83/84:7 ...юдолью слез... Или: «долиной Бака». 86/87:4 Помяну ли Раав... Под именем стихийного чудища Раав, воплощающей предмирный хаос, имеется в виду Египет. Куш – Библейское наименование Эфиопии. 87/88:1 На «махалат леаннот». Снова предположительно название мелодии. Возможно также, что таковым является только первое слово, а второе указывает на попеременное пение сменяющих друг друга певцов или хоров. 94/95:8 Мерива и Масса – топонимы, связанные с эпизодом перехода через пустыню. См. Исх 17:3–4 и 7: «...И роптал народ на Моисея, говоря: «Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас, и детей наших, и стада наши?» Моисей возопил к Господу и сказал: «Что мне делать с народом сим? Еще немного, и побьют меня камнями. [...] И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых» (слово «Масса» понималось как «искушение», Мерива – как «укорение». Ср. также Втор 6:16, 9:22, 33:8 . 95/96:5 ...ибо все боги народов – морок и прах. Совершенно непереводимое словечко [элилим] («морок и прах»), как бы ироническим эхом передразнивающее звучание евр. лексемы [элоним] «Бог», «боги». Традиционный перевод «идолы» не передает всей остроты этого приговора над ложной божественностью. 102/103:4 ...насыщает благами зрелость твою. Значение редкого слова не вполне ясно. Согласно версии Септуагинты, определившей традиционные переводы: «...насыщает благами желание твое». ...как у орла, обновится юность твоя! По древнему представлению, орел от смены перьев молодеет (ср. Hieron. In Isaiam 40,31 (Patrologia Latina XXIV, col. 412). 109/110:1 Слово Господа к Государю моему. Постольку, поскольку этот псалом интерпретируется в полемике с книжниками Самим Христом ( Мт 22:42–46 ) и особенно важен для христианской богословской и богослужебной традиции, все упомянутые выше вопросы выступают в отношении к нему с особой остротой, и это начинается с 1-го стиха. Традиционный перевод: рече Господь Господеви моем, «сказал Господь Господу моему»; он вполне соответствует тексту Септуагинты, где оба раза употреблено существительное κριος. Проблема, однако, в том, что это существительное (как и церк.-слав. Господь) нормально может быть употреблено и в отношении к Богу, и в отношении к человеку, как русское «господин». В масоретском тексте первому κριος соответствует непроизносимое Имя Божие , но второму – нейтральное [адони] «господин мой», нормально относимое к человеку. Это возбранило нам перевести его словом «Господь», в русском обиходе совершенно однозначным. С другой стороны, очевидно, что речь идет не просто о «господине», но о сакральной, мессианской фигуре Царя; поэтому мы перевели его не словом «господин», но словом «Государь», не только предполагающим царский сан, но несущем в себе особые смысловые потенции, заодно решившись – в соответствии с традиционным обиходом – писать это слово и относящиеся к нему местоимения с большой буквы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

85 Творения. Т. I, кн. 2, с. 698.  «сорок два месяца» – то есть три с половиной года. Именно такое или близкое к нему время торжества сил зла указано и в Книге пророка Даниила (Дан. 7, 25; 12, 7; 12, 11–12).  Можно думать, что эти сорок два месяца попирания язычниками святого города совпадают со временем царствования зверя, которое в 13, 5 обозначается – предположительно, именно с целью идентификации – теми же словами: «сорок два месяца», в отличие от сроков пророческой проповеди 11, 3 и пребывания жены в пустыне 12, 6, наименованных как «тысяча двести шестьдесят дней». 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Под двумя свидетелями большинство святых отцов 86  понимали пророка Илию и праведного Еноха.  