Итальянский ученый Borghesi чуть не всю жизнь употребил на то, чтобы исправить списки консулов. . Klein, Fasti consulares. Lipsiae 1881, издал списки консулов от смерти Юлия Цезаря до Диоклетиана. Эта работа обратила внимание на явления, которых ранее не подозревали, и представляет пособие для ознакомления с римской номенклатурой. Здесь мы находим полные имена консулов ординарных, консулов suffecti, насколько это можно определить на основании имеющихся данных. Автор всюду указывает источники приводимых сведений.    При вступлении в должность, во время консульской процессии, новый консул бросал в народ деньги. При Юстиниане было сознано, что этот обычай вреден и нелеп, потому что в среде черни происходили свалки, увечья и т. д. Запретив этот обычай для консулов, Юстиниан удержал его, однако, как привилегию императоров. В 541 г. был последний консул Флавий Василий Меньший (Flavius Basilius Junior), а потом стали обозначать годы: 1-й, 2-й, 3-й, и т. д. post consulatum Basilii. Преемники Юстиниана восстановили обычай объявлять себя первого января после вступления на престол консулами и бросать деньги. Отсюда также считались postconsulata, что продолжалось до века, до императора Льва Философа (886—912). Лев издал указ, которым выводилось из употребления летосчисление по консулам.    Что касается эры ab urbe condita, то в вопросе о времени основания Рима расходились сами ученые авторитеты. Марк Порций Катон утверждал, что Рим основан 21 апреля 4-го года 6-ой греческой олимпиады, а Марк Теренций Варрон, известный историк-археолог, указывал на 3-й год 6-ой олимпиады. При переводе на современное летосчисление выходит, что, по Катону, Рим основан за 753 год до Р. X., а по Варрону — за 754 г. Сначала ученые держались точки зрения Катона, потом — Варрона. Император Клавдий, этот антикварий на престоле, высказался в пользу Варрона, отпраздновав в 47 г. по Р. X. 800-летие существования Рима. Но, несмотря на это, вопрос не был решен окончательно. При императоре Филиппе в 248 г. было отпраздновано 1000-летие Рима, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Однако в массе своей римские магистратуры стали титулами, которыми императоры поощряли аристократов или варварских вождей. Но нередко, желая продемонстрировать всю полноту власти, сами императоры принимали титул консула. В какой-то момент времени консульство даже становится императорским по преимуществу, что легко подтверждается статистикой. Подсчитано, что в период с IV по VI век насчитывалось 145 консулов, из которых 75 являлись непосредственно императоры и члены их семей. Показательно, что из числа остальных консулов этого периода лишь 24 являлись военными лицами, а 32 консула относились к гражданским чиновникам. Вместе с тем, содержательно консульство резко обесценилось и стало своего рода церемониальным обрядом при вступлении императора на престол . В 541 году в силу естественной девальвации консульского звания св. Юстиниан Великий решил вообще упразднить этот титул. Правда, при императоре Юстине II (565–574) институт консульства был неожиданно восстановлен, но он уже утратил свое прежнее значение. Иногда к консульству прибегали в качестве тактического средства. В частности, после смерти своего отца в силу крайних обстоятельств юный Константин IV (668–685) принял его, дабы подчеркнуть, что отныне он самостоятельно правит Римским государством. Все же при императоре Льве VI Мудром (886–912) консульство окончательно исчезло из перечня римских титулов . Император Констанций. Равенна. 9 октября 340 года император Констанций (337–361), правивший восточной частью Римской империи, издал закон об учреждении претуры в Константинополе, дабы и в новой столице государства сенаторы отправляли обязанности претора. Назначать преторов отныне должен был сенат. Но эта магистратура вскоре превратилась из должности, с которой всякий будущий сенатор начинал свою карьеру, в налоговую повинность уже действующих сенаторов . Дальнейшее наполнение императорского статуса конкретным содержанием попало в прямую зависимость от усвоенного Римом христианского вероучения. Императорская власть находит свое обоснование не в настроениях толпы, эгоцентризме отдельных правителей или фрагментарных философских учениях. Начиная со св. Константина Великого, природу императорской власти пытаются раскрыть по текстам Священного Писания и при помощи церковного Предания, обособляясь от старых республиканских представлений о власти и государстве.

