Враца (XVI-XVII вв.) в композиции «Поклонение Жертве», рядом со святителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом; симметрично им на сев. стене - святители Василий Великий, Герман К-польский и Афанасий Александрийский. Они изображены в крещатых фелонях, с омофорами, на К.- головной убор, характерный для свт. Кирилла Александрийского. Отсутствие при изображении К. эпитета «Философ» заставляет нек-рых исследователей сомневаться в атрибуции изображений ( Ангелов. 1956. С. 348; Василиева. 1969. С. 419-426; 1970. С. 123-130; Марди-Бабикова. 1981. С. 304; Василиев. 1987. С. 69; Паскалева. 1995. С. 269; Чешмеджиев. 2001. С. 50). Образ архиерея, подписанный «св. Кирилл Философ», сохранился в алтаре скальной ц. св. Афанасия в Калиште (XVII в.) (см.: Кънчов. 1891. С. 79-80; Снегаров. 1932. С. 431; Трайчев. 1933. С. 35-36). Он следует иконографии свт. Кирилла Александрийского (на голове - шапочка); на атрибуцию образа как К. указывает помещенная рядом фигура епископа одной из слав. кафедр - свт. Климента Охридского. Изображениями К. считаются также 2 образа в росписи ц. святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в с. Добырско близ г. Самоков (1614). Первый находится на юж. стене диаконника в композиции «Поклонение Жертве», подписан: «Св. Кирилл Философ» - и уподоблен образу свт. Кирилла Александрийского. Ряд исследователей полагают, что здесь изображен свт. Кирилл Александрийский ( Василиев. 1970. С. 7; Флорева. 1981. С. 108; Божков. 1989. С. 160). Второй образ находится в алтарной части сев. нефа среди фигур святителей, расположенных в календарном порядке дней их памятей, подписан: «Св. Кирилл». Рядом находятся изображения святых Поликарпа Смирнского (23 февр.), Тарасия, патриарха К-польского (25 февр.), Порфирия Газского (26 февр.) и Василия, еп. Парийского (28 февр.), за ними следует образ К., что позволило нек-рым исследователям отождествить его с свт. Кириллом Иерусалимским (18 марта). Мнение А. Василиева, что это изображение следует атрибутировать как образ К., разделяет Грозданов, отмечая, что оно близко к образу К.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Серб. Mojcuje] (Райович; ок. 1665, Тырговиште (ныне в Румынии) - 1726, мон-рь Печская Патриархия (ныне Косово и Метохия)), патриарх Печский в 1712-1725 гг. Монашество принял в монастыре Милешева . Был экклесиархом мон-ря Печская Патриархия, в 1704 г. патриархом Печским Каллиником I хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Рашской епархии (см. в ст. Рашско-Призренская епархия ). В 1709 г. участвовал в хиротонии Дабро-Босанского митр. Моисея (Петровича ; впосл. митрополит Белградский), с которым затем поддерживал дружеские отношения. 6 окт. 1712 г. избран Печским патриархом. Совершил каноническую визитацию Печской Патриархии, в т. ч. посетил Боснию и Герцеговину, Далмацию и г. Самоков. Добивался от османских властей разрешения на ремонт храмов и мон-рей, защитил от разбора на стройматериалы полуразрушенный мон-рь Джурджеви Ступови близ г. Нови-Пазар. Помогал монахам из афонского мон-ря Хиландар, к-рые приходили для сбора милостыни. После заключения Пожаревацкого мира 1718 г. и присоединения Сев. Сербии с Белградом, области Банат и М. Валахии к Свящ. Римской империи в 1721 г. М. признал автономию Белградской митрополии (см. ст. Белградско-Карловацкая митрополия ) во главе с митр. Моисеем (Петровичем). В 1718 г. насельник афонского монастыря Ивирон мон. Тимофей купил султанский берат на Печский Патриарший престол, но М. за неск. недель смог заручиться поддержкой ряда вост. патриархов. В результате на соборе в К-поле 21 июля 1718 г. мон. Тимофей был предан анафеме, а султан утвердил М. на Печском престоле. В 1725 г. М. передал престол Печской Патриархии митр. Рашскому Арсению (см. Арсений IV (Йованович-Шакабента) ), к-рого в 1716 или 1718 г. избрал своим преемником. Лит.: Руварац И. Рашки епископи и митрополити//ГСКА. 1901. 62. С. 1-46; Ucmopuja. 1991. 1. С. 351-353; Српски jepapcu. 1996. С. 332-333. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии

