Продолжателем анонима был Симеон Магистр и Логофет, который довел свою хронику от Адама до Романа II (959–963). Вопрос об авторе спорный. Предполагают, что Симеон Магистр – одно и то же лицо с Симеоном Метафрастом . Но Метафраст (по панегирику Михаила Пселла ) жил ранее Магистра. Хроника Симеона Магистра изобилует хронологическими датами, неудобство только то, что у него своеобразная, колеблющаяся эра (от сотворения мира) с разностью от 1 до 7 лет от правильной. Затем следует Лев Грамматик; он, может быть, занимал высокую гражданскую должность и закончил свою хронику 8 июля 1013 года. Пользовался он хроникой Георгия и трудами Логофета и довел ее до смерти Романа (948). Из историков этого времени известен Генесий. Автор писал при императоре Константине VII Порфирородном (912–959). Имя автора в рукописи было выскоблено. Два позднейших лица, ad marginem, попытались угадать его. Один поставил имя Genésio_s, другой – имя " Iwánnh_s epískopo_s Diokaisareía_s th_s A­na_ksárbh_s. Прав первый, как показывает сличение истории с заметкой Скилицы о тенденциозности (« _psílon égkw " mion» «просто похвальное слово») писателя Иосифа Генесия. Иосиф Генесий писал по поручению Константина Порфирородного; он был сын патриция Константина, который происходил из знатного армянского рода и отличался в период времени – 842–867 гг. – при Михаиле III, о чем не раз упоминает Генесий. Это и наложило на его произведения окраску тенденциозности. В хронике отразились и отношения Генесия к Константину VII. В своих 4 книгах он обнимает время со Льва Армянина до половины царствования Василия Македонянина. Значение Генесия как церковного историка неопределенно, потому что он пользовался и неписьменными источниками, и трудами предшественников, например хроникой Георгия, биографиями патриархов Никифора и Игнатия, вообще без критики, а там, где этого требовали отношения автора к Константину VII, – и очень тенденциозно. В конце X века выступил Лев диакон, описавший в 10 книгах историю времени от 959 по 975 г. Михаил Пселл, кроме хронографии (976–1059–1077), писал еще биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   Продолжателем анонима был Симеон Магистр и Логофет, который довел свою хронику от Адама до Романа II (959—963). Вопрос об авторе спорный. Предполагают, что Симеон Магистр — одно и то же лицо с Симеоном Метафрастом. Но Метаф-Раст (по панегирику Михаила Пселла) жил ранее Магистра. Хроника Симеона Магистра изобилует хронологическими датами, неудобство только то, что у него своеобразная, колеблющаяся эра (от сотворения мира) с разностью от 1 до 7 лет от правильной.    Затем следует Лев Грамматик; он, может быть, занимал высокую гражданскую должность и закончил свою хронику 8 июля 1013 года. Пользовался он хроникой Георгия и трудами Логофета и довел ее до смерти Романа (948).    Из историков этого времени известен Генесий. Автор писал при императоре Константине VII Порфирородном (912—959).    Имя автора в рукописи было выскоблено. Два позднейших лица, ad marginem, попытались угадать его. Один поставил имя Γενσιος, другой — имя " Ιωαννης επσκοπος Διοκαισαρεας της A­ναξαρβης. Прав первый, как показывает сличение истории с заметкою Скилицы о тенденциозности («-ψλον γκμιον» «просто похвальное слово») писателя Иосифа Генесия. Иосиф Генесий писал по поручению Константина Порфирородного; он был сын патриция Константина, который происходил из знатного армянского рода и отличался в период времени — 842—867 гг. — при Михаиле III, о чем не раз упоминает Генесий. Это и наложило на его произведения окраску тенденциозности. В хронике отразились и отношения Генесия к Константину VII. В своих 4 книгах он обнимает время со Льва Армянина до половины царствования Василия Македонянина. Значение Генесия как церковного историка неопределенно, потому что он пользовался и неписьменными источниками, и трудами предшественников, например хроникой Георгия, биографиями патриархов Никифора и Игнатия, вообще без критики, а там, где этого требовали отношения автора к Константину VII,— и очень тенденциозно.    В конце X века выступил Лев диакон, описавший в 10 книгах историю времени от 959 по 975 г. Михаил Пселл, кроме хро-нографии (976—1059—1077), писал еще биографии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

