Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны всего 7 рукописей IX-XVI вв., содержащих сочинения Н. в полном виде. Вскоре после кончины Н. его учениками было подготовлено издание его богословско-полемических сочинений в 2 томах. Согласно Р. Блейку, впервые выдвинувшему эту гипотезу, издание было осуществлено еще до восстановления иконопочитания. Первый том включал «Большое защитительное слово», 3 «Возражения» и, возможно, Житие Н. авторства Игнатия Диакона, 2-й - проч. сочинения Н. ( Blake. 1939). Новейшие исследования свидетельствуют в пользу иного распределения: в 1-й том вошли сочинения, созданные для опровержения учения 1-го периода иконоборчества, и краткие трактаты «О Магнезийце» и «Против иконоборцев», а во 2-й - «Обличение и опровержение». Первоначальный состав 1-го тома представлен в рукописи Paris. gr. 911, которая, возможно, была создана в окружении патриарха Мефодия I ( Chryssostalis. 2012. P. 133-159). В 828-847 гг. (т. е. в период между кончиной Н. и завершением Патриаршества Мефодия I) труды Н. использовались авторами, принадлежавшими к ближайшему окружению Мефодия: агиографами Игнатием Диаконом, Феофаном Пресвитером, Петром Монахом (автором 1-й версии Жития прп. Иоанникия Великого) и историком Георгием Амартолом ( Афиногенов. 1999). С сер. IX до сер. XIV в. свидетельства того, что визант. авторы были знакомы с трудами Н., отсутствуют. Патриарх Фотий (858-867, 877-886), высоко ценивший «Краткую историю» Н., не был знаком с его богословскими сочинениями. Возможно, это объясняется с тем, что труды Н. вместе с остальным архивом Мефодия I в 847 г. перешли во владение сменившего его на К-польском престоле Игнатия (847-858, 867-877) и тот передал их на хранение в Студийский мон-рь ( i dem. 2006). Интерес к трудам Н. возрос на рубеже XI и XII вв. в связи с актуализацией вопроса о почитании священных изображений, вызванной политикой имп. Алексея I Комнина (1081-1118), изымавшего церковное имущество для покрытия военных расходов. К этой эпохе относятся составляющие единый комплект рукописи Paris. gr.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Савва Монах (вторая пол. IX в.). Житие Петра Атрского (Atroa) (Вифинский Олимп, 773–837) Игнатий Диакон (?) (середина IX в.). Житие Григория Декаполита (ум. 842) Аноним (вторая пол. IXb.). Житие Никиты Патрикия (761–836) Аноним (вскоре после 860 г.). Житие Афанасии Эгинской (первая пол. IX в.) Аноним (после 869 г.). Житие 10 мучеников Константинопольских (о 729/730 г.) Аноним (IXb.). Житие Св. Климента, епископа римского (ум. 101?) Константин Философ (ум. 869). Перенесение мощей Св. Климента (о 860861 гг. – отредакт. в 870-е гг.) Аноним (кон. IX в.). Деяния Давида (716–783/793), Симеона (763–843/844) и Георгия (764–844), митиленских братьев (о. Лесбос) Аноним (870–880-е гг.). Житие Антония Нового (785–865) Аноним (870-е гг.). Житие Феодоры императрицы (ум. ок. 867) Никита Магистр (кон. IX в.). Житие Феоктисты Лесбийской (ум. 872) Петр, епископ Аргоса (кон. IXb.). Житие Афанасия, епископа Мефонского (ум. 878) Аноним (кон. IXb.). Житие Евстратия, игумена Авгарского (ум. ок. 885) Феофан (кон. IXb.). Житие Иосифа Гимнографа (816–886) Аноним (кон. IXb.). Житие Феофано императрицы (886–897) Аноним (кон. IXb.). Житие Ильи Спилеота (IX в.) Василий (кон. IXb.). Житие Иллариона Грузина (860–888-е гг.) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие святителя Феодора, архиепископа Эдесского (первая половина IX в., ум. 860) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие Евфимия Нового (823–898) Аноним (IXb.). Житие Феодора, игумена константинопольского монастыря Хора (504–595) Аноним (IXb.). Чудеса Св. Георгия (с VII до IX в.) Никита Давид Пафлагон (880-е гг.). Житие Игнатия, Патриарха Константинопольского (847–858, 867–877) Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Похвала Св. Андрею Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвала Иоакинфу Амастридскому Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвальное слово Пророку Даниилу Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Энкомий Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Георгий (ок. 900 г.). Житие Феодоры Фессалоникской (812–892) Аноним (893–901 гг.). Житие Павла Нового, Патриарха Константинопольского (ум. 784)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

