В 9-м пункте Окружного послания осуждается " ужасное и неслыханное злоупотребление, происходящее от дерзости, по которой епископы Рима святейшие, священнейшие и страшные предметы веры священной Христовой веры используют как средство добывания денег " . Здесь осуждается только взимание денег за отпущение грехов, да и то только в юбилейные годы. Само по себе явление индульгенции опять не находит должной богословской оценки собора. В послании также нигде не упоминается и не осуждается практика Греческой Церкви, аналогичная осуждаемой собором. Впрочем, даже соборными решениями было сложно искоренить практику, укоренившуюся в народе. Насколько укорененной была эта практика, говорит тот факт, что " разрешительные грамоты " дожили в Греции до середины двадцатого века. Сергей Говорун   По этому поводу существует специальное исследование Филиппа Илиоса: Sygchorochartia//Ta Istorika, Афины, т. 1 (1983), 35-84, т. 3 (1985), 3-44. См. также: Х. Яннарас, Orthodoxia kai Dysi sti Neoteri Ellada (Православие и Запад в новейшей Греции), Афины, 31996, 149-153. Х. Яннарас, Orthodoxia kai Dysi sti Neoteri Ellada (Православие и Запад в новейшей Греции), Афины, 31996, 150. Пападопулос-Керамевс, А., Symbolai eis tin istorian tis archiepiskopis tou orous Sina (К истории Синайской архиепископии), Санкт-Петербург, 1908, 133. Текст Окружного послания, изданного собором 1722 года, см. в: Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 822-859. Издано в: Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 861-870. Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 867-868. Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 868.

http://pravoslavie.ru/archiv/indulgreek....

Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6, 16-28). Израильтянина Мардохея Аманов язык умыслил убить, но Божиим промыслом совершилось противоположное: Мардохей прославился, Аман повешен на дереве, которое уготовил к погибели Мардохею, и так сам упал в яму, которую вырыл для неповинного (Есф. 7). Те же суды Божии и ныне совершаются (104. 860-861). Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Так дается нам злоречивый язык, как " ангел сатаны " , чтобы мы не превозносились (104, 865). Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о " сынах человеческих " , " у которых зубы-копья и стрелы, и у которых язык-острый меч " (Пс. 56, 5). Многие не едят рыбы, мяса, молока, чего Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину принимать с благодарением (1 Тим. 4, 4-5), но пожирают живых людей. Многие не подают делами своими соблазна-это хорошо и похвально,-но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как больной заразу и как ветер пожар, от чего бывает много бед и напастей (104, 867-868). Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает: он-де то и то делает. Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают (104, 868). Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое-если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение-когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Что касается статистики, то по данным 1900, 1903, 1905, 1908 и 1910 гг. число православных сербов карловецкой митрополии колеблется между 1.045,550 и 1.176,230 человек. Именно, венгерская статистика в 1900 г. насчиты­вала в Венгрии сербов 1.045,550 душ, а в 1903 г. 1.079,000 5 . По „шематизму“ (календарю) восточно-право­славной сербской митрополии карловецкой за 1900 г., в карловецкой архиепископии душ мужского и женского пола 173,011, в бачской епархии 135,504, в будимской – 18,584, в вершецкой – 133,375, в горне-карловецкой – 333,830, в пакрацкой – 124,564 и в темишварской 144,000, а всего 1.062,868 6 . Проф. Л. Нидерле в 1903 г. насчитывал сер­бов в Венгрии 1.052,180, проф. Флоринский, принимая во внимание естественный ежегодный прирост населения, пола­гал в Венгрии в 1907 г. 1.127,895 сербов 7 . Матвей Косовац в официальном издании „Српска православна мumponoлuja карловачка по податцима од 1905 годные. У Карловцима, 1910“ исчислил сербов митрополии в коли­честве 1.176.230 душ, в частности в карловецкой архи­епископии 199,972, в бачской епархии 146,965, в будимской 23,388, в вершецкой 139,410, в горне-карловецкой 870,546, в пакрацкой 138,475 и в темишварской 154,157, сверх того