1445 Митрополит Евгений (I, 126) указывает, что святителем было написано еще в 1705 году «Рассуждение об образе и подобии Божием» и напечатано в 1707 г. Рассуждение это целиком вошло в Розыск (см. ниже) и, вероятно, упоминается в письмах к Феологу, под именем брады капитонской. На чем основывается митрополит Евгений, указывая 1705 г. не знаем: в этом году упоминается только спор с двумя бородачами в Ярославле; из-за известного указа о брадобритии. Рукопись А. А. Титова за 100 л. 413 заключает в себе статью «О образе Божии и подобии в человеце и еще едино писания Святаго место неправо от раскольников толкуемо да воспомянется» и далее на л. 414 об. «зде дадеся место к разсмотрению о брадах, о них же много ропот в русаках наших имущих браду, в великий заказ Божии и в великое спасение меняющих». Издания 1707 г., как убедительно доказывает Пекарский (II, 156) не существует, хотя и существуют позднейшие издания этого рассуждения отдельно, до выхода в свет целого Розыска в 1745 г. 1452 Рук. в ризнице Ростовского Яковлевского монастыря, в рамке, под стеклом. Вестн. Евр. 1826 8 стр. 274. Летописцы, вероятно были вытребованы в московскую типографию. Известно, что Петр в 1708 г. поручил Федору Поликарпову написать русскую историю. Указ о высылке летописей в Москву относится, впрочем, уже к 1721 году. 1453 Я. Е. В. 1874 34 стр. 267, п. 12. Св. Димитрий Р. 1849 стр. 59. Кроме того был найден еще хронограф в Спасо-Ярославском монастыре, о чем упоминается и в самом Летописце келейном. 1454 Напечатаны в Душеполезном Чтении 1864, II, 4. в русском переводе. Вот выдержки из оригиналов. 1707 Дек. 4 Ростов к немчину к Архангельскому городу. Isaacio Vanderburg. Haec est vera dilectio christiana et jam eonge distantes nec notos amicabiliter tractare. Catalogum librorum a Do minatione Tua missum perspeximus et quae nobis sunt necessaria notavimus rubris crucibus, praecipue tres majori notatione notati hi ut nobis mittantur rogamus. Pretium solvet D. Stephanus Basilides. Etiam peto Dominationem Tuam, dignetur procurare mihi duos libellos historicos, quorum auctorum nomina scripta misi ad manus vestros. Et qui alii possunt inveniri libri historici summopere rogo mittantur nobis cum pretii nuntiatione. (Синод. 81, л. 3 об.). Без даты: Missis ad me per D. Symeonem Paulidem Czernicyn libris his moleste portantur mihi discrimina haec duo duoq libris M. V. pretium non adjicitur... ex sacculo quo obvoluti erunt святитель взял 8 книг. 1) Petri Ravanelli Bibliotheca. 2) Mellificium Theologicum. 3) Novum Testamentum. 4) Marci Friderici Wendelini. 5) Franc. Baconis de Verulamio. 6) Ars concion andi Guilelmi Pricei Angli. 7) Loci communes s. Theologiae. 8) Sulpicii Severi opera.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прежде рождества Дева – иконы Божией Матери, 17 окт. Призри на смирение – иконы Божией Матери, 16 сент. Прокопий вятский юродивый, 21 дек. Прокопий сазавский, 16 сент. Прохор пшинский, 15 янв. Псково-печерской иконы Божией Матери, 15 авг. и 7 окт. Псково-покровской иконы Божией Матери, 1 окт. Пуллий муч., мар. 26. Путивльвской иконы Божией Матери, мая 2. Ражден , грузинск. святой, 3 авг. Римской иконы Божией Матери, мар. 12. Ржевской иконы Божией Матери, нояб. 28. Роман киржачский, июля 29. Роман , угличский князь, февр. 3. Роман болгар, февр. 17. Ростислав , великий князь киевский, мар. 14. Руденской иконы Божией Матери, окт. 12. РуФ печерский, 28 авг. Репицкой иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Савва македонянин, 27 июля. Савва , архиеп. сербский, 