В Деяниах св. (Mai 6) греч. подлинник жития с латинским переводом. Писатель патриарх иерусал. Иоанн имел в виду некоторые записи на арабском языке, как сказано в конце повествования (n. 40). Сам же он жил, как полагают, спустя около двух столетней после кончины преподобного. (Le Quuen. Орр. s. Damasc. Т. I. in nomis ad vitam). См. Димитрий М. Ростов. стр. 148. Время кончины св. Иоанна Дамаскина достоверно не известно: Ландерер (У Герцога в Real Encyklop. VI, 740) полагает ее между 754—787. Болландисты, Штадлер и другие ок. 780 г. По преосв. Филарету в Учения об отцах (§ 959) она была, вероятно, в 777 году, в Обзоре песнопевцев — в 776 году. 5     Пр. Савва освященный. Жизнь его подробно описана современником его монахом Кириллом скифопольским, который в отрочестве удостоился его благословения и писал жизнь его со слов учеников св. Саввы. Она переведена на русский январь и издана в Христианском Чтения 1823 г. Ч. 12. Но летосчисление в ней не совсем согласуется само с собою, вероятно, по ошибкам писцов. Мощи пр. Саввы в теле, аки живого, видел в его лавре игумене Даниил, русский паломник в начале XII в. 6     Св. Николай мирликийский. У Фабриция показано 7 актов его: Андреа критского, Мефодия, патриарха константинопольского (842—846), которое иногда надписывается именем Михаила архимандрита монастыря Хинолакков в Вифинии при Оксии горе, Никиты пафлогонянина († 880), царя Льва Мудрого (889—912), Метафраста в Хв. и двои неизвестных (Bibl. gr. X. 298). Есть и другие сказания о св. Николае у Лямбеция (Т. IV. 160). Фальконий в 1751 г. издал особую книгу о св. Николае, но впал в грубую ошибку, слив св. Николая мирликийского с Николаем пинарским 7 века, что опровергнул Иосиф Ассемани (Cal. un. eccl. Т. И» 419). Ле-Кьен о сем святителе говорит: о сем св. Николае ученые критики нашего века наводят сомнения, но я с ними не соглашаюсь по причине авторитета Евстратия пресвитера константинопольского, жившего в VI в. при патриархе Евтихии († 582.). У него в трактате о состоянии умерших после сей жизни (он помещен Львом Алляцием в книге о согласии церквей восточной и западной касательно чистилища 1655 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Конечно, это общество не имело определённого устава и не регламентировало своей деятельности какими-либо предписаниями формального свойства. Но оно обнаруживало постоянную жизненность, питалось неизменным интересом к науке, господствовавшем в Византии, заявляло о своём существовании и всякий раз, когда царский престол занимал басилевс-меценат, или среди общества возникало философское или богословское научное движение, сосредоточивавшее на себя всеобщее внимание учёных. Тогда все выдающиеся деятели науки собирались во дворце, устраивали научные заседания, читали силенции или рефераты, произносили речи, вступали в прения, вели продолжительные споры и пр. А так как в нашу эпоху подобные явления из истории просвещения наблюдались и авторитетно засвидетельствованы относительно императоров Льва Мудрого (886–911), Константина Порфирородного (912–959), Романа III Аргира (1028–1034), Константина IX Мономаха (1042–1054), Исаака Комнина (1057–1059), Константина X Дуки (1059–1066), Михаила VII Дуки (1071–1078), Алексея (1081), Иоанна (1118) и Мануила Комнинов (1143–1180), Uoahha III Дуки Ватаци (1222–1254), Феодора II Ласкариса (1254–1258), Михаила VIII Палеолога (1261–1282), Андроника II Старшего (1282– 1328), Андроника III Младшего (1328–1341), Иоанна VI Кантакузина (1341–1355), и Мануила II (1391–1425), то есть полное основание говорить об особом учёном обществе в Византии, существовавшем в течение почти всей нашей эпохи. Оно, как и все византийское просвещение, носило преимущественно церковно-богословский характер, интересовалось, главным образом, богословскими науками и содействовало развитию, прежде всего, богословия. В эпоху Комнинов это Учёное общество представляло как бы Византийскую Академию наук. Оно являло собой коллегию учёных – в числе двенадцати, обязанностью которых было следить за общим ходом просвещения, руководить деятельностью школ и дидаскалов, подавать свой авторитетный голос по научным вопросам и разрешать недоумения и споры, какой бы области знания они не касались.