конец непрестанному умножению привилегий оставались тщетными, поскольку слабое императорское правительство не умело отбиваться от настойчивых требований магнатов, которые всегда оставались в выигрыше 933 . От фемного устройства, некогда станового хребта византийского административного и военного строя, оставался лишь призрак. Несмотря на то что территория Империи значительно уменьшилась, Византия в последние годы XII в. насчитывала вдвое больше фем, чем во времена Македонской династии 934 . Византийское провинциальное управление было раздроблено на мелкие области, которые лишь по имени напоминали старые фемы. При постоянном росте частных земельных владений административные органы карликовых провинций неизбежно попадали в зависимость к местным землевладельцам. Отсюда, при слабости центра, оставался лишь шаг до замещения власти наместника властью земельного магната и до возникновения независимых удельных княжеств 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Права и обязанности генерал-супер-интендентов по русским законам. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. 1, ст. 528–542; 928–931). Высшие духовные начальники пробстов в лифляндской, эстляндской и курляндской губерниях и в округах консисторий с.-петербургской и московской, как и высшие начальники польских аугсбургских супер-интендентов, именуются генерал-супер-интендентами. Генерал-супер-интендент эстляндского духовенства обязательно состоит пастором ревельской вышгородской кирки. На должности лифляндского и курляндского генерал-супер-интендентов избираются по два кандидата местными дворянами и лицами, владеющими в лифляндской и курляндской губерниях на праве собственности вотчинами, а на должность эстляндского генерал- супер-интендента два кандидата-местным дворянством. Избранные кандидаты, чрез местных губернаторов и министерство внутренних дел, представляются на Высочайшее усмотрение. При докладе об этих кандидатах министерство обязано представить и мнение о них, истребованное из генеральной консистории. Что же касается должностей петербургского и московского генерал-супер- интендентов, то для замещения их сама генеральная консистория избирает по два кандидата на каждую должность и представляет их министерству внутренних дел для доклада Государю Императору. Для замещения должности аугсбургского генерал-супер-интендента в царстве польском так же сама консистория представляет министру внутренних дел одного кандидата с ходатайством об испрошении ему Высочайшего утверждения.-Введение генерал-супер-интендентов в должность делается торжественно, по предписанию генеральной консистории и с соблюдением порядка, указанного в Агенде. Генерал-супер-интенденты, как высшие духовные начальники пробстов и других лютеранских духовных лиц, принадлежащих к их консисториальным округам, а равно и кандидатов духовенства, и как представители консисторий, в которых они обязательно состоят не только членами, но и вице-президентами, в своих личных сношениях е подчиненным духовенством, должны всеми зависящими от них мерами способствовать точному исполнению предписаний этих присутственных мест по общей их обязанности надзирать за правильным течением всех церковных дел в округе.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Правда, и христианство провозглашает, что весь мир лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ). Но с этим своим учением о всеобщей греховности человеческого рода оно соединяет учение о нравственном достоинстве человека, созданного по образцу Божию, одаренного высокими духовными свойствами и способностями, искупленного бесценной кровью Богочеловека, призванного к самому тесному единению с Богом и предназначенного к бесконечному совершенствованию и неотделимому от него вечному блаженству. Под влиянием этого христианского учения о высоком достоинстве и предназначении человеческой природы врожденное человеку влечение к себе подобным неизбежно переходит у всякого истинного