После смерти Льва (11 мая 912 г.) непосредственно за ним следовал брат его Александр (912–913 гг.), опекун несовершеннолетнего наследника Константина. Жалкий государь сам почти не правил, предоставив действовать врагам своего брата. Между приверженцами нового патриарха и приверженцами Николая оставалась по-прежнему ожесточённая вражда в такой степени, что даже бессмысленные слухи об изменнических происках низложенного иерарха против императора Льва встречали у некоторых доверие. Теперь наступила, наконец, столь обычная в Византии реакция. Несчастный Евфимий, при поощрительном одобрении своих противников, был лишён сана: «они бросились на него, подобно диким зверям, били его кулаками и вырвали ему бороду». Николай был снова торжественно восстановлен на престоле. Во внешней политике Александр сумел лишь омрачить добрые отношения к могущественному царю Болгарии. Но к счастью для империи он умер уже после одного года своего неудачного правления 6-го июня 913 г., учредив за своего несовершеннолетнего племянника регентство с патриархом Николаем во главе. Вместе с патриархом в регентском совете, сидел лишь один значительный человек, Иоанн Элада; остальные были бывшие любимцы Александра, люди славянского происхождения. Константин Порфирородный (913–959 гг.) является воплощением принципа: Le roi règne, mais il ne gouveme pas. И до наступления совершеннолетия и после он никогда не правил, и нужно признаться, что это было большим счастьем для империи, ибо судьбы её покоились почти без исключения всегда в более способных руках, чем руки склонного к наукам Порфирогенита. Несмотря на это, часто пытались совершенно неверно представить первую половину X века эпохой упадка в противоположность сильно переоцениваемым императорам иконоборческого периода. Македонская династия, за двумя исключениями, правила, во всяком случае, лишь по имени; но зато она поставила у кормила правления, как когда-то в иллирийский период древней империи от Клавдия Готского до Константина, чрезвычайно способных и энергичных офицеров генерального штаба, людей большей частью армянского происхождения. Константин Дука, весьма способный воин, попытался было свергнуть регентство и, как кажется, не без ведома патриарха, который предпочитал править лучше с этим грубым человеком, чем со стоявшими до сих пор во главе регентства придворными. Однако когда он добился своего провозглашения императором, он встретил в осторожном регенте Иоанне Эладе достойного противника. Дука и весь его род были истреблены, Иоанн Элада призвал обратно, по желанию императора, императрицу-мать Зою, удалённую Александром из дворца, и она была включена в число регентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Очень ярко «многоцарствие» проявлялось и оправдывало себя в годы Македонской династии – успешной и чрезвычайно популярной в народе. Именно при ней с завидным постоянством возникали ситуации, когда наследник престола либо был малолетним, а потому требовал взрослого опекуна с царским достоинством, либо мужчин-наследников вообще не оказывалось, и тогда имеющиеся в наличии женщины-царевны «усыновляли» мужчин или выходили за них замуж, наделяя своих избранников царским титулом. При малолетнем сыне Льва VI Мудрого (886–912) императоре Константине VII Порфирородном (913–959) аристократией и армией был поставлен на царство Роман I Лакапин (919–944). Хотя при венчании Лакапин дал клятву обеспечить царственные права юного соправителя и не посягать на них, вскоре он пожелал создать собственную династию. И для этого Роман I венчал на царство помимо Константина VII Порфирородного своих сыновей Христофора, Стефана и Константина, внука Михаила (сына Христофора), а также невесток Анну и Елену как равноправных цариц. Эту картину удачно дополняет еще один штрих: со своей стороны прямой наследник Македонской династии тоже поспешил венчать своего сына Романа II (959–963), который вместе с женой самого Константина VII Порфирородного императрицей Еленой завершили список царственных особ. Но прошло время, неблагодарные сыновья отправили Романа I в монастырь, тут же сами утратили царское достоинство, и Константин VII начал править самостоятельно. Это «многоцарствие» хоть и было волнительным, зато наверняка полезным для Византии, если мы учтем болгарскую угрозу, которую Лакапину пришлось нейтрализовать. Вслед за этим при живых малолетних царевичах Василии II Болгаробойце (976–1025) и Константине VIII (1025–1028), венчанных их отцом Романом II еще в 960 году, правили императоры святой Никифор I Фока (963–969) и Иоанн I Цимисхий (969–976). После их гибели царственные братья, достигшие уже к тому времени совершеннолетия, начали править самостоятельно. И хотя в действительности все нити управления были в руках Василия II – его порфирородный брат почти не интересовался делами государства, – оба они являлись полноправными василевсами.