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Об этом свидетельствует в своей истории Феодор Чтец, живший в начале VI-ro века [ 11 ]. Сказание составлено по древним историкам. Снес. мои Слова стр. 167. Авгарь - это был титул владетелей Осроены; он значит: великий муж. 1/23 3ак.42. Описание перенесения образа приписывается императору Константину Порфирородному (912-959), соправителю Романа I, но в этом описании есть такие места, по которым можно заключить, что оно принадлежит другому писателю, неизвестному по имени, но несомненно современному. Хроника Синкелла 215 год. История Армении стр. 105. Перевод Эмина. Армянская церковь отделилась совершенно от греческой восточной церкви в 491 году. Там же, стр. 294. Память Рипсимии 30 сентября. История Прокопия. Перевод Дестуниса, стр. 208, 269. История Евагрия, стр. 220 и след. Деян. Всел. Соборов m.VII, стр. 30. Церк. ист. 7, 18. Созом. кн. 5, гл. 21. Церк. ист. 7, 18. Церк. ист. Евагрия и проч. в русском переводе стр. 505. Глава 18. Святые иконы в четвертом столетии Переходим в четвертое столетие. Церковный историк, епископ Евсевий, как современник, свидетельствует о любви первого христианского императора св. равноапостольного Константина к священным изображениям, которыми он украсил и город Константинополь и свой дворец в первой половине четвертого века.Восхваляя сего государя, Евсевий пишет: " при источниках, среди торговой площади, ты видишь знакомые читателям Божественных писаний знамения доброго пастыря (то есть, изображения Иисуса Христа в виде доброго пастыря), видишь также изваянного из меди вместе со львами и блистающего золотыми покровами Даниила.Любовь к Божественному столь могущественно обладала душою царя, что в превосходнейшей из всех храмин царских чертогов в вызлощенном углублении потолка, на самой середине его, он приказал утвердить великолепную картину с изображением знамени спасительных страданий (то есть, креста), которое составлено было из различных драгоценных камней, богато оправленных в золото. Это знамение боголюбивому царю казалось хранителем его царства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

   История светильнов свидетельствует нам, что один из самых частых, а, может быть, и самых древних светильнов в Студийском и Евергетидском типиках был «Свят Господь Бог наш». Этот псалмический стих (Пс. 98:9), оставшийся теперь без названия, предваряет собою исполнение воскресного светильна для всех без исключения гласов Октоиха, а иногда и заменяет собою светильны (на неделю Ваий и Великую Субботу). Возможно, что, как предполагает Скабалланович, «Свят Господь Бог» занимает по отношению к светильну такое же место, как «Бог Господь» по отношению к тропарю. Любопытно, что, как и в некоторых (не во всех) типиках древности, так и теперь, этот псалмический стих возглашается не канонархом, не чтецом, а диаконом. Эксапостиларий, как таковые, то есть независимо от своей древнейшей формы «Свят Господь Бог наш», известны уже по Ипотипосису и Диатипосису и прочно заняли свое место. Составление воскресных эксапостилариев приписывается Константину VII Порфирородному (912—959), отец которого, Лев Мудрый, составил евангельские стихиры. Это обеспечило им распространение сперва в Константинополе; их ввели студийские типики, но не все.    Так как воскресные светильны или эксапостиларии представляют собой перифраз прочитанного на утрени одного из одиннадцати воскресных Евангелий, то и число их 11. Они подчиняются не господствующему гласу, а прочитанному Евангелию, почему, когда прочитано третье воскресное Евангелие, то и эксапостиларии тоже 3, независимо от гласа недели.    Остается сказать еще несколько слов о некоторых гимно-графических терминах, как-то: Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочен. Прокимен    Прокимен — προκεμενος, предлежащий, т.е. стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов:    «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселения глаголы их»; в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»; воскресный 1 гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т.д. Прокимен сопровождается и своим стихом. По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие. Последние положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников, в недели вечера Четыредесятницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Монастырь св. Фоки (102) ( Janin. 