Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. Знаменные певч. книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах РПЦ. Наиболее ранние рукописи, содержащие З. н., относятся к рубежу XI и XII вв. ( Типографский устав с Кондакарем - ГТГ. К-5349, дополнение к Кондакарю, л. 97 и далее; фрагмент минейного Стихираря - БАН. 4.9.13). В древнейший период наряду со З. н. применялись кондакарная нотация , предназначавшаяся для записи ограниченного певч. репертуара мелизматического стиля (кондаки, ипакои, праздничные тропари, причастны; см. Кондакарь ), и не получившая распространения на Руси система экфонетических знаков для записи интонации литургического чтения Свящ. Писания (Куприяновские листки X-XI вв.- РНБ. F.n.I. 58; Остромирово Евангелие 1056-1057 гг.- РНБ. F.n.I. 5; Загребин. 2006). Певческая азбука «А се имена знамянием». 30-40-е гг. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 9/1068. Л. 302) Певческая азбука «А се имена знамянием». 30-40-е гг. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 9/1068. Л. 302) З. н. прошла длительный путь развития, отмечается неск. основных этапов, имеющих условные границы и предполагающих переходные разновидности: 1) ранняя форма З. н., которой были записаны псалмовые формулы, песнопения Ирмология, Стихираря минейного и триодного, Минеи, Триоди Постной и Цветной, степенны Октоиха в рукописях кон. XI - 1-й пол. XV в.; 2) «основная» форма, сложившаяся во 2-й пол. XV в. в связи с происшедшей сменой литургического устава, когда был создан комплект певч. книг (включая новые - Октоих-Стихирарь и фрагменты Обихода), отразивший принципиальные изменения в записи мелоса песнопений; в XVI - 1-й пол. XVII в. эта форма постепенно совершенствовалась, становясь все более дифференцированной; 3) поздняя форма З. н., в которой знамена приобрели целый ряд уточняющих элементов, включая пометы (затем и признаки ), появилась в рукописях ок. сер. XVII в. и сохранялась впоследствии с незначительными изменениями. В XII-XVII вв. графика знамен изменялась, наиболее существенно - во 2-й пол. XV в. и на рубеже XVI и XVII вв. Состав начертаний для каждого этапа развития З. н. в целом установлен, хотя и недостаточно дифференцированно, однако изучение почерков писцов нотации - как их общих признаков, так и индивидуальных особенностей,- т. е. муз. палеография как самостоятельная область музыкально-исторической науки, пока находится на начальном этапе развития (см.: Металлов. 1912; Бражников. 1975; Он же. 2002; Гусейнова. 1987).

http://pravenc.ru/text/199933.html

Последнее десятилетие XVII в. было для Кариона временем наибольших успехов. Он был первым московским поэтом, и по положению, и по таланту. Выделялся он и на педагогическом по прище: в 1694 г. Карион издал цельногравированный Букварь, а в 1696 – наборный. Эти педагоги ческие сочинения были написаны и с намерением добиться места учителя царевича Алексея Петро вича, рождение которого Карион приветствовал несколькими сочинениями. Co смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера Кариона окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял по указу Петра I Федор Поликарпов. Карион до самой своей смерти, случившейся 15 мая 1722 г., продолжал писать, но его активность резко снизилась, к тому же его оттесняли на второй план литературные деятели нового типа, которые больше соответ ствовали духу эпохи реформ. 1053 Домострой. – Это воспитательное руководство написано Карионом в январе 1696 г., во время работы над Букварем и другими педагогическими трудами. Печатается по автографу: ГИМ, Чудовское собр., 302, л.49–50. 