210 Там же. Стб. 256–273; автором летописной Повести об ослеплении Василька был, очевидно, упоминаемый в ней поп Василий. 211 Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. (HbAW. Bd. 12/1/2). München, 1963. S. 120, 133 (приведены применявшиеся наказания), 244, 257, 270, 285, 312, 360, 410; применялось также усечение носа: Forssman J. Die Beziehungen altrussischer Fürstengeschlechter zu Westeuropa. Bern, 1970. S. 51 f. 213 Классическая формулировка принципа “диархии” светской и духовной власти содержится в Исагоге, датируемой тем же временем (883–886), что и упомянутая автором редакция Номоканона XIV титулов. Оба документа связываются традицией с именем патриарха Фотия (858–867, 877–886), и применительно к Исагоге такая атрибуция подтверждается исследованиями последних лет [см.: Schminck A. Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbuchern. (Forschungen zur byzantinischen Rechtsgeschichte. Bd.13). Frankfurt/M., 1986. Особ. c. 14 и сл.]. (К.А.) 218 Издание: Калайдович К. Памятники российской словесности XII века. Μ., 1821. С. 157–163, особ. 163 [Понырко Н.В. (прим. 208). С. 71–73. – Прим, изд. Ср. об этом: Hafner S. Zur Terminologie der politischen Ideologie im mittelalterlichen Serbien//Opuscula slavica et linguistica. (FS A.Isatschenko). Klagenfurt, 1976. S. 189–200 [см. также: Чичуров И.С. (прим. 184). С. 140– 146. – Прим. изд. (К.А.)]. 221 Dölger F. Byzanz und die europäische Staatenwelt. Darmstadt, 1964. S.291–295; Michel А. (прим. 187). S. 127–132. 222 Изборник 1076 года/Изд. В.С.Голышенко и др. Μ., 1965. С. 241–244, 675; Sevenko I. On Some Sources of Prince Svjatoslav’s “Izbornik” of the Year 1076//Orbis scriptus: FS D. Tschiewskij. München, 1966. P. 724–730; idem. “Ljubomudrejšij Kyr” Agapit-Diakon: On a Kiev Edition of an Byzantine Mirror of Princes with a Facsimile Reproduction//Recenzija. 1974. T.5. Suppl. [cm. также: Вальденберг В. Наставления писателя VI в. Агапита в русской письменности//ВВ. 1926. Т.24. С.27–34; Чичуров И.С. (прим. 184). С. 81– 86. – Прим. изд. (А.Н.)] [ср.: Döpmann H.-D. Auswirkung der κθεσις des Diakons Agapetos//Revue des Etudes Sud-Est Europeennes. 1995. Vol. 33/3–4. P.219–230. – Прим. изд. (К.А.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николаева Таня (р. 1874) («сахалинская Гретхен»), дочь поселенца Николаева Федота Николаевича в Мицульке, просватана за надзирателя Корсаковской тюрьмы Мартынова Гавриила Семеновича – 202, 535, 850, 862 Никольский, каторжный, сын священника, бежавший с «известным Лагиевым» – 348, 725 Никольский Алексей Михайлович (1858–1942), зоолог, исследователь сахалинской фауны, автор известной Чехову диссертации – 47, 48, 283, 284, 804, 824, 825, 834, 839, 867, 868, 891 Никольский Василий Иванович (р. 1854), врач, автор известной Чехову книги о Тамбовском уезде – 260, 593, 594, 777, 859, 861, 869, 892 Новиков 1-й Иван Иванович (р. 1830), поселенец Рыковского, приемный сын поселенца Ефимова Евгения Афанасьевича (р. 1848) – 69, 274, 402 Новицкий, полицеймейстер, б. помощник смотрителя Александровской тюрьмы – 432 «Новое время», ежедневная политич. и литерат. газета, изд. в Петербурге, 1868–1917; в 1876–1912 гг. изд. А. С. Суворин, ред. П. М. Федоров – 248, 581, 608, 747, 750, 760, 762, 764, 765, 775, 777, 791, 799, 824, 833, 836, 843, 854, 892 «Новь», иллюстр. двухнедельн. вестник современной жизни, литературы, науки, изд. в Петербурге, 1884–1898, изд. ред. А. М. Вольф – 143, 471, 834, 839, 842, 882, 892 Ноитаки Петр Егорович (1852–1892), начальник сахалинской почтово-телеграфной конторы, титулярный советник – 98, 318, 320, 660, 661, 754, 815, 875 Носов И., горный инженер, завед. рудником на Сахалине в 1858-59 гг., автор известных Чехову «Заметок о Сахалине» – 135, 456, 827, 830, 889 Нюнюков Михаил Лаврентьевич, кучер-каторжный, возивший Чехова в Тымовском округе – 148, 475, 835 «Обзор Серпуховской Земской санитарно-врачебной организации…» – 371, 703, 777, 886, 893 Общество изучения Амурского края (Владивосток), основано в 1884 г. – 291, 759, 800, 869 Овчинников Василий Васильевич (р. 1841), смотритель Дербинской тюрьмы с 1888 г. – 96, 97, 150–152, 292, 365, 420, 477, 785, 789, 819, 835, 869, 886 Овчинникова Зинаида (Царевская), жена смотрителя Дербинской тюрьмы. Дочери – Екатерина, Наталья, Мария – 150, 288, 477, 835, 836