846–857 гг. Первое патриаршество Вселенского Патриарха Игнатия. 852–889, †2/15.V.907 г. Св. равноапостольный болгарский Царь Борис-Михаил, покреститель болгарский. 852 г. Продление срока мирного договора между Болгарией и Франкским государством (Германия). 853 г. Неудачная война Болгарии против Франкского государства в союзе с Великой Моравией. 853 г. Возобновление договора между Болгарией и Византией. Очевидно, к этому времени следует отнести любопытное сообщение византийских летописцев. – Царь Борис послал вестников в Константинополь с сообщением, что пойдет с войной против ромеев. Св. Императрица Феодора ему ответила: «Найдешь меня в походе против тебя, и я надеюсь тебя победить. Если же это не произойдет и ты победишь меня, то и в этом случае я одолею тебя, потому что победишь не мужчину, а женщину.» (По другому источнику: « Если победишь женщину, не сможешь гордиться победой, а если будешь побежден ею, то все будут смеяться твоему поражению.») Св. Императрица Феодора в 856 г. уже находилась в монастыре и этими любезностями они обменялись до 856 г. (Продолжатель Феофана, Хронография, ГИБИ, т. V, с. 115–116; т. VI, с. 236–237; Иосиф Генезий, Цари, с. 85–86, ГИБИ, т. IV, с. 334–335.) 846–870 гг., †874 г. Великоморавский князь Ростислав. 855 г. Война между Германией и Велико Моравией. 855 г. Св. Константин Философ-Кирилл создает глаголицу – азбуку для древне-словеноболгарского языка. (Черноризец Храбр, «О писменьхъ») Конец ноября 857 г. Низвержение Вселенского Патриарха Игнатия византийским Императором Михаилом III. Св. Вселенский Константинопольский Патриарх Фотий; Первое патриаршество (858–867 гг.). Второе патриаршество (877–886 гг.). гг. Первое патриаршество св. Вселенского Патриарха Фотия. Февраль 858 г. Собор бывшего Вселенского Патриарха Игнатия и его приверженцев против св. Патриарха Фотия. 858 г. Собор Вселенского Патриарха св. Фотия против бывшего Вселенского Патриарха Игнатия. Лето 860 г. Болгарское посольство в Константинополе. Союз между Болгарией и Византией. (Сообщает Яхьия Антиохийский.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН архиеп. г. Ника (Фракия) (упом. между 861 и 866), визант. богослов, писатель. Ок. 862 г. был отправлен свт. Фотием , К-польским патриархом (858-867, 877-886) в Армению, где в качестве представителя К-польской Церкви участвовал в Ширакаванском Соборе Армянской Апостольской Церкви (862/3), встречался с арм. католикосом Закарией Дзагеци (855-876). На Соборе И. выступил с речью, в которой осудил противников вероучения Халкидонского Собора, а также ряд ересей. Вероятно, И. был радушно принят в Армении, вел переговоры с католикосом Закарией и др. представителями Армянской Церкви и знати по вопросу признания Халкидонского Собора. И. оценивал свою миссию как успешную, о чем сообщил патриарху Фотию. После возвращения в Византию И. в течение некоторого времени поддерживал связь с католикосом Закарией. Фотий в окружном послании 867 г. говорил о присоединении Армянской Церкви к семье правосл. Церквей, что могло не только быть пропагандистским заявлением, но и отражать реальную (ошибочную или верную) оценку К-полем успехов и перспектив развития отношений с Арменией в тот период. Патриарх Фотий упомянул И. в послании к арм. кн. Ашоту I Багратуни, написанном ок. 875-877 гг., однако из текста послания исследователи сделали вывод о том, что в этот период И. уже не занимал кафедру. На К-польском Соборе 879-880 гг. присутствовал архиеп. Феодор Никский, возможно преемник И. Время смерти И. или ухода на покой неизвестно. Сохранился трактат И. «О Рождестве Христовом» (Περ τς Γεννσεως το Χριστο), адресованный католикосу Закарии и написанный скорее всего также в 60-х гг. IX в., либо во время подготовки к поездке в Армению, либо вскоре после нее. В сочинении И. обсуждает традиции празднования Рождества в христианстве и доказывает правомерность раздельного празднования Рождества и Крещения Христова (25 дек. и 6 янв. по юлианскому календарю). И. не касается проблемы происхождения дат праздников, в основном в этом вопросе он опирается на авторитет церковного Предания, на проповедь апостолов, на сочинения отцов Церкви.