1089 Стихи воспоминати смерть приветством.. – Печатается по кн.: Букварь Кариона Истомина. M., 1696. JI. 72–75. 1097 Дариев, Поров, Александров темских. – Среди знаменитых «царей земских» назван и Пор, царь Индии, побежденный Александром Македонским. 1104 Сладкая беседа ко Христу Богу. – Цикл стихотворных подписей Кариона Истомина к гравюрам, который включен в книгу «Боговидная любовь» – переработку Карионом Истоминым русского перевода XVI в. «О видении Христа» из «Книги святого Августина». Датиру ется концом апреля–началом мая 1682 г. Печатается по подносной рукописи конца XVII в.: БАН, П I A 73 (16.7.19), л.9–18. 1134 Эпитафия Π.Т.Семенникову. – Карион Истомин написал в XVII в., вероятно, больше всех эпитафий («надгробных надписей»): в его рукописях встречаются эпитафии царице Наталье Кирилловне, патриархам, дьякам и подьячим, торговым людям и пр. Возможно, что многие эпитафии писались по заказу. О публикуемой эпитафии этого сказать нельзя. Π.Т.Семенников-Зеркальников еще в середине XVII в. учился в школе известного мецената Ф.М.Ртищева, и именно он ездил в 1649 г. в Киев за Епифанием Славинецким и другими «киевскими старцами», за тем он много лет был дьяком Патриаршего приказа. Он известен также и как составитель рукопис ного славяно-польско-латинского словаря (1659). Автограф эпитафии: ГИМ, Чудовское собр., 302, л. 145; печатается по рукописи: РНБ, Q.XVII.96, л.30.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– поновление инокам и иеродьяконам; л. 296–298 об. – поновление; л. 304–306 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Погод. 306); л. 306 об.–309 – вопросник инокам (извод Основной редакции). Описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 1. С. 215 – 216 Издание: Алмазов. Т. 3. С. 180 (ЧЖ-Погод. 306). Погод. 307. Требник монастырский с дополнительными статьями. Середина XVII в. 8°. 470 л. Содержание: л. 218–222 – вопросник инокам (Ч-Печ. тр.); л. 222– 228 – поновление инокам; л. 228–230 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 230 об.–237 – поновление инокиням; л. 327–331 – поучение духовникам о принятии исповеди; л. 359–364 – поучение священникам; л. 456–460 поучение детям духовным и инокам; л. 460 об.–463 – поучение священникам, священноинокам и дьяконам; л. 463 468 об. – поучение вельможам; л. 469 об.– 470 – чин исповеди глухого, немого, бесноватого. Описание: Рукописные книги собрания М. П. Погодина. Вып. 1. С. 216–217. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 259–264 , 269; Приложения ко второму тому. С. 8–9 (поучение вельможам; поучение инокам, л. 456–460; поучение священникам, л. 359–364; чин исповеди глухого, немого, бесноватого). Погод. 308. Требник иноческий. Первая половина XVII в. 4°. 360 л. Записи: оборот нижней крышки переплёта – «Сия книга Егора Семенова Анишина»; л. 1–10 – запись, нрзб. Содержание: л. 169–171 об. – чин причащения больного; л. 234 об.–241 – поучение жёнам; л. 275–323 об. – чин исповеди; л. 278–278 об. – вопросник о вере (ВВ–Погод. 308); л. 278 об.–281 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 281 об.– 284 – вопросник вельможам (В- Соф. 890 ); л. 284 – вопросник торговцам (Торг-Погод. 308); л. 284–285 – вопросник поселянам (Пос-Погод. 308); л. 285 об.–288 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 288 об.–289 – вопросник жёнам вельмож (ВЖ-Погод. 308); л. 289–291 – поновление вельможам; л. 291–294 об. –поновление мирянам; л. 295 об.