http://pravenc.ru/text/2563980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ (Скопленец, Скоплянец) († 30.10.1680, мон-рь Печская Патриархия), патриарх Печский, с 1655 г. Прозвище Скопленец, возможно, указывает на г. Скопье как на место его рождения. На основе исследований М. можно идентифицировать с Максимом, митрополитом Рашским и Новопазарским, к-рый в 1631 г. упоминается в связи с покупкой богослужебных книг для бедных храмов, а в 1640 г. он выкупил берат на управление кафедрой у нового султана Ибрагима I (1640-1648). Управлял Рашской митрополией до 1643 г., затем стал митрополитом Герцеговинским, но когда в 1648 г. его преемник по Рашской кафедре, сщмч. Гавриил I (Раич) , возглавил Печскую Патриархию, вернулся на Рашскую кафедру. М. возглавил Печскую Патриархию в 1655 г., после отъезда (1653) патриарха Гавриила I в Москву, где тот решил остаться навсегда и отослал свиту домой с поручением избрать вместо себя нового патриарха. После возвращения патриарха Гавриила в Сербию положение М. не изменилось. Он носил титул «Божьей милостью архиепископ Печский и патриарх всех сербов и болгар и других». Заботился об укреплении церковной структуры и выплате долгов Патриархии казне Османской империи, для чего собирал милостыню по епархиям и мон-рям: в 1658 г. посетил мон-рь Хиландар, в 1661 г.- Валахию, в 1662 и 1664 гг.- Самоков и Разлог, в 1666 г.- монастырь Шишатовац, в 1671 г.- мон-рь свт. Николая в Кабларском ущелье. В записи 1671 г. упоминается, что М. совершил паломничество ко Гробу Господню в Иерусалим. Рим. Конгрегация пропаганды веры безуспешно пыталась возобновить с ним переговоры о заключении унии. Ок. 1669 г., вероятно после инсульта, оставил Патриарший престол. Его преемником стал Арсений III (Черноевич) . Похоронен возле входа в ц. свт. Николая Чудотворца Печской Патриархии. Лит.: Р. Српска црква сред. XVII в.//Гласник САНУ. ист. наука. Београд, 1980. 120. Св. 2. С. 106, 122, 157; Српски jepapcu. С. 98-100, 303-304; Н. С. Максим, nampujapx//Српски биографски речник. Нови Сад, 2011. 5. С. 763-764. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2561600.html

98 Ежедневна я газета, изда вавшаяся в Константино поле на английском языке в 1852­1878 гг. После 1878 г. ее продолжателем была газета Constantinople messenger. В XIX в. в Константинополе на английском языке издавалась также газета The Levant Times. 99 Евангелический союз был основан в 1845 г. в Шотландии и Англии для борьбы с католицизмом, но вскоре поставил перед собой задачу защиты всех протестантов в католических странах и поддержания евангелического духа единения в отделившихся от церкви обществах. 100 Courrier d’ Orient. – одно из семи периодических изданий на французском языке, выходившее в Константинополе в 1861–1876 гг. 101 Авксентий (1798–1865), родился в г. Самоков, принял постриг в Рильском монастыре св. Николая Чудотворца. В. 1831–1837 гг. епископ Диопольский, в 1837–1848 гг. митрополит Мостарский в Герцеговине, в 1848–1858 гг. митрополит Велесский в Македонии. В 1860 г. поддержал акцию митрополита Илариона Макариопольского, в феврале 1861 г. был лишен сана Константинопольским собором, но продолжал служить вплоть до ссылки (1861–1864). По возвращении в Константинополь в 1864 г. заболел и скончался, отвергнув предложение Патриарха о примирении. 