86  Это святые Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Андрей Кесарийский и др. Ипполит Римский на основании Ин. 21, 22–23 высказывал точку зрения, что вместе с Илией и Енохом придет сам апостол Иоанн. Впрочем, широкого распространения это мнение не получило. На Западе, кроме того, существовало предположение, что вместе с Илией придет не Енох, а Моисей. Основанием для этого служит сходство египетских знамений Моисея с теми, которые совершают два свидетеля 11-й главы. Однако эта гипотеза не выглядит особенно убедительной.  Оба эти ветхозаветных праведника не увидели смерти, но были переселены Богом на небо в теле (Быт. 5, 24; Евр. 11, 5; 4 Цар. 2, 11), однако в конце времен им надлежит снова прийти в мир и подчиниться закону смерти: они должны будут умереть как христианские мученики. 87 87  В словах «и дам двум свидетелям Моим» (Апок. 11, 3) в греческом оригинале употребляется слово «μρτυς», на русский язык часто переводимое как «мученик». О пришествии пророка Илии говорит Господь в Книге Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6), – отчасти эти слова исполнились во времена Первого пришествия Христа, когда в духе и силе Илии пришел святой Иоанн Предтеча. Но в конце времен эти слова должны исполниться буквально: придет сам пророк Илия. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие (Мф. 17, 10–13), где он указывает, что у Малахии Илия назван по месту его родины  «фесвитянином» 88 , тогда как святой Предтеча фесвитянином не был, и Илией он именовался только по подобию служения. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Cassian. Collat. XIII 11). Из этого рассуждения следует, что отношения между Б. и свободой не должны рассматриваться как причинно-следственные; в противном случае обсуждаемая проблема заходит в тупик или ее решение неизбежно приводит к ошибочным результатам. Прп. Иоанн подчеркивает, что обе силы, Б. и человеческая воля, всегда действуют одновременно и «согласованно» и «в деле нашего спасения равно необходимы» (Ibidem). «Нельзя думать,- отмечает он, полемизируя со сторонниками блж. Августина,- что Бог не дал человеку желания и возможности делать добро... и что природа человеческая способна лишь к одному злу... Если бы мы сами не могли созидать свое спасение, то апостол не сказал бы: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп 2. 12) (Ibid. 12). Вместе с тем прп. Иоанн дистанцируется и от позиции, занимаемой пелагианами, указывая, что человеку «недостаточно того, что вложено в него природой» (Ibid. III 15). «Чтобы мы не подумали,- пишет прп. Иоанн,- что в деле спасения не нужна нам помощь Божия, то он (ап. Павел.- М. И.) присовокупил: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп 2. 13)» (Ibid. XIII 12). В ходе полемики прп. Иоанн показывает, что рассматриваемая проблема носит антиномический характер и не может быть полностью решена в категориях рассудка. Наиболее ярким свидетельством этому служит следующее высказывание св. отца: «Благодать Божия и предваряет нас, ибо пророк говорит: «Бог мой, милующий меня, предварит меня» (Пс 58. 11); и следует за нашей волей, почему и говорится: «рано утром молитва моя предваряет Тебя» (Пс. 87, 14); Бог призывает нас, ибо Он говорит о Себе: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному» (Ис 65. 2), и мы Его призываем, ибо Давид говорит: «Весь день я... простирал к Тебе руки мои» (Пс 87. 10); ...Бог укрепляет нас, ибо говорит: «Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» (Ос 7. 15), и увещает, чтобы мы сами укреплялись: «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» (Ис 35.

