Оксимороны используются Симеоном очень обиль­но. Он говорит о «животворной мертвости» 867 , «сверх­чувственном чувстве» 868 , «неподвижно движущемся» уме 869 , «неощутимом ощущении», «внетелесном те­ле» 870 , «непостижимом постижении», «невообразимом образе» 871 . Особенно богат оксиморонами язык Гимнов: здесь мы находим такие выражения, как «мера без­мерного» 872 , «достижимо недостижимое» 873 , «несмеши­ваемое смешение» 874 , «начало безначального» 875 , «неизменно изменяющийся» 876 , «разделенный без разделения» 877 ,  «видеть безвидно» 878 ,  «высказывать неиз­реченное» 879 и другие. При чтении Симеона порой встречаешь парадок­сальные утверждения, смысл которых раскрывается только в контексте апофатической традиции. Симеон говорит о мысленном солнце, которое «все присутст­вует везде и все никоим образом нигде» 880 ; о восхож­дении того, кто превыше всякого знания, к «всецелому незнанию» 881 ; об уме, который «весь покрыт Божест­венным мраком и светом» 882 ; о Боге, Который «всегда пребывает неподвижным и ежечасно весь движет­ся» 883 . Симеон, подобно Ареопагиту, использует на равных противоположные термины, – такие как зна­ние-незнание, свет-тьма, чувство-бесчувствие, – когда речь идет о Боге или человеческом опыте причастно­сти к Божественному:   Умножение познания Бога становится причиной и источником незнания всего другого, и не только всего другого, но и самого Бога. И обилие Его осияния есть совершенное невидение, а сверхчув­ственное чувство, выходящее за пределы чувств, есть нечувствие всего, что вне его 884 . Симеон не настаивает на превосходстве апофатического языка над катафатическим, однако, обращаясь к богословским темам, весьма широко пользуется апо­фатической терминологией. Причина этому, как нам кажется, заключается в мистическом характере его богословия, в его глубоком чувстве непостижимости Бога и в его опыте непосредственной близости с Бо­гом – опыте, передать который в положительных вы­ражениях он подчас оказывался не в силах. В этом смысле Симеон близок таким предшествующим ему мистическим писателям, как Григорий Нисский , Дио­нисий Ареопагит и Максим Исповедник , хотя прямых заимствований из сочинений этих авторов мы у Симе­она не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   См.: MGH: Epistolae aevi Carolini, IV. P. 293.    См. Anastasius Bibliothecarius. Interpretatio Synodi VIII generalis, pr.//PL 129, col. 18d.    Таково мнение Е. Е. Голубинского; см.: Указ. соч. С. 239, прим. 31.    См. ссылки на источники и комментарии в: Dvornik F. Les Slaves… P. 186 sq.    B. H. Златарский полагает, что бунт бояр, произошедший в Болгарии вскоре после принятия Борисом крещения и имевший целью, согласно источникам, восстановить язычество, был поддержан агентами Людовика (см.: Указ. соч. T. 1. Ч. 2. С. 54—55). идет о Карле II Лысом, правителе Западно-Франкского королевства (840—877).    О двойном посольстве болгар см.: Annales Bertiniani, anno 866//MGH: Scriptores, I. P. 474; о посольстве к Людовику см.: Annales Fuldenses, anno 866//Ibid. P. 379.    См.: Annales Bertiniani, anno 866: «ab eo [Hludovico] missos, rex [Vulgarorum] cum débita veneratione suscepit [от него [Людовика] посланных король [болгар] принял с должным почтением]».    См.: Annales Fuldenses, anno 867//Ibid. P. 380.    См.: Annales Bertiniani, anno 866.    См.: Jugie М. Origine de la controverse sur l’addition du «Filioque» au Symbole//RSPT. Vol. 28. 1939. P. 369—385; см. также: Idem. Le schisme byzantin: Apescu historique et doctrinal. P., 1941. P. 126.    С чисто формальной точки зрения мнение о. Жюжи опровергнуто В. Грюмелем; см.: Grumel V. Photius et l’addition du Filioque au symbole de Nicée-Constantinople//REB. T. 5. 1947. P. 218—234.    