Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы. Захарий Димитров (9.10.1834, Самоков - 1889, Пловдив) был связан творческой деятельностью с Вост. Македонией. Его работы: иконостас в ц. Успения Богоматери (1858-1861) в Штипе, куда ок. 1862 г. он переехал с семьей, а также икона «Св. Иоанн Креститель» (Кратово, 1868). Между 1870-1872 гг. работал в церквах св. Прохора в Пчинском мон-ре и вмч. Пантелеимона в с. Пантелей близ г. Кочани. В 1873 г. им были написаны иконы для ц. Вознесения в с. Бели, в 1874 г.- для ц. Св. Духа в с. Нивичани (обе - близ г. Кочани). За участие в Апрельском восстании 1876 г. был арестован и осужден. По пути к месту заключения в М. Азии сбежал в Яффу, затем перебрался в Иерусалим, где работал в мон-рях. После 1882 г. вернулся в Болгарию и обосновался в Пловдиве. Иван Димитров (14.02.1840, Самоков - 15.08.1889, Ихтиман), ученик и последователь брата Станислава, создал в Самокове собственную мастерскую. Сохранился ряд написанных им икон (1862, в ц. св. Илии в с. Граница близ Кюстендила; 1867, в ц. арх. Михаила в с. Косача близ Перника; 1867-1869, в ц. вмч. Димитрия в Кюстендиле; «Успение Богородицы», 1870, в ц. Успения Богородицы в Пироте (Сербия); 1873, в ц. вмч. Георгия в с. Долно-Село близ Кюстендила; «Пресв. Богородица», «Вмч. Феодор Тирон», обе 1874, в ц. вмч. Феодора Тирона в с. Конопница (Сербия); «Святые Кирилл и Мефодий», 1880, в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Ново-Село близ Видина; для ц. свт. Николая в с. Негован близ Софии; для Германовского мон-ря и Пловдивской семинарии). Творческое наследие включает портреты. Д. увлекался фотографией (открыл фотоателье в родном городе), был политическим, лит. и театральным деятелем. Никола Димитров (9.08.1828, Самоков - 1888) работал совместно с братьями Захарием и Иваном. Писал иконы для храма в Горна-Джумая (ныне Благоевград) (1854 и 1856), для церквей во имя вмч. Димитрия в Радомире (1861), свт. Николая в Самокове (1862), св. Иоанна Предтечи в Лопушанском мон-ре, вмч. Георгия в Панагюриште (1879-1888), для ц. св. Недели в Софии, для ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Софии (1883). Им также были созданы 10 икон для Рильского мон-ря, 3 для ц. арх. Михаила в с. Копиловци близ Монтаны и образ Божией Матери «Достойно есть» (в наст. время находится в одной из болг. келлий на Афоне). Станислав (Зафир) Димитров

http://pravenc.ru/text/180363.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАСТОЯНОВ Никола (ок. 1778, Самоков - 29.09.1874, там же), болг. книгопечатник и ксилограф, основатель 1-й болг. типографии. Обучился печатному делу в Рильском мон-ре. Был учителем в Самокове, Дупнице и Сапареве. В 20-х гг. XIX в. в Самокове открыл мастерскую по переплету церковных книг и учебников и книжный магазин. В 1828 г. из Белграда привез ставший первым в Болгарии ручной типографский пресс и в Самокове открыл типографию, но из-за отсутствия шрифтов печатал иконы, в т. ч. прп. Иоанна Рильского и др. святых. В 1833 г. в Сербской княжеской типографии в Белграде напечатал 1-ю книгу - Часослов, а в 1834 г. в Крагуеваце - «Букварь, или Начальное учение» и Житие св. вмч. Харалампия. В 1835 г. в Буде купил 150 «оки» (литер) церковнослав. букв и тайно вывез их в Самоков, где стал печатать без указания выходных данных малоформатные книги нравственно-поучительного содержания. В 1847 г. получил офиц. разрешение