христианина в сознательную и живую любовь к ним. Вместо ложно-пессимистического презрения к людям христианин научается от Иисуса Христа признавать достоинство созданной по образу Божию личности во всяком, даже самом порочном человеке ( Лк. 7:39; 19:7 ); его пороки должны возбуждать в нас презрение, но сам он заслуживает сострадания; отсюда наш долг – стараться об его исправлении ( Ин. 8:3–11 ). «Если бы мы имели любовь, – пишет св. Авва Дорофей , – то сия любовь покрывала бы каждое дело, как и делают святые, видя пороки людей. Кто столько ненавидят грех, как святые? И однако же они не ненавидят согрешающего... но сострадают... все средства употребляют, чтобы спасти его» 930 . Если же сам Спаситель говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7:6 ), то Он высказывает этим не презрение свое к людям, а божественный приговор и увещание. Научая нас в наших отношениях к ближним избегать двух указанных языческих крайностей, т.е. обманчивых представлений о человеческих совершенствах и сопутствующего им презрения к людям, христианство восстановляет тем самым заповедь Божию о любви к ближним в ее первоначальной чистоте, обновляет ее и облагораживает. По христианскому учению, заповедь о любви к ближним неразрывно связана с заповедью о любви к Богу, даже составляет существенную часть ее. Любовь к Богу требует, чтобы мы любили Бога для Него Самого и больше всего, и себя самих, и ближних любили только для Бога. Поэтому Христос с заповедью о любви к Богу непосредственно соединяет заповедь о любви к ближним: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:39–40 ). Некоторые церковные писатели изображают Царствие Божие, в котором тесная связь между любовью к Богу и ближним очевидна всем и каждому, под образцом великого и вечного круга. Центр этого круга есть Сам Бог, а радиусы Его – члены церкви Христовой, люди. Нельзя приблизиться к центру, не приблизившись в то же время и к радиусам. Напротив, чем больше приближается христианин, один из радиусов, к своим ближним – другим радиусам, тем ближе он к центру, т.е. чем больше мы любим ближнего, тем больше любим Бога. 931

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Эппл хостел ( Apple hostel ). Ст. м. «Площадь Восстания», Невский просп., д. 130. Тел.: 8 (931) 223-33-03, 8 (812) 458-88-30. Бэйс кэмп (Base c amp). Ст. м. «Спортивная» (1 остановка от центра), Большой просп., д. 4, кв. 9. Тел.: 8 (911) 101-35-07, 8 (812) 230-50-87. Соул Кичен ( Soul kitchen ). Ст. м. «Площадь Восстания», 1-я Советская ул., д. 12. Тел.: 8 (911) 237-79-69. Хостел считается молодежным, поэтому постояльцы старше 44 лет не принимаются. Где поесть Если вы остановились в хостеле, то завтракать можно и там, воспользовавшись общей кухней. Обедать удобно в кафе, в Питере они попадаются на каждом углу (на одном только Невском проспекте около 80 различных заведений), и в большинстве из них бизнес-ланч стоит в пределах 200 рублей (комплексными обедами кормят только в будни днем). Обед в столовой обойдется примерно в ту же сумму или дешевле. Хорошим путеводителем по столовым является материал сайта «Прогулки по Петербургу» — walkspb.ru/articles/lowcosteat.html. Паломническая трапезная Александро-Невской лавры. Ст. м. «Площадь Александра Невского». Просфорный корпус Лавры. Ежедневно с 9.30 до 19.00. Всегда в наличии постные блюда. Вкусную монастырскую выпечку ближе к вечеру разбирают. Поесть можно за 100 рублей, если ограничиться супом, кашей и компотом. Полноценный обед обойдется в 200 рублей. Столовая рядом с Исаакиевским собором. Малая Морская ул., д. 1, с 10.00 до 18.00. Студенческая столовая рядом с Эрмитажем. Миллионная ул., д. 6. В будние дни с 9.00 до 21.00; в субботу с 10.00 до 20.00. Перед ведущей во двор аркой стоят указатели: «Студенческое кафе, 2-й этаж». Вход в здание во дворе, далее через коридоры по указателям. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/svyatye-na-neve/

