Зак. т. X ч. I ст. 1186) 19 . Что касается порядка и сроков представления к наградами то соблюдаются в этом отношении общие правила о наградах, изложенные в 661–684 ст. III Уст. о службе по опред. от Прав. Св. Зак. изд. 1876 г. Награды жалуются не иначе как в порядке постепенности, кроме особых случаев отличия. Очередь представления к следующей награде должна быть не менее 3 лет после получения последней награды. Потому священнослужители, не получившие в назначенный для награды срок набедренника, как первой в порядке постепенности награды для лиц священного сана, не могут быть представлены к другой – высшей награде (Опр. Св. Син. 1881 г. 18 ноябр.–11 дек. за 2461). Из этого общего правила допущены два исключения: 1) не удостоенные благословения Св. Синода могут быть представляемы к другой награде и ранее общеустановленного для награждения срока (там же, п. 1); 2) награды, пожалованные по статуту, также в очередь не принимаются (Опр. Св. Син. 1869 г. янв. 9–20); а равно и награды по особым случаям отличия. Представление духовных лиц к наградам за обычные служебные заслуги доставляются в Св. Синод ежегодно к 1 декабря, по установленной норме (Опр. Син. 1881 г. 18 нояб.–11 дек. за 2461). Представление же к орденам по статуту бывает ежегодно к 15 сентября (Ук. Син. 1866 г. мая 31 дня). При представлениях за обычные заслуги, делаемые к 1 декабря, препровождаются о награждаемых краткие наградные списки по установленной форме (Ук. Св. Син. 1864 г. 28 авг.); при представлениях же к орденам по статуту препровождаются о награждаемых полные послужные списки, а не краткие, как при представлениях к наградам за отличие по службе (Ук. Син. 1866 г. 31 мая). Представления духовных лиц к наградам, делаемые одними светскими лицами без предварительного сношения их с надлежащим духовным начальством, оставляются без последствий (Ук. 1870 г 25 ноября; ср. Св. Зак. т. II ст. 17 по прод. 1876 г.). Равным образом и рекомендательные письма светских особ о священниках (за исключением армейского ведомства) должны быть оставляемы без действия (высоч. указ 1816 г. июля 11. Полн. Собр. Зак. 26:347). В случае запросов светских начальств о награждении духовных лиц за службу по военному или гражданскому ведомствам, епархиальные начальства, согласно указу Св. Синода 1864 г. 31 августа, вместе с отзывами своими должны препровождать наградные о таковых лицах списки по остановленной Ук. Св. Син. 1864 г. 28 авг. форме. 20 При представлении духовных лиц к награде за заслуги по народному образованию должен быть приложен в подлиннике отзыв местного попечителя учебного округа (а в Восточной и Западной Сибири – главного инспектора училищ) о достойных награждения лицах (Ук. Син. 1873 г. сент. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