властей на издание церковных и «полезных» книг. К. издал ок. 30 книг, в т. ч. «Краткое описание святых двадцати мон-рей на Святой Горе» (1846), Часослов (1847), «Чудеса Пресвятой Богородицы» (1851), «Свиток, или Молитва Пресвятой Богородице» (1868), «Молитва св. вмч. Мине» (1872). Его издание «Службы с житием и страданием святого вмч. Георгия Нового» (1855) отличается очень высоким уровнем печати и художественного оформления. В Самокове К. установлен памятник. Из 3 сыновей К., к-рые продолжили и развили его дело, к религ. темам чаще обращался Атанас (1822-1880), один из лучших граверов Самоковской художественной школы. По собственным рисункам он изготовил гравюры «Святые царь Константин и царица Елена» (НБКМ), «Святые Косма и Дамиан» и «Вознесение Христово» (Болгарская национальная худож. галерея, София), «Пресвятая Богородица» (иллюстрация к изданию Часослова 1847), «Распятие Христово» (1849, Исторический музей г. Самокова), «Вмч. Димитрий Солунский» (1852), «Св. Георгий Новый» (1855). В 1848 г. Атанас издал Ерминию, в которой помимо основ иконописания были описаны технологии гравирования и приготовления красок. Лит.: Златарски В. Н. Даскал Николай Карастоянович и неговата печатница//Периодическо списание на Бълг. книжовно друштво. София, 1906. Кн. 66. С. 623-661; Атанасов П. Начало на бълг. книгопечатане. София, 1959. С. 213-214. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1680995.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕРЮЖСКИЙ ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Василий Максимович Верюжский ( 1874 - 1955 ), протоиерей , профессор, доктор церковной истории Родился 18 июля 1874 года в селе Чекуево Мардинской волости Онежского уезда Архангельской губернии, в семье священника. Окончил Архангельское духовное училище и в 1894 году Архангельскую духовную семинарию . В 1894 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , где с особенным интересом занимался у профессора Ивана Саввича Пальмова (1856-1920), специализируясь по кафедре истории славянских Церквей. В 1898 году окончил Академию со степенью кандидата богословия. Научный интерес В.М. Верюжского определился ещё во время обучения в Академии, но кроме приобретения чисто теоретических знаний необходимо было самому исследовать интересующий вопрос, лично познакомиться со славянским миром. Так поступали все корифеи русской богословской и церковно-исторической науки. И.С. Пальмов, учитель и научный руководитель Верюжского, объехал многие страны Европы, побывал на Афоне и в Константинополе, где исследовал библиотеки и архивы. С 1898 по 1900 год В.М. Верюжский преподавал в Самоковском духовном училище (Болгария) сравнительное богословие, логику, психологию и историю философии. Интересно то, что город Самоков был центром протестантской проповеди в Болгарии. Американские методисты имели там мужскую и женскую гимназии для обучение болгар, естественно, преследуя цели прозелитического характера. Им в противодействие и было создано православное богословское училище. За время работы в Болгарии М.В. Верюжский, изучая римо-католическую и протестантскую пропаганду, написал статью на русском и болгарском языках «Очерки из истории римо-католической и протестантской пропаганды в Болгарии», которая была опубликована как в болгарском «Церковном вестнике» за 1901 год, так и в русском «Церковном вестнике» за 1903 год.