–299 об. – поучения кающимся; л. 299 об.–300 – поучение детям; л. 300–300 об. – поновление женщинам; л. 301–302 вопросник священникам (Основная редакция); л. 302 об.–304 об. – поновление священникам-бельцам; л. 304 об.–308 об. – поновление священникам; л. 311 об.–313 вопросник инокам (извод Основной редакции); л. 313–314 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Погод. 308); л. 314 об.–317 об. – поновление инокам; л. 327 об.–334 об – епитимийные правила («Заповеди об убийственных грехах»); л. 334 об.–338 – епитимийные правила. Описание: Рукописные книги собрания И.П. Погодина. Вып. 1. С. 217–219. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 122–123, 170–173, 207–208, 255, 256; Приложения ко второму тому. С. 18–19 (чин исповеди, в том числе вопросники Пос-Погод. 308, Торг-Погод. 308. В- Соф. 890 , ВЖ-Погод. 308, поновление вельможам; поучение жёнам, 234 об.–241; – поучение детям; чин причащения больного).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

РГВА. Ф. 24486. Оп. 3. Д. 2. Дело Великова. Л. 5, 6 об. Протокол допроса М.А. Великова от 28 февраля 1922 г. Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-59205. Дело о контрреволюционной повстанческой организации, возглавляемой бывшим князем Ухтомским, под названием «Армия спасения России». Т. 1. Л. 15. Характеристика Великова Андрея Егоровича и Великова Власа Андреевича. Л. 20. Характеристика Б.Д. Максимова. Т. 11. Л. 27–28. Заключение от 03.09.1921 г. по обвинению граждан станиц Кагальницкой и Егорлыкской Черкасского округа Донской области (Дело 552/483/б) Помощника Уполномоченного Отдела по шпионажу и контрреволюции СКВО А. Егорова; РГВА. Ф. 24486. Оп. 3. Д. 2. Дело Великова. Л. 2. Сводка Уполномоченному Особого Отдела от 27 февраля 1922 г. Л. 3. Опрос П.И. Безпамятновой от 28 февраля 1922 г. Л. 14, 14 об. Протокол допроса Е.А Максимовой (Великовой) от 28 февраля 1922 г. Гражданская война в СССР. М. Воениздат.1986. Т. 2. С. 323–325. Боранова Г.Н. Азов и Приазовье между двумя мировыми войнами (1917–1940), серия «Очерки истории Азова», выпуск 9. Азов. ГОУК «Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник». 2005. С. 231–232. Сатарова А.П. Борьба с голодом 1921–1922 гг. в округах Верхнего Дона (на примере Хоперского и Усть-Медведицкого округов Царицынской губернии)//Известия ВГПУ. Волгоград. 2018. С. 194–198. РГВА. Ф. 24486. Оп. 3. Д. 2. Дело Великова. Л. 3. Опрос П.И. Безпамятновой от 28 февраля 1922 г. Л. 7. Личная карточка М.А. Великова. Л. 16. Донесение Начальнику Особого Отдела 14-й Кавдивизии от 01.03.1922 г. 97. Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-59205. Дело о контрреволюционной повстанческой организации, возглавляемой бывшим князем Ухтомским, под названием «Армия спасения России». Т. 1. Л. 15. Характеристика Великова Андрея Егоровича и Великова Власа Андреевича. Т. 4. Л. 38, 39. Протокол по показанию Бориса Димитриевича Максимова. Т. 8. Л. 292–297. Показания Великова Андрея Егоровича. Л. 298–302. Показания Великова Власа Андреевича. Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-59205. Дело о контрреволюционной повстанческой организации, возглавляемой бывшим князем Ухтомским, под названием «Армия спасения России». Т. 8. Л. 292–297. Показания Великова Андрея Егоровича. Л. 298–302. Показания Великова Власа Андреевича; РГВА. Ф. 24486. Оп. 3. Д. 2. Дело Великова. Л. 4, 4 об. Показания А.Е Великова. Л. 5, 6 об. Протокол допроса М.А. Великова от 28 февраля 1922 г.

