Владислав Цыпин также одним предложением выше говорит следующее: «Константинопольский Собор 920 г. торжественно утвердил “Номоканон в 14 титулах” как кодекс, общеобязательный для Вселенской Церкви». По всей видимости, о. Владислав следует здесь еп. Никодиму (Милашу), который первый высказал этот ошибочный тезис: «Общецерковный канонический кодекс, который в 920 г. на известном Константинопольском Соборе утвержден был для всей церкви» (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Перевод с сербского. Изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1996, т. I, с. 444). Однако, ссылка на Афинскую Синтагму (Ралли-Потли), V, 10, не подтверждает напрямую этого тезиса. В «Томосе единения», опубликованном Ралли-Потли в 5 томе «Афинской Синтагмы», который был принят на соборе 920 г., отсутствует упоминание о «Номоканоне» св. Фотия и тем более о торжественном провозглашении его в качестве кодекса, общеобязательного для всей Церкви — в Томосе говорится лишь об анафеме тем, кто отвергает «правила, установленные отцами». Более подробно историю собора 920 г. еп. Никодим излагает в комментарии к 4 пр. из Первого канонического послания св. Василия Великого (Правила Православной Церкви с толкованиями, т. II, с. 379-381), однако ни одна из приводимых ссылок не подтверждает напрямую тезиса еп. Никодима и прот. Владислава Цыпина. Митрополит Константинопольского патриархата Павел в своей классической монографии «Историческое введение в каноны Православной Церкви» также обращает внимание на эту ошибку еп. Никодима, отмечая, что такого постановления относительно «Номоканона в 14 титулах» нет в Томосе Собора 920 г., а также это не подтверждается ни одним из византийских хронографов, заключая, что единственный источник подобного вывода – это слова самого еп. Никодима, которые повторяются многими авторами совершенно некритически (Παλος Μενεβσογλου, μητροπολτης Σουιδας κα πσης Σκανδιναβας. στορικ εσαγωγ ες τος καννας τς ρθ. κκλ. κδ. ερ Μητρπολης Σουιδας κα πσης Σκ., Στοκχλμη, 1990, с.

http://bogoslov.ru/article/2736418

Подпись: Η. П. [Ответы на письма в редакцию под рубрикой «В области церковно-приходской практики " ]//Там же. 2 марта. 9. С. 164–165; 16 марта. 11. С. 205; 6 апр. 14. С. 266; 13 апр. 16. С. 303; 14 сент. 37. С. 643; 19 окт. 42. С. 722; 7 дек. 49. С. 842–843. Заметки с разъяснениями по вопросу об изображениях Господа Саваофа, о церковной дисциплине и др. Подпись: Η. П. 1890 Программа чтений по церковной археологии и литургике в 1889/90 академическом году профессора Н. В. Покровского студентам С.-Петербургской Духовной академии. СПб., 32, 207, 326 с. + XVI литогр. табл. Литографированное издание. В составе издания: Программа лекций; ч. III: О постах и праздниках православной церкви; ч. IV: Частное богослужение. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских//Труды VII АС в Ярославле: 1887. М., 1890. Т. 1. С. 135–305 + XXVII фототип. табл. Рецензии: Н. П. Кондаков//ЗРАО. Нов. сер. 1893. Т. 6, вып. 3–4, прил. к прот., с. L–LV; Е. И. Ловягин , прот. Π. Ф. Николаевский//ЖЗСДА за 1890/91 уч. г. СПб., 1896 С. 124–138; свящ. Н. Дроздов //ЦВс. 1890. 