В этот день, православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей 5 ноября. ПРАВМИР. Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября стар. ст.  (память святого Димитрия Солунского) – день тезоименитства самого Димитрия Донского. Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но – вместе с ними – и всех, вообще, своих усопших. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/segodnya-dimitrievskay...

Надо полагать, что были им построены и другие церкви, так как на его надгробии вырезана надпись: «За дарованные же от Бога победы, в знак благодарения и для памяти будущим родам многи святыя постави церкви». О том, создал ли церковь в память своих побед тесть Довмонта св. вел. князь Александр Невский, нет указаний, и такие победы, как Невская и на Чудском озере, остались и до сих пор без памятников. 150 лет живет Русь под гнетом татар. Князья ее продолжают свои междоусобия, изредка вспыхивают попытки освободиться от ига, но результат попыток всегда печальный – увеличиваются страдания и бедствия несчастной страны. Общий позор вызвал появление сомнения, отчаяния, чувства равнодушия ко всему, пропадает святость или поэзия жизни, глохнет стародавняя слава, пропадают один за другим молитвенные памятники ее, а новой славы нет. Но притеснители слабеют, разъединяются; Русь же мало-помалу объединяется, усиливается и начинает, так сказать, стряхивание ярма; в 1378 г. бьют наголову татарского князя Бегича на Боже, но старое чувство страха не позволяет поставить памятника этому событию. Настал 1380 год – год достопамятной Куликовской битвы. Впечатление, произведенное этим московским подвигом на весь русский народ, подавляющее, вековое; с куликовским подвигом, как бы, снова воскресло былое славное вольное время для русского человека. Подвиг был так велик, что русские земли, не принимавшие участие в дне 8 сентября, чувствуя, как бы, упрек совести, создают целый ряд благочестивых подложных сказаний, где яркими красками описывается участие их (Новгорода, Твери) в этом братском деле. Великое дело требует и великих памятников. С 9 по 16 сентября, 8 дней кряду, Великий Князь предавал земле останки воинов и тут же, на костях их, в главе всех могил, поставлена была, по все вероятности, обыденная, церковь Рождества Богородицы, построенная из дубов засадной рощи. Много Рождественских храмов воздвигнуто было потом в память Куликовской битвы: в Коломне – Бобренев монастырь, в Государевом дворе на сенях, в Москве – на Солянке, что на Кулишках, Рождественский женский монастырь – на Трубной, Рождественская церковь Симонова монастыря, где погребены Пересвет и Ослябя, а, может быть, тела и других знаменитых бояр, что привезены были с Куликова поля.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Царица Небесная не раз покровительствовала городам русским во время нашествия иноплеменников, помогала их защитникам отстоять отеческие рубежи. Смутными и тяжелыми были первые годы царствования молодого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Медленно улегались волнения и нестроения в пределах государства Российского, поднятые событиями Смутного времени. Этим и решили воспользоваться давнишние недруги земли Русской шведы. Разбойно вторгшись в северные пределы России они захватили Новгород и осадили Тихвинский монастырь, расположенный неподалеку от города. Мужественно сражались защитники монастыря-крепости. Ни обученность войска неприятеля, ни его превосходство в численности не сокрушили защитников. Удачными вылазками оборонявшиеся измотали врага и вынудили его с позором бежать. Образ этот до революции находился в Новгородском Софийском соборе. После революции икона долгое время находилась в потаенном месте, где была спрятана от безбожников. Во время немецкой оккупации она прибыла в Ригу. В настоящее время святой образ находится в США. Праздник иконы: 19 августа ст.ст. (1 сентября н.