http://pravoslavie.ru/58936.html

Эпопт – 1) чиновник-инспектор главного государственного податного ведомства (геникона); занимался составлением и исправлением налоговых (податных) списков, то есть ведал кадастром, на основании которого производилось взимание податей; в его задачу входило всестороннее выяснение провинциальной земельной собственности и упорядочение налогового обложения. Э. производил обмер и оценку земельных участков и накладывал на них подати. Он ведали всеми налоговыми льготами и скидками, производил «восстановление» налогов, если запустевшая местность заселялась; 2) служащий секрета эпарха. Эпохи – рыболовецкий причал, иногда с установленной на нем системой сетей для ловли рыбы. Согласно новелле 57 Льва VI Мудрого (886–912 гг.) и «Синопсису законов» Михаила Пселла , Э. должны были отстоять друг от друга на 365 шагов. См.: ихфиопрат, закон. Эрарий – совокупность императорских имуществ. Термин применялся с начала 80-х гг. IV в. наряду с термином фиск. Эргастириаки – владельцы эрагстириев в городе. Эргастирий – дословно с греч. «рабочее место», лавка, мастерская, питейное заведение, цирюльня, нотариальная контора, строительная площадка или другое место, где постоянно, достаточно регулярно совершается работа любого рода. Иногда служил в качестве складского помещения и жилья владельца или арендатора. В случае, если Э. располагался на казенной земле, он являлся собственностью казны, даже находясь в частном пользовании. Продавая таковой Э., продавали не землю, но только право на пользование Э. Эргат – неквалифицированный ремесленник, рабочий (ср.: технит). Эргодиокт – руководитель работой. Эрголаб – 1) любое лицо, нанятое на определенную работу (мисфосамен), включая ремесленника-технита, работающего по заказу; 2) строительный подрядчик, смотритель работ, посредник между клиентом и рабочими; получал и распределял плату, отвечал за закупку и доставку строительных материалов, найм работников. Иногда Э. мог играть роль архитектора, но больше был менеджером, принимавшим финансовые и другие неархитектурные решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 121—129. 861 II/16=B54 (отсутствует в греч. и рус. пер.). 862 Лк. 1:35. 863 Пс. 137:7 (Пешитта). 864 4 Цар. 19:34 (Пешитта). 865 II/16,2—3=B54 (390). 866 Крестителем. 867 Ср. Кол. 1:2. 868 II/16,5—6=B54 (390—391). 869 Употреблен тот же глагол, что в Быт. 1:2 («и Дух Божий носился над водою»). 870 II/16,7=B54 (391). 871 Главы о знании 1,12—13. 872 Pseudo–Supplementa 50. 873 Речь идет о молитве вслух. 874 II/6,1—4. 875 II/10,4. 876 I/58 (308)=B6 (82—83). 877 I/56 (289)=B4 (58). 878 II/8,25. 879 Быт. 2:21. 880 Быт. 15:12. 881 Главы о знании IV,95. 882 Сир. термин «arpella можно перевести как «туча», «густой туман», «тьма». 883 Исх. 20:21. 884 См. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1—5; Послание 10. 885 Пс. 35:7. 886 Пс. 17:10 (Пешитта). Рус. Синод. пер.: «и мрак под ногами Его». 887 Главы о знании I,51—52. 888 Главы о знании IV,48. 889 Сир. dummara означает также «изумление». 890 II/35,4. 891 I/3 (17)=B3 (20). 892 I/21 (103)=B35 (259). 893 Главы о знании I,67. Ср. I/21 (99—100)=B35 (254). 894 I/57 (301)=B5 (73). 895 Главы о знании III,20. 896 II/10,2. 897 I/21 (101—103)=B35 (254—257). 898 I/56 (289—290)=B4 (58). 899 Ср. Афанасий Александрийский. Житие св. Антония 62. 900 I/21 (105)=B35 (260—261). 901 I/31 (141)=B53 (388). 902 Ср. 2 Кор. 12:2. 903 B71 (492—493). 904 Или «свободой помыслов». 905 Т. е. от страха и страдания. 906 Или «свободе помыслов». 907 II/20,10—11. Букв. «как свойственно чину детей». 908 II/29,9. Ср. Пс. 4:8. 909 II/18,16. 910 Ср. 2 Кор. 7:10. 911 II/24,2. 912 II/8,1. 913 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,42. 914 Там же 4,40. 915 II/35,12—13. 916 В старых русских переводах термин обычно передавался словом «упоение». Однако в современном русском языке слово «упоение» употребляется только в переносном смысле («самозабвенное наслаждение чем–либо»), не имеющем какого–либо отношения к алкоголю, в то время как у Исаака слово rawwayuta связано именно с символикой вина и опьянения. 917 Подробный анализ этой темы в святоотеческой традиции см. в специальном исследовании: H.