См.: Photius. Mystagogia, 87//PG 102, col. 377a; существует мнение, что Фотий имеет здесь в виду папу Формоза, но это мнение критики не выдерживает; см.: Grwnel V. Formose ou Nicolas 1er dans la Mystagogie de Photius, § 84?//EO. Vol. 33. 1934. P. 194 sqq.    См. об этом позднейшие византийские «истории разделения церквей», одну из которых издал Иосиф Гергенрётер в: Monumenta Graeca ad Photium ejusgue historiam pertinentia ed. J. Hergenrôther. Regensburg, 1869. P. 160—170.    «Этих богоборцев мы осудили соборным и божественным решением». — Photius. Epistola 13, 27//PG 102, col. 732d.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

удовлетворять каким бы то ни было образом и в каком бы то ни было смысле за грехи свои правде Божией. Вот их собственные слова о сем: «Преходит образ мира сего ( 1Кор. 7:31 ), и кратка настоящая жизнь. Если ныне, когда мы еще находимся на поприще, мы не предпримем подвигов добродетели и не будем избегать сетей зла; то наконец, хотя и станем обвинять самих себя, но уже тщетно, поскольку уже не будет никакой пользы от раскаяния. Ибо, пока мы находимся в настоящей жизни, возможно еще, раскаявшись, получить от того пользу, и, очистив прежние согрешения, удостоиться милосердия от Господа. Если же, опустив настоящее время, будем внезапно от нее восхищены: то, хотя и будем тогда каяться, но уже не получим от того никакой пользы 867 . Когда настанет переход из сего мира, то покаяние не будет уже иметь места, и удовлетворение – действия. Здесь жизнь или теряется, или приобретается 868 . Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды, а как отойдем туда, то уже не властны будем покаяться и смыть с себя грехи 869 . Кто здесь не получит прощения грехов, тому не будет его там 870 . Здесь только возможно и покаяться и омыть грехи, и приобресть великое дерзновение, и перемениться 871 . Каждый, оканчивающий жизнь, после нее может иметь только то, что заслужил в ней 872 . Ибо, после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания 873 . Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. Ибо сказано: во аде же кто исповестся тебе ( Пс. 6:6 ) 874 ? Преселившись из мира сего, мы уже не можем там исповедаться или покаяться 875 : потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного 876 . О сем плачу, и не знаю ясно, что даст завтрашний день. Приведет ли меня Бог обратно к прежним правилам жизни, освободив от горестей и сняв с меня все бремя; или прежде нежели увижу ясное небо, прежде нежели приложен будет пластырь к ранам, изринет меня отсюда погруженным в скорби, несчастливцем, который желает света после глубокой ночи? Тогда кто поможет сетующим напрасно? Здесь врачевство для людей, напоследок все будет заключено 877 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

вступления 1Андрей Первозванный, Апостол36 2Стахим, из учеников Христовых (октября 31)37 3Онисим53 4Поликарп67 5Плутарх84 6Седекион или Седекия101 7Диомен или Диоген110 8Елевферий125 9Феликс (св. апреля 15)132 10Афиноген137 11Евзоий141 12Лаврентий157 13Алипий168 14Пертинакс182 15Олимпиои201 16Марк212 17Кириак I (из Кирилльак)225 18Кистин (Кастин или Константин)241 19Тит (июля 4), (Трат) Тарат248 20Домитиан (Дометий), Димитрий283 21Пров (святый)308 22Митрофан I320 23Александр I (августа 30)330 24Павел I Омологит353 25Евсевий353 26Павел I (во второй раз)355 27Македоний (арианин)355 28Павел I (в третий раз)355 29Македоний (во второй раз)356 30Павел I (в четвертый раз)359 31Македоний (в третий раз)359 32Евдоксий360 33Евагрий371 34Димофил, еретик371 35Григорий I Богослов379 36Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 381 37Иоанн I Златоуст391 38Арсакий404 39Аттик406 40Сисинний I425 41Несторий, еретик428 42Максимиан431 43Прокл (октября 