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Рис. 426. Позолоченное бронзовое навершие от епископского посоха (по К. К. Косцюшко-Валюжиничу) Как уже было сказано, херсониты не переставали вырубать в скале погребения и для одиночных ингумаций. В одной из таких прямоугольных могил, обнаруженной около загородного храма Богородицы Влахернской, оказался позолоченный серебряный полый крестик с надписью ΝΙΚΑ («Иисус Христос – победитель»), священной формулой-оберегом, которая вошла в прочное употребление не ранее VIII в. 1572 , в другой – серебряный нательный крестик, обрывок бронзовой лампадной цепи и херсоно-византийская медная монета, выпушенная в правление Юстиниана I, которая могла долго находится в обращении 1573 . Еще более поздние монеты – три Василия I (867–886), две – Льва VI (886–912), а также глиняная одноручная ойнохоя «баклинского типа» и шесть бронзовых сферических литых пуговиц, наиболее типичных для VIII–X вв., были обнаружены в вырубной, оштукатуренной изнутри могиле расположенной недалеко от берега Карантинной бухты 1574 . Рис. 427. Горшочек «салтовского типа» с клеймом на дне (по А. Л. Якобсону) Но зачастую погребенные в вырубных могилах лишены каких-либо сопутствующих вещей, костяк лежит с руками вдоль туловища, а в ногах иногда «сгружены в кучу кости предшественника» 1575 . Следует подчеркнуть, что это не последствия ограблений. Греховность такого занятия и кара со стороны с клеймом на дне (по А. Л. Якобсону) закона сдерживали грабеж кладбищ их современниками. «Те, кто обирает трупы в могилах, – указывали составители Эклоги, – подлежат отсечению руки» 1576 . Да и поживиться чем-то стоящим в погребениях херсонитов можно было весьма редко. Нетрудно заметить, что инвентарь их c V–VI вв. крайне скуден либо вообще отсутствует. Поэтому удачей можно считать, когда стратиграфия захоронений позволяет уточнить хотя бы приблизительное время сооружения могилы. Так, в склепе г. самым поздним являлось погребение в нише над правыми лежанками, которому сопутствовали красноглиняный одноручный кувшинчик и кухонный сероглиняный горшочек «салтовского типа», сработанный на гончарном круге, с густо-рифленой поверхностью, волнистым орнаментом под венчиком и рельефным двухлепестковым клеймом на дне (рис. 427) 1577 . A. К. Тахтай обратил внимание на его сармато-аланский облик «начала средневековья», хотя он больше соответствует VIII–IX вв. Свод этого склепа толщиной 0,40 м оказался разрушен двумя вырубными могилами, пробившими его насквозь: в одной из них уцелело два костяка взрослых и один детский, причем они оказались поверх основных погребений склепа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в 1902 году. – С. 11). На дне овальной в плане гробницы (2,04 х0,53 м, глубина 0,57 м), вырезанной в глинистом пласте на глубине 0,75 м и засыпанной землей, в 1907 г. был открыт костяк, в ногах которого стоял одноручный глиняный кувшинчик «очень грубой работы», а в районе таза лежали монеты Константина VII и Романа II (подр. см.: Отчет за 1907 год. – Л. 16 об., 18 об., 20, 40, 42, 69, 71, 74, 89,95, 98, 104105, 106; Косцюшко-Валюжинич Κ. К., Скубетов М. И. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1907 году//ИАК. – 1911. – Вып. 42. – С. 19–85). Монета Льва VI и Александра (912–913) была найдена и в насыпи над могилами около Карантинной бухты, рядом с монастырским скотным двором (Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год//ОАК за 1896 год. – СПб., 1898. – С. 193), а в насыпи некрополя на месте скотного двора оказалось 9 монет «византийского периода... от Юстиниана до Романа II» (Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году. – С. 114). Наличие единичных монет Юстиниана I, Тиверия Константина (578–582), Маврикия (582–602), Ираклия (610–641), Льва VI (886–912), Василия I (867–886), Романа I (920–944), Константина VII (913–959), Романа II (959–963) и Василия II (976–1025), не считая многочисленных неопределенных, сильно стертых, зафиксировали здесь и в ходе раскопок 1908–1910 гг. (Репников Н. И. Дневник... – С. 183; Лепер P. X. Дневники... – С. 190, 193, 214, 216, 241, 243, 250). 1476 Ср.: Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым . – СПб., 1891. – Вып. 4: Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. – С. 24; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 250–266. Переоборудование в XI в. длинного склепа у Карантинной бухты, недалеко от «цитадели» под жилье, на что указывает устройство в его восточной части печи, находки множества обломков красноглиняной посуды, верхней части поливной чаши на ножке, монет Романа II (959–963) и Василия II (976–1025), не типично (Лепер P.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определяющее влияние классического законодательства на правовую традицию не мешало, однако, появлению нек-рых новаторских черт в юридических кодексах более позднего времени: так, в уголовных статьях «Эклоги» иконоборческих императоров Льва III и Константина V (Εκλογ τν νμων, 741) введены увечащие наказания, напоминающие практику исламского шариата . Систематизация источников права сопровождалась редакторской работой. В тексты законов нередко вносились исправления (интерполяции), к-рые затрагивали как их содержание, так и форму. В частности, систематическому редактированию подвергался язык юридических текстов. Несмотря на то что лат. термины сохранялись в визант. законодательных сборниках еще долгое время, наблюдалась тенденция к выработке собственно греч. терминологии в целях стандартизации юридического языка. Эту тенденцию наглядно демонстрируют законодательные сборники, изданные в рамках программы «очищения древних законов» (см. ст. Анакатарсис ) при имп. Василии I (867-886). Завершением процесса кодификации римско-визант. права в кон. IX в. стало издание при имп. Льве VI Мудром (886-912) сборника имп. указов в 60 книгах, получившего название «Василики» . К этому времени лат. язык в Византии был почти забыт, поэтому источниками «Василик», целиком составленных на греч. языке, послужили греч. переработки и парафразы кодификации Юстиниана. Идеологически и композиционно значимые начальные книги «Василик» посвящены догматам веры и организации Церкви: кн. I, как и в Кодексе Юстиниана,- Св. Троице и Православию, кн. III-V трактуют вопросы канонического права. С возникновением Церкви появилась особая ветвь права - каноническое право . Светское и каноническое право изначально строились на различных принципах. В первые века христ. эры, когда начали вырабатываться церковные правила (каноны), рим. право уже насчитывало неск. столетий интенсивного развития - от архаичных, патриархальных форм до сложных правовых установлений и институтов, регулирующих комплекс социальных отношений развитого рабовладельческого общества.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Наконец, исполнитель каждого из этих служений получает при совершении таинства Божью благодать, многократно приумножающую его силы, выделяющую его из общей массы лиц . По-видимому, наиболее наглядно это проявляется в царском служении. Помазание на царство символизирует излияние на царя благодатных даров, которые укрепят его для устроения земной жизни вверенного ему народа и ограждения его от внешних опасностей. Безусловно, благодатные дары, данные царю при помазании, простирались и на область духовно-мистической жизни. «Бог дал ему иное сердце» (1 Цар. 10:6, 9) . Осознанно или нет, но многократно сами цари различными способами подчеркивали родство своего и монашеского служения. Один