http://drevo-info.ru/articles/13592.html

1) митрополия терновская, имеющая под собой епископии: 1)  ловечскую (ловчанскую), 2) врацкую (врачанскую), 2) митрополия виддинская, 3) митрополия дристрская или силистрийская, 4) митрополия софийская, 5) митрополия преславская (кафедра в Шумле), б) митрополия чфрвенская или рущукская, 7) митрополия нишавская (кафедра в Ойроте или Шаркёе на реке Нишаве вверх от г. Ниша); 8) в той части патриархии, которая отошла от болгар к сербам ранее падения болгарского царства и которая перешла под власть патриарха константинопольского в 1766 г., после уничтожения сербской патриархии: 1) митрополия нишская ( Νσσης), 2) митрополия скопийская или ускюбская, 3) митрополия кюстендильская и истибская ( Κεστεντηλου κα Στηπων), открытая в позднейшие неизвестные времена (кафедра кажется не в первом, а во втором городе, cfr Григоровича Путеш. стр. 141). 4) митрополия самоковская, открытая в позднейшие неизвестные времена (город Самоков на верхнем Искере или Искаре на юг от Софии); 5) епархии приморских городов, находившихся в черте постоянных владений болгар, но не постоянно находившихся под их властью, а только по временам переходивших к вин от греков: 1)    митрополия месемврийская, 2)    митрополия анхиальская, 3)    митрополия варнская. (Сильбернагль в своем Verfassung und gegenwärtiger Besmand sämmtlicher Kirchen des Orients, Landshut, 1866, S. 82, и Neher в своей Kirchliche Geographic und Statistik, Regensburg, 1866, II, 496, говорят о православной греческой архиепископии в Никополе дунайском. Но сколько известно, у болгар не бывало в Никополе кафедры архиерейской и в древнее время, и положительно известно, что ее нет в нем и в настоящее время, см. списки кафедр в первых частях Христ. Чт. за 1868, 1866, 1867, 1868, 1866 и 1868 годы и у Ралли и Потаи V, 613 sqq. Не предполагают ли они в Никополе православную кафедру потому, что в нем была, если только не ошибается Когальничане, Histoire de la Valachie t. 1, р. 456, кафедра латинская?) Диоцез архиепископии ахридской перед ее уничтожением состоял из митрополий и из подведомых митрополиям епископий. При уничтожении архиепископии произведет была та перемена, что епископии не оставлены по-прежнему в заведывании митрополитов, а быв возведены или в митрополии или в архиепископии, также все подчинены были прямому и непосредственному ведению константинопольского патриарха. Что касается до самой епархии ахридской, то вероятно из опасения, чтобы ее мнтронолиты не стали делать попыток снова восстановит свой автокефальный диоцез, она была совсем закрыта и присоединена к митрополии преспанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

270 Относительно первого правления Владислава известно с одной стороны, что он оставался на престоле «лета николика» после смерти Св. Саввы, который умер в январе 1235 или 1236 г., а с другой стороны, что в 1243 г. занимал престол уже Стефан Урош (см. Дометианово житие Саввы, по изд. Даничича стр. 333, о перенесении мощей, и стр. 344 послесловия автора, и b Monumenma Serbica p. 30). Что касается до второго правления, то в марте 1252 г. называется королем он Владислав, а в сентябре того же года уже Стефан Урош (см. грамоту b Rad’e I, 133 sqq). Что во второй раз Урош занял престол не после смерти Владислава, а из-под живого, cм. MonumenmaSerbica Mukлoшuчa р. 36. 271 Автор Родословника, заключая свой рассказ о Драгутине, говорит, что он завладел многими областями земли Угорской (стр. 41). Так как под этими областями невозможно разуметь еще других, кроме помянутых выше, то и следует понимать так, что Драгутин сначала владел ими в качестве вассала, а потом завладел в полную coбcmbehhocmь. CfrФeccлepa Geschichme von Ungarn, изд. 2-го т. 2, стр. 37 нач. 272 О завоевании Браничева см. Родосл. стр. 115 sqq. О том, кем именно отодвинута была юго-восточная граница с Моравы на Стримон, где видим ее до дальнейших расширений при Милутиновом преемнике (Родосл. стр. 181 и 182 нач.), прямых известий нет; но мы усвояем это самому Милутину, а не кому-нибудь из его предшественников, потому, что о каких-нибудь завоеваниях сих последних ничего неизвестно. 