30 авг. и 8 февр. Савва печерский, 24 апр. Савва тверский, 2 мар. Савва андрониковский, 13 июня. Савватий тверский, 2 марта. Сармеан муч., 21 авг. Свенской брянской иконы Божией Матери, 17 авг. Свенекой печерской иконы Божией Матери, 4 мая. Святогорской иконы Божией Матери, 17 июля. Свято-Ильинской иконы Божией Матери, 10 марта. Себежской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Севастиан , преп. пошехонский, 18 дек. Семигорской иконы Божией Матери, 15 авг. Семиезерской иконы Божией Матери, 27 июня и 13 окт. Серапион , епис. владимирский, 12 июля. Серапион кожеозерский, 27 июня. Серапион псковский, 15 мая. Серапион печерский, 21 сен. Сергий малопинежский, 16 нояб. Сергий , печерский, 7 окт. Сергий шухтовский, 19 мая. Силуамской иконы Божией Матери, 1 авг. Силуан , схимник печерский, 28 авг. Силвестр обнорский, 25 апр. Силвестр печерский, 2 янв. Симеон верхотурский, праведный, 12 сент. Симеон , новгородский архиепископ, 10 февр. Симеон , переяславский епископ, 28 авг. Симеон , тверский епископ, 3 февр. Симон , владимирский епископ, 10 мая. Симон , воломский преподобный, 12 июля. Симон сойгинский, 24 нояб. Симон юрьевский, 4 нояб. Сисой , печерский подвижник, 21 сент. Сисой , другой печерский подвижник, 28 авг. Сицилийской иконы Божией Матери, 5 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

СФАКИОТ, рассказ//Русский вестник. 1877.I–III. О ПАМЯТНИКЕ В ФИЛЯХ//Московские ведомости. 1877. РУССКИЕ ГРЕКИ И ЮГО-СЛАВЯНЕ//Русский вестник. 1878. II. ВРАГИ ЛИ МЫ С ГРЕКАМИ?//Русский мир. 1878. IX. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Напечатана, кажется, в той же газете около того же времени (Коноплянцев) Гражданин. 1878. 36> . ХРАМ И ЦЕРКОВЬ //Гражданин. 1878. 10–12. МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О ФРАКИИ//Русский вестник. 1879. III, V, IX. В сборнике «Восток, Россия и славянство» перепечатана гл. 5-я; также издана отдельно . ОТЕЦ КЛИМЕНТ (Зедергольм) //Русский вестник. 1879. XI-XII. Три отдельных издания: 1880, 1882, 1908. ИЗ СТУДЕНЧЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ//Русский архив. 1880; Варшавский дневник. 1880. 65. НАШЕ БОЛГАРОБЕСИЕ. Письма отшельника//Восток. 1879. 7 и 8. НОВЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ Н. Я. СОЛОВЬЕВ//Русский вестник. 1879. XII. Подпись – К. Л. СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ «ВАРШАВСКИЙ ДНЕВНИК» (1880): О либерализме вообще. 9 и 10 янв.; Религия – краеугольный камень охранения. 11 янв.; Тургенев и Маркевич. 19 янв.; Россия и Австрия. 25 янв.; Двадцатипятилетие царствования. 26 янв.; История города Петербурга. 26 янв.; Панславизм. 28 янв.; Культурная борьба в Германии. 1 февр.; Почему мы нередко чужими мнениями дорожим больше, чем собственными. 7 февр.; Взрыв в Зимнем дворце. 11 февр.; Русские войска в Варшаве. 21 февр.; Чем и как либерализм наш вреден? Февр. (46, 59); «Голос» и французские якобинцы. 28 февр.; Газета «Новости» о дворянском пролетариате. 1 марта; Еще о «Дикарке» гг. Островского и Соловьева. Март (55 и 66); Убийство Куммерау; Турция и Франция по отношению к России. 15 марта; Журнал «Русская мысль». 22 марта; Из студенческих воспоминаний. 22 марта (также в «Русском архиве». 1880. I); Кошелев и московский журнал «Русская мысль». Март (69); Колюпанов, земский деятель. 31 марта; «В сорочке родилась», повесть г-жи Коваленской. Аир. (77); По поводу поста в Париже. 9 апр.; Неотчуждаемость дворянского участка и борьба с крамолой. 10 апр.; О субсидиях. 23 апр.; Как надо понимать сближение с народом. 