(3) вечером: псалом 140; (4) перед сном: библейские песни 30 . 4. Каппадокийские монахи Анонимный автор Подвижнического Слова (ок. середины IV в.; традиция приписывает его св. Василию Великому ) знает трехчастный молитвенный цикл, согласно псалму 54:18 («вечером и утром, и в полдень буду умолять и вопиять...»). Кроме того, в его среде употребляют еще три службы, значит – всего шесть. Но этого мало, пишет он: «Поскольку Давид говорит: ,,седмикратно в день прославляю Тебя ” ( Пс. 118:164 ), а упомянутые времена молитвы не наполняют собою седмеричного числа молитв, – то полуденную молитву надобно разделить на молитву перед обедом и молитву после обеда» 31 . В результате получаем такой цикл: (а) Полунощница, согласно псалму 118:62 («В полночь вставал славословить Тебя»), а также Деяниям 16:25; (б) Утреня; (в) 3-й час – в воспоминание сошествия Святого Духа ( Деян. 2:15 ); (г) 6-й час («полуденная молитва»), разделенная на две части 32 ; (д) 9-й час – воспоминание страданий и смерти Господа; (е) Вечерня. Автор Слова не говорит ни о 1-м часе, ни о молитве перед сном (Повечерии), ни о бдениях 1-й и 4-й страж ночи. Святой Василий Великий свидетельствует (в подлинных сочинениях 33 ) о семи службах суточного цикла: (а) на заре («утро») – чтобы посвятить Богу “первые движения души и ума»; поется 50-й псалом и «песни» (Библейские песни из Священного Писания); (б) 3-й час – вспоминая дар Духа апостолам, и себе просить освящения ( Пс. 50:12–14 и 142:10); (в) 6-й час («полдень»), – согласно Пс. 54:18 ; для изгнания «беса полуденного» читается 90-й псалом; (г) 9-й час – по примеру Петра и Иоанна ( Деян. 3:1 ); (д) вечером в благодарение за соделанное днем и покаяние за неисполненное; (е) перед сном – для упокоения и избавления от «мечтаний» вновь читается 90-й псалом; (ж) в полночь – согласно Пс. 118:62 и по примеру молитвы Павла и Силы; поется 118-й и другие псалмы. Нет бдений 1-й и 4-й стражи и 1-го часа. Городская практика Климент Александрийский ( ок. 215) говорит о том, что некоторые молятся в 3-й, 6-й и 9-й час; духовный человек (гностик) должен молиться беспрестанно (Строматы. 7, 40). Африканский максимализм или подражание еврейской традиции чтения берахот на каждый случай жизни? – может возникнуть справедливый вопрос. Вероятно, и то и другое, хотя на деле все гораздо глубже (см. далее – «О непрестанной молитве», с. 70–72).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Армяне делятся на монофизитов и униатов. Суточное богослужение их состоит из полунощницы, утрени («рассвет»), часов 1-го («восход солнца»), 3-го, 6-го и 9-го, вечерни, повечерия («успокоение») и службы перед сном. Часы имеют следующий состав. 1-й час («восход солнца»). Отче наш. Конец псалма 71-го (ст. 17–19: «Буди имя Господне благословено во веки, прежде солнца пребывает имя Его»); Слава; молитва. Псалом 91; молитва. Псалмы 62 и 64; молитва. Особый гимн для постных дней. Псалмы: 21, конец 142-го (ст. 8–12: «Слышану сотвори мне заутра милость Твою»), 14, 69 и конец 85-го (ст. 16–17: «Призри на мя и помилуй мя»). Слава. Поучение, молитва и Отче наш. 3-й час. Отче наш. Молитва к Духу Святому. Псалом 50. Песнь (библейская) и поучение. 6-й «канон», или отдел псалтири (псалмы 100–106). Молитва к Духу Святому. Псалом 21 и конец 142-го (ст. 8–12). Слава. Поучение, молитва и Отче наш. 6-й час. Отче наш. Молитва к Богу Отцу. Псалом 50. Поучение и молитва. 7-й «канон» псалтири (псалмы 107–119). Начало псалма 40-го (ст. 1–4; «Блажен разумеваяй на нища и убога»). Псалом 90. Поучение, молитва и Отче наш. 9-й час. Отче наш. Молитва к Богу Сыну. Псалом 50. Поучение и молитва. 