21 Святитель Иосиф, архиепископ Солунский (t 830; память совершается 26 января), брат преподобного Феодора Студита , с которым вместе подвизался под руководством преподобного Платона. За строгую подвижническую жизнь святой Иосиф был единогласно избран архиепископом города Со луни. Вместе с братом святитель Иосиф обличал незаконное бракосочетание императора Константина VI Порфирородного, за что был приведен в Константинополь, мучим голодом, а затем заточен в темницу на пустынном острове. Император Михаил I Рангав (811–813) освободил святителя Иосифа из заточения. При императоре Льве V Армянине святитель Иосиф вновь вместе с братом, преподобным Феодором, пострадал за почитание святых икон. Святые братья были подвергнуты пыткам и заключены в темницу, из которой они были освобождены при императоре Михаиле Косноязычном вместе с другими иноками, пострадавшими за иконопочитание. Последние годы жизни святитель Иосиф провел в Студийском монастыре. Святые братья, преподобный Феодор и святитель Иосиф, известны как духовные песнописцы. 23 Святитель Георгий Никомидийский (IX век; память совершается 29 декабря) – митрополит греческого города Никомидия, проповедник, друг патриарха Фотия. По свидетельству патриарха Фотия, жизнь для святителя Георгия была высшим училищем, где он приобрел христианские добродетели – терпение и смирение. Святитель Георгий оставил после себя довольно много сочинений. Им написано множество слов, в основном на Богородичные праздники. Он также является творцом канонов на предпразднство Благовещения Богородицы, на Введение Ее во храм, на предпразднство Богоявления, в Неделю мытаря и фарисея, пророку Илие, честному животворящему Кресту, и множества других богослужебных песнопений. 24 Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский (t 877 – 878; память совершается 23 октября), происходил из царского рода. Когда его отец, император Михаил I, был свергнут с престола Львом Армянином, пятнадцатилетнего юношу заключили в монастырь. Жизнь в монастыре укрепила Игнатия в вере и благочестии. Впоследствии он стал игуменом монастыря, а в 846 г. избран патриархом Константинопольским и оставался на патриаршем престоле одиннадцать лет. В 857 г. он был свергнут с патриаршего престола за обличение Варды, дяди императора Михаила III (855 – 867), правившего за малолетством племянника. Святитель Игнатий увещал Варду оставить греховную жизнь и обличал его беззакония. А когда Варда принуждал святителя постричь в монахини мать Михаила III, святую царицу Феодору (842 – 855), чтобы удалить ее от управления государством, то патриарх Игнатий всенародно отлучил Варду от причастия. Святителя Игнатия подвергли мучениям, заставляя его отречься от сана, а затем отправили в ссылку. Вместо него на патриарший престол был возведен святитель Фотий. После изгнания Фотия в 867 г. императором Василием I Македонянином (867886) святитель Игнатий был вызван из ссылки и патриаршествовал еще десять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Аминь. Святой равноапостольный великий князь Владимир С именем святого равноапостольного великого князя Владимира неразрывно связано выдающееся событие в истории нашего народа – Крещение Руси. Однако христиане на Руси жили и ранее – во времена безусловного господства язычества. Христианкой была бабка князя Владимира Ольга, сподобившаяся славы святых равноапостольных жен. Святитель Димитрий Ростовский в житии святого князя Владимира процесс христианизации нашего народа условно делит на четыре периода. Впервые славянские племена, населявшие территорию будущей Киевской Руси, услышали евангельскую проповедь от святого апостола Андрея Первозванного еще в I веке по Р. X. Святой Андрей прошел от Крыма через всю страну до будущего Новгорода, повсюду крестя наших предков и утверждая их в вере Христовой. На Киевских горах он предсказал основание великого города со множеством христианских храмов. Второй период относится ко времени царствования Византийского императора Василия Македонянина (867–886). Константинопольский Патриарх Фотий (857–867; 877–886) прислал на Русь епископа Михаила, который стал проповедовать слово Божие среди язычников. По их требованию епископ Михаил совершил чудо: он велел развести огонь и положил в него Евангелие, которое при этом осталось невредимым. Тогда многие уверовали во Христа. В третий раз массовое крещение славянороссов произошло во времена святой равноапостольной княгини Ольги, после ее крещения. Святая Ольга построила много христианских храмов. Но крещение Русского государства в целом, крещение всего народа произошло только при святом Владимире, который по праву называется просветителем русского народа светом Христовой веры. Святой князь Владимир был сыном Киевского князя Святослава (†972). В первый раз имя Владимира упоминается в русских летописях под 968 годом, при повествовании о нашествии печенегов, когда его бабка, святая равноапостольная княгиня Ольга (†969; память 11 июля), с малолетними внуками и жители Киева, из-за отсутствия своего сына Святослава, были осаждены в Киеве степными кочевниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