20 мая 1867 г. К. прибыл на российский таможенный пункт в Бессарабии, сдался властям и был доставлен в кишинёвскую тюрьму, оттуда отправлен в С.-Петербург. Находясь под арестом в столице, К. написал свое основное произведение «Исповедь» (13 июня - 11 июля 1867), в котором отрекся от революционной деятельности, подробно объяснив причины своего решения. Имп. Александр II прочитал «Исповедь» и даровал автору прощение, К. было возвращено право поступать на гос. службу и возможность жить в обеих столицах. 11 сент. 1867 г. публицист вышел из тюрьмы и обосновался в С.-Петербурге. Поступок К. вызвал возмущение оппозиции. После освобождения К. занимался лит. деятельностью, сотрудничал в Русском географическом об-ве, писал для журналов славянфильского и консервативного направления «Заря», «Всемирный труд», «Русский вестник», «Нива», издал мемуары «Пережитое и передуманное» - сокращенный вариант «Исповеди». В мемуарах, а также в очерках «Из рассказов об эмигрантах», «Эмигрант Абихт» К. создал образ политического эмигранта, потерявшего связь с рус. жизнью. В 1868 г. К. издал кн. «Галичина и Молдавия», включившую путевые очерки 1866-1867 гг. из газ. «Голос» и размышления К. о единстве слав. народов; по мнению автора, создание общеслав. союза было первоочередной политической целью. В 1870 г. в журналах «Нива» и «Семейные вечера» К. опубликовал исторические очерки компилятивного характера: «Александр Невский и Дмитрий Донской», «Первый русский царь Иван III Васильевич», «Просветители славян святые Кирилл и Мефодий», в 1872 г. издал повести «Москва и Тверь», «При Петре». К. отчасти послужил прототипом Шатова в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Соч.: Гонение на крымских татар//Колокол. 1861. 117. 22 дек. С. 973-977; Донос иже по делам веры фискальствующего купца Сопелкина//Общее вече. 1862. 1. 15 июля. С. 6-8; Пережитое и передуманное. СПб., 1868; Галичина и Молдавия: Путевые письма. СПб., 1868; Эмигрант Абихт: (Из рассказов о «Беглой братии»)//РВ. 1869. Т. 79. Янв. С. 228-251; Из рассказов об эмигрантах//Заря. 1869. 3; Святорусские двоеверы//Там же. 10-11; Рецензия на кн. Н. С. Лескова «Загадочный человек»//Там же. 1871. 6. С. 4 (2-я паг.); Москва и Тверь: Ист. повесть. СПб., 1872; При Петре: Ист. повесть времен преобразования России. СПб., 1872 (соавт.: В. П. Клюшников); Исповедь/Подгот. к печ.: Е. Кингисепп; вступ. ст. и коммент.: М. Клевенский//Лит. наследство. М., 1941. Т. 41/42. С. 253-470; Письма к Герцену и Огарёву/Публ.: П. Г. Рындзюнский//Там же. 1955. Т. 62. С. 159-218.

http://pravenc.ru/text/1684157.html

43 . Выслужившим в должности церковного старосты три трехлетия с усердием или пользою для церкви предоставляется право носить по оставлении должности, присвоенные оной должности мундир или кафтан (инстр. церк. стар. § 56; ук. св. Син. 14 сент. 1873 г. 43; ст. 640 т. IX св. зак. о сост. изд. 1876 г.). 44 . Кто в должности церковного старосты православного исповедания прослужит три трехлетия, хотя бы то и не сряду, будет избран на четвертое трехлетие, того, если только от духовного начальства будет засвидетельствовано, что в течении сего времени сделано им значащее приращение церковных доходов, представлять к награждению медалью для ношения на шее, если же он из лиц благородного звания, то медаль жалуется ему не для ношения (т. I учрежд. орден. ст. 788 изд. 1876 г. Высоч. утвержд. докл. св. Син. 17 апр. 1808 г. II. С. З. 22971). При представлении церковных старост к отличиям, следует принимать в особенное внимание попечение их о построении, или по покупке церковных домов для жительства причтов, a где уже есть таковые дома, то о приобретении в собственность церкви других, приносящих доходы, недвижимых имуществ для постоянного обеспечения причтов (II. С. З. 31 декабр. 1869 г. 47860; ук. св. Син. 11 фев. 1870 г. 13). Примечание. Одна выслуга определенных для наград сроков и прямое исполнение церковных обязанностей, по долгу присяги, не составляя особенного отличия не могут служить основанием ходатайства о награде по точной силе ст. 788 учрежд. орд. и циркулярных указов св. Синода от 23 окт. 1864 г. и 15 янв. 1868 г. за 1, а потому донесение епархиального архиерея о приращении старостою церковных доходов должно заключать ясное описание как самого количества приращения, так и прежнего положения, в каком находились доходы церковные при прежнем старосте. В изъяснении приращения не включать денежные вклады, кои надлежит относить к благотворительным приношениям, а не единое умножение доходов, сделанное церковным старостою хозяйственными способами, заботливостью и деятельностью (Высочайшее утвержд. докл. св. Син. 17 апр. 1808 г. ст. 15 и 16; II. С. З. 22971; ук. св. Син. 6 дек. 1874 г. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИДДОН [Англ. Liddon] Генри Парри (20.08.1829, Норт-Стонхем, графство Гэмпшир, Англия - 9.09. 1890, Уэстон-сьюпер-Мэр, графство Сомерсет, Англия), англикан. священник, богослов и проповедник. Род. в семье отставного офицера Королевского ВМФ Мэтью Лиддона, участвовавшего в годы службы в арктических экспедициях контр-адмирала У. Э. Парри. Получив начальное образование в местной школе, он продолжил обучение в г. Лайм-Риджисе (графство Дорсет), в 1844 г. поступил в школу при лондонском Кингс-колледже, а затем, в 1846 г.,- в Крайст-колледж Оксфордского ун-та. В годы учебы в ун-те у Л. возник интерес к идеологии Трактарианского движения, чему способствовало знакомство с Э. Б. Пьюзи , лидером этого движения после перехода Дж. Г. Ньюмена в католицизм в 1845 г. В 1850 г. Л. окончил курс классических наук и в следующем году получил стипендию для изучения теологии, однако степени бакалавра и д-ра богословия был удостоен только в 1870 г. по специальному постановлению конвокации. В этот период он неоднократно бывал на континенте, в т. ч. в 1852 г. посетил Рим и получил частную аудиенцию у папы Римского. Впрочем, попытки склонить его к переходу в католицизм, вероятно вызванные его репутацией сторонника Оксфордского движения и Высокой церкви, оказались тщетны. По возвращении из этой поездки, 19 дек. 1852 г., Л. был рукоположен во диаконы и назначен в приход Уонтидж в графстве Оксфордшир. В следующем году Л. стал священником, однако вскоре оставил службу в приходе по состоянию здоровья. В 1854 г. по протекции еп. Оксфордского Сэмюэля Уилберфорса он был назначен вице-президентом нового богословского колледжа в Каддесдоне (графство Оксфордшир). Однако стремление Л. воплотить на деле принципы, провозглашавшиеся Оксфордским движением, повлекло за собой многочисленные обвинения в прокатолич. симпатиях. Из-за конфликтов Л. с президентом колледжа было проведено расследование, которое привело к отставке Л. В 1859 г. он стал вице-президентом колледжа Сент-Эдмунд-Холл в Оксфордском ун-те и до конца жизни (с перерывом в 1869-1883) еженедельно читал лекции, пользовавшиеся большой популярностью. Оставив должность в ун-те в 1862 г., Л. неск. лет занимался исключительно проповедями, талант и склонность к к-рым он проявил еще в годы службы в приходе. Знаком признания его заслуг на этом поприще стало приглашение в 1866 г. прочесть серию ежегодных Бэмтонских лекций в Оксфорде, посвященных христологии. Они были опубликованы и переиздавались 15 раз. В 1864 г. Солсберийский еп. Уолтер Хамилтон, первым из представителей Трактарианского движения ставший прелатом, назначил Л. пребендарием солсберийского собора.