1969. P. 498-499), первоначально был построен как дворец с портиками, банями и цистернами братом патриарха Иоанна VII Грамматика (837-843) Арсавиром, который затем продал его буд. имп. Василию I, а тот устроил здесь монастырь. Игуменом обители был назначен Петр Галатийский, подвизавшийся на Олимпе (пам. визант. 9 окт.; SynCp. Col. 121-124); число братии вскоре возросло до 150 чел. В XI в. мон-рь неоднократно переходил из рук в руки, о чем сохранилось документальное свидетельство. Из рус. паломников мон-рь упоминает только Антоний Новгородец. В нач. XIII в. обитель была передана лат. капитулу св. Михаила в Вуколеоне, после ухода латинян возродилась; в последний раз упоминается в связи со свт. Григорием Паламой ( 1357). На месте визант. храма в стамбульском районе Ортакёй существует совр. греч. церковь св. Фоки. Вид Константинополя с мечети Лалели. Фотография. Кон. XIX в. Вид Константинополя с мечети Лалели. Фотография. Кон. XIX в. Церковь св. Фомы в квартале Амантия (103) (ν τος Αμαντου) ( Janin. 1969. P. 248-250), освящена во имя ап. Фомы. Псевдо-Кодин и ряд хронистов указывают, что церковь была основана паракимоменом Амантием при имп. Анастасии I. Однако имеются свидетельства о более раннем ее существовании. Так, в 438 г. здесь были кратковременно положены мощи свт. Иоанна Златоуста при их перенесении в К., а в 461 г. храм пострадал в городском пожаре. В таком случае Амантий может быть отождествлен с консулом 344-345 гг. или с евнухом имп. Евдоксии. Сохранилась посвященная Амантию и построенной им церкви эпиграмма, согласно к-рой храм находился на самом побережье (об этом говорит и название мола в честь св. Фомы). Существовало предание, нашедшее отражение в «Хронике» Иоанна Никиуского (VII в.), что в ц. св. Фомы в 610 г. проходила коронация имп. Ираклия и туда же был приведен для казни сверженный им имп. Фока. Церковь упоминается в связи еще с 2 пожарами - при имп. Льве VI (886-912), который ее впосл. восстановил, и в конце царствования Константина VII Багрянородного (945-959), когда стихия бушевала рядом с храмом. Церковь локализуется вблизи гавани Софианы и, по мнению Жанена, может быть отождествлена с церковью монастыря Августы (см. выше). В храме совершался синаксис в память его освящения (19 сент.) и во имя ап. Фомы (6 окт.). По свидетельству Иоанна Зонары, церковь еще существовала во 2-й пол. XII в. После эпохи лат. господства упоминания о храме отсутствуют; возможно, он стал ошибочно отождествляться с храмом арх. Михаила в местности Адда.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

    Другая еще более поздйяя память в этом типике — это освящение церкви всех святых в Вуле (Εν Βολω) 20 мая. Известна одна церковь всех святых, созданная царем Львом Мудрым в память св. супруги его царицы Феофано, как говорится в цветной триоди в синаксаре на неделю всех святых (по славянскому переводу). Она создана была при ее жизни и император желал посвятить ее имени царицы, еще при жизни ее считаемой святою за добродетели и подвижнические труды; но она этого не восхотела, тогда Лев, по совету собора церковного, посвятил храм всем святым, говоря, что если Феофана свята, то пусть чтится со всеми святыми. Феофана вступила в брак со Львом на 16 году царствования отца его императора Василия Македонянина (867—886), следовательно не позднее 882 года, была в супружестве 12 лет, поэтому кончина ее должна падать на 894 год. Может быть, что она скончалась в 893 году и, конечно, храм если начат был созидаем или уже и создан в конце ее жизни, то создан не ранее 890 года. Писатель XIV века Никифор Грегора говорит, что тело Феофании погребено было сначала в храме апостолов (значит храма всех святых в 894 году еще не было), и что храм всех святых построен после смерти Феофании. Может быть, при жизни Феофании Лев выразил намерение создать ей храм.     В Иерусалимской патриаршей библиотеке есть синаксарь и типик Константинопольской церкви (кодекс 40), написанный по повелению царя Константина VII Порфирородного (912—959). Последняя в нем память св. патриарха константинопольского Трифона († 933 г.). Пападопуло-Керамевс относит составление этого типика и синаксаря к 945—950 годам. А так как разбираемый нами типик по Патмосской рукописи, очевидно ранее означенного Константинова, то его надобно относить к концу IX или началу X века. В нем нет праздника Нерукотворенного Образа 16 августа, установленного в 944 году.     