в монастырских приходах 3,317, откуда и получи­лась вышесказанная сумма 1.176,230 человек. Но по „Ка­лендарю Матице српске за годину 1908“ число душ в карловецкой митрополии 1.060,217: в архиепископии карло­вецкой 186,198, в епархии бачкой 38,344. в будимской 22,350, в вершецкой 135,000, в горне-карловецкой 293,961, в пакрацкой 136,364 к в темишварской 184,000 8 . У Нидерле напечатаны следующие, полученные академиком И. В. Ягичем от статистического отделения патриаршей карловецкой канцелярии, вычисления относительно право­славных сербов Венгрии и Хорватии-Славонии (по данным 1905 года): 1. Архиепископия карловецкая. а) протопресвитериат 9 карлопецкий . . . . . . 46,628 б) протопресвитериат митровнцкий . . . . . . 55,572 в) протопресвитериат земунский. . . . . . . 48,868 г) протопресвитериат вуковарский .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Ватопедский Часослов (XII в.), за утратой первых листов, начинается концом тропаря 3-го часа: «Благий, не отыми от нас»... Часы, изложенные в этом Часослове, представляют ту отличительную особенность, что в них нет седальных тропарей после «Отче наш», и каждый час оканчивается довольно краткой молитвой, очень напоминающей часовый тропарь (между прочим, в древнейшем Синайском Часослове 863 эти молитвы и на самом деле служат часовыми тропарями). Чин почасий – обычный; но все псалмы, тропари и молитвы – особые. Что касается Синайских Часословов, то часы с почасиями содержатся в рукописях 865–868 и 870. Син. 865 (XII в.) носит следы церковно-богослужебного употребления: после «прокимна» первого часа «Заутра услыши», «диакон, – говорится здесь, – читает пророчество дня». Порядок часов и почасий в общем сходен с нынешним; но на почасиях положено по четыре псалма. Тропари и молитвы не совпадают с помещенными в нашем печатном Часослове. «Иже на всякое время» читается только на первом часе и на его почасии; на остальных часах и почасиях читается по две особых молитвы. 866 (XIII в.) представляет последования часов и почасий почти тожественные с нынешними. Разница в одном только тропаре на третьем часе. В 867 (XIII в.) из всего последования часов сохранился лишь первый час с почасием и, затем, почасие девятого часа. Остальная часть последования утрачена. Первый час отличается от нынешнего особыми тропарями. Почасия, помимо этого отличия, имеют еще и особые молитвы; молитву первого почасия заменяет «доксология», а молитвой девятого почасия является молитва 9-го часа по Ватопедской рукописи 350. Более значительные особенности имеет последование часов по рукописи 868 (XII–XIV в.). За утратой начальных листов, рукопись начинается заключительной молитвой 1-го почасия: «Боже праведный и хвальный», и затем следует 3-й час. Часы здесь не имеют ни седальных тропарей, ни молитв; в конце каждой службы, после «Отче наш», полагается только «Господи помилуй» 40 раз с поклонами. В то же время состав почасий отличается необычайной полнотой. Каждое почасие распадается на три законченный части. В начале каждой части – " Приидите поклонимся» и один псалом. После «Отче наш» – особый тропарь и богородичен, «Господи помилуй» 40 раз, поклоны и особая молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Христе, Отче щедрот и Боже всего утешения», на субботней – «Вседержителю Боже, вышнии и нижний твари Сдетелю», на воскресной – «Господи Боже наш, истиньное сиянье Отчее». 9. Тропари и молитвы после кафизм Изучая состав чина 12-ти псалмов, нельзя не обратить внимания на совпадение входящих в этот состав тропарей и молитв с известными нам тропарями и молитвами после кафизм (см. выше, гл. 4, часть 9 «Кафизмы с тропарями и молитвами»). Достаточно сказать, что в нашей печатной Псалтири среди тропарей и молитв после кафизм оказывается не менее 25 тропарей, вполне совпадающих с тропарями чина 12-ти псалмов в широком смысле. Рукописные славянские и греческие Псалтири могут значительно увеличить это число 295 . И нужно заметить, что здесь мы имеем дело не с какими-либо случайными совпадениями. Тропари и молитвы келейного правила псалмопения – с одной стороны, и тропари и молитвы после кафизм – с другой, не только допускают простые совпадения, но нередко сохраняют и одинаковую последовательность, располагаясь в одинаковом порядке. Так, напр., тропари: «В беззакониих зачався», «Аще праведник едва спасается» и «Объятия отча», будучи последовательно расположенными тропарями 1-го, 2-го и 3-го часа в «последовании ночи», по Син. 868, вместе с тем являются и первыми тремя последовательно идущими тропарями 1-й кафизмы; тропари: «Помышляю день страшный» и «Во юдоли плачевне» встречаются рядом как нынешнем чине 12 псалмов, так равно и после 9-й кафизмы. Такая устойчивая последовательность простирается и на молитвы. Сопоставим, напр., молитвы ночных часов, по Син. 868, и совпадающие с ними молитвы после кафизм в Афоно-Афанасиевской Псалтири 145. Между теми и другими наблюдается следующее соответствие: молитва 1-го часа соответствует молитве после 5-й кафизмы, молитвы 3-го, 4-го и 5-го часов – молитвам после 7-й, 8-й и 9-й кафизм, м-ва 8-го часа – м-ве по 11-й кафизме, м-ва 9-го часа – м-ве по 10-й кафизме, и, наконец, м-ва 11-го часа – м-ве по 12-й кафизме. Следовательно, только молитвы 8-го и 9-го часа меняются местами в Псалтири, все же остальные движутся параллельно в обоих памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Под таким именно влиянием, келейно-скитское последование 12-ти псалмов в Синайском Часослове 868 (XIII–XIV в.) превращается в целую систему однопсалмных служб, связанных уже, хотя и чисто-внешним образом, с общецерковным богослужением. За утратой первых листов, Часослов начинается заключительной молитвой 1-го почасия. Каждый час кончается отпустом, и затем следует трехчастное почасие, представляющее соединение трех однопсалмных последований. Последование изобразительных, или обедница, примыкает к 6-му почасию и после «чина о панагии», подобно часам, имеет отпуст. Далее идут: 9-й час и его почасие, вечерня, повечерие в составе одной первой части, с отпустом, и почасие повечерия (μεσριον τν ποδεπνων), по своему составу соответствующее второй части обычного повечерия, или же малому повечерию; а затем начинается «последование ночи» (κολουϑα τς νυκτς), состоящее из 12-ти однопсалмных часов, с полунощницей между 6-м и 7-м часами. Здесь вполне ясно обозначаются два типа служб – службы одпопсалмные и службы трипсалмные или шестопсалмные. К первым относятся дневные почасия и ночные часы, ко вторым – дневные часы с изобраительными, «почасие повечерия» и полунощница, а также службы шестипсалмные, т. е. утреня, вечерня и повечерие (первая часть). Трипсалмные и шестопсалмные службы сами по себе составляют полную и совершенно законченную суточную систему. Однопсалмные службы являются уже усугублением этой системы, применимым, конечно, только в келейном обиходе. И, несомненно, рассматриваемые однопсалмные службы предназначались, если не исключительно, то главным образом для келейного употребления; вследствие чего каждая из трипсалмных и шестопсалмных служб, имеющих церковный характер и назначение, и отделяется от них особым отпустом. (За недостатком данных, трудно пока считать шестопсалмия утрени и повечерия разрозненными частями келейного 12-типсалмия, хотя подобное предположение, как увидим ниже, и является весьма вероятными.). Все однопсалмные службы по чину однородны. Каждому псалму предшествует «Приидите поклонимся» 3, а после псалма произносится «Слава и ныне», Трисвятое и «Отче наш»; затем следует тропарь, «Слава и ныне», богородичен, Господи помилуй 40, поклоны и молитва. Таким образом каждый в отдельности псалом является средоточием особой службы 278 . В общей сложности получается, следовательно, 24 однопсалмных службы, соответственно 24-м суточным часам. При этом почти все псалмы рассматриваемых служб совпадают с псалмами дневных и ночных часов, указанными в Афинской Псалтири. Отсюда с несомненностью следует тот вывод, что почасия и ночные часы в Син. 868 представляют собою такое же однородное и связное последование, как и приведенные в Афин. 7 «каноны дневных и ночных псалмов», и подобно им принадлежат к особой келейной системе 12-ти псалмов, а потому могли употребляться и независимо от обычных церковных служб, в виде самостоятельного келейного правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