http://pravenc.ru/text/2110483.html

19 окт. 1845 г., после смерти Дросте-Вишеринга, Г. унаследовал должность архиепископа Кёльнского. 24 нояб. 1845 г. папа Григорий XVI пожаловал ему паллий , 2 дек. 1845 г. назначил Г. ассистентом папского трона. 11 янв. 1846 г. состоялась церемония вступления в должность архиепископа Кёльнского. В окт. 1848 г. Г. председательствовал в Вюрцбурге на первой конференции нем. католич. епископов, к-рая положила начало созданию объединений епископата по принципу национально-гос. принадлежности. 30 сент. 1850 г. папа Римский Пий IX возвел Г. в достоинство кардинала-пресвитера, в тот же день ему была направлена кардинальская биретта . Остальные знаки кардинальского достоинства и титулярный рим. храм св. Лаврентия (S. Laurentii in Panisperna) Г. получил только 19 марта 1857 г., когда смог прибыть в Рим. В 1854 г. Г. распорядился торжественно отметить провозглашение догмата о непорочном зачатии Девы Марии. Приверженец политики Рима, он активно поддерживал обсуждавшиеся в те годы идеи об усилении папской власти и о необходимости ее догматического определения. На провинциальном Синоде в Кёльне (1860) Г. стал инициатором обсуждения и одобрения тезиса о папской безошибочности в делах, касающихся вероучения и морали, утвержденного впосл. Ватиканским I Собором . При Г. были закончены строительные работы и состоялось освящение кафедрального собора в Кёльне (окт. 1863), в крипте к-рого он был погребен. Соч.: Der Kaiser-Dom zu Speyer: Eine topogr.-hist. Monogr. Mainz, 1828. 3 Bde; Sammlung aller Gesetze und Verordnungen über das Kirchen- und Schulwesen im bayerischen Rheinkreise vom Jahre 1796-1830. Speyer, 1830; Der Kirchsprengel des alten Bisthums Speyer. Speyer, 1832; Die Schlacht am Hasenbühl und das Königskreuz zu Göllheim. Speyer, 1835; Die Erziehung der Kinder aus gemischten Ehen: Eine gesch.-rechtliche Erörterung. Speyer, 1837; Schriften und Reden/Hrsg. v. K. Th. Dumont. Köln, 1869-1870. 3 Bde. Лит.: Hierarchia CMRA. Vol. 7. P. 156, 222, 351, 376; Remling F. X. Kardinal von Geissel, Bischof zu Speyer und Erzbischof zu Köln, im Leben und Wirken. Speyer, 1873; Baudri J. A. F. Der Erzbischof von Köln Johannes Kardinal von Geissel und seine Zeit. Köln, 1881.