93 и 107. Затем эта статья была издана отдельно; Г. Катков и его враги на празднике Пушкина. 150, 155; О всемирной любви. 162, 169, 173. Этот очерк с добавлением статьи «Страх Божий» был издан отдельно под заглавием «Наши новые христиане».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Месяцеслов имеет памяти святых или показания праздников и препразднств на все дни года (исключая 23 окт. и 29 февр.) большею частию по одной памяти на день. В нем одном попразднство Рожд. Хр. 2 янв. (а не 31 дек.), 22 февр. Мелетия, еп. антиох., 20 мая св. отца Германа (неизвестен, если не Герасим). Есть в именах ошибки писцов, напр. 22 июня священномуч. Иулиана (вместо Евсевия) самосатского. Встречаются изредка повторения памятей: св. Мелетия 12 и 22 февр., св. Архиипа 19 и 20 февр., пр. Венедикта 14 и 21 мар., муч. Агапия и дружины 15 и 19 марта. Вообще же он близок в настоящим, славянским святцам. Последний по времени святой в сем месяцеслове из восточных есть Иосиф песнописец 883 г. 4 апр., из славянских Борис и Глеб 24 июля ( 1015) и освящение Софии в Киеве митрополитом Ефремом (в конце XI в.) 4 ноября. Весьма сходствует с месяцесловом греч. евангелия сипод. библ., 43 (о коем выше) и так же, как и сей, происхождения студийского; оба сходствуют с славянскими прологами студийской редакции. Но мстиславов месяцеслов, судя по отличающим его от прологов и 43 особенностям, имеет основанием другой греч. месяцеслов при евангелии и, может быть, не один, но не составлен по слав. прологам 137 . Месяцеслов в Евангелии 1 Месяцеслов при евангелии славянском XII в. в импер. публичн. библиотеке (под 1 отделения 1 в четвертку), начинаясь сентябрем, кончается мая 8 днем, за утратою последних листов; имеет следующие особенности: 10 нояб. Мины, Виктора и Викентия вместо 11, св. Максима 20, а преп. Евфимия 21 января, 17 февр. св. отца Папы (неизвестен), 20 февр. св. отца Амфила (неизвестен), священномуч. Поликарпа дважды 22 и 23 февраля, 11 апр. муч. Тихона (неизвестен), 28 апр. св. отца Симеона вместо 27. Сей месяцеслов во многом сходствует с мстиславовим евангелием. В месяце феврале в показаниях числ сбивчивость, они поставлены между строчками, подобное замечается и в евангелии греч. 1. Это также служит объяснением частого перенесения святых на предыдущий или на последующий день в разных месяцесловах: неправильная постановка числ не прямо против имен святых сбивала последующих переписчиков и они могли ставить числа прямо против святых, но не в те дни 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Строит. Иона , основатель, 1652. – Даниил , в мар. 1653. Игум. Иосиф определён 16 июня 1653, и в 1656, 57, 58. Строит. Варлаам , в июле 1661. Игум. Гавриил , в дек. 1681. Строит. Симеон , 1686. 11 Елатомской Адриановы пустыни, в Шацком уезде, приписной к Новому Иерусалиму, упразднённой в 1764 г. [III, 70]: Игумены Адриан (при царе Иоанне Василиевиче). Давид , в апр. 1613. Феодосий , в февр. 1621. Иона , 1624. Васильевского уезда, Борисоглебского стана, Успенской Адриановы пустыни. Игумены Филарет , в авг. 1649. Савватий , 1651 и 52. Феодосий , в февр., окт. 1657, в июле 1660, в февр. 1662. Нифонт , в янв. 1679. 