Почему дважды по шесть? Мне видится, потому что колонны были двойными. И это больше, чем предположение. В трифориях Святой Софии колонны тоже двойные. Кроме того, будучи двойными, они могли поддерживать широкий архитрав. Видимо, эти колонны стояли до нашествия крестоносцев в 1204 году. Одним ранним утром, как сообщает нам новгородский летописец, они выломали двери, ворвались в алтарь и разрушили двенадцать серебряных колонн [xvi] . Можно так же сразу отбросить несостоятельную теорию о том, что алтарная преграда в храме Св. Софии VI века напоминала классический иконостас. Эту теорию выдвинул в начале XX века немецкий ученый К. Холл; он сравнил алтарную преграду с древним просцениумом [xvii] . И хотя многие ученые ставят гипотезу К. Холла под сомнение, указывая на отсутствие археологических свидетельств того, что алтарь в VI веке был полностью отделен от нефа, ее иногда все же повторяют как вполне имеющую право на существование [xviii] . Есть свидетельства в пользу того, что в IX веке алтарная преграда Собора Святой Софии была построена по принятому в то время образцу. Об этом можно прочитать в другой «Книге церемоний», составленной императором Константином VII Порфирородным [xix] . В первой главе он описывает регламент, которому д олжно следовать при участии императора в богослужении. Когда император и патриарх обмениваются приветственными поцелуями, патриарх стоит в правой части алтаря с внутренней стороны перегородки. Затем император подходит к патриарху и совершает троекратное целование с ним, оставаясь с внешней стороны алтарной преграды. Это было бы невозможно, если бы перегородка между алтарем и нефом была высокой. Позднее плиты преграды стали называться στθια, от слова στθος – «грудь ». Вывод очевиден – низкие секционные перегородки, сохранившиеся с древних времен, использовались для отделения алтарной части храма от нефа. Они применялись и в византийской архитектуре среднего периода (864-1204 гг.) [xx] . В это время алтарная часть уже не вдается в неф. Она располагается в центральной апсиде в восточной части храма и соединена с боковыми, северной и южной, апсидами, которые называются просфорной и дьяконской.

http://bogoslov.ru/article/5350584

С. Б. Сорочан Византийские денежные единицы, меры измерений и их эквиваленты Денежные единицы 1 солид золота=12 милиарисиев (милиаренсов) серебра 1 солид=250 фоллов (фоллисов) меди (V в.) 1 солид=180–210 фоллов (VI в.) 1 солид=288 фоллов (VII-XI вв.) 1 солид=6000–11520 бронзовых нумиев (VI-VII вв.) 1 солид=23 кератия серебра (VI в.) 1 солид)=2 семисса золота=3 тремисса золота=4 серебряные монеты по 1/4 солида=6 полутремиссов серебра=24 силиквы (кератия) серебра (VI в.) 1 солид=24 кератия серебра (средневизантийский период) 1 солид (номисма)=1 динарий 1 солид=1 статер 1 солид=1 динар золота 1 солид=15 дирхемов серебра 1 семисс=полуномисма золота=6 милиарисиев (милиаренсов)=12 силикв (кератиев) (VI-VII вв.) 1 тремисс=1/3 солида=4 милиарисия=8 силикв (кератиев) (VI-VIII вв.) 1 милиарисий (милиаренс)=1,25 дирхема серебра 1милиарисий (милиаренс)=одна тысячная золотого литра (фунта)=около 4 г серебра 1 милиарисий (милиаренс)=2 силиквы (кератия)=24 фолла (средневизантийский период) 1 кератий золота=1 силиква=1/24 солида (VI в.) 1 кератий=7,5–8 фоллов (VI в.)=около 2,6 г серебра и меньше 1 кератий=1/3 обола (VI в.). 1 кератий=12 фоллов (средневизантийский период) 1 литра (позднеримский либр; фунт) серебра=5 номисм 1 литра золота=72 номисмы (до XI в.) 1 литра золота=96 номисм (XII в.) 1 литра золота=144 номисмы (начало XIV в.) 1 иперпир (перпер)=4/5 номисмы (1092–1204 гг.) 1 иперпир (перпер)=12 трахей (трахи) из электра (сплава золота и серебра)=48 биллоновых трахей (трахи)=864 медных тетартерона (конец XI в.) 1 перпер=12 трахей из электра=288/384 биллоновые трахеи (трахи)=768 (?)