http://pravoslavie.ru/158426.html

33. Кончина – за гранью земного бытия «Желаю Вам столько... лет, сколько нужно, дабы Вы совершенно облеклись в нового человека» (29:270) Чтобы земная жизнь строилась правильно – вела и привела к жизни вечной – необходимо помнить, что здесь, на земле, мы гости, а подлинное наше Отечество – наш дом – в мире ином. И святой Филарет размышляет о смерти и, хотя прикровенно, о том, что будет после нее. Смерть мы видим на каждом шагу: умирают наши родители, близкие, знакомые... Круг, обнимающий нас, сжимается с каждым днем. «Как часто, бывшие близко с нами, преходят от нас туда, откуда несть возвращения! Как ближе и ближе становится наша чреда!» (8:302). И становится страшно, что вот-вот пробьет наш час! «А мы не свободны в путь, связанные попечением о здешнем» (8:302). Значит, надо стать свободными и вспомнить, что Господь Своим славным воскресением попрал смерть: «Что страх смерти есть, это еще не беда. Видели его и в многоподвизавшихся Отцах. Кольми паче естественно, что к нам он приходит. Но скажите страху: “Ты прав, если судьба наша должна решиться правосудием Божиим только; но теперь уже дело в особенном положении; Христос «умре и воскресе», чтоб уничтожить страх смерти, чтобы кровью Своей смыть рукописание грехов наших; чтобы простить нас, верующих в Него, и судить нас судом милосердия, которое сжалится над нами, между прочим, и потому, что мы боимся своего недостоинства. Итак, страх, я тебя не боюсь; оставайся, если так угодно Богу, при мне, и будь моим стражем от забвения и развлечения, но не мешай мне веровать, любить и уповать!”» (5:9). «Верующему умирать не страшно, только надобно ранее готовиться» (4:614). Но как? Умеем ли мы «умирать о Господе? – Если ответ на сие затрудняет нас, то лучше не спешить желать смерти, а предоставить Господу прежде учить нас умирать о Господе» (29:284). – Добрый урок – помнить о смерти. – «Поминай смерть и суд Божий для себя, и не будет досуга судить других» (21:73). Помысл о смерти – «добрый гость» (7:183). Предвестник смерти – болезнь. И «пока болезнь помалу подает мысль о смерти, рано или поздно неизбежной, приучайтесь по-малу и к мысли о смерти, чтобы, когда и сия, наконец, явится, не явилась слишком нечаянно» (5:4). Ее надо сделать чаянной, то есть прилежно помышлять о ней «и содержать себя по возможности в готовности к ней. Бог посылает страх смерти для наставления, а не для смущения» (29:348). И дни наши Он удлиняет для исправления – для доброделания, чтобы они стали полезными – не «бесплодными, и чтобы даруемое долготерпением Божиим умножение их не умножило... безответственности» (8:505). В таком случае, если кончина и будет неожиданной – бесплодной не будет. «Кончина благодетельной девы, – утверждает святой Филарет, – неожиданна, но не печальна потому, что, по слову церковному, есть непостыдная, безболезненная, мирная» (8:432–433). Более того, Господь может принять «доброе начало подвига, как совершение» (8:354).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Именно потому «великая опасность», о которой предупреждает и к которой одновременно зовет своего читателя Григорий, собственно и будет темой нашего следующего рассмотрения: может ли – и если может, то как – непрестанно подвижный человеческий ум подняться до «величины искомого», может ли – и если может, то как – прикоснуться к цели, постоянно от него удаляющейся. 185 См. выше, гл. Жизнь и труды Григория, прим. 9. О разработке темы девства в первых христианских столетиях и большом увлечении ею на христианском Востоке и Западе см. P. Th. Camelot, «Les traités „De virginitate“ au IVe siècle»//Études Carmelitaines, 31, 1952, c. 273–292. Об элементах диатрибы в данном трактате и связи его с другими сочинениями этого жанра см. G. Ch. Hansen, «Molestiae nuptiarum»//Wissenschaftliche Zeitschrift der Universität Rostock, 12, 1963, c. 215–219. 