4 окт. 40. С. 660–661. То же (отдельное издание). М., 1890. IV, 172 с., XXVII табл. Адриан (патриарх Всероссийский)//Энциклопедический словарь, под ред. проф. И. Е. Андреевского. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1890. T. 1. А – Алтай. С. 193–194. Без подписи. 342 Академии духовные православные//Там же. С. 254–259. Без подписи. Александро-Невская лавра//Там же. С. 384–385. Без подписи. Апостол (греч., посланник)//Там же. Т. 1 А . Алтай–Арагвай. С. 912. Без подписи. Апостол (богослужебная книга)//Там же. С. 912. Без подписи. Апостольский символ//Там же. С. 915. Без подписи. Апостольские мужи//Там же. С. 915. Без подписи. Апостольские деяния//Там же. С. 915–916. Без подписи. Апостольские деяния или акты//Там же. С. 916. Без подписи. Апостольские послания//Там же. С. 916–917. Без подписи. Троицкие образки//ЦВс. 1890. 11 янв. 2. С. 27–28. Подпись: Н. П. Церковная старина на выставке VIII Археологического съезда в Москве//Там же. 8, 15 февр. 6, 7. С. 99–101, 116–117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Телефон: 8 (929) 603–39–48 Проводятся курсы по избавлению от алкогольной зависимости и табакокурения. Адрес: Московская область, г. Подольск, ул. Большая Серпуховская, д. 93. Школа трезвения «Соратник» при храме вмч. Георгия Победоносца Телефоны: 8 (906) 056–19–35, 8 (915) 275–47–52, 8 (906) 097–00–36 При храме проводят курсы для зависимых и их родственников. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Литовская д. 2. Братство трезвения при Епархиальном отделе по противодействию наркомании и алкоголизму. Телефон: 8 (950) 009–64–64 Регулярно проводятся курсы для страждущих и родственников зависимых. АЛАТЫРСКАЯ Адрес: Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Тельмана, д. 59. Движение по утверждению трезвости при храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» Телефон: 8 (927) 861–87–98 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. НИЖЕГОРОДСКАЯ Адрес: Нижегородская область, г. Кстово, с. Великий Враг. Школа трезвения при храме Казанской иконы Божией Матери с. Великий Враг Телефон: 8 (920) 021–24–94 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. ТОБОЛЬСКАЯ Адрес: г. Тюмень, ул. Республики, д. 60. Епархиальное общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Телефон: 8 (345) 246–30–40 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. ЧЕЛЯБИНСКАЯ Адрес: г. Челябинск, просп. Ленина, д. 6. Курсы освобождения от зависимостей при храме Василия Великого Телефон: 8 (351) 775–18–18 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. БЕЛГОРОДСКАЯ Адрес: г. Белгород, ул. 8 Марта, д. 70. Курсы реабилитации для алкогольно- и наркозависимых людей Телефон: 8 (910) 320–80–72 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. БРЯНСКАЯ Адрес: г. Брянск, ул. Ульянова, д. 11. Брянское епархиальное общество «Трезвение» Телефон: 8 (920) 600–08–39 Продолжительность занятий для алкогольно-зависимых – 10 дней, для созависимых – 3 дня. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ Адрес: Свердловская область, г. Первоуральск, пос. Талица, ул. Сакко и Ванцетти, д. 16. Общество «Трезвение» при храме Смоленской иконы Божией Матери

http://azbyka.ru/zdorovie/alkogolik-v-se...