http://pravoslavie.ru/60482.html

(Перевод М. В. Бибикова) Речи О, Амастрида 465 , око Пафлагонии, а лучше сказать – почти всей вселенной! В нее стекаются, как на общий рынок, скифы, как населяющие северные берега Эвксина, так и живущие южнее. Они привозят сюда свои и забирают амастридские товары. (Перевод М. В. Бибикова) Похвальное слово славному и всехвальному апостолу Христову Андрею Первозванному и повесть о его хождении на божественную проповедь и совершенных им чудесах 466 ...Он [Андрей] достигает города Воспора 467 , который лежит по ту сторону Эвксинского Понта, близ страны тавроскифов 468 , и недалеко отстоит от Меотидского озера... Соименный мужеству Андрей, посеяв в Воспоре божественные словеса и сделав многих годными к плодоношению, спускается в соседний с ним город под названием Феодосия, где был царь по имени Савромат 469 . Тогда многолюдный, наполненный множеством язычников и расцветавший философами, теперь он совершенно предан запустению и до того обезлюдел и захирел, что ни следа человека в нем не видно, кроме очень немногих тогда и там уверовавших. И оставив их, он прибывает в Херсон 470 , город Скифии, жители которого проводят жизнь по-варварски и неразборчиво, легко вращаемые всяким ветром, легковерные и легко переменчивые, любящие во всем ложь, в вере нетвердые по сей день и непокорные в отношении любого повиновения. Пробыв у них достаточно дней, божественный апостол снова вернулся в Воспор. (Перевод А. Ю. Виноградова. С. 195–197) Константин Багрянородный Большинство исторических и литературных памятников X в. в той или иной степени связаны с именем императора Константина VII Багрянородного (905–959), номинально ставшего правителем в 913 г. после смерти в 912 г. своего отца Льва VI и принявшего после него власть Александра (912–913). Но период самостоятельного правления Константина Багрянородного начался лишь в 945 г. после длительного периода, когда властью в государстве распоряжались регенты, один из которых, Роман Лакапин, стал полновластным императором в 920 г. Для одних дошедших до нас произведений император был вдохновителем и инициатором исторических сочинений, в других случаях, вероятно, «редактором», в-третьих – имя Константина претендует на авторство. Фигура просвещенного монарха, каким традиционно представляется Константин Багрянородный, во многом определила характер и особенности так называемого «македонского ренессанса» конца вв. Василевс покровительствовал Магнаврской школе, которую в наше время ученые поспешили назвать университетом; он задумал и осуществил ряд проектов энциклопедического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–716. Лев III Хазар 716–741. Константин V (VI) Копроним 741–775. Лев IV Хазар 775–780. Константин VI (VII) Порфирородный 780–797. Ирина 797–802. Никифорх I 802–811. Ставракий 2 мес. и 6 дней. Михаил I Рангав 811– 813. Лев V Армянин 813–820. Михаил II Косноязычный 820–829. Феофил 829–842. Св. Феодора 842–855. Михаил III Пьяный 855–867. Василий I Македонянин 867–886. Лев VI Мудрый 886–911. Александр 886–912. Константин VII (VIII) Порфирородный 912–959. Роман I Лакапен 919–944 (945). Роман II 957–963. Никифор II Фока 968–969. Иоанн Цимисхий 969–976. Василий II Порфирородный 976–1025. Константин VIII (IX) Порфирородный 979–1028. Роман III Аргир 1028–1034. Михаил IV Пафлагонянин 1034–1041. Михаил V Калафат 1041–1042. Константин IX (X) Мономах 1042–1054. Феодора 1054–1056. Михаил VI Стратиотик 1056–1057. Исаак I Комнен 1057–1059. Константин X (XI) Дука 1059–1067. Евдокия 1067–1068. Роман IV Диоген 1068–1071. Михаил VII Дука 1071–1078. Никифор III Ботаниат 1078–1081. Алексий I Комнен 1081–1118. Иоанн II (Кало-Иоанн) Комнен 