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Если же при устройстве высочайшего обеда произойдет по нашей вине ошибка в этикете или замешательство, то это будет причиной досады не только для их превосходительств и высших сановников, но также и мы, как гофмаршал и оберцеремониймейстер осрамим себя и подпадем проклятию насмешки. Поэтому, милые друзья, при исполнении этой видной и ответственной должности мы должны приложить все старание и самую строгую добросовестность для точнейшего изучения порядка чинов, запечатлеть их в нашем уме и установить и разъяснить с педантичнейшей добросовестностью разделения и подразделения по чинам. От старых предписаний мы отбрасываем кое–что с течением времени совершенно вышедшее из употребления и устаревшее. Наоборот, мы соберем по порядку, как бы на одном письменном столе, все то, что при наших светлейших повелителях, императорах Льве и Александре еще действует и находить себе применение, . . . , для того, чтобы не только опытные в придворном этикете легко поняли этот порядок, но и чтобы совершенно несведущие при помощи этого короткого руководства получили легкое и понятное поучение о таком важном предмете, как порядок стола. . . . . Во-первых следует обратить внимание на точную титулатуру высших должностей; во–вторых следует заметить тончайшие различия в чинах, более высокие и мелкие, высокие титулы и эпитеты при обращении, как это записано ниже. Ибо почетные титула, пожалованные за выдающиеся заслуги, я вам привел все в лествичном порядке; потом я привел те, которые пожалованы по собственному высочайшему сопозволению его императорского величества; наконец, я привел почетные титулы более низких чинов“ и т. д. Больше всего затруднений в этой тернистой должности распорядителя мест создавало церемониймейстеру – едва ли это можно было предполагать – высокочтимое духовенство; однако, император Лев VI (886–912) и патриарх Николай Μистик совершенно определенно свидетельствуют нам об этом, разумеется, совершенно нелестным для высшего клира образом. При императорах иконоборцах была принята коренная церковно – политическая мера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Тавринского кодекса (f 35), с следующим надписанием Τς γας κα θαυματουργο βασιλιας Θεοφανιας. Творение неизвестного подражателя св. Роману Сладкопевцу. Акростиха нет – Св. Феофания – супруга греч. благочестивая императора Льва Мудрого , царствовавшого от 886 до 912 г. Несмотря на царственное благолепие и богатство, которым святая была окружена, она как повествуется, препровождала жизнь постническую, суровую свойственную инокам: – подвижникам: телом своим не прилижаше к царскому украшенью, аще же и бываше извни малым никим благолипием одияна, но внутрь отай на теле бяху рубы остры власяны, ими же плоть томима умерщвлятеся. Житье ея бе постническое, питашеся бо простым хлибом и сухим зельем, а многопищныя трапезы весьма у нея бяху отвержены. Входящая же в руки ея богатства и стяжанья честная раздаваема бяху требующим нищим и убогим, сиротам и вдовицам, и многоценныя одежды и утвари в руци тих влагахуся иночествующих же худая пребывалища и монастыри обновляхуся от нея, иминьями же и всеми потребными обогащахуся... Слуги своя и рабыни имияше яко братью и сестры, и не звание никогоже простым именем, но всех о Господи славяше званием, почитая коегождо имя и сан и служенье. (Славян. Ч.-Мин.). По злобе и наветам Евхаитского епископа – волхва, Феодора Сантаварина, которого благочестивый Лев отвращался, он безвинно претерпел от отца своего, императора Василия Македонянина, вместе со св. супругою своею. более чем трехлитнее закаючение в темном никоем затвори, от которого, Божием промышлением, они были освобождены по гласу птицы попугая, возглашавшей нисколько раз человеческим голосом: «Увы, увы! Господине Льве!» Это было во время царского торжественного обеда, на котором, по убеждению присутствовавших вельмож, царь умилился сердцем, и, подвигнувшись жалости и состраданием к сыну, повелел вывести его из темницы, и представить к себе, вместе с супругою его, в подобающем царскому величию благолепии. – В Афонском кодакарие Москов. Синод. Библетеке сих кондака и икосов нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