2004). Налоговый и судебный иммунитет М.-К. способствовал консолидации монастырского домена. В документе 982 г. основные земли М.-К. впервые названы «землей св. Бенедикта» (terra Sancti Benedicti); впосл. это наименование закрепилось за владениями аббатства. В последующей монастырской традиции Алигерн рассматривался как 3-й великий аббат после св. Бенедикта и Петронакса, восстановивший обитель после очередного упадка (Chronica monasterii Casinensis. II 3). После возвращения в М.-К. Алигерн использовал титулы «аббат Божией милостью» (Domini gratia abbas) и «богоизбранный аббат» (dominus Aligernus Dei electus abbas), которые указывали на исключительное положение мон-ря, неподконтрольного церковным и светским властям (см.: Bloch. 1986. Vol. 1. P. 235, 535, 540). Деятельность Алигерна способствовала ослаблению влияния правителей Капуи на М.-К., хотя обитель по-прежнему получала от них дарения и привилегии. Аббатство поддерживало тесные отношения с капуанскими князьями; монахи рассматривали их как защитников от местных сеньоров, капуанский мон-рь св. Бенедикта был одним из важнейших приоратов М.-К. В 972 г. в Капуе был основан жен. мон-рь св. Иоанна Крестителя (Сан-Джованни-Баттиста-делле-Монаке), подчиненный М.-К. (Ibid. P. 495-552). Литературное творчество. Скрипторий Аббат Иоанн вручает книгу устава св. Бенедикту. Миниатюра из рукописи. Ок. 920 г. (Cassin. 175. P. 2) Аббат Иоанн вручает книгу устава св. Бенедикту. Миниатюра из рукописи. Ок. 920 г. (Cassin. 175. P. 2) В период изгнания монахи сохранили книжное собрание, продолжал действовать скрипторий, хотя мн. рукописи погибли в пожаре 896 г. В Теано работал мон. Эрхемперт († после 889), автор «Истории беневентских лангобардов» - продолжения исторического труда Павла Диакона, в к-ром описаны события с 787 по 889 г. (CSLMA.AI. P. 96-98). Известно 8 манускриптов, созданных кассинскими монахами в Капуе между 915 и 950 гг.: труды по «свободным искусствам», медицине, каноническому праву, иллюминированная рукопись «Моралий на Иова» папы Григория Великого, выполненная ок.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Мирелейон. 920–922 гг. [Греч. Εκκλησα το Μυρελαου; тур. Бодрум-джами или Месих-паша-джами], визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца в юго-вост. части; единственная постройка, сохранившаяся от комплекса зданий дворца и примыкавшего к нему мон-ря; была посвящена Пресв. Богородице. Церковь М. изначально была задумана как мавзолей для членов имп. семьи в соответствии с распространенной в Македонскую эпоху практикой. В М. были похоронены по крайней мере 6 представителей имп. семьи, среди них сам имп. Роман I (948), останки к-рого были перенесены с о-ва Проти, где император, будучи монахом, провел последние годы жизни; его супруга Феодора (похоронена в 922/3), сыновья Христофор (931) и Константин (946) с супругой Еленой (940), дочь Елена (961), жена имп. Константина VII Багрянородного . Очевидно, желанием имп. Романа I устроить в М. мавзолей объясняется перенесение в новую постройку 3 саркофагов с останками имп. Маврикия († 602) и его сыновей, находившихся в Маманта святого монастыре , недалеко от ворот Ксилокерк. После пожара (1275) и краткого периода запустения церковь была отреставрирована, в палеологовское время вновь использовалась как мавзолей. Известия об основании церкви и прилегающего к ней мон-ря содержатся в визант. источниках X-XI вв., в хрониках Продолжателя Феофана и Иоанна Скилицы , в которых говорится, что церковь находилась в ведении императора Романа (Μον το βασιλως Ρωμανο) и стояла во дворце Мирелейон (ν τος παλατοις το Μυρελαου). Долгая и связанная с императорскими фамилиями жизнь мон-ря отражена в документах последующих веков; известно, что в 960 г. здесь приняла постриг сестра имп. Романа II Агафия, а в 1059 г. после отречения имп. Исаака I Комнина в мон-рь удалились его жена Екатерина и дочь Мария. Последние свидетельства о визант. постройке восходят к нач. XII в. и затем ко времени турецкого завоевания К-поля.

