По мнению авторитетных ученых, эта гипотеза находится в соответствии с ходом культурно-исторических событий второй половины IX в. и не входит в грубое противоречие со сведениями о начале славянской письменности и с палеографическими данными 106 . Есть, правда, группа ученых, которые считают, что под «преложением книг» нужно понимать замену греческих богослужебных книг славянскими. При рассмотрении гипотезы Г. А. Ильинского следует, однако, иметь в виду то обстоятельство, что в Азбучной молитве Константина Преславского акростих находится в зависимости от ряда букв глаголической азбуки. «Азбучная молитва была написана в 893 году, до того, как Наум Охридский отбыл в западноболгарские земли, – одновременно с составлением Учительного Евангелия Константином Преславским, в историческом послесловии которого (Историкии) есть замечание – точная датировка – седьмой год царствования Льва VI Философа (886–912), 12 индикта (1 сентября 893 – 31 августа 894). В древнейшем уцелевшем списке – Син. 262 (XII в.), который хранится в Государственном историческом музее города Москвы, Азбучная молитва находится перед текстом Учительного Евангелия и предшествует портрету болгарского князя Бориса I, который после детронизации князя Владимира в судьбоносные для болгарского народа 893–894 годы отдал престол младшему своему сыну Симеону. Следовательно, во время этих бурных событий, официальное письмо в болгарском государстве все еще было глаголическим» 107 . Об этом есть и этнографические свидетельства из Преслава, которые бесспорно доказывают факт употребления глаголицы в Болгарии эпохи Первого болгарского царства (681–1018) и в течение ее византийской оккупации (1018–1186). Эти несколько глаголических букв являются вообще самыми древними из до сих пор открытых. Они имеют старинную форму, аналогичную глаголическим знакам из Ассеманиева Евангелия, Зографского Евангелия, Клоцева сборника (буквы имеют круглое начертание с некоторым легким угловатым оттенком 108 . Подводя итог очерка о двух славянских алфавитах, можно сказать, что на данный момент точка зрения, в свое время высказанная И.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

В 641 году магометане завоевали Египет. Их полководец Амру, по приказанию Халифа Омара, расчистил запущенный канал Птоломеев, о котором мы говорили выше (Histor. Sarac. L.6, с.3, in Geograph. Bocharti) При греческом царе Льве Мудром (886–912 гг.) составлен был список всех епархий, подведомых патриархам: Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому. В этом списке в числе ста пяти епископий Александрийского патриархата значатся: епископия Арсинойская под священноначалием митрополита Оксиринхского и епископия Итагерос в ведомстве митрополита Пилузийского. Местоположение Арсинои известно. А Итагерос я помещаю у горы Ет-Тагар на торном пути от Аджруда к Акабе, где видны развалины, сознав разительное сходство названий этих двух местностей, близких к Пелузию 130 . Спросят: чем мог жить епископ в таком пустынном месте? И какая была у него там паства? Отвечаю: паству его составляли те аравитяне, которые кочевали в окрестностях помянутой горы и занимались перевозкой купеческих товаров из Арсинои в Пелузий и Газу. Притом местечко Итагерос стояло на пути торгового сообщения палестинских, идумейских и петро-аравийских христиан с египетскими. Подаяния тех и других, при хлебных пособиях Александрийского патриарха, достаточны были для содержания там епископа с малым причтом. Наконец должно помнить, что в древние времена епископами бывали натиры, которые жили воздержнее в городах, нежели в монастырях. После сего ответа скорблю о том, что варварство магометан давно сравняло с землей Фаран, Арсиною, Итагерос, Острацину и другие христианские селения в пустынях, где жили люди причастные образованности греческой и где епископы служили светом и утешением для этих людей и научали их истинному богопочтению, отвлекая от служения мамоне 131 . В 1143 году сицилийский монах Нил Доксопатрий составил роспись епархий пяти патриарших престолов. В ней в числе митрополий, подведомых Александрийскому святителю и не имеющих епископий, значится митрополия Чермного помория.