http://pravenc.ru/text/161919.html

Кустодиев Константин Лукич. Кандидат XXIII курса (1862.) По окончании курса определен, по заявленному им желанию, псаломщиком при русской посольской церкви в Мадриде. В 1865 г. рукоположен во священника к той же церкви, в 1870 получил сан протоиерея и в том же году перемещен на должность настоятеля православной церкви над гробом в. К. Александры Павловны в Ироме, что близ Пешта в Венгрии. Скончался в Милане 6 августа 1875 г. и погребен при Иромской церкви. Кустодиев хорошо знал европейские языки, был весьма деятелен, много читал, много писал: он перевел на испанский язык и напечатал литургии Иоанна Златоустог о и Василия Великого , и книгу Владимира Гетте : «Сравнительное изложение учения всех главных христианских церквей». Из сочинений его напечатаны следующие (в Православном Обозрении): Письма из Испании (1863, февр., апр., окт., ноябрь. 1864, янв., февр., май. 1865, июль, декабрь. 1867. июнь). Взгляд современных материалистов на душу и ее свободу (1863, апр., май). Государство и церковь в Испании (1863, июнь, окт.). Мусульмане в Испании (1863, авг., окт.). Духовные Семинарии в Испании (1864, март, апрель). Сведения о русских заграничных церквах (1864, ноябрь). От Мадрида до Лиссабона (1865, ноябрь). Исламизм французских писателей (1866, май). Княжна Зинаида Волконская (1866, июль). Жизнь сельского духовенства в Англии (1867, август). Письма о современном состоянии религиозно-церковной жизни за границей (1867, окт., ноябр. 1868, январь, июль, сентябрь, декабрь). Государство и церковь в Северо-американских соединенных Штатах (1869, январь, февраль), От Мадрида до Валенсии (1869, май-июль). Заграничные заметки (1869, июнь, авг., окт., дек.). Письма о римском соборе (1869, ноябрь. 1870, март, май, июль, авг.). Обозрение некоторых английских книг (1870, янв., июнь). Обозрение французской богословской литературы (1870, март, апр. 1871, янв., апр.). Музарабское богослужение в Толедо (1870, авг., сент.). Конгресс католиков Венгрии и Угорские русские (1871, март, апр., май, окт., дек. 1872, март, апрель),