/1728 (?) (XII-XIII вв.) 1 перпер=7–9 аргириев серебра (XII-XIII вв.) 1 «венецианский перпер»=2 венецианских серебряных дуката – метапана=12 грошей (конец XIII – первая половина XIV вв.) 1 перпер=12 серебряных василиконов=96 биллоновых торнезе=384 медные трахеи (трахи)=384–768 медных ассариев (конец XIII – первая треть XIV вв.) 1 аспр из электра (сплав золота и серебра)=1/3 перпера (после 1092 г.) 1 аспр низкопробного серебра=1/16 счетного перпера (XIV-XV вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Используя выпавший ему шанс, Мурцуфл собрал сановников, родственников, царскую гвардию и предложил им выполнить волю народа. Глубокой ночью он вошел к царю и с наигранной заботой объявил тому, что константинопольцы вместе с солдатами рвутся во дворец, намереваясь предать Алексея IV казни за измену. Тот пришел в ужас и попросил протовестиария спасти его. Мурцуфл провел царя в тайную комнату дворца, где их уже ждали палачи. Ноги и руки Алексея IV тотчас же сковали цепями, а его бросили в темницу. Мурцуфл возложил на себя знаки императорского достоинства. 5 февраля 1204 г. вошедшие сановники провозгласили его императором римлян Алексеем V Дукой Мурцуфлом. Новый василевс отправился с отрядом царских телохранителей в Святую Софию, где арестовал Николая Канавоса. Но еще был жив Алексей IV. Свергнутому императору дважды давали яд в питье, но молодая натура не поддавалась его воздействию. Тогда по приказу Мурцуфла Алексея IV задушили петлей. Теперь у Алексея V Дуки Мурцуфла не оставалось конкурентов, но появились могущественные враги в лице крестоносцев 1012 . 784 Хониат Никита. Царствование Исаака Ангела//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 2. Рязань, 2003. Книга 3, глава 1. С. 70. 824 Девриз Келли, Дикки Йен, Догерти Мартин, Джестайс Филлис, Йоргенсен Крис, Павкович Майкл. Великие сражения крестоносцев (1097–1444). С. 105, 106. 826 Бернард Казначей. Тивериадская битва и взятие Иерусалима Саладином//История Средних веков. Крестовые походы (1096–1291 гг.)/Под ред. М.М. Стасюлевича. С. 151–153. 840 Ордонанс о Саладдиновой десятине//История Средних веков. Крестовые походы (1096–1291 гг.)/Под ред. М.М. Стасюлевича. С. 370. 860 Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 2009. С. 44, 45. 864 Арнольд Любекский. Крестовый поход Фридриха I Барбароссы//История Средних веков. Крестовые походы (1096–1291 гг.)/Под ред. М.М. Стасюлевича. С. 375, 376. 909 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 2. Книга 1, глава 1. С. 112.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство/насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин. Т. 1. Сергиев Посад, 2019. Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Т. 2. С. 126; Послужной список РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. 1913 г. Д. 25212. Л. 242–243. Лаврская летопись. XX век. URL: http://stsl.ru/history/xx-vek/# (дата обращения: 08.08.2023). Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство/насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин Т. 1. Сергиев Посад, 2019. Там же; ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). Указ. источник. Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство/насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин Т. 1. Сергиев Посад, 2019. ЦМАГО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 864. Л. 9. Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство/насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин Т. 1. Сергиев Посад, 2019. Дионисий (Шишигин), архимандрит . Былое пролетает... Патриарх Пимен и его время. М., 2010. «Стихи Патриарха Пимена 1948-1949 гг.». Машинопись. С. 36. Архив автора. Смирнова Т. В. Сергиев Посад: репрессии 20-х годов//Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. XV. М., 2014. С. 17-33. Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Т. 2. С. 126; Послужной список РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. 1913 г. Д. 25212. Л. 242-243. Там же; ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). Указ. источник. Смирнова Т.В. Сергиев Посад: репрессии 20-х годов. С. 17-33. Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство/насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин. Т. 1: Сергиев Посад, 2019. Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Т. 2. С. 126. Корнева А. Старый храм над Окой  (дата обращения: 10.08.2023). «Церковный вестник» / Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/6091370.ht...