ст.) Икона Божией Матери «Донская» Эта святая икона исторически связана с одним из важнейших моментов становления Русского государства – собиранием русских земель вокруг единой и наследственной великокняжеской или царской власти. После победы князя Дмитрия Донского над татарами на Куликовом поле началось широкое почитание чудотворной Донской иконы Божией Матери. Войско несло этот образ в виде хоругви во время битвы 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Β 1591 году, когда битва с крымскими татарами происходила на подступах к самой Москве, много было пролито слез и совершено молитв перед Донским образом Божией Матери. Ей приписывалось сохранение русской столицы, в память чего был воздвигнут в Москве, на месте, где стояла икона во время боя, Донской монастырь. После этой победы чудотворный образ всегда находился в Москве, в кремлевском Благовещенском соборе. В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Святейший Патриарх освятил колокола и благословил посадку деревьев вблизи Куликова поля 21 сентября 2005 г. 15:38 После совершения торжественных мероприятий на Куликовом поле Святейший Патриарх Алексий, сопровождающие его архиереи и другие участники торжеств направились в село Монастырщина, расположенное в 10 км от Куликова поля. В этом слеле, на месте, где были погребены в братской могиле русские воины, павшие в сражении на Куликовом поле, построен Богородице-Рождественский храм. Здесь же, в с. Монастырщина, неподалеку от места слияния рек Непрядвы и Дона, установлен памятник св. Димитрию Донскому. Его Святейшество возложил венок к памятнику. Затем Святейший Патриарх освятил колокола для сельского храма Рождества Божией Матери, которые были установлены на площадке перед храмом. Четыре самых больших колокола переданы в дар храму Центром национальной славы России и Фондом Андрея Первозванного. На всех колоколах по благословению Патриарха упомянуто 625-летие Куликовской битвы. На первом колоколе весом почти две тонны изображены Рождество, Успение, Покров Богородицы, Владимирская и Донская иконы Богоматери. Надпись на колоколе гласит: «Благодарствие Пресвятой Богородицы, заступницы христианской, не оставившей рабов своих и помощь им пославшей, нетленной ризой своей покрывшей и врагов их устрашившей». По словам Святейшего  Патриарха Алексия, надпись должна напоминать о том, что 21 сентября 1380 года в стане русских воинов находилась чудотворная икона Богородицы, получившая после победы наименование Донской. На втором колоколе (весом более тонны) — образы архангела Михаила, на третьем (весом 430 килограммов) — изображение прп. Сергия Радонежского, благословившего войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву, на четвертом колоколе (210 килограммов) — сюжет иконы «Все святые». Колокола отлиты Обществом древнерусской музыкальной культуры совместно с АМО ЗиЛ. Эти организации отлили всего с начала 1990-х годов более шести тысяч колоколов, числе для храмов в Польше, Норвегии, Франции, Германии, Японии, Индии, стран Африки и др. Здесь же состоялся Патриарший прием в честь праздника Рождества Пресвятиой Богородицы и юбилея Куликовской победы. На приеме Святейший Патриарх Алексий обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В заключение торжеств Предстоятель Русской Церкви благословил посадку Дубровой рощи, которая будет создана в память о воинах, павших на Куликовом поле. Полагают, что в располагавшейся здесь некогда Зеленой дубраве располагался засадный полк, решивший исход Куликовского сражения. От дубравы сегодня остался лишь небольшой островок деревьев в широком поле. Сейчас начались работы по воссозданию рощи. Предполагается, что на территории 60 гектаров будет высажено 40 тысяч деревьев. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/40855.html

Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига. М., 1880. Федотов Г. П. Преп. Сергий Радонежский//Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 140–153. Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 401–413. – Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. С. 247–258. – Церковь и время. Ежеквартальный журнал Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. 1992. 3. С. 1–25. (Из книги: Fedotov G. P. The Russian religious mind. Vol. II: The Middle Ages, the thirteenth to fifteenth centuries. Cambridge, Massachusetts, 1946. P. 195–229, в переводе H. A. Егорова). – Ближний свет издалека. Сергий Радонежский – вчера, сегодня, всегда. Иркутск, 1992. С. 29–43. – Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в сочинениях русских историков и философов и воспоминаниях путешественников. Сергиев посад, 1992. С. 24–33. – Возбранный России воеводо. М., 1994. С. 80–91. Филарет (Гумилевский) , архиепископ черниговский. Житие преподобного Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. Пг., 1915. Филарет (Дроздов В. М.), митрополит московский и коломенский. Да подражаем его вере. Слова, посвященные памяти преподобного Сергия, с приложением молебного канона преподобному Сергию, печатаемого по рукописи середины XVIII-ro века. М., 2002. Филарет (Дроздов В. М.), митрополит московский и коломенский. Слово по освящении храма явления Божией матери преподобному Сергию, устроенного над мощами преподобного Михея в свято-Троицкой Сергиевой лавре в 27 день сентября 1842 года, говоренное синодальным членом Филаретом, митрополитом московским. М., 1842. Перепеч.: Торжественное празднование 500-летия преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца (25 сентября 1892 года). М., 1892. С. 42–47. – Филарет (Дроздов В. М.), митрополит московский и коломенский. Три слова в Бозе почившего Филарета, митрополита московского, в благоговейную память пятисотлетней годовщины преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, радонежского чудотворца. М., 1892. С. 7–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Взорам специалистов постепенно открывается некрополь XV века, один из самых крупных на территории Московской Руси: «Уникальные находки попадаются практически каждый день. Например, в могиле монаха нашли красноглиняный изразец с изображением единорога. Он использовался в качестве своеобразной подушки для головы умершего... В сухой почве многие находки хорошо сохранились. Медный крест с монастырского погоста, свинцовое ядро времен польско-литовской осады». Монастырскую землю находки не покинут: «в историко-художественном музее и так негде хранить огромную коллекцию могильных плит из лавры. Некрополь будет частично восстановлен и выведен на поверхность, а останки средневековых монахов после изучения антропологами повторно предадут земле». Интервью с известным путешественником Федором Конюховым опубликовала «Комсомольская правда».  Отвечая на вопросы журналиста Эдуарда Воротникова, Федор Конюхов говорит о своем желании стать священником: «…хочу получить приход где-нибудь в глухой деревне. … У меня было много планов путешествовать, но они меняются. Есть у меня место для жилья в Сергиевом Посаде, рядом с Сергием Радонежским, всегда мечтал жить у его могилы». После краткой беседы со спортсменом, журналист делает странное заключение: «Впрочем, Конюхов не собирается уже завтра примерять сутану священника». Остается только удивляться, где же это Э. Воротников видел православных священников в сутанах. В целях ликвидации безграмотности приводим определение значения этого слова из словаря: «Сутана (франц. Soutane) - одежда нижней половины тела, у католических духовных лиц». Одежда православного священника называется «рясой». Другое интервью – со священником Иваном Охлобыстиным – опубликовала «Российская газета». В интервью журналист Татьяна Хорошилова расспрашивает о. Иоанна о бытовых вопросах существования его семьи, о работе в кино, о богатстве. В пятницу, 12 сентября Русская Православная Церковь отметила праздник в честь святых князей Древней Руси - Александра Невского и его младшего сына Даниила Московского. Об этом сообщает агентство РИА «Новости» .  «Празднование Александру Невскому/1120-1263/установлено в память перенесения его святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург 12 сентября 1724 года. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении и было ознаменовано чудом - по преданию, святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи князя были открыты перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование Александру Невскому. Прославление его в лике святых состоялось в середине 16 века».