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Согласно краткой приписке в Мюнхенской рукописи 229 умер Никита в правление императора Льва VI Мудрого (886-912) . Главное антимусульманское сочинение Никиты Византийского — «Опровержение Корана». Оно состоит из апологии христианского учения о Боге, подробного критического разбора Корана и ряда малых трактатов, посвящённых различным острым темам христиано-мусульманской полемики. Большинство исследователей согласно в том, что сочинение было написано около 856 г., как указывает сам Никита, инициатором был сам император, заказавший его в целях работы по обращению мусульман на завоёванных территориях. Кроме «Опровержения», Никите приписываются два «послания», заголовок которых предполагает, что они являются ответами на письмо, посланное «от агарян» императору Михаилу III с критикой христианства. Однако Диметриадис в результате анализа текстов пришёл к выводу, что «послания» и «Опровержение» не могут принадлежать одному автору: «сравнение посланий и «Опровержения» показывает некоторые различия в стиле, в христианской богословской терминологии и в отношении к мусульманам» . Так, имеется значительный контраст в отзывах о мусульманах: если для автора «Опровержения» все мусульмане, включая их пророка, являются невежественными, глупыми варварами, для которых он не скупится на оскорбительные выражения, то для автора «посланий» характерен вежливый тон и даже апелляция к учёности и мудрости мусульманского оппонента, которого он называет другом; критика ни в коем случае не касается самих мусульман, но только мнений, которых они придерживаются. В этих сочинениях используется разная терминология для одних и тех же понятий: koinwnÒj, UiÒj, ¢gennhs...a «Посланий» против sumbebekÒj, LÒgoj, ¢ploÚstatoj «Опровержения» . Значительное отличие наблюдается также в использовании мусульманских данных: против детального знания Корана в «Опровержении» — ни одной ясной ссылки на Коран в «посланиях». Более того, на основании разбираемых аргументов, «не имеется никакой уверенности, что письма, на которые автор «Посланий» отвечает, были действительно написаны мусульманами. Они, как кажется, представляют лишь повод для разъяснения христианским читателям тезиса, что учение о трёх ипостасях божественной природы не подразумевает понятия сотоварищей Бога» . Менее значительные различия: «Опровержение» называет мусульман «агарянами», «послания» почти всегда — «сарацинами», оба «послания» заканчиваются замечанием, которое могло бы интерпретироваться как косвенная критика такого способа изложения, как длинное многословное обсуждение, каковым как раз является «Опровержение» Никиты.

http://bogoslov.ru/article/406936

Теперь перейдем к Льву Мудрому (886–912 г), при котором, по общепринятому мнению, святой Андрей куплен протоспафарием Феогностом. Здесь черты юноши Епифания, друга Андреева, весьма идут к патриарху святому Полиевкту (956–970 г), а также к патриарху Антонию III Студиту (974–978 г). Сперва сопоставим годы жизни святого патриарха Полиевкта по историкам с годами жизни святого Андрея по житию его. Положим, что святой Андрей родился в 870 году и куплен Феогностом молодой, лет около 17, в 887 году, в начале царствования Льва Мудрого ; при великих его способностях им употреблено восемь лет на изучение греческого языка и вообще на образование и потом на службу в звании нотария. Имея же около 25 лет, следовательно, около 895 года он начал юродствовать. Пред началом подвига он называется юным ( νος) 15 . Подвизавшись довольное время и будучи удостоен от Бога дара прозрения и чудес, он около 923 года познакомился с юношей Епифанием, впоследствии патриархом Полиевктом, о котором спустя некоторое время после знакомства с Андреем говорится, что он не имел тогда еще восемнадцати лет (столб. 