3. И по том летом минувшим, создах церковь святую Богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тый грош, ис торгу 10-ую неделю 1 , из домов на всякое лето 10-е всякого стада и всякого живота Чюднои Матери Божии и Чюдному Спасу. 4. И по том возрех в греческии номоканун и обретох в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити князю, ни бояром, ни судиям его. 5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископом. 6. А в ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род мои в люди церковные и во все суды. 7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по свободам, где крестьяне 2 суть. 8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред Богом, а митрополиту проклинати его сбором 3 . 9. Дал есмь: роспусты, смильное, заставание, умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о животе, или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство, урекание, узлы, зельи, еретичество, зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи бьетася, иже истяжются о задници. 10. Митрополичи люди церковныи: игумен, игумениа, (поп, попадья), поповиче, чернец, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница 4 , пономарь, вдовица, калика, стороник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и вси причетници церковныи. 11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископам опричи мирян. Комментарии к статьям устава Статья 1. Краткая инвокация (обращение к Богу). Статья 2. Владимир Святославич (ок. 950–1015) – князь новгородский (969–980), великий князь киевский с 980 г. Имя Василий получил при крещении (ок. 987–988). Константин VIII и Василий II Болгаробойца – византийские императоры, правили совместно в 976–1025 гг., современники официального введения христианства на Руси при Владимире (988–989). Фотий – патриарх Константинопольский (858–867, 877–886). Христианство получило частичное распространение на Руси уже в 860-е гг. при Фотии и византийском императоре Василии I Македонянине (867–886), у которого был сын Константин (умер при жизни отца). При Владимире на Руси появился первый митрополит Михаил, присланный из Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О соотношении этих двух вариантов, которые, исходя из современных представлений о развитии русского летописания, следует признать наиболее ранними текстами о крещении Новгорода , высказывались разные мнения. А. А. Шахматов считал первоначальным рассказ о крещении Новгорода из «свода 1448 г.» (НСГ), возводя его к Новгородскому своду 1167 г.; в позднейшем новгородском летописании, по его мнению, этот рассказ был сокращен . В. Л. Янин относил текст НПЛмл., как и более пространный рассказ Псковской первой летописи (вариант соответствующего текста НСГ), к 1-й половине XV в. По А. А. Гиппиусу, в ПВЛ новгородская часть первоначального рассказа о низвержении кумиров была полностью сокращена, но сохранилась в составе НПЛмл., где отражает Начальный свод 1090-х гг., и в летописях НСГ. По недавней гипотезе исследователя, в последних рассказ о крещении Новгорода восходит к своду князя Изяслава Ярославича начала 1060-х гг., в их составе дошел не только более полный, но и более ранний вариант этого повествования, впоследствии сокращенного в НПЛ . При всей обоснованности гипотезы А. А. Гиппиуса о своде Изяслава как этапе становления начального русского летописания, применительно к рассказу о крещении Новгорода в составе НСГ принятию выводов исследователя препятствуют исторические реалии изучаемого времени. Великий мост по археологическим данным появился не ранее XII в. (1-е летописное упоминание – 1133/34 г.) , бои на этом мосту (не ритуальные, как полагает А. А. Гиппиус, а политические, которые, на мой взгляд, и имеет в виду летописец, поскольку именно вечевые столкновения на Великом мосту позднее неизменно расценивались в новгородской владычной летописи как инспирированные дьяволом) также не могли быть известны летописцу начала 60-х гг. XI в. Если рассматривать статью 6497 г. НК1 в целом, то, как отмечал еще А. А. Шахматов (применительно к предполагаемому им «своду 1448 г.») , упоминание там Константинопольского Патриарха Фотия (858–867 гг., 877–886 гг.) и Киевского митрополита Леона, при которых якобы крестилась Русь, неизвестных НПЛмл. и ПВЛ – явный анахронизм, который вряд ли допустил бы летописец середины XI в. Но он хорошо может быть объясним знакомством книжника XV в. с текстом Устава князя Владимира о десятине, архетип дошедшей редакции которого с упоминанием Фотия и безымянного митрополита (позднее определяемого как Леон) относится ко времени не ранее 2-й трети XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Преподобный Максим Исповедник Территории Константинопольского Патриархата В VIII веке константинопольский патриарший престол на протяжении длительного времени занимали сторонники иконоборческой ереси, насильственно насаждавшейся императорами Исаврийской династии. Лишь созванный усилиями святого Константинопольского Патриарха Тарасия (784-806 гг.) Седьмой Вселенский Собор сумел остановить  ересь иконоборчества и предать анафеме её основоположников – византийских императоров Льва Исавра (717-741 гг.) и Константина Копронима (741-775 гг.). Стоит также отметить, что в VIII веке в состав канонической территории Константинопольского Патриархата была включена западная часть Балканского полуострова (диоцезы Иллирика). В IX веке наиболее выдающимся патриархом Константинополя стал «новый Златоуст», святитель Фотий Великий (858-867, 877-886 гг.). Именно при нем Православная Церковь впервые осудила важнейшие заблуждения ереси папизма: изменяющее Символ Веры учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (учение о «filioque»), и учение о единоличном главенстве римского папы в Церкви и о примате (превосходстве) папы над церковными Соборами. Время патриаршества святителя Фотия – время наиболее активной за всю историю Византии православной церковной миссии, результатом которой стало не только крещение и обращении к Православию народов Болгарии, сербских земель и Великоморавской державы (последняя  охватывала территории современных Чехии, Словакии и Венгрии), но и первое (так называемое «Аскольдово») крещение Руси (состоявшееся вскоре после 861 г.) и формирование начатков Русской Церкви. Именно представители Константинопольского Патриархата — святые равноапостольные миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий – разгромили так называемую «трехъязычную ересь» (сторонник которой утверждали, что существуют некие «сакральные» языки, на которых только и должно молиться Богу). Наконец, подобно святителю Иоанну Златоусту, святитель Фотий в своих трудах активно проповедовал общественный идеал православного христианского общества (и даже составил для империи пропитанный христианскими ценностями свод законов – Эпанагогу). Неудивительно, что, как и Иоанн Златоуст, святитель Фотий подвергался гонениям. Однако если идеи святителя Иоанна Златоуста, несмотря на прижизненные гонения, после его смерти были все же официально признаны имперской властью, то идеи святителя Фотия, распространявшиеся при его жизни, были отвергнуты вскоре после его кончины (так, принятая незадолго до смерти святителя Эпанагога так и не была введена в силу).