http://pravenc.ru/text/2563310.html

Низложение патриарха Николая и постановление Собора о действительности 4-го брака имп. Льва разделило визант. духовенство на 2 неравные партии - «николаитов» и «евфимитов» (в их состав входили и миряне). Меньшинство признавало определение Собора о браке царя и признало патриархом Евфимия, большинство по-прежнему считало Николая Мистика законным патриархом, несмотря на то что патриарх Евфимий лишил сана священника, обвенчавшего имп. Льва с Зоей Карвонопсиной, и решительно отказался провозгласить ее царицей. После смерти имп. Льва (11 мая 912) патриарх Николай Мистик, проведя 5 лет в изгнании, был возвращен на Патриарший престол, в то время как патриарх Евфимий и многие епископы-«евфимиты» были низложены. Собор 920 г. По возвращении на Патриарший престол Николай Мистик принял меры для восстановления церковного единства, в т. ч. общения с Римской Церковью, прерванного из-за утвержденного ею 4-го брака имп. Льва VI. Он отправил папе Анастасию III , а после его смерти (913) папе Иоанну X послания с просьбами прислать легатов в К-поль для совместного осуждения 4-го брака и запрещения его христианам. В 919 г. Зоя Карвонопсина, четвертая жена имп. Льва, была отстранена от власти и пострижена в мон-ре св. Евфимии с именем Анна. Управление гос-вом перешло к тестю имп. Константина Багрянородного патрицию и друнгарию Роману Лакапину (см. Роман I Лакапин ). При его содействии 15 июля 920 г. в К-поле был созван Собор «николаитов» и «евфимитов», на к-ром был составлен «Томос единения» , объявлявший 4-й брак безусловно недозволительным и недействительным, как запрещенный Церковью и недопустимый в христ. стране. В «Томос единения» были включены постановления и о дозволенных браках: овдовевшее лицо, не имеющее детей и вступившее в 3-й брак по достижении 40-летнего возраста, подвергалось отлучению от причащения в течение 5 лет и более; вдовым супругам старше 40 лет при живых детях от брака с их умершими супругами запрещено вступление в следующий брак; оставшиеся вдовыми моложе 30 лет за вступление при живых детях в 3-й брак лишались причащения на 4 года; бездетным вдовым лицам моложе 30 лет разрешался 2-й брак, но при вступлении в 3-й им назначалось церковное покаяние; за незаконное вступление в 1-й и 2-й брак определено отлучение от причащения до 7 лет; такой же епитимии и извержению из сана подвергались пресвитеры в случае нарушения этих правил. К. С. было положено примирение «николаитов» и «евфимитов». В память об этом в К-поле установили ежегодный крестный ход из ц. Св. Ирины в храм Св. Софии, где патриарх в присутствии царя совершал литургию, а затем с амвона провозглашались постановления К. С. 920 г.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

909–920), высказывает положение, что ссылка латинян, для доказательства правоты своего учения, на унию, предпринятую Иннокентием III, неосновательна (р. 920), и обосновывает это положение на пяти доказательствах (рр. 920–960), в которых выставляется на вид главным образом насильственный характер унии и отвращение от нее восточных христиан, выражавшееся при всяком удобном случае. Вообще порядок изложения Зерникава главным образом внутреннего характера: центральной мыслью здесь является положение о неосновательности ссылки латинян на унию, предпринятую Иннокентием III; тогда как порядок изложения Феофана – чисто внешний, строго хронологический, в котором внутренняя сторона вполне подчинена внешней последовательности фактов по времени. Отсюда происходит в свою очередь другое различие: Феофан ограничивается более простым положительным положением и мало вдается в полемику с противниками; тогда как метод изложения Зерникава дает ему возможность заняться в обширном размере и полемикой с неправославными богословами, тенденциозно относящимися к описываемым им фактам. 