102 Феофил Каирис (1784–1853), философ, видный деятель греческого просвещения. Родился на о. Андрос в знатной семье. Учился в школе в Кидонии; в 1801 г. принял монашество и диаконский сан. В 1803–1807 гг. странствовал и учился в Европе (Швейцарии, Франции, Италии), был тесно связан с Адамантием Кораисом. Преподавал в Евангелической школе в Смирне и в Академии в Кидонии. Участник революции 1821 г.; заслужил высокую оценку современников в первые годы после восстания и был одним из кандидатов на кафедру философии Афинского университета. В 1835 г. основал школу для сирот на Андросе. Был автором собственной теории Богопочитания, сформировавшейся под влиянием французского деизма. Его взгляды были осуждены Синодом Элладской Церкви. В 1839 г., как еретик, он был отлучен от Церкви и сослан на Скиафос, а затем на Санторин. В 1843 г. был снова возвращен на Андрос и продолжил преподавание, а в 1852 г. снова осужден. Скончался в тюрьме на о. Сирос в 1853 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Шивачев Григорий Иванов; 6 (согласно церковной метрике, 8).12.1873, с. Бабек близ г. Брезово (ныне Пловдивской обл., Болгария) - 3.05.1930, г. Враца, там же), митр. Врачанский. Род. в благочестивой семье учителя. По окончании богословской школы в г. Самоков со стипендией от Синода РПЦ в 1894-1898 гг. учился в КДА, к-рую окончил со степенью магистра богословия. С 1898 по 1903 г. преподавал гомилетику и нравственное богословие в богословской школе в Самокове. В 1900 г. пострижен в монашество с именем Климент, в 1901 г. рукоположен во иерея. В нач. 1904 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором Софийской ДС. В 1906-1909 гг. был протосинкеллом при Синоде Болгарского Экзархата. 8 марта 1909 г. в болг. храме св. Стефана в К-поле хиротонисан во епископа Браницкого, до 1914 г. управлял Ловчанской епархией. 19 янв. 1914 г. избран, 9 марта утвержден Врачанским митрополитом. 3 июля избран членом Синода Болгарского Экзархата, 28 марта 1928 г.- наместником-председателем Синода. Деятельность К. была направлена на улучшение образования и подготовки буд. священнослужителей: он открыл школу для священников в Черепишском монастыре . Принимал активное участие в составлении устава Врачанской епархии. Был талантливым проповедником, говорил о мире в Церкви и обществе (часть проповедей издана). Опубликовал сначала сокращенный перевод (Кратка омилетика. София, 1899), затем и полностью соч. «Руководство к церковному собеседованию, или Гомилитика» Н. А. Фаворова (Ръководство за църковно проповядвяне или омилетика. София, 1906), а позже - учебник по гомилетике (Учебник по омилетика. София, 1925). Считался духовником болг. царя Бориса III. Погребен в притворе кафедрального собора во имя свт. Николая Чудотворца во Враце. Соч.: Сборник от църковни проповеди. София, 1908; Архиерейски послания. Враца, 1924; Речи и Поучения. София, 1926. Лит.: Голямата загуба на Българската църква//Църк. вестник. София, 1930. Год. 31. Бр. 19/20. С. 217-235; Чолаков Л. Спомени и характеристики: Врачански митр. Климент//ДК. 1957. Год. 38. 7. С. 27-29; Инокентий, архим. Блаженопочиналият Врачански митр. Климент//Църк. вестник. София, 1980. Год. 81. Бр. 16. С. 1-2; Цацов Б. Архиереите на Българската православна църква. София, 2003. С. 178-179; Василев Й. Кратък ист. очерк за Врачанската епархия и нейните архиереи//Предано служение на Църквата в задъхано и бурливо време: Митр. Калиник: 30 години на трона на Врачанска епархия. Враца, 2004. С. 168-169; Летопис на Българската правосл. църква. София, 2010. Т. 1: История и личности. С. 399, 533. К. Иванова Рубрики: Ключевые слова: БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1841373.html

Троянский монастырь имеет два скита: в честь Преображения Господня и во имя святителя Николая. Батошевский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (возле г. Севлиево) основан в XIII в. После завоевания Тырнова турками монастырь был разрушен (сохранились только фрагменты каменной надписи середины XIII в.). Восстановлен был лишь в 30-х годах XIX столетия. Во время Апрельского восстания болгар иноки монастыря укрывали повстанцев и вместе с ними сражались. Петропавловский женский монастырь (возле села Лясковца) основан в правление династии Асенов (1186-1350). В годы турецкого господства