846–857 гг. Первое патриаршество Вселенского Патриарха Игнатия. 852–889, †2/15.V.907 г. Св. равноапостольный болгарский Царь Борис-Михаил, покреститель болгарский. 852 г. Продление срока мирного договора между Болгарией и Франкским государством (Германия). 853 г. Неудачная война Болгарии против Франкского государства в союзе с Великой Моравией. 853 г. Возобновление договора между Болгарией и Византией. Очевидно, к этому времени следует отнести любопытное сообщение византийских летописцев. – Царь Борис послал вестников в Константинополь с сообщением, что пойдет с войной против ромеев. Св. Императрица Феодора ему ответила: «Найдешь меня в походе против тебя, и я надеюсь тебя победить. Если же это не произойдет и ты победишь меня, то и в этом случае я одолею тебя, потому что победишь не мужчину, а женщину.» (По другому источнику: « Если победишь женщину, не сможешь гордиться победой, а если будешь побежден ею, то все будут смеяться твоему поражению.») Св. Императрица Феодора в 856 г. уже находилась в монастыре и этими любезностями они обменялись до 856 г. (Продолжатель Феофана, Хронография, ГИБИ, т. V, с. 115–116; т. VI, с. 236–237; Иосиф Генезий, Цари, с. 85–86, ГИБИ, т. IV, с. 334–335.) 846–870 гг., †874 г. Великоморавский князь Ростислав. 855 г. Война между Германией и Велико Моравией. 855 г. Св. Константин Философ-Кирилл создает глаголицу – азбуку для древне-словеноболгарского языка. (Черноризец Храбр, «О писменьхъ») Конец ноября 857 г. Низвержение Вселенского Патриарха Игнатия византийским Императором Михаилом III. Св. Вселенский Константинопольский Патриарх Фотий; Первое патриаршество (858–867 гг.). Второе патриаршество (877–886 гг.). гг. Первое патриаршество св. Вселенского Патриарха Фотия. Февраль 858 г. Собор бывшего Вселенского Патриарха Игнатия и его приверженцев против св. Патриарха Фотия. 858 г. Собор Вселенского Патриарха св. Фотия против бывшего Вселенского Патриарха Игнатия. Лето 860 г. Болгарское посольство в Константинополе. Союз между Болгарией и Византией. (Сообщает Яхьия Антиохийский.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царица Греческая Феодора Во время возобновления иконоборческой ереси при императоре Феофиле (829 - 842) преподобный Иосиф вторично пострадал от еретиков. 11 лет он был в изгнании в Херсоне. В 842 году при святой царице Феодоре (память 11 февраля), восстановившей православное почитание святых икон, преподобный Иосиф был поставлен сосудохранителем в Софийском соборе в Константинополе. Но за смелое обличение брата царицы Варды в незаконном сожительстве он снова был отправлен в изгнание и возвращен лишь после смерти Варды, в 867 году. Патриарх Фотий (857 - 867, 877 - 886) восстановил его в прежней должности и назначил духовником всего константинопольского клира. Сошествие в ад Достигнув глубокой старости, преподобный Иосиф заболел. Перед самой Пасхой, в Великую Пятницу, Господь известил его в сновидении о приближении кончины. Преподобный сделал опись церковного имущества Софийского собора, которое по должности было на его попечении, и отослал ее патриарху Фотию. Несколько дней он горячо молился, готовясь к смерти. В своих молитвах преподобный просил Церкви мира, а своей душе - -милосердия Божия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Иосиф благословил всех, бывших при нем, и с радостью преставился к Богу (+ 883). Лики Ангелов и святых, которых преподобный Иосиф прославил своими песнопениями, с торжеством проводили душу его в Горний мир. О духе и силе песнопений преподобного его жизнеописатель, диакон Константинопольской Церкви Иоанн, так писал около 890 года: " Когда он стал писать стихи, те " и слух поражал чудной приятностью звука, и поражал сердце силой мыслей... Чудное отдохновение находят здесь те, которые стремятся к жизни совершенной... Писатели, оставив другие стихотворения, из одной этой сокровищницы - из писаний святого Иосифа - стали черпать сокровища для своих песней, или лучше сказать, ежедневно их черпают. Наконец, все народы переводят их на свой язык, чтобы просвещать песнями тьму ночи и, прогоняя сон, продолжать бдения до восхода солнечных лучей... Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой-либо день Церковью, тот сам увидит достоинство песней святого Иосифа и узнает жизнь прославляемого. Подлинно, тогда как жизнь и дела почти каждого святого украшены хвалами, не достоин ли бессмертной славы тот, кто так достойно и прекрасно умел прославить их! Пусть славят иные святые кротость его, другие - мудрость, третьи - дела его, и все вместе да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и безмерно обогатила его своими дарами " .