из таких прецедентов связан с принятием Византийским императором Исааком II Ангелом (1185-1195 и 1203-1204) на себя звания « епистимонарха». Как отмечают исследователи, важным в этом акте является не только официальное признание царя «опытнейшим правителем Церкви», «благочинным Церкви», имеющим власть исправлять то, что совершается вопреки каноническим определениям. В интересующем нас контексте важно то, что епистимонархом в это время называли особого монастырского надзирателя, « будильщика», который ночью поднимал всю братию, начиная с настоятеля, к утреннему богослужению. А во время Литургии обходил кельи, чтобы спящих по лености монахов привести в храм. Днем же епистимонарх следил, не сошлись ли монахи без всякой причины для праздных слов и бездельничанья, вразумляя и напоминая им об их обязанностях. Едва ли данный факт можно считать случайным . Вполне естественно в свете сказанного, что монашество издавна стало не просто объектом особой заботы царской власти, но и формой царского служения. Например, Византийские императоры Василий I Македонянин (867-886) и его сын Лев VI Мудрый (886-912) не только демонстрировали личное высокое благочестие, но и часто проводили время в богословских и душеспасительных беседах с монастырскими старцами. Не говоря уже о том, что выделяли большие средства для реставрации старых и обеспечения действующих обителей, защищали от произвола и домогательств третьих лиц. Так, в 872 г. Василий I дал афонским монахам грамоту, оберегавшую их от мирян.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕТРИЙ [Греч. Μτριος] (IX - нач. X в.), св. (пам. визант. 1 июня). Сказание о земледельце М. представляет собой поучительную историю и не является собственно житием. Важное место в сказании занимает история рождения сына М.- Константина, впосл. придворного вельможи. Из сказания следует, что М. был зажиточным земледельцем в Пафлагонии, не имевшим наследника. Однажды он увидел, как сосед отправляет сына учиться в К-поль, и обратился к Богу с мольбой послать и ему сына для утешения в старости. Через некоторое время М. отправился на ежегодную ярмарку, где он продавал продукты своего труда, и, удачно завершив дела, на обратном пути остановился отдохнуть у источника. Там он нашел кошелек с 1500 золотыми монетами. Подобрав его, он поехал домой и, никому не говоря о находке, спрятал ее. На следующий год М., нагрузив повозку товарами, вновь отправился на ярмарку и взял с собой кошелек. Когда на обратном пути он снова остановился у источника, то увидел некоего человека, к-рый удрученно вздыхал. М. спросил о причине его печали, и тот рассказал, что он, крупный торговец, год назад успешно устроил свои торговые дела на ярмарке, получил выручку в 1500 золотых монет, положил их в кошелек и завязал шелковым шнурком. Однако по пути где-то в этом месте потерял деньги и с тех пор впал в крайнюю нужду. Тогда М., догадавшись, что перед ним хозяин кошелька, достал свою находку и, показав купцу, спросил, этот ли кошелек он потерял. Купец от неожиданности упал в обморок. После того как М. привел его в чувство, они открыли кошелек и пересчитали монеты, чтобы убедиться, что все они на месте. Торговец настойчиво хотел отблагодарить М. и дать ему вознаграждение в 500 денариев за его честность, но М. наотрез отказался. Славя Бога, они распрощались, и каждый пошел своей дорогой. Следующей ночью М. явился ангел и известил, что у него будет сын, к-рого он отправит учиться в К-поль, и там он будет удостоен великого почета и облагодетельствует весь свой род. Вскоре жена М. действительно родила сына. Тогда ему вновь явился ангел и велел назвать мальчика Константином. Когда сын подрос и отправился в столицу учиться, имп. Евдокия Ингерина, супруга имп. Василия I Македонянина (867-886), взяла мальчика во дворец и приблизила к своему сыну (впосл. имп. Лев VI в 886-912). Константин стал патрикием и паракимоменом и был надежной опорой состарившихся родителей.