193 ... τς θεας εκνος... τς νν ν τ τς σαρκς π κεκαλυμμνης (De virg. 12: GNO VIII/1, 302, 6 и ниже). 195 ... δι τς ατς ξεστιν μν παλινδρομσασιν πανελθεν (De virg. 12: GNO VIII/1,302,18 и ниже). 202 ... καθαρν δ κα μιγς κα μτοχον το κακο τ γαθν (De virg. 13.1: GNO VIII/1, 304, 5 и ниже); это представление о возвращении человека к изначальной естественности Григорий перенимает у Филона, см. М. Harl, «Adam et les deux arbres du Paradis chez Philon d’Alexandrie»//Recherches de science religieuse, 50,1962, c. 321–388. 205 Понимание Григорием супружества даже в трактате О девстве не настолько негативно, насколько можно было бы ожидать: супружество, как бы ни было оно преисполнено страстей, все-таки является «общественным служением» (λειτουργα, De virg. 7: GNO VIII/1,284,8), см. об этом М. D. Hart, «Reconciliation of Body and Soul: Gregory of Nyssas Deeper Theology of Marriage»//Theological Studies, 51, 1990, c. 450–479. 209 Так считает большинство толкователей, см., напр., Н. Urs von Balthasar, Présence, с. 88 и ниже; J. Daniélou, Platonisme, с. 52; Η. Merki, μοωσις θε. Von der platonischen Angleichung an Gott zur Gottähnlichkeit bei Gregor von Nyssa, Freiburg i.d. Schweiz 1952, c. 138– 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Лосскому 98 , св. Иринея, св. Григория Нисского и св. Григория Паламы , к которым можно было бы добавить св. патриарха Фотия и некоторых других 99 ), заложивших фундамент паламитско-исихастского сиитеза и не позволивших Церкви увлечься спиритуализмом александрийского направления. Достойным завершением этой главы будут прекрасные слова Лионского епископа 100 : «В прежние времена говорилось (греч. фр.: «мы говорили»), что человек создан (γεγονναι) «по образу Божьему», но это не было очевидно (non ostendebatur, οκ δεκνυτο), ибо Слово, по образу Которого был создан человек, было еще невидимо; потому-то и подобие он [человек] с легкостью потерял (amisit, πβαλεν). Когда же Слово Божие стало плотью, оба [образ и подобие] Оно утвердило, так как и образ [Слово] явило истинным (veram, ληθς), Само став тем, что было Его образом, и подобие прочно восстановило, соуподобив человека невидимому Отцу чрез узреваемое Слово». IV. Типологическая экзегетика А. Вступление В начале предыдущей главы мы упомянули о связи «богословия образа» и экзегетико-аллегорического метода у Филона Александрийского. Затем мы убедились в принципиальном расхождении Мелитона с александрийским богословским направлением в интерпретации «образа и подобия» и в антропологии. Подтверждается ли эта картина и в другой плоскости, герменевтике 101 , или нет, и в чем суть экзегетических принципов Мелитона – вопрос первостепенной важности, от ответа на который будет зависеть наше понимание «философии истории» Мелитона и ряда других существенных проблем. Типологической экзегетике Мелитона посвящена специальная статья кардинала Жана Даниэлу (Daniélou 1962) содержание которой мы в свое время изложим, и страницы общих работ о Мелитоне, многие из которых нам не были доступны, однако этот вопрос представляется нам имеющим такое значение, что мы предлагаем читателю проделанный нами специальный анализ. Б. Филологический (внутренний) анализ экзегетических терминов Мелитона Синтетическая сводка 1 . λθεια 32, 45, 244, 254, 259, 264, 265, 271=8 ληθς 238, 273, в Итого 2 . νταπδοσις 301=1 3 . διασαφεν 2=1 4 . διηγομαι 68, 446=2 5 . διηγμα 263, 301=2 6 . νεκδιγητος 794=1 Итого 5 7 . εκν 236, 238, 247, 273, 395=5 τυπικ εκν 226=1 Итого 6 8 . ρμηνεα 266, 274=2 9 . μυστριον 2, , 10, 65, 89, 94, 98, 199, 208, 213, 216, 302, 396, 405, 410, С , 415, 425, 448=17+ 10 . παραβολ 218, 219, 220, 223, 262, 266, 274=7 11 . παρδειγμα 255=1 12 . προκατασκευ 224=1 13 . κατασκευ 233, 302=2 Итого 3 14 . προκντημα 218, 227, 234, τπος (Β) προκεντματος 261=1 Итого 4 15 . προτυπω 259, 406, Β 16 . προτπωσις 221, 222=2 17 . τπος 31. 37 BL ( C) , 45, 205, 210, 235, 242, 245, 248, 254, 261 в , 265, 271, 273, 277, 301, 407 (AOCL[G]: 3(+) раннехрист. Татиан Афинагор Иустин Мелитон Клим Алекс. > 69(60) Ириней Плутарх Дион Хриз. Изотин Григ. Нисск. Аристотелем был написан также специальный трактат Περ ρμηνεας. 2. Предварительные наблюдения