581 Почти все места из отеческих творений, составляющие главное содержание перечисленных параграфов Феофана, находятся у Зерникава. Относительно так называемого афанасьевского символа (Theoph. § 40) оба богослова указывают на повреждения символа латинянами и опровергают одно и то же возражение Циховского, основываемое на указанных изречениях. Два места из Дионисия ареопагита (находящиеся в § 45) приводятся у Зерникава на стр. 3. Место из св. Иустина мученика (в § 46) и место из исповедания веры св. Григория чудотворца (в § 47) находятся у Зерникава – первое на стр. 6, второе – на стр. 9–10. Место из творения св. Афанасия против последователей Савеллия: «segregamur quoque» (в § 47) находятся у Зерникава на стр. 14. Два места из послания св. Василия Великого к брату Григорию о различии между сущностью и Лицом в Божестве (в § 49) находятся у Зерникава на стр. 23, находящееся в первом из этих мест учение св. отца о зависимости (cohaeret, или pendet=ρτηται) Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Неожиданно на помощь Лакапину пришел патриарх Николай Мистик . Порадовавшись поражению своего давнего врага – императрицы Зои, он заключил с Лакапином тайное соглашение, взаимовыгодное (хотя бы и на время) для них обоих. Роман открыто поддержал патриарха против «евфимитов», несколько поднявших головы при правлении царицы Зои Карбоносины, а патриарх обещал Лакапину венчать его царским венцом при живом императоре Константине VII Порфирородном. Лакапин решил рискнуть, и 24 сентября 919 г. был венчан Мистиком на царство как император Роман I Лакапин 328 . Глава 2. Царственный опекун и малолетний император. «Семицарствие» Нет сомнений в том, что Лакапин втайне желал создать новую царскую династию, и факты красноречиво подтверждают это. Уже 6 мая 920 г. патриарх Николай венчал на царство супругу Романа I Феодору, а на день Пятидесятницы 921 г. руками Константина VII Лакапин привел к царскому венцу своего сына Христофора. Оценив изменившуюся политическую ситуацию, патриарх Николай Мистик полностью перешел на сторону Лакапина, тем более что их объединяли общие интересы. Патриарх до сих пор не оставлял мыслей о признании четвертого брака Льва Мудрого неканоничным, и исход этого старого дела был совсем не безразличен Лакапину. Ему было выгодно окончательно дискредитировать Константина Порфирородного, признав чужими руками бастардом. Но, как реалист, Лакапин понимал, что малолетний Константин является единственной его опорой у власти: убери мальчика, и самого Романа завтра не будет на троне. Поэтому ставить под сомнение легитимность сана и рождения Константина VII слишком опасно, а о физическом устранении императора даже думать было страшно – никто из высшего общества не простил бы Роману такое преступление. Посовещавшись, Лакапин и патриарх пришли к компромиссному решению. Патриарх при содействии Романа Лакапина созвал в 920 г. в Константинополе Собор, который окончательно осудил четвертый брак между христианами, но не распространил свое решение на прошлые времена, т.е. не придал ему «обратной силы». Кроме того, по решительному требованию Лакапина патриарху пришлось отказаться от анафематствования «евфимитов», которых, якобы в целях примирения Церкви простили и приняли в общение. В обмен Мистик получил моральное удовлетворение оттого, что в память Собора 920 г. ежегодно начали отмечать этот день как праздник, сопровождая торжества Крестным ходом из храма Св. Ирины до храма Святой Софии. Пока был жив Николай Мистик , юный император Константин VII Порфирородный должен был присутствовать при чтении акта, заклеймившего браки, подобные тому, от которого он родился. И каждый год отмечать как праздник прекращение церковного раскола, вызванного четвертым браком своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