868), богородичен 3-го гласа – «Кийждо идеже спасается» (в 3-й части повечерия Син. 865), 4-го гласа – «Яко всех еси» (3 поч. Син. 868), 7-го гласа – «Превзошла еси силы небесныя» (2-я часть повеч. Син. 865) и «Избави, Богородица, от содержащих нас грехов» (в числе «покаянных» Соф. 1052 ), наконец, великопостный – «В храме стояще» (копто-эфиоп. полун.). Заметнее отразилось келейное влияние на утренних «хвалениях» в копто-эфиопском богослужении. Здесь после «молитвы полунощи», или полунощницы, которую можно сопоставить также с начальной частью нашей утрени, положена «молитва в 3-й час нощи», представляющая последование канона, или среднюю часть нашей утрени, а затем следует особая служба – «молитва при пении петуха», соответствующая «хвалениям» утрени. Эти три службы усвояют себе, между прочим, все тропари (кроме предварительных), положенные в Син. 865 на повседневной полунощнице (см. выше, гл. 5, часть 7 «Тропари»); при чем первые шесть тропарей (II – III) и «Царю небесный» исполняются на полунощнице, следующие три (IV) – на 3-м часе ночи, а два последние – на петлоглашении 300 . Очевидно, все копто-эфиопские ночные службы, не исключая и «молитвы при пении петуха», находятся в тесной связи с келейными последованиями типа полунощницы Син. 865, а чрез ее посредство, и с чином 12-ти псалмов. Кроме келейных тропарей, «молитва при пении петуха» содержит еще в себе и три келейных молитвы: «Воспеваю благодать твою» («песнь полунощная» в наших утренних молитвах), «Величая величаю Тя» (см. чин 12 пс.) и «Многих и великих даров насладився» (пол-ца Соф. 1052 ) 301 . Вообще же составные элементы келейных и церковных последований настолько тесно переплетаются между собою, как в нашем, так и в копто-эфиопском богослужении, что подчас бывает трудно и даже невозможно отделить их друг от друга. 12. Общие замечания Следовательно, чин 12-ти псалмов является как бы связующим звеном между всеми суточными службами; но далеко не все эти службы находятся в одинаково близких отношениях с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.4 из  5) Основные даты жизни и деятельности царя Давида 2854(906) — рождение Давида в Бейт-Лехеме (Вифлееме) в день праздника Шавуот (Пятидесятницы). 2882(878) — тайное помазание Самуилом Давида как царя Израиля. Появление Давида при дворе Саула в качестве придворного музыканта. Победа над Голиафом. Женитьба на Мелхоле. 2883 (877) — бегство от Саула по Иудее. Обретение убежища в Секелаге. 2884(876) — гибель Саула в битве у горы Гелвуи. Возвращение в Иудею из Секелага. Провозглашение Давида в Хевроне царем колена Иуды. Покорение Гисура и женитьба на дочери гисурского царя Фалмая, Маахе — матери Фамари и Авессалома. 2889(871) — Иевосфей признан царем одиннадцати колен Израиля. 2892 (868) — убийство Иевосфея. Давид объявлен в Хевроне царем всего Израиля. Завоевание Иерусалима и объявление его столицей объединенного Еврейского царства. Битвы с филистимлянами в Долине исполинов. Перенос Ковчега Завета в Иерусалим. 2882-2900(868-860) — завоевание Моава, Идумеи, филистимских городов и т. д. Создание и укрепление армии и государственного аппарата. 2909 (851) — смерть аммонитского царя Нааса. Война с Аммоном и арамеями. Первая осада Раввы Аммонитской, победа над арамеями, захват Дамаска и значительной части территории современной Сирии. 2910(850) — грех с Вирсавией. Продолжение войны против аммонитян. 2911 (849) — падение Раввы Аммонитской. Рождение и смерть первенца Вирсавии. 2912(848) — рождение Соломона. 2913 (847) — бесчестие Фамари, нанесенное Амноном. 2914 (846) — начало трехлетней засухи и голода. 2915 (845) — убийство Амнона, бегство Авессалома в Гисур. 2917 (843) — выдача семи потомков Саула гивонитянам, подвиг Рицпы. Окончание засухи. Погребение останков Саула и его сыновей. Возвращение Авессалома в Иерусалим. 2919(841) — окончательное прощение Авессалома Давидом. 2921 (839) — мятеж Авессалома. Мятеж Савея, сына Бихри. Указ о проведении переписи населения. 2922(838) — трехдневный мор. Покупка поля у иевусея Орны под строительство будущего Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/6/