12 Вознесенский, девичий, в Тамбове, основан в 1690 г. Ныне третьеклассный. [III, 600.] Игуменьи Фекла † 1735... Екатерина определена 23 февр. 1736; упом. 1739. Александра , 1749–59, 3 сент. отрешена, за беспорядки. Екатерина , 1759–64. Не называлась игуменьей. Анна , в 1764–67; † ... Палладия Дурова , в 1767–72, 4 февр. перев. в Московский Вознесенский мнтрь. Митрополия , 1772–1785, † 17 янв. Евпраксия Микулина , в 1785–89, перев. в Пензенский Троицкий мнтрь. Павла Смирнова , 1789–1800, † 6 дек. Смарагда Норова , 1801–4, уволена на покой. После в Киево-Флоровском игуменьей. Маргарита Лукина , из казначей, 1804–27; † 20 дек. 1830, на покое. Афанасия Созонова , из казначей, в 1827–44, уволена на покой и † … Евгения Гаврилова , из казначей, в 1844–69, † … Алевтина Криволуцкая определена 28 мар. 1869; удалена 13 июня 1870. Дорофея Киликовская , с 26 июня 1870. 13 Санаксарская Богородичная пустынь, от Темникова 3 версты. [VI, 3.] Строители Феодосий , игум., основатель, с 1659; упом. 1685. Зосима … Трифон ... Пётр упом. 1729 и 30. Филагрий ... Порфирий определён 24 февр. 1752 по 17 мар. 1753, отказался. (Пустынь приписана к Саровскому). Феодор Ушаков (восстановитель) в 1764–74, по суду отставлен. Иоиль определён 8 авг. 1774; по дек. 1778. Венедикт , с дек. 1778; † 27 дек. 1788. Вениамин , с 1788. Ксенофонт , игум., 1858–63. Иларий , 1864–67. Особые заметки IV, 82. Елатомского Спасского иг-нья Маремиана , 1623.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авксентий , (возрастающий, греч.) муч. севастийский, 13 дек. Авксентий , преп. вифинский, 14 февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. хадкидонского, 18 апр. Авкт , (умноженный, дат.) муч. македонский, 7 ноября. Авраам (отец множества, евр.) и Лот, пдемянник его, 9 окт. Авраам преп., еписк. каррийский, 14 февр. Аврамий , еп. арвильский, муч. персидский, 4 февр. Аврамий преп. затворник, 29 окт. Аврамий , муч. болгарский, 1 апр. Аврамий пр. смоленский, 21 авг. Аврамий , архим. ростовский, 29 окт. Аврамий пр. гадициий, 20 июля. Автоном , (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент. Авудим , муч. тенедосский, 15 июля. Авундий , (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля. Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября. Агав , (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр. Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг. Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр. Агапит , папа римский, 17 апр. Агапит , преп. печерский, 1 июня. Агапий , (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент. Агапий , муч. севастийский, 3 ноября. Агапий , муч. сицилийский, 24 янв. Агапий , муч. палестинский, 15 марта. Агапий , муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою , 19 авг. Агапий , муч. едесский, 21 авг. Агапия , (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр. Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв. Агафия , (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр. Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек. Агафодор , муч. пергамский, 13 окт. Агафодор , (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта. Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент. Агафоника , (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт. Агафоник , (благопобедитель, греч.) 22 авг. Агафон , (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта. Агафон преп., папа римский, 20 февр. Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр. Агафопус , (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек. Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вит (побежденный или живущий, лат.), отрок, 15 июня. Вифоний (в глубину брошенный, греч.), муч., 3 апр. Вианор (жестокий, насильник, греч.), муч. писидийский, 10 июля. Владимир – Василий , вед. князь киевский, 15 июля. Власий пастырь, муч. кесарийский, 3 февр. Власий , еп. севастийский, муч., 11 февр. Вонифатий (благотворец, лат.), римлянин, муч. киликийский, 19 дек. Вонифатий милостивый, еп. ферентийский, 19 дек. Всевоиод-Гавриил , князь псковский, 11 февр., 22 апр. и 27 ноября. Вукол (пастух, греч.), еп. смирнской, 6 февр. Вера , муч. римская, 17 сент. Гаафа , княгиня готфская, 26 марта. Гаведдай , муч. персидский, 29 сент. Гавиний (лат.), пресв., муч. римский, 11 авг. Гавриил (нуж Божий или крепость Божия, евр.), архангел, 26 марта и 13 июля. Гавриил , муч. болгарский, 22 янв. Гавриил-Всеволод , князь псковский, 11 февр. Гаиания (земная, греч. см. Гай), муч. арменская, 30 сент. Гаиан (зенной, греч.), 15 ноября. Гаий (зенной, греч. и латин. gava – земля), ап. из 70, 5 нояб. Гаий , мучен. александрийский, 4 окт. Гаий , папа римский, муч. 11 авг. Гаий , мучен. никомидийский, 21 окт. Гаий , муч. с Евстохием и друг., 23 июня. Гаий , из 40 мучч. Севастийских, 9 марта. Галактион (молочный, греч.), муч. едесский, 5 ноября. Галактион и Иулиания , мучч. 22 июня. Гали или Калиса , муч. 10 марта и 16 апр., (прекрасная, греч). Галик муч., 3 апр. Галина (тишина, спокойствие, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 марта. Гамалиил св. (награда Божия, евр ), 2 авг. Гантиол , муч. с Ианиуарием , 19 сент. Геласий (смеющийся, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Гемелл (близнец, двойник, лат.), пафлогонянин, муч. едесский, 10 дек. Геннадий (благородный, греч.), патриарх цареградский, 31 авг. Георгий (земледелец, греч.), великомуч. никомтдийский, 23 апр. Георгий Хозевит, 8 янв. Георгий , патриарх константинопольский, 18 авг. Георгий Лимнеот, преп. оиимпийский, 24 авг. Георгий , еп. амастридский, (Пафлаг.), 21 февр. Георгий , еп. деволтский, нуч. болгарский, 22 янв. Георгий , нитрополит милитинский, исповедник, 7 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В древнейших редакциях Иерусалимского устава 9 февр. положено совершать память Н. и отдание праздника Сретения Господня (напр., см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 191); служба Н. поется на повечерии (напр., см. Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 91б). Такое же указание содержится и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.; однако, если отдание праздника Сретения бывает раньше 9 февр. (подробнее см. в ст. Сретение Господне ), то служба Н. соединяется со службой Октоиха или Триоди; Н. назначается отпустительный тропарь, кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласная стихира. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., служба Н. может совершаться 9 февр. на повечерии либо переноситься на 10 февр. и отправляться вместе со службой сщмч. Харалампию. Такая же альтернатива допускалась и в изданиях 1633 и 1641 гг. В пореформенном издании 1682 г. (именно оно лежит в основе совр. Типикона РПЦ) возможность переноса службы Н. с 9 на 10 февр. не рассматривается; в этом издании появился дополнительный кондак Н. 1-го гласа         Богослужебное последование Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ); кондак 3-го гласа Πτερωθες Αοδιμε, τ το Κυρου γπ (         допускается авторство прп. Романа Сладкопевца - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1947. Τ. 46. Σ. 311) с икосом; иной кондак - 1-го гласа -        (Минея (МП). Февр. С. 285; греч. оригинал с икосом известен по рукописям - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1947. Σ. 311); канон, составленный Феофаном Начертанным , с акростихом Κλεινν ν θλοφροις Νικηφρον σμασι μλπω (Славнаго в страстотерпцех Никифора песньми пою) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Κορυφουμνην τν το βου θλασσαν (Воздвизаема житейскаго моря); цикл стихир-подобнов; самогласная стихира; седален; светилен. В рукописях сохранились песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: дополнительные икосы кондака 3-го гласа (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 178); 2 цикла стихир-подобнов, самогласная стихира, седальны, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1947. Σ. 310-311).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