24)434 44Флавиан, блаженный446 45Анатолий (июля 31)449 46Геннадий I458 47Акакий471 48Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик491 49Евфимий (Всехвальный)492 50Македоний II496 51Тимофей511 52Иоанн II, Каппадокиец517 53Епифаний520 54Анфим, еретик535 55Мина537 56Евтихий552 57Иоанн III565 58Евтихий (во второй раз)577 59Иоанн IV, постник582 60Кириак II595 61Фома I606 62Сергий I610 63Пирр I629 64Павел II641 65Пирр (во второй раз)645 66Петр, еретик655 67Фома I Погонат667 68Иоанн V669 69Константин I674 70Феодор I676 71Георгий Кипрский678 72Феодор I (во второй раз)683 73Павел III686 74Каллиник I693 75Кир705 76Иоанн VI711 77Герман I (мая 3)714 78Анастасий, иконоборец730 79Константин II754 80Никита Кастрат766 81Павел IV780 82Тарасий785 83Никифор I (июня 2)806 84Феодор, иконоборец815 85Антоний I, иконоборец821 86Иоанн VII Синкел832 87Мефодий Омологита842 88Игнатий846 89Фотий858 90Игнатий (во второй раз)867 91Фотий (во второй раз)877 92Стефан I Порфирородный886 93Антоний II893 94Николай I, мистик895 95Евфимий I Синкел906 96Николай I (во второй раз)911 97Стефан II925 98Трифон928 99Феофилакт933 100Полиевкт (февр. 6)956 101Василий I Скамандрин970 102Антоний III Студит974 103Николай Хрисоверг984—996

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " умерший " . 856  В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " Когда понял, что следует скорее радоваться, что Господь уже пригрел [его] на своем лоне " . 857 В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " ..., ибо благочестиво и радоваться Мартину и оплакивать его " . 858  Последнее предложение, взятое в скобки, отсутствует в Брешианском и Кведлибургском кодексах, а также в изданиях Момбриция и Гизелина. В Веронском кодексе после этих слов далее следует: " Его успение имело место за 3 дня до ноябрьских календ (т.е. 11 ноября - А.Д.) " , в Августанском кодексе конец предложения выглядит так: " ... прочитавшую, хранимую Христом " . И далее: " Который с Отцом и Святым Духом живет и правит, Бог во веки веков. Аминь " . 859 Впервые это письмо было издано Валузием на основе рукописи, находящейся в Тринити Колледже, Кентербери (В, 2, 35). 860 См.: Лк. 9:62. 861 Иез. 18:24. 862 Быт. 18. 863 Исх. 20:14. 864 Лев. 19,18. 865 Втор. 6:13. 866 Имеется в виду то, что родословная Иисуса восходит к Давиду и через него к Аврааму (см. Мф. 1:1-17). 867 Пс. 112:1. 868 Пс. 149:5. 869 Пс. 112:10 870 Ис.5:8. 871 Ср.: Мф. 22:13; 25:30. 872 Пс. 34:10. 873 Там же. 874 Публиканы - откупщики государственных налогов. По роду своей деятельности вызывали еще большую ненависть, чем простые сборщики податей. 875  В Кентерберийской рукописи после этих слов далее следует: “Окончено письмо пресвитера Севера к сестре своей Клавдии. Начинается письмо святого Севера к ней же о девстве”. 876 В издании Луки Холстения в “Приложении к спискам монашеских Уставов” (Париж, 1663. С. 8 и сл.) это письмо озаглавлено: “Увещевание св. Афанасия к невесте Христовой”. 877 Имеется в виду обряд пострижения. 878 Т.е. человек, созданный по образу и подобию Божьему, приносящий в жертву самого себя. 879 Рим. 12:1. 880 1 Кор. 6:17. 881 Ис. 56:5. О евнухах здесь говорится, конечно же, в духовном смысле. 882 Мф. 19:12. 883  Откр. 14:4. 884 Мф. 19:17. 885 1 Кор. 7:25. 886

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

