Но существовали, как всегда, и еретики. И они повреждали новозаветный текст в своих злостных целях. Пришлось поэтому православным (в III–IV веках) позаботиться уже и о критическом издании священного текста. Начало этому положили неутомимый 176 Ориген 177 , священномученик Лукиан Антиохийский и Исихий, епископ Александрийский. В синопсисе Афанасия говорится про Лукиана: «Он рассмотрел прежние переводы и еврейские книги и обращал тщательное внимание на то, чего недоставало или что было лишним, и все исправил в своем месте». Критическое издание текста сего отца поэтому очень ценилось в то время. Блаж. Иероним 178 пишет: «Лукиан, муж знаменитейший, пресвитер Церкви Антиохийской, столько трудился над Писанием, что до сих пор некоторые экземпляры называются Лукиановыми». Подобную же работу совершил в Александрии Исихий. Но существо и методология этого труда для нынешней науки еще не ясны, и она строит о них только догадки. 179 В период с IV по XV–XVI века история новозаветного текста может быть изучаема уже по подлинным рукописям. Но она еще не окончена, и рукописи еще в процессе изучения. Однако же и теперь мы имеем в руках научно и критически проверенный текст всего Нового Завета. Имеем, можно сказать, таким, каким он вышел из-под пера святых евангелистов-апостолов. Впервые в печатном виде полный текст Нового Завета увидел свет 10 января 1514 года (в так — называемой Комплютенской Полиглотте), но в обращение пущен был только в 1522 году. Так что народ впервые, собственно, читал Эразмовское издание, вышедшее в феврале 1516 года в Базеле и тут же пущенное в обиход. С этих изданий много было перепечаток с некоторыми изменениями. Через 100 лет братья Эльзевиры выпустили в Лейдене или в Амстердаме семь последовательных изданий текста Нового Завета (1624 г., 1633 г., 1641 г., 1656 г., 1668 г., 1670 г., 1678 г.). В предисловии ко второму изданию (1633 г.) они в обращении к читателю высказали, не без рекламных целей, конечно, следующие слова, которым суждено было стать знаменательными и произвести важные последствия:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

В 1486 году преподобная Ангелина перевезла из Италии на родину, в Купиново, тело супруга (святые мощи праведного Стефана были обретены в Фурланском Белграде после знамения в храме, когда над гробницей святого воссиял свет). По возвращении семьи на родину в 1486 году сын святых Стефана и Ангелины – блаженный Георгий вступил на престол деспота Сербского в Среме (область на северо-востоке современной Югославии). Спустя 9 лет, оставив мирские заботы на попечение младшего брата Иоанна, он принял монашеский постриг с именем Максим. Впоследствии святой Максим стал архиепископом Влашским. Его трудами в Среме воздвигнуты монастыри Хопово и Крушедол. С просьбой о помощи в строительстве Крушедольского монастыря преподобная Ангелина обращалась к русскому князю Василию. В мрачное время турецкого владычества эти монастыри были хранителями православной веры. Праведный Иоанн был последним Сербским деспотом в Среме (с 1493 г.). Беды и житейские заботы не ослабили в нем любви ко Христу. Преданный своему отечеству, с горячей молитвой шел он на неверных. Праведный Иоанн отошел ко Господу около 1502 года. Нетленные мощи его были обретены в 1505 или 1506 году. Сербский народ чтит святого как своего заступника и скорого помощника православных воинов. Вскоре после смерти праведного Иоанна, преподобная Ангелина раздала имущество нищим и удалилась в Крушедольский монастырь, где подвизался ее сын, блаженный Максим. Неподалеку от монастыря она основала женскую обитель (ныне приходская церковь в честь Сретения Господня). С 1513 года до своей кончины – 18 января 1516 года – блаженный Максим был митрополитом Белградским и Сремским. Его нетленное и благоухающее тело было обретено в церкви святого Луки в Купиново около 1522 года. Преподобная Ангелина проводила дни в подвигах поста, непрестанной молитвы и труда. Скончалась она около 1520 года. Имена святых – «последних Бранковичей» – в национальном сознании сербов связаны с защитой отечества от иноверных. В годы турецкого владычества сербский народ обращался к ним с молитвами об избавлении от завоевателей. Нетленные мощи святых хранились в семейной гробнице в храме святого Луки в Купиново, и прославились многочисленными чудесами. Даже неверные получали исцеление от них и удивлялись величию христианской веры. В 1716 году турки предали огню мощи святых Бранковичей, от которых сохранились лишь частицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