http://pravicon.com/info-2545

Узнав о том, Мария пришла на место; и она вместе, со святыми скончалась 9 августа (726 года, § 18). Довольно нескладно автор говорит далее, что царь велел обезглавить патрикию Марию с 10 мужами и тела их бросить в Пелагиеве, но Бог не дал телам их погибнуть в том озере (λκκος). В день кончины святых поднялась буря с молнией; все говорили, что город будет поглощен. Христолюбцы, узнав о подвиге патрикии, прибыли в Пелагиево, спустились в ров, извлекли тела их и принесли в монастырь преподобного чудотворца Анины (το ννα), где обмыли их и погребли в новом гробе «в храме Димитрия (ν τ να Δημητρου), всеславного мученика» (§ 19). – По мнению болландистов, монастырь Анины был посвящен во имя Анина, Анании или Аниана Евфратского; храм Димитрия – очевидно Солунского. – Столько лет они лежат во гробе нетленно, как живые, творят чудеса и исцеляют болезни. С восстановлением иконопочитания (842 года), по кончине Мефодия (842–846), патриархом был избран ψφ θε Игнатий, «при благополучном царствовании православного и благочестивого Василия» (867–886). – Игнатий правил престолом дважды: с 846 по 857 и с 867 по 877 год; очевидно здесь имеется в виду вторичное его патриаршество. – Случилось тогда столь сильное землетрясение, продолжавшееся 40 дней, какого никогда не бывало; храмы и дома пали; Игнатий денно и нощно служил литию о прекращении гнева Божия (§ 20); разумеется землетрясение 9 января 869 года, о котором говорятся в Житии Игнатия, у продолжателя Георгия и других. Однажды вернувшись с литии в Великую Церковь , он лег в постель, уставши от слабости и старости. Во сне он увидел красивую жену в одежде патрикии с золотым платком и с нею великого мужа с другими девятью, из которых один с двумя детьми был в одежде священнической. Мученица коснулась головы патриарха и сказала: «вынеси тела наши из-под земли; мы убиты за икону Спаса на так называемых Святых Медных воротах» и погребены «близь святого Мокия в монастыре преподобного Анины, – так монастырь называется в патриарших свитках».

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Мощи святых почитаются как источник исцелений и чудотворений, ибо святые и по смерти живы и предстоят перед Богом. По слову преподобного Иоанна Дамаскина , тела святых стали «одушевленными храмами Божиими, одушевленными жилищами Божиими». «Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается в этом!.. По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, назывался нечистым; но святые не Почитание святых мощей было подтверждено отцами VII Вселенского Собора: «Будем лобызать честные останки их для того, чтобы получить от них освящение. Таким образом мы соделаемся готовыми на всякое дело благое во Христе Иисусе Господе Мощи некоторых святых на протяжении многих веков остаются нетленными или источают благоуханное миро. При этом ни нетление мощей, ни их мироточение не являются непременным условием для причисления к лику святых. Причисление к лику святых называется канонизацией. В раннехристианской Церкви не было специальной процедуры канонизации. Почитание мученика или святого возникало в той или иной общине, нередко сразу же или вскоре после его кончины, и постепенно укреплялось в традиции этой общины во главе с местным епископом, а затем могло распространиться и на другие общины и местные церкви (или епархии). С течением веков сложилась специальная процедура, предполагающая тщательное исследование жизни подвижника, изучение возможных аргументов против его канонизации, а затем — в случае отсутствия таковых — его торжественное соборное прославление. В византийскую эпоху внесение имени святого в церковный календарь и установление его памяти на местном уровне находилось во власти епархиального архиерея. Относительно общецерковного почитания святых в отдельных случаях высшей церковной, а также светской властью издавались специальные указы: известны постановления и указы святителя Фотия, патриарха Константинопольского (857–867 и 877–886), и императора святого Льва Мудрого (886–911), посвященные прославлению отдельных святых. Однако эти указы имели эпизодический характер и не воспринимались как непременное условие для возникновения и развития почитания святого.