http://pravoslavie.ru/4848.html

«Летописцы наши сказывают, что ВСЯ РОССИЯ испытывала тогда гнев небесный: следственно и Москва, хотя они не упоминают о ней в особенности. II. Битва на Куликовом Поле. «6-го Сентября (1380) войско наше приблизилось к Дону и Князья рассуждали с боярами, там ли ожидать Монголов, или идти далее? Мысли были несогласны. Ольгердовичи, Князья Литовские, говорили, что надобно оставить реку за собою, дабы удержать робких от бегства, что Ярослав Великий таким образом, победил Святополка, и Александр Невский Шведов. Еще и другое, важнейшее обстоятельство было опорою сего мнения: надлежало предупредить соединение Ягайла с Мамаем. Великий Князь решился – и, к ободрению своему, получил от Св. Сергия письмо, в коем он благословил его на битву, советуя ему не терять времени. Тогда же пришла весть, что Мамай идет к Дону, ежечасно ожидая Ягайла. Уже легкие наши отряды встречались с Татарскими, и гнали их. 7 Сентября Димитрий собрал воевод, и сказав им: «Час суда Божия наступает!» велел искать в реке удобного броду для конницы, и наводить мосты для пехоты. В следующее утро был густой туман, но скоро рассеялся: войско перешло за Дон, и стало на берегах Непрядны, где Димитрий устроил все полки к битве. Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемые ярким, осенним солнцем, – слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу Государю нашему!» – и, вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут чрез несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, Димитрий в умилении преклонил колени и, простирая руки златому образу Спасителя, сиявшему вдали на черном знамени великокняжеском, молился в последний раз за Христиан и Россию; сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому, называя воинов своими верными товарищами и милыми братьями, утверждая их в мужестве, и каждому из них обещая славную память в миру с венцем мученическим за гробом. «Войско тронулось, и в шестом часу дня увидело неприятеля среди обширного Поля Куликова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликове поле над Мамаем 8-го сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, путешествовал в Троице–Сергиеву обитель, игумен которой, преподобный Сергий Радонежский, благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей обители двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю (оба они пали в битве с неверными и погребены на Старом Симонове, близ Симонова монастыря). Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил церкви творить это поминовение ежегодно в Димитриевскую субботу (пред 26-м числом октября – днем тезоименитства победителя Мамая). Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за веру и отечество живот свой на брани положивших, но купно с ними и всех вообще усопших братий своих. Поминовение усопших особ царского дома (царские панихиды) В 1548 году, 21-го июня, великий князь и царь Иоанн Васильевич, но благословению митрополита Макария, установил общую память усопшим благоверным Князем и Бояром и Христолюбивому воинству и Священническому и Иноческому чину и всем православным Христианам, и оттоле повелел написать ту память в Соборные книги 224 , для чего в древности существовал в России особый панихидный приказ. Поэтому и список ежегодно в известные дни поминаемых преставившихся Великих Российских Императоров, Императриц, Царей и Цариц и прочих особ Высокой их фамилии начинается с Царя Иоанна Васильевича Грозного, скончавшегося в 1584 году. Святейшим Синодом предписано, как отправлять царские панихиды во дни, назначенные для этого в Реестре поминовения царственных особ. Поминовение чинить архиереям и монастырским властям и прочим священнослужителям так: 1) По великих Государях Императорах и Императрицах и по Государыне Цесаревне Анне Петровне панихиды служить архиереям, в монастырях монастырским настоятелям в числа, показанные в Реестре, равно и в прочих кафедральных архиерейских и градских соборах протопопам соборне, и в ружных, приходских и городских церквах – священнослужителям. 2) По великих Государях Царях и Царицах и по прочих высоких персонах отправление панихиды оставляется на произволение архиерея; только она неопустительно должна совершаться если не архиереем, то прочими духовными лицами. В монастырях же настоятелям и во всех прочих соборах и церквах священнослужителям служить панихиды самим по всех членах царствующего дома.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