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В сент. 1869 г. О. через прот. Е. Попова отправил в Синод письмо с прошением об учреждении Православия зап. обряда, подписанное 106 сторонниками О., число к-рых впосл. возросло до 144. Предваряло документ обращение О. к Синоду с указанием, что среди просителей люди разных слоев общества, от духовенства и ученых Оксфордского и Кембриджского ун-тов до простых ремесленников. Вместе с петицией в Синод был отправлен и проект чинопоследования правосл. мессы, совершение к-рой, по мысли О., должно было стать отправной точкой для воссоздания зап. Православия. Синод выразил заинтересованность в этом проекте и в дек. 1869 г. просил министра иностранных дел А. М. Горчакова пригласить прот. Е. Попова лично доставить в С.-Петербург петицию О. После офиц. вызова из МИД прот. Е. Попову в Синоде поручили уговорить О. посетить С.-Петербург вместе с ним для личного знакомства, причем на эту поездку были выделены значительные денежные средства. В дек. 1869 г. О. и Попов отбыли в С.-Петербург. К приезду О. в Россию для рассмотрения его плана в Синоде была сформирована специальная комиссия. Возглавлял комиссию митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский). В комиссию также входили: председатель Учебного комитета при Синоде прот. И. Васильев, ректор СПбДА прот. И. Янышев, прот. Е. Попов, экстраординарный прот. профессор СПбДА И. Т. Осинин, обер-прокурор Синода Толстой и О. Целью комиссии было рассмотрение петиции, а также проекта правосл. мессы. По приезде О. в Россию в конце дек. 1869 г. состоялась его встреча с Киреевым, а 5 янв. 1870 г. Киреев представил О. вел. кн. Константину Николаевичу, к-рый принял богослова и заявил о поддержке его проекта. Однако, несмотря на первые успехи, он полагал, что проект нужно предать огласке, т. к. «Святейший Синод может не решиться действовать достаточно смело». С этой целью им была организована встреча О. с супругой Александра II, имп. Марией Александровной, также выказавшей ему поддержку. В нач. янв. 1870 г. состоялось совещание комиссии Синода по проекту О., в ходе к-рого обсуждались вопросы канонической принадлежности общин зап. Православия, сохранения священства О. Относительно вопроса о каноническом статусе зап. Православия было решено, что общины будут находиться под юрисдикцией Синода, однако при появлении достаточного числа архиереев получат статус национальных Поместных Православных Церквей по аналогии с устройством Вост. Церкви. Рассматривался и ряд практических вопросов. Комиссия согласилась с идеями О. сохранить, где это возможно, существующую практику Римской Церкви с тем, чтобы не нарушать привычных для мирян зап. Церкви традиций. Было разрешено, с нек-рыми ограничениями, использование органа за богослужением, одобрены предложенные О. более древние варианты облачений, к священным сосудам добавлено копие, регламентировано обязательное использование антиминса, утверждено использование правосл. формы совершения крестного знамения, рассмотрен вопрос об архитектуре храмов зап. обряда.

http://pravenc.ru/text/2578149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Полянский Михаил; 15.05.1830, с. Богатырёво Землянского у. Воронежской губ.- 26.09.1903, Бизюков Пропасной мон-рь), свт. ((пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.), еп. Уфимский и Мензелинский. Род. в семье диакона; в 1853 г. окончил Воронежскую ДС со званием студента. В том же году по благословению архиеп. Воронежского Иосифа (Кобыльского-Богословского) , которого считал своим духовником, Полянский женился на сироте, дочери священника Воронежской епархии. 25 сент. 1854 г. архиеп. Иосифом был рукоположен во диакона, а 26 сент.- во иерея к церкви с. Касторного Землянского у. Воронежской губ. Трудами о. Михаила приходский сельский храм был расширен 2 новыми приделами - свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, были построены новая колокольня и ограда. После смерти жены 16 марта 1862 г. Полянский поступил в число братии Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастыря . Одновременно с 1 апр. 1863 по 11 сент. 1864 г. исполнял должность наставника в Воронежском ДУ. 1 июня 1864 г. архиеп. Воронежским Иосифом (Богословским) свящ. Михаил был пострижен в монашество с именем в честь мч. Иустина Философа. Архиеп. Иосиф назначил новопостриженика народным духовником и проповедником в мон-ре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское ДУ. В том же году по собственному ходатайству И. был перемещен в Киевскую епархию и 4 нояб. определен в число братии киевского Братского в честь Богоявления монастыря . В 1865 г. для продолжения образования И. поступил в КДА, по окончании к-рой 13 авг. 1869 г. назначен преподавателем Харьковской ДС по кафедре основного, догматического и нравственного богословия. 17 февр. 1870 г. архиеп. Харьковским Нектарием (Надеждиным) награжден набедренником. Свт. Иустин (Полянский). Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) Свт. Иустин (Полянский). Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) 14 февр. 1870 г. И.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