http://pravenc.ru/text/149313.html

Богу угодны наши молитвы о прощении грехов. Это очевидно из притчи о мытаре и фарисее. Мытарь просил только помиловать его («ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!», Лк.18:13 ) и ушел оправданным. Часто ли мы размышляем, сколько милосердия содержится в словах Господа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). Зная, как часто люди страдают маловерием, Спаситель побуждает нас к настойчивости примером вдовы, которая неотступно просила бессердечного судью. Господь заповедал нам: «должно всегда молиться и не унывать Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» ( Лк.18:7–8 ). О крещении беременных иеромонах Адриан (Пашин), насельник Сретенского монастыря Уважаемая Анастасия! Никаких препятствий для крещения беременной женщины нет. Естественно, что после рождения необходимо крестить и ребенка. Для Вас может быть интересной книга «Первые шаги в храме», электронная версия которой в скором времени будет опубликована на нашем сайте. Каково значение шестопсалмия? иеромонах Иов (Гумеров) Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» ( Лк. 2:14 . В состав шестпсалмия входят псалмы, равномерно взятые из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142). «Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую ( Пс.3:8; 62:6 ) от увеличения преследований (пс.3:2–3; 37:7–8; 87:4–5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)» ( М.Скабалланович .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Глава 7 1 . В четвёртый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвёртый день девятого месяца, который называется Хаслев. 2 . И послал в Вефиль Сарасар и Арвесеер 86 царь 87 и близкие к нему 88 помолиться 89 пред Господом. 3 . И спросить 90 у священников, которые в храме Господа (Бога) 91 Вседержителя, и у пророков: «Наступило ли здесь освящение 92 в пятом месяце 93 (в плаче или посте) 94 , как я делал 95 уже много лет?» 4 . И было слово Господа Вседержителя ко мне, и сказано: 5 . Скажи всему народу земли и священникам так: если вы постились и плакали 96 в пятом или седьмом (месяце) 97 вот уже семьдесят лет, то для Меня ли вы постились? 6 . И если едите или пьёте – не вы ли едите и пьёте 98 ? 7 . Не эти ли слова говорил Господь чрез прежних пророков, когда Иерусалим был ещё населён и обилен, и города его вокруг (его), и нагорная сторона и низменная 99 были населены? 8 . И было слово Господне к Захарии, и сказано: 9 . Так говорит Господь Вседержитель: праведный суд производите и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему. 10 . А вдову, и сироту, и пришельца, и бедного не притесняйте, и злобы на брата своего пусть никто не помнит в сердце своём. 11 . Но они не хотели внимать, и презрительно обернулись спиною 100 , и уши свои отяготили, чтобы не слушать, 12 . И сердце своё сделали непокорным, чтобы не слушаться закона Моего и слов, которые посылал Господь Вседержитель Духом Своим чрез прежних пророков. И был великий гнев от Господа Вседержителя. 13 . И будет: как Он взывал и не слушали Его, так и они будут взывать и Я не буду слышать (их), говорит Господь Вседержитель. 14 . И извергну их во все народы, которые (их) не знали, и земля опустеет после них, не будет проходящего и возвращающегося 101 . И сделали они избранную землю пустынею. 87 По изъяснению Кир. Алекс. и Феодор., Арвесеер был правителем самарян, Сарасар (имя звучит по-вавилонско-ассирийски: Keil. Die zwölf kleinen Propheten. S. 590) – его приближённым. Согласно 4Цар.17:32–33, 41 , они чтили в Вефиле Господа истинного и посты Его соблюдали. 94 Оскобл. слав. или постяся соотв. νηστεσω в 22, 36, 86, 236, 240 – минуск. спп., а в алекс., ват. и др. – нет; слову плачя нет соотв. нигде. 95 Слав. 1 л. сотворих соотв. ποησα – в лук. спп. 28, 36, 51, 62, 86, 238, 240, в одном издании алекс. кодекса, а обычно ποησαν (у Фильда) или ποησεν в ват. и др. (3 л. ед. или мн. ч.). 101 В 11–14 стт. пророк излагает древние пророчества языком и с точки зрения времени древних грозных допленных пророчеств, например, Иер. Q5], 27; 9:12–26; 21:2–14; 24:8–10; Ис. 5 и 10 глл.; 65:12, 66:4 и др. глл. Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова : В 3-х том. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006-./Т. 2: Пророк Даниил. Малые пророки. - 2006. – 296 с./Книга пророка Захарии. 242-279 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Дай, Господи, знаменье мне во благо И удержи от неверного шага Средь множества всяких стезей и дорог. И да посрамятся и да устыдятся Меня ненавидящие святотатцы, Когда увидят, что ты мне помог. 86-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 86-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский Приклони ко мне, Господи, ухо Твоё и услышь, ибо, беден и нищ, на Тебя одного уповаю. Сделай так, чтобы в бедах душа сохранилась живая и моленье моё наполняло рассветную тишь. Ибо, Господи, Ты многомилостив к людям и благ, ибо раб я Господень — Твоя доброта предо мною: Ты в мой радостный день никогда не пройдёшь стороною И в день скорби моей мне подашь ободряющий знак. Нет подобных Тебе меж богами народов иных, сотворённых Тобой, но пока не узнавших про это. Ты над нами един — для всего многоликого света, и Твои чудеса велики и для нас, и для них. Так наставь меня, Боже, на истинный, праведный путь, сделай так для меня, чтобы сердце не знало сомнений, и восславлю тебя каждым звуком своих песнопений, ибо в адские бездны не дал Ты душе заглянуть. Сбились грешники в стаю, моей домогаясь души; чтобы ею владеть, на злодейство готовы любое. Но не знают они и не видят Тебя пред собою. Умножающий благость, помилуй меня, сохрани! Дай мне силу, раба Твоего от несчастий храня, и на мне покажи Твоего благосердья богатство. Пусть враги это видят и злобы своей устыдятся, потому что Господь мне помог и утешил меня. ПСАЛОМ 86 Канонический русский перевод 1 Сынов Кореевых. Псалом. Песнь. 2 Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. 3 Славное возвещается о тебе, град Божий! 4 Упомяну знающим меня о Рааве и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, — скажут: " такой-то родился там " . 5 О Сионе же будут говорить: " такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его " . 6 Господь в переписи народов напишет: " такой-то родился там " . 7 И поющие и играющие, — все источники мои в тебе. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 86 Н. Гребнев ПСАЛОМ 86 Основанный на многих возвышеньях, Сей град святой прославлен неспроста, Из всех Иаковлевых поселений Бог отличил Сионские врата, Над ними Божие благословенье. Есть много всяких мест в Господнем мире, И если спросят, где иной рожден, Ответят: тот — в Рааве, этот — в Тире, Тот — в крае, что зовется Вавилон. Но меж сынами Божьими иными Отличен тот из прочих, кто рожден В священном граде Иерусалиме, Он там рожден и тем благословлен. И тем укреплено его простое имя Средь множества имен. 87-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский. 87-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский Наш Господь справедливый любит врата Сиона; к ним подходя, о путник, остановись, постой: из всех поселений Яакова Бог выделил место оно — на славной горе Сионской этот город святой. Такой-то родился в Египте, такой-то — у филистимлян, а кто-то ещё — в Вавилоне, а родина этого — Тир. Всегда отыщется место, которое пропустили: велик и разнообразен Богом созданный мир. Но ежели где-то родившийся в Божьем живёт законе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Долина Смертной Тени. Кости сухие! Слушайте Слово Господа! (Иез. 37). Чудесное видение было открыто Пророку. Рукою Божией пророк Иезекииль был взят в долину смерти, долину отчаяния, мертвенной пустоты. Ничего здесь не имело в себе дыхания жизни. Вокруг только высохшие кости, «весьма» высохшие кости и ничего более. И это все, что осталось от некогда живого. Жизнь ушла. А пророку был предложен вопрос: «Оживут ли кости сии?» (Иез. 37:3). «Может ли вернуться снова жизнь?» Ответ любого был бы вполне очевиден — нет. Жизнь никогда не возвращается назад. Умершее однажды — умерло навсегда. Прах и пепел не могут быть