Сар. 10; Jacobitz. I, 387 238 Ср.: Марта. Указ. соч. С. 229; Lucianus Rethorum praeceptor. Cap. 12, 15; Jacobitz. III, 180, 182 247 Не только у Филострата, но и у Лукиана при описании знаменитой личности всегда обращается внимание и на его внешнюю фигуру. Это чисто классическая точка зрения: как в здоровом теле здоровая душа, так в прекрасном теле – прекрасная душа 249 Марта. Указ. соч. С. 235. У Филострата рассказ скромнее, но грубее: ритор ударил сонливца кулаком по голове. Philost. II, 8. Р. 241 257 Сын Зевса и Данаи за одну услугу, оказанную им Гермесу и Афине, он получил от Гермеса серп, а от Афины зеркало. Подробности см. у Любкера. Указ. соч. С. 678–679 268 Aubè. Histoire de persécution de l’église. La polémique païenne a la fin du 2 siècle. 10 edition. Paris, 1878. P. 119 295 Лукиан не был эпикурейцем, но его симпатии к этому учению, в котором он находил много сродного своим воззрениям, – несомненны. Он глубоко возмущается, поступком Александра Абонотейского, который приобрел себе книгу с положениями Эпикура, принес ее на рынок и в присутствии толпы сжег ее в огне. «Этот несчастный, конечно, не знал, как много добра приносит своим читателям эта книжка, как она охраняет бесстрастное спокойствие, свободу души от страха и ничтожных измышлений, ложных ожиданий и тщетных желаний, помогает самостоятельности мыслей и познанию истины...» (Alexander. Сар. 27; Jacobitz. II, 197–198) 300 Silenus – Силен, сын Гермеса и одной нимфы, постоянный учитель, спутник и воспитатель Пана. Это оригинальная фигура древнего сатира – вечно пьяного, веселого и добродушного старика с лысиной и тупым носом, жирного и толстого, как винный мех. С последним же он разлучен: собственные ноги редко могут держать его; обыкновенно он едет верхом на осле (Любкер. Указ. соч. С. 931) 301 Сатиры, служители Диониса, представители чувственной и роскошной жизни природы в вакхическом кругу; фигура их козлиная, возвышенная до человеческой; они имеют взъерошенные волосы, сильно согнутый нос, заостренные козлиные уши и козлиный или лошадиный хвост (Любкер.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Такой исходный пункт диалога, как казалось, был обретен в начале VII века в выражении «единое действие (энергия) Христа». Данное выражение и связанный с ним комплекс догматических представлений являлись существенной частью учения монофизитов северианского толка («номинальных монофизитов») 928 . С другой стороны, в некоторых православных кругах Востока во второй половине VI – начале VII века также начало складываться убеждение, что это выражение нисколько не противоречит халкидонской христологии 929 . Особенно широко подобное убеждение распространилось в Сирии, где многие «халкидониты» считали формулу «единого действия» вполне ортодоксальной 930 . Однако пока это была лишь потенция возможной унии с монофизитами. Реализовать ее взялся патриарх (с 610 г.) Сергий Константинопольский, сам, кстати сказать, родом из Сирии и из семьи яковитов 931 . В период 618–626 годов он направляет четыре послания, адресованные как православным (Феодору Фаранскому, Киру Фасидскому), так и монофизитским (Георгию Арсасу, Павлу Одноглазому) иерархам 932 , прямой целью которых была подготовка унии. Активную поддержку патриарху Сергию оказывал император Ираклий, который, вероятно, исходил здесь преимущественно из политических целей: в своей многолетней и напряженнейшей борьбе с персами по отвоеванию захваченных им ранее территорий Византии он нуждался в поддержке местного христианского населения, подавляющее большинство которого составляли монофизиты. Впрочем, религиозные и политические мотивы в ту эпоху были столь неразрывно связаны, что их просто невозможно отделять друг от друга. Сама борьба с персами расценивалась византийцами как «священная война», брань не на жизнь, а на смерть между двумя религиями 933 . Поэтому Ираклий во время своей кампании в Армении встретился в Феодосиополе (623 г.) с главой кипрских монофизитов Павлом Одноглазым