111), следовательно, он познакомился с Андреем имея около семнадцати лет неполных, или в начале восемнадцатого года. Дружба святого Андрея с Епифанием началась ранее поставления святого Трифона в патриарха, которое было в 928 году, так как в этом году, как увидим ниже, был великой мороз и язва в Царьграде, о которых в житии святого Андрея говорится после знакомства святого Андрея с Епифанием. После знакомства с Епифанием святой Андрей подвизался около тринадцати лет и скончался в 936 году своей жизни. Тогда Епифанию было около тридцати лет. По кончине Андрея, а потом вскоре и по смерти своего отца, Епифаний постригся в монашество, как должно полагать, с именем Полиевкта, прославился строгой жизнью и ученостью. По историкам Полиевкт в 956 году третьего апреля поставлен в патриарха константинопольского, скончался 16 или 29 января 970 года, следовательно, имея около 64 лет от рождения, если был Епифаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

proem. § 1, по изд. Zachariae р. 8; cf. prolegom. р. LXII–LXIV; Бенеманский, цит соч., стр. 134); в) в некоторых списках Прохирона против занимающей нас группы глав имеются пометы, позволяющие видеть именно в этих главах „новые узаконения» названного византийского императора (Бенеманский, там же, стр. 135); наконец г) текст перечисленных и некоторых других глав рассматриваемого памятника буквально совпадает с законодательными постановлениями, изданными ещё Леунклавием (Juris graeco-romani t I, р 86–87; t. II. р. 134–135, Francofurti 1596) с именем Василия Македонянина. Но относительно того, действительно ли основные оригиналы печатного издания Zachariae представляют genuinum fere Prochiri textum, пожалуй, можно и усомниться. Старшей по времени из имевшихся у него списков Cod. Coislianus 209. Допустим, что мнение Монфокона (В. Monifaucon, Bibloth. Coisliana, р. 267 Paris 1715), относящего этот список Прохирона к X в., ошибочно, и что его можно, вместе с Дюканжем и самим Цахариэ, приписать saeculo IX exeunti (Zachariae, о. с., prolegom. p. LVIII): и при таком определении возраста рукописи нет препятствий считать её написанной уже при Льве Мудром (886–912 гг.), после издания им некоторых новелл (LXXXIX, ХС и XCI), что, как увидим ниже, может оказаться не лишённым значения при попытке разобраться в вопросе о первоначальном составе и значении Прохирона. Что в этом последнем, при самой обработке того или другого титула его официальными редакторами, могли найти себе место некоторые новые правовые нормы, имеющие свой юридический источник в законодательной инициативе родоначальника Македонской династии, в этом нет причин сомневаться, равно как и в том, что в последних главах IV титула мы имеем дело, в общем, с новыми нормами, представляющими отклонение от традиционных положений юстинианова права. Но отсюда ещё не следует само собою, что упомянутые главы и представляют как раз воспроизведение соответствующих новелл имп. Василия, самый факт существования которых, помимо, б. м., не изначального нахождения их в Прохироне, ничем авторитетно не засвидетельствован.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

La reforme judiciaire d " Andronique Paleologue (l329)//«Echos d " Orient. 1906 Mai. 58. P. 134–138 и » Αντωνιδης Θαλς. δικαιοσνη επ των Παλαιολγων και ο καθολικο κριται των Ρωμαων//« Εκκλησιαστικ » Αλθεια. 1909. 41–44. См. также: Finlay George. History of the Byzantine and Greek Empires. London, 1854. V. II. P. 454–455; Mortreuil J. Histoire du droit buzantin ou du droit romain dans l " empire d " Orient. Paris, 1846. T. III. P. 97–102 644 Miklosich et Miiller. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Vindobonae, 1860. T. I. P. 230; Gelzer И. Ungedruckte und ungeniingen veroffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum. Munchen, 1901. S. 597–601 646 О храме Всех Святых, построенном императором Львом VI Мудрым (886–912), сведения сообщают: Ducange. Constantinopolis Christiana. Venetiis, 1729. Lib. IV. P. 90–9 Βυζντιος Σκ. Κωνσταντινοπολις κτλ, " Αθναι, 1851. Τ. Α Σ. 406–408; Кондаков Η. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1887. С. 68; Беляев Д. Ф. Byzantina. СПб., 1906. Т. III. Р. 148–150, 181 Впрочем, сохранилось известие – хотя и в рукописи очень позднего происхождения, именно XVIII в. – о том, что «божественные судьи», институт которых был учрежден императором Юстинианом, назывались также «кафолическими», или «вселенскими судьями» ( καθολικο κριτα). Известна обширная «апология осужденных вселенских судей», обращенная к императору Юстиниану. В предисловии к этой апологии вселенские судьи заявляют, что они по несправедливому приговору, вынесенному вопреки законам, испытали очень много бедствий, какие, по суду тех же законов, назначаются только уголовным преступникам, разбойникам или изменникам, и подверглись изгнанию, которому их жестокими своими руками предали «священные судьи» (oi ιερο κριτα); ввиду этого они прибегают к человеколюбию и справедливости василевса. И затем в апологии сообщается, что виновником страданий несправедливо осужденных вселенских судей является «патриарх вселенной, покровитель обижаемых, убежище обвиняемых», который, однако, предал осужденных своими руками, после того как они с раскаянием прибегли к этому источнику сострадания и просили о помиловании и уврачевании их грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

52) 5387. Под 879 годом читаем в летописи: «Умершю Рюрикови (когда?) предаст княженье свое Олгови, от рода ему суща, вдав ему сын свой на руце, Игоря, бе бо детеск вельми». Летописец касательно Олега путается: то представляет его воеводою, то князем. Вообще личность Олега загадочна и легендарна. В Олеге легендарно все: легендарно его прозвище вещаго, легендарны его славные победы (даже в Византии с 2000 кораблей, в десять раз больше чем количество кораблей у Аскольда и Дира под Константинополем), для которых нет ни места, ни причины в истории, легендарны его ветроходы, или выражаясь словами Шлецера судоходство его по суху (Шлецер, «Нестор», ч. II, стр. 628), легендарен его договор с византийцами, легендарно и его 33 летнее княжение (число три, дважды три, трижды три бесспорно общая мистическая принадлежность преданий)... 53) 6390–6393 (882–885). Распределение летописцем походов легендарного Олега по годам, есть также самоочевиднейшая выдумка со стороны летописца. Многое, отнесенное летописью к княжению Олега, совершилось далеко раньше эпохи этого легендарного князя. 54) «В лето 887. Левон царствова, сын Васильев, иже Лев прозвася, и брат Олександр, иже царствоваста лет 20 и 6». Вместе с братом Александр никогда не царствовал Странно, каким же образом оба они подписали договор с Олегом в сентябре 912 года? Новое доказательство легендарности договора Олега. 55) 6394–6405. С 886 по 897 год в летописи tabula rasa. За эту счастливую дюжину лет на Руси в княжении легендарного Олега не произошло ничего достопримечательного. 56) Летописец не упоминает соседней Иверии, хотя ее знали все цивилизованные народы древнего мира. И это объясняется тем, что летопись русская скомпонована в то время, когда наименование «Иверия» вышло из употребления. Летописец не знает, что страна Ирья, упоминаемая в поучении Владимира Мономаха есть древнее название Иверии. В форме Vir, Vera она известна и армянам (Д. 3. Бакрадзе.) О доисторической археологии вообще и Кавказской в особенности, отт. из г. «Кавказ 1877 г., стр. 53–54).