39. ИОНА III избран и посвящен в Митрополиты Киевские 1516 года, когда же и где скончался, неизвестно. 40. ИОСИФ III избран и посвящен в 1526 г., кончина его неизвестна. 41. МАКАРИЙ II избран и посвящен 1538 г., когда и где скончался, также неизвестно. 42. СИЛЬВЕСТР Белкевич избран 1555 года, а посвящен 1556 г., когда же и где скончался, неизвестно. 43. ИОНА IV Протасович посвящен 1568 г., кончина его также неизвестна. 44. Куча посвящен 1577 года, кончина и сего Митрополита неизвестна. 45. ОНИСИФОР Петрович-Девочий избран и посвящен 1578 года; но Константинопольский Патриарх Иеремия по прибытии своем в 1588 г. в Россию узнав, что Митрополит Онисифор посвящен был из двоеженцев, на основании 17 правила св. Апостол низложил его. 46. МИХАИЛ Рагоз или Рогоза, на место низложенного Онисифора по избранию православных в Вильне, посвящен тем же Патриархом Иеремией в Митрополиты 1588 г. Сей Митрополит присоединясь к Римскому Папе ввел Унию в Малую Россию. С того времени не было православных Митрополитов Киевских до 1620 года. 47. ИОВ Борецкий посвящен на Киевскую Митрополию 1620 года августа 15 в Киево-Печерской Лавре, скончался 1631 года марта 2 дня. 48. ИСАИЯ Копинский избран по кончине Иова 1631 г. в Митрополиты Киевские и Галицкие, и всея России. Хотя Коссов и Киев. Каталог не полагают его в ряду Киевских Митрополитов; но, в Истории Киевской Академии, он неоднократно именуется Киевским Митрополитом; скончался 1634 года в Киево-Печерской Лавре. 49. ПЕТР Могила, из Киево-Печерских Архимандритов, посвящен на Киевскую Митрополию 1635 года. Скончался с 31 декабря в ночь на 1 января 1647 года и погребен в Киево-Печерской Лавре 19 марта в большой Печерской церкви за левым клиросом между столпами. 50. СИЛЬВЕСТР Коссов посвящен в Киеве в Митрополиты 1647 г., скончался 1657 года апреля 13 дня. 51. ДИОНИСИЙ Балабан избран на Киевскую Митрополию 1657 года и по свидетельству Митрополита Гедеона Четвертинского, он едва по однолетнем строении своем, остави Престол Митрополитанский; а скончался в Корсуне 1663 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Спустя некоторое время святитель Максим был избран митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью он построил монастырь Крушедол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Сюда владыка Максим перенес из Белграда свою кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. 18 января 1516 года он отошел ко Господу и был погребен в монастыре Крушедол. Монахиня Ангелина следовала благочестивым традициям всех сербских правителей и много помогала святогорским монастырям. Еще до переезда в Срем, несмотря на непростое материальное положение, Бранковичи помогали монастырю Хиландар. 20 марта 1486 года датируется особая грамота, выданная ими по этому случаю монастырю. Интересно, что к тому моменту ее сыновья Георгий и Иоанн еще ни разу не видели землю своих предков, но были напитаны духом сербского благочестия. В документе они поминали и святых Неманичей, Симеона и Савву, традициям благочестивых поступков которых они следовали. Преподобная мать Ангелина. Фреска в Покровском соборе монастыря Новая Грачаница, США. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)      В 1496 году, когда Бранковичи правили Сремом, Ангелина вновь вместе с сыновьями благотворила монастырю Хиландар . Согласно одной из хиландарских грамот, они жертвовали 1000 дукатов ежегодно. Годом раньше монастырь святого Павла получил от них грамоту, согласно которой монастырю ежегодно жертвовалось по 500 дукатов. Пожертвования от них получал и святогорский монастырь Эсфигмен. В 1499 году Ангелина и деспот Иоанн выдали по этому случаю документ. Некоторые исследователи считают, что Бранковичи были самыми крупными сербскими жертвователями после династии Неманичей в монастыри Святой Горы. При этом нельзя забывать, что Ангелина и ее сыновья практически никогда не жили в излишестве и редко жили в благоденствии. История Ангелины и ее семьи – это история постоянного изгнания. Попечение о святогорских обителях говорит об их особой приверженности к сербской традиции и духовному наследию святого Саввы. Монахиня Ангелина поддерживала связи с Московским княжеством. В 1509 году она писала великому князю Василию III и просила о помощи в строительстве храма во имя святителя Иоанна Златоуста, в котором она хотела положить мощи мужа Стефана и сына Иоанна. В своем послании она называет их святыми. Ангелина писала, что посылает князю Василию «зброю» своего покойного сына. Судя по всему, речь шла о военных доспехах и обмундировании всадника.