932 О Гаральде в армии Георгия Маниака см.: В. Г. Васильевский . Варяжско-русская и варяжско-английская дружина в Константинополе. – В кн.: Труды, т. 1, с. 289–290; R. М. Dawkins. Greeks and Northmen. – Custom is King: Essays presented to Dr. R. R. Marett. Oxford, 1936, pp. 45–46. 933 J. Mansi. Sacrorum conciliorum... collectio, vol. XVI, pp. 47, 49. См. также: А. Лебедев. История разделения Церквей в девятом, десятом и одиннадцатом столетиях. М., 1905, с. 117, 120; F. Dvornik. The Photian Schism, History and Legend. Cambridge, 1948, pp. 136 ff. 934 J. Hergenrother. Photius, Patriarch von Constantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1867, Bd. II, S. 462. 936 См. весьма тонкий анализ этой проблемы А. Грегуаром: Н. Gregoire. Du nouveau sur ie Patriarche Photius. – Bulletin de la classe des lettres de l " Academie Royale de Belgique, vol. XX, 1934, pp. 36–53; F. Dvornik. The Photian Schism, pp. 202–236. 941 EutychU Alexandrini patriarchae Annales, ed. L. Cheikho, B. Carra de Vaux, H. Zayyat. Beyrouth; Paris, 1909, t. II, p. 74 (text. ar.); PG, t. Ш, col. 1145 (transi. lat.). 942 H. Попов. Император Лев VI Мудрый и его царствование с церковной точки зрения. М., 1892, с. 160. 943 Весьма ценным источником по четвертому браку Льва и общей истории периода является следующее сочинение: С. de Boor. Vita Euthyrniï ein Anecdoton zur Geschichte Leó " s der Weisen, A. D. 886–912. Berlin, 1888. Издание, помимо греческого текста, содержит весьма ценное исследование «Жития» с исторической точки зрения. 944 H. Попов. Император Лев VI Мудрый и его царствование с церковной точки зрения. М., 1892, с. 184. Ср. также; Mansi. Sacrorum conciliorum... collectio, t. XVIU, pp. 337–338. 945 М. С. Дринов. Южные славяне и Византия в десятом веке. М., 1875, с. 21. Перепечатано в сочинениях М. С. Дринова, изданных В. H. Златарским (т. 1, София, 1909, с. 365–520). 946 А. П. Лебедев. История разделения Церквей в девятом, десятом и одиннадцатом веках. М., 1905, с. 325.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Это был поворотный момент во внешней политике Василия. Его планам общей борьбы с арабами не было суждено реализоваться. Взятие войсками Василия Тарента в Южной Италии и успешное продвижение вглубь страны под начальством талантливого Никифора Фоки в последние годы правления Василия могли служить некоторым утешением после сиракузской неудачи. В последние годы своей жизни Василий, сделавший уже в начале своего царствования неудачную попытку заключить союз с западным императором против западных арабов, заключил союз, уже в целях борьбы с восточными арабами, с армянским царем Ашотом Багратидом (Багратуни). Но в это время Василия не стало. Несмотря на потерю Сиракуз и на отсутствие выдающихся успехов в борьбе с арабами вообще, Василию удалось несколько расширить свои пограничные владения в Малой Азии и восстановить утраченное до него значение византийского имени в Южной Италии. По словам новейшего исследователя того времени, «состарившийся Василий мог умереть в мире. Он выполнил как на востоке, так и на западе очень большое военное дело, которое в то же время было делом цивилизаторским; Василий оставил империю более сильной и более уважаемой, чем та, которую он получил». 860 Если Василий I жил в мире со своими соседями, исключая арабов, то при его преемнике Льве VI Мудром (886–912) дело обстояло иначе. Тотчас по вступлении его на престол началась неудачная для Византии болгарская война, в связи с которой впервые в истории Византии появляются мадьяры (венгры, угры). К концу правления Льва VI у Константинополя стоят русские. Союзная с ним Армения, подвергавшаяся непрестанным арабским нашествиям, не смогла получить ожидаемой от Византии помощи. Вопрос о четвертом браке императора вызывал сильное внутреннее брожение в государстве. Все это указывает на то, что условия борьбы империи с исламом стали сложнее и труднее. Дела с арабами при Льве VI шли вообще неудачно. Происходившие с переменным успехом военные столкновения на восточной границе не имели важных результатов. На западе мусульмане в самом начале Х века овладели городом Региумом, на итальянском берегу Мессинского пролива, после чего пролив оказался всецело в руках арабов; а в 902 году они завоевали последний значительный укрепленный пункт византийской Сицилии, Тавромений, или Таормину.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