1118–1143. Мануил Комнен 1143–1180. Алексий II Комнен 1180–1183. Андроник 1183–1185. Исаак II Ангел 1185–1195. Алексий III Ангел 1195–1203. Алексий IV и (вторично) его отец Исаак II 1203–1204 Алексий V Муцуфул 1204 Крестоносцы в Царьграде 1204–1261. В Никее Феодор I Ласкарь 1204–1222. Иоанн III Ватац 1222–1254. Феодор II Ласкарь 1254–1254. Иоанн IV Ласкарь 1258–1259. Михаил VIII Палеолог 1259–1261. В Царьграде с 1261 г. Михаил VIII Палеолог 1261–1282. Андроник II Палеолог 1282–1328. Андроник III Палеолог 1328–1341. Иоанн V Палеолог 1341–1376. Иоанн VI Кантакузен 1341–1355. Матвей Кантакузен 1355–1357. Андроник IV Палеолог 1376–1379. Иоанн V Палеолог (вторично) 1379–1391. Мануил II Палеолог 1391–1425. Иоанн VII Палеолог 1425–1448. Константин XI (XII) Палеолог 1448–1453. Б. Константинопольские патриархи Епископы: Св. Андрей ап. из 12 † ок. 37 г. Св. Стахий ап. из 70 † ок. 38–54. Онисим † 51–68. Поликарп † 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тебе, невидимому по Божеству и незримому светлостью, служат многоочитии херувимы и шестокрылии серафимы, непрестанным гласом взывают и глаголют: „Свят, Свят, Свят Господь, Царь Славы»»). Использование в стихире тропарей «на перенос Святых Даров» из грузинской рукописи палестинского происхождения подтверждает иерусалимское происхождение этой стихиры. Возможно, что она, как и перечисленные выше десять стихир для Великой Пятницы и Великой Субботы, представляет «творение Феофаново», но доказать это невозможно прежде всего потому, что далеко не все рукописи того времени дошли до нас. Во-вторых, переписчики часто спутывали имена творцов, в особенности если творцы начинали свои произведения одинаковыми словами. Так, например, некоторые рукописи приписывают стихиру «Днесь Владыка твари» императору Константину Порфирородному (912–959), другие же – императору Льву VI (886–912), у которого есть подобная стихира, начинающаяся словами «Днесь неприкосновенный существом». Ошибки были и такого рода, когда переписчик, указав имя автора первой стихиры, забывал после нее поставить имена авторов последующих стихир 596 . Выше было сказано, что впервые стихира «Да молчит всякая плоть человеча» в качестве Херувимской песни в литургии апостола Иакова встречается в Россанском списке XII века, но там слова «Господь господствующих» заменены словами «Христос Бог наш». Это результат адаптации священного текста, которую допускал Константинополь Χ– ΧΙ столетий, чтобы подчеркнуть главную мысль того или иного священного текста. Так, в 6-м стихе 94-го псалма «Приидите, поклонимся и припадем Ему» слово «Ему» было заменено словом «Христу», чем подчеркивалось значение Евхаристии как трапезы Господней, как празднества Богочеловека Христа, в котором каждый – соучастник, если услышит голос стучащегося к нему Сына Божия и отворит Ему дверь, [когда] Христос войдет и будет свечерять с ним и он со Христом ( Откр. 3, 20 ). «Царь царствующих, Христос Бог наш» богословски сильнее выражает мысль о присутствии в Евхаристии Богочеловека – Христа, нежели фраза «Царь царствующих и Господь господствующих» 597 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   Лев VI Мудрый 886—912 с Александром и потом Константином.    Константин VII Порфирородный 912—959.    Роман Лакапен 917—944.    Роман II 947—963.    Никифор II Фока 963—969.    Иоанн Цимисхий 969—975.    Василий II Порфирородный 975—1025.    Константин VIII (IX) Порфирородный 979—1028.    Роман III Аргир 1028—1034.    Михаил IV Пафлогонянин 1034—1041.    Михаил V Калафат 1041—1042.    Константин IX (X) Мономах 1042—1054.    Феодора 1054—1056.    Михаил VI Стратиотик 22—31 авг. 1056.    Исаак I Комнен 1056—1059.    Константин X (XI) Дука 1059—1064.    