источником жизни. «Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать» (2 Цар. 14:14). Смерть — неизбежный конец, полное крушение всех человеческих чаяний и стремлений. Смерть есть следствие греха, есть результат падения прародителей. Смерть не создана Богом. Смерти не было места в Божественном Замысле устройства мира. Умереть было ненормально и неестественно для человека. Даже физическая смерть, т. е. разделение души и тела, была неестественным удалением от Творца. Человеческая смерть — это «возмездие за грех» (Рим. 6:23). Большинством современных христиан такое библейское понимание смерти утеряно. Смерть воспринимается скорее как освобождение бессмертной души из–под непосильного рабства телу. Однако, это крайне распространенное отношение к смерти совершенно чуждо духу Св. Писания. На самом деле — это греческая (эллинская), языческая точка зрения. Смерть — не освобождение, но катастрофа. «Плачу и рыдаю, когда мыслию объемлю смерть и вижу во гробах лежащую человеческую нашу красоту, по образу Божию сотворенную, безобразной, обесславленной, не имеющей вида! О, таинство дивное, что над нами, людьми совершается! Как предаемся мы тлению? Как сотрясаемся смертию?» (Св. Иоанн Дамаскин на чине погребения, перевод С. Аверинцева, М. 1994). Мертвый человек уже не человек в полном смысле этого слова, потому что человек — не бестелесный дух. Тело и душа сохраняют единое целое, они принадлежат друг другу. Их разделение есть искажение человеческого существа. «Развоплощенная» душа — всего лишь дух. Бездушное тело — всего лишь мертвая плоть. «Ибо в смерти нет памятования о Тебе, во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6) И далее: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения — правду Твою?» (Пс. 87:11–13). И псалмопевец был абсолютно уверен, говоря, что мертвые «от руки Твоей отринуты» (Пс. 87:6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

«Итак, говорит преподобный Кассиан, православные Отцы, которые сами обладали совершенным сердцем, учат, что Бог в каждом человеке, во-первых, возбуждает желание добра, впрочем так, что человек может стремиться и к противному; во-вторых, дает возможность, впрочем не исключая произвола, привести в дело сие желание; и в-третьих, не стесняя свобды, утверждает в добродетели. Он всюду производит, все возбуждая, содействуя и утверждая, без нарушения данной Им же свободы» 320 . Св. подвижники, большей частью простые и неученые, знакомые более с жизнью, чем с наукой, и учившие не столько словом, сколько делом, были чужды всех утонченностей разума, порожденных схоластикой времен позднейших. А потому вопрос: что предшествует в деле спасения: благодать или свобода, встречается отчасти только у преподобного Кассиана, жившего в такое время, когда споры Августина и Пелагия взволновали всю церковь западную, и когда вопрос сей, занявший умы всех тогдашних богословов, так сказать, необходимо требовал уже своего разрешения И преподобный Кассиан решает его очень прямо и просто тем, что и здесь и благодать и свобода равно действуют. «Благодать Божия, говорит он, и предваряет нас, ибо пророк говорит: Бог мой, милость Его предварит мя ( Пс.58:11 ); и последует за нашей волей, почему и говорится: и утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:14 ). Бог призывает нас, ибо Он говорит о себе: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному ( Ис.65:2 ); и мы Его призываем, ибо Давид говорит: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои ( Пс.87:10 ). Бог нас ожидает, ибо говорится: И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас ( Пс.30:18 ); и мы Его ожидаем, ибо говорится: терпя потерпех Господа, и внят ми. Иисус взывает: кто жаждет, иди ко Мне и пей. ( Ин.7:37 ); а пророк взывает к Нему: Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего] ( Пс.68:4 ). Жалуется Бог: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, ( Ис.66:4 ); жалуется и невеста: На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его ( Песн.3:1 )» 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/uch...