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

После 19 лет единоличного правления В. М. умер от болезни желудка, вызванной несчастным случаем на охоте. Церковная политика Сразу после захвата власти В. М. вызвал в К-поль сосланного при Варде Патриарха свт. Игнатия (847-858, 867-877); занимавший К-польский престол свт. Фотий (858-867, 877-886) был смещен и вскоре осужден. Тем самым был урегулирован конфликт с Римским престолом, достигший апогея после взаимного отлучения Фотия (на Римском Соборе в 863) и папы Николая I (на К-польском Соборе в 867). Осуждение Фотия было с удовлетворением встречено папой Адрианом II (867-872) и торжественно подтверждено К-польским Собором 869-870 гг., к-рый в католич. традиции считается VIII Вселенским. При этом В. М. удалось, несмотря на сопротивление папских легатов, добиться утверждения церковной юрисдикции К-поля над Болгарией, куда был послан архиепископ, поставленный Патриархом Игнатием (см. в статьях Болгария , Болгарская Православная Церковь ). Наряду с распространением христианства среди болгар биограф В. М. ставит ему в заслугу крещение иудеев по всей империи (ок. 874), а также замирение и приобщение ко Христу «народа росов» (τ τν Ρς θνος), к к-рому был направлен архиепископ, поставленный Патриархом Игнатием. По требованию язычников архиерей явил на собрании народа во главе с «архонтом» росов чудо с неопалимым Евангелием. В этом сообщении едва ли следует видеть попытку приписать В. М. т. н. Фотиево Крещение Руси (не позднее 867); скорее, речь идет о следующей фазе проповеди. Область миссионерской деятельности архиепископа и местожительство крещеных росов остаются предметом дискуссий. В ряду начинаний свт. Фотия, продолженных В. М.,- поддержка миссионерской деятельности святых Кирилла (Константина) и Мефодия . Василия I Македонянин. Гравюра из«Тестамента Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу». Киев, 1680. Л. 3 об. (РГБ) Василия I Македонянин. Гравюра из«Тестамента Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу». Киев, 1680. Л. 3 об. (РГБ) После кончины свт. Игнатия (877) на К-польский престол вернулся Патриарх Фотий, незадолго до этого возвращенный из ссылки и ставший воспитателем царских сыновей. Римский престол, заинтересованный в помощи визант. войск в Италии, признал Фотия на К-польском Соборе 879-880 гг. Однако попытки папы добиться от К-поля уступки Риму церковной юрисдикции над Болгарией не принесли результата.

http://pravenc.ru/text/Василием I ...