8-й «канон» (псалмы 120–150). Псалмы 114, 115 и 116. Песнь. Поучение и Отче наш. После 9-го часа совершается литургия 256 . По своему составу все суточные службы армян должны быть отнесены к многопсалмным последованиям. Малое число собственно-часовых псалмов на 3-м, 6-м и 9-м часах значительно усиливается рядовым чтением псалтири, которая на часах и на утрене ежедневно прочитывается вся, от начала до конца. – Содержание отдельных служб вполне соответствует тем воспоминаниям, которым посвящаются и наши часы. – Некоторое сходство с нашими часами проявляется и в таких частностях, как чтение «Отче наш» в начале и в конце всех служб, употребление псалма 50-го на 3-м часе, и 90-го на 6-м. 18. Копто-эфиопские часы Общий характер и строй копто-эфиопских часов нам уже известен 257 , и теперь мы ограничимся лишь сравнительным обзором их молитвенного состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Полунощное богослужение так описывается Сильвией Аквитанкой: «Ежедневно до пения петухов открываются все двери Воскресения и сходятся все монашествующие и девственницы, как зовут из здесь. И не только они, но, кроме них, и миряне, мужи и жены, имеющие желание пободрствовать ранее. И с этого часа вплоть до рассвета поются песни и стихословятся псалмы, также и антифоны и после каждой песни читаются молитвы. Ибо по два или по три пресвитера, также и диакон ежедневно чередуются с монашествующими и после каждой песни и антифона читают молитвы». Сильвия Аквитанка излагает чин полунощного богослужения в общих чертах: не называет молитвословий, гимнов, псалмов, припевов, читаемых молитв. Но из ее описания видно, что чинопоследование полунощного богослужения отличалось простотой, гимны и псалмы с припевами пелись или стихословились протяжно, медленно, молитвы пресвитерами и диаконами читались неспешно, служба делилась на несколько отделов. Глава 3. ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие. По нашему счету (см. таблицу в главе «Время совершения церковных служб») девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00). Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца – вечер, вторая – полночь, третья – петлоглашение, четвертая – утро. День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час ( Мф. 27, 46–50 ). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329–379). Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня. Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в «Учительном известии».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сергиев Посад. Черниговский скит. Церковь Михаила Архангела. Пещерная церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1849 и 1851. Адрес: На территории Черниговского скита Координаты: 56.307237, 38.179102 Проезд: Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом (станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом: Автобус Примерно раз в час: 5:45, 6:50, 7:50, 9:05, 10:50, 11:55, 13:10, 14:30, 15:30, 16:36, 17:36, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом (станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом: Автобус Примерно раз в час: 5:45, 6:50, 7:50, 9:05, 10:50, 11:55, 13:10, 14:30, 15:30, 16:36, 17:36, 19:05, 20:10, 21:15. Выйти через 15 мин на остановке «ул.