Я смотрел на рога, и вот вышел из средины их ещё небольшой рог, и три из первых рогов были исторгнуты им. И вот в этом роге глаза как глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно. Порфирий неосновательно полагает, что небольшой рог, вышедший после десяти рогов, есть Антиох Эпифан и что три рога, исторгнутые из десяти рогов, это шестой [царь] – Птолемей по прозванию Филометор, седьмой – Птолемей Эвергет, и Артаксий, царь Армянский, из которых первые умерли гораздо ранее, чем родился Антиох 930 , а Артаксий остался на прежнем царстве, хотя, как мы знаем, против него и воевал Антиох. Поэтому мы должны сказать то же что передали все церковные писатели, – что при кончине мира, когда будет разрушено царство Римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир Римский, и восстанет одиннадцатый царь, небольшого, который победит трёх из десяти царей, то есть царя Египетского, Африканского и Эфиопского, как мы далее скажем об этом яснее. По умерщвлении же их и семь других царей подчинятся победителю, И вот, говорит, в этом роге глаза как глаза человеческие. Поэтому мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь Сатана будет жить телесно. И уста, говорящие высокомерно. Ибо это человек греха, сын погибели, так что он дерзнет сидеть в храме Божием, выдавая себя за Сына Божия ( 2Фес. 2:3–4 ). Я смотрел, доколе не были поставлены престолы и воссел Ветхий днями. Одеяние Его бело как снег, и волосы главы Его – как чистая волна, престол Его – пламя огня, колеса Его – огонь пылающий; река огненная и быстрая исходила от Него. Подобное этому читаем и в Откровении Иоанна: и тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола, и на двадцати четырёх престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, облечённых в белые одежды и имевших венцы золотые на головах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Весьма последовательно употребляет он омегу в качестве предлога ( сихъ, видимыхъ), приставки ( жидающимх, дсную) и начальной корневой буквы ( нои, ви, гнь, на на). Характерной особенностью орфографии писца является, наконец, довольно регулярное употребление широкого варианта буквы есть ( в случаях йотации: При этом он, в отличие от писца Чуд. 15, вовсе не использовал йотированный вариант буквы есть ( ). Все эти, а также некоторые другие черты орфографии, присущей для данной рукописи ( исперьва, пресвтлаа, члвко), не оставляют сомнений относительно того, что она была создана именно русским писцом. Интересующие нас отрывки из богословских сочинений прп. Никиты находятся в Син. 930 в том же самом составе и порядке, как было нами указано выше относительно греческой «Диоптры». Вот местоположение этих отрывков по Син. 930, Чуд. 15 и Лавр. 191: 1 Син. 930, ff. 145–146 Чуд. 15, ff. 46 v –47 Лавр. 191, ff. 114 v –115 Син. 930, ff. 155 v –158 v Чуд. 15, ff. 50 2 –51 2 Лавр. 191, ff. 123–125 v Син. 930, ff. 244–244 v Лавр. 191, ff. 194 v –196 Син. 930, ff. 255 v –259 Чуд. 15, ff. 83 v 2 –85 1 Лавр. 191, ff. 204 v –208 Син. 930, ff. 261 v –263 Чуд. 15, ff. 85 v 2 –86 2 Лавр. 191, ff. 210–211 Син. 930, ff. 263–271 Чуд. 15, ff. 86 2 –89 1 Лавр. 191, ff. 211–217 Из 6-ти отрывков, принадлежащих прп. Никите, для публикации подготовлены 2-й и 5-й, объединённые общей темой о рае; они составят первую часть данной работы. Во второй части предлагается богословско-экзегетический комментарий, который направлен на то, чтобы помочь читателю отчётливее понять значение публикуемых нами отрывков в контексте церковной традиции и уяснить их актуальность для современного богословия и церковного сознания. Русский перевод соответствующих мест произведён с греческого языка по критическому изданию Ж. Даррузеса 30 . «Послание 6 к софисту Григорию», лежащее в основе 5-го отрывка, переведено полностью, что даёт возможность лучше представить себе эклектический метод Филиппа