Когда Ричард назначал штурм крепости, французы под благовидными предлогами срывали его, и наоборот. Как говорят, раскол был настолько велик, что почти ежедневно случались вооруженные столкновения между французами и англичанами. Выбрали третейский суд, решениям которого обе стороны обещали следовать, но вскоре начали игнорировать и его определения. Ричард затеял переговоры с Саладином, и, к изумлению христианского мира, брат султана Мели-аль-Адиль стал откровенным почитателем Английского короля 863 . На беду пилигримов, застрявших под Акрой, самый опытный воитель Фридрих I Барбаросса все еще не присоединился к ним, хотя ранее всех двинулся в путь. Учтя ошибки предыдущей крестовой экспедиции, Германский король навел дипломатические связи с Константинополем и Иконийским султаном Кылыдж Асланом II, от которых получил разрешение на проход через их территории. Исаак II Ангел даже обещал предоставить продовольствие на всем пути следования германской армии, хотя не без основания опасался столь многочисленных и малодружелюбных воителей с Запада. 24 мая 1189 г. Фридрих I вступил в пределы Венгрии, и хотя король Белла III не принял личного участия в 3-м Крестовой походе, но выделил в помощь крестоносцам 2-тысячный отряд, оказавший им большую помощь. 2 июля 1189 г. немцы были уже в Бранчево и вступили в прямые отношения с византийскими чиновниками, попытавшимися направить крестоносцев окольными путями мимо мятежной Болгарии и Сербии. Но венгры, прекрасно знавшие прямые дороги, настояли на маршруте Морава – София – Филиппополь. 25 июля 1189 г. германцы вступили в сербские владения, и их принял сам Сербский жупан Стефан Неманя (1170–1196). Этого-то и опасался Исаак II Ангел, прекрасно понимавший, что сербы и болгары предложат Барбароссе союз против Византии в обмен на признание независимости их государств на Балканах 864 . Конечно, Германский король был слишком опытен и осторожен, чтобы вступать в сомнительные авантюры. Тем более когда цель его похода располагалась гораздо дальше Константинополя. Однако обстоятельства неизбежно сталкивали его с Византийской империей. По дороге германцы терпели немало ущерба от разбойных шаек болгар и сербов, но греки почему-то не спешили по дипломатическим каналам объяснить свою непричастность к данным нападениям. Как говорит летописец, германских пилигримов вешали на деревьях, как собак или бешеных волков, что вызвало ответную реакцию, но уже против византийцев. Но и византийцы, опасаясь возможного союза немцев со своими врагами, портили дороги и откровенно задерживали подвоз продовольствия рыцарям Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скончался архимандрит Паисий в 1956 году. Отпевание было совершено настоятелем Вознесенской церкви города Спасска протоиереем Анатолием Сергеевичем Правдолюбовым (1914-1981). Долгое время во многих домах жителей Рязанской земли вместе с иконами стояла и фотография архимандрита Паисия как почитаемого священнослужителя и последнего настоятеля скита Святаго Духа Утешителя Параклита. Архимандрит Авель (в миру Николай Николаевич Македонов, в схиме Серафим; 21 июня 1927, село Никуличи, Рязанская область — 6 декабря 2006, село Пощупово, Рязанская область). 23 ноября 1945 года пострижен в монашество с именем Авель архиепископом Рязанским Димитрием (Градусовым). Священнослужитель Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата (в бытность на Афоне), архимандрит; в 1975-1979 годах игумен (настоятель) афонского Пантелеимонова монастыря, с 6 мая 1989 года по 25 марта 2004 года наместник Иоанно-Богословского монастыря с. Пощупово, Рязанской обл. РГАДА, Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 15244. Л. 7. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. СПб.: Изд. центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885. [Вып. 35]: Рязанская губерния: ...