Каляевская». Маршрутки и автобусы до пос. Ферма Лоза Выйти на въезде в Ферму (остановка «КПП»), перейти дорогу и двигаться по ул. Солнечной на север. Автомобилем От Лавры – с проспекта Красной Армии по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (2 поворот налево с указателем после ж/д переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Создание пещер связано с именем юродивого Филиппушки (в монашестве Филарет, в схиме Филипп). Перейдя в братство Гефсиманского скита и поселившись в лесу, он принялся копать " погребок " - небольшую подземную квадратную яму, которую впоследствии начал расширять, делать от нее коридоры и в них отдельные пещерки для келий; большая пещера была местом для собрания на общую молитву. Митрополит Филарет и архимандрит Антоний поддержали начинания Филиппушки. В 1849-1851 гг. средняя пещера была превращена в благоустроенную часовню, представлявшую собой частично заглубленный в землю бревенчатый сруб, освещавшийся окнами, прорубленными в его верхней, выступавшей на поверхность земли части, которая завершалась фигурной кровлей и деревянным крестом. Отходившие от сруба подземные ходы были превращены в обложенные кирпичом сводчатые коридоры с такими же сводчатыми пещерками по сторонам. Работы по обустройству закончились к осени 1851 г. и 27 сентября митрополит Филарет освятил подземную церковь в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. По книге протоиерея Олега Пенэжко " г.Сергиев Посад Троице-Сергиева лавра и храмы района " . Владимир, 2007 г. Кирилл Аминов 06 апреля 2015 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32201

Читал. Обедали и вечер провели дома. машину. 12-го декабря. Пятница. Ясным морозным утром в 9 1/2 ч. поехал в Алексеевское военное училище, в 1-й, 2-й и 3-й Московские кадетские корпуса. Осмотрел их и вернулся домой в 12 час. После завтрака принял Татищева, кот. едет в Сербию и Черногорию с Георг, крест. Посетили наш лазарет на 50 офицеров в Потешном дворце. Затем поехали в очень хороший лазарет Коншиной на 100 раненых. Пили чай у Эллы. Заехали вдвоем к нашему любимому митрополиту Макарию. Дома принял еще несколько депутаций, что окончил к 7 час. Читал до обеда. В 9.45 отправились на вокзал и тут разъехались — Аликс с детьми в Царское С., а я на запад к армии. 13-го декабря. Суббота. Все мои спутники выспались на славу, я тоже; встал в 9 1/2 ч. Снега не было, только около Минска лежало немного на земле. Днем читал книжку Беломора. На одной из станций видел эшелон выздоровевших раненых, едущих на войну. После обеда успел поиграть в домино. В 10.45 прибыл на Ставку. Николаша, Янушкевич и Данилов вошли в вагон И сейчас же сделали доклад. Лег в 12 1/4 ч. 14-го декабря. Воскресенье. В 10 час. был доклад в домике. Поехал в церковь к обедне. В 12 час. завтракал как всегда здесь с теми же. Поговорил с Петей. Сделал обычную прогулку пешком вокруг леса. В 4 ч. у меня было совещание с Николашей, Горемыкиным и Янушкевичем. Затем пил чай. Чувствовал некий рамолисмент. После обеда начальник штаба имел длинный доклад у меня. Поиграл в кости. 15-го декабря. Понедельник. Так заспался, что еле поспел к 10-часовому докладу. Потом читал до 12 ч. Завтракали Николай, Андрей и четыре иностранных генерала, также и генерал Саввич — командир 4-го Сибирского корпуса. Сделал хорошую прогулку через поля и леса. После чая поехал в здешний кинематограф. Обедал Безобразов; назначил его генерал-адъютантом. Вечером поиграл в кости. 16-го декабря. Вторник. В 10 час. пошел к докладу. После снимался огромной группой со всеми сопровождающими. Читал до 12 1/4. Сандро приехал из Ровно. Днем погулял, погода была неприятная с резким ветром.