«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» 413 – Бог сочетал 414 , сделав одною плоть мужчины и женщины; [никакой] человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, – Бог , который и соединил, – тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их ( 1Кор.7:29 ). Мф.19:7 .  Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Они раскрывают то злословие против Господа, которое приготовили. Однако несомненно, что Господь изложил не свое суждение, а только воспроизвел события древней жизни народа и заповеди Божии. Мф.19:8 .  Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так. Слова Его такого рода: «Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?» Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству ( Втор.24, 1–4 ). Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: «По жестокосердию вашему повелел вам Бог», но: «Моисей», так что, – как говорит апостол ( 1Кор.7, 25 ), 415 – это совет человеческий, а не повеление Божие. Мф.19:9 .  Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею [по какому-либо поводу] не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» ( Притч.6,32–33 ) 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Слýшая сиé, они рвáлись сердцáми своими и скрежетáли на негó зубáми. Стефáн же, бýдучи испóлнен Дýха Святáго, воззрéв на нéбо, увидел слáву Бóжию и Иисýса, стоящего одеснýю Бóга, и сказáл: «Вот, я вижу небесá отвéрстые и Сына Человéческого, стоящего одеснýю Бога». Но они, закричáв грóмким гóлосом, затыкáли ýши свои, и единодýшно устремились на негó, и, выведя за гóрод, стáли побивáть его камнями. Свидéтели же положили свои одéжды у ног юноши, именем Сáвла, и побивáли камнями Стефáна, котóрый молился и говорил: «Гóсподи Иисýсе! Приими дух мой. И, преклонив колéни, воскликнул грóмким гóлосом: Гóсподи! Не вмени им грехá сегó». И, сказáв сиé, почил. ( Деян 6:8–7:5, 47–60 ) Вторник 3-й седмицы по Пасхе Прокимен и аллилуарий недели Жен-Мироносиц Деяний святых апóстол чтéние В те дни Филипп пришёл в гóрод Самарийский и проповéдовал им Христá. Нарóд единодýшно внимáл тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудесá. Ибо нечистые духи из мнóгих, одержимых ими, выходили с великим вóплем, а мнóгие расслáбленные и хромые исцелялись. И былá рáдость великая в том гóроде. Находился же в гóроде нéкоторый муж, именем Симон, котóрый перед тем волхвовáл и изумлял нарóд Самарийский, выдавáя себя за когó-то великого. Ему внимáли все, от мáлого до большóго, говоря: «Сей есть великая сила Бóжия». А внимáли емý потомý, что он немáлое врéмя изумлял их волхвовáниями. Но, когдá повéрили Филиппу, благовествýющему о Цáрствии Бóжием и о имени Иисýса Христа, то крестились и мужчины и жéнщины. Увéровал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершáющиеся великие силы и знáмения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме апóстолы, услышав, что самаряне приняли Слóво Бóжие, послáли к ним Петрá и Иоáнна, котóрые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Дýха Святого. Ибо Он не сходил ещё ни на одногó из них, а тóлько были они крещены во имя Гóспода Иисýса. Тогдá возложили рýки на них, и они приняли Дýха Святóго. ( Деян 8:5–17 ) Среда 3-й седмицы по Пасхе Прокимен и аллилуарий недели Жен-Мироносиц

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Так престарелая Сарра, тяжело переживая свое бесплодие, сказала Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сарры ( Быт. 16:2 ). Патриарх Иаков родил двенадцать сыновей от двух жен и двух служанок. История эта в подробностях известна. Семь лет Иаков работал на своего дядю Лавана, чтобы получить в жены любимую им Рахиль. Ни о каком многоженстве он не помышлял, а желал исполнить наставление своего отца Исаака: встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей ( Быт. 28:2 ). Но Лаван его обманул и дал ему вместо Рахили Лию, о чем он узнал утром. Что касается служанки Валлы, которая родила Дана и Неффалима, то это было желание Рахили, сильно скорбевшей по причине своего неплодия: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее ( Быт. 30:3 ). Также и Зельфа родила Гада и Асира по желанию Лии, когда она перестала рожать ( Быт. 29:35 ). Нельзя обойти молчанием тот факт, что эта борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, приведшая к отступлению от моногамии, была оплачена большой ценой – нарушением мира и нестроениями в семьях. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою ( Быт. 16:4 ). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть, и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла ( Быт. 30:8 ). В начале 1-й книги Царств (1:1–6) рассказывается о матери великого пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену – Феннану, которая обижала Анну: та огорчала ее, а эта плакала и не ела ( 1Цар. 1:7 ) Из этого видно, что в Библии нет никакого узаконения многоженства, а, напротив, показано, что это ведет к потере мира в отношениях. Некоторые иудейские цари имели много жен, но Священное Писание это никак не одобряет, потому что это противоречило закону.