по сведениям 1859 года/обраб. ред. И. Вильсоном. 1862. XVIII, 168, c., 1 л. к. Насельники монастырей Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь: Булат, 2015. С. 74; ПСТГУ . Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич) (дата обращения: 07.08.2023). Там же. Список артели Параклит 1924 г. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 864. Л. 22. Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века: синодик с краткими биографическими справками: в 2 т./сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2021-2022. Т. 2. С. 126. Послужной список 1901 г. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. Д. 24994. Л. 215–216. ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). Указ. источник. О перестройке погребов и квасной в пустыне Св. Параклита//РГАДА. Ф. 1204 (ТСЛ). Оп. 1. Д. 17488. Л. 4.

http://patriarchia.ru/db/text/6091370.ht...

Но одни только большие колокола, благодаря своему весу и ценности, играли роль и они одни только составляли гордость церкви» 77 . Во время революции во Франции законом 22 Жерминаля 4 года было запрещено церковное употребление колоколов. Это запрещение продолжалось шесть лет и только 18 Жерминаля 10 года было уничтожено циркуляром правительства. «Епископ, – говорит 48 параграф этого циркуляра, – должен вступить в соглашение с гражданской властью для урегулирования способа созыва молящихся звоном колоколов. Для других же целей звонить в колокола запрещается без разрешения местной полиции» 78 . На Востоке 79 колокола появились в первый раз в конце 9 века, когда по просьбе Императора Василия Македонянина (в 867–886) 80 венецианский дож Орсо I (864–881) 81 прислал в Константинополь для вновь сооруженной церкви св. Софии 82 двенадцать колоколов. Бароний об этом говорит следующим образом: «Сего лета (865) колоколы у греков начаша употреблятися, егда Урсус-Дож Венецианский колокол к Кесарю Михаилу, прошенный от него, прислал» 83 . Распространение здесь колоколов подвигалось очень медленно: вследствие старых традиций повсюду употребляли еще била. В 1204 г. крестоносцы начали вводить вновь колокола, но в 1452 г., год завоевания Константинополя турками, они были уничтожены, за немногими исключениями. В летописи об этом говорится так: «В лето 6962 (1454. – А.Б.), мая в 29 день, взят бысть Царьград безбожным царем Турским, и христианство погубиша, и церкви пограбиша, и кресты и колокола сняша и святых Апостол церкви последи ту пограбиша» 84 . Судя по некоторым историческим данным, здесь колокола употреблялись не только для религиозных, но и для военных целей. Во время осады города царь приказывал «велможам и начальником разделити воином градские стены и стрельницы и врата, и на местех отнюду ти чаяху приступу быти поставити пушки, и пищали и колокола» 85 . В 610 году, когда армия Клотара осадила город Санс, то епископ орлеанский Лу, который был заперт в башне церкви Св. Этила, заметив намерение неприятеля пойти на приступ, приказал, чтобы били в набат во все церковные колокола, которые с самого начала осады оставались безмолвными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Трагические события 1054 года выявили дефекты церковного сознания не только на Западе, но и на Востоке. Однако Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий был прав, поскольку он защищал свои епархии в Южной Италии от латинской экспансии, когда Рим насаждал на юге Италии кафедры латинских епископов и вытеснял византийский обряд латинским, и поскольку он защищал православную догматику от римских новшеств. В этом острейшем конфликте самой взвешенной была позиция Петра III, Патриарха Антиохийского. Он вспомнилдавнюютеорию «пентархии», т. е. главенства