(извлечены из большого собрания греческих писем этого Константинопольского патриарха (901–906/907, 911/912–925), которое хранится в библиотеке Апостолика в Ватикане 1158 . Автор их, один из образованнейших ромеев (по словам Продолжателя Феофана, «в мудрости выдающийся»), вначале ученик и приближенный патриарха Фотия (858–867, 877–886). В свою очередь став «архиепископом Константинополя и Нового Рима», Николай I оказался воспитателем и опекуном юного Константина Багрянородного (913–959), получил значительную долю власти в государственных делах и вплоть до своей смерти в 925 г. был главным советником императора по внешней политике 1159 . Озабоченный также делами Церкви, он обнаружил своими посланиями и письмами чрезвычайно разностороннюю деятельность. Среди усиленных стараний по поводу внутренних и внешних примирений, особенно прекращения болгаро-византийской распри при царе Симеоне (893–927) 1160 , его также не покидали мысли о миссионерской деятельности Церкви на севере и северо-востоке, в северокавказской Алании, Хазарии. Отсюда послание Симеону (одно из 26 сохранившихся), написанное, вероятно, в конце августа-начале сентября 917 г., в котором он поставил «архонта Болгарии» в известность о том, что все его враждебные замыслы раскрыты благодаря регулярным разведывательным контактам стратига Херсона с печенегами, а также еще два письма, на сей раз отправленные в Херсон и взаимно дополняющие друг друга по содержанию, связанному с организацией отсутствовавшей до того епископской кафедры в Хазарии и хиротонией пресвитеров. Одно из них адресовано архиепископу Херсона вскоре после завершения очередных переговоров с болгарами и установления церковного мира на соборе в Константинополе в марте 919 г. Другое отправлено, видимо, одновременно с этим письмом или вслед за ним некоему должностному лицу, вероятнее всего, стратигу, прибывшему незадолго перед тем в город, но уже ожидаемому с докладом в Константинополе. Это один из наиболее ценных источников об организации миссионерской деятельности византийской Церкви в начале X в., который нуждается в особенно тщательном критическом анализе. Перевод последних двух писем с параллельным греческим текстом впервые издан В. И Григоровичем и взят за основу приведенной ниже публикации источника). Симеону, архонту Болгарии 1161

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С времен, когда христианство из гонимой иудейской секты превращается в глазах Римского государства в вероисповедание, равноправное прочим религиям, существовавшим в Империи, а затем – и в господствующую, власти Империи включают проблемы взаимоотношений государства с Церковью в орбиту государственного законодательства. § 1. Гражданские юридические предписания касательно христиан Ранние римско–византийские документы, связанные с правовым регулированием деятельности христиан (эдикты, указы, новеллы), собраны в Кодексе Феодосия (Codex Theodosianus, 438 г.) 415 . (Кодексу Феодосия предшествовали дошедшие до нас в позднейших извлечениях Codex Gregorianus, составленный в конце 3 в. юристом Григорием и содержащий важнейшие конституции императоров, изданные в 196–297 гг.; и Codex Hermogenianus, являющийся продолжением и дополнением кодекса Григория, – в него вошли императорские конституции нескольких последующих лет.) Все законы, начиная с времени Константина Великого , распределены в Кодексе по шестнадцати книгам (libri), разделенным на главы (tituli); последняя, 16–я книга из одиннадцати титулов содержит законы, относящиеся исключительно к церковным делам. Отдельные законы, связанные с жизнью Церкви, включены в другие книги Кодекса. В последней четверти 5 в. юристами бейрутской правовой школы был создан т.н. Сирийский законник. В основу его были положены римские правовые установления, почерпнутые из какого–то не дошедшего до нас греческого сборника и переведенные на сирийский язык для нужд местного населения. Однако в римские юридические нормы были внесены существенные изменения в духе обычного права, свидетельствующие о распространенности и живучести местных греко–сирийских правовых институтов. При Юстиниане I (527–565) пересмотру и новой кодификации подверглись все существовавшие ранее источники римского права. В результате был составлен фундаментальный свод римского права, получивший в 12 в. название Corpus iuris civilis («Свод гражданского права») 416 . В 726 (или 741) г. от имени императоров Льва III Исавра (717–741) и Константина V Копронима (720–775) была издана «Эклога законов» (κλογ τν νμων), в которой собраны важнейшие законоположения из четырех сборников Юстиниана. Помимо римско–византийского права, в «Эклоге» отражено обычное право варваров – славян, германцев, арабов. Поскольку издателями «Эклоги» являлись императоры–иконоборцы, после утверждения иконопочитания этот сборник стали приписывать православным императорам с теми же именами: Льву VI Мудрому (886–912) и сыну его Константину VII Порфирогенету (913–959).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010