Пустынника. Места, включённые в «Диоптру», отмечены жирным шрифтом. Фрагменты из Син. 930 воспроизводятся со всеми особенностями рукописного текста: надстрочные знаки, пунктуация и расположение строк соответствуют оригиналу. Публикуемый текст разбит на слова; в каждом отрывке строки пронумерованы единой нумерацией. В самых необходимых случаях, когда по ошибке писца или переводчика славянский текст был искажён, предлагается исправленный вариант, поставленный в круглые скобки. В критическом аппарате указываются разночтения, которые дают Чуд. 15 и Лавр. 191, за исключением сугубо орфографических. За помощь в описании Син. 930 особую благодарность выражаю В.М. Кириллину. I. Публикация славянского текста и русский перевод с греческого оригинала < ... > плот Свое съпроста F.155 v ничтоже рек ти гже, да не како и ринеши м ко ложна ти глю. приве ду же: ти паче свдтель ство. и тхъ научис истинно

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. III. Период Вождей  (1290–1200 гг. до н. э.). Моисей, Иисус Навин а) Выход евреев из Египта 1250 б) Синайское законодательство 1250 в) Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV.Nepuoд Судей  История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. V. Период Царей  (до разделения). Саул 1040–1010 Давид 1010–970 Соломон 970–930 История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Жизнь Авраама и его ближайших потомков превышала только вдвое возможную и ныне продолжительность её. Как исключение, такая продолжительность жизни встречалась и в новейшие времена. Хотя бытописатель, обозначая лета патриархов, выражался ясно и определённо, но многим казалось невероятной, а может быть, и невозможной такая продолжительность человеческой жизни. Прибегали к разным замысловатым предположениям, чтобы, оставляя вне подозрения верность сообщаемых бытописателем числовых данных, ввести продолжительность допотопной жизни в более узкие границы. Так, одни полагали, что под годами у бытописателя разумеются месяцы 445 . По этой гипотезе Адам, живший 930 лет, должен был жить 930 месяцев, т. е. 77½ лет. Но эта гипотеза разрушается свидетельством Моисея о возрасте некоторых патриархов при рождении у них детей. У Каинана родился сын в то время, когда ему было 170 лет. Переведя эти годы на месяцы, мы будем иметь только 14 лет и 2 месяца. По тому же расчету Иаред должен был сделаться отцом, имея от роду только 13 1 / 2 лет. Другие обращали внимание на существовавшее у некоторых древних народов особое счисление времени, полагавшее год в 10 лунных месяцев, или в 273 дня с несколькими часами 446 . Но большие числа, устрашающие скептиков, не очень много уменьшаются при предположении такого счисления у Моисея: Адам жил бы в таком случае вместо 930 лет 695, Сиф 682 года, и т. д. О необыкновенной продолжительности жизни людей в древнейшее время свидетельствует не одна Библия. И. Флавий называет имена многих древних, известных ему, писателей, которые утверждали, что древние люди жили до 1000 лет 447 . Свидетельство о многостолетней жизни допотопных людей не идёт в разрез ни с каким научным положением, имеющим характер бесспорной истины, и самый факт такой продолжительности жизни не принадлежит к числу таких, которые не поддаются никакому объяснению. Ни анатомия, ни физиология, ни химический состав человеческого тела не дают никакого основания к заключению о каком-либо определённом сроке его жизненных отправлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Даты относительно этого периода, находящиеся в «родословиях» Быт. 5 и в замечании о годе потопа Быт. 7:6 , – различны по Еврейскому тексту, в Самарянском Пятокнижии и в греческом переводе LXX-mu. Различие это ясно по следующей таблице (а в скобах даны годы всей жизни каждого патриарха). Возраст каждого, когда следующий родился, или когда следующее событие совершилось по Еврейск. по Самар. 