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Скачать epub pdf Июль 15 Равноапостольный великий князь Владимир, креститель Руси Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Во времена безусловного господства язычества на Руси, задолго до предуготовляемого Промыслом Божиим принятия святого крещения, уже жили христиане. И святитель Димитрий Ростовский в житии святого князя Владимира процесс христианизации нашего народа условно делит на четыре периода. Впервые славянские племена, населявшие территорию будущей Киевской Руси, услышали евангельскую проповедь от святого апостола Андрея Первозванного еще в I веке по Р. Х. Святой Андрей прошел от Крыма через всю страну до будущего Новгорода, повсюду крестя наших предков и утверждая их в вере Христовой. На Киевских горах он предсказал основание великого города со множеством христианских храмов. Второй период относится ко времени царствования византийского императора Василия Македонянина (867–886). Константинопольский патриарх Фотий (857–867; 877–886) прислал на Русь епископа Михаила, который стал проповедовать слово Божие среди язычников. По их требованию епископ Михаил совершил чудо: он велел развести огонь и положил в него Евангелие, которое при этом осталось невредимым. Тогда многие уверовали во Христа. В третий раз массовое крещение славянороссов произошло во времена святой равноапостольной княгини Ольги, после ее крещения. Святая Ольга построила много христианских храмов. Но крещение Русского государства в целом, крещение всего народа произошло только при святом Владимире, который по праву называется просветителем русского народа светом Христовой веры. Святой князь Владимир был внук святой равноапостольной Ольги († 969; память 11/24 июля), сын Святослава († 972). Мать его Малуша († 1001) – дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его Добрыню и Малушу взяла с собой. Добрыня вырос храбрым, умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Церковью 18 октября и 4 января. Память св. Апостола Клеопы совершается 4 января. Память св. первоверховного Апостола Петра совершается 29 июня. Память св. Апостола и Евангелиста Марка совершается 25 апреля и 4 января. Геннадий патриаршествовал с 468 г. по 471 г. По свидетельству византийского историка Никифора (жил с 1295 г. по 1360 г.) во Влахернской церкви в златокованом ковчеге хранилась не одна одежда Богоматери, но вместе с тем омофор и часть Ее пояса. О том же свидетельствуют и русские паломники. Стефан новгородец, живший в XIV в., говорит: «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». То же подтверждает диакон Александр и диакон Игнатий, жившие в второй половине XIV в. — Влахернский храм сгорел 19 января 1434 г. Ныне виднеются только малые остатки его. Части одежд Богоматери находятся ныне в разных местах: так, есть одна часть в Московском Успенском соборе (эта часть передана сюда князем Василием Голицыным), другая — в Благовещенском храме, приобретенная в XIV в. Дионисием, архиепископом суздальским; кроме того часть ризы Богоматери показывается в Латеранском соборе в Риме. Празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах установлено было, как замечено в сказании, во времена императора Льва I, следовательно в половине V в., но усугублено в 860 г., при патриархе Фотие (857–867 гг.; 877–886 гг.) и императоре Михаиле III (855–867 гг.) по случаю заключения мира с Аскольдом и Диром и отступления руссов от Царьграда. Они отступили от Царьграда 25 июня, а 2 июля во вторник после торжественной службы во Влахернах патриарх с императором установили совершать в этот день тожественное празднование в честь положения ризы Пресвятой Богородицы; при этом честная риза Богоматери была перенесена из храма, выстроенного императором Маркианом и возобновленного императором Львом I, в так называемую Великую церковь. Память святого отца нашего Ювеналия, патриарха Иерусалимского Феодосий II (Младший) царствовал с 408 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

21 См. Ягич И. В. Служебные Минеи за Сентябрь, Октябрь и Ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097 гг. СПб., 1886. Месяц Октомврий, с. 11–16. 29 Священник И. Кузнецов. Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора//ЧОИДР. 1896. Кн. 2: Смесь, с. 25; ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904, с. 255; Ильин М. А. О наименовании приделов собора Василия Блаженного//Новое в археологии: Сборник статей, посвященный 70-летию Артемия Владимировича Арциховского. М., 1972, с. 292; Баталов А. Л.; Успенская Л. С. Собор Покрова на рву (Храм Василия Блаженного). М., 2002, с. 93. 30 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. М„ 1996. Кн. 4. Ч. 2, с. 180. 