4 Февр. 4287 Взыскал и взыскивает погибших Господь. Взыскивает их и Матерь Его, Пречистая Богородица, достодолжно именуемая «Взысканием погибших». Взыщи и меня погибшего, Владычица моя! Нет у меня другой надежды, кроме Тебя. 5 февр. 4288 «Тщеславие отщетевает богатство правды, смирение же расточает страстей множество»... (Нед. мыт. и фарис. кан. п. 3). Каждая ценная вещь имеет своих врагов: меха поедает моль, дерево точит червь, ткани разъедает гниль, яства покрывает плесень. Также и в мире духовном: праведность губится и обесценивается тщеславием, греховность убивается и обеззараживается смирением. 6 Февр. 4289 Фарисей и мытарь – это если не два человека, то 2 настроения, могущие уживаться в каждом человеке, в одном более, в другом менее, то и другое. Каждый из нас в одно время фарисей, в другое мытарь. Помня это всегда, надлежит стараться и легче добиться, чтобы чаще вздыхать мольбою мытаря, не допуская овладевать душою настроению фарисея. 7 Февр. 4290 " Сия есть Кровь Моя – Нового Завета!.. « Это противоположение Крови Христовой – ветхозаветной жертвенной крови, показывает соответственную важность Христовой крови и несравненное превосходство. Кровь Ветхого Завета лишь знаменовала очищение грехов будущею кровью Искупителя. Кровь Нового Завета самым делом давала такое очищение и омовение людей от грехов и всякой нечистоты. Кровь Ветхого Завета была символом всего этого завета. Кровь Христова подобным же образом открывала собою особый Новый Завет , новую жизнь, отличающуюся совершеннейшими новыми отношениями человека к Богу и Бога к человеку. 8 Февр. 4291 Благодари твоих клеветников, гонителей, недругов и оскорбителей: они истинные твои благодетели, хотя и кажутся желающими и причиняющими тебе одно зло. Ты простишь им это все и забудешь, когда венец небесный, венец неповинных страданий увенчает главу твою. 9 Февр. 4292 Как ни плохо наше время в религиозном и нравственном отношениях, как ни безотрадно нынешнее оскудение веры и благочестия, при всеобщем упадке нравов и ужасающем обилии всевозможных преступлений, все таки есть еще в этой нашей тьме искры Божии. Есть истинные последователи Небесного Учителя, глядя на которых сладко трепещет сердце и говорит: » нет, не умерла истина. Не угасла вера и сила Христова. Не на 1910 лет отстоит от нас Друг мытарей и грешников, Друг Марфы и Марии, Друг Мандалины, любившей Его так, как никто на земле, Друг Апостолов, Мучеников и страстотерпцев, не пожалевших ради Него самой жизни своей. «Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века», сказал Господь и не нарушил сего драгоценного обещания до сих пор, поддерживая в сердцах многих столь сильный огонь живейшей любви и преданности, какие только возможны в отношении только к живому, сейчас присутствующему, сейчас близкому и дорогому Существу, отзывающемуся на любовь любовью, на слезы – радостью, на скорбь – утешением, на всякий зов – ответом мира, невидимой Отеческой ласки и благодатного успокоения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010