130 (930) 130 (930) 230 (930) 105 (912) 105 (912) 205 (912) 90 (905) 90 (905) 190 (905) Каинан 70 (910) 70 (910) 170 (910) Малелеил 65 (895) 65 (895) 165 (895) 162 (962) 62 (847) 162 (962) 65 (365) 65 (365) 165 (365) Мафусаил 187 (969) 67 (720) 167 (969) 182 (777) 53 (653) 188 (753) 600 (950) 600 (950) 600 (950) Время от сотворения мира до потопа Таким образом, мы имеем три различные по длине даты для времени от сотворения мира до потопа. Обычно показания Еврейского текста признаются первоначальными, хотя показания Самарянского Пятокнижия недавно нашли себе защитников в лице Дильмана и Будде. Текст же LXX был принят иудеями-элинистами, древнею христианскою Церковью  и находит сторонников среди некоторых английских (Хэльс, Джаксон, Пуль, Раулинсон и др.) и иных ученых, которые предпочитают этот текст, как дающий хронологию более согласную с древностью человека, чем текст Еврейский. Предположительный характер родословной таблицы Быт. 5 можно видеть уже из несогласия трех текстов. Таких несогласий, вероятно, не было бы, если бы числа основывались на определенных исторических документах. Священный бытописатель избрал форму генеалогических таблиц, чтобы представить первоначальный период мировой истории. Число патриархов – десять – обычное при счете доисторических родоначальников. Более трудно объяснить продолжительность времени от творения мира до потопа. Если принять Еврейский текст, то более натуральное объяснение можно найти, соединив 1656 лет со временем после потопа до исхода из Египта, что вместе составит 2666, или 2/3 – четырех тысяч; а 4000 лет, по иудейскому преданию, должны были пройти от создания мира до Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Творение мира заняло 6 дней. Седьмой день был предназначен для отдыха. Венцом творения стал человек, который должен был упорядочить весь живой мир. Что дал людям запретный плод? Какими они стали? бесстрашными смертными голыми Человек, совершив грех, становится смертным. Адам и Ева не умирают сразу, а наоборот, живут долгую жизнь, например, Адам прожил 930 лет. У них рождаются дети, но вне Рая и вдали от сада, начинается их умирание. Грех первых людей передается из поколения в поколение, люди выбирают неповиновение Богу, а сама история грехопадения повторяется в каждой человеческой жизни. Человек, совершив грех, становится смертным. Адам и Ева не умирают сразу, а наоборот, живут долгую жизнь, например, Адам прожил 930 лет. У них рождаются дети, но вне Рая и вдали от сада, начинается их умирание. Грех первых людей передается из поколения в поколение, люди выбирают неповиновение Богу, а сама история грехопадения повторяется в каждой человеческой жизни. Человек, совершив грех, становится смертным. Адам и Ева не умирают сразу, а наоборот, живут долгую жизнь, например, Адам прожил 930 лет. У них рождаются дети, но вне Рая и вдали от сада, начинается их умирание. Грех первых людей передается из поколения в поколение, люди выбирают неповиновение Богу, а сама история грехопадения повторяется в каждой человеческой жизни. Первых сыновей Адама и Евы звали: Исаак и Авраам Иосиф и Симон Каин и Авель Сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Рождение детей было радостью и утешением для изгнанников райского сада. Но история грехопадения повторилась снова: Каин из-за зависти убил своего брата Авеля и не признался Господу в содеянном, поэтому Создатель наказал Каина за убийство и сделал его изгнанником и скитальцем на земле. Сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Рождение детей было радостью и утешением для изгнанников райского сада. Но история грехопадения повторилась снова: Каин из-за зависти убил своего брата Авеля и не признался Господу в содеянном, поэтому Создатель наказал Каина за убийство и сделал его изгнанником и скитальцем на земле.

http://foma.ru/ds_quiz/hronika-grehopade...