32 Архимандрит Дионисий (Валединский). Спутник русского православного богомольца в Риме. Рим, 2002, с. 51. 40 Святые угодники Божии целители душ и телес наших. Какому святому в каких случаях надо молиться/Сост. Т. Олейникова. М., 2002, с. 309. 42 Възнакъ ‘повергнуть лицом вверх, навзничь’. – Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). М., 1989. Т. 2, с. 88. 46 Раждалитися, разжалитися ‘огорчиться, опечалиться’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1995. Вып. 21, с. 128, 197. 47 Беждив – возможно, обессиленный. См.: беждилован ‘обессилен’, беждиловати ‘ослаблять, обессиливать’. – Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову Евангелию. СПб., 1899, с. 13. 48 Задеть ‘возложить, нагрузить, заставить исполнить что-либо’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1978. Вып. 5, с. 183. 50 Очевидно, имеется в виду, что он был непосредственным преемником епископа Анфима. Указанное же в «Словаре русского языка XI–XVII вв.» (М., 2002. Вып. 26, с. 189) значение этого слова не совсем соответствует данному контексту – «тот, кто находится, пребывает поблизости от чего-либо; то же, что сосед»; возможно, впрочем, что здесь обозначена смежность временной последовательности. 58 Третий тропарь седьмой песни канона на утрени//Минея Август. Ч. 3. С. 97. Славник на стиховне, как указано в Минее, написан гимнографом Ефремом Карией. Он был современником Константинопольского Патриарха Фотия (857–867, 877–886) и был епископом в Кари (Архиепископ Филарет (Гумилевский) . Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 293–294).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Кончина святого Ефрема последовала в 545 г. Святой Симеон Дивногорец был уведомлен свыше о кончине его; в момент его смерти он видел его душу, возносившуюся ангелами к Богу (подробнее об этом можно читать в житии святого Симеона Дивногорца, — под 2-м числом месяца мая). Патриарх Фотий (управлял Константинопольскою церковью с 857 по 867 г.; затем вторично — с 877 по 886 г.) свидетельствует о святом Ефреме, что, хотя он и был сирийцем по происхождению и языку, но не без искусства владел и греческим языком. Почти все сочинения святого Ефрема был и написаны в защиту православного учения о Лице Иисуса Христа и соединении в Нем двух естеств — божеского и человеческого, — против монофизитов. Память преподобного отца нашего Зосимы Иоанн Хозевит получил такое название от лавры Хузивской, в которой он подвизался. Эта лавра находилась в пустыне Хузив или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном, недалеко от низменной долины Иорданской. Хузивская лавра возникла в V в. Имя первого ее основателя неизвестно. Особенно процветала лавра в VI, VII и VIII в., когда она славилась строгостью жизни своих подвижников. Иоанн патриаршествовал в VI в. — Память его празднуется св. Церковью 3 октября. Город Иерихон находился на западном берегу реки Иордана, в очень плодородной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался «городом пальм». Ныне на месте древнего Иерихона стоит бедная деревушка Риха. Патриции были в Риме высшим сословием, вроде нашего дворянства. Имеется в виду землетрясение, бывшее в Антиохии в 526 г. Кончина святого Зосимы последовала в половине VI в. Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Феофил занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 г. Известен в истории, главным образом, по своей вражде к Иоанну Златоусту. Отличаясь большим честолюбием, он стремился подчинить своему влиянию Константинопольского архиепископа, и потому после смерти Нектария, занимавшего византийскую кафедру с 381 по 397 г., интриговал в пользу того, чтобы на эту кафедру было избрано преданное ему, Феофилу, лицо. Когда, вопреки планам Феофила, был избран в епископы столицы св. Иоанн Златоуст, бывший до этого пресвитером в Антиохии, Феофил затаил против него злобу и сделался опорою противной Златоусту партии. Он принял деятельное участие в сложной интриге против Константинопольского святителя, результатом которой было низложение последнего и двукратное изгнание из столицы. На соборе в Дубне, составленном врагами Златоуста с целью низложения его, Феофил присутствовал в качестве председателя. Вообще отношения его к Златоусту были такого свойства, что ложатся темным пятном на его имени. Но в остальном Феофил был довольно мудрым иерархом и сделал много полезного для Александрийской церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010