http://pravoslavie.ru/126609.html

Оставшись вдовой с тремя детьми, блаженная Ангелина нуждалась в самом необходимом для жизни. Вдове пришлось вкусить горечь сиротской доли на чужбине. Движимая заботой о детях, она обратилась с просьбой о помощи к венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и некоторые земли, но Георгий вскоре отказался от них в пользу своего младшего брата Иоанна, а сам в 1495 году принял монашество с именем Максим. В 1502 году скончался молодой деспот Иоанн. Святая Ангелина с Максимом, взяв с собой мощи Стефана и Иоанна, переселились к влашскому воеводе Иоанну Радулу. Здесь Максим был хиротонисан в митрополита Влахозапланинского, примирил воеводу Радула с молдавским воеводой Богданом и вместе со своей матерью сотворил в тех краях много добрых дел. Ковчег с частью мощей прп. Ангелины и других Бранковичей в монастыре Крушедол. Фото иером. Игнатий (Шестаков) Несколько лет спустя Ангелина вернулась вместе с сыном в Сремскую область, где блаженный Максим стал митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. Вскоре - 18 января 1516 года - он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике своих святых. Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ей неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) 11.03.1458 Иона, архиепископ, свт. рукоположен с февраля 1459 05.11.1470 Феофил, архиепископ, свт. рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточён в Чудов монастырь, в июле 1482 отрёкся от кафедры; 26.10.1482 Сергий, архиепископ рукоположен с 04.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; 9.04.1495 Геннадий (Гонзов), архиепископ, свт. рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрёкся от кафедры; 04.12.1504 Серапион, архиепископ, свт. рукоположен с 15.01.1506 по 1509 лишён кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь; 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет Макарий, архиепископ, свт. рукоположен с 04.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосии, архиепископ рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удалён на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь; 26.02.1563 Серапион (Курцов), архиепископ рукоположен с 14.06.1551 29.10.1552 Пимен (Чёрный), архиепископ, свт. рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишён кафедры; 25.09.1571 Леонид, архиепископ рукоположен с 04.12.1571 по октябрь 1575 лишён кафедры; 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре) Александр (Бердов), архиепископ рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведён в сан митрополит Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Имена Сведения Александр (Бердов), митрополит бывший архиепископ Новгородский и Псковский с 30.01.1589 02.06.1591 Варлаам (Белковский), митрополит рукоположен с 20.02.1592 15.04.1601 Исидор, митрополит рукоположен с 06.02.1603 (1604) 10.04.1619 Макарий, митрополит бывший архиепископ Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 12.09.1626 Киприан (Старорусенков), митрополит бывший митрополитСарский и Подонский с 20.10.1626 17.12.1634 Аффоний, митрополит, свт. рукоположен с 08.03.1635 по 07.01.1649 удалился на покой в Хутынский монастырь; 06.04.1653 Никон, митрополит рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1648 г. Паисий, покинув Палестину, лично отправился в Москву. В октябре, будучи в Молдавии, патриарх вступил в секретные переговоры с Богданом Хмельницким, вдохновляя его на борьбу с поляками и воссоединение с Россией, потом, проезжая через Украину, задержался в Киеве для личной встречи с гетманом. С января по июнь 1649 года Паисий пробыл в Москве, несколько раз был принят царем, вел переговоры с руководством Посольского приказа, неоднократно обращаясь к русскому самодержцу с призывами вернуть престол царя Константина и освободить во сточных христиан от «лютых зверей, что поедают немилостиво». 