Правда есть в нем память, по которой составление его можно относить даже к началу IX века. Декабря 16 положена такая память: «И св. муч. Вакха, пострадавшего в наши времена в Палестине при Ирине и Константине православных и христолюбивых царях». Константин VI царствовал в 780—797 года, Ирина одна 797—802 г. Но этот синаксарь составлялся постепенно в продолжении целых столетий. Очень может быть, что в него внесены некоторые памяти в первой половине IX века. Окончательная же редакция его относится к концу IX или началу X века.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Опыт обеих империй, обязанных своим возвышением духу христианского учения, религиозным основам жизни, показывал ясно, что путь к будущему величию Руси лежит не только через военные, но прежде всего и преимущественно через духовные завоевания и достижения. Поручив Киев подросшему сыну Святославу, великая княгиня Ольга летом 954 года, взыскав благодати и истины, отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное " хождение " , сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии, но политические соображения требовали, чтобы оно стало одновременно проявлением военного могущества Руси на Черном море, напомнило гордым " ромеям " о победоносных походах Аскольда и Олега, прибившего в 907 году свой щит " на вратах Цареграда " . Результат был достигнут. Появление русского флота на Босфоре создавало необходимые предпосылки для развития дружеского русско-византийского диалога. В свою очередь, южная столица поразила суровую дочь Севера разнообразием красок, великолепием архитектуры, смешением языков и народов мира. Но особенное впечатление производило богатство христианских храмов и собранных в них святынь. Царьград, " царствующий град " греческой империи, еще при самом основании (точнее, возобновлении) в 330 году посвященный святым равноапостольным Константином Великим (память 21 мая) Пресвятой Богородице (это событие праздновалось в Греческой Церкви 11 мая и перешло оттуда в русские месяцесловы), стремился во всем быть достойным своей Небесной Покровительницы. Русская княгиня присутствовала за Богослужением в лучших храмах Константинополя - Святой Софии, Влахернской Богоматери и других. Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, она принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912-959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены (память 21 мая), матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня. В назидательном слове, сказанном по совершении обряда, Патриарх сказал: " Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих " . Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. " Она же, - говорит преподобный Нестор Летописец , - склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись Патриарху, промолвила: " Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских " " .

http://patriarchia.ru/db/text/910247.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Спас Нерукотворный " Описания иконы Описание иконы Спас Нерукотворный СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ О появлении Нерукотворного Образа Спасителя церковное предание рассказывает следующее: во времена Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгар. Он заразился страшной неизлечимой болезнью - проказой. Царь надеялся на помощь Господа. Он хотел помолиться перед его изображением. Для этого Авгарь послал в Иерусалим своего художника Ананию с письмом ко Христу. Тогда всевидящий Господь Сам подозвал Ананию, велел принести кувшин с водой и плат. Умывшись, Спаситель отерся этим платом- и на нем запечатлелся Нерукотворный Образ Спаса. Приложившись к святыне, Авгарь тут же получил полное исцеление. Св. Образ он установил в нише у городских ворот, но вскоре спрятал образ от нечестивых. Когда же в 545 г. персы осадили Едессу, Пресвятая Богородица явилась во сне тогдашнему епископу города и повелела открыть Нерукотворный Образ. Обойдя с Ним стены города, его жители отвратили врагов. В 944 г. византийский император Константин Багрянородный (912-959) торжественно перене[...] Икона Спас Нерукотворный - описание Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа " Спас на убрусе " лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Появление иконы " Спас на чрепии " объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на " доску негниющу " и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откро[...]