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Феофилакт). 7). Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. «(Апостол) напоминает большим, чтобы они сострадали меньшим. (Все говорится) согласно учению, устанавливающему молитву супружества, чтобы муж не осквернялся во время поста, так как это может препятствовать во время молитвы» (св. Иларий Арльский). «Будьте к женам великодушны, не требуя с раздражительностью отчета в том, что вверено им по домашнему хозяйству. Убеждает мужей не взыскивать строго с жен для того, чтобы они были щедрее в подаянии бедным» (блж. Феофилакт). 8). Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; Апостол «увещает всех вместе быть единомысленными и единодушными в деле Господней веры» (св. Беда). «Окончив частные наставления, касающиеся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем, мужьям и женам, и говорит: у всех одна цель, – спасение, у всех один закон, – любовь. Отсюда рождается всякая добродетель. Из них единомыслие есть совершенное согласие в чем-нибудь. Сострадание, – сожаление к страждущим такое же, как и к самим себе. Братолюбие, – расположение к ближним такое, какое должно быть к братьям. Милосердие, – душевное стремление к благотворению однородным. Дружелюбие, – кротость со всеми, как со знакомыми и друзьями. Смиренномудрие, – перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно бы назвать благомыслием» (блж. Феофилакт). 9). Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. «Злословящий сказавшего или сделавшего что-либо дурное по отношению к нему, вместе со своим обидчиком побежден грехом, показав себя, как и тот, не мужественным и посему не любомудрым; он плохо защищался от плохого и поступив худо с поступившим худо, вместе с оным оказался преступником закона» ( Иак.2:11 ), потому что нарушает (эти слова апостола) (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Второе, о чем часто забывается: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» ( Еф.5:22 ). Другими словами, брак имеет иерархическую структуру: муж – глава семьи. Это тоже не было придумано людьми, а учреждено Богом с самого начала. Причем это установление не следует принимать в примитивном виде, как у некоторых азиатских народов. Это не означает, что муж может сидеть на диване и повелевать женой как прислугой. Быть главой семьи – значит любить, нести ответственность: кормить, обеспечивать всем необходимым и даже в крайнем случае – быть готовым умереть за жену и детей, вот что значит быть главой семьи. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). К сожалению, сегодня во многих семьях сам муж является виновником того ненормального положения, когда жена вынуждена брать на себя обязанность главы семьи и зарабатывать деньги, ходить по магазинам, носить тяжелые сумки, и проч. Итак, иерархическое устройство семьи является не просто благочестивой рекомендацией, а заповедью Божией, обязательной к исполнению как для мужа, так и для жены. Эта сторона семейной жизни имеет другую, не менее важную сторону. Дело в том, что дети, видя послушание матери по отношению к отцу, учатся у нее и наоборот, когда жена не слушает мужа, дети берут с нее пример, вырастая своевольными, неуправляемыми. И третье, не менее важное условие счастливого брака: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь ( Быт.1:27 ). Одна из целей брака (далеко не единственная) – рождение и воспитание детей. Родители, которые искусственно с помощью различных ухищрений ограничивают число детей, безусловно, согрешают перед Богом. Может возникнуть вопрос: «Но ведь Земля едва может прокормить те миллиарды уже живущих людей, ресурсы нашей планеты ограничены!». Это, вне всякого сомнения, великая ложь ХХ-го века. Чтобы не быть голословным, давайте обратим внимание на один факт. Нидерланды – страна, в которой самая высокая в мире плотность населения. На один квадратный километр здесь приходится 369 человек (для сравнения в России – 8 человек на 1 кв.км). 2/5 территории ниже уровня моря, почва малопригодна для земледелия. При этом страна является крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции. Даже мы, в нашей богатой всеми природными благами стране, едим голландские продукты. При такой высокой заселенности, там достаточно высокий уровень жизни. Если бы в Австралии была бы такая же плотность населения, как в Нидерландах, то на этом (самом маленьком) материке поместилось бы население в 2,8 миллиарда человек.

http://azbyka.ru/semya/kak-sdelat-brak-s...