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще, у многих христиан новациане пользовались большим уважением, потому что с догматической точки зрения (в триадологиии христологии) они являлись православными, и их главное отличие от вселенской Церкви состояло только в строгости нравов и церковной дисциплины. Ввиду этого многие императоры, издававшие указы о преследовании других еретиков и раскольников, делали для новациан исключение. Последние общины новациан просуществовали вплоть до конца VII века. II. Труд Новациан был одним из самых талантливых западных богослов своего времени. Он был первым римским богословом, писавшим на латыни, поэтому его можно назвать основателем римского латинского богословия 910 . Из христианских авторов на мысль Новациана большое влияние оказал Тертуллиан , а из языческих – стоики. Блаж. Иероним перечисляет девять сочинений Новациана: О Пасхе, О субботе, Об обрезании, О священстве, О молитве, Об иудейской пище, О ревности, Об Аттале, большое сочинение О Троице и многие другие, названий которых он не приводит 911 . Из перечисленных здесь сочинений два сохранились среди трудов Тертуллиана : О Троице и Об иудейской пище. В первой главе трактата Об иудейской пище Новациан сам указывает на два ранее написанных им сочинения, о которых упомянул Иероним: Об обрезании и О субботе. Кроме того, среди сочинений Киприана сохранились еще два трактата Новациана: О зрелищах и О благе целомудрия, которые не упомянул Иероним. Это может объясняться тем, что в 392 г., когда Иероним писал свое сочинение De viris illustribus, имели хождение «многие другие» (multaque alia) сочинения Новациана, которыми Иероним еще не располагал. Наконец, в другом месте Иероним упоминает о письмах Новациана (epistolae Novatiani) 912 , и свт. Киприан также часто говорит о его письмах 913 . Имеется также свидетельство Сократа Схоластика , что Новациан писал всем церквям по всему миру 914 . Однако сохранились только три послания Новациана, входящие в собрание писем Киприана Карфагенского . А. Трактаты 1 . De Trinitate («О Троице» 915 , CPL 71; PL 3, 886–952; CC SL 4, 11–78). Этот главный богословский трактат Новациана был написан, по-видимому, до 250 г. 916 Иероним называет его «как бы конспектом труда Тертуллиана » (quasi επιτομ operis Tertulliani, De vir. ill., 70), скорее всего имея в виду трактат Тертуллиана Adversus Ргахеап 917 . На самом деле трактат Новациана является вполне самостоятельным сочинением, в котором заметно влияние не только Тертуллиана , но и других апологетов – свт. Феофила Антиохийского , Иринея и Ипполита. Хотя в трактате не встречается сам термин Trinitas «Троица», он целиком посвящен тринитарному вопросу. Изучение исследуемого вопроса у Новациана гораздо более систематичное и исчерпывающее, чем все предыдущие попытки, хотя оно и не лишено недостатков. Трактат состоит из 31 главы и имеет структуру, точно отражающую древний римский символ веры (regula veritatis). В нем отчетливо выделяются четыре части:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Русские купцы в середине IX века, по арабским источникам, появлялись в Багдаде, «выдавая себя за христиан». Крепла довольно сложная структура русской государственности. «По смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива. – Авт.) потомство их стало держать княжение у полян», – говорится в одном из дошедших до нас списков начальной летописи [II, 12, с. 92]. А по свидетельству польского историка Яна Длугоша (XV век), хорошо знакомого и с древними, не дошедшими до нас, русскими летописями, «после смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум братьям Аскольду и Диру» [II, 12, с. 307]. Аскольда (по Никоновской летописи – Осколда) знал византийский император Василий I (867 – 886) и называл его «прегордым каганом» («каган» – титул, равный царскому) [II, 12, с. 307]. Осколд вел успешные войны с печенегами, греками, болгарами. Границы «Русской земли» в узком смысле (сплошная линия) по данным ретроспективного анализа летописей. Граница полей погребений VI – VII вв. (пунктирная линия), где обнаруживаются фибулы и односпиральные и двуспиральные височные кольца Во второй половине IX века на севере русских земель появляется варяг Рюрик с родичами и