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Устав 1910-1911 гг. увеличил учебную нагрузку до 20-21 предмета: 14 обязательных, евр. язык, один древний (греческий - в СПбДА и МДА, латинский - в КазДА и КДА) и один новый язык, история философии или педагогика (по выбору студента), 2-3 науки одной из 4 групп предметов (по выбору). Особое внимание Устав уделял условиям, способствовавшим обучению монашествующих. Помимо 2 вакансий для профессорских стипендиатов, предусмотренных еще Уставом 1884 г., в каждой академии назначалось 2 вакансии профессорских стипендиатов «исключительно для замещения наиболее даровитыми, окончившими образование в академии по первому разряду, монахами». Монашествующие могли замещать и 2 первые вакансии профессорских стипендиатов на общих с др. студентами основаниях. О студентах-монахах, об их духовном воспитании и о научном образовании Уставом предполагалось архиерейское попечение. Монашествующие студенты должны были жить в особых помещениях (или же жить, если была возможность, в мон-ре) и получать монашескую пищу. По Уставу 1910-1911 гг. пользовавшиеся казенными стипендиями и не принявшие сана обязаны за каждый год содержания прослужить 1,5 года по духовному ведомству, а в случае преждевременного выхода из духовного ведомства до окончания академии или до завершения обязательного срока службы - возвратить затраченные на него средства в Хозяйственное управление Синода. Справедливое с экономической т. зр. решение было воспринято либеральной общественностью как очередная попытка закрепощения духовного сословия. Нововведение Устава 1910-1911 гг., касавшееся миссионерских отд-ний, а также предоставление белому духовенству возможности поступать в академию способствовали резкому росту численности студентов. В 1911 г. на 1-й курс было принято сразу 80 чел., в 1917 г.- 119 чел. Общее число студентов (в 1915/16 уч. г.- 309 чел., в 1916/17 уч. г.- 302, в 1917/18 уч. г.- 300 чел.). В 1915/16 уч. г. на 1-м курсе академии было 36 лиц в священном сане, а всего в священном сане - 72 чел. Самая уникальная ситуация возникла в 1916/17 уч. г., когда из 92 чел., поступивших на 1-й курс, 60 чел. имели сан, причем на 2-м курсе обучалось 35 клириков (в т. ч. монашествующие), на 3-м - 12, на 4-м - 9, а всего клириков в академии обучалось 116 чел. из 302 студентов (из к-рых более 60 только числились студентами, поскольку были призваны на военную службу). Т. о., впервые в истории КазДА совместно обучались 116 клириков (в т. ч. монашествующие) и 127 мирян. Научная деятельность. Преподаватели

http://pravenc.ru/text/1319800.html

3624. Ср.: Втор. 9:9 и след. 3625. Ср.: Дан. 14:30–39; 9:20–27. 3626. Ср.: Тов. 12:9. 3627. Парафраз изречения Эпикура (см. sent. 2); см Liebeschuetz. Р. 302, not. 4. 3628. Очевидно, Гермарх, преемник Эпикура; см Zelzer. Р. 245. 3629. См.: Эпиктет, epist. ad Menoec. 132. 3630. См.: Эпиктет, fr. 124 (?). 3631. В Синод. пер.: «и женщина, именем Дамарь». 3632. Ср.: Деян. 17:34. 3633. Имеется в виду Ной. Ср.: Быт. 9:20 и след. 3634. Ср.:3 Цар. 19:6, 8. 3635. Ср.: Исх. 17:6. 3636. Ср.: Дан. 1:12, 14, 30–39. 3637. Ср.: Дан. 3:20 и след. 3638. Ср.: Иудиф. 12:15–13:10. 3639. Ср.: Эсф.4:16–7:10. 3640. Ср.: Лк. 2:37–39. 3641. Ср.: Мф. 3:4, 11. 3642. Ср.:4 Цар. 4:39. 3643. Ср.:2 Езд. 8:2–8. 3644. Ср.:2 Кор. 11:27–30. 3645. Тема, часто встречающаяся у свт. Амвросия, например: hymn. 2. 23–24. См. также: Lewy H. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 3646. Ср.:1 Кор. 7:5. 