Задача формулируется очень просто. Нужно определить, насколько абсолютная рождаемость выросла: 1) за счет благоприятной возрастной структуры (экстенсивным путем); 2) за счет повышения относительной рождаемости (интенсивным путем). Делается это элементарно. Вначале приведем нужные нам данные, сравнивая 1999 и 2012 гг. (за 2013 г. известны еще не все относительные показатели). Поскольку за 1999 г. нет данных по Чечне, то не будем учитывать ее и в 2012 г., пресекая, кстати, и лживые спекуляции, что демография России улучшается якобы только за счет Чечни. Итак, в 1999 г. родилось 1,215 млн. детей, в 2012 г. - 1,868 млн. Необходимые для сравнения относительные показатели сведем в таблицу (все данные взяты с сайта Росстата из раздела демографических ежегодников за вычетом Чечни) . Год Возрастная группа Суммарный коэффициент рождаемости 15-19 лет 20-24 лет 25-29 лет 30-34 лет 35-39 лет 40-44 лет 45-49 лет Возрастные коэффициенты рождаемости, на 1000 женщин Абсолютное число женщин, тыс. Нам нужно опровергнуть миф о том, что абсолютная рождаемость выросла просто за счет увеличения числа женщин детородного возраста. Делается это так (нам даже не понадобится возрастная структура в 1999 г.). Доказательство N1. Абсолютная рождаемость с 1999 по 2012 г. выросла на 53,7% (1,868/1,215=1,537). Но при этом суммарный коэффициент рождаемости (СКР) тоже вырос - на 43,6% (1,68/1,17=1,436). Для справки: СКР определяется как сумма возрастных коэффициентов рождаемости, умноженная на 5 (ведь женщина 5 лет находится в одной возрастной группе и может родить в другом году). Приведенные в таблице СКР немного отличаются, т.к. они определены по 1-летним группам и более точны. Поскольку СКР показывает среднее число детей, рожденных одной женщиной за всю ее жизнь при текущем уровне рождаемости, то он не зависит от возрастного распределения. Значит, из этих 53,7% на рост относительной рождаемости приходится 43,6%, а 7,0% - на другие факторы (1,436 х 1,070=1,537). Чтобы понять, какие именно, перейдем ко второму доказательству.

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/28/...

Тем не менее в нек-рых источниках XI в. и позднейших система суточных псалмов имеет литургическое обрамление, включающее различные молитвословия и христ. гимнографию. При этом такое обрамление могут получать как каждый из псалмов в отдельности, так и их сочетания - двухпсалмия и трехпсалмия. Оформление 24 суточных псалмов в виде 24 отдельных «малых» часов (противопоставляемых здесь 4 «великим») сохранилось в рукописи Athen. Bibl. Nat. 15, XII в., на основе к-рой (с привлечением Paris. gr. 331 и Leimonos. 295) Фундулис предложил свою реконструкцию акимитского Часослова ( Θουντολης. 1994r); каждый из 24 «малых» часов здесь состоит из Трисвятого (здесь и ниже под этим термином понимается комплекс молитв, начиная с Трисвятого и заканчивая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся» , псалма, «Аллилуия... Господи, помилуй. Слава... И ныне...», тропарей и богородична, 15-кратного «Господи, помилуй» и молитвы. В Часослове Sinait. gr. 868 система 12 ночных псалмов также оформлена в виде 12 отдельных часов, сопровождаемых полунощницей. Структура этих часов сходна с изложенной в Athen. Bibl. Nat. 15, но в Sinait. gr. 868 на первых 6 часах дано лишь по одному тропарю с богородичном, а на оставшихся часах тропарей вообще нет, и ничего не сказано о многократном «Господи, помилуй» после тропарей. В груз. Часослове Hieros. S. Crucis. Iber. 127 система 12 ночных псалмов представлена в виде 6 двупсалмных ночных часов, каждый из к-рых начинается с вводных молитвословий и «Приидите, поклонимся», за к-рыми следуют 2 псалма, «Слава...», Трисвятое, тропари и 40-кратное «Господи, помилуй»; особых молитв нет. В тех древнейших сохранившихся древнерус. Часословах, к-рые имеют в составе 12 ночных псалмов, они оформлены в виде трехпсалмий, каждое заключается «Слава...», Трисвятым, тропарями и многократным «Господи, помилуй»; молитвы в конце всего последования (см. выше). Практически такой же вид Д. п. ч. имеет и в совр. изданиях - он состоит из 4 трехпсалмий (1-е: Пс 26, 31, 56; 2-е: 33, 38, 40; 3-е: 69, 70, 76; 4-е: 101, молитва Манассии, вседневное славословие, молитва св. Евстратия), каждое заключается Трисвятым (проч. обычные для псалмов вводные и заключительные краткие молитвословия не указаны), серией из 2 тропарей и богородична покаянного содержания (разные для каждого из трехпсалмий) и 30-кратным «Господи, помилуй»; Д. п. ч. открывается обычным началом и заканчивается отпустом.

http://pravenc.ru/text/171470.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010