во Вселенской Церкви пяти Патриархов, и советовал в случае возникновения тех или иных споров давать преобладание мнению большинства из этих пяти. Всей душой стремясь к сохранению церковного единства, он констатировал, что догматическое новшество Филиокве — достаточное основание для прекращения церковного общения. Еще до разрыва с Западом Константинополь контролировал церковную жизнь Православия на всем Востоке, насколько это позволяли политические условия. Это значительно умаляло самостоятельность трех древних восточных Патриархатов. Тем более Константинополь не хотел возникновения новых автокефальных Церквей. Когда произошло крещение Болгарии (864), св. князь Борис-Михаил хотел, чтобы его Церковь стала автокефальным Патриархатом, но она стала всего лишь рядовой епархией Константинопольского Патриархата. Болгары протестовали, перейдя из Константинопольской в Римскую юрисдикцию. Но в римском каноническом сознании вообще отсутствовало понятие автокефалии, и болгары, пережив новое разочарование, вернулись под омофор Константинополя (870). На этот раз Болгарская Церковь получила статус автономной Архиепископии с множеством епархий. Став автокефальным Патриархатом при царе Симеоне (+ 927), Болгарская Церковь была признана в этом статусе сразу по воцарении его сына, св. царя Петра. Завоеватель Болгарии император Иоанн Цимисхий упразднил болгарскую автокефалию (971). Но уже через 15 лет болгары восстали и восстановили автокефалию своей Церкви, новым центром которой через некоторое время стал Охрид. После завоевания Болгарии императором Василием II Болгаробойцей (1018) автокефальная Болгарская Патриархия была низведена в ранг Архиепископии, но сохранила свою автокефалию. Будучи независимой от Константинопольского Патриарха, она зависела от императора, который назначал Охридских Архиепископов. При возрождении болгарской государственности в конце XII века была учреждена автокефальная Архиепископия с центром в городе Тырнове, впоследствии возведенная в ранг Патриархата. Византия, разоренная крестоносцами в 1204 году и потерявшая свою столицу и значительную часть территории, признала Тырновский Патриархат в 1235 году. Вместе с Константинопольским Патриархом, который теперь имел местопребывание в Никее, Болгарский Патриархат признали и три Восточных Патриарха.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

По приказу Дациана тело мученика было выброшено в поле, и к нему приставлена стража, чтобы христиане не смогли предать его погребению. Однако около тела появился ворон, к-рый и сам не прикасался к нему вопреки своему обычному поведению, и др. птицам и зверям не давал приблизиться к останкам мученика, отогнав от них даже волка. Сообщив о таком чуде Дациану, стражники по его приказу бросили тело В. в море, отплыв на лодке далеко от берега, но по возвращении они увидели, что тело лежит на берегу. В ужасе воины убежали, а тело В. предала погребению некая благочестивая вдова. В зап. традиции В. является покровителем виноделов и моряков, городов Сарагоса, Валенсия, а также Португалии. В кон. IV в. он почитался в Африке, о чем свидетельствует блж. Августин , еп. Гиппонский, посвятивший В. 4 большие проповеди (PL. 38. Col. 1252-1268). Святые Мина, Виктор и Викентий. Икона. Нач. XVII в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне) Святые Мина, Виктор и Викентий. Икона. Нач. XVII в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне) Сразу после утверждения христианства в Валенсии на месте погребения мученика была построена церковь. В Испании посвященные В. церкви находились в Толедо и Гиспале (совр. Севилья) (V в.). В 1175 г. (или в 1173) мощи В. были перенесены в Лиссабон, по др. версии, в 864 г. они оказались в г. Кастр (Франция). Рука В. находится