Сие произошло 8 сентября 1380 г. Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского Память преподобного Антония празднуется св. Церковью 10-го июля. Преподобный Нестор подвизался в Печерском монастыре еще при жизни преподобного Феодосия. Кроме жития преподобного Феодосия он написал еще житие святых благоверных князей Бориса и Глеба. Помимо того он оставил нам первоначальную историю нашего отечества, или Летопись, где он излагает по годам историю русской земли; за этот труд ему усвоено наименование Летописца. Летопись Нестора доведена до 1111 г. Следует заметить, что, по мнению некоторых ученых, летопись написана не одним Нестором. Весьма вероятно, что в составлении ее принимал участие Сильвестр, игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве (живший в начале XII века). За свои подвижнические труды Нестор причислен св. Церковью к лику святых. Память его празднуется 27 октября. Василев с именем Василькова существует и в настоящее время и представляет собою уездный город Киевской губ.; он находится в 36 верстах к юго-западу от Киева и расположен при реке Стугне, притоке Днепра. — Преподобный Феодосий родился между 1035–1038 г. Причиной, побудившей родителей Феодосия переселиться в Курск, было распоряжение князя о перемещении из Василева отца Феодосия на службу в Курск. В Василеве, как и в Курске, отец Феодосия исполнял, вероятно, обязанность княжеского «тина» или судьи, мирового посредника (по делам не уголовным). См. житие его под 23 марта. Это было в 1055–1056 гг. Ярослав I Владимирович княжил с 1019 по 1054 г. Это было в 1056–1057 гг. См. житие его под 19 ноября. Изяслав I Ярославич княжил с 1054 по 1073 г., затем вторично с 1076 по 1078 г. См. житие его под 28 января. Святой Ефрем путешествовал в Константинополь, где и списал устав Студийского монастыря. Этот устав был составлен преподобным Феодором Студитом, игуменом Студийского монастыря в Константинополе, в начале IX в. В конце XI в. он был введен в руководство русскою Церковью и держался в ней до половины XIV в., когда начинает уступать иерусалимскому (этот устав введен преподобным Саввою Освященным в палестинских монастырях в VI в. — Память св. Саввы празднуется 5 декабря). В основу Студийского устава преподобный Феодор положил общежительные правила монастырского жития святого Василия Великого. Память святого Ефрема совершается Церковью 28 января.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников . Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

– Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапною смертью : во время потопа, землетрясения, войн и т. д. – Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан. – Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы. Существуют также частные родительские дни. – Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же вторник в русском народе назван Радоницей: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (второй вторник после Пасхи). – 11 сентября (по новому стилю), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено в Русской Церкви в 1769 году по указу императрицы Екатерины II, во время войны с турками и поляками. – Димитриевская родительская суббота совершается за неделю перед 8 ноября по новому стилю (день памяти великомученика Димитрия Солунского). Установлена она благоверным великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, святой князь Димитрий совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал эту субботу Димитриевской. Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Молитва о сынах отечества Слово перед панихидой в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, в день памяти Усекновения главы святого Про­рока Божия, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по обы­чаю, принятому только в Русской Православной Церкви, со­вершается заупокойная молитва о тех, кто отдал жизнь свою за Отечество, за веру, за ближних. Русский верующий народ особенно благоговейно чтит па­мять почивших. Много раз в течение года в храмах Русской Православной Церкви совершаются заупокойные молитвы. Ни­где, как у нас, не бывают так многолюдны, усердны и проник­новенны панихиды в дни общего поминовения усопших. Наш народ прошел через великие битвы, защищая свою землю и свободу. Он познал радость побед, но и горе утрат его было безгранично. Память церковная свято хранит благо­честивый обычай молиться о верных сынах Отечества, павших на полях брани. Как горячи бывают молитвы в Димитриевскую родительскую субботу, установленную преподобным Серги­ем Радонежским и благоверным князем Димитрием Донским в память о тысячах русских воинов, погибших на Куликовом поле в 1380 году в сражении против полчищ Мамая! Шесть сто­летий из года в год в этот памятный день в храмы наши стека­ются православные христиане и с благодарением вновь и вновь молитвенно воспоминают их подвиг, умоляя Господа и о сво­их почивших близких. Нынешний день более двухсот лет назад (в 1769 году) был избран для поминовения погибших в сражениях русских вои­нов. С тех пор православные христиане молятся о неисчисли­мом множестве сынов своих, отдавших жизнь не только за нашу Отчизну, но и за свободу братских народов Болгарии, Польши, Сербии, Чехии, Румынии, Греции и других стран. В день памяти святого Крестителя Господня Иоанна — ве­ликого провозвестника Истины и обличителя всякого зла — вспомним тех, кто, подобно ему, не пощадил своей жизни ради торжества добра и справедливости на земле. Помолимся о тех, кому мы обязаны своей свободой и благоденствием, — о наших отцах и братьях, о сражавшихся рядом с ними женщинах и со­всем юных девушках. Склоним головы перед священным само­пожертвованием наших матерей и сестер, вдохновенный и тяж­кий труд которых, стирая различия между тылом и фронтом, неумолимо приближал день победы над врагом. Бесценный и святой дар Отечеству его сынов и дочерей неизмерим ника­кой человеческой мерой.