С масштабным походом русов на столицу Византийской империи, состоявшимся летом 860 г., принято связывать т. н. первое К. Р. Окрестности К-поля подверглись жестокому разграблению. Свидетелем этого нападения стал патриарх св. Фотий I (858-867, 877-886), который описал его в гомилиях «На нашествие росов». Для защиты города вдоль его стен был организован крестный ход с облачением Богородицы. Русы отступили, а через нек-рое время, согласно хронике Продолжателя Феофана (ок. 950), от них прибыло посольство с просьбой о крещении. О факте крещения русов в «Окружном послании» (866/7), обращенном к вост. патриархам, Фотий свидетельствует, что они «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», поставив себя «в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего разбоя и великого дерзновения против нас». Здесь же он сообщает, что русы приняли «у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам» ( Кузенков. 2003. С. 75). Следует отметить, что 60-е гг. IX в. были отмечены особыми миссионерскими усилиями Византии в деле распространения христианства на землях славян. К 864 г. относится начало просветительской миссии славянских первоучителей святых Кирилла (Константина Философа) (827-869) и Мефодия (815-885) в Вел. Моравии, а к 864/5 г.- крещение равноап. кн. болг. Бориса и его бояр. Согласно ПВЛ, военный поход 860 г. (в летописи он ошибочно отнесен к 866) на К-поль возглавили киевские князья Аскольд и Дир . Над могилой Аскольда, вероятно, во 2-й пол. XI в. была поставлена ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Это дало основание предположить, что князьям-соправителям принадлежала идея К. Р. Никоновская летопись XVI в. сообщает о К. Р. при «князи Рустемъ Осколде» (ПСРЛ. Т. 9. С. 13). Впрочем, достоверность этого свидетельства мн. исследователи ставят под сомнение. Поздняя визант. традиция приписывает К. Р. имп. Василию I Македонянину (867-886) и К-польскому патриарху Игнатию (847-858, 867-877).

http://pravenc.ru/text/2459053.html

кафедра все еще была вдовствующей. Николай Хрисоверг умер в 991 г., а следующий патриарх, Сисиний, был поставлен только в 996 г. В первоначальном тексте грамоты упоминалось об учреждении Русской епископии при патриархе Фотии (858–867, 877–886) (см.: Гл. 4.1). В 988 г. это имело большое значение, так как в 961 г. император Западной Римской империи Оттон I по просьбе княгини св. Ольги послал на Русь епископа Адальберта. Епископ был вскоре изгнан, 734 но вопросы приоритета в обращении Руси в христианство всегда играли большое значение в отношениях Восточной и Западной церквей. Имя патриарха Николая Хрисоверга, при котором в действительности крестился св. Владимир, впервые появляется в сочинениях 1520-х и 1530-х гг. Это «Похвала» князю Владимиру и «Поучение на память иже во святыхъ... князя Владимира», видимо, основанные на одном и том же особом житии князя. «Поучение» было одним из источников жития св. Владимира из Степенной книги 1560-х гг. 735 (см.: Гл. 3.6). В Степенной автор совместил традиционный взгляд и новые знания. Он написал, что сначала Фотий прислал митрополита Михаила, а после его смерти патриарх «Никола Охрисовергис» отправил на Русь Леона. В Никоновской летописи 1530-х гг., составленной под непосредственным руководством митрополита Московского Даниила, эти сведения никак не отразились. В украинской Густынской летописи XVII в. (см.: Гл. 1.1), составитель которой был знаком с «Церковной историей» Ц. Барония (1587–1607), 736 сказано, что «Никола Хрисоферхъ» прислал к Владимиру в 986 г. проповедовать «Кирилла Философа». Может показаться, что тезису об учреждении митрополии после 995 г. противоречит известие о рукоположении в 989/990 г. Новгородского епископа Иоакима Корсунянина. О нем рассказывается в статье 989 г. из Н1 мл. В перечне новгородских владык, помещенном перед основным текстом Н1 мл. по Комиссионному списку, сказано, что он был епископом 42 года. В Первой подборке Новгородской Карамзинской летописи смерть владыки датирована 1030 г. Из перечня известно, что какое-то время кафедра оставалась незанятой, а вместо епископа был его ученик Ефрем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1538 г. близ Превезы произошло морское сражение, в к-ром тур. флот Хайраддина Барбароссы одержал верх над флотом европ. Священной лиги. В 1684-1701 гг. Превеза была захвачена венецианцами, но затем возвращена туркам; вновь перешла под власть Венеции в 1717 г. С этого времени в городе возрастает влияние Римско-католич. Церкви. Главная мечеть Превезы внутри крепости была перестроена в католич. храм св. ап. Андрея Первозванного. В 1798 г. Превеза вошла в состав владений Французской республики, но французы ее быстро потеряли. 12 окт. 1798 г. в битве при Никополе их соединение было уничтожено тур. войском Али-паши. С 1801 г. Превеза вновь вошла в состав Османской империи, была центром санджака. В 1912 г. освобождена греками в ходе 1-й Балканской войны. Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325 Вид Превезы. Иллюстрация из кн. Ollier E. Cas-sell’s Illustrated History of the Russo-Turkish war. L.; P.;, N. Y.; Melbourne, 1890. Vol. 1. P. 325 В наст. время Превеза - наиболее крупный город на территории Н. и П. м. Будучи центром православной митрополии, Превеза - место особенного почитания нескольких святых. Как основатель христ. общины почитается св. ап. Павел. Покровителем Превезы является св. Харалампий (пам. 10 февр.). Важнейший святой этих мест - св. равноап. Косма Этолийский . В Н. и П. м. почитаются также жившие в этих местах свт. Алкисон (пам. греч. 28 сент.), нмч. Христос (пам. греч. 5 авг.) и др. Известные древние епископы и митрополиты Никополя Илиодор (343), Донат (431), Аттик (446-451), Евгений (458), Алкисон (посл. треть V в.- 516), Иоанн (516-517), Дометий (2-я - 3-я треть VI в.), Андрей (595-603), Сотерих, Ипатий (625), Иоанн (VII-VIII вв.), Анастасий (787), Василий (VIII-IX вв.), Лев (VIII-IX вв.), Даниил (858-867, 877-886), Антоний (IX-X вв.). Митрополиты Н. и П. м. Нового времени Амвросий (1881-1885), Иероним (5 авг. 1885 - 1890), Иоаким (14 янв. 1890 - 1891), Неофит VIII (1 авг.