V.8.13//Плотин. Эннеады. – Киев, 1995, с. 209). 866 Элиаде М. Космос и история. – М., 1987, сс. 94-95. 867 Элиаде М. Космос и история. с. 229. 868 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 886. 869 Честертон Г. К. Вечный человек. – М., 1991, с. 148. 870 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, сс. 575-576. 871 Честертон Г. К. Умеренный убийца.//Избранные произведения в 4-х томах. Т. 4. – М., 1994, с. 379. 872 Даймонт М. Евреи, Бог и история. – М., 1994, с. 194. 873 см. Лебедев А. Н. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – СПб., 1904, с. 239. 874 Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. – Киев, 1993, с. 62. 875 Иосиф Флавий. Иудейская война. V, 13, 6. 876 Вот свидетельство одного из древнейших «мученических актов» начала второго века: Власти постановили св. Поликарпа, епископа Смирнского, казнить через сожжение. Когда об этом было объявлено, «толпы людей немедленно бросились собирать дрова и хворост из мастерских и терм, в чем с особенною ревностью помогали иудеи, по своему обыкновению». – Мученичество св. Поликарпа Смирнского, 13.//Писания мужей апостольских. – Рига, 1992, с. 386. 877 Несколько примеров: «Живи Павел сегодня, он бы, пожалуй, кончил свои дни в психиатрической лечебнице… Эрнест Ренан характеризует его как „отвратительного маленького еврея“. Он был подвержен периодически приступам малярии. У него были повторяющиеся галлюцинации и, по мнению некоторых ученых, эпилептические припадки» (Даймонт М. Евреи, Бог и история. – М., 1994, с. 186). Е. Майбурд полагает, что пророчество Исайи «Се, Дева во чреве примет» (Ис. 7,14), которое христиане относят к Рождению Спасителя, следует понимать как «Смотрите, эта молодка беременна» (Майбурд Е. Ловцы человеков сетями лжи.//Независимая газета. 23.9.93). А вот о Богородице – классик советской литературы Исаак Бабель, персонаж которого заходит в захваченный красными храм и видит икону Богоматери: «худая баба, с раздвинутыми коленями и волочащимися грудями, похожими на две лишние зеленые руки» («Закат»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Могу наблюдать за ними часами и молиться. Но главным было открытие новой глубины надежды. Время умирающего – ожидание. Ожидание и терпение. Если смерть для нас – это падение в ничто, время окрашивается тоской. Но если смерть – ожидание встречи со светом, умирание наполняется надеждой. Для старика, как и для ребенка, нет завтрашнего дня. Есть только сегодняшний, есть мгновение, в котором вера способна преобразовать тоску в надежду, смерть в воскресение. Мне приходилось слышать свидетельства людей, вырванных в последнюю минуту у смерти. Я не верю, что мы умираем в одиночестве: Христос ждет нас, ждет каждого в его смерти, даже самой одинокой, охваченной наибольшим отчаянием. Но важно и то, чтобы в последнй момент на твою руку, на твой лоб легла рука близкого человека. Это как бы последнее прикосновение материнства...     C’est la fin. Это конец. Ну что ж... « Во свете Твоем узрим свет...» И милосердие, безмерное милосердие... Благодарность.   Январь 2010 Frank Damour, Olivier Clément, Un Passeur, Quebec, Canada, 2003. «Добротолюбие» (греч. φιλοκαλεν — Филокалия) — сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков. Патриарх Фотий I (около 820—891) — византийский богослов, Константинопольский Патриарх (857—867 и 877—886 гг.). Привожу слова из последнего интервью, которые дошли до меня случайно. Весной 2009 года в поезде пожилая итальянская пара, сидевшая впереди меня, читала журнал. Мне бросилась в глаза большая фотография Оливье Клемана, а рядом с ней текст. Через некоторое время, когда журнал был отложен, я, извинившись за вторжение, попросил одолжить мне его на несколько минут. Увы, название журнала вспомнить не удалось, но я выписал из него несколько фраз. Из и привожу – в собственном переводе. Комментарии ( 1): 02 декабря 2011г. 14:02 Поэтому позвольте сейчас, когда вас уже нет на земле, попробовать поговорить с вами, поговорить так, словно вы еще живы, и ваш голос звучит, как он звучит во мне сегодня, На мой взгляд, данная фраза и   особая - филокалия, как то не «преображаются» в синергию.