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, хотя и приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними. Итак, десять израильских колен не исполнили своего мессианского назначения, нарушили свое обещание, данное Богу при Синае, и исчезли с исторической арены. Царство Израильское просуществовало с 930 по 721 г. и имело девятнадцать царей. Краткий обзор истории Иудейского царства (930–586 гг. до н. э.) После разделения еврейского государства Иудейское царство, в которое входили только Вениаминово и Иудино колено, хотя и было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На территории Иудеи находился Иерусалим — центр политической и религиозной жизни еврейского народа. Поэтому неудивительно, что многие израильтяне, особенно левиты, недовольные политикой Иеровоама, переселялись в Иудею, чтобы быть ближе к святыне Израиля — Иерусалимскому храму. Первый царь Иудейский Ровоам после неудавшейся попытки силой подчинить себе северные племена стал заботиться об укреплении границ своего государства. Но Ровоам недолго «стоял в законе Господнем». На четвертом году правления, под влиянием своей матери, аммонитянки Наамы, он стал идолопоклонником и увлек за собой в идолопоклонство своих подданных. По всей стране, на холмах и под священными деревьями иудеи начали поклоняться чужим богам. За отступление от истинной религии и нравственное разложение Господь вскоре наказал Иудейское царство. Фараон Сусаким, убедившись, что оба еврейские царства ослаблены постоянными конфликтами, напал на Палестину и опустошил Иудею и часть Израиля. Он ушел лишь тогда, когда Ровоам заплатил громадный выкуп, отдав ему величайшие сокровища Иерусалимского храма и царского дворца. Великолепие и блеск Соломоновых сооружений померкли уже двадцать лет спустя после их созидания: там, где сверкало золото, остались голые стены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова ЧАСТЬ VII. Родовые саги (Т.Н. Джаксон) «Саги об исландцах» (Islendingasögur), или «родовые саги» – современный термин для обозначения группы из тридцати пяти – сорока саг, описывающих историю исландских родов от заселения Исландии (870– 930 гг.) до середины XI в. Столетие с 930 по 1030 г. – время расцвета страны и укрепления ее уклада – даже принято называть «веком саг». Основное место действия родовых саг, за одним исключением («Сага об Эгиле»), – Исландия, но действие нередко начинается в Норвегии еще до эпохи заселения, а многие родовые саги описывают путешествия исландцев в дальние страны и контакты их с правителями и знатными людьми в Скандинавии, на Британских островах и даже на Руси и в Византии. К сагам об исландцах причисляются также краткие повествования, пряди (þœttir, мн. ч. от þáttr), в которых главными действующими лицами выступают исландцы, хотя действие нередко происходит в Норвегии. Впрочем, порой оказывается затруднительным отнести ту или иную прядь к родовым, либо к королевским сагам. Все саги об исландцах анонимны, и ни одна из них не сохранилась в авторском оригинале. Несколько фрагментов рукописей датируются XIII в., но самые старшие рукописи, содержащие полные или почти полные тексты саг, относятся к началу XIV в. Многие саги сохранились лишь в рукописях XIV и XV вв. Более того, ряд саг дошел до нас в бумажных списках XVI или даже XVII в. Соответственно, качество текстов и их близость к оригиналу значительно варьируются. Датировка саг об исландцах – вопрос сложный и спорный. Большинство исследователей сходится на том, что значительная часть саг создана в XIII в. Если согласиться с широко принятым мнением, что «Сага об Эгиле» была написана Снорри Стурлусоном (1179–1241 гг.), то факты его биографии приведут к выводу, что сага была создана между 1220 и 1240 гг. Есть также все основания датировать «Сагу о Ньяле» 1275–1290 гг. Все прочие датировки не столь очевидны. Сведений по восточноевропейской и, в частности, по древнерусской истории в сагах об исландцах немного. Историки Древней Руси крайне редко обращались к их известиям. Перевод фрагментов родовых саг включен в опубликованную посмертно «Россику» Е. А. Рыдзевской (Рыдзевская 1978. С. 29–84). VII.1. «Сага о битве на Вересковой Пустоши»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если Книги Моисея написаны человеком без помощи свыше, то содержащиеся в них описания обычны и не являются звеньями единого Замысла. Однако, если мы сохраним предположение, что слова этих Книг от Бога, то должны признать необходимость и абсолютное совершенство каждого знака родословной на всех уровнях понимания Пятикнижия: от еще не постижимых для нас тайн до самых простых примеров гармонии и порядка. По мнению В.