1535 Одновременно Паисий выступал посредником Б. Хмельницкого в обсуждении вопроса о переходе Украины в подданство московского царя. Русское правительство, как известно, поначалу встретило предложение Хмельницкого без энтузиазма, не желая нарушать мир с Польшей. Что же до бедствий Православного Востока под османским владычеством, то, как заявил патриарху от имени царя думный дьяк Михаил Волошенинов, «сие с болезнию души и сердца нашего слышим, но воле Божией противитися никто не может... Обаче же непрестанно попечение о сем имеем, чтобы Господь Бог свой праведный гнев отвратил и св. Гроб, о нем же и Св. град Иерусалим, возвратил в руце благочестивых царей». 1536 Получив богатые дары, Паисий отбыл из Москвы 10 июня. Его сопровождал ряд русских клириков, в том числе архимандрит Арсений Суханов , уже имевший опыт дипломатической работы на Востоке. Проезжая на обратном пути через Украину и потом надолго задержавшись в Молдавии, Паисий продолжал активно заниматься украинскими делами. Он вел переписку с Богданом Хмельницким, направлял к нему своих представителей – Арсения Суханова и назаретского митрополита Гавриила, приехавшего в Молдавию из Палестины. Арсений в декабре 1649 года, Гавриил годом позже и другие эмиссары Паисия приезжали в Москву с грамотами от патриарха, где Паисий сообщал о политической обстановке в Юго-Восточной Европе и Османской империи и продолжал лоббировать идею принятия Украины в русское подданство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовский (+1356) Иоасаф (Болотов), епископ Кадьякский (+1799) — 5 июня Иов, Патриарх Московский и всея Руси (+1607) — 18 апреля и 2 июля Исайя, епископ Ростовский (+1090) — 7 июня Кирилл I (в схиме Кириак), епископ Ростовский (t1230) — 5 июня Кирилл II, епископ Ростовский (+1262) — 3 июня Кирилл, епископ Ростовский (+1384) — 5 июня Леонтий, священномученик, епископ Ростовский (t1073) — 5 июня Лука, епископ Ростовский (+1189) — 23 ноября Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703) — 6 декабря Питирим, епископ Великопермский, Устьвымский (+1455) — 11 февраля и 1 сентябя Прохор, епископ Ростовский (+1130) — 5 июня Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский (+1328) — 20 сентября Симон, епископ Ростовский ((+1226) — 5 июня Стефан, епископ Пермский (+ 1396) — 9 мая Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (+1925) — 7 апреля и 9 октября Трифон, архиепископ Ростовский (+1468) — 12 января и 14 февраля Феодор, архиепископ Ростовский (+1394) — 11 декабря

http://pravicon.com/info-3614

8-е Преподобного Патапия Родом из Фив Египетских, он, достигши совершенного возраста, удалился в пустыню и подвизался в трудах, молитвах и постах. Когда же начали посещать его и беспокоить странники, искавшие советов и молитв, то удалился в Константинополь и, близ Влахернского храма у городской стены, сделав себе шалаш, пребывал в нём до смерти, последовавшей в глубокой старости в VΙ веке. Похоронен был в церкви Иоанна Предтечи. Бог ещё при жизни прославил его даром прозорливости и чудес. Св. Андрей Критский († 712 г.) составил в честь его два похвальных слова, где упоминает о совершённых им чудесах: о исцелении слепого, о исцелении страдавшего водяной болезнью и одержимого бесом, о исцелении рака на груди женщины. Св. Апостолов: Сосфена, Аполлоса. Тихика, Епафродита, Кифы и Онисифора. О них см. в соборе LXX, 4-го января, также 7-го и 10-го сентября и 30 марта. † Преставление преп. Кирилла Челмского Преподобный Кирилл Челмский принадлежал к числу просветителей дикой страны Чуди. Его-то особенно имел в виду иностранный посол, бывший в Москве в 1516 и 1524 г., когда писал: «иноки-пустынники, долгое