http://pravenc.ru/text/469426.html

3. И по том летом минувшим, создах церковь святую Богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тый грош, ис торгу 10-ую неделю 1 , из домов на всякое лето 10-е всякого стада и всякого живота Чюднои Матери Божии и Чюдному Спасу. 4. И по том возрех в греческии номоканун и обретох в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити князю, ни бояром, ни судиям его. 5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископом. 6. А в ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род мои в люди церковные и во все суды. 7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по свободам, где крестьяне 2 суть. 8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред Богом, а митрополиту проклинати его сбором 3 . 9. Дал есмь: роспусты, смильное, заставание, умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о животе, или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство, урекание, узлы, зельи, еретичество, зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи бьетася, иже истяжются о задници. 10. Митрополичи люди церковныи: игумен, игумениа, (поп, попадья), поповиче, чернец, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница 4 , пономарь, вдовица, калика, стороник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и вси причетници церковныи. 11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископам опричи мирян. Комментарии к статьям устава Статья 1. Краткая инвокация (обращение к Богу). Статья 2. Владимир Святославич (ок. 950–1015) – князь новгородский (969–980), великий князь киевский с 980 г. Имя Василий получил при крещении (ок. 987–988). Константин VIII и Василий II Болгаробойца – византийские императоры, правили совместно в 976–1025 гг., современники официального введения христианства на Руси при Владимире (988–989). Фотий – патриарх Константинопольский (858–867, 877–886). Христианство получило частичное распространение на Руси уже в 860-е гг. при Фотии и византийском императоре Василии I Македонянине (867–886), у которого был сын Константин (умер при жизни отца). При Владимире на Руси появился первый митрополит Михаил, присланный из Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В VIII в. католикос Ованнес III составил «Армянскую книгу канонов», ставшую основой церковно-канонической традиции ААЦ. В корпус вошли правила первых трех Всел. Соборов и Поместных Соборов Армянской Церкви, 32 правила о морали, церковных праздниках, обрядах и литургии. Корпус канонов Ованнеса III был утвержден на Соборе в Двине в 719/20 г. Временем наивысшего расцвета средневек. арм. культуры считается эпоха царства Багратидов (кон. IX - сер. XI в.). К X в. относится творчество мон. Григора Нарекаци , создавшего кн. молитв «Нарек». С 862 г. арм. князья из династии Багратуни добились автономии в составе халифата, а в 886 г., после перерыва в 4,5 столетия, Армения вновь обрела гос. независимость, когда Ашот I Багратуни (886-890) был возведен на царство. Патриарх К-польский свт. Фотий (858-867, 877-886) добивался от армян принятия халкидонского вероучения, находившего в Армении сторонников (об их роли см. ст. « Армяне-халкидониты »). Однако вскоре армяне вернулись к прежним воззрениям. В этот же период пережили новый подъем византийско-арм. отношения. Визант. имп. Василий I Македонянин и его наследник Лев VI Мудрый признали возрожденное Багратидами арм. гос-во. Из Византии в дар царю Ашоту была прислана частица св. Животворящего Креста. Мон-рь Хцконк близ Ани. IX–XI вв. Фотография. Нач. XX в. Мон-рь Хцконк близ Ани. IX–XI вв. Фотография. Нач. XX в. Двин, с V в. служивший офиц. местопребыванием Предстоятелей ААЦ (хотя нек-рые католикосы могли иметь резиденции и в др. городах), пришел в полный упадок после землетрясения 893 г. и разорения арабами в нач. X в. Католикос Ованнес V был взят в заложники, а после освобождения сменил неск. мест своего пребывания и скончался в 928 г. в мон-ре Дзораванк (близ оз. Ван). С этого времени на протяжении более чем 2 веков центр ААЦ постоянно перемещался по различным городам Армении. Преемники Ованнеса V, католикосы из рода Рштуни Степанос II, Теодорос и Елише I, управляли Церковью из мон-ря Ахтамар (остров на оз. Ван). В 40-х гг. X в. католикос Анания решил перенести кафедру в новую столицу царства Багратидов г.