3647. Ср.: hymn. 5. 15. 3648. Ср.: Исх. 15:20. 3649. Ср.: uirgb. 2. 3. 19; а также: Acta Pauli et Theclae, 28. 3650. Cp.: Iacob 2. 9. 19, а также у Вергилия (Aen. 9. 339; 10. 723). 3651. Ср.: Еф. 5:27. 3652. См.: Рим. 14:2. 3653. См.:1 Кор. 7:3. 3654. Ср. у Вергилия (georg. 3. 348). 3655. Ср.: Мф. 8:17. 3656. Ср.: Ин. 1:29. 3657. Ср.: Евр. 5:5. 3658. Ср.: Евр. 7:3. 3659. Ср.: Числ. 16:17–48. 3660. О восстании Корея см. Числ. 16. 3661. Сепфора, жена Моисея. 3662. Ср.: Числ. 12. 3663. Ср.: Числ. 17:1–11. 3664. Ср.: off. 1. 3. 13; 1. 21. 96. 3665. Ср.: οff. 1. 1. 4: paenit. 2. 8. 67. 3666. См.:10–е правило Сардикского собора (343). 3667. Свт. Евсевий Верцелльский ввел так называемую верцелльскую общину, где священнослужители жили монашеской общиной: см.: Crovella Е. S. Eusebio protovescovo е patrono di Vercelli e del Piemonte. Vercelli, 1971. 3668. Ср.: Евр. 11:37. 3669. Ср.: Дан. 1:6 и след. 3670. См. примем к epist. 75а. 18. 3671. Ср.:1 Кор. 9:24. 3672. См.: Еф. 6:12. 3673. Ср.:3 Цар. 17:3. 3674. См.:3 Цар 19:8–9. 3675. Ср.:3 Цар 19:16. 3676. См.: Лк. 3:2. 3677. Ср.:3 Цар. 17:4–6.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Притом посланный писарь нередко свою обязанность – поверить число народа в известном месте – перепродает другому лицу, которое старается вдвойне вознаградить себя и, сверх того, менее опасается взыскания за ошибки и злоупотребления в этом деле, нежели тот, который был послан начальством. Вообще при производстве переписи писаря соображают так: место отдаленное, страна обширная, народа множество, начальник не может поверить ошибок и не имеет никакого основания указать подлинно верное число народа. По таким соображениям, они по собственному произволу прибавляют и опускают, делают из малого количества большое, – все это плоды их рук, и с такою небрежностью оканчивается сие важное дело. Почти также, по одним предположениям и догадкам, составляется общий список народонаселения всего государства для представления государю. Вообще переписи народа не достаточно основательны, бесполезны для правительства и, наконец, число народа вовсе не верно; а между тем какие употребляются труды и расходы, и какие тягости и обременение падают на народ»! Итак, вот в каком виде находятся официальные документы народонаселения в Китае! Других, помогающих разрешению сей задачи, документов в Китае не находится. Там – не ведут отдельных метрик рождений и смертности. Автор сей статьи поставил себе непременным правилом в своих исследованиях о Китае писать по достоверным источникам и официальным документам, и быть точным передавателем того, что говорят сами китайцы, и потому, не желая вводить читателя в заблуждение своими выводами, как обыкновенно доселе делали по этому предмету европейские ученые, предоставляет любопытному читателю самому сделать свое заключение о народонаселении Китая из предложенных здесь документов, по началам науки, которая недавно явилась в Европе, и которая, как наука, никогда не существовала в Китае. Перечень итогов народонаселения Китая при разных династиях от 2 года по Р. X. до 1578, составленная на основании исторических показаний Названиединастий Хр.годы Числосемейств Числодуш Названиединастий Хр.годы Числосемейств Числодуш 12.233.062 59.594.979 12.462.317 26.421.651 4.279.634 21.007.820 12.917.221 29.092.185 5.860.173 34.125.021 15 684.529 23.807.165 7.456.781 43.356.367 14.852 681 33.303.889 9.237.112 53.256.229 18.655.093 41.492.311 9.647.838 48.690.789 19.715.555 43.411.606 9.946.919 49.730.550 20.019.050 43.820.769 9.937.680 49.521.183 11.375.733 19.229.008 9.318.227 47.566.772 12.335.450 25.378.684 10.677.960 56.486.856 12.302.873 27.845.085 Сань-го 220–242 1.363.000 7.632.881 12.670.801 28.320.085 или трое- 5.696.989 13.026.532 царствие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010