http://bogoslov.ru/article/2282995

    Дмитриевский Τυπικ 228, 247.    Уст. Моск. Тип. библ. 285/142/1206, л. 16 об.    Там же, л. 21.    Уст. Моск. Типогр. библ. 285/142/1206 16 об. 10 об. 16. 8 об. 3.    Там же л. 5.    Там же л. 10 об. Все эти места Типогр. ркп. повторяются и позднейшими списками Студийско-Ал. устава.    На существование в древности такого последования впервые обращено внимание Диаковским Е. Последование ночных часов (Чин 12 псалмов»), Киев 1909.     Дмитриевский Τυπ. 247.     Диаковский, Послед. ночных часов, 17.    Там же, 18.    См. ниже, «Полунощница».     Кекелидзе, Лит. груз. пам. 276.     Диаковский, Посл. ночн. час., 20.    Ркп. Имп. Публ. библ. Q I 57, л. 149—191.     Диаковский, Посл. ночн. час. 7. 21.     Дмитриевский, Τυπικ, 806.    В пятки всех постов по этому уставу вместо пове5черия положена была особая служба πρεσβεα (заступление, моление, ср. preces на запад. службах) из 2-х частей: первая после возгласа «Благословено царство» и великой ектении состояла из трех пар богородичных тропарей (со вставочным Слава и ныне, произносимым диаконом в каждой паре), разделенных малыми ектениями; 2-я часть представляла собою нынешний молебен, состоя из пс. 112, Бог Господь, тропаря, канона Богородице с обычными междопесниями, после которого трисвятое, по Отче наш тропарь и ектения (сугубая). Служба совершалась в белом облачении. Дмитриевский, Τυπικ, 874—877.     Дмитриевский, Τυπικ, 515—516, 609.     Диаковский Последов. ночных часов. passim.     Кекелидзе Литург. груз. пам. 339.    Ркп. Моск. Синод. библ. 328/383 XIV в. л. 15 об. – л. 16 об. Соловец. библ. 772 XVI в. л. 42 и т.п.    Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380 л. 247 об. – 240, где должна быть упомянута полунощница и не упомянута.    Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 268 об.     Дмитриевский Τυπ., 867.     Кекелидзе, Литург. груз. пам. 276.     Диаковский, Послед. нач. час. 25—30.    Ркп. Моск. Синод библ. 328/383 л. 20 об. — 23; 329/384, л. 30 об. – 31 об.    Там же, л. 4, л. 17.     Алмазов А. Тайная исповедь в прав. вост. церкви. Одесса 1894 т. 2, стр. 117—120.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Рис. 443. Св. Игнатий, патриарх Константинпольский (847–858, 867–877). Мозаика IX в. Из Св. Софии (по В. Тредголду) Едва ли епископ Митрофан попал в Таврику раньше весны 859 г., ибо причиной его ссылки стало выступление в защиту смещенного патриарха Игнатия (рис. 443), против нового патриарха Фотия, рукоположенного 25 декабря 858 г. 1647 . Не совсем понятная для историков византийская миссия к хагану хазар, в которой участвовал Константин Философ и географической целью которой, учитывая указание агиографа на «Каспийские ворота Кавказских гор» (Аланский проход – Дарьял, он же Дербентский проход, Bab al Abwab – «врата врат»), были самые крупные города Хазарии – Баланджар (Беленджер) на р. Сулак (у с. Чир-Юрт) и лежащие южнее, там же в Приморском Дагестане, прежняя хазарская столица Семендер (Самандар) или портовый Дербент (см.: рис. 154) 1648 , а транзитным пунктом стал Крым, относится, вероятнее всего, ко второй половине 860 г. и 861 г. Пространное (Паннонское) житие святого сообщает, что он прибыл в Херсон, когда прошло почти 50 лет со времени правления Никифора I (802–811). 