http://pravoslavie.ru/29396.html

Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. 3 ноября. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского вспоминает всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви. Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября (память святого Димитрия Солунского) — день тезоименитства самого Димитрия Донского. Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но — вместе с ними — и всех, вообще, своих усопших. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

http://pravmir.ru/dmitrievskaya-roditels...

Вооруженный копьем, Александр устремился на коне к Челубею. Бились так, что казалось и тряслось само место их поединка. Татарский богатырь, пронзенный копьем, упал с коня головой к своим. Но Александр не сразу упал, что предзнаменовало нашу победу. После битвы тело Александра Пересвета привезли в Симонов монастырь Рождества Богородицы ( " Федоров " ), где после 1398 г. был рядом похоронен и Андрей Ослябя, сражавшийся с татарами храбро в 1380 г. и потом. Архимандрит Феодор стал после смерти Митяя (+1379 г.) духовником великого князя Димитрия Ивановича Донского и в 1382 г. был восприемником (крестным отцом) его сына Андрея, будущего князя Можайского и Белозерского. С 1390 года преподобный Феодор был архиепископом Ростовским (+28. XI.1394). Преподобный Сергий был крестным отцом князей Димитриевичей - Юрия, ставшего потом Звенигородским, и Петра. В советское время на территории Симонова монастыря построили трансформаторный завод. В соборном храме Рождества Богородицы размещался компрессорный цех. Теперь монастырь возвращен верующим. Мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, причтенных к лику святых в 1981 г., покоятся под спудом. Кроме Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Св. Троицы), память Александра Пересвета и Андрея Осляби отмечается еще в дни: 1) " Всех Московских святых " - воскресенье перед 8 сентября; 2) " Всех Тульских святых " - 22 сентября н. ст.; 3) " Всех Брянских святых " - 3 октября н. ст. (установлена 5 декабря 2003 г.); 4) " Всех Радонежских святых " -19 июля н.ст. Великий князь Димитрий Донской (+19. V.1389 г.) схоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме даты кончины его - 19 мая, также дня " Всех Российских святых " , его память еще в праздники 1), 2) и 4). О всех российских воинах, положивших свои жизни на Куликовом поле, мы особо молимся в Дмитриевскую субботу (установлено Преподобным Сергием Радонежским и святым князем Димитрием Ивановичем Донским). ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1314-1392)