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Игнатий – один из трех кастрированных сыновей низложенного василевса Михаила II Травла (820–829 гг.), стойкий иконопочитатель, основатель монастыря на острове Теревинф в Мраморном море, известном как убежище для тех, кого преследовали иконоборцы. В 847 г. стал Патриархом Константинопольским, но был смещен Фотием в 858 г. Его отправили в Иерий, где поместили в козий хлев, затем вернули в Константинополь, бросили в тюрьму и сильно избили, выбили два зуба, после чего отправили на остров Лесбос. Через полгода ему было разрешено вернуться в свой монастырь, где он пережил нападение росов в 860 г. В 861 г низложение И. было оформлено официальным документом, который его заставили подписать в полубессознательном состоянии после избиений и издевательств, растянув на оскверненном саркофаге иконоборца Константина V (741– 775 гг.) и привязав к щиколоткам тяжелые камни. За И. вступился Папа Николай I, что усугубило ссору Папы с Фотием. В 867–877 гг., желая примирения с папским Римом, Василий I (867–886 гг.) вновь сделал И. Патриархом, после чего его снова сменил Фотий. Соперничество фотиан и игнатиан десятилетиями раскалывало византийское общество. Игнатий Диакон – известный агиограф IX в., перу которого принадлежат четыре Жития, включая Жития Патриархов Тарасия и Никифора (конец VIII – начало IX вв.). Игорь – князь Киевский, воспитанник князя Олега, который, согласно летописям, «привел» ему в жены Ольгу. В 941 г. совершил морской поход на Константинополь и в 944/945 г. подписал с Византией мирный договор. Игумен – дословно с греч. «ведущий», сан священнослужителя из монахов, настоятель византийского монастыря или приходского храма, обычно избираемый из высших монахов – схимников (см.: схима). То же – кафигумен. Идик – помещение, где находилось ведомство частного имущества византийского императора, сокровищница Большого императорского дворца, где хранились императорские деньги и драгоценности. Во главе ведомства стоял чиновник с тем же названием – И. Иезуиты – члены католического монашеского ордена «Общества Иисуса», основанного в 1534 г. бывшим военным, Игнатием Лойолой. Главная задача ордена состояла в борьбе за сохранение и распространение католического вероучения и за неограниченную власть Папы римского. Большое внимание уделяли просвещению, образованию, создавали школы с соответствующими католическими критериями воспитания, научные общества. См.: болландисты, агиография.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

538 ...и греческую грамоту такоже мнози починиваша, – Акула и Сумахова чадь... – Имеются в виду Акила (Аквила) и Симмах (II в.), создатели переводов Писания с еврейского на греческий, отличных от Септуагинты. 539 «Святый Костянтинъ Философъ... съ братом си присным Мефедомъ, иже бысть послди епископъ моравъский...». – Мефодий был архиепископом Моравии и Паннонии с начала 70-х гг. IX в. 540 Въ царство Михаила, царя греческаго... от созданиа миру в лто 6363. – Здесь названы правители и церковные иерархи, во время правления которых Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука: византийский император Михаил III (842–867), константинопольский патриарх Фотий (858–867, 877–886), болгарский князь Борис (852–889), князь Великоморавского государства Ростислав (846–870), князь Блатенского княжества (в районе озера Балатон) Коцел (861 г.), основатель русской княжеской династии Рюрик (862–879). 