http://pravenc.ru/text/2577587.html

историк Созомен упоминает о чуде крещения арм. царя Трдата, происшедшем в его доме ( Sozom. Hist. eccl. II 8). В VIII в. празднование в честь Г. П. было включено в греч. церковный календарь; с IX в. день его памяти отмечен в греч. календаре, высеченном на мраморных досках ц. Сан-Джованни в Неаполе: 28 сент. упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сент., 2 и 3 дек. - «св. Григорий Армянский» ( Peeters. 1942). Активизация почитания Г. П. в Византии и странах визант. культурного ареала связана с именем патриарха К-польского свт. Фотия (858-867, 877-886), стремившегося к консолидации вост. христиан перед лицом Запада, а Г. П., популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов, стал объединяющей фигурой ( Марр. 1905. С. 149, 153; Winkler G. Our Present Knowledge of the History of Agat‘angelos and its Oriental Versions//REArm. N. S. 1980. T. 14. P. 125-141). В это время на стенах собора Св. Софии в К-поле появляется изображение свт. Григория Армянского. Свт. Григорий Просветитель. Скверский реликварий. 1293 г. (ГЭ) Свт. Григорий Просветитель. Скверский реликварий. 1293 г. (ГЭ) Г. П. традиционно считается автором «Многовещательных речей» ( (?)), «Учения Григора» ( «Вардапетутюн» , ), входящего в состав «Истории Армении» Агафангела, а также канонических правил (в арм. «Книге канонов» и др.). В. А. Арутюнова-Фиданян Почитание у славян Пространное Житие (мученичество) Г. П., Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греч. на слав. язык не позднее XII в. Оно вошло в состав волоколамского комплекта Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Вол. 591. Л. 236 об.- 258 об.- см.: Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 1. С. 498) и в серб. торжественники XIV-XV вв., связанные с архаической традицией (София. НБКМ. 1039. Л. 131 об.- 158 об., ок. сер. XIV в.; Загреб. Архив ХАЗУ. III с 24 - «Грачаницкий (Липлянский) пролог». Л. 79 об.- 94, посл. четв. XIV в.; Нац. музей «Рильский монастырь». 4/5. Л. 488-506, 1483 г.); перевод опубликован в составе Великих Миней Четьих (ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/168061.html