лучше тысячи дней; лучше мне у порога стоять в дому Господа моего, нежели обрести приют во обителях греха. 12Господь Бог – солнце и щит, милость и честь подаст Господь; не откажет ни в едином из благ ходящим в простоте своей. 13Адонаи, Господи сил! Блажен, кто уповает на Тебя. 86/87 Сынов Кораховых. Псалом. Песнь. 2Основания его – на горах святых; врата Сиона возлюбил Господь больше всех Иакова жилищ. 3Славное говорится о тебе, Божий град! (Села!) 4 – Помяну ли Раав и Вавилон знающим меня: вот, Филистия, Тир и Куш молвят: «Некто родился там!» 5И станут о Сионе говорить: «Муж и муж родился в нем, Вышний Сам утвердит его!» 6В переписи народов напишет Господь: «Некто родился там!» (Села!) 7И скажут с напевом, с игрою флейт: «Все истоки мои – в тебе!» 87/88 Песнь. Псалом сынов Кораховых. Начальнику хора. На «махалат леаннот». Маскил Эмана Эзрахита 2Господи, Боже спасения моего! пред Тобою днем и в ночи вопию. 3Да внидет пред лице Твое мольба моя, приклони ухо Твое к плачу моему! 4Ибо насытилась бедами душа моя, и жизнь моя к преисподней подошла; 5к нисходящим в могилу я причтен, я стал, как человек без сил, 6оставленный посреди мертвецов, подобный убитым во гробах, о которых не вспоминаешь Ты, которые отторгнуты от длани Твоей. 7В ров преисподней низвел Ты меня, во тьму, во мрак бездн, 8на мне отяготела ярость Твоя, и все валы Твои Ты навел на меня. (Села!) 9Удалил Ты от меня ближних моих, соделал меня мерзостию для них, заточил Ты меня, не вырваться мне. 10От горести истомились очи мои; я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои. 11Разве над мертвыми Ты творишь чудеса, иль умершие восстанут славить Тебя? (Села!) 12Или в гробнице возвещена будет милость Твоя и в месте погибели – верность Твоя? 13Или во мраке познают чудеса Твои, и в стране забвения – правду Твою? 14Но взываю я, Господи, к Тебе, и пред Тобою молитва моя поутру. 153ачем, Господи, отвергаешь Ты душу мою, отвращаешь лице Твое от меня? 16Нищ я, и в скорбях от юности моей, изнемогаю под бременем страхов Твоих;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Мертвец уже более не человек в полном смысле этого слова, ибо человек — не бестелесный дух. Тело и душа составляют единое целое, они “принадлежат” друг другу. Их разделение означает распад человеческого существа. “Развоплощенная” душа — всего лишь “тень”. Бездушное тело — всего лишь мертвая плоть. “Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?” (Пс 6:6). И далее: “Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?” (Пс 87:11—13). И псалмопевец пребывал в полной уверенности, когда говорил, что мертвые “от руки Твоей отринуты” (Пс 87:6). Смерть есть безнадежность. Таким образом, единственно возможный ответ с точки зрения человека: “Нет, сухим костям не жить”. Но Божественный ответ был совершенно не таков; и это был не просто ответ на словах, но могущественное действие Бога. Ведь многое творится Словом Божиим: “Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось” (Пс 32:9).     И вновь Господь отвечает действием. Он посылает Своего Духа Святого и обновляет лицо земли (см. Пс 103:30). Дух Божий — Податель жизни. Пророк засвидетельствовал удивительное преобра-жение. Силой Божией сухие кости снова были соединены воедино, обретая форму, вновь были покрыты живой плотью, и дыхание жизни возвратилось в тела. И вот они восстали в полной силе, образовав собою “весьма, весьма великое полчище” (Иез 37:10). Жизнь вернулась, смерть была побеждена. Объяснение же этого видения заключено в нем самом. Сухие кости — это “Дом Израиля”, избранный народ Божий. По собственным грехам, по своей измене Богу, по своему отступничеству Израиль был мертв. Он упал в ров, который выкопал сам для себя, был поражен и отвержен. Он утратил свою славу, свободу и силу. Израиль, возлюбленный Богом и усыновленный, — народ своенравный, мятежный и жестоковыйный, но все же избранный. И Господь выводит его из долины смертной тени на зеленеющие луга, вырывает его из объятий смерти, возводит из бездны морской, поднимает из пропасти и очищает от зловонной грязи.

http://pravmir.ru/dolina-smertnoj-teni/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010