в Бари (Италия). Возможно, часть мощей В. находилась также в г. Кремона (Италия). Кор. Хильдеберт I привез далматик В. в Париж в 543 г. и тогда же (по др. сведениям, в 558) построил церковь в честь В., к-рая позже была посвящена св. Герману и стала называться Сен-Жермен-де-Пре. В г. Режимон (Франция) с 455 г. существовала церковь святых В., Агнессы и Евлалии. В Риме было 3 церкви, посвященные В., про одну известно, что она была построена папой Римским Гонорием I (625-638) и отреставрирована при папе Льве III в 796 г. В К-поле существовала по крайней мере одна церковь в честь В., к-рая находилась в пригороде Евдом или на равнине вокруг него; в синаксаре К-польской ц. она названа «церковью Викентия на военном поле» (ν τ Κμπ) (SynCP. Col. 869). Эта церковь была разрушена в результате землетрясения в 557 г., впосл. была восстановлена. Есть сведения, что память мучеников В. и Виктора (пам. 11 нояб.) отмечалась в местности под названием Гайтанон (Γατανν) (SynCP. Col. 214), установить точное ее расположение невозможно, вероятно, речь также идет о церкви в Евдоме. По сообщению анонимного описания святынь К-поля, изданного С. Дж. Меркати , часть мощей В. находилась в К-польской ц. мч. Мины ( Mercati S. G . Santuari e reliquie Costantinopolitane secondo il cod. ottob. lat. 169 prima d. conquista latina (1204)//Rendiconti d. Accademia di Archeologia. Napoli, 1936. Vol. 8. P. 144).

http://pravenc.ru/text/158452.html

Генеалогия, даваемая Иерусалимскому Уставу в нем самом, возводящая его к Иоанну Дамаскину , патриарху Софронию, препп. Евфимию и Савве, конечно, верна только как оценка их значения в смысле организации литургической практики, а не создания литературной записи. Заявление Никона Черногорца конца XI века, что он видел многие типики студийские и иерусалимские, имеет в виду, наверное, краткие ктиторские Уставы преимущественно дисциплинарного характера 1201 . – Более решительное 1202 , на первый взгляд, свидетельство дает изданное в 1909 году проф. Марром по грузинской рукописи 864 года «Житие Григория Хандзтийскаго». По сообщению жития, «Григорий Хандзтийский, собираясь в Грецию на поклонение св. местам и обозрение их, нашел некоего друга своего, отправлявшегося в Иерусалим и просил его списать Устав Саввы Освященного и принести его с собою. Затем, с двоюродным братом своим Саввою и еще с одним из учеников он, действительно, поехал в Грецию, – в Константинополь; там он поклонился животворящему древу и мощам святых, а потом возвратился в свою обитель на родину, куда прибыл в год смерти царя Ашота Куропалата (826). В это время вернулся из Иерусалима и друг его, который «принес ему список Устава Саввы Освященного» 1203 . Из этого свидетельства оказывается, что при жизни св. Феодора Студита уже существовал и был известен даже в Греции письмени Устав Саввы Освященного, список с которого попадает в Грузию как раз в год (826) кончины св. Феодора. По мнению прот. Кекелидзе, «сведение это решительным образом констатирует факт существования в VIII–IX-oм веках на греческом языке цельных записей Саввинского Устава» 1204 . Но такой комментарий указанного места грузинского жития, по нашему мнению, совершенно неправилен. Из дальнейшего повествования оказывается, что получив Устав Саввы, Григорий не ввел его в монастыре, а «дал церкви своей и монастырю устав, составленный (разумеется самим Григорием) на основе богослужебных обычаев всех святых мест»; но этот составленный при наличности Устава Саввы Устав Григория настолько не велик, что автор жития допускает возможность привести его полностью в житии и только «чтобы не надоедать читателю», обещает «представить в настоящей книге этот устав не целиком, а в извлечениях» 1205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010