http://pravenc.ru/text/2563086.html

ta basilika nomima), кодекс гражданского, уголовного, государственного и церковного права из 60 книг, подготовленный и изданный специальной комиссией во главе с протоспафарием Симватем к концу правления Василия I Македонянина (867–886 гг.). Окончательно закончен при Льве VI (886–912 гг). Включал основные действующие законы. К ним были приложены схолии – комментарии VI в. и новые схолии, которые приписывали с Х до XIII в. включительно. В целом В. были лучше систематизированы, чем Свод гражданского права, подготовленный в правление Юстинина I (527565 гг.), и сохраняли свой официальный характер до падения Империи. Руководством к пользованию В. является Типукит. Современное фундаментальное 17-томное западное издание В. вышло в 1953–1988 гг. Василикий – панегирик в честь василевса. Василикон – плоская серебряная монета, введенная в обращение при василевсе Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.); составляла половину иперпира; по весу и содержанию серебра была близка к милиарисию (милиаренсу), поэтому легко вошла в систему. См.: денежные единицы (табл.). Василикон критерион – верховный царский суд в Византии, сменивший консисторию. Василикос логос – риторические речи ведущих лиц двора перед императором. Формой В. Л. является энкомий. Прецедент такого рода создал Евсевий Памфил в своем «Житии Константина», когда написал идеализированный образ императора. Характерный пример более позднего времени – «Житие царицы Феодоры» (IX в.). Василисса – греческое наименование титула императрицы. Термин В. появился взамен латинского термина августа. Васильев Александр Александрович (1867–1953 гг.) – известный русский византинист, автор обобщающего труда по истории Византии, в 1926 г. эмигрировал в США, работал в американских университетах. Васильевский Василий Григорьевич (1838–1899 гг.) – выдающийся ученый – историк Петербургского университета, академик, читал курс истории Средних веков, стал основателем отечественного научного византиноведения. С 70-х гг. XIX в. занимался вопросами социально-экономического развития Византийской империи (характер сельской общины, законодательство императоров-иконоборцев, роль славян в истории Византии и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Душой правительства был кесарь Варда, образованный и талантливый человек, с большой любовью относившийся к духовному просвещению. Варда был первым – в нашу эпоху – державным покровителем просвещения, и он положил начало тому царственному меценатству, которое характеризует басилевсов Византии вплоть до её падения. Став во главе правительства, умный и образованный Варда прекрасно понимал всю опасность для Империи недостатка просвещения в обществе, совершенно оскудевшего в эпоху иконоборства. Законы государства были забыты народом, в судах царила неправда, суеверия и предрассудки господствовали в обществе. Единственным средством к внутреннему благоустройству Империи было просвещение. И Варда, – по свидетельству византийских историков, – с необыкновенной энергией приступил к созиданию и распространению просвещения в народе. Высоко ценя мудрость, он стал заботиться о её водворении в обществе, взамен невежества и грубости, которые в то время господствовали в Византии. 283 Он восстановил в Магнаврском дворце в Константинополе высшую школу, профессорами которой назначил лучших учёных своего времени. Школа с успехом исполняла своё назначение и скоро, по словам Продолжателя Феофана, «рассеяла тьму невежества и далеко изгнала незнание», – так как её питомцы, по окончании учения, посвящали себя и научно-литературной деятельности, и своими трудами распространяли свет знания по всей Империи. 284 Так Варда положил начало прогрессу просвещения в Византии. Его заслуга в этом отношении тем более важна, что школы, подобные константинопольской, он устроил и в других больших городах Империи, дав и здесь толчок просветительному движению. Император Василий I Македонянин (867–886), основатель знаменитой Македонской династии в Византии (867–1057), не получил систематического образования, но отличался сильным природным умом, любил науку и покровительствовал литературным занятиям. Академия, основанная Вардой в Магнаврском дворце, продолжала существовать и при этом императоре и пользовалась его вниманием и поддержкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Но этот неправильный порядок военномонархического престолонаследия уступает место с VIII в. новому порядку: просыпается легитимизм. Уже когда Констанций, сын Константина Великого , выступает против галльского узурпатора, солдат охватывает настоящая ярость; они хотят уничтожить „поддельного императора“. В позднейшее время мы находим все более определенно развивающуюся наследственную императорскую власть: в доме Ираклия корона переходит от отца к сыну на протяжении пяти поколений (610–711), а в доме Льва Исавра – на протяжении четырех (716–797). Когда, после внезапной смерти императора Константина в 641 г., его мачеха незаконно добыла власть для своего сына, восстали войско и сенат и возвели на престол несовершеннолетнего, но имевшего законные права Констанса II. Дальнейшее укрепление наследственности при передаче императорского престола наступает благодаря обычаю, в силу которого почти регулярно со времени Ираклия одновременно со вступлением императора на престол, сын его, хотя бы и несовершеннолетний, получает из рук отца императорскую повязку. Напротив, совершенно новая эпоха начинается с македонской династии (867–1056). Уже основатель ее Василий (867–886) короновал троих своих сыновей, а четвертого возвел в сан патриарха. Таким образом, императорская власть стала общим достоянием фамилии, но с этим не было связано раздела государственной власти, как в эпоху Диоклетиана, напротив, один „великий император“ обладал всей верховной властью, другие обладали только императорским саном и почестями. Насколько прочнее, чем их предшественники, сидели на престоле эти позднейшие императоры! Действительно теперь, выработались лояльность и верная привязанность к императорскому дому – чувства, совершенно незнакомые предшествующей эпохе. Когда сыновья Романа Лакапина хотели свергнут с престола законного императора, своего зятя Константина, подобно тому, как они уже отправили своего отца „философствовать с монахами», тогда дворцовые войска и городское население восстали и доставили законному правителю единодержавие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010