Евдокия 1064—1068.    Роман IV Диоген 1068—1071.    Михаил VII Дука 1071—1078.    Никифор III Ботаниат 1078—1081.    Алексий I Комнен 1081—1118.    Иоанн II (Кало-Иоанн) Комнен 1118—1143.    Мануил Бомнен 1143—1180.    Алексий II Комнен 1180—1183.    Андроник 1183—1185.    Исаак II Ангел 1185—1195.    Алексий III Ангел 1195—1203.    Алексий IV 1204. Алексий V Муцуфул 1204—1261.    Крестоносцы в Царьграде 1204—1261.     В Никее    Феодор I Ласкарь 1204—1222.    Иоанн III Ватац 1222—1255.    Феодор II Ласкарь 1255—1260.    Иоанн IV Дука 1260—1261.     В Царьграде с 1264    Михаил VIII Палеолог 1261—1281.    Андроник II Палеолог 1281—1332.    Андроник III Палеолог 1332—1341.    Иоанн V Палеолог 1341—1391.    Иоанн VI Кантакузен 1341—1355.    Мануил II Палеолог 1391—1425.    Иоанн VII Палеолог 1425—1448.    Константин XI (XII) Палеолог 1448—1453. Византийские епископы и патриархи константинопольские    Сей каталог ко Деяниям св. (Август Т. I) и по греческой книге: Константинополь Византия. Т. 11.     Епископы:    Св. Андрей ап. из 12 † ок. 36 г.    Св. Стахий ап. из 70 † ок. 36—37.    Онисим † 53.    Поликарп † 70.    Плутарх † 84 или 86.    Седекий † 93 или 95.    Диоген или Диомен, † 110.    Елевферий † 123 или 127.    Филикс † 137.    Афинодор или Афиноген † ок. 141.    Евзой † 157.    Олимпий или Алипий † 171.    Пертинакс † 192.    Олимпиан † 203.    Марк I † 216. Св. Кириллиан или Кириак † 232.    Св. Кастин или Кистин † 240.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он основал во многих больших городах школы, нашел учителей и положил им жалованье. Преемник Михаила, Василий Македонянин (867–886 г.), хотя сам был человек неученый, также покровительствовал просвещению. В этом много содействовал ему тогдашний патриарх Фотий, человек ученейший. Далее, императоры Лев VI Мудрый (886–912 гг.) и особенно Константин Багрянородный (912–959 гг.), сами заявлявшие претензии на ученость и написавшие несколько сочинений, также ревностно заботились о распространении просвещения посредством устройства школ и библиотек. Следствием такого движения в пользу классического образования было распространение в Византийской империи особого рода учености, состоявшей из массы знаний, заимствованных у Древнеклассических писателей путем механического изучения их. Знания эти, часто мелочные, были мертвым, чужим капиталом и приобретались только ради приобретения их, без самостоятельной переработки и движения вперед. Вся задача учености состояла в восстановлении в памяти добытых древними научных сведений. Такое направление мысли не могло не отразиться и на духовном просвещении. Стремление к изучению древних отцов, наряду с классическими поэтами и философами, еще более усилилось. Богословы IX и X веков выбирали все подходящее из древних отцов, по всем отраслям богословского знания, например по толкованию Священного Писания, догматике, истории и прочего, и из собранного материала составляли большие трактаты и сочинения. Общий недостаток их тот же, что и писателей светских, – отсутствие самостоятельности. Из церковных писателей этого времени на Востоке более замечательны следующие: 1) Фотий, патриарх Константинопольский († ок. 891 г.). Он был одним из ученейших людей своего времени; при своем великом уме он обладал громадными сведениями в богословии, Священном Писании, истории, философии, словесности, юриспруденции, математике и даже в медицине. О его жизни и деятельности будет изложено ниже – в истории разделения Церквей. Здесь достаточно заметить, что этот великий муж, оказавший много услуг Церкви и государству, умер в заточении при императоре Льве Мудром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010