на Балканах монастырь дважды разрушался, но заботами ревнителей православного монашества был восстановлен. Во время Апрельского восстания болгар чета священника Харитона в течение девяти дней обороняла монастырь. В 1874 г. по решению митрополита Тырновского Илариона здесь было открыто первое болгарское Духовное училище с четырехгодичным курсом обучения. Просуществовало оно здесь 12 лет — до 1886 г., затем было переведено сначала в Тырнов, а потом в Самоков. Женский монастырь Пречистая Богородица Витошская, расположенный у горы Витоши, основан в 1345 г. болгарским властителем Иваном Александром. После разрушения турками монастырь был восстановлен около 1469 г. и с тех пор оставался одним из культурно-просветительных центров болгарского народа. С того же года в монастыре имеется храм во имя Успения Божией Матери. Пострадавшие от времени росписи храма в настоящее время восстановлены. Большим женским монастырем является обитель в г. Казанлыке с главным храмом во славу Пресвятой Богородицы. Эта обитель была построена во времена турецкого господства на Балканах на пожертвования, собранные в России. Из России был привезен иконостас для храма, другие иконы, церковная утварь, облачения и богослужебные книги. В дни Освободительной войны монастырь содержал лазарет для русских солдат. Из других женских обителей следует упомянуть монастыри в гг. Сопот и Калофер - оба в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 17. Сношения Болгарской Православной Церкви с Русской

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Сразу же после Рождества 2009 г. я отправилась в эту церковь. И провела там 3 часа. В этот день там было молодежное собрание. Я познакомилась с 20 молодыми людьми почти моего возраста, с пастором, его женой и всем коллективом. Они показали мне церковь, которая была самым обыкновенным зданием, не похожим на храм. Три часа я провела там, пела с ними песни о Боге и рассказывала разные случаи из моей жизни. Пастор и остальные слушали меня внимательно, давали советы. Мне понравилось, что там пели на нормальном болгарском, а не на непонятном для меня языке, как в Православной церкви. Мне было очень радостно и я думала: “Вот, наконец-то я нашла многих друзей и место, близкое к Богу”. Сильное впечатление произвели также их сплоченность, помощь, которые они оказывают друг другу, рассказы о своих проблемах и т.д. Однако моя радость быстро исчезла. Я рассказала маме об этом посещении. Она сказала: “Как ты могла пойти в эту секту? Там нет истины. Если хочешь ходить в церковь, иди в православную. Там истина”. Даже пригрозила мне, что если я еще раз пойду туда, она вернет меня в Самоков. Я, разумется, не хотела возвращаться туда, так как приложила много усилий учиться в Софии. Я думала, что мои родители меня не понимают, и рассказала обо всем моей подруге. Но и она меня не поддержала. Пришлось примириться с тем, что больше не увижу “моих братьев и сестер”… Но… мой интерес к Богу не исчез. Я начала читать статьи в Интернете, покупать книги. Вскоре мне стало ясно, куда я попала, кто такая Ванга, в чем смысл жизни, какая церковь правильная и каким должен быть человек. После прочтения многих книг я поняла, что истинно правильная церковь – Православная, что там говорят не на непонятном, а на одном из самых красивых языков. Узнала о таинствах, о самых великих и готовых к жертве людях, и о том, почему Христос умер на кресте. Симона сейчас Как будто открылись мои глаза, но не наружные, а внутренние – в душе. Я осознала, какие неблаговидные поступки совершала. Покаялась… Постилась весь Великий пост. Люди смотрели на меня с удивлением. На Пасху одна женщина спросила: “Неужели ты постилась 40 дней?! Ну-у, мы, взрослые, должны брать с тебя пример!” Постилась и в этом году и снова приняла причастие. Открыла и свой талант – в рисовании.

http://pravoslavie.ru/46797.html

   001    002    003    004   005