273 См. собственную запись о сем Душана в Истории сербского языка Майкова стр. 239fin. (в напечатанном списке записи, вместо 16 апреля, ошибочно 14), cfr bыnucku из официальных бумаг Венецианского архива в Гласнике XI, 363 и 374 (показание сербской летописи, в Памяти. Шафар. стр. 54, будто Душан поставился царем в 1348 г., несомненно ложно). 274 В 1371 г. турки завоевали города Ихтиман, Самоков и Кюстендил (Гaммepa Hismoirede l’ Empire Ommoman, в nepeboдe Doche’za, m. I, р. 78, col. 2 нач.); в 1373 г. они подчинили своей власти двух сербских деспотов или удельных князей, владевших частью Македонии между городами Драмой и Кавалой на востоке, и рекою Вардаром на западе (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

ПОХОРОНЫ БОЛГАРСКОГО ПЕРЦА В нынешний рецепт знаменитого шопского салата входят турецкие (или иорданские) «пластмассовые» помидоры, «болгарский перец» из Голландии и Македонии, лук из Китая и французская брынза. На местном рынке больше нет болгарских томатов, зато завались голландских. 80 процентов всех овощей и фруктов - привозные. - Наши политики обожают, когда их приглашают разрезать ленточки на открытии иностранных сетевых магазинов типа «Билла», «Метро» или «Карфур», - усмехается лидер националистического движения Красимир Каракачанов. - Они что-то там болтают в поздравительных речах об инвестициях и рабочих местах. Но чужие монополии не работают с местными продуктами. Ведь датская брынза дешевле болгарской. Я ничего не имею против импортной брынзы или французского вина, но тогда и во французских магазинах, к примеру, на прилавках должны стоять болгарское вино и болгарская брынза. Шопинг-моллы и крупные сетевые магазины дважды грабят страну. С одной стороны, они берут деньги у бедных болгар, и эти деньги утекают на Запад, где работают на чужие экономики. С другой стороны, это убивает местное земледелие, а вместе с ним консервную и химическую (удобрения) промышленности. - Сколько получает французская корова? 1000 евро субсидий в год, - вздыхает журналист Валерий Найденов. - А наша болгарская корова - бессребреница. Соответственно, несмотря на низкую цену рабочей силы, из-за отсутствия субсидий мы неконкурентоспособны. - Но зато у вас высокое качество продуктов. Помидор, родившийся в солнечной Болгарии, в сто раз лучше худосочного голландского, - утешаю я и наивно спрашиваю: - А нельзя ли обязать сетевые магазины, раз уж вы им открываете рынок, чтобы 40 - 50% их ассортимента составляли болгарские продукты? - Что вы?! Юридически невозможно! Мы немедленно попадем под санкции ЕС и ВТО. Мне всегда хочется плакать, когда я приезжаю в болгарский город Самоков, это картофельное сердце страны. Лучшей картошки вы не пробовали! Теперь там выстроили «Биллу», где на прилавке лежит... французский картофель! А местного нет.

http://pravoslavie.ru/68120.html

На рус. иконе кон. XVI в. (Собрание П. Д. Корина. ДР-542) Г. Н. К. изображен со смуглым лицом правильной формы, обрамленным небольшой клиновидной бородой, с усами, короткими вьющимися волосами, с непокрытой головой. На 2-й по старшинству иконе 60-70-х гг. XVII в. (Там же. ДР-510) Г. Н. К. представлен с по-юношески округлым лицом, пухлыми губами, высокими, изогнутыми бровями, голова чуть склонена влево. С кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в., начиная с фрески Воскресенского собора г. Борисоглебска (совр. Тутаев), Г. Н. К. стал изображаться на рус. иконах как воин, защищающий свою веру от ислама: юный, безбородый, в полный рост, с непокрытой русой головой, окруженной нимбом, в кольчуге, воинских доспехах, с мечом в левой руке ( Калиганов. С. 661). Ист.: С. Служба и живот св. Кратовца//ГСУД. 1867. 21. С. 104-131; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной и рус. лит-рам//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 2. С. 168-171; Станимиров С. Едно малко познато житие на св. Георги Нови софийски//ИИД. 1932. Кн. 11/12. С. 290-292; Динеков П. Софийски книжовници от XVI в. София, 1939. Ч. 1. С. 58-74; Ангелов Б. С. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1967. Кн. 2. С. 268-279; он же. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 99-130; Д. Жumuje Гeopruja Кратовца//Зб. ucmopuje jeзuka и САНУ. Београд, 1976. 10. С. 217. Лит.: Карастоянов Н. Служба с житием и страданием вмч. Георгия Новаго. Самоков, 1855. София, 1978; Danicic D. Sv. Durad Kratovac mucenik XVI v.//Knjizevnik. 1860. N 3. S. 302-307; Гильфердинг А. Болг. житие Георгия Нового Софийского//ЛЗАК, 1862/1863. СПб., 1864. Вып. 2. Прил. С. 1-24; В. Joш нешто о животу св. Кратовца//ГСУД. 1874. 40. С. 121-132; М. Кратовац, Србин. Београд, 1885; Руварац Д. И joш нешто о животу св. Николи Београд, 1893. 13. С. 291-308; Яцимирский А. И. Из истории слав. проповеди в Молдавии и Валахии XV-XVII вв. СПб., 1906. Т. 98; М. Св. Кратовац//Црква и живот. 1924; Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932, 1995р. Т. 2. С. 324-328; Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. Археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 184; Т. Р. Св. Нови//Emhoлoruja. 1941. Бр. 1. С. 41-143; История на българска лит-ра. София, 1962. Т. 1. С. 338-395; Динеков П. Из истории рус.-болг. лит. связей XVI-XVIII вв.//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 318-324; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 140-146; Партений, еп. Левкийски. Жития на българските светци. София, 1974. Т. 1. С. 43-53; Миловска Д. Кратовски во книжевната и народната mpaдuцuja. Ckonje, 1989; СтБЛ. С. 157, 324-325; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/164411.html

, Витлянов С. Архиепископията-манастир в Плиска. София, 2001; Попова Е. Зографът Христо Димитров от Самоков. София, 2001; Сотиров И. Чировска златарска школа. София, 2001; Николова Б. Православните църкви през Българското средновековие IX-XIV в. София, 2002. Начало восточноправосл. богослужебного пения (гл. обр. монодийного) на слав. языке было положено просветительской миссией святых Кирилла (Костантина) и Мефодия, к-рые перевели с греч. на слав. язык основные богослужебные тексты, предназначенные для литургического мелодизированного чтения и певч. исполнения. Было также положено начало и собственно слав. церковному музыкально-поэтическому творчеству. Росту уровня слав. христ. культуры способствовало прибытие в Болгарию учеников святых Кирилла и Мефодия (886). Были творчески усвоены визант. музыкально-поэтические модели, устная практика чтения и пения. Была воспринята система экфонетических знаков для записи литургического чтения (присутствует в болг. памятнике - фрагменте Триоди XI в. (Б-ка Болг. АН (София). 37), а также в древнерус. письменных памятниках XI в., созданных по болг. протографам,- Остромировом Евангелии (РНБ. F. п. I. 5) и Новгородских (Куприяновских) евангельских листках (РНБ. F. п. I. 58)). Староболг. памятники литургического пения, содержащие знаки нотации, родственной ранневизант., в наст. время не известны; самые ранние слав. нотированные памятники (XI-XII вв.) принадлежат древнерус. культуре. Именно в них сохранилась использовавшаяся, по-видимому, и в Б. техника адаптирования слав. текстов к визант. мелодиям на основе мелодических формул сообразно жанровой и осмогласной (модальной) системе и устойчивым принципам их структурной организации. Предполагается, что с IX-X вв. утвердилась устная традиция пения «на глас», особенно широко практиковавшаяся в Византии до появления ранних форм нотации. Закрепившись в период визант. владычества (1018-1187), эта устная традиция продолжала развиваться после восстановления Болгарского гос-ва; ее памятниками являются немногочисленные певч. книги XII-XIII вв. с фитной нотацией ( Битольская Триодь , Аргирова Триодь, Орбельская Триодь , Скопская Минея, Загребская Триодь, Добрианова Минея и др.). Развитие церковного пения этого периода и его системы записи достигло кульминации во 2-й пол. XIII в. с появлением уникальной невменной нотации в Зографской Драгановой Минее (Zogr. 85), сочетающей разные системы знаков - экфонетическую и ранневизант. невменную.