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарево сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали ее своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими. Свое название она получила со времен битвы Дмитрия Донского с татарами. Донские казаки, прибывшие на помощь великому князю, принесли с собой икону Богоматери, взятую из Благовещенской церкви. Икона стала хоругвью русского войска и в день Куликовской битвы, в 1380 году ее носили среди православных воинов, воодушевляя их на победу. В память победы, одержанной на берегах Дона, икона названа Донскою. В XVI веке был установлен ежегодный праздник в честь этой иконы, который отмечается 19 августа. Дмитрий Донской перенес икону в Москву и поставил сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля. Традиция почитания Смоленской иконы Божией Матери, называемой «Одигитрия», пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарево. Тропаревский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил свою дочь Софью – супругу князя Василия Дмитриевича. Софьей перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Считается, что помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по русскому лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более трех тысяч, они хранились как в церквях Москвы, так и в церквях других городов. Празднование иконы Смоленской Божией Матери было определено на 10 августа. В храме также хранится довольно редкая икона Анны Кашинской. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII-ro столетия. После кончины мужа – великого князя Михаила Ярославовича она постриглась в монашество. Потом по просьбе своего сына, князя Василия Кашинского, переселилась в г. Кашин, в Успенский женский монастырь, где и приняла схиму под именем Анны. Своей праведной жизнью она снискала глубокое уважение современников и благоговейную память потомков. В 1649 г. собор в Москве причислил благоверную Анну Кашинскую к лику святых. Икона св. Анны Кашинской была подарена одной из прихожанок храма.

http://sobory.ru/article/?object=03292

Веками сербский народ страдал и был гоним, но он все выдержал, и Господь наградил его, гонимого правды ради, воинством праведников, бесконечно превосходящим в численности все видимые воинства безбожников, восстающих ныне на сербский народ. Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное. 21 Святитель Савва – (1237 г., память 12/27 января, 30 августа/12 сентября), в миру Растко (Ростислав) Неманич, младший сын Сербского царя Стефана Немани. Первый архиепископ Сербский, святой покровитель Сербии, один из самых почитаемых сербских святых, креститель и просветитель сербского народа. Даже после своей кончины святитель был страшен и ненавистен врагам Православия. Поэтому Синан-паша в 1595 г. похитил его нетленные мощи из монастыря Милешево в Сербии и сжег их в Белграде. В настоящее время на этом месте стоит крупнейший православный храм в Европе во имя Святителя Саввы Сербского . – Прим.перев. 22 Князь Лазарь – великомученик (1389, память 15/28 июня), с 1371 г. – Сербский князь (король) из династии Неманичей, один из величайших правителей Сербии. Святой Лазарь был великим храмостроителем и основателем многих монастырей, в том числе и монастыря святого целителя Пантелеймона на Афоне. Боролся за независимость Сербии. В битве с турецким султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 г. (знаменитая Косовская битва – переломное событие в истории Сербии) был захвачен в плен и принял мученическую смерть. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в монастырь Раваницу, основанный им в 1380 г. и посвященный Вознесению Господню. – Прим. перев. 23 Стефан Лазаревич – Сербский правитель (1389–1427 гг.). В результате распрей, возникших между ним и его властолюбивым братом Вуком, Сербия была разделена между обоими братьями, и к ней была присоединена часть Боснии. – Прим. перев. Читать далее Источник: Творите дела правды: проповеди/святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Архиепископ Истринский Арсений возглавил в Москве торжества по случаю 625-летия Куликовской битвы 21 сентября 2005 г. 19:25 В Москве в храме Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове, в среду прошли торжественные мероприятия в честь 625-летия победы на Куликовом поле. Божественную литургию в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове возглавил викарий (помощник) патриарха Алексия, архиепископ Истринский Арсений в сослужении московского духовенства. На богослужением также присутствовали представители государственных структур. Прихожане храма несли цветы и подарки к иконам Божьей Матери, чей праздник празднуют в этот день все православные. Торжества открылись Божественной литургией,  которую в сослужении московского духовенства совершил архиепископ Истринский Арсений . На богослужением также присутствовали губернатор Брянской области и другие представители государственных структур. После литургии начался Крестный ход с пением праздничного молебна празднику Рождества Пресвятой Богородицы и преподобным Александру Пересвету и Андрей Ослябе. Во время Крестного хода делались остановки. На одной из них была отслужена заупокойная лития «по воинам на поле брани жизнь свою положившим». А на следующей, возле памятного знака Пересвету и Ослябе, были произнесены величание, тропарь и кондак этим святым. У памятного знака стоял почетный караул военной комендатуры Москвы, там состоялась церемония отдания воинской чести и возложение цветов. Архиепископ Арсений совершил освящение колокола, подаренного губернатором Брянской области Николаем Дениным московскому храму. Архиепископ Арсений поблагодарил губернатора, сказав, что жители Брянщины — родины героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби — трепетно хранят историческую память и чтут память своих земляков. Как рассказал журналистам настоятель Храма Пресвятой Боргородицы в Старом Симонове отец Владимир, мощи святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби покоятся в церкви с 1380 года, куда они были привезены сразу после гибели на Куликовом поле. «Схимонахи, отрекшиеся от мирской суеты, восприняли служение родине на поле брани как подвиг христианского самоотречения ради блага ближних. Поединок Александра Пересвета с ордынским богатырем Челубеем навсегда остался в исторической памяти народа примером доблести, мужества и беззаветного служения Отчизне», — отметил отец Владимир.