542 ...въ царство Иоана, царя греческаго... при архиепископ Филофи, патриарс Костянтина-града. – Имеются в виду византийский император Иоанн V Палеолог (1341–1391) и константинопольский патриарх Филофей Коккин (1353–1354, 1364–1376). 543 В Орд же и в Сараи над татары тогда Мамай царствует... – Мамай, бывший военачальником при хане Золотой Орды Бердибеке и женатый на его дочери, в 1379 г. захватил власть в свои руки и стал фактическим правителем страны. Именоваться ханом он однако не мог, так как не был потомком Чингисхана. Сарай – столица Золотой Орды. 544 ...митрополиту же не сущу на Руси в ты дни никомуже, но ожидающим митрополича пришествиа от Царя-града... – Следует отметить, что названный Епифанием год создания пермской азбуки – 1375 г. – входит в противоречие с указанным им здесь хронологическим отрезком: на Руси не было митрополита в 1379–1380 гг. 546 ...цветущу. – На боковом поле Минеи, под знаком вставки, почерком XVI в. дано другое, чаще встречающееся, чтение первого слога – ряс(тущу). 549 Да якоже древле Иосифъ въ Египт бысть пшеницедатель... такоже и се сь новый бысть житодавецъ, люди насытивый. – Стефан, во время голода привозивший в Пермские земли хлеб из Устюга и Вологды, уподобляется здесь библейскому Иосифу, который во время семилетнего голода накормил хлебом народ Египта ( Быт. 41, 47–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фома Славянин – организатор мятежа в Малой Азии против императорской власти. Был коронован как василевс Патриархом Антиохии, которая в то время находилась на территории арабов. В 821 г. осадил Константинополь, но потерпел поражение из-за появления войск болгарского хана Омортага, пришедших на помощь василевсу Михаилу II (820–829 гг.). Это был конец народного восстания, причинами которого стали социальные, религиозные и этнические противоречия. Ф. С. был схвачен и казнен в 823 г. Фоникон – один из видов судебных пошлин, штраф, взимаемый за убийство. Форос (фора) – византийское наименование форума, большой городской площади города (иногда синоним агоры или платеи). Фортида – грузовой корабль, служил для перевозки продовольствия и снаряжения. Форум – площадь в греко-римском городе, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки и совершался суд. См.: форос, агора. Фосат (фоссат) – от лат. fossa – ров; 1) вторая (кроме апликта) разновидность военного лагеря, площадь, занятая расположившейся на стоянку византийской армией безотносительно того, была ли она окружена рвом – тафосом, хандаком или нет. Ф. был рассчитан на ограниченный срок пребывания в нем определенной, иногда весьма небольшой части армии и предполагал использование более простого, облегченного варианта оборонительных средств и инженерных сооружений; 2) собственно армия; 3) воинская часть (с IX в.). Фосс (Foss) Клайв – известный американский археолог и византинист последней трети ХХ в., исследователь ранневизантийских городов в Малой Азии. Фотий – Патриарх Константинополя (858–867, 877–886 гг), крупный византийский политический и церковный деятель, эрудит, энциклопедически образованный человек, приверженец культуры античности. Происходил из знатной константинопольской семьи, пострадавшей во времена иконоборства. По линии своей жены имел отдаленное родство с василевсом Михаилом III (842–867 гг.). Написал обширное собрание заметок о прочитанных книгах (Миробиблон), словарь, собрание мудрых высказываний. Оказал очень большое влияние на работу по составлению кодексов канонического права. Считается идеологом византийской аристократии и ярым противником союза с папским Римом. Отстраненный второй раз от патриаршества (в пользу Стефана, младшего брата василевса Льва VI Мудрого), ушел в удаленный монастырь, где и умер в безвестности несколько лет спустя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010