и пытался склонить его к унии на основе моноэнергистской формулы. И хотя эти переговоры не завершились полным успехом 934 , они привели к тому, что «Ираклий издал указ на имя Аркадия, епископа Кипра, с воспрещением учения о двух энергиях во Христе. Так как на Кипре была со времен императора Тиверия колония армян, высланных Маврикием из Арзанены, то возможно предположить, что там возникли какие-то недоразумения между православным епископом и армянами, не потерявшими старых связей со своей родиной» 935 . В 626 году Ираклий ведет переговоры (на этот раз успешные) в Лазике с Фасидским епископом Киром, ставшим впоследствии одним из самых активных поборников унии. Перемещенный на александрийскую кафедру (630–631 гг.) и ставший патриархом, Кир после долгих усилий сумел склонить к союзу с православными определенное число египетских монофизитов (633 г.). В униональном документе, дошедшем до нас, главным тезисом было утверждение, что один и тот же Христос «производил и богоприличное и человеческое одним богомужним действием» 936 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Беседа 21. О том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию 927 благодаря помощи свыше. 928 И с какой целью трудится она в трудничестве своем. 1 . Итак, когда ты ослаб и утомился от труда псалмопения с этим постоянным повторением обычных , и не способен ты уже более трудиться в этом так, как раньше, – из-за старости, или из-за великой немощи тела, – трудись вместо этого в молении, прошении и в подобных . Долго и настойчиво приноси моление твое, проси усердно и трудись в молении твоем с сердечным усилием. 929 Будь настойчив, продлевай и растягивай ее надолго, 930 пока не откроется для тебя дверь. 2 . Ибо милостив Господь наш, и примет Он тебя не за труд твой, но за благое намерение разума твоего. 931 Озарена будет душа твоя, когда продлишь ты моление свое, и воспламенятся помыслы твои любовью к Нему. 932 Таким образом получишь ты помощь от Бога в малых трудах слабого тела твоего. При этом, насколько возможно, не оставляй полностью свои малые службы 933 – чтобы не оказаться тебе подобным человеку, который не желает подчиниться правилу. Ибо это к нападениям на тебя демона гордыни, как  с тем, кто вообразил, что он более не нуждается в этом; или ты мало-помалу добровольно придешь в расслабление. 3 . Я не навязываю какого-либо необходимого времени , но лишь говорю о том, что может случиться и произойти. 4 . Нет также ничего предосудительного, если в течение времени, которое соответствует силе 934 – или даже не соответствует – мы стоим или сидим; ибо сопутствует нам великий страх и трезвение, возбраняя нам впасть в презрительное отношение к Богу в то время, когда служба совершается нами и когда молитвенное жертвоприношение приносится Ему. 935 5 . Но ты должен беспокоиться о сознательной и вдумчивой , а не об определенном пределе, и не заботиться особенно о количестве, 936 ибо последнее весьма часто становится причиной для смущения. Но о том, как сердцу нашему приблизиться к Богу в службе и молитве: для этого подчиняешься ты закону детей. 937

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

928 «Предание сообщает, что царевна страдала проказой и хотела избавиться от своей болезни, купаясь в воде священного Нила. Но одного прикосновения к ребёнку было достаточно, чтобы исцелить её» (ИД. II, 5. Прим. 52). 929 Согласно Библии, породнившийся с будущим законодателем мадиамитянин имел два имени – Иофор и Рагуил ( Исх. 2:16, 18 ). Два имени он, видимо, носил как священник и одновременно как лицо, обладающее светской властью. Иофор-Рагуил являлся потомком Авраама от Хеттуры ( Быт. 25:2 ). Он и его потомки упоминаются в Суд. 1:16, 4:11 ; Исх. 3:1; 4:18; 18:1, 2, 5, 6, 9, 10, 12, 14 . В апокрифических сказаниях он предстаёт советником фараона, союзником сарацин, временным владельцем чудесного посоха Моисея, выступает с возвеличиванием иудеев (см.: Тихонравов–1863. С. 240–241; БЛДР. Т. 3. С. 130–132). 