При царе Самуиле (976–1014) другой автокефальный болгарский центр появился в Охриде. Таким образом, славяноязычная дочерняя церковь Византии стала доминирующей на Балканском полуострове. И хотя после завоеваний византийского императора Василия II (976–1025) эта территория утратила свою политическую и церковную независимость, семя славянского православия уже надежно укоренилось на этой земле. В 988 г. киевский князь Владимир принял византийское православие и взял в жены сестру того же самого императора Василия. После этого Русь стала церковной провинцией Византийской церкви, возглавляемой греческим или, реже, русским митрополитом, назначаемым из Константинополя. Этот зависимый статус не подвергался сомнению со стороны русских вплоть до 1448 г. В течение этого периода Русь восприняла и развила духовное, художественное и гражданское наследие византийской цивилизации, полученное ею через болгарских переводчиков. Отношения с Западом. Отношения с латинским Западом тем временем становились все более двойственными. С одной стороны, византийцы рассматривали западный мир в целом как часть римской ойкумены, главой которой был византийский император и в которой римский епископ пользовался первенством чести. С другой стороны, франкские и германские императоры в Европе броса-ли вызов этой номинальной схеме, а внутренний упадок римского папства был таков, что могущественный византийский патриарх редко брал на себя труд поддерживать какие-либо сношения с ним. Со времен патриарха Фотия (858–867, 877–886) византийцы стали официально осуждать Filioque, вставку в Символ веры , в которой утверждалось, что Дух исходит от Отца и от Сына, как незаконное и еретическое добавление к Никейскому Символу. В 879–880 гг. Фотий и папа Иоанн VIII, казалось бы, разрешили этот спор к удовлетворению Фотия, однако в 1014 г. Filioque было принято в Риме, и общение снова было прервано. Инцидент 1054 г., который неверно считают датой раскола (в действительности он развивался в течение определенного времени), был, в сущности, неудачной попыткой восстановить отношения, разорванные из-за политического соперничества между византийцами и германцами в Италии, а также из-за дисциплинарных изменений (в частности, безбрачия клира), навязываемых реформаторским движением, инициированным монахами аббатства Клюни (Франция). Действия, предпринятые императором Константином Мономахом (1042–1055) для примирения сторон, оказались не в состоянии преодолеть как агрессивные и невежественные притязания франкского клира, который теперь заправлял делами в Римской церкви, так и непреклонность византийского патриарха Михаила Керулария (1043–1058). Когда папские легаты прибыли в Константинополь в 1054 г., они не нашли общего языка с патриархом. Стороны обменялись встречными обвинениями в вопросах вероучения и обряда и, в конце концов, провозгласили друг другу отлучающие анафемы, что и спровоцировало то, что впоследствии было названо схизмой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В этой связи очень интересен вариант, который приводит в своей «Польской истории» Ян Длугош. Он вообще не упоминает об Олеге, ни в качестве воеводы, ни в качестве князя. Сразу за сообщением о призвании трех братьев – Рюрика, Сениуса и Трувора – следует рассказ о захвате Игорем Киева и убийстве Аскольда и Дира. Как кара за это расценивается убийство его самого древлянами. Я. Длугош, как и НС и «Повесть временных лет», рассказывает о сватовстве древлянского князя к вдове убитого и о мести княгини Ольги, в том числе о ее походе в Древлянскую землю. Этот текст, судя по всему, сокращен. Далее сообщается, что Святослав, возмужав, снова отомстил древлянам. В русских летописях этого известия нет, если, конечно, не интерпретировать так статью 946 г. о втором, совместном походе Ольги и Святослава на древлян. При всех отличиях источника Длугоша, он, как и другие русские летописи, утверждал, что за смерть Игоря сначала мстила его вдова. Эти данные свидетельствуют, что Святослав родился около 940 г. В Ипатьевской редакции «Повести временных лет» указан 6450 (942) г., но похоже, что это – тоже результат вычисления. Такому расчету противоречат два русских источника, что и смущает исследователей. В Проложном житии св. Ольги сказано, что ей было 75 лет, когда она умерла (см.: Гл. 3. 2). В НС и «Повести временных лет», как и во вставной Похвале св. Ольге из «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова Мниха, смерть княгини датирована 969 г. Следовательно, она родилась в 894/895 г. Выше агиограф утверждает, что Святослав стал править сразу после смерти своего отца. Эти уточнения понадобились агиографу, чтобы объяснить, почему княгиня-христианка, известная своим сильным характером, не смогла крестить Русь, и даже ее собственный сын остался язычником. В Проложном житии есть и другие ошибки. Император, при котором Ольга ездила в Константинополь, назван Иоанном Цимисхием (так и в НС), а патриарх – Фотием. На самом деле русскую княгиню принимал Константин VII Багрянородный (903–959). Цимисхий правил в 969–976 гг. и был противником Святослава в войнах за Болгарию. Так как имя императора, с которым сражался Святослав, в НС в отличие от «Повести временных лет» не названо, то эта ошибка возникла еще в устном предании о крещении св. Ольги. Св. Фотий был патриархом в 858–867 и 877–886 гг. При нем действительно крестилась Русь, но это было в 867 г. (подробнее см.: Гл. 4. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010