время посевая щедрой рукой слово Божие между идолопоклонниками, многих из них давно уже обратили к христианской вере... Терпя голод и подвергая опасности саму жизнь, не ожидали и не искали они никаких выгод для себя; единственная цель их была угодить Господу и обратить на путь истины заблудшие души» 145 . Белозерский князь, ревнуя об успехах св. веры между дикой Чудью (это был благоверный князь Глеб Васильевич † 1278 г.), после того, как наказал «Чудь белоглазую» за злодейские нападения на Белозерские поселения христиан, основал в Каркун-пуоли (в медвежьей стороне) город Каргополь 146 . – Искренний ученик Евангелия Христова блаженный Вассиан вскоре затем основал здесь Спасскую обитель, служа для всех примером терпеливой любви 147 . Спустя лет 30 после кончины Вассиановой, на горе Челме, в 50 верстах от Каргополя, поселился преп. Кирилл 148 . Постриженник обители преп. Антония Римлянина, он 5 лет испытывал себя в этой обители подвигами послушания, 3 года странствовал по пустыням, ища места по душе своей, наконец, пришёл в дикую Каргопольскую сторону и, по извещению Божию, избрал себе для постоянного пребывания уединённую гору Челму.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3117 ...великаго князя Димитрия Ивановича Московскаго... – Димитрий I Иванович (12 октября 1350 – 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве, великий князь Московский (с 1359 г.) и Владимирский (с 1362 г.). 3118 ...великом князе Иоанне Васильевиче... – Иван III Васильевич (22 января 1440 – 27 октября 1505) – великий князь Московский с 1462 по 1505 г., сын Московского великого князя Василия II Васильевича Темного. 3121 ...в древних галических летописцех... – Вопрос о существовании таких летописцев остаётся открытым. Те летописцы, которые дошли до нашего времени и порой служат опорой современным краеведам (Смирнов Ю. Летописцы из Галича//Губернский дом. 2000. С. 1516), по большей части являются сочинениями поздними и доверия не вызывают. Повесть об Овиновской иконе Богоматери, известная в списке второй половины XVII в. (РГБ, ф. 98 (собр. Егорова), 1491; изд.: Авдеев А. Г. Житие преподобного Паисия Галичского. С. 354357) и читающаяся в составе так называемого Уваровского вида Летописца Воскресенского Солигалицкого монастыря (см.: Семячко С. А. К вопросу об использовании письменных и устных источников при создании повестей об основании монастырей и монастырских летописцев («Повесть о Тверском Отроче монастыре», «Летописец Воскресенского Солигалицкого монастыря»)//Книжные центры Древней Руси: XVII век: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 256, 261:262), в ряде случаев обнаруживает вторичность по отношению к Житию и следы сокращения своего источника, которым могло быть как Житие, так и текст, являющийся общим источником для Жития и Повести. Бесспорно, у автора Жития был летописный источник, скорее всего местный, содержащий порой уникальные сведения, возможно, дефектный (см. ниже коммент. к дате «6937 г.»; также см.: Авдеев А. Г. Житие преподобного Паисия Галичского. С. 130175). 3122 ...болярин некий, именем Иоан, зовомый Овин. – Боярин Иван, по прозвищу Овин, живший в XIV в., родоначальник Овиных и Овиновых (Авиновых), охарактеризован С. Б. Веселовским как новгородец (Веселовский С. Б. Ономастикой: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 226227). Документы, в частности духовная грамота его внука и наследника Ивана Димитриевича (в иночестве Ионы) Ярцова (см. о нем ниже), фиксируют наличие у Иоанна Овина владений неподалёку от Галича Костромского (подробнее см.: Авдеев А. Г. 1) Галичский Успенский Паисьев монастырь по документам XVXVII веков. С. 319321; 2) Житие преподобного Паисия Галичского. С. 216219).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010