930 Дополнение, которое, скорее всего, отражает работу Составителя. Выраженная здесь мысль о прообразном значении брака иудея на мадиамитянке, указывающем на торжество Церкви из язычников, заимствована у Феодорита Киррского (см.: Феодорит Киррский–1905. Т. 1. С. 40). Эта мысль созвучна ключевому идейному лейтмотиву Палеи, в контексте которого христиане из язычников противопоставляются иудеям, отвергшим возникшую в иудейской среде веру во Христа. 931 В толковании Составителя использована аргументация Феодорита Киррского (см.: Феодорит Киррский–1905. Т. 1. С. 105–106). Обряд разувания, о котором идёт речь, имел мистическое значение приобщения к божественной тайне и особый, ритуальный статус в событии Моисея. В Библии и Феодоритовом толковании к ней зафиксирован глубоко архаичный обряд. Босота, разновидность ритуальной наготы, обозначала предельную чистоту, открытость и искренность. Применялась в наиболее жизненно важных магических действиях: обрядах плодородия, опахивания, клятве землёю. По поверьям, мифологические персонажи (Ярило, Зюзя, русалки) являлись на землю босыми (см.: СД. Т. 1. С. 240–241; Афанасьев–1994. Т. I. С. 148, 441; T. III. С. 681). Добавим, что от Палестины до Прибалтики находили т. н. «Божии следки», имеющие отношение к обозначенному здесь кругу синкретических верований. Весьма показательно, что участвующим в богослужении иудейским священникам не полагалось быть в обуви и они совершали ритуалы, будучи босыми (см.: Лопухин–1986. С. 195). Разутый Моисей – участник особо важного обрядового действия, судьбоносное значение которого подчёркивается уходящими в глубокую древность архаическими средствами. В христианском смысле разутость прообразует будущее освящение земли воплотившимся Богом, но эта параллель поднимает статус Моисея, подчёркивая тем самым его приближённость к божественному и особую миссию в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Выплачивается стипендия. Учащимся предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Начало занятий — 1 сентября. Абитуриенту магистратуры [ править править код ] На обучение по образовательным программам магистратуры высшего профессионального образования Богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии по направлению подготовки «Подготовка служителей Русской Православной Церкви» (профили подготовки: «Православное практическое богословие»; «Православное догматическое богословие и патрология»; «Православная библеистика»; «История христианской Церкви») (форма обучения – очная) принимаются лица мужского пола, успешно окончившие духовные учебные заведения со степенью бакалавра. Поступление в магистратуру осуществляется на основе конкурсного отбора по результатам вступительных испытаний. Срок обучения — 2 года (очная форма). Перечень экзаменов и документов, необходимых для поступления, можно найти на сайте академии. Документы, необходимые для поступления, направляются по адресу : 191167 РФ, г. Санкт-Петербург, набережная Обводного Канала, дом 17, Приемная комиссия. Документы могут быть направлены в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес : priem_spbda@bk.ru Консультацию по вопросам оформления и подачи документов, а также относительно правил приема и программы вступительных испытаний по направлениям подготовки магистратуры Богословско-пастырского факультета (очной формы обучения), можете получить по тел. : +7 (812) 717-88-85 ; +7 (921) 314-58-54 ; +7 (931) 359-28-80 . По вопросам, касающимся поступления на магистерскую программу заочной формы обучения Богословско-пастырского факультета, обращайтесь по тел. : +7 (812) 717-83-29 ; e-mail : zo.spbda@mail.ru . Проживание, питание и обучение в Санкт-Петербургской Духовной Академии — бесплатные. Выплачивается стипендия. Учащимся предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Начало занятий — 1 сентября. Абитуриенту аспирантуры [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010