http://patriarchia.ru/db/text/40877.html

195 Иннокентий (Попов-Вениаминов; 1797–1879; память 31 марта/13 апреля, 23 сентября/6 октября), митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки, миссионер, святитель. Прославлен за свой апостольский подвиг, за ревностный миссионерский труд на ниве Христовой среди народов Приамурья, Якутии, Камчатки и Аляски. 196 См. Беляев С. «В память вечную будет праведник… ». Обретение мощей святителя Московского Филарета, святителя Московского Иннокентия и архимандрита Антония//ЖМП. 1996. 12. С. 57–67; Он же. Обретение святых мощей преподобного Максима Грека //ЖМП. 1996. 9. С. 74–77. 197 Положение, в котором оказался преподобный Максим Грек , очень трогательно описано в стихире по 50-м псалме на день его памяти. В ответ на просьбу Преподобного освободить его от уз и отпустить на родной Афон в уста святителя Макария Московского влагаются слова: «О Максиме! Вижду тя невиновна молитвенника и сокрушаюся, узы твоя яко единаго от святых целую, а помощи не могу ти…». Минея. Январь, 21. Утреня. 200 Епифаний Премудрый (до 1380 – ок. 1420), иеромонах, ученик преподобного Сергия, автор первого его Жития и житий других святых, очень талантливый духовный писатель. Житие преподобного Сергия он начал писать через год по его кончине, основываясь на личных воспоминаниях и свидетельствах старцев, современников преподобного, и закончил через 26 лет. 201 Кирилл (Павлов ; р. в 1919), архимандрит. Родился в Касимове Рязанской обл. Окончил политехнический техникум. Воевал, был ранен, сражался в Сталинграде. Отслужив в армии 7 лет, окончил ДС (располагавшуюся тогда в московском Новодевичьем монастыре), поступил в Академию, затем в Лавру. Послушником был пономарем в Троицком соборе. Ныне один из старейших насельников Лавры и ее духовник, известный и любимый всей православной Россией. 203 В 1966 году ректором МДА был архиепископ Филарет (Вахромеев; р. в 1935). Окончил МДС и Академию (кандидат богословия). В 1959 принял монашеский постриг и диаконскую хиротонию в ТСЛ. В 1961 иерейская хиротония. Преподавал в МДА. С 1963 игумен, архимандрит. В 1966–1973 ректор МДА. Архиерейская хиротония в 1965. Инспектор МДА, ректор (1966–1973), Председатель ОВЦС (до 1989). С 1971 архиепископ. С 1975 митрополит. С 1978 митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии, постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной богословской комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010