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Св. Йоан Кронщадски (1829 – 1908) – велик светител, образцов пастир, поборник за православната вяра, присъединен към лика на светците от Руската православна църква. Извън речника: Св. Йоан Кронщадски. Йоаникий папа Витанов (†24 март 1853 г.) – един от последните големи български зографи. Принадлежи към тревненския зографски род на Витановците и е син на папа Витан Цонюв. Животът му е забулен в легенди. Единствените запазени писмени свидетелства са летописът на поп Йовчо от Трявна и едно писмо до Йоаникий от неговата съпруга. От летописа на поп Йовчо е известна само датата на смъртта му, докато годината на раждане е все още неясна. Ако се съди по най-ранната му подписана икона от 1814 година, може да се допусне, че той е роден около 1790 – 1795 година. Наследствотото на тревненския майстор наброява над 150 икони, лично датирани и подписани от него. Той е изографисвал множество храмове, сред които сливенските църкви «Свети Димитър», «Свети Никола», «Света София» и «Света Петка» в село Сотиря, храм «Св. великомъченик Георги» в Русе, Габровския Соколски манастир и други. Майстори от Тревненската школа са също Досю Коюв, Захария Цанюв, поп Димитър Кънчов и др. Йоаникий е съвременник на Захарий Зограф от Самоков (починали са в една и съща година). Извън речника: Йоаникий папа Витанов. Река Йордан (Иордан) – от евр. «спускащ се от Дан» – единствената пълноводна, непресъхваща река в Палестина, която се влива в Мъртво море. Реката тече от север към юг през средата на Палестина и я разделя на две части (Западна и Източна). Тя извира от южния склон на Ливан и от южните поли на Ермон от два извора, Баниас и Хасбани. Съединявайки се, тези извори образуват Малък Иордан, вливащ се в езеро Мером. Оттук потокът тече бавен и мътен, но скоро става прозрачен и след 15 км се влива в Генисаретското езеро. През южния край на езерото той изтича в Иорданската долина. Най-южната част на течението преминава през пустинната равнина, на запад от която се намира Йерихон. Изминавайки около 100 км от Генисаретското езеро, Йордан се влива в Мъртво море.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

L., 1977. Vol. 5; idem. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot; Burlington, 2003. P. 67-93; Tapkova-Zaimova V. Quelques représentations iconographiques de St. Démétrius et l " insurrection des Assénides - première scission dans son culte «œcuménique»//Bbl. 1978. Vol. 5. P. 261-267; она же. Изображения на св. Димитър Солунски и писмената традиция//ГСУ, Център за слав.-визант. проучвания «Иван Дуйчев», 2004. София, 2006. Т. 94(13): Междунар. науч. конф. «Манастирската култура на Балканите» по случай 230-годишнината от основаването на Девическия манастир Покров Богородичен в г. Самоков, 29 септ.- 1 окт. 2002 г. С. 149-159; Lemerle P. Les plus anciens recueils des miracles de St. Démétrius. P., 1979-1981. 2 vol.; idem. Note sur les plus anciennes représentations de St. Démétrius//Δελτον της Χριστιανικς αρχαιολογικς εταιρεας. Περ. 4. Αθνα, 1981. Τ. 10. Σ. 1-10; Pallas D. Le ciborium hexagonal de Saint-Démétrios de Thessalonique//Зограф. Београд, 1979. Кн. 10. С. 44-58; Theocharis M. Une icône en mosaïque de St. Démétrius et la découverte des reliques du saint en Italie//Πρακτικ της Ακαδημας Αθηνν, 1978. Τ. 53. P. 508-526; Залесская В. Н. Группа свинцовых ампул-евлогий из Фессалоник//Сов. Арх. 1980. 3. С. 63-65; она же. Фессалоникские иконы-евлогии и образки эпохи Латинской империи//Пилигримы: Ист.-культурная роль паломничества: Сб. науч. тр.: К XX Междунар. конгрессу византинистов, Париж, 19-25 авг. 2001 г. СПб., 2001. С. 78-82; Bakirtzis Ch. Κουτροβια μρου απο τη Θεσσαλονκη//JÖB. 1982. Bd. 32. N 3. S. 523-528; idem. Byzantine Ampullae from Thessaloniki//The Blessings of Pilgrimage/Ed. R. Ousterhout. Urbana (Ill.); Chicago, 1990. P. 140-149; idem. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios//DOP. 2002. Vol. 56. P. 175-192; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983; Cormack R. Writing in Gold: Byzant. Society and Its Icons.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

  001     002    003    004    005