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Енох (Иуд 14 — «Бывшие от века святые пророки»; Лк 1.70, Деян 3.21) Авраам (Быт 20.7 ср. Пс 105.14–15) Моисей (Втор 34.10; Чис 12.01–8; Ос. 12.13) Мариам (Исх 15.20) Елдад, Модад и семьдесят (Час 11.24–29) Девора (Суд 4.4) «Человек Божий» (Суд 13.6) Б. Эпоха монархии Самуил (1 Цар 3.1) Гад (2 Цар 22.5) Нафан (2 Цар 12.1) Ахия (3 Цар 11.29) Саул (1 Цар 10.10) Давид (1 Цар 16.13) Соломон (3 Цар 3.5) Асаф, Еман и Идефун (Ефан) (1 Пар 25.1) Иоиль прозорливец (2 Пар 9.29) В. Эпоха от разделения монархии до Ассирийского периода Самей (3 Цар 12.22) Ананий прозорливец (2 Пар 16.7) Иуй, сын Анания (3 Цар 16.1) Илия (3 Цар 17.1) Елисей (3 Цар 19.16) Михей, сын Иемвлая (3 Цар 22.8) Иозиил и Елиезер (2 Пар 20.14, 37) Захария (2 Пар 24.20) Неназванный пророк (3 Цар 20.13) Неназванный пророк (4 Цар 9.4) «Сыны пророческие» (3 Цар 19.10) Одед (2 Пар 28.9) Полный список упоминания ветхозаветных пророков в Священном Писании Имя пророка Цари, правившие в это время в Книги Ветхого и Нового Завета Израиле Вавилоне/Персии Самуил 71075- 1035 1      Цар 1.1–28.20; 1 Пар.9.19- 23, 11.1–3, 26.25–28, 29.29–30; (Samuel) 2      Пар 35.1–19; 2 Езд 1.1–22; Пс 98.5; Сир 46.16–23; Иер 15.1; 3 Езд 7.33–41; Деян 3.12–24, 13.16–20; Евр 11.32–40 ок. 1000- 960 Давид, Соломон 2 Цар7.1–17, 12.1–25; 3 Цар 1.1–46; 1 Пар 17.1–15, 29.29; 2 Пар 9.29, 29.25; Пс 50, Сир 47.1 (Nathan) Гад (Gad) ок. 1000- 960 Давид, Соломон 1 Цар 22.5; 2 Цар 24.1–25; 1 Пар 21.1–30, 29.29; 2 Пар 29.25 ок.870- 850 Ахав, Охозия 3 Цар 17.1–4 Цар 2.18; 4 Цар 9.36–37, 10.10–17; 2 Пар 21.4–15; Сир 48.1–12; Мал 4.4- 6; 1 Мак 2.58; 3 Езд 7.36–39; Мф 11.12–15, 16.13–16, 17.1–13, 27.45–50; Мк 6.14–15, 8.27–29, 9.1–13, 15.34–37; Лк 1.13–17, 4.23–30, 9.7–9, 18–20, 28–36, 51- 56; Ин 1.19–27; Иак 5.16–18; Рим 11.1–5 (Elijah) Иосафат Елисей ок.850- 785 Иософат, Иорам, Ииуй, Иоахаз, Иоас 3 Цар 19.1 — 4 Цар 13.21; Сир 48.12–16; Лк 4.23–30 (Elisha) Иорам, Охозия, Гофолия, Амасия 810(?) — 750 Иоахаз, 4 Цар 11.1–15.7; 2 Пар 9.29; 3 Езд 1.38–40; Деян 2.16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Сергиев Посад. Черниговский скит. Колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1895 и 1900. Архитектор: А.А. Латков Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1 Координаты: 56.306834, 38.180006 Проезд: Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом (станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом: Автобус Примерно раз в час: 5:45, 6:50, 7:50, 9:05, 10:50, 11:55, 13:10, 14:30, 15:30, 16:36, 17:36, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом (станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом: Автобус Примерно раз в час: 5:45, 6:50, 7:50, 9:05, 10:50, 11:55, 13:10, 14:30, 15:30, 16:36, 17:36, 19:05, 20:10, 21:15. Выйти через 15 мин на остановке «ул.Каляевская». Маршрутки и автобусы до пос. Ферма Лоза Выйти на въезде в Ферму (остановка «КПП»), перейти дорогу и двигаться по ул. Солнечной на север. Автомобилем От Лавры – с проспекта Красной Армии по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (2 поворот налево с указателем после ж/д переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Колокольня в пять ярусов со Святыми воротами в основании была построена в 1895-1900 гг. арх.А.А.Латковым по собственному проекту. По сторонам расположены небольшие храмы-часовни во имя свв.Константина и Елены (с юга) и свт.Николая Чудотворца (с севера). Выдающееся произведение " русского " стиля, она принципиально близка архитектуре соборной Черниговской церкви. Очень эффектна трехчастная пирамидальная композиция, развернутая в плоскости лицевого фасада. Центральный башенный объем под небольшим шатром служит композиционным стержнем, которому вторят вертикали сложных декоративных завершений симметричных храмов-часовен. Нарядные фасады насыщены кирпичным узорочьем со вставками из белого камня. Характерная для нижних ярусов стилизация и модернизация форм XVII в. в завершениях уступает место копированию старых образцов. Помещения первого этажа перекрыты вспарушенными сводами, второго - сводами типа " Монье " . Источник: каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г. Кирилл Аминов 08 апреля 2015 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32622