благоверного князя Александра Невского в освящение новой столицы Русского Царства и покровительство Русским Императорам; 30-е августа было днем тезоименитства в Бозе почившего Императора Александра Николаевича; 30-го августа 1879 года заложен был Александроневский храм, в память чудесного спасения жизни Царя-Освободителя от злодейского покушения; 30-го августа 1882 года, в день тезоименитства ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Александровича, завершена и окончена была каменная кладка новоосвященного храма; 30-го августа 1884 года повешены были колокола на временную колокольню как бы в ознаменование громкой славы дел Императора Александра II, в память которого и построен самый храм, и, наконец, 23 ноября того же года, в день прославления свят. Александра Невского первым его чудом, совершено было освящение двух приделов новоустроенного храма, из которых заслуживает особенного внимания придел св. Александра Невского. Нельзя пройти молчанием того обстоятельства, что освящение главного престола храма, совершенное 8-го сентября истекшего года, совпало со замечательным по своим последствиям чудом покровительства св. Александра Невского Дмитрию Донскому в одержании Куликовской победы над татарами в 1380 году, которая, можно сказать, решила судьбу нашего отечества. Замечательно также и то, что кресты над храмом поставлены 26 октября 1882 года, в день памяти св. славного великомученика Дмитрия Солунского, в ближайшую субботу от которого совершается нашею Церковью поминовение воинов, павших в Куликовской битве за спасение нашего отечества, покровительствуемого и защищаемого св. Александром Невским. Александр Второй, находившийся под покровительством св. Александра Невского, также пал от руки злодеев, не смотря на то, что Он спас наше отечество своими благотворными реформами, – и новоосвященный храм воздвигнут в память чудесного спасения Мученика-Царя; а потому водружение крестов над таким храмом в день св. великомученика Дмитрия Солунского и поминовения воинов, павших за св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Показав древность обычая – после праздника Пасхи ходить к умершим для поминовения их – надо заметить, что в первенствующей Церкви хоронились вместе вообще все христиане, и среди мучеников погребали и прочих умерших (Слово св. Амвросия Медиолан. 77). Златоустый пишет, что древние христиане ходили на могилы, гробы св. мучеников, а следовательно и на могилы других, здесь же погребенных христиан; собирались точно так же, как и иные христиане посещают кладбища. V. 29-е августа В этот день Церковь празднует усекновение главы св. Иоанна предтечи крестителя Господня. Священная история свидетельствует нам, что Предтеча Господа Иоанн пострадал за истину. А так как православные воины и вообще все положившие жизнь в сражении за веру, царя и отечество являются подобными св. Иоанну Предтече, то и отправляет Церковь наша панихиду преимущественно о них – положивших жизнь свою в сраженьи. Этот день поминовения установлен в 1769 году при императрице Екатерине II, во время войны с турками и поляками. В чине поминовения православных воинов 29-го августа сказано, что «оное поминовение отправлять архиереям, а в монастырях настоятелям и в прочих кафедральных архиерейских и городских соборах протопопам соборно, а в приходских и сельских церквах местным священнослужителем н е о т м е н н о». VI. Дмитриевская суббота Суббота перед 26-м днем октября, в который совершается память св. великомученика Димитрия Солунского, причислена к родительским субботам. Вот когда и по какому случаю совершилось установление этой димитриевской субботы: великий князь Димитрий Иоаннович Донской родился 26-го октября. В его княжение князь ордынских татар, Мамай привел всю орду на землю Российскую. Россия же имела тогда великого угодника Божьего св. преп. Сергия Радонежского. Великий князь уважал и чтил Преподобного, и потому пришел в трудный час к нему за советом: «идти ли на брань противу столь сильного врага или нет?». Преподобный Сергий, сотворив молитву и благословив князя, сказал: «Должно Тебе, Государь, попещись о врученном Тебе от Бога христоименитом стаде, и с помощью Его получишь победу». При том дал ему двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослабю. На Куликовом поле, 8-го сентября 1380 года, великий князь остался победителем. Эта блистательная победа над татарами сделалась началом освобождения России от ордынского порабощения. Возвратясь с поля битвы, великий князь поспешил к преп. Сергию в московскую обитель Живоначальные Троицы. Здесь, совершив поминовение о погибших ратниках, предложил Церкви творить ежегодно поминовение об убиенных воинах в субботу, перед днем его ангела, т.е. 26-го октября. С того времени эта суббота причислена российской Церковью к родительским, и православные христине в этот день совершают память и о своих усопших родственниках, как и в другие родительские дни: ходят на кладбища, или служат панихиды в церквах. VII. Дни поминовения усопших православных особ Царского Дома

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010