1649 . Из текста Жития можно заключить, что предприятие Константина имело отчетливо выраженную миссионерскую подкладку и было ответом на посольство хагана, принесшее императору ромеев послание, в котором вспоминалось о «старой дружбе и сохранении любви» 1650 . Таким образом, поездка в Хазарию принадлежала к той категории византийских миссий, которые имели дипломатическую форму отклика на просьбу, пришедшую извне. Таковые составляли основную часть византийских миссий 1651 . Не вызывает сомнений и то, что каждое миссионерское предприятие, к которому было причастно византийское правительство, смешивало религию с политикой, и в данном случае нет оснований видеть исключение из этого общего правила. Однако едва ли правомерно утверждать, что речь шла только о мирном сотрудничестве, что отношения византийцев с хазарами всегда были исключительно дружественными и в это время тоже не находились в стадии конфронтации 1652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1891 г.) 866 . «Размышления Марка Авреиля Антонина к самому себе») (Спб. 1895 г.) 867 , диалогов Платона (некоторых) 868 и др. Переводы, дающие каждому возможность ознакомиться с нравоучительными воззрениями древних моралистов непосредственно по первоисточникам, разумеется, ценны и тем более, чем точнее они выполняют свои задачи. – 7) Спинозы «Этика, изложенная геометрическим методом» (Спб. 1886 г. Москва 1892 г.) 869 и проникнутая пантеистическою точкою зрения, рассуждает «о Боге, о природе и начале души, о начале и природе аффектов, о рабстве человеческом или о силе аффектов» и «о власти разума или о человеческой свободе». – 8) Шопенгауэра «Свобода воли и основы морали» (Спб. 1886 г.) 870 – «две, основные проблемы этики». «Свобода воли в мире феноменов» не существует. «Этика долга» должна уступать место обосновываемой на «чувстве сострадания»... 871 . – 9) Вундта «Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни» (Спб. 1887 г.) 872 . После «введения» в этику, автор говорит о «фактах нравственной жизни», о «философских системах морали», о «принципах нравственности и областях нравственной жизни». «Безкорыстное служение общим духовным целям человечества – единственное истинное благо» с точки зрения воззрений Вундта 873 . Его этика в небрежном русском издании потеряла многое. Впрочем, и в подлиннике её недостатков не мало. Историческая же её часть ныне, при существовании различных превосходных трудов, потеряла значение 874 . – 10) Летурно «Прогресс нравственности» (Спб. 1892 г.) 875 . Это – самое беззастенчивое изложение эволюционистической этики. Ненаучность, тенденциозность, фальшивость бьют в глаза на каждом шагу. Кроме вреда, книга ничего более не принесет невооруженному знанием истинного положения вещей читателю. Отсюда она естественно изъята с книжного рынка тотчас по выходе в свет 876 . – 11) Циглера « Что такое нравственность? (Спб. 1895 г.) 877 – книжка, отвечающая в том смысле, что «высшее благо», к достижению которого направляется наше нравственное поведение, «есть всеобщее благополучие».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010