На тайной консистории 19 дек. 1853 г. папа Пий IX возвел Печчи в достоинство кардинала-пресвитера; на открытой консистории 22 дек. после возложения кардинальского галеро папа пожаловал ему титулярную рим. ц. св. Хрисогона Аквилейского. Печчи был включен в состав неск. конгрегаций Римской курии, однако активного участия в их работе не принимал, т. к. в основном находился в своем диоцезе. Лев XIII, папа Римский. Фотография. 1880 г. Лев XIII, папа Римский. Фотография. 1880 г. На долгий период пребывания Печчи в Перудже пришлись события завершающего этапа объединения Итальянского гос-ва (Рисорджименто). В 1849 г. архиепископ убедил австр. войска не оккупировать Перуджу, захваченную войсками Дж. Гарибальди, что привело бы к росту народного недовольства. В сент. 1860 г., после оккупации Перуджи войсками Пьемонта, было введено законодательство Сардинского королевства, имевшее либеральный и антиклерикальный характер. Декретами от 25 и 28 сент. 1860 г. храмы были лишены привилегий, сфера образования выведена из-под контроля католической Церкви. После утверждения обязательной гражданской регистрации брака Печчи от имени епископата Умбрии составил протест и 25 сент. 1861 г. лично обратился к королю, однако эти действия не имели успеха. В окт. 1861 г. в ответ на призывы правительства к епископам новых территорий одобрить их вхождение в Сардинское королевство Печчи подготовил послание верности папе Пию IX, подписанное всеми епископами Умбрии. В 1873 г. он учредил благотворительное об-во св. Иоакима, оказывавшее материальную поддержку священникам, которые пострадали от конфискации гос-вом церковного имущества. События этого периода во многом определили активное неприятие кардиналом Итальянского гос-ва. В 1869-1870 гг. Печчи участвовал в работе Ватиканского I Собора , на к-ром поддержал принятие догматического определения о папской безошибочности. В авг. 1870 г. папа Пий IX назначил его протектором Карпинето-Романо, а 7 мая 1873 г.- протектором мон-ря кларисс и терциариев ордена францисканцев , для вступления в должность кардинал совершил поездку в Ассизи. 21 сент. 1877 г. назначен кардиналом-камерленго, в связи с чем Печчи был вынужден переехать в Рим, хотя управление диоцезом Перуджа было сохранено за ним.

http://pravenc.ru/text/2463275.html

17 дек. 1857 г. Д. был направлен в Архангельскую ДС преподавателем физики и математики. С 10 янв. по 12 февр. 1858 г. временно преподавал древнеевр. и греч. языки. 12 февр. того же года назначен на должность инспектора семинарии с переводом на преподавание нравственного, пастырского, обличительного и собеседовательного богословия и учения о рус. старообрядчестве. С 1 апр. по 3 июня 1858 г., а затем с 16 мая по 18 июля 1861 г. временно исполнял должность ректора и по должности преподавал догматическое богословие. С 24 сент. 1864 по 26 февр. 1866 г. преподавал каноническое право, а с 1 мая по 18 нояб. 1866 г.- педагогику. С 21 марта 1863 по 18 марта 1864 г. был членом комитета по преобразованию ДС. С 1858 г. являлся цензором проповедей городского духовенства. С целью подготовки учителей для народных уч-щ Архангельской епархии учредил практические занятия для семинаристов в приюте св. Петра, к-рые в 1863-1869 гг. проходили под его наблюдением. С 15 янв. 1864 по 1 июля 1870 г. наблюдатель за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Архангельска и сел. Соломбала. В 1866-1870 гг. цензор проповедей наставников Архангельских ДС и ДУ. 12 авг. 1866 г. стал ректором Архангельской ДС, профессором богословских наук и настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря . В период ректорства с 18 нояб. 1866 г. преподавал педагогику, с 1 сент. 1869 г. переведен в класс богословия, с 5 апр. 1871 по 15 июля 1875 г. преподавал догматическое богословие, а с 19 янв. 1878 г. одновременно читал курсы догматического и нравственного богословия и истории рус. раскола. Записки Д. по основному и сравнительному богословию, по истории раскола долгое время служили учебниками для ДС. Впервые ввел в семинарии преподавание местных языков - карельского и зырянского. За время инспекторства и ректорства Д. из ДС за плохую успеваемость или поведение не был уволен ни один семинарист. По его инициативе 21 окт. 1863 г. было открыто Архангельское жен. епархиальное уч-ще, с 15 апр. 1865 по 1 июля 1870 г. являлся старшим членом совета этого уч-ща. В 1865 г. содействовал открытию Ломоносовской приходской школы в Архангельске, приуроченному к 100-летию со дня смерти М. В. Ломоносова .

http://pravenc.ru/text/178919.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010