2616 «Слава» – славословие («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»), произносимое неоднократно за богослужением. 2617 Отпуст (отпуск) – последнее в каждом богослужении, общественном или частном, обращение священнослужителя к народу, обращение, которым заканчивается богослужение и народ отпускается из храма. Отпуст также произносится во время частного богослужения и келейной молитвы. В данном случае – славословие, которое должен был произнести патриарх, прежде чем отпустить царя. 2618 ...почел ко мне прощения говорить, что говорят в среду на Страстной. – В Великую среду перед началом службы священник читает великопостную молитву, а затем кланяется до земли и просит прощения у присутствующих, на что они отвечают: «Бог простит тебя, честный отче...». 2619 ...целовать... в херувим. – Имеется в виду или изображение херувима на патриаршем клобуке, или вышитое архиерейское облачение «Иже херувимы». Херувим также изображался на рипидах, употребляемых при архиерейском богослужении. 2621 ...начал перьвой час говорить... – Часы – краткие богослужения, соответствующие особенно знаменательным часам дня. Таких богослужений четыре: час первый, час третий, час шестой и час девятый. Час первый обычно соединяется с утреней и поётся вслед за ней. 2622 ...Иван Кокошилов... – В 50-е гг. XVII в. дьяк Казённого патриаршего приказа, ведавшего различными сборами в патриаршую казну. 2627 ...отец духовной... – Далее Алексей Михайлович говорит, что духовным отцом патриарха Иосифа был «знаменский игумен», т. е. игумен московского Знаменского монастыря Варлаам (16491655). 2629 ...Вологотцкой... – Архиепископ Вологодский и Великопермский Маркелл, хиротонисанный 16 января 1645 г. из игуменов соловецких, умер 22 марта 1663 г. 2630 ...чудовской... – Архимандрит московского Чудова монастыря Ферапонт (с 1649 г. до смерти в сентябре 1654 г.). 2634 ...Ростовской... – Митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам, хиротонисан в 1619 г., умер 9 июля 1652 г. 2635 ...Крутицкой... – Митрополит Сарский и Подонский Серапион, хиротонисан 1 января 1637 г., умер 2 мая 1653 г. Его резиденция находилась в Крутицком подворье, и сама епархия часто называлась Крутицкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 53. Часы 3, 6, 9 . Во время совершения проскомидии на клиросе читаются часы 3, 6, а в дни Великого поста, перед вечерней, и девятый. В третий час Иисус Христос претерпел страдание на суде Пилата, и Апостолы получили Духа Святого в день Пятидесятницы. Сообразно с сими воспоминаниями на 3 часе читаются псалмы 16, 24, 50, в которых Давид изображает свою невинность и несправедливую злобу на него врагов, просит Господа призреть на его страдания и спасти его от рук ненавидящих его. В последнем (50) псалме Давид кается в своем грехе и просит Господа, чтобы Он помиловал его и не отнял бы от него Духа Своего Святого. В шестой час, когда был распят Господь на кресте, читаются псалмы 53, 54 и 90, в которых выражаются смертные ужасы, при виде нападения врагов, возводящих беззаконие на невинного, и скорбь от нахождения в среде их своего прежнего друга, и приносится мольба Богу о спасении с выражением крепкого упования на Него. В девятый час, час смерти Господней, читаются псалмы 83, 84 и 85, в которых прославляется блаженство живущих в дому Господнем и возвещается прощение беззаконий народа Божия, избавление душ праведных из ада преисподнего и поклонение Господу всех народов. 