Иез. 8 :18. И Я воздам им с яростию, не пожалеет око Мое и не помилую, хотя они будут взывать громким голосом в уши Мои, но Я не услышу их. Глава 9 Иез. 9 :1. И возгласил в уши мои великим голосом, говоря: „приблизилось отмщение городу“. И каждый 217 имел в руке своей орудия 218 истребления. Иез. 9 :2. И вот шесть мужей идут от ворот верхних, обращенных к северу, и у каждого в руке секира (истребления) 219 , и один муж среди их, одетый в подир 220 , и пояс из сапфира 221 на чреслах его, и вошли, и стали близ медного жертвенника. Иез. 9 :3. И слава Бога Израилева поднялась с херувимов, на которых пребывала, на открытое место дома 222 . И призвал мужа, облеченного в подир, который имел на чреслах своих пояс, Иез. 9 :4. И сказал Господь ему: пройди среди города Иерусалима, и положи знак 223 на челах мужей, скорбящих и болезнующих о всех беззакониях, совершающихся среди них 224 . Иез. 9 :5. И тем 225 сказал, как я слышал: идите за ним в город, и избивайте, и пусть не жалеет око ваше, и не щадите. Иез. 9 :6. Старца и юношу, и деву, и младенцев, и жен бейте до смерти 226 , а ко всем, на ком есть знак, не прикасайтесь, от посвященных Мне 227 начните. И начали с мужей старейших, которые были внутри, в доме. Иез. 9 :7. И сказал им: оскверните дом, и вышедши наполните пути мертвыми, и изрубите (находящихся в городе) 228 . Иез. 9 :8. И когда они избивали их, я остался, и пал ниц, и возопил и сказал: горе, (горе) 229 ! О беда мне, Господи Боже! Ужели Ты истребляешь остаток Израиля, ужели разливаешь ярость Свою на Иерусалим? Иез. 9 :9. И сказал мне: неправда дома Израилева и Иудина велика, весьма велика, ибо наполнилась земля многими народами 230 , а город наполнился неправдою и нечистотою, так как они сказали: „оставил Господь землю, и не видит Господь“. Иез. 9 :10. Но Я-есмь 231 , и не пощадит око Мое и не помилую, обращу 232 пути их на головы их 233 . Иез. 9 :11. И вот муж, одетый в подир и опоясанный поясом по чреслам своим, в ответ 234 сказал 235 : „я сделал, как Ты заповедал мне“.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис.50:1 ; Иер.3:8 ); форма и содержание такого письма не приведены. Хотя в Библии нет прямых предписаний, по-видимому, муж обязан был дать определенную материальную компенсацию своей бывшей жене, – во всяком случае, в юридических сводах древних ближневосточных народов содержатся такие предписания» 103 . Мф.19:8 . «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Слова Его такого рода: “Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?” Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых, первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству. Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: “По жестокосердию вашему повелел вам Бог”, но: “Моисей”, так что, – как говорит апостол, – это совет человеческий, а не повеление Божие» 104 . И далее мы читаем: Мф.19:9 . «но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Блаженный Иероним учит: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: “Кто удерживает прелюбодействующую, тот неразумен и нечестив”. Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно. Но так как может случиться, что кто-нибудь наносит бесчестие невинной и вторым брачным союзом сваливает виновность на первую супругу, то и повелевается, чтобы таковой отпускал жену, но так, чтобы он при жизни [этой] первой второй жены уже не имел. В самом деле, ведь слова Его значат следующее: “Если ты отпускаешь жену свою не вследствие похоти, а вследствие обиды [на нее, или со стороны ее], то почему, испытав несчастье в первом браке, подвергаешь себя опасности нового?” И сверх того могло случиться так, что на основании того же закона жена также могла дать развод мужу, поэтому дается то же самое предупреждение, – именно: чтобы она не брала себе другого мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

12 Чин, пол, или звание составляют одно из двукоренных слов «муж-чина» и «жен-щина». Чин жены – носить в себе и давать жизнь (жена=жизнь) семени мужа. Чин мужа – осуществлять связь (муж=узы, связь, отсюда ужичество, союз; также слово моуж происходит и от слова «может», то есть чин имеющего могущество, силу, власть) своей семьи с Богом. Осознание своего чина-звания и соответственно призвания служит усовершенствованию души и устроению её по подобию Божию. Именно с осознания своего пола и рода-племени начинается становление человека как образа Божия и стремление к Его подобию, тогда как грех начинается именно с бесчиния, то есть, в частности, с отрицания пола. Именно поэтому женщина не может иметь священнического сана, а мужчина не может находиться в подчинении у женщины. Что же касается соблюдения чистоты крови, то в Требнике в Последовании о Исповеди исповедующий священник вопрошает: «Не пался ли еси со иноплеменным телом?» (Полный чин без изъятий находится в издании: Требник. Белград, 1983, с. 76). Господь разделил народы, и в этом явлена Его святая воля. И Он дал заповеди, как хранить чистоту своей крови: «... они могут быть жёнами тех, кто понравится глазам их, только должны быть жёнами в племени колена отца своего...» ( Чис.36:6 ); «... всякая дочь, наследующая удел... должна быть женой кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны... наследовали каждый удел отцов своих, и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен... должно быть привязано к своему уделу» ( Чис.36:8–9 ). «Мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли жён иноплеменных из народов земли...» ( 1Езд.10:2 ). «Итак, покайтесь в сем пред Господом Богом..., и исполните волю Его и отлучите себя от народов земли, и от жён иноплеменных» ( 1Езд.10:11 ). «И был Исав сорока лет, и взял себе в жёны... дочь... Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке» ( Быт.26:34 ). И о Царе говорит Господь: «... Поставь над собой Царя, Которого изберёт Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собой Царя; не можешь поставить над собой Царём иноземца, который не брат тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

147 В последнем случае, движение крови обращается уже не на пользу, а на вред душе, по причине своего неподчинения духу. Чтобы правильно использовать энергию крови, надо помнить то, что не муж от жены, но жена от мужа ( 1Кор. 11:8 ). И такая зависимая подчиненность жены мужу должна сохраняться в любом случае. Женам повелевается повиновение даже и в том случае, когда муж не сохраняет свой чин или статус духовного руководителя, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были ( 1Петр. 3:11 ), ибо когда внешние чувства покоряются закону Духа, выражаемому в заповедях Евангелия, тогда будучи приведены в благочиние, они, воздействуя на дух, пробуждают и его к жизни духовной, а затем и сами увлекаемые им начинают естественно хранить в целости приобретенное до этого искусственно свое внешнее благоустройство. В этом смысле от внешнего зависит и внутреннее. Отсюда закономерным является использование искусственных мер душевно-телесного свойства для обуздания горячности кровяных движений. Для этого полезно по мере сил сдерживать их от движения, сохраняя душу и тело в спокойном положении, 148 а так же избегать всяческих нервных потрясений и различных аффективных состояний, отвергая все, «нарушающее мир, как неправильное, хотя бы оно и имело наружность правильную». 149 Тем же законом повиновения женам предписывается сдерживать в себе неуместное дерзновение и в отношении духовных понятий. Для этой цели ей разрешается учиться в безмолвии, со всякой покорностью ( 1Тим. 2:11 ) и не разрешается, не только учить духовным вещам ( 1Тим. 14:34 ), но даже вопрошать о них в присутствии других ( 1Кор. 14:35 ). Учить духовным вещам и вопрошать о них в собрании не разрешается как по причине свойственного ее природе неразумия относительно этих вещей, так и по причине свойственной этой же природе говорливости. 150 То и другое – свидетельство оживления крови, а средствами обуздания ее считаются смирение (покорность) и молчание. 151 Следовательно, благоразумие женское состоит в том, чтобы при помощи этих мер приводить кровь свою в благочиние, отрекаясь от своих мнений, от своей воли и, особенно, от чувств своих, которыми она руководится в большей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

4) Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. «Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит»: 1Кор. 7:2–17;25–28 . Еще во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие: Жена связана законом, доколе жив муж ея, если же муж ее умер, свободна выйти за кого хочет, «только в Господе»: 1Кор. 7:39 . 5) Святой Тихон Задонский говорит: «союз брака должен быть тверд и ненарушим без благословных причин». По слову Божию «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует»: Лук. 16:18 . «Соединен ли ты с женою? не ищи развода»: 1Кор. 7:27 . Разводиться же можно только по вине любодеяния одного из супругов или других, по суду высшей церковной власти причин. «Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» ( Мф. 5:32 ). 6) Не так поступают сектанты, напр. «Новый Израиль», самовольно оставляющие законное супружество и вступающие в связь без всякого благословия Церкви, как язычники и дикари. 7) Одна из существующих целей брака есть благословенное рождение и умножение чад для церкви Божией. Отсюда брак не есть простое лишь удовлетворение чувственных влечений, как думают различные сектанты. Сам Бог указал эту цель в Своем благословении, данном прародителям: Быт. 1:28 . Между тем чадородие отвергают сектанты – хлысты и им подобные. 8) Амвросий Медиоланский учит, что «брак (христианский) должен быть освящен покровом и благословением священническим». «Те супружества, которые совершаются не венчанием при двух или трех свидетелях и не с благословением церковным и пастыря, т. е епископа или священника того прихода, по соборному постановлению и учению святых отцов – не законны, наоборот беззаконны и не имеют силы» (Глав. 51 Л. 522). 9) Сектанты-хлысты думают оправдать свое лжеучение о браке словами апостола «имеющие жен должны быть, как не имеющие»: 1Кор. 7:29 . Но разве апостол повелевает здесь разрушать семью? разве говорит о каком-то духовном сожительстве, практикующемся в хлыстовстве? Он дает лишь совет, чтобы христиане воздерживались от брачных отношений и чрез это меньше заботились о делах житейских, но всецело заботились о Господнем, как угодить Господу ( 1Кор. 7:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010