Вернадского, Н.Винера и других ученых-мыслителей, мы на каждом шагу встречаемся с примерами мировой числовой гармонии. Бог абсолютен, и потому мы можем ожидать, что такая гармония есть и в числах родословной Адама. По приведенным в родословной числам ( Быт. 5, 3–32 ) можно определить даты рождения и смерти каждого из первенцев глав поколений. Например, год смерти Адама и число прожитых им лет совпадают и равны 930. Сын Адама прожил 912 лет, но год его смерти 1042-ой, так как он родился, когда Адаму было 130 лет. Так можно определить все даты рождений и смертей живших до Потопа первенцев. Сюда не входят потомки Каина, которых нет в родословной Адама и для них не указаны числа прожитых ими лет. Во время Потопа три сына Ноя: Сим, Хам и Иафет со своими женами вместе с Ноем и его женой были в ковчеге (всего восемь человек) и стали прародителями ныне живущих людей и народов. После указанных вычислений установим, что Адам, его сын и внук умерли в 930, 1042 и в 1140 годах соответственно. Это происходило во времени между тремя последними до Потопа датами рождений отца Ноя, Ноя и сыновей Ноя. Это годы: 874, 1056 и 1556 (из библейской родословной Адама для трех сыновей следует одно число – 1556). Далее можно сделать ряд интересных наблюдений: разности между датами смертей и рождений дают шесть чисел, из которых три числа образованы тремя одинаковыми и простыми сомножителями: двойкой, тройкой и семеркой. Это числа: 84,126 и 168. Безразмерные отношения этих чисел соответствуют трем основным музыкальным интервалам: октаве – 1/2, квинте – 2/3 и кварте – 3/4. Порядок этих вычислений можно иллюстрировать и так:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

_____________________ Т. е. " несемейного состояния: 118 711 + 12 162 + 1057, а всего 131 930 мужчин брачного возраста на 203 853 внутрь-брачного состояния. Поразительно, что как доклад А. Дернова, так и вызванные им прения даже не упоминают о проституции и домах терпимости. Между тем очевидно, что цифра 131 930 делится на два: проституционную, громадную, и очень небольшую, к несчастию (вот и пришлось сказать), незаконных сожительств, т. е. не венчанных семей. И как только вы ударите по вторым, явление под ударом опадет и пропорционально вспухнет в проституционном. Потому что пуху некуда деться, он может только переместиться. Не связывая этих явлений и крича только о каком-то неизвестном целомудрии, и пастырское собрание, и Дернов, в сущности, борются за проституцию, в пользу проституции. Таковы плоды наивности в сложных вопросах. В. Р-в. Итак внебрачных женщин брачного возраста: 133 764 + 58 000 + 1733, а всего 193 497 на 136 249 брачных. Вот эта цифра и есть корень всего дела. Но пастырское собрание так лениво к ним отнеслось, что даже не подсчитало итога. 5. Р-в. Когда были однодневные переписи в столице, то в табличках о всем крупном и мелком спрашивалось. Но поразительно, что такой крупный факт, как " незаконное сожительство " , показующий желание семейно жить и недопущение самим законом человека до семейной жизни - вовсе в вопросных пунктах не содержался. Нельзя сказать, чтобы статистики не знали об этом, на улице и средь бела дня лежащем, факте; но, очевидно, они боялись опрашиваемых обидеть вопросом, получить дерзость или ложь в ответ: это показует, на какой низкой степени опозоренности стоит в официальных и вообще в светских глазах " незаконное сожительство " . А если оно так низко стоит, что о нем даже в статистическом листке спросить нельзя, то будем ли мы осуждать девиц, вдов, что они скрывают всячески рождения. А если скрывают и не могут, не смеют под давлением общества не скрыть: то смеем ли мы отречься, что само общество и l " esprit des lois [дух законов (фр.)] требует убиения детей их. Правда, не прилагая к этому рук и вообще издали, сторонясь. Но ведь бывает на войнах, что целый отряд, корпус, армия сдается без выстрела: она уже так окружена, что не может не сдаться. Вот и девушка или вдова-христианка тоже " так окружена " , что не может " не сдаться в материнстве " , и бросает ребенка в прорубь, на чердак, в отхожее место, только дабы явиться " чистою " , " неосужденною " в глазах " целомудренных " (идеал Дернова) ее окруживших полчищ. В. Р-в.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010