915 По этой программе учился патр. Никифор (Vita Nicephori Migne. P. G. C, p. 57), Лев Математик (Theoph. Cont. Lib. IV, cap. 29. Cedrenus. Bonnae 1839 t. II, p. 170. P. G. CXXI, 1056), Константин-Кирилл. (Житие – Dümmler und Miklosich о. c. S. 15. Бодянский, c. 6. Кирилло-Мефод. сборник, c. 12). Константин был учеником Льва и Фотия (Житие Константина 1. с.). 916 Bernhardy. Grundriss der griechischen Litteratur. 4-te Bearb. I Theil. Halle 1876. S. 685, 618. 920 Bernhardy 1. с. А. П. Лебедев. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. Москва 1902, стр. 179. 921 Это сочувствие отразилось в выдержке из какого-то источника, приведенного Георгием Амартолом в его хронике (Georgii Monachi Chronicon. Ed. De-Boor. Lipsiae 1904. Vol. I, p. 83 sq.) Cf. Hergenröther I. 331. А. П. Лебедев 1. c. 924 Напр. патриархи Тарасий и Никифор. Тарасий, аристократ по происхождению, вовсе не готовился к занятию патриаршей кафедры, и однако, возведенный на неё, сумел справиться со своей нелегкой задачей и победил иконоборцев не только искусной дипломатией, но и арсеналом богословских аргументов, собранных им лично и в сравнительно короткий срок (Тарасий возведен 25 дек. 784 г.; собор открылся 24 сент. 787 г.). Это предполагает в нём хорошую богословскую подготовку, чтобы не писал о нём мало знавший его папа Адриан I (И. Д. Андреев. Герман и Тарасий, патриархи к-польские. Сергиев Посад 1907). 927 Georg. Cont. p. 1025 (Migne P. G. CX)=Leo Gramm. Bonnae 1842, p. 224 (P. G. CVIII, p. 1057). Pseudo-Symeon. Theophilus, cap. 20. Genesius p. 98 (P. G. CIX, p. 1116). Theoph. Cont. lib. IV, cap. 27. Cedren. II, p. 170 (P. G. CXXI, 1052). Zonara Vol. III. Bonnae 1897, p. 400. Glycas. Bonnae 1836, p. 540. 929 ξδελφος – Theoph. Cont. 185 (P. G. CIX, 200); νεψις – Cedren. II, 166 (P. G. CXXI, 1052). 932 Подробная история Льва изложена у Феофанова Продолжателя Lib. IV, cap. 27, 28, 29, повторена у Кедрина р. 166–171 (P. G. CXXI, 1052–1056), сокращена Зонарой р. 400 и Гликой р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Изд. Bury, IV, 406–407). 856 Точная цифра действительного состава армии неизвестна, но есть некоторые указания на значительность ее. Кроме римских контингентов (гвардия Нарзеса, войска Валериана, Дагистея, Иоанна, племянника Виталиана, и Иоанна Обжоры), состоявших из большого числа кавалерии и 8.000 стрелков из лука, в ней было 5.200 лангобардов, 3.000 герулов, к которым нужно прибавить второй контингент этого же народа, 400 гепидов, большого числа (παμπληθες) гунов, персов и еще 1.500 регулярной кавалерии (В. G., 598–599, 618). Это составит при указанных 18.100 человек и с теми войсками, точное число которых неизвестно, армию из 30–35.000 человек. 2. 3. 4. В то же время он уплатил им всегда запаздывавшее жалованье. 862 Как победный трофей, были отправлены в Константинополь окровавленные одежды и диадема Тотилы (Théophane, 228). 881 Nov., App. VIII. Agnellus (95) говорит: A. Basilii tempore consulatum agentis (541) usque ad Narsetem patricium provinciales Romani ubique ad nihilum redacti sunt. А папа Пелагий писал: Quia Italiae praedia ita desolata sint ut ad recuperationem eorum nemo sufficiat. 907 Ср. Bury, Hist. of the later Roman empire, I, 372–380, 418–469.   В этом сочинении история персидских войн изложена очень точно. 914 Относительно первой персидской войны следует обращаться, на ряду с Прокопием (В. Р., 59–114), к рассказу Малалы (427, 434–435, 441–442, 449–450, 452–453, 461–473, 477–488) и Захария Митиленского (стр. 168–176), которые ведут свое повествование независимо от Прокопия. Сравнения их рассказов см. у Sotiriadis " a, Johannes von Antiochia, стр. 116 и след. 915 В. Р., 88–89. Ср. Malalas, 434–435, а относительно личности Аламундара (Аль Мондир) – Nöldeke, loc. cit, 170–171. 920 Тем не менее победоносный Велизарий подвергся порицанию со стороны императора и был смещен (Malalas, 465–466; Zach. Rh. Об отозвании его см. Haury, II, 30–32). Со своей стороны персы осадили Мартирополис (531) (Malalas, 468–470), а их союзники гуны разграбили Сирию до Антиохии (в дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010