http://pravicon.com/icon-429

Храм был серьезно реконструирован в VI в., при имп. Юстиниане I (527-565) ( Procop. De aedif. I 4), но на 2-й год правления имп. Льва III Исавра (717-741) здание обрушилось. Известна городская легенда, будто имп. Лев разрушил некие статуи (в частности, статую под названием Тризодон (Τρζωδον), изображавшую 3 животных (зодиакальные знаки?)), находившуюся в подземных помещениях храма, где вероятно проводились астрологические вычисления (Patria CP. Pt. 2. P. 198). Видимо, здание простояло в полуразрушенном виде до 2-й пол. IX в., когда было вновь отстроено при имп. Василии I Македонянине (867-886). Скорее всего после этой реконструкции Мокион был преобразован в мон-рь, известный из дальнейшей истории К-поля; мн. императоры Македонской династии и династии Комнинов делали вклады в эту обитель. 11 мая 903 г. в храме произошло покушение на имп. Льва VI Мудрого (886-912): некий злоумышленник ударил императора по голове и ранил его. Мокион неоднократно упомянут в трактате имп. Константина VII Багрянородного (913-959) «О церемониях византийского двора»; в тексте изложен и порядок процессии в день Преполовения Пятидесятницы, когда императоры посещали эту церковь ( Const. Porthyr. De cerem. I 17; II 55). Подробных описаний храма не сохранилось, но по косвенным сведениям можно заключить, что это была очень большая и богато украшенная постройка. Когда Никита Хониат († нач. XIII в.) хочет подчеркнуть величие храма арх. Михаила в г. Хоны, он пишет, что храм во имя архангела превосходил красотой храм во имя Мокия ( Nicet. Chon. Historia. P. 20). Мокион посетил рус. паломник Антоний, архиеп. Новгородский, ок. 1200 г. Он поклонился мощам сщмч. Мокия и покоящимся рядом мощам прп. Сампсона Странноприимца (Книга Паломник. С. 26). Однако Стефан Новгородец, побывавший в К-поле ок. 1350 г., уже не упоминает этот храм. Его судьба при крестоносцах, захвативших К-поль в 1204 г., неизвестна, скорее всего он был ими разграблен и разрушен. При имп. Иоанне V Палеологе (1341-1391) обломки Мокиона использовались для починки городских стен.

http://pravenc.ru/text/2564030.html

Эти слова произвели глубокое впечатление на автора. Он «не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста сердце... залили свет и покой; исчез мрак сомнений» 19 . В этот момент блаженный Августин был вместе с другом Алипием, которому рассказал о своём состоянии и показал место из Священного Писания, которое произвело на него такое сильное впечатление. Познакомившись с текстом, друг «продолжил чтение. Я не знал следующего стиха, а следовало вот что: «Слабого в вере примите». Алипий отнес это к себе и открыл мне это» 20 . После этого блаженный Августин стал готовиться к принятию Крещения, чтобы стать христианином. В комментарии к творению блаженного Августина указано прочитанное им место Священного Писания – это послание Апостола Павла к Римлянам: глава 13, стихи 13–14. А его друг Алипий отнес к себе слова: Рим.14:1 21 . Святая равноапостольная Нина (†335; пам. 14 янв.), подвизавшаяся во Святом Граде Иерусалиме под духовным руководством благочестивой старицы Ниофоры, «часто спрашивала у своей наставницы о страданиях Христовых, о распятии, погребении и славном воскресении Его, а также о Его полотняном хитоне, и о Его погребальной плащанице, и обо всем, что занимало юное ее сердце». Подвижница, «изучившая весь Ветхий и Новый Завет и, кроме того, долго служившая при храме Гроба Господня, многое знала и во многом могла удовлетворить благочестивому желанию познаний своей воспитанницы» 22 . Затем благословлённая в чудесном видении Пречистой Девой, она направилась в Иверскую страну. Благодаря её усилиям, было выявлено место нахождения хитона Господня и началось его почитание, Грузия стала христианской страной, а святая Нина прославилась как равноапостольная подвижница, просветившая целую страну светом христианства. У истоков христианства на Руси произошло чудо, связанное с книгой, содержащей Священное Писание . Византийский император Константин III Порфирородный (912–959) пишет, что император Василий I Македонянин (867–886) привлек славян дарами «к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил (их) сделаться участниками Божественного крещения и устроил так, что они приняли архиепископа, получившего рукоположение от Патриарха Игнатия» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010