2. Литургия оглашенных § 54. Понятие о литургии оглашенных и её начало . Вторая часть литургии называется Литургией оглашенных. Это наименование она получила от того, что при совершении её дозволяется присутствовать оглашенным и кающимся, не допускаемым до причащения. Она, главным образом, состоит из ектений, песнопений и чтения Слова Божия. Литургия оглашенных начинается возгласом священника: «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа». Клир от лица Церкви подтверждает слова священника словом аминь (истинно или да будет). После этого возгласа произносится великая ектенья, а за нею следует пение псалмов изобразительных или антифонов. § 55. Псалмы изобразительные и антифоны . Псалмами изобразительными называются 102 и 145. Они так называются потому, что изображают благодеяния, явленные Богом человеческому роду, особенно чрез воплощение Сына Божия. Из них первый начинается словами: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его... Второй же начинается словами: Хвали душе моя Господа; восхвалю Господа в животе моем; пою Богу моему, дóндеже есмь... Псалмы сии разделяются малой ектеньей. После второго псалма (также, как и после второго антифона), клир поет песнь, составленную греческим императором Юстинианом в честь Сына Божия: Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   Подробно об этом говорит «Известие Учительное», помещаемое в конце служебника. В первый час, соответствующий по нашему счету 7-ми часам утра, вспоминается, как Господь Иисус Христос был веден в претор от Каиафы к Пилату, «яко злодей, Благодетель связанный, и како тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев и старцев иудейских оболган и от неправедного судии осужден бысть». 1-й час был установлен, как считает проф. М. Скабалланович, в IV веке в Палестинских монастырях.    При совершении третьего часа, который соответствует по нашему счету 9-ти часам утра, мы вспоминаем, как Спаситель был судим Пилатом, претерпел там бесчисленные поругания, заушения, бичевания и увенчание терновным венцом. Вместе с этим вспоминается и происшедшее в этот час, по свидетельству книги Деяний Апостольских, великое событие сошествия Св. Духа на Апостолов. В соответствии с этим подобраны и соответствующие псалмы: Пс. 16-й «Услыши, Господи, правду мою…», Пс. 24-й «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…» и Пс. 50-й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» В них с молением о том, чтобы Господь научил ходить по стезям Его, изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов, молитвенный вопль Его, виновность пред Богом людей и раскаяние во грехах, а также молитва о ниспослании нам Св. Духа. В древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайской библиотеки VIII века, для 3 часа указываются нынешние псалмы, а также и тропари (см. «Толковый Типикон», М. Скабаллановича, вып. 3, Киев, 1915 г., стр. 9 стр.).    При совершении шестого часа, который соответствует по нашему 12-ти часам дня, мы вспоминаем происшедшее в этот час распятие Господа на кресте посреди двух разбойников, надругательства воинов и мимоходящих над страдавшим Господом и тьму, покрывшую тогда землю. Сообразно с этим, положены и псалмы: 53-й «Боже, во Имя Твое спаси мя…» 54-й «Внуши, Боже, молитву мою…» и 90-й «Живый в помощи Вышняго…» В них приносится молитва Господу с упованием на помощь Его и пророчески указывается на предательство Иуды, на ненависть иудеев, искавших смерти Господа, на страдания Спасителя душевные и телесные, указывается и на мрак, который покрыл землю от шестого до девятого часа, а затем изображается счастье людей, обращающихся к помощи Божией. В древнейших рукописных Часословах псалмы 6-го часа совпадают с теперешними, как это указано выше, относительно 3-го часа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010