дружиной. Легенда о призвании Рюрика заключает в себе зерно правды. Оно состоит в том, что удаленные от Киева и страдавшие от внутренних усобиц и «варягов- находников» (выражение летописи) новгородцы, кривичи и подвластные им чудь и весь решились пригласить к себе в качестве беспристрастного судьи и защитника князя, который мог бы их защищать и судить «по правде». При этом они решали, из какой земли лучше призвать князя: «или от нас, или от козар, или от полян, или от дунайчев (русских, живших на Дунае), или от варяг», – говорит об этом одна из летописей [II, 12, с. 306]. Наиболее оправданным показалось призвание Рюрика Ютландского. Рюрик правил в северных русских землях. На Киев он не пошел. Напал на «матерь городов русских» другой варяг – Олег. Это произошло около 882 года. Убив Осколда и Дира и захватив киевское княжение, он сделался князем русским, правителем Руси, и на некоторое время подчинил себе почти все земли до Новгорода включительно. Не тогда ли в сознании новгородцев произошло отождествление Руси с варягами? Олег совершил успешные походы на хазар, на Византию, дойдя в 907 году до Царьграда и заключив с империей в 911 году выгодный для Руси договор. В 912 году он погиб, причем для некоторых русских летописцев неизвестно, где в точности (или в Киеве, или в Ладоге, или у себя на родине – в стране варягов). После него стал княжить Игорь. Он не был в родстве с Олегом, а являлся, по летописи, сыном Рюрика. Правда, некоторые ученые сомневаются в этом, считая Игоря славянином. В это время на историческом горизонте восходит утренней звездой святая равноапостольная княгиня Ольга – жена князя Игоря, но рассказ о ней и последовавших событиях уместно повести там, где речь пойдет о проникновении на Русь Христовой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Thierry N. Haut moyen-âge en Cappadocë les églises de la région de Çavuin. Paris, 1983–1994. 2 vol. Tougher S. The reign of Leo VI (886–912): politics and people. Leiden, 1997. Toynbee A.J. Constantine Porphyrogenitus and his world. Oxford, 1973. Τσικνκης Κ. Γ. ( εκδ.). To εμπλεμο Βυζντιο (9 ος–12 ος αι.). Αθνα, 1997. Vavínek V. (hrsg.). Beiträge zur byzantinischen Geschichte im 9.–11. Jahrhundert. Prag, 1978. Vavínek V. (ed.). Byzantium and its neighbours from the mid- 9 th till the 12 th centuries. Prague, 1993. Vlasto A.P. The entry of the Slavs into Christendom. Cambridge, 1970. Whittow M. The making of orthodox Byzantium, 600–1025. London, 1996. Winkelmann F. Byzantinische Rang- und Ämterstruktur im 8. und 9. Jahrhundert: Faktoren und Tendenzen ihrer Entwicklung. Berlin, 1985. Winkelmann F. Quellenstudien zur herrschenden Klasse von Byzanz im 8. und 9. Jahrhundert. Berlin, 1987. Wolf G. (hrsg.). Kaiserin Theophanü Prinzessin aus der Fremde – des Westreichs Grosse Kaiserin. Koln, 1991. V. Правление столичной чиновной аристократии (1025–1081) Источники Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци /Пер. К.Н. Юзбашяна. М., 1968. Кекавмен . Советы и рассказы: Поучение византийского полководца XI века/Пер. Г.Г. Литаврина. СПб., 2003 (2-е изд.). Михаил Пселл . Богословские сочинения/Пер. архим. Амвросия (Погодина) . СПб., 1998. Михаилл Пселл . Хронография/Пер. Я.Н. Любарского. – Краткая история/Перевод Д.Р. Абдрахмановой и Д.А. Черноглазова. СПб., 2003. Никифор Вриенний . Исторические записки. М., 1997 (переизд.). " Диоптра» Филиппа Монотропа : Антропологическая энциклопедия православного Средневековья/Подг. Г.М. Прохоров и др. М., 2008. The Letters of Ioannes Mauropous, Metropolitan of Euchaita /Ed. and tr. A. Karpozilos. Thessaloniki, 1990. Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Ed. I. Thurn. Berlin; New York, 1973. Micaele Psello . Epistola a Giovanni Xiphilino/Ed. U. Criscuolo. Napoli, 